Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация и ожидания личности воспитателей к требованиям среды в условиях социальных и профессиональных изменений'

Социально-психологическая адаптация и ожидания личности воспитателей к требованиям среды в условиях социальных и профессиональных изменений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1122
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTATIONAL READINESS OF PERSONALITY / SOCIAL EXPECTATION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Иван Викторович

В статье рассматривается проблематика социально-психологической адаптации личности в контексте ее социальных ожиданий относительно требований среды в условиях специфических и не специфических изменений, то есть в осознании личностью возможностей своей адаптации. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы адаптации и современные подходы к ее изучению, раскрываются основные дефиниции. Основная цель исследования: изучение ожиданий личности относительно адаптации к требованиям социально-профессиональной среды у специалистов стрессогенных профессий воспитателей детских садов с разными характеристиками социально-психологической адаптации. Методы психодиагностического исследования: опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, анкета для изучения ожиданий личности относительно требований социальной и профессиональной среды. Статистическая обработка данных: методика сравнения двух независимых выборок (t-критерий Стьюдента). Результаты работы: Выявлен уровень социально-психологической адаптации у воспитателей детских садов. Определены статистически значимые различия социальных ожиданий личности в группах испытуемых-воспитателей с высоким и средним уровнем адаптации (типологический анализ). Данный анализ подтверждает результаты исследования, его достоверность, характеризует наличие определенных социальных ожидания и разный их уровень в каждой группе работников. Применение результатов: психологическое сопровождение воспитателей, педагогов в процессе их адаптации к разным условиям профессиональной деятельности, подготовка рекомендаций направленных на профилактику дезадаптации личности и повышающих ее адаптационые возможности. Вывод: У значительной части педагогов-воспитателей (более 60%) обнаружен средний уровень социально-психологической адаптации и только у 30% он высокий. Прослеживается зависимость между уровнем адаптивности и соответствующим ожиданием личности относительно адаптации к требованиям среды в условиях социальных и профессиональных изменений у специалистов стрессогенных профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND EXPECTATIONS OF PERSONALITY OF PRESCHOOL TEACHERS TO REQUIREMENTS OF ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL CHANGINGS

In the paper, the problematic of social-psychological adaptation of personality in the context of its social expectations to the requirements of the environment in the conditions of specific and non-specific changes, i.e., in the consciousness by the personality of the possibility of its adaptation, are considered. In the theoretical part of the paper, the actuality of the adaptation problem and the modern approach to its study are justified, the main notions are explained. The main aim of the research: the study of the expectations of a personality to the adaptation to the requirements of the social-professional environment among specialists of stressful professions: preschool teachers with different characteristics of social-psychological adaptation. Methods of the psychological investigation: questionnaire of social-psychological adaptation by K. Rojers and R. Daimond, a queue for study of expectations of personality to requirements of social and professional environment. Systematical processing of the dates: method of comporizon for two independent random (t-criteria of Student). Results of the work: the level of the social-psychological adaptation among preschool teachers is found. The statistically significant different of the personality social expectations in the groups of the investigated preschool teachers with high and median adaptation level (the typological analysis), are found. This analysis confirms the results of the investigation and its believability, it characterizes the presence of certain social expectations and their different level in each group of workers. Practical implications: psychological accompaniment of preschool teachers and pedagogues in the process of their adaptation to different conditions of the professional activity, preparation of recommendations for the prophylactics of the disadaptation of the personality and its adaptation possibilities. Conclusion: among the majority of the preschool teachers (more than 60%) was found the middle level of social-psychological adaptation, and only among 30% the level is high. It was found the dependence between the level of the adaptability and the corresponding expectation of the personality respectively the adaptation to the requirements of the environments in the conditions of social and professional changings among the specialist of the stressful professions.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация и ожидания личности воспитателей к требованиям среды в условиях социальных и профессиональных изменений»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-8-138-153 УДК 316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

и ожидания личности воспитателей

К ТРЕБОВАНИЯМ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИй

Малышев И.В.

