Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1404
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ / ADAPTATION / PERSONALITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION / SYSTEM ANALYSIS / PHYSIOLOGICAL APPROACH / PSYCHOLOGICAL APPROACH / SOCIAL APPROACH / PERSONALITY MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сотникова Ольга Андреевна, Маланов Иноккентий Александрович

В последнее время проблема исследования социально-педагогической адаптации личности стала весьма актуальной. Смысл данного термина, на первый взгляд, кажется вполне очевидным и понятным. Но в разных источниках это понятие очень часто обозначает разные явления, что приводит к непониманию друг друга специалистов, исследования которых фактически направлены на одно и то же. Рассмотрев основные подходы к понятию «адаптация» в целом, изучив структуру, критерии, механизмы и особенности данного процесса, можно преодолеть эти разногласия. Исходя из этого, анализируется ряд подходов к изучению адаптации. Внимание уделяется работам известных ученых, рассматривающих исследуемое понятие на разных функциональных уровнях. Физиологический подход изучали Ж. Пиаже, Г. Селье и др. Психологический подход нашел свое отражение в работах Б. Ф. Березина, Н. Ф. Наумова, И. М. Попова, В. И. Лебедева и мн. др. И в рамках рассмотрения наиболее значимого социального уровня выделяются исследования А. Б. Георгиевского и В. П. Петленко, М. Вебера, Т. Парсона и М. Ромма. Особое внимание акцентируется на системном анализе данной проблемы (А. Г. Маклаков, А. А. Реан, А. Налчаджян и др.), рассматривается феномен социализации личности (Д. Доллард, В. Уолтер, Т. Шибутани, О. И. Зотова, И. К. Кряжева). В результате проведенного исследования предлагается структура социально-педагогической адаптации, основанная на модели личности Б. Д. Парыгина, состоящая из трех взаимосвязанных и подробно описанных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сотникова Ольга Андреевна, Маланов Иноккентий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Recently, the problem of studying the socio-pedagogical adaptation of the individual has become very relevant. The meaning of this term, at first glance, seems quite obvious and understandable. But, in different sources this concept very often denotes different phenomena, which leads to a misunderstanding of each other by specialists whose research is actually aimed at the same thing. In our opinion, having examined the main approaches to the concept of “adaptation” as a whole, having studied the structure, criteria, mechanisms and features of this process, we can overcome these differences. Based on this, the article considers a number of approaches to the study of adaptation. Attention is paid to the works of famous scientists who are considering the studied concept at different functional levels. J. Piaget, G. Selye, and others studied the physiological approach. The psychological approach was reflected in the works of B. F. Berezin, N. F. Naumov, I. M. Popov, V. I. Lebedev, and many others. etc. And as part of the consideration of the most significant social level, we single out the studies of A. B. Georgievsky A. B. and V. P. Petlenko, M. Weber, T. Parson and M. Romm. Particular attention is paid to a systematic analysis of this problem (A. G. Maklakov, A. A. Rean, A. Nalchajyan, etc.), the phenomenon of personality socialization is considered (D. Dollard, Walter, T. Shibutani, O. I. Zotova, I. K. Kryazheva). As a result of the study, a structure of socio-pedagogical adaptation is proposed, based on the personality model of B. D. Parygin, consisting of three interconnected and detailed levels.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37 . 013 . 46

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-152-160

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

О. А. Сотникова, И. А. Маланов

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

В последнее время проблема исследования социально-педагогической адаптации личности стала весьма актуальной. Смысл данного термина, на первый взгляд, кажется вполне очевидным и понятным. Но в разных источниках это понятие очень часто обозначает разные явления, что приводит к непониманию друг друга специалистов, исследования которых фактически направлены на одно и то же. Рассмотрев основные подходы к понятию «адаптация» в целом, изучив структуру, критерии, механизмы и особенности данного процесса, можно преодолеть эти разногласия. Исходя из этого, анализируется ряд подходов к изучению адаптации. Внимание уделяется работам известных ученых, рассматривающих исследуемое понятие на разных функциональных уровнях. Физиологический подход изучали Ж. Пиаже, Г. Селье и др. Психологический подход нашел свое отражение в работах Б. Ф. Березина, Н. Ф. Наумова, И. М. Попова, В. И. Лебедева и мн. др. И в рамках рассмотрения наиболее значимого социального уровня выделяются исследования А. Б. Георгиевского и В. П. Петленко, М. Вебера, Т. Парсона и М. Ромма. Особое внимание акцентируется на системном анализе данной проблемы (А. Г. Маклаков, А. А. Реан, А. Налчаджян и др.), рассматривается феномен социализации личности (Д. Доллард, В. Уолтер, Т. Шибу-тани, О. И. Зотова, И. К. Кряжева). В результате проведенного исследования предлагается структура социально-педагогической адаптации, основанная на модели личности Б. Д. Па-рыгина, состоящая из трех взаимосвязанных и подробно описанных уровней.

