Научная статья на тему 'Новые конструкты электронного обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования'

Новые конструкты электронного обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL RETRAINING / E-LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

В статье отмечается, что содержание современного педагогического образования не успевает за стремительными изменениями реальной школьной действительности. Имеет место определенный разрыв между актуальными потребностями общеобразовательной организации и качеством подготовки учителей. Это обусловливает все возрастающую значимость разработки и внедрения новой системы непрерывного педагогического образования, позволяющей обеспечить профессиональ-но-личностное развитие каждого педагога. Важной целью сегодня является поиск нового дизайна дополнительного профессионального образования современных педагогов, являющегося движущей силой непрерывного развития его профессионального мастерства. Автором обобщается и описывается образовательная деятельность кафедры воспитательных систем Академии социального управления в современных условиях. Особое внимание уделено новой системе электронного повышения квалификации. Рассматриваются такие конструкты дополнительного профессионального образования, как электронный учебный курс, виртуальная стажировка, электронный Смарт-курс, микромодульный электронный курс, смешанный электронный учебный курс. Представляется профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных организаций на основе применения дистанционных образовательных технологий. Систематизированные отзывы педагогов и руководителей образовательных организаций Московской области, прошедшие электронное повышение квалификации или профессиональную переподготовку, показывают преимущества новых форм образования. Делается вывод об эффективности электронного обучения в реализации приоритетного национального проекта «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New constructs of e-learning of teachers in the system of additional professional education

The article notes that the content of modern pedagogical education does not keep up with the rapid changes in the real school reality. There is a certain gap between the actual needs of the educational organization and the quality of teacher training. This leads to the increasing importance of the development and implementation of a new system of continuous pedagogical education, which allows to ensure the professional and personal development of each teacher. An important goal today is to find a new design of additional professional education of modern teachers, which is the driving force of the continuous development of his professional skills. The author generalizes and describes the educational activities of the Department of Educational Systems of the Academy of Social Management in the same time conditions. Special attention is paid to the new system of electron training. Such constructs of additional professional education as e-learning course, virtual internship, e-Smart course, micro-modular e-course, mixed e-learning course are considered. Professional retraining of heads of educational organizations on the basis of application of distance educational technologies is represented. Systematic reviews of teachers and heads of educational organizations of the Moscow region. It has passed electronic training or professional retraining; show the advantages of new forms of education. The conclusion is made about the effectiveness of e-learning in the implementation of the priority national project “Education”.

Текст научной работы на тему «Новые конструкты электронного обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования»

УДК 378.091.398+004

Новые конструкты электронного обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования

М. П. Нечаев

New constructs of e-learning of teachers in the system of additional professional education

M. P. Nechaev

Аннотация. В статье отмечается, что содержание современного педагогического образования не успевает за стремительными изменениями реальной школьной действительности. Имеет место определенный разрыв между актуальными потребностями общеобразовательной организации и качеством подготовки учителей. Это обусловливает все возрастающую значимость разработки и внедрения новой системы непрерывного педагогического образования, позволяющей обеспечить профессионально-личностное развитие каждого педагога.

Важной целью сегодня является поиск нового дизайна дополнительного профессионального образования современных педагогов, являющегося движущей силой непрерывного развития его профессионального мастерства.

Автором обобщается и описывается образовательная деятельность кафедры воспитательных систем Академии социального управления в современных условиях. Особое внимание уделено новой системе электронного повышения квалификации. Рассматриваются такие конструкты дополнительного профессионального образования, как электронный учебный курс, виртуальная стажировка, электронный Смарт-курс, микромодульный электронный курс, смешанный электронный учебный курс. Представляется профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных организаций на основе применения дистанционных образовательных технологий.

Систематизированные отзывы педагогов и руководителей образовательных организаций Московской области, прошедшие электронное повышение квалификации или профессиональ-

ную переподготовку, показывают преимущества новых форм образования.

Делается вывод об эффективности электронного обучения в реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Abstract. The article notes that the content of modern pedagogical education does not keep up with the rapid changes in the real school reality. There is a certain gap between the actual needs of the educational organization and the quality of teacher training. This leads to the increasing importance of the development and implementation of a new system of continuous pedagogical education, which allows to ensure the professional and personal development of each teacher.

An important goal today is to find a new design of additional professional education of modern teachers, which is the driving force of the continuous development of his professional skills.