В статье рассматривается проблематика социально-психологической адаптации личности в контексте ее социальных ожиданий относительно требований среды в условиях специфических и не специфических изменений, то есть в осознании личностью возможностей своей адаптации. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы адаптации и современные подходы к ее изучению, раскрываются основные дефиниции.

Основная цель исследования: изучение ожиданий личности относительно адаптации к требованиям социально-профессиональной среды у специалистов стрессогенных профессий - воспитателей детских садов с разными характеристиками социально-психологической адаптации.

Методы психодиагностического исследования: опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, анкета для изучения ожиданий личности относительно требований социальной и профессиональной среды. Статистическая обработка данных: методика сравнения двух независимых выборок

критерий Стьюдента).

Результаты работы: Выявлен уровень социально-психологической адаптации у воспитателей детских садов. Определены статистически значимые различия социальных ожиданий личности в группах испытуемых-воспитателей с высоким и средним уровнем адаптации (типологический анализ). Данный анализ подтверждает результаты исследования, его достоверность, характеризует

наличие определенных социальных ожидания и разный их уровень в каждой группе работников.

Применение результатов: психологическое сопровождение воспитателей, педагогов в процессе их адаптации к разным условиям профессиональной деятельности, подготовка рекомендаций направленных на профилактику дезадаптации личности и повышающих ее адаптационые возможности.

Вывод: У значительной части педагогов-воспитателей (более 60%) обнаружен средний уровень социально-психологической адаптации и только у 30% он высокий. Прослеживается зависимость между уровнем адаптивности и соответствующим ожиданием личности относительно адаптации к требованиям среды в условиях социальных и профессиональных изменений у специалистов стрессогенных профессий.

Ключевые слова: адаптационная готовность личности; социальные ожидания; социально-психологическая адаптация.

social-psychological adaptation AND expectations OF PERSONALITY OF PREScHOOL teachers to requirements of environment in conditions of social and professional changings

Malyshev I.V.

In the paper, the problematic of social-psychological adaptation of personality in the context of its social expectations to the requirements of the environment in the conditions of specific and non-specific changes, i.e., in the consciousness by the personality of the possibility of its adaptation, are considered. In the theoretical part of the paper, the actuality of the adaptation problem and the modern approach to its study are justified, the main notions are explained.

The main aim of the research: the study of the expectations of a personality to the adaptation to the requirements of the social-professional

environment among specialists ofstressful professions: preschool teachers with different characteristics of social-psychological adaptation.

Methods of the psychological investigation: questionnaire of social-psychological adaptation by K. Rojers and R. Daimond, a queue for study of expectations of personality to requirements of social and professional environment. Systematical processing of the dates: method of comporizon for two independent random (t-criteria of Student).

Results of the work: the level of the social-psychological adaptation among preschool teachers is found. The statistically significant different of the personality social expectations in the groups of the investigated preschool teachers with high and median adaptation level (the typological analysis), are found. This analysis confirms the results of the investigation and its believability, it characterizes the presence of certain social expectations and their different level in each group of workers.

Practical implications: psychological accompaniment of preschool teachers and pedagogues in the process of their adaptation to different conditions of the professional activity, preparation of recommendations for the prophylactics of the disadaptation of the personality and its adaptation possibilities.

Conclusion: among the majority of the preschool teachers (more than 60%) was found the middle level ofsocial-psychological adaptation, and only among 30% the level is high. It was found the dependence between the level of the adaptability and the corresponding expectation of the personality respectively the adaptation to the requirements of the environments in the conditions of social and professional changings among the specialist of the stressful professions.

Keywords: adaptational readiness of personality; social expectation, social-psychological adaptation.

Введение

В условиях современных реалий российского общества, сложных социально-экономических ситуаций в стране, высоким уровнем нестабильности, проблематика адаптации личности является наиболее актуальной в психологической науке. Изучение социально-психоло-

гических параметров адаптированности личности, ее готовности к межличностному взаимодействию в стрессовых ситуациях сегодня привлекает внимание многих ученых.