Ключевые слова: адаптация, личность, социально-психологическая адаптация, социально-педагогическая адаптация, системный анализ, физиологический подход, психологический подход, социальный подход, модель личности.

Понятие «адаптация» является одним из основополагающих в научном исследовании организма, так как сформированные в процессе эволюции механизмы дают возможность быстро приспосабливаться к постоянной смене условий окружающей среды. Данный термин по-разному описан в научных источниках: как способ приспособления организма к изменениям среды; определенное состояние динамического равновесия между окружающей средой и организмом; итог оптимального взаимодействия окружающей среды и организма; гедоническая цель как способ избежать некоторых «страданий» за счет поиска «наслаждения» и т. д. [1].

Но при более глубоком рассмотрении проблем адаптации индивида к окружающей среде следует выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный [2]. Системный анализ данной проблемы принято считать более рациональным и научно обоснованным, так как он дает возможность рассмотреть данное понятие комплексно, при этом установив взаимосвязь со схожими явлениями и процессами [3].

Понимание сущности данного явления с позиции системы следует начать с комплексного исследования функциональных уровней адаптации.

Следует отметить, что в ходе истории изучения проблем социально-педагогической адаптации в начале уделялось внимание лишь социальному и психологическому аспекту, педагогический при этом упускался. Поэтому сначала рассмотрим физиологический и психологический подходы, а затем особое внимание уделим понятию «социальная адаптация», так как оно является наиболее близким к термину «социально-педагогическая адаптация».

Изучению адаптации со стороны физиологического подхода посвящено много научных работ, в которых адаптация понимается «как совокупность физиологических реакций, являющихся основой приспособления организма к смене условий окружающей среды, при этом направленная на сохранение гомеостаза, т. е. относительного постоянства внутренней среды». Данный подход рассматривает разные аспекты (виды, формы, механизмы), к примеру, в некоторых работах большое внимание отводится свойствам организма, обеспечивающим ответные реакции на внешние раздражители. Огромный вклад в разработку понятия «физиологическая адаптация» внесли Г. Селье и Ж. Пиаже.

Ж. Пиаже подробно исследовал единство аккомодации и ассимиляции, которые являются противоположными процессами. Аккомодация обеспечивает модификацию действий субъекта в соответствии со свойствами окружающей среды и функционированием организма. Ассимиляция же, в свою очередь, вносит изменения в компоненты этой среды согласно структуре организма. Данный подход был подвержен критике со стороны Л. Ф. Обуховой, А. Н. Леонтьева и т. д., ссылаясь на то, что «деятельность человека нельзя трактовать в терминах уравновешивания со средой» [4].

Также физиологический аспект процесса адаптации изучал Г. Селье. В своей работе под названием «Концепции общего адаптационного синдрома» (1936) он выделяет адаптационный синдром в виде совокупности адаптационных реакций человеческого организма, которые носят общезащитный характер и проявляются в ответ на продолжительные и сильные стрессоры (неблагоприятные воздействия).

Переходя к психологической составляющей адаптационного процесса, следует отметить важность этого аспекта в исследуемом понятии, ведь способность к социально-педагогической адаптации - это прежде всего проявление серьезных адаптационных возможностей нервной и психической деятельности человеческого организма, так как решающая роль в переработке новой социальной информации принадлежит именно этим видам деятельности. Существует много разных подходов к рассмотрению понятия «психологическая адаптация». Например, как результат работы самоуправляемой целостной системы, поддерживающей деятельность человеческого организма на уровне «оперативного покоя», при этом не только обеспечивая оптимальную защиту в ответ на изменения социальных и природных факторов, но и целенаправленно воздействуя на них [4].