The author generalizes and describes the educational activities of the Department of Educational Systems of the Academy of Social Management in the same time conditions. Special attention is paid to the new system of electron training. Such constructs of additional professional education as e-learning course, virtual internship, e-Smart course, micro-modular e-course, mixed e-learning course are considered. Professional retraining of heads of educational organizations on the basis of application of distance educational technologies is represented.

Systematic reviews of teachers and heads of educational organizations of the Moscow region. It has passed electronic training or professional retraining; show the advantages of new forms of education.

ММ. П. Нечаев

Новые ко»структы электронного обучения педагогов...

The conclusion is made about the effectiveness of e-learning in the implementation of the priority nationalproject "Education".

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Keywords: additional professional education, professional development, professional retraining, e-learning, distance learning technologies.

Трансформирующаяся система непрерывного профессионального образования педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессионального стандарта педагога должна быть нацелена на формирование и совершенствование необходимых компетенций любого педагогического работника, выполняющего трудовые общепедагогические функции воспитания, обучения и развития обучающихся. Современный учитель в соответствии с социальным заказом и требованиями нормативных документов должен уверенно владеть современными и эффективными образовательными технологиями, умело их применять в своей практической деятельности. При этом педагогу надо уметь принимать самостоятельные управленческие решения, быстро ориентироваться в социальной и профессиональной сфере, выявлять и оперативно разрешать собственные затруднения, восполнять профессиональные дефициты. Учитель быть готовым к возможным профессиональным перегрузкам, нестандартным ситуациям и уметь быстро их разрешать, обладая постоянным стремлением к самообразованию и профессионально-личностному росту на протяжении всей профессиональной деятельности.

Обобщенный анализ имеющихся теоретических исследований и накопленного российского педагогического опыта позволяет отметить, что содержание современного педагогического образования сегодня не успевает за стремительными изменениями в реальной школьной действительности. Существует определенный разрыв между актуальными потребностями общеобразовательной организации и качеством подготовки учителей. Ныне действующая система подготовки специалистов в условиях

высшего учебного заведения не отличается вариативностью, не в полной мере отвечает интересам и потребностям обучающегося контингента, не ориентирована на удовлетворение его возможных (потенциальных) специфических профессиональных интересов [1]. Также не в полной мере осуществляется и адресность дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

В этой связи видится острая необходимость существенного обновления системы дополнительного профессионального педагогического образования не только в области изменения его содержания, но и новых технологий его организации; обеспечивающих высокое качество, доступность и соответствие реальным запросам педагогического сообщества. Существенно возрастает значимость разработки и внедрения новой системы непрерывного педагогического образования, позволяющей обеспечить профессионально-личностное развитие каждого педагога, готового к осуществлению эффективной образовательной деятельности в контексте потребностей современного социума.

Однако следует отметить, что непрерывное развитие профессиональной компетентности педагога и роста его мастерства можно обеспечить, если это является важнейшей задачей не только государства или руководства, но и, в первую очередь, становится осознанной и ведущей целью непосредственно самого учителя. Следовательно, необходимо обеспечить условия, определив ресурс формирования положительной мотивации учителей к непрерывному профессиональному саморазвитию [2].

Все это диктует необходимость поиска нового дизайна дополнительного профессионального образования современных педагогов, являющегося движущей силой непрерывного развития его профессионального мастерства.

Электронное обучение на сегодняшний день является мощным ресурсом повышения качества образования. Однако его теоретико-методологические основания являются недостаточно разработанными.

Термин «электронное обучение» в российской науке применяется относительно недавно, а в странах Западной Европы и Северной Америки аналоги этого термина используются до-

статочно широко в таких дефинициях как E-leaning, E-tutoring и Distance Leaning.

Внедрение электронного обучения в учебном процессе было рассмотрено достаточно широким рядом отечественных авторов (А. А. Андреев [3], М. Е. Вайндорф-Сысоева [4], Л. Н. Горбунова [5], А. С. Молчанов [6], С. В. Панюкова [7], Е. С. Полат [8], А. В. Соло-вов [9], Е. В. Чернобай [10] и др.).

В своей монографии А. А. Андреев сформулировал понятие и принципы дистанционного обучения, определяя его, как «целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [3, с. 16], а также раскрыл его роль и место в системе непрерывного профессионального образования.

М. Е. Вайндорф-Сысоева и ее коллеги внесли весомый вклад в развитие электронной дидактики, рассматривая ее как теорию обучения в виртуальной образовательной среде [4].