Обзор литературы

В психологии принято считать, что процесс адаптации - это всегда определенное социальное взаимодействие. Так, в соответствии с представлениями А.А. Реана социальная адаптация включает в себя процесс активного постоянного приспособления индивида к условиям социальной среды. В тоже время автор считает, что явление психологической адаптации не сводится только к социальному (внешнему) или только индивидуально-психологическому (внутреннему) и в целом рассматривается как взаимодействие или «эмансипация» данных факторов. Феномен социально-психологической адаптации личности, ее адаптированности характеризуется следующим образом. Состояние взаимоотношений личности и группы, при продуктивном выполнении личностью своей ведущей деятельности, а также удовлетворении ей своих основных социогенных потребностей, в полной мере осуществляется в соответствии с ролевыми ожиданиями эталонной группы. Кроме того, личность переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Внешние и внутренние конфликты в данном процессе отсутствуют [8].

Современные подходы в области социально-психологической адаптации предполагают изучение ее механизмов, построение теоретических концепций и классификаций, создание моделей, определение критериев ее эффективности в разных условиях профессиональной деятельности человека, исследование данного феномена во взаимосвязи с другими психическими явлениями и т.д.

Необходимо отметить, что исследование адаптационных характеристик личности в разных её аспектах не должно ограничиваться только рамками известных в психологической науке подходов, то есть необходимо изучать проблему комплексно и многосторонне. Адаптационная готовность исследуется наряду с такими явлениями, как адаптационный потенциал, адаптационные способности лично-

сти и т.д. Все они так или иначе определяют качество адаптационного процесса. Так, в исследованиях М.В. Григорьевой раскрывается структура адаптационной готовности, выделены ее уровни и виды в зависимости от степени неопределенности ситуации и дается авторское определение адаптационной готовности личности. Под адаптационной готовностью автор понимает предрасположенность субъекта взаимодействия к восприятию (принятию) динамики окружающей среды, осуществлению конкретных действий по равновесию между возможностями среды и собственно требованиями личности в постоянно изменяющейся новой ситуации. По мнению исследователя, структура адаптационной готовности состоит из многих уровней: психологических, психофизиологических. Особое значение имеют социально-психологические уровни активности психики. М.В. Григорьева выделяет многовариативную и одновариативную адаптационную готовность в соответствии с критерием энтропийности [2]. В следующем исследовании автор обобщает полученные ранее результаты по адаптационной готовности личности в современных условиях общественной действительности [3].

На сегодня использование диахронического подхода к изучению явления адаптационной готовности или адаптационных возможностей личности представляется наиболее актуальным. В соответствии с данным подходом Р.М. Шамионов, рассматривая проблемы и перспективы социальной психологии личности указывая на необходимость сближения различных подходов к анализу личности как представителя социальных групп, подчеркивает, что социальная активность как стратегия жизни современного человека весьма вариативна. Одновременно она является важным и своеобразным способом адаптации личности к меняющимся условиям действительности [9].

Ученый также определяет проблематику адаптационной готовности в контексте социальных взаимодействий личности субъекта. Явление готовности личности к адаптации рассматривается с позиции формирования и функционирования её с точки зрения взаимодействия субъекта с другими в той или иной социальной ситуации. В становлении социально-психологического компонента адаптационной готовности личности важное значение отводится ее социализации. Это

происходит за счет увеличения информации о ценностно-смысловой сфере и среде адаптации [10].

В исследовании М.А. Кленовой обсуждается роль риска в системе социально-психологической адаптации у представителей молодого поколения. Автор раскрывает структуру социально-психологической адаптации во взаимодействии с готовностью и склонностью к риску. Она отмечает, что чем более современный человек адаптирован в социальном мире, чем комфортнее он ощущает себя в нем и тем самым он более склонен к риску [5].

В наших исследованиях большая роль отводится взаимосвязи адаптационных возможностей личности с ее стрессоустойчивостью. Обнаружены индивидуальные и социально-психологические характеристики личности как повышающие так и снижающие ее адаптационные возможности в разных условиях действительности у учащихся школ [6].

Также большое внимание уделяется роли социально-психологического тренинга и разных его модификаций в повышении адаптационных возможностей личности [7]. В этой связи изучение адаптационной готовности необходимо и в качестве средства оптимизации тренировочного процесса у молодых спортсменов [4].