Б. Ф. Березин, посвятивший множество работ вопросам психической адаптации, считает, что ее можно определить как процесс становления оптимального баланса между индивидуумом и окружающей средой, который при этом дает возможность вести привычный образ жизни, удовлетворять актуальные потребности, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье [5].

Также следует обратить внимание на подход, в рамках которого психологическая адаптация рассматривается со стороны удовлетворения потребностей. Например, Н. Ф. Наумова и И. М. Попова описывают адаптацию как удовлетворенность, под которой понимается функция соответствия потребностей личности и окружающей среды в рамках референтной группы. Подобное понятие адаптации также можно проследить в работах К. Левина, в ко-

торых под адаптацией понимается взаимодействие окружающей среды и человека, в частности между потребностями конкретного индивида и путями, которыми среда их обеспечивает и фрустрирует. Обобщая эти определения можно заметить, что имеется в виду баланс между требованиями личности и ресурсами окружающей среды.

И, конечно же, говоря о данном подходе, нельзя не упомянуть концепцию В. И. Лебедева, в которой он дает определения таким важным терминам, как «дезадаптация», «устойчивая адаптация», «переадаптация», «реадаптация». Один из главных признаков адаптации -это плавное, слаженное и оптимальное протекание всех регуляторных процессов, которые обеспечивают равновесие организма [6].

Данную концепцию В. И. Лебедева, несомненно, можно отнести к теориям, которые рассматривают социально-психологическую адаптацию.

Ее специфика заключается в том, что она интегративна, т. е. объединяет в себе три уровня адаптации (физиологический, психологический, социальный). Современные подходы доказывают то, что это является вполне правомерным.

Далее в рамках социального подхода разберем некоторые теории, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимыми. Зарубежные социологи сравнивали социальную адаптацию с явлением, сопоставимым с природными приспособительными процессами. Человек и социальная среда рассматривались как две изолированные друг от друга субстанции. Что касается отечественных социологов, то они брали за основу учения исторического и диалектического материализма. Социальная адаптация рассматривалась не как явление процесса адаптации в биологическом мире, а как независимое, имеющее свое содержание и определенную социальную цель, а конкретней, достижение активной, свободной, творческой деятельности индивида в рамках социального общества [7].

Возникновение интереса к изучению теории социальной адаптации можно отнести к 60-м гг. ХХ в. [8]. Использование понятие «адаптация» в нашей стране прослеживается в периоды развития социологических исследований, связанных с проблемами трудовой деятельности и ресурсов. А. Б. Георгиевский и В. П. Петленко - одни из авторов коллективной монографии (1975) - пишут, что в общем виде социальную адаптацию можно рассматривать как взаимовыгодные действия между личностью или группой (субъекты) и условиями общественного существования (социальный объект).

Существует ряд работ, в которых социальная адаптация понимается с позиции общественных требований и норм. Примером может служить понятие, предлагаемое Э. Дюркгей-мом. С его точки зрения, социальная адаптация - это внутренне соответствие моральным нормам общества. Взаимосвязь социума и личности можно проследить у М. Вебера. Он считает, что социальная адаптация - это рациональное поведение человека в обществе. У Т. Парсонса социальная адаптация - это баланс между потребностями конкретной личности и ценностями социума.

М. Ромм реализовал весьма интересный подход, в котором описывал социальную адаптацию как инновационный по своей природе процесс гармонизации внутренней и внешней настройки личности, реализуемый с помощью определенных оптимальных стратегий приспособления, проверяемых в процессе информационного взаимодействия с помощью обратной информационной связи (рис. 1) [9].

Социальная адаптация - это процесс, который включает в себя поведенческие усилия личности, целью которых является управление некоторыми внутренними или (и) внешними требованиями, которые при этом распознаются данной личностью как испытание, завышающее его ресурсы.

Помимо этого М. Ромм описывает следующие особенности процесса адаптации:

1. Социальный непрерывный контроль соответствия поведения человека определенным нормам и ценностям социума.

2. Процесс адаптации - это система социальной деятельности, направленная на преодоление различных барьеров, затрудняющих функциональное приспособление к некоторой ситуации.