Л. Н. Горбунова, разрабатывая и апробируя широкий модельный ряд применения электронного обучения в системе повышения квалификации педагогов, рассматривает их как ресурс профессионально-личностного развития учителя [5].

Н. В. Комлева, С. А. Лебедев, А. С. Молчанов и др., исследуя вопросы комплексного подхода к организации информационно-образовательной среды электронного университета, разработали единую концепцию развития информационно-образовательной среды вуза [6].

С. В. Панюкова в своих исследованиях особое внимание уделила наиболее важным теоретическим и практическим аспектам оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях [7], а Е. С. Полат, внеся значительный вклад в теорию дистанционного обучения, считает данные технологии новыми педагогическими [8].

Е. В. Чернобай в своих диссертационных исследованиях выстроила методическую систему подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов, а также определила методические основы подготовки педагогов к

проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде [9].

Таким образом, теоретический обзор литературы в аспекте разработанности проблемы использования электронного обучения в образовании, в том числе и в дополнительном профессиональном образовании, позволяет сделать ряд выводов:

- электронное обучение можно рассматривать как новую образовательную парадигму;

- теория электронного обучения находится в стадии становления;

- нет единого понимания понятия «электронного обучения»;

- не определены теоретико-методологические подходы к разрешению проблемы организации электронного обучения;

- дидактика электронного обучения практически отсутствует;

- практико-ориентированные исследования опережают складывающуюся теорию электронного обучения.

В этой связи с 2017 г. в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) ведется академическая научно-исследовательская работа по теме «Создание системы электронного обучения и роста ИКТ-компетентности педагогических работников вуза как механизма непрерывного профессионального образования региона (на примере ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»)», научный руководитель Л. Н. Горбунова, доктор педагогических наук, проректор по научной работе и информационным технологиям.

В результате работы над академическим исследованием, в котором принимали участие все кафедры дополнительного профессионального образования, была разработана концепция электронного повышения квалификации педагогических работников Московской области, создано шесть моделей электронных учебных курсов, в которых нашли отражение современные тенденции электронного обучения («перевернутый класс», «смешанное обучение», «курируемый контент» и др.), на основе которых разработано около 150 электронных учебных курсов. Работа над созданием новой электронной среды профессионального роста стала фактором профессионального роста профессорско-

ММ. П. Нечаев

Новые ко»структы электронного обучения педагогов...

преподавательского состава АСОУ, обеспечивая позиции ведущего центра в области дополнительного профессионального образования, реализуемого в условиях цифровой образовательной среды.

Следует отметить, что именно научно-исследовательская и методическая работа педагогических работников стали основным ресурсом выполнения задач приоритетного проекта правительства Московской области «Новая система электронного повышения квалификации учителей», исполнение которого было поручено АСОУ в 2017 году.

Кафедра воспитательных систем, являясь структурным подразделением АСОУ, принимает активное участие во внедрении новой формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей Московской области по вопросам воспитания и социализации обучающихся.

Ведь с точки зрения системного подхода качество воспитания как интегративный системный объект включает в себя не только качество полученных результатов воспитания, но и качество всех процессов, которые обеспечивают и влияют на этот конечный результат.

Ведущая идея образовательной деятельности кафедры - опережающее обучение педагогов Московской области посредством разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и руководителей образовательных организаций, учитывающих непрерывное развитие их профессионального мастерства и обеспечение готовности специалистов к осуществлению эффективной деятельности в сфере воспитания и социализации подрастающего поколения.

В 2017-2019 гг. на кафедре воспитательных систем АСОУ профессорско-преподавательским составом были разработаны и сертифицированы к реализации 22 дополнительные профессиональные программ повышения квалификации (ДПП ПК) по пяти моделям электронного обучения. Рассмотрим их.

1. Электронный учебный курс.

Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных технологий (ДОТ), 72 часа.

В электронном учебном курсе два очных занятия - установочное и итоговое, остальные

занятия - дистанционно в электронной образовательной среде на новой платформе «Система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области» http://nsepku.mosreg.ru. Платформа разработана сотрудниками АСОУ совместно с компанией «Новый диск», которая является одним из крупнейших издателей и дистрибьюторов мультимедийного программного обеспечения, обучающих программ и видеопродукции на территории России и стран СНГ.