Проблема адаптации личности в системе образования имеет существенное значение и для формирования психологической готовности будущих специалистов педагогов-психологов и их дальнейшей профессиональной социализации [1].

Г.А. Азбергенова, анализируя адаптацию личности в кросс-культурных условиях, полагает что, социально-психологическая адаптация в данном аспекте характеризуется как динамический процесс и результат взаимодействия индивида с новой для него культурной средой, которая сопровождается изменениями и индивида и собственно окружающей среды в которой он взаимодействует [11]. При этом культурная среда как облегчает процесс адаптации, так и затрудняет его.

Проблема социально-психологической адаптации рассматривается в современной психологии и в рамках инклюзивного образовательного пространства. Так, отмечается, что процесс социальной адаптации группе однокурсников высшего учебного заведения у студентов с ограниченными возможностями в здоровье осущест-

вляется значительно эффективнее при условии взаимодействия и координации усилий студентов с ограниченными возможностями, а также их здоровых сокурсников, преподавателей и кураторов, родительского сообщества. Всё это возможно при соблюдении специально организованных социально-педагогических условий [12].

В зарубежных исследованиях также отражена взаимосвязь психологической адаптации и копинг-стрессовых стратегий. Так показано, что в стрессовых ситуациях студенты из других стран используют более различные стратегии преодоления стрессов по сравнению с студентами страны проживания [15].

В ряде исследований также подчеркивается роль психологической и социокультурной адаптации на примере студентов из разных стран. Так рассмотрены элементы, облегчающие или препятствующие адаптации вьетнамских иностранных студентов во Францию [13]. Также изучается психологическое благополучие и социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в Ирландии. У иностранных студентов обнаружены высокие уровни социальной поддержки и низкий уровень одиночества и стресса. При этом студенты испытывают высокий уровень проблем социокультурной адаптации и психологического стресса [14].

Постановка задачи

Однако в настоящее время только изучение социально-психологической адаптации и связанных с ней явлений недостаточно для оценки состояния современной личности и ее взаимодействия с социумом, прогноза возможных изменений. В этой связи необходимо изучение адаптационных характеристик личности в контексте ее ожидания относительно требований среды в условиях специфических и не специфических изменений. В частности, понимание и осознание личностью возможностей своей социальной и профессиональной адаптации в различных условиях действительности. Особый интерес представляет изучение адаптационных ожиданий в различных условиях действительности у специалистов стрессо-генных профессий, в частности воспитателей детских садов. Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение ожиданий

личности относительно адаптации к требованиям социально-профессиональной среды у воспитателей-педагогов с разными характеристиками социально-психологической адаптации.

Методы исследования

Для изучения социально-психологических параметров адаптационной готовности личности воспитателей использован социально-психологический опросник адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. При исследовании ожиданий личности работников относительно требований социальной и профессиональной среды применена анкета акцентирующая внимание на этом явлении. Для статистической обработки данных выбран ^критерий Стьюдента. В выборку исследования вошли воспитатели муниципальных дошкольных образовательных учреждений Саратовской области. Всего в исследовании приняли участие 65 испытуемых в возрасте от 23 до 45 лет.

Обсуждение результатов

На основании результатов диагностики социально-психологической адаптации у 30% воспитателей обнаружен высокий уровень адаптивности, у 70% он находится в пределах нормы или может рассматриваться как средний (среднее арифметическое значение - 127 баллов). В тоже время показатель дезадаптивности у 7% испытуемых высокий, у 56% он средний и у 37% - низкий. Учитывая все необходимые интегральные характеристики можно сказать что у 30% педагогов присутствует высокий уровень адаптационных возможностей, у 7% - низкий и 63% - средний, то есть уровень социально-психологической адаптации определяется как средний с некоторой тенденцией к снижению.