Данные положения отражаются в модели социальной адаптации, описанной в работах М. Ромма. Следует отметить, что помимо личностных особенностей в данной модели большое внимание уделяется влиянию среды на процесс адаптации.

Как показано на рис. 1, реадаптивное кольцо - это совокупность логически связанных барьеров адаптации и этапов анализа адаптивной ситуации, а также следующего за ними выбора, реализации и корректировки наиболее выгодных и оптимальных стратегий адаптации.

Модель состоит из 5 этапов: фиксирование информации об окружающей среде; появление адаптивной ситуации; пересиливание барьеров; развитие стратегий социальной адаптации; корректировка результатов.

В работах необихевиористов (Г. Айзенк и др.) также описан интересный взгляд на понятие «социальная адаптация» - это гармоничное состояние между индивидом и социумом или природной средой, в котором все потребности обеих сторон удовлетворены. Соответственно процесс социальной адаптации - это процесс, с помощью которого эта гармония достигается. Данный взгляд вполне применим к социально-педагогической адаптации, так как потребности учащегося можно сравнить с потребностями индивида.

Что касается современных подходов, изучающих проблему адаптации как систему, то можно выделить подход А. Г. Маклакова, который считает, что рост интереса к проблемам социально-педагогической адаптации объясняется ростом факторов, оказывающих влияние на человека. [10]. Именно это вызвало необходимость возникновения понятия, которое интегрирует особенности трех уровней адаптации. Данный автор вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», которое по своему смыслу и содержанию универсально и является показателем социально-психологической адаптации. В рамках педагогики и психологии, учитывая структуру личности, потенциал можно описать как возможность конкретного индивида применять свои природные возможности (т. е. функциональные и морфологические особенности строения мозга, движения и органов чувств и т. д.); познавательные возможности (воображение, память, мышле-

Рис . 1. Модель социальной адаптации личности М . Ромма «Реадаптивное кольцо»

ние и т. д.); знания и опыт, полученные в ходе стихийного и целенаправленного обучения; личностные качества, формируемые в процессе развития.

А. Г. Маклаков отмечает, что вероятность успешной адаптации будет выше, а диапазон факторов внешней среды, к которым нужно приспосабливаться, шире, если индивид будет обладать достаточно высоким уровнем развития социальных характеристик.

Личностный адаптационный потенциал включает в себя три компонента:

- уровень поведенческой регуляции (способность личности регулировать взаимодействие с окружающей средой);

- уровень моральной нормативности (способствует адекватному восприятию и оцениванию своей социальной роли);

- коммуникативные навыки (отвечает за умение правильно взаимодействовать и выстраивать отношения с другими участниками социума, что также немаловажно).

Из приведенного выше анализа характеристик личностно-адаптационного потенциала можно сделать следующий вывод: понятие «социально-педагогическая адаптация» состоит из множества социальных, физиологических и психолого-педагогических компонентов (например, самооценка, коммуникативный потенциал, моральные нормы, социальное одобрение и др.). Рассмотренные выше подходы разделяют понятие «адаптация» на три уровня (физический, психический и социальный) и исследуют каждый отдельно, современные подходы отличаются тем, что эти уровни изучаются в системе, где они взаимосвязаны друг с другом.

И здесь, на наш взгляд, внимание стоит уделить концепциям А. А. Реана, А. Налчаджя-на и др., в них прослеживается анализ сущности социальной, социально-психологической и социально-педагогической адаптации, с точки зрения системного подхода [11].

Глубокое понимание проблемы социально-педагогической адаптации описано в работах А. Налчаджяна. Автором дается развернутое понимание социально-психологической адаптации, что относится к социально-педагогической адаптации. Выделены виды и признаки данного процесса с использованием понятия «профессиональная адаптированность» как состояния взаимных отношений личности и группы, в рамках которых без внутренних и внешних конфликтов личность успешно реализует свою деятельность, удовлетворяет свои потребности и оправдывает социальную роль, которая ей предоставлена, при этом испытывая состояние самоутверждения и самовыражения своих способностей.