Обучаясь в дистанционной среде, слушатели просматривают видео-лекции, выполняют интерактивные практические задания, изучают содержательные материалы, разработанные авторами курсов, участвуют в обсуждении вопросов на форумах, проходят входное и итоговое тестирование.

Итог обучения - защита практико-применимых методических разработок по актуальным проблемам воспитания в общеобразовательной организации.

Реализуемые ДПП ПК:

- «Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО» (М. П. Нечаев);

- «Деятельность общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений» (С. М. Куницына) [11];

- «Профориентация обучающихся в образовательной среде школы» (С. Л. Фролова) [12].

2. Виртуальная стажировка.

Форма обучения: очно-заочная с применением ДОТ, 36 часов.

В виртуальной стажировке одно очное установочное занятие, остальные занятия - дистанционно в электронной образовательной среде на новой платформе «Система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области»

http://nsepku.mosreg.ru или в электронной образовательной среде Мoodle на платформе «Дистанционной центр АСОУ» http://dot.asou-mo.ru.

Виртуальная стажировка в дистанционном формате начинается с этапа консультирования слушателя. В электронных консультационных текстах даются рекомендации по поводу того, как можно решить ту или иную проблему. Кон-

сультирование при этом отличается оперативным реагированием и своей ориентированностью:

- на целенаправленную поддержку каждого педагога в поиске и реализации его собственных ресурсов для решения возникающих затруднений в практической деятельности;

- выявление и восполнение его профессиональных дефицитов;

- преодоление возникающих проблем [13].

Консультационный материал помимо текстов для самостоятельного изучения и анализа, как правило, содержит гиперссылки на информацию, размещенную на различных сайтах в сети интернет. Виртуальные консультации являются обучающим ресурсом, направляя педагога на помощь не только в получении запрашиваемой информации, но и на осознание причин, побудивших его обратиться за помощью.

Руководство учебными группами стажеров, работающих в виртуальной среде, оказывается полезным не только для стажеров, но и для преподавателя курса повышения квалификации. Например, при разработке материалов консультационных текстов он должен учитывать их актуальность и несомненную практическую значимость, адресность и мотивационную направленность. А это требует развития определенных аналитических способностей, компетенций в подборе и обработке предоставляемого информационного материала, который должен стать не только актуальным для учителей-стажеров, но и побудить их к самостоятельному движению по индивидуальному маршруту в достижении поставленной образовательной цели [14; 15].

Виртуальная стажировка значительно расширяет возможности горизонтального обучения стажеров при изучении передовой педагогической практики через использование нетрадиционно очных, а дистанционно заочных способов посещения образовательных организаций или урочных и внеурочных занятий, проводимых учителями. Интернет-визиты на педагогические площадки сайтов образовательных организаций или личные сайты учителей, подкрепляемые виртуальными консультациями, материалами вебинаров, семинаров и научно-практических конференций, составляют сущностную основу виртуальной стажировки.

Феноменальность виртуальной стажировки, по мнению проректора по научной работе и информационным технологиям АСОУ Л. Н. Горбуновой, обусловлена закономерной трансформацией образовательного пространства дополнительного профессионального образования вследствие его интеграции с виртуальным пространством. Виртуальную стажировку, можно рассматривать как «способ окультурирования образовательного интернет-ландшафта регионов и его обогащения» [16, с. 21].

Реализуем ые ДПП ПК:

- «Технологии проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ООО» (С. Н. Усова) [17];

- «Интерактивные технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО» (Г. А. Романова);

- «Организация правового воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» (С. М. Куницына).

3. Электронный Смарт-курс.

Форма обучения: очно-заочная с применением ДОТ, 72 + 4 часа.

В электронном смарт-курсе одно очное установочное занятие, остальные занятия - дистанционно в электронной образовательной среде на новой платформе «Система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области» http:// nsepku.mosreg.ru.

Главное отличие смарт-курса от других электронных и дистанционных курсов в том, что обучение и контрольные мероприятия курса проводятся без участия преподавателя на смарт-платформе. Но это не исключает участие преподавателя при реализации курса. Преподаватель проводит консультации на смарт-платформе по запросам пользователей, и самое важное - в связи с изменениями в законодательстве, а также в соответствии с конкретной образовательной ситуацией оперативно вносит изменения в тематику видеолекций, интерактивных материалов и их содержание.

Для реализации целей ДПП ПК служат следующие основные средства обучения: учебный модуль, учебный микромодуль, представляющие собой унифицированные по структуре фрагменты программы, оформленные как ее самостоятельные части.