Высокий уровень принятия себя выявлен у 51% работников, у остальных он находится в пределах нормы (ср., значение 40). Показатель непринятия себя имеет низкие значения у 60% воспитателей детских садов (ср., значение 10). У 63% испытуемых выявлен высокий уровень принятия других (ср., значение 26). Низкие значения непринятия других обнаружены у 49% работников (ср., значение 12,7). Характеристика, отражающая эмоциональный комфорт в группе в виде низких значений выявлена у 9% работников (ср., значение

22), у остальных она находится в пределах нормы. В то же время для 11% испытуемых характерен высокий уровень эмоционального дискомфорта (ср., значение 14), у других он имеет средние значения. Из полученных результатов следует, что уровень большинства (70%) социально-психологической адаптации воспитателей детских садов определяется как средний с тенденцией к снижению.

Далее исследовались ожидания личности у педагогов с низкими и высокими адаптационными возможностями с точки зрения социально-психологических параметров адаптации. Так, для педагогов с недостаточно высоким уровнем адаптации личности снижено стремление подстраиваться под других людей, чтобы лучше справиться с трудностями (среднее арифм., значение - 2,1 балла). Присутствует низкий уровень ожидания ставить свои личные интересы на более высокую планку (1,8 балла), ждать момента что сложная ситуация сама разрешится (1, 7 баллов). Также снижено ожидание, что ситуацию помогут разрешить более компетентные люди (2,2 балла). Испытуемые менее всего позволяют другим решать свои проблемы (1,7 балла). В экстремальной ситуации с трудом способны манипулировать (управлять) другими людьми (2,2 балла). Помимо этого выражено ожидание обратиться к другим за помощью или поддержкой (3,3 балла). Значительная часть воспитателей ожидают (надеются), что общительность может способствовать достижению цели (4). При этом они хотели бы проявлять терпимость в самых разных ситуациях (3,3 балла). Ряд испытуемых признают ошибочность некоторых своих планов и действий (3,5 балла).

Для испытуемых-воспитателей с хорошем уровнем социально-психологической адаптации характерны следующие социальные ожидания: стремления самостоятельно разрешить сложную ситуацию (4 балла); ожидание объединяться с другими людьми, чтобы вместе разрешить разные ситуации (4 б.); ожидание оказывать помощь другим окружающим (4,1 б.); оказывать помощь людям в трудных ситуациях (3,8 б.); ожидание действовать решительно в сложных условиях, несмотря на личные неудобства (4,1 б.); планировать свое будущее самостоятельно (4 б.). При этом значительная часть испытуемых ожидает возникновения разных трудностей и предполагают разные способы их преодоления (3,9 б.). Они ожидают находить много вари-

антов моделей поведения для приспособления к новым жизненным условиям (3,9 б.) и при изменении обстановки анализировать свои переживания (3,9 б.). Многие педагоги полагают, что нет такой проблемы, которую трудно разрешить (4,2 б.). Они ожидают, что будут действовать конструктивно и решительно как в обычных, так и в экстремальных ситуациях (4 б.). Несмотря на это испытуемые с высоким уровнем адаптационных возможностей и воспитатели со сниженным уровнем ожидают, что будут проявлять терпимость в разных экстремальных ситуациях (3,9 б.).

Между двумя группами испытуемых выявлены статистически значимые различия по таким социальным ожиданиям как: «ожидания от помощи (советов) других по поводу проблем» ^ = - 2,1; р = 0,04); «ожидания оказать помощь другим при решении общих проблем» ^ = - 2,5; р = 0,018). То есть, педагоги с низкими адаптационными характеристиками менее всего ориентируются на помощь и советы других людей в связи с теми или иными проблемами, мало связывают свои ожидания с оказанием помощи окружающим по сравнению с педагогами с высокой адаптационной готовностью. Также статистически различается социальное ожидание, что «ситуацию помогут разрешить более компетентные люди» ^ = - 2,9; р = 0,007) и ожидание, что «общение с другими обогатит жизненный опыт» ^ = - 2,0; р = 0,04). Более адаптированные педагоги считают, что компетентность других (общительность) поможет разрешить проблемную ситуацию. В меньшей мере это относится к воспитателям с низкой адаптацией личности, которые в своем большинстве считают иначе.