Также А. А. Налчаджян разделяет адаптацию на два вида: адаптация с помощью трансформации и устранения проблемных ситуаций; адаптация с сохранением проблемных ситуаций. Социально-педагогическая адаптация выделяется как один из аспектов проблемы социально-психологической адаптации. Автор отмечает необходимость исследования не только физиологических механизмов и поведения личности, но и социальных процессов, что позволяет обратить внимание на соотношение процесса социально-педагогической адаптации с феноменом социализации личности.

В середине прошлого века интерес к данному феномену особенно возрос, появилось множество исследований на эту тему. Впервые понятие «социализация» было описано в работах американских социологов и психологов (Д. Доллард, В. Уолтер и др.) в конце 40-х гг. прошлого столетия. Исходя из общего определения, социализацию можно охарактеризовать как процесс, в ходе которого человек вырабатывает необходимые качества для жизнедеятельности в обществе [12].

Т. Шибутани дает понятию «социализация» следующее определение - это непрерывный процесс коммуникации, благодаря которому человек обретает определенные шаблоны поведения, санкционированные группой [13]. Понятия «социально-педагогическая адаптация» и «социализация» тесно связаны между собой, так как характеризуют единый процесс взаимодействия общества и личности. Социализация в большей степени имеет отношение к раз-

витию, социальному опыту, становлению личности в рамках социальных норм, правил и институтов. О. И. Зотова и И. К. Кряжева считают, что социализация - это использование и усвоение социально значимых факторов поведения без явной необходимости включения их в структуру личности. Лишь в процессе социально-педагогической адаптации осознается соотношение социальных норм и правил внутренней структуры личности [14].

Отсюда следует вывод, что можно выделить определенные различия в понимании процессов социализации и социально-педагогической адаптации. С одной стороны, социально-педагогическая адаптация - это механизм социализации, а с другой - это итог процесса социализации в русле одного из ее институтов, например образовательного учреждения.

Очень важным моментом в раскрытии понятия «социально-педагогическая адаптация» является выделение ее критериев, на которые нужно опираться при оценке успешности этого процесса. Для этого рассмотрим модель личности Б. Д. Парыгина, в которой он отмечает три взаимодополняемых уровня (базовый (физиологический), промежуточный (социальный) и высший (психологический)) и категории, которые фиксируют степень распространенности определенных свойств психики [15]: единые (всеобщие) (присущие всем людям); социально-специфические (присущие конкретным группам людей или общностям); индивидуально неповторимые (присущие конкретной личности, характеризующие индивидуальные особенности).

Всеобщие свойства включают в себя: весь необходимый комплекс основных процессов психики (восприятие, мышление, воля, память) и ее состояний, которые, в свою очередь, подчиняются психофизиологическим механизмам; характер и темперамент; факт социальности психики человека (в отличие, например, от животных).

Социально-специфический опыт содержит систему норм, правил, требований, шаблонов, предписанных извне. Так называемую программу поведения, которая регулирует и направляет человека.

Индивидуально-неповторимые качества напрямую связаны со степенью усвоения личностью системы социального опыта. Можно выделить четыре стадии этого процесса:

1. Знание - получение исходной информации о тех или иных социальных нормах, ценностях и т. д.

2. Формирование положительного или отрицательного отношения к полученному знанию.

3. Интернализация социальных значений - формирование готовности действовать с заданным значением.

4. Переход от убеждения к побуждению - волевое усилие, направленное на трансформацию готовности в само действие.

Таким образом, в ходе данного процесса мы наблюдаем следующую цепочку изменений позиции личности: сторонний наблюдатель - заинтересованность - готовность и убежденность - деятельность. Опираясь на модель личности Б. Д. Парыгина, можно предложить следующую структуру социально-педагогической адаптации личности, которая включает в себя три взаимосвязанных уровня (рис. 2). Как видно из рисунка, данная модель объединяет три взаимосвязанных уровня (базовый-психофизиологический, промежуточный - социально-психологический и высший - ценностно-нравственный или индивидуально-неповторимый). Также она интегрирует большинство рассмотренных теорий и подходов.

Сначала будет рассмотрен процесс социально-педагогической адаптации на базовом психофизиологическом уровне, который содержит в себе, помимо особенностей темперамента и нервной системы, эмоциональную стабильность и уровень психологической адаптации.