М. П. Нечаев

Новые кднструкты электронного обучения педагогов...

Они являются средством организации, обеспечения и управления процессом формирования определенных единиц профессиональной компетентности педагога.

В каждом модуле - четыре микромодуля. Таким образом, в курсе 16 микромодулей, каждый из которых рассчитан на изучение учебного материала в течение 6 часов. Тематика микромодулей внутри каждого модуля соотносится с одной из четырех компетенций педагога -предметной, психолого-педагогической, методической и коммуникативной.

Каждый микромодуль включает видеолекцию, интерактивный демонстрационный, контрольный и мотивационный материалы, а также промежуточное тестирование. Соответственно, каждый микромодуль является законченным смысловым элементом курса с конкретной целью его изучения.

При этом внутри каждого модуля содержание микромодулей составлено в порядке расширения знаний и закрепления практических навыков по теме модуля.

В каждом микромодуле учебные материалы обязательно сопровождаются иллюстрацией эффективного опыта и инновационных практик, апробированных при участии авторов курса в школах-лидерах Подмосковья, и зарекомендовавших себя как положительные. Их включение обусловлено педагогической и методической целесообразностью: они стимулируют познавательную деятельность педагогов, развивают их критическое мышление, формируют навыки рефлексирования, совершенствуют умения принимать управленческие решения и др.

Вариативность учебного содержания обеспечивается путем включения в содержание каждого микромодуля интерактивного мотива-ционного материала, освещающего различные точки зрения на обсуждаемые вопросы и инновационные варианты решения практических и теоретических проблем. Дополнительные материалы размещаются в библиотеке электронного учебного смарт-курса. Пользователь направляется к мотивационным материалам в случае успешного освоения материала микромодуля (по результатам прохождения промежуточного тестирования).

Формат обучения на сарт-курсе: асинхронный. Всего 4 модуля с полной комплектацией

(в каждом модуле 3 инвариантных (обязательных) микромодуля и 1- дополняющий (вариативный).

Обязательными элементами курса является входное и итоговое тестирование.

Реализуемая ДПП ПК:

- «Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации» (С. Н. Усова, М. П. Нечаев, Т. Н. Трунцева).

4. Микромодульный электронный курс.

Форма обучения: очно-заочная с применением Дот, 22/24/28 часов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В микромодульном электронном курсе одно очное тренинговое занятие, остальные занятия -дистанционно в электронной образовательной среде на новой платформе «Система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области» Йф://шерки. mosreg.ru.

На очном занятии в форме тренинга отрабатываются приемы преодоления затруднений обучающихся в освоении контента электронного курса и осуществлении образовательной деятельности в цифровой среде системы электронного повышения квалификации.

Тренинг обеспечивает ознакомление:

- с возможностями интерфейса Системы электронного повышения квалификации Московской области (навигационная панель, использование учетной записи, разграничение прав пользователей, личный кабинет обучающегося, календарь и др.);

- с коммуникативными возможностями Системы (чат, форум, профиль обучающегося);

- с инструментами Системы, которые обучающиеся смогут использовать для повышении уровня цифровой грамотности (инструменты для формирования индивидуального профиля компетенций, инструменты создания проектов, инструменты и приемы эффективной презентации и защиты проектов в цифровой среде);

- со структурой изучаемого микромодульного электронного курса, его целями и задачами, с эффективными приемами учебной деятельности, обеспечивающими освоение микромодулей и дальнейшее использование приобретенных в ходе электронного обучения знаний, умений и навыков, полученного опыта в непрерывном профессиональном образовании.

В ходе занятия для обеспечения освоения материала обучающимися преподаватель курса использует в качестве основных методов и приемов - метод «мозгового штурма», групповой дискуссии, работу с рефлексивной и интеллект-картами. Далее слушатели осваивают 4-6-часовые микромодули по теме курса в асинхронном дистанционном формате. Каждый микромодуль содержит видеолекцию, интерактивный практикум и промежуточное тестирование. По итогам курса слушатель заполняет рефлексивную технологическую карту, являющуюся формой итоговой аттестации.

Рефлексивная технологическая карта позволяет слушателю ответить на ряд вопросов:

- что из данного курса он возьмет для своей педагогической практики;

- какие приращения к уже имеющемуся опыту ему удалось создать во время курса;

- каковы его главные результаты сегодня и благодаря чему удалось их достичь;

- какие стратегические педагогические цели он предполагает поставить для себя по отношению к реализации своих приобретенных на курсе приращений (знаний и опыта) и др.