Помимо этого обнаружены статистически значимые различия относительно ожидания возникновения трудностей и разных способов их преодоления ^ = - 2,2; р = 0,03), поиска вариантов моделей поведения для приспособления к новым жизненным условиям ^ = - 2,3; р = 0,03). Хорошо адаптированные работники, в большем своем числе лучше предвидеть трудности и готовы к их преодолению, для чего разрабатывают разные варианты моделей поведения при преодолении стрессовых ситуаций. Также, они готовы и ожидают быстро и оперативно менять свое поведение в соответствии с изменившимися обстоятельствами ^ = - 2,3; р = 0,02). Испытуемые

с хорошим уровнем социальной адаптации связывают свои ожидания с желанием действовать конструктивно и решительно в разных ситуациях ^ = - 2,2; р = 0,03).

Заметно, что социальные ожидания в двух группах педагогов-воспитателей относительно требований среды по ряду показателей различаются. Это проявляется в ожидании оказать помощь другим людям и ожидание от советов при решении совместных проблем; в ожидании, что ситуацию помогут разрешить более компетентные люди, и что общение с разными людьми повлияет на жизненный опыт (то есть будет способствовать лучшей адаптации); в понимании того, что в трудной жизненной ситуации возникает желание идти на риск и ожидание разработки таких вариантов моделей поведения, которые помогут приспособиться к сложным жизненным условиям; в ожидании оперативно менять свое поведение в соответствии с изменившимися условиями и быть решительными, конструктивными в экстремальных или обычных условияхе.

Кроме этого встречаются и некоторые схожие ожидания в процессе социальной адаптации воспитателей детских садов. Так, это видно по ожиданиям объединиться с другими людьми, чтобы вместе разрешить ту или иную ситуацию, в ожидании не ставить свои личные интересы выше, ждать момента, что ситуация сама разрешиться, делиться с другими людьми своими переживаниями, в сложных условиях ожидать поддержку от других, проявлять терпимость в разных ситуациях.

Заключение (Выводы)

Таким образом, у значительной части педагогов-воспитателей (более 60%) обнаружен средний уровень социально-психологической адаптации и только у 30% он высокий. В целом уровень социально-психологической адаптации у большинства специалистов определяется как средний с некоторой тенденцией к снижению.

Обнаружена зависимость между уровнем адаптивности и соответствующим ожиданием личности относительно адаптации к требованиям среды в условиях социальных и профессиональных изменений у специалистов стрессогенных профессий. Это подтверждается каче-

ственным анализом и статистически значимыми различиями ожиданий у групп испытуемых с высоким и средним уровнем социально-психологической адаптации. Так, педагоги со средним или (сниженным) уровнем адаптивности в основном стремятся подстраиваться под других людей, чтобы лучше справиться с трудностями. У них присутствует низкий уровень ожидания ставить свои личные интересы на более высокую планку. Также снижен уровень ожидания, согласно которому ситуацию помогут разрешить более компетентные люди и т.д. При этом у воспитателей с высоким или хорошим уровнем социально-психологической адаптации присутствуют более высокий уровень ожиданий, направленных на самостоятельное разрешение сложных ситуаций, ожидания объединиться с другими, чтобы совместно решать проблемы, ожидания направленные на оказания помощи и более решительные действия в сложных условиях и т.д. То есть ожидания испытуемых с высокой адаптивностью предполагают высокую социальную активность и направленность на окружающих, что позволяет им лучше и эффективно социально адаптироваться в обществе, условиях типичных и специфичных изменений.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-06-10624.

Список литературы

1. Галаев С.В. Мотивация профессионального развития будущих педагогов-психологов в условиях информатизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. №2. С. 72-76.

2. Григорьева М.В. Адаптационная готовность личности в условиях неопределенности. В сборнике: Социальный мир человека: материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. Язык социального / Под редакцией Н.И. Леонова. 2016. С. 275-277.

3. Григорьева М.В., Вагапова А.Р., Тарасова Л.Е., Кащеева А.В., Малышев И.В., Ткачева М.С., Хуторянская Т.В., Черняева Т.Н. Адап-

тационная готовность личности в современных условиях развития общества. Саратов, 2016.

4. Данилов Р.С. Средства оптимизации тренировочного процесса В сборнике: Экопрофилактика, оздоровительные и спортивно-тренировочные технологии // Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 151-155.