Второй (промежуточный) уровень содержит определенные особенности функционирования человека в социуме, благодаря которым можно проследить, насколько он адаптировался и усвоил социальный опыт.

От содержательного наполнения вышеописанных двух уровней зависит то, какие компоненты будут содержаться в третьем (индивидуально неповторимом) уровне, который, в свою очередь, фиксирует отношение индивида к нормам, правилам и шаблонам поведения.

Неразрывная связь всех трех уровней социально-педагогической адаптации определяет то, что особенности каждого следующего определяются спецификой предшествующего.

Весь процесс приспособления зависит от особенностей каждого уровня. Отсюда можно выделить показатели успешности данного процесса, т. е. критерии социально-педагогической адаптации.

К базовому (психофизиологическому) уровню относится регулятивный фактор процесса адаптации, т. е. физиологические особенности (психическая устойчивость, тип нервной системы, физическое здоровье и другие индивидуальные характеристики).

Во второй социально-психологический уровень включены критерии социально-педагогической адаптации, по которым можно судить о ее успешности: коммуникация (реализация через общение и совместную деятельность) и поведенческая регуляция; организационная культура, соответствие моральным нормам (т. е. принятым стандартам определенного социума), а также баланс между ценностями учащегося и учебного заведения; удовлетворенность деятельностью, мотивация, достижение поставленных целей.

Что касается высшего уровня социально-педагогической адаптации, то он содержит в себе ценностный критерий, т. е. приобретение особенного опыта и универсальных ценностей, которые при возникновении дезадаптации в будущем помогут не столкнуться с оскудением ценностного содержания сознания.

Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать следующее определение: социально-педагогическая адаптация - это непрерывный процесс интенсивного приспособления личности в условиях образовательной среды, в частности приспособление к нормам, ценностям, требованиям и правилам конкретной социальной группы, учитывая собственные возможности, потребности, интересы и цели.

Взаимодействие личности с социальным окружением и активная образовательная деятельность являются основными проявлениями социально-педагогической адаптации.

Можно выделить три основных уровня социально-педагогической адаптации (базовый -психофизиологический, промежуточный - социально-психологический и высший - индивидуально неповторимый или ценностно-нравственный). К первому относится психическое и физиологическое здоровье человека. В основе промежуточного уровня лежат коммуникативные навыки. И третий высший уровень содержит в себе так называемый ценностный критерий.

Глубокое изучение понятия «социально-педагогическая адаптация» является актуальной психолого-педагогической проблемой, так как данный процесс проходит каждый человек в ходе получения образования.

Список литературы

1. Геник Е. А. Субъективные представления студентов гуманитарного вуза о нравственных ценностях // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 37-44.

2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1.

3. Шорохова Е. В., Бодалев А. А., Бобнева М. И. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. 344 с.

4. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005.

5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

6. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 304 с.

7. Казначеев В. П. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. 120 с.

8. Рубчевский К. В. Формы прохождения социализации личности // Психологическая наука и образование. 2002. № 2.

9. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.

10. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал, 2001. № 1.

11. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 263 с.

12. Царегородцева Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975. 277 с.

13. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999. 539 с.

14. Загладина Х. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России // Образовательная политика, 2014. № 2.

15. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.

Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (ул. Пушкина, 25, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: pedagogika@bsu.ru

Сотникова Ольга Андреевна, аспирант, Бурятский государственный университет (ул. Пушкина, 25, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: olya0910@mail.ru

Материал поступил в редакцию 23.03.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-152-160

SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

O. A. Sotnikova, I. A. Malanov

Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation

Recently, the problem of studying the socio-pedagogical adaptation of the individual has become very relevant. The meaning of this term, at first glance, seems quite obvious and understandable. But, in different sources this concept very often denotes different phenomena, which leads to a misunderstanding of each other by specialists whose research is actually aimed at the same thing. In our opinion, having examined the main approaches to the concept of "adaptation" as a whole, having studied the structure, criteria, mechanisms and features of this process, we can overcome these differences. Based on this, the article considers a number of approaches to the study of adaptation. Attention is paid to the works of famous scientists who are considering the studied concept at different functional levels. J. Piaget,