Ответы на данные вопросы позволят слушатель выстроить собственную Я-концепцию своего дальнейшего профессионального развития после окончания курсов повышения квалификации.

Реализуемые ДПП ПК:

- «Методики преодоления угроз в системе воспитания обучающихся» (А. И. Петренко);

- «Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности» (Е. И. Зубова);

- «Методика формирования жизненных целей обучающихся и профориентация» (А. И. Петренко) [18];

- «Проектирование внутришкольной системы обеспечения достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов» (Т. М. Назаренко-Матвеева);

- «Игры и геймификация в достижении личностных и метапредметных результатов» (Т. М.Назаренко-Матвеева).

5. Смешанный электронный учебный курс.

Форма обучения: очно-заочная с электронным обучением, 36/72 часов.

В смешанном электронном курсе комбинируются очные (лекционные и практические),

дистанционные и самостоятельные занятия в различных соотношениях. При этом все занятия размещены в электронной образовательной среде Мoodle на платформе «Дистанционной центр АСОУ» http://dot.asou-mo.ru.

Итог обучения - защита практико-применимых методических разработок по актуальным проблемам воспитания в образовательной организации.

Данная модель обучения позволяет объединить преимущества традиционного и электронного обучения, достигнув синергетического образовательного эффекта.

Реализуем ые ДПП ПК:

- «Тренинговые технологии в реализации ФГОС дошкольного образования» (А. И. Петренко);

- «Формирование здоровьеразвивающей воспитательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (Е. М. Коваленко);

- «Развитие риторической культуры обучающихся в реализации воспитательного ресурса учебного занятия» (С. Д. Денисова);

- «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО» (Е. И. Зубова) [19];

- «Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО» (С. Н. Усова);

- «Формирование финансовой грамотности обучающихся основной школы» (Т. М. Наза-ренко-Матвеева) и др.

Также в новом образовательном дизайне кафедры воспитательных систем значительное место занимает профессиональная переподготовка руководящих работников образовательных организаций. Кафедра разработала и успешно реализует дополнительную профессиональную программу «Эффективное управление образовательной средой в условиях стандартизации» по направлению «Менеджмент в образовании» в объеме 330 часов.

Изучение профильных и базовых дисциплин курса переподготовки осуществляется в электронной образовательной среде Мoodle на платформе «Электронная академия АСОУ» http://do.asou-mo.ru. На первом очном установочном занятии проходит ознакомление слушателей с целями и задачами, содержанием, технологией и сроками освоения программы изу-

ММ. П. Нечаев

Новые ко»структы электронного обучения педагогов...

чаемой дисциплины. Далее слушатель приступает к учебным занятиям в любое удобное ему время, самостоятельно и оптимально распределяя свои силы и время. В процессе курсового обучения слушатель имеет возможность получать оперативные дистанционные консультации преподавателя, оценку результатов своей работы в электронной образовательной среде, а также вести обсуждения проблем на форумах и в чатах. Индивидуальное или групповое он-лайн-общение с преподавателем курса по запросу позволяет максимально эффективно осваивать изучаемую программу каждой преподаваемой дисциплины.

Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий позволяет пройти 330-часовой курс профессиональной переподготовки всего за 6 месяцев.

Педагоги и руководители образовательных организаций Московской области, прошедшие электронное повышение квалификации или профессиональную переподготовку, отмечают, что обучение с применением дистанционных образовательных технологий:

- делает «гибким» и удобным график обучения, сочетая режимы онлайн и офлайн (синхрон и асинхрон);

- существенно экономит время учителей, не теряя при этом высокое качество обучения;

- предоставляет возможность обучаться в любом удобном месте в спокойной обстановке, причем, учебные материалы всегда доступны обучающемуся;

- позволяет осуществлять оперативное взаимодействие между преподавателем и обучающимся.

Таким образом, использование электронного обучения в системе дополнительного профессионального образования выводит его на качественно новый уровень. Инновационный дизайн образовательной деятельности кафедры, ориентированный на овладение современными методами воспитания и социализации обучающихся в форме очно-заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, позволяет решить одну из важных проблем современной системы дополнительного профессионального образования - обеспечение каждому слушателю свободного и открытого доступа к непрерывному развитию про-

фессионального мастерства с учетом его интересов, возможностей и образовательных запросов, что, несомненно, скажется на успешной реализации национального проекта «Образование».