5. Кленова М.А. Социально-психологическая адаптация молодежи и склонность к риску // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика.2010. Т. 10. № 3. С. 79-82.

6. Малышев И.В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Акмео-логия образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 157-163.

7. Малышев И.В., Орлянская А.Р. Влияние социально-психологического тренинга на адаптационные возможности личности студентов-спортсменов // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. С. 618-629.

8. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: 2006. С.70.

9. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акме-ология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 236-241.

10. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика.2015. Т. 15. № 4. С. 106-112.

11. Азбергенова Г. А. Социально-психологическая адаптация личности в кросс-культурных условиях // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. Т. 16. № 4. С. 65-67.

12. Волчелюк Ю.И. Социально-педагогические условия и особенности социальной адаптации студентов с ограниченными физическими возможностями в условиях инклюзивного образовательного пространства // Весмк Вщебскага дзяржаунага умверспэта. 2014. № 4 (82). С. 78-85.

13. Brisset C., Safdar S., Lewis J.R., Sabatier C. Psychological and socioculturel adaptation of university students in France: The case of Vietnamese international students // International journal of intercultural relations V. 34 (2010), N. 4, рр. 413-426.

14. O'Reilly A., Ryan D., Hickey T. The Psychological Well-Being and So-ciocultural Adaptation of Short-Term International Students in Ireland // Journal of college student development V. 51 (2010), N. 5, pp. 584-598.

15. Sapranaviciute L., Perminas A., Pauziene N. Stress coping and psychological adaptation in the international students // Central European journal of medicine V. 7 (2012) N. 3, pp. 335-343.

References

1. Galaev S.V. Motivatsiya professional'nogo razvitiya budushchikh peda-gogov-psikhologov v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [Motivation for professional development of future pedagogues-psychologiests in conditions of informatization of education]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogi-ka [Izvestiya of Saratov University. New Series. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy.] 2008. V. 8. N. 2, pp. 72-76.

2. Grigor'eva M.V. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti v usloviyakh neo-predelennosti [Adaptation readiness of the individual under condition of uncertainty]. Sotsial'nyy mir cheloveka: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Chelovek i mir: mirosozidanie, konflikt i mediatsiya v interkul turnom mire». Ser. "Yazyksotsial'nogo" [Social works of human: proceedings of XI International conference "Human and world: peace creation, conflict and mediation in multicultural world". Iss. "Language of potential"] Under edition ofN. I. Leonova. 2016, pp. 275-277.

3. Grigor'eva M.V., Vagapova A.R., Tarasova L.E., Kashcheeva A.V., Ma-lyshev I.V., Tkacheva M.S., Khutoryanskaya T.V., Chernyaeva T.N. Adaptatsionnaya gotovnost'lichnosti v sovremennykh usloviyakh razvitiya obshchestva [Adaptational readiness of personality in modern conditions of development of sociaty]. Saratov, 2016.

4. Danilov R.S. Sredstva optimizatsii trenirovochnogo protsessa [Optimization of training process]. Ekoprofilaktika, ozdorovitel'nye i sportivno-trenirovochnye tekhnologii Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Ecoprophuilactics, healthbeing and sport-training technologies. Proceedings of International science-practic conference] . 2015, pp. 151-155.

5. Klenova M.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodezhi i sklonnost' k risku [Social-psychological adaptation of youth and tendency to risk]. Izv. Sarat. un-ta. Novaya ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy.] 2010. V. 10. N. 3, pp. 79-82.

6. Malyshev I.V. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii i stressoustoychivosti lichnosti starsheklassnikov v usloviyakh menyay-ushchegosya obshchestva [(Peculiarities of Social and Psychological Adjustment and Stress of Personality High School Students in a Changing Society]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ak-meologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New Series. Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2016. V. 5. N. 2, pp. 157-163.

7. Malyshev I.V., Orlyanskaya A.R. Vliyanie sotsial'no-psikhologicheskogo treninga na adaptatsionnye vozmozhnosti lichnosti studentov-sportsmen-ov [Influence of social-psychological training to adaptational possibilities of students-sportsmen personalities]. Vmire nauchnykh otkrytiy [In word of science discoveries]. 2015. N. 