Теория и методика профессионального образования
УДК 371.8
С. Н. Усова
Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии
Аннотация
В статье рассматриваются три модели организации профориентационной работы со школьниками в пространстве внеурочной деятельности с применением современных образовательных технологий. Определяются новые направления профессионального развития педагогов — специалистов по профориентации.
I Ключевые слова: внеурочная деятельность, профессиональная ориентация, профориентационная работа, смешанное обучение, дистанционные образовательные технологии, сетевые технологии, электронное обучение, дополнительное профессиональное образование.
S. N.Usova
Career guidance within extracurricular activity: blended formats and modern technologies
Abstract
The article considers three models of career guidance organization in work with learners during extracurricular activity with the use of modern educational technologies. New directions of professional development of teachers — career counselors are revealed.
Keywords: extracurricular activities; vocational orientation; career guidance; blended learning; distance education technology; network technology; e-learning, additional vocational education.
26
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019
Воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации — приоритетное направление государственной политики в сфере образования.
Актуальность проблемы профориентации отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Значимость профориентационной работы подчеркивается в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», вопросы такой работы рассматриваются на ежегодных международных экономических форумах, которые проводятся в нашей стране.
Пристальное внимание к проблемам профориентации последние 5 лет объясняется, с одной стороны, низкой эффективностью проводимой в школах профориентационной работы («поздняя» профориентация школьников; отсутствие целостной системы сопровождения профессионального самоопределения подростков; недостаток квалифицированных специалистов по профориентации и др.), а с другой — появлением новых подходов и, соответственно, новых задач в этом направлении.
Действительно, в настоящее время необходимо уточнить подходы к решению задач в области профориентации школьников. И прежде всего — задач профессионального самоопределения молодежи, поскольку то, что «работало» вчера и было перспективным, сегодня не является таковым. (И уж тем более не будет востребованным в будущем!) Так, если раньше акцент делался на диагностике профессиональных способностей и склонностей выпускников школы, то сегодня предлагается другой подход к решению задач профессионального самоопределения молодежи, смысл которого заключается в развитии ценностно-смысловой сферы личности и универсальных (надпредметных) умений, являющихся фундаментом профессиональной и личностной успешности.
Сегодня старшекласснику недостаточно решить «кем быть?», не менее важно сделать выбор — «каким быть?» и при этом понимать, что в современном мире придется учиться каждый день, расширяя знания и развивая те умения и способности, которые у него есть. А это значит, что в период обучения в школе надо сформировать у обучающихся мотивацию к получению образования в течение всей жизни.
Новые задачи в профориентационной работе со школьниками, новые подходы к проведению этой работы, безусловно, требуют подготовки педагогов в части эффективной организации про-
фориентации в разных форматах с применением современных образовательных технологий в урочное и внеурочное время. Важность рассматриваемого вопроса обусловливается и характером динамики обновления содержания требований к уровню профессионального развития педагогов.
Цель статьи — рассмотреть различные модели организации профориентационной работы со школьниками в пространстве внеурочной деятельности и обозначить возможные «точки роста» и новые направления профессионального развития педагогов — специалистов по профориентации.
Как показывает исследовательская практика, потенциал и ресурс внеурочной деятельности в системе профориентационной работы общеобразовательных организаций используется пока недостаточно. Хотя внеурочная деятельность обладает значительным потенциалом в решении задач профориентации школьников. Так, в пространстве внеурочной деятельности профориентационную работу в классе может организовать классный руководитель, который наделен полномочиями «реализовывать внеурочную деятельность в пространстве взаимодействия с внеклассной и внешкольной деятельностью в виде проектной деятельности, выставок, конкурсов, праздников, смотров и других мероприятий» [1]. Перспективным представляется проведение классным руководителем краткосрочных курсов внеурочной деятельности объемомучебного времени от 6 до 12 часов. Краткосрочный курс может быть реализован в виде таких форм профориентационной работы, как встречи с представителями профессиональных учебных заведений, беседы с представителями профессий, востребованных на региональном рынке труда; экскурсии на предприятия, в учебные профессиональные заведения; ролевые профориентацион-ные игры, игры-квесты; марафон профессий и др. [4, с. 13-14].