Библиографический список:

1. Романова, Г. А. Технологический подход к формированию профессиональных компетенций будущего учителя в условиях вуза / Г. А. Романова // Реализация компетентностно-го подхода в подготовке современного специалиста; Сб. материалов VI учебно-методической конференции. - Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012. - С. 232-236. - Текст : непосредственный.

2. Романова, Г. А. Об организации системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров / Г. А. Романова // Кон-ференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 2. - С. 404-411. - Текст : непосредственный.

3. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения / А. А. Андреев. -Москва : РАО, 1999. - 120 с. - Текст : непосредственный.

4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязно-ва, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва : Юрайт, 2018. - 194 с. - (Образовательный процесс). -Текст : непосредственный.

5. Горбунова, Л. Н. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 91-95. - Текст : непосредственный.

6. Комлева, Н. В. Комплексный подход к организации системы онлайн обучения в современном университете / Н. В. Комлева, С. А. Лебедев, А. С. Молчанов // Открытое образование. - 2015. - № 4 (111). - С. 58-61. - Текст : непосредственный.

7. Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие для студентов вузов / С. В. Панюкова. - Москва : Академия, 2010. - 224 с. - Текст : непосредственный.

8. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, Н. В. Ладыженская и др. ; под ред. Е. С. Полат. - Москва : Академия, 2006. - 392 с. - Текст : непосредственный.

9. Соловов, А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А. В. Соловов. - Самара : Новая техника, 2006. - 462 с. - Текст : непосредственный.

10. Чернобай, Е. В. Подготовка учителей к созданию электронных образовательных ресурсов : монография / Е. В. Чернобай. - Москва : ГОУ Педагогическая академия, 2009. - 103 с. -Текст : непосредственный.

11. Афанасьев, В. В. Особенности функционирования служб школьной медиации в образовательной организации / В. В. Афанасьев, С. М. Куницына // Вестник Российской Международной академии туризма. - 2016. - № 3. -С. 69-72. - Текст : непосредственный.

12. Фролова, С. Л. Инновационное осмысление профориентации обучающихся / С. Л. Фролова // Профильная школа. - 2016. - № 2. -С. 36-41. - Текст : непосредственный.

13. Нечаев, М. П. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования / М. П. Нечаев, Г. А. Романова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2016. - № 3. - С. 109-114. -Текст : непосредственный.

14. Усова, С. Н. Виртуальная стажировка: зачем нужна педагогу и какой должна быть программа? / С. Н. Усова // Инновации в образовании. - 2017. - № 7. - С. 60-66. - Текст : непосредственный.

15. Усова, С. Н. Электронное обучение в профессиональном образовании: тенденции и направления развития / С. Н. Усова // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. -№ 1 (115). - С. 46-53. - Текст : непосредственный.

16. Горбунова, Л. Н. Виртуальная стажировка педагогических работников как элемент развивающего образовательного пространства дополнительного профессионального образования / Л. Н. Горбунова // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 2. -С. 15-22. - Текст : непосредственный.

17. Усова, С. Н. Социальное проектирование в школе как фактор эффективной социализации учащихся / С. Н. Усова // Академический вестник Академии социального управления. -2017. - № 1 (23). - С. 18-25. - Текст : непосредственный.

18. Петренко, А. И. Планирование жизни и профессиональная ориентация: проблемы и перспективы / А. И. Петренко, Г. А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. - Вып. 59, часть 4. - С. 125-128. -Текст : непосредственный.

19. Зубова, Е. И. Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьников в учебно-воспитательном процессе в системе непрерывного образования / Е. И. Зубова // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2018. -№ 2. - С. 904-910. - Текст : непосредственный.

References:

1. Romanova G. A. Technological approach to the formation of professional competences of future teachers in the University [Tehnologicheskij podhod k formirovaniju professional'nyh kompe-tencij budushhego uchitelja v uslovijah vuza], Realization of competence approach in preparation of the modern specialist; Collection of materials of VI educational-methodical conference, Orehovo-Zuevo, 2012, pp. 232-236.

2. Romanova G. A. The organization of system of continuous professional education of pedagogical shots [Ob organizacii sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija pedagogicheskih kadrov], collection of scientific papers and materials of scientific conferences, 2015, No. 2, pp. 404-411.