G. Selye, and others studied the physiological approach. The psychological approach was reflected in the works of B. F. Berezin, N. F. Naumov, I. M. Popov, V. I. Lebedev, and many others. etc. And as part of the consideration of the most significant social level, we single out the studies of A. B. Georgievsky A. B. and V. P. Petlenko, M. Weber, T. Parson and M. Romm. Particular attention is paid to a systematic analysis of this problem (A. G. Makla-kov, A. A. Rean, A. Nalchajyan, etc.), the phenomenon of personality socialization is considered (D. Dollard, Walter, T. Shibutani, O. I. Zotova, I. K. Kryazheva). As a result of the study, a structure of socio-pedagogical adaptation is proposed, based on the personality model of B. D. Parygin, consisting of three interconnected and detailed levels.

Keywords: adaptation, personality, socio-psychological adaptation, socio-pedagogical adaptation, system analysis, physiological approach, psychological approach, social approach, personality model.

References

1. Genik E. A. Sub"ektivnye predstavleniya studentov gumanitarnogo vuza o nravstvennykh tsennostyakh [Subjective representations of students of a humanitarian university about moral values]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya «Psikhologiya», 2007, no. 2, pp. 37-44 (in Russian).

2. Ball G. A. Ponyatiye adaptatsii i ego znacheniye dlya psikhologii lichnosti. [The concept of adaptation and its significance for personality psychology]. Voprosypsikhologii - Voprosy Psychologii, 1989, no. 1 (in Russian).

3. Shorokhova E. V, Bodalev A. A., Bobneva M. I. Sotsial'nayapsikhologiya lichnosti: uchebnoyeposobiye [Social psychology of personality: tutorial]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 344 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Andreyeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogopoznaniya [The Psychology of Public Knowledge]. Moscow, Aspekt Publ., 2009. 303 p. (in Russian).

5. Berezin F. B. Psikhicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation of a person]. Leningrad, Nauka Publ., 1988. 270 p. (in Russian).

6. Lebedev V I. Lichnost'v ekstremal'nykh usloviyakh [Personality in extreme conditions]. Moscow, Politizdat Publ., 1989. 304 p. (in Russian).

7. Kaznacheyev V. P. Adaptatsiya i konstitutsiya cheloveka [Adaptation and human constitution]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1986. 120 p. (in Russian).

8. Rubchevskiy K. V. Formy prokhozhdeniya sotsializatsii lichnosti [Forms of passing socialization of personality]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2002, no. 2 (in Russian).

9. Romm M. V. Adaptatsiya lichnosti v sotsiume. Teoretikometodologicheskiy aspekt [Adaptation of personality in society. Theoretical and Methodological Aspect]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2002. 275 p. (in Russian).

10. Maklakov A. G. Lichnostnyy adaptatsionnyy potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovaniye v ekstremal'nykh usloviyakh [Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions]. Psikhologiches-kiy zhurnal - Psychological Journal, 2001, no. 1 (in Russian).

11. Nalchadzhyan A. A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya lichnosti (formy, mekhanizmy i strategii) [Socio-psychological adaptation of personality (forms, mechanisms and strategies)]. Erevan, AN ArmSSR Publ., 1988. 263 p. (in Russian).

12. Tsaregorodtseva G. I. Filosofskiyeproblemy teorii adaptatsii [Philosophical problems of the theory of adaptation]. Moscow, Mysl' Publ., 1975. 277 p. (in Russian).

13. Shibutani T. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Rostov-on-Don, 1998. 539 p. (in Russian).

14. Zagladina Kh. Neformal'noye obrazovaniye kak vazhneyshiy faktor sotsializatsii detey i podrostkov v sovremen-noy Rossii [Non-formal education as the most important factor in the socialization of children and adolescents in modern Russia]. Obrazovatel'nayapolitika, 2014, no. 2 (in Russian).

15. Parygin B.D. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoy teorii [Fundamentals of socio-psychological theory]. Moscow, Mysl' Publ., 1971. 351 p. (in Russian).

Malanov I. A., Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of General Pedagogy, Buryat State University (ul. Pushkina, 25, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000). E-mail: pedagogika@bsu.ru.

Sotnikova O. A., Graduate Student, Buryat State University (ul. Pushkina, 25, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000). E-mail: olya0910@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.