Или другой вариант профориентационной работы со школьниками в рамках внеурочной деятельности: учитель-предметник разрабатывает программу курса внеурочной деятельности объемом 34-35 часов в виде факультативов, элективных курсов, школьных научных обществ и др. Такая программа обязательно должна включать внеурочные занятия, посвященные вопросам профориентации обучающихся и изучению приоритетов современного рынка труда.
Особенностью названных выше программ курсов внеурочной деятельности может стать смешанное обучение — сочетание традиционной образовательной деятельности и электронного обучения. Заметим, применение электронного
обучения и (или) использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации программ курсов внеурочной деятельности не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13, 16, 28, 91).
Главное достоинство смешанного обучения заключается в том, что такой формат дает возможность гибко подходить к потребностям учителя и ученика, делает образование не просто доступным, а в буквальном смысле индивидуальным.
При этом смешанное обучение — это не просто рассылка заданий по электронной почте, а продуманное сочетание традиционного, классического подхода к образованию с новыми технологиями. Учитель на всех этапах сопровождает ученика, корректирует его действия и раскрывает тему, если требуется дополнительное пояснение.
В России смешанное обучение в школах впервые стало применяться в 2000-е годы, тогда как в Европе и США этот подход давно зарекомендовал себя как эффективный. В последние годы распространение смешанного обучения во многом обусловлено все возрастающим количеством интернет-пользователей и их активностью в использовании мобильных устройств разного типа.
В зарубежной практике выделяют шесть основных моделей смешанного обучения:
• обучение «лицом к лицу» (face to face driver) — в основном материал изучается в школе, и даже электронные образовательные ресурсы чаще всего используются непосредственно в классе;
• ротация (rotation) — время между дистанционным и очным обучением разделяется примерно поровну;
• онлайн-лаборатория (online lab) — практически все учебное время в классе занимает электронное обучение;
• гибкий график (flex) — обучение проходит в основном дистанционно, но учитель сопровождает учеников на всех этапах, в том числе и с помощью очных консультаций (такие консультации организуются индивидуально или для небольших групп учеников);
• выбери сам (selfblend) — помимо основной программы, учащийся может привлекать посторонние ресурсы, например, выбирать специальные курсы, которых нет в его школе, но которые доступны в других школах в дистанционном режиме;
• обучение онлайн (online driver) — весь процесс обучения проходит дистанционно, а очные встречи с учителем не обязательны; обязательными являются только собеседования и сдача экзаменов [2].
В российской практике школьного образования чаще всего применяются методики «перевернутого класса». Отдельные элементы методики смешанного обучения используются при проведении предметных олимпиад федерального уровня: проводится специальный заочный конкурсный тур, который предполагает сочетание очной и дистанционной работы с ведущими преподавателями страны. Реализация программ курсов внеурочной деятельности с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется только в обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы считаем, что в образовательной среде школы могут применяться как минимум три модели, которые будут способствовать развитию профо-риентационной среды общеобразовательной организации.
Модель первая: интеграция очных внеурочных занятий и образовательного интернет-ресурса как компонента организации внеаудиторной самостоятельной работы в виртуальном пространстве.
Модель вторая: разработка онлайн-курса внеурочной деятельности, в котором проведение всех внеурочных занятий по теме программы запланировано в виртуальном образовательном пространстве. При этом первое и последнее занятия проводятся в очной форме.
Модель третья: реализация курсов внеурочной деятельности профориентационной направленности в очной форме. При реализации этой модели приоритетными на занятиях должны быть активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, применение технологии проектной деятельности, интерактивных методов и приемов (творческих заданий, интерактивных профориентационных игр, квестов), использование общественных ресурсов — приглашение специалистов, проведение экскурсий и т. д., мультимедийных и информационных технологий.
Обратим внимание на дидактическую составляющую первых двух моделей, поскольку именно они являются инновационными.
В первой модели, по существу, все практические занятия переносятся в виртуальную образовательную среду и становятся самостоятельной (внеаудиторной) деятельностью учащихся. Таким образом, в методическом обеспечении этой модели значительную роль будут играть инструкции по проведению занятий, инструкции к интерактивным заданиям, методические рекомендации по выполнению проектных работ и т. д.
28
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019
Во второй модели очных занятий только два: первое — установочное, второе — заключительное, на котором подводятся итоги внеурочной деятельности, оцениваются продукты деятельности обучающихся. Следовательно, на каждом занятии обязательно должны быть объясняющие, тренировочные и контрольные виды учебных материалов. В зависимости от специфики изучаемой тематики и педагогических задач к ним могут добавляться мотивирующие и дополнительные учебные материалы.
В качестве контента онлайн-курса (модель 2) могут использоваться объекты интеллектуальной собственности (иллюстрации; научные, литературные, музыкальные и аудиовизуальные произведения, фонограммы, записи театральных постановок, телепередач и т. д.) из списка федеральных образовательных ресурсов, перечня федеральных образовательных порталов, а также видеолекции, интернет-практикумы, виртуальные экскурсии и др., разработанные и созданные авторами данного курса.
В качестве заданий для внеаудиторной деятельности (модели 1 и 2) можно запланировать:
• работу с диагностическими материалами (про-фориентационными тестами) в режиме онлайн (https://proforientator.ru/tests/; https:// postupi.online/ и др.);
• знакомство с профессиями с помощью интерактивных тренажеров, онлайн-атласа профессий, видеороликов, радиопередач и статей о профессиях (http://dni-fg.ru/, Ы^р://засобой. рф/zacoboj-v-professiyu; https://postupi. online/; https://proektoria.online/professions/ и др.);
• изучение электронного альманаха перспективных отраслей и профессий на ближайшие 1520 лет (http://atlas100.ru/; https://proektoria. online/);
• участие в онлайн-проектах (https://proektoria. online/), веб-квесте «Построй свою траекторию поступления в вуз (https://postupi.online/ service/service-vo/quest/)»;
• анализ мониторинга качества приема в вузы, проводимого с 2009 года рабочей группой НИУ «Высшая школа экономики» в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Министерства просвещения РФ (https://ege.hse.ru/);
• создание учениками постера «Мои жизненные планы, перспективы и возможности» или «Мой выбор»;
• оформление портфолио профессий и т. д.
Обратим внимание на то, что приведенные ссылки на интернет-ресурсы являются «работающими», доступ к ним бесплатный, регистрация не требуется. В помощь педагогам — аннотированный список самых заметных специализированных интернет-ресурсов, обеспечивающих профориентационную деятельность в школе, представленный И. А. Трушковской в научно-методическом журнале «Управление образованием» [3, с. 123-128].
При этом отметим, что обширнейшие возможности в организации профориентационной работы и реализации внеурочной деятельности в целом открывают сетевые технологии, применение которых регламентируется статьями 13, 15, 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Выполнение сетевых проектов возможно на образовательных платформах «ГлобалЛаб», «Стемфорд», «ПроеКТОрия» и др. На интерактивной цифровой платформе «ПроеКТОрия», созданной для профориентации школьников, педагоги и старшеклассники могут участвовать в профориентационных онлайн-мероприятиях, организованных Министерством просвещения РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ».
Представляется, что курсы внеурочной деятельности с электронным сопровождением будут особенно актуальными в старшей школе, так как обучающийся сможет осваивать их по индивидуальному учебному плану или индивидуальному учебному графику.
Конечно, разработка онлайн-курсов, активное использование мультимедийных и информационных технологий требуют профессионального перевооружения педагога, и прежде всего освоения ими IT на высоком уровне. Решить эту проблему в Подмосковье призвана стабильно развивающаяся региональная система профессионального педагогического образования. Дополнительное профессиональное образование Московской области предлагает сегодня более 120 современных программ повышения квалификации, в том числе электронных курсов.
Таким образом, пространство внеурочной деятельности создает условия для эффективного осуществления профориентационной работы в школе. А при интеграции урочной, внеурочной деятельности и внеклассной работы развитие про-фориентационной среды общеобразовательной организации будет проходить целенаправленно, интенсивно и непрерывно.
Литература
1. О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности: письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://legalacts.ru/ doc/pismo-mmobmauki-шssп-ot-18082017-n-09-1672-о-парга^епп/
2. Смешанное обучение: что это такое и как работает? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// 1ус1575^коЬг.га^^/ДОКУМЕНТЫ/Сведения об образ орган/Образование/Смешанное обучение.pdf
3. Трушковская, И. А. Аннотированный список специализированных интернет-ресурсов, обеспечивающих профориентационную деятельность в школе /
И. А. Трушковская // Управление образованием: научно-методический журнал. — 2017. — № 6. — С. 123-128.
4. Усова, С. Н. К вопросу о профессиональном самоопределении школьников [Электронный ресурс] / С. Н. Усова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2017. — № 2. — С. 946-950. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30771737
5. Усова, С. Н. Организация внеурочной деятельности обучающихся: нормативно-правовые, методические и технологические аспекты: учеб.-метод. пособие / С. Н. Усова. — М.: АСОУ, 2018. — 128 с. — (Совершенствование деятельности классных руководителей. Вып. 29).
References
1. O napravlenii metodicheskih rekomendatsiy po utoch-neniyu ponyatiya i soderzhaniya vneurochnoj deyatel-nosti v ramkah realizatsii osnovnyh obshcheobrazo-vatelnyh programm, v tom chisle v chasti proektnoy deyatelnosti: pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18 avgusta 2017 № 09-1672 [Electronic resource] [On the course of methodological recommendations related extracurricular activities in the framework of general education programs implementation including project activities: letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 18 August, 2017 № 09-1672. - URL: http://legalacts.ru/doc/ pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/
2. Smeshannoye obucheniye: chto eto takoe i kak rab-otayet? [Blended learning: what it is and how it works] [Electronic resource]. — URL: https://lyc1575.msko-br.ru/files/ДОКУМЕНТЫ/Сведения об образ орган/Образование/Смешанное 06y4eHM.pdf
3. Trushkovskaya, I. A. Annotirovanniy spisok spetsial-izirovannyh internet-resursov, obespechivayushchih proforientatsionnuyu deyatelnost v shkole [Annotated list of specialized internet resources on career guidance
at school]/ I. A. Trushkovskaya // Upravleniye obra-zovaniem: nauchno-metodicheskiy zhurnal [Education management: scientific and methodological journal]. - 2017. - № 6. - P. 123-128.
4. Usova, S. N. K voprosu o professionalnom samoopre-delenii shkolnikov [On professional self-determination of schoolchildren] [Electronic resource] / S. N. Usova // Konferentsium ASOU: sbornik nauchnyh tru-dov i materialov nauchno-prakticheskih konferentsiy [Conferencium ASOU: collection of scientific articles and proceedings of scientific conferences]. — 2017. — № 2. — P. 946-950. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30771737
5. Usova, S. N. Organizatsiya vneurochnoy deyatelnosti obuchayushchihsya: normativno-pravoviye, metodi-cheskiye i tekhnologicheskiye aspekty: ucheb.-metod. posobie [Exctracurricular activity organization: legal, methodological and technological aspects: methodological manual ] / S. N. Usova. — M.: ASOU, 2018. — 128 p. — (Sovershenstvovaniye deyatelnosti klassnyh rukovoditelej [Advancement of Homeroom teachers]. Vyp. 29).