3. Andreev A. A. Didactic bases of distance learning [Didakticheskie osnovy distantsionnogo obucheniya], 1999. 120 p.

4. Vayndorf-Sysoeva M. E. Distance learning methodology: training manual [Metodika distantsionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov], 2018. 194 p.

5. Gorbunova L. N. Mastering of information and communication technologies by teachers in the context of orientation to professional and personal development [Osvoenie informatsionnykh i kommu-nikatsionnykh tekhnologiy pedagogami v kontekste orientatsii na professional'no-lichnostnoe razvitie], Informatika i obrazovanie, 2004, No. 7, pp. 91-95.

MM. n. Henaee

ffoeue KpucmpyKm™ э^eкmрonнoгo o6ynenua neдaгoгo0...

6. Komleva N. V., Lebedev S. A., Mol-chanov A. S. An integrated approach to the organization of online education in a modern University [Kompleksnyy podkhod k organizatsii sistemy onlayn obucheniya v sovremennom universitete], Otkrytoe obrazovanie, 2015, No. 4 (111), pp. 58-61.

7. Panyukova S. V. The use of information and communication technologies in education: textbook for University students [Ispol'zovanie infor-matsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov], 2010. 224 p.

8. Polat E. S. Pedagogical technologies of distance learning: textbook for universities [Pedagog-icheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov], 2006. 392 p.

9. Solovov A. V. E-learning: problems, didactics, technology [Elektronnoe obuchenie: prob-lematika, didaktika, tekhnologiya], Samara: No-vaya tekhnika, 2006. 462 p.

10. Chernobay E. V. Training teachers to create electronic educational resources: monograph [Podgotovka uchiteley k sozdaniyu elektronnykh obrazovatel'nykh resurso : monografiya], Pedagog-icheskaya akademiya, 2009. 103 p.

11. Afanasev V. V., Kunicyna S. M. Features of functioning of services of school mediation in the educational organization [Osobennosti funkcionirovanija sluzhb shkol'noj mediacii v obrazovatel'noj organizacii], Bulletin of the Russian International Academy of tourism, 2016, No. 3, pp. 69-72.

12. Frolova S. L. Innovative understanding of vocational guidance of students [Innovacionnoe osmyslenie proforientacii obuchajushhihsja], Profile school, 2016, No. 2, pp. 36-41.

13. Nechaev M. P., Romanova G. A. Virtual internship as an effective resource of continuous pedagogical education [Virtual'naja stazhirovka kak jeffektivnyj resurs nepreryvnogo pedagog-icheskogo obrazovanija], Bulletin of the peoples '

friendship University of Russia. Series: Informatization of education, 2016, No. 3, pp. 109-114.

14. Usova S. N. Virtual internship as an effective resource of continuous pedagogical education [Virtual'naja stazhirovka: zachem nuzhna peda-gogu i kakoj dolzhna byt' programma?], Innovations in education, 2017, No. 7, pp. 60-66.

15. Usova S. N. E-learning in vocational education: trends and directions of development [Jel-ektronnoe obuchenie v professional'nom obrazova-nii: tendencii i napravlenija razvitija], Distance and virtual learning, 2017, No. 1 (115), pp. 46-53.

16. Gorbunova L. N. Virtual training of teachers as an element of developing educational space of additional professional education [Virtual'naja stazhirovka pedagogicheskih rabotnikov kak jele-ment razvivajushhego obrazovatel'nogo pros-transtva dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovanija], collection of scientific papers and materials of scientific conferences, 2015, No. 2, pp.15-22.

17. Usova S. N. Social design in school as a factor of effective socialization of students [So-cial'noe proektirovanie v shkole kak faktor jeffek-tivnoj socializacii uchashhihsja], Academic Bulletin of the Academy of social management, 2017, No. 1 (23), pp. 18-25.

18. Petrenko A. I., Romanova G. A. Life planning and career guidance: challenges and prospects [Planirovanie zhizni i professional'naja ori-entacija: problemy i perspektivy], Problems of modern pedagogical education, 2018, No. 59, part 4, pp. 125-128.

19. Zubova E. I. The role of the teacher in the spiritual and moral education of students in the educational process in the system of continuous education [Rol' pedagoga v duhovno-nravstvennom vospitanii shkol'nikov v uchebno-vospitatel'nom processe v sisteme nepreryvnogo obrazovanija], collection of scientific papers and materials of scientific conferences, 2018, No. 2, pp.904-910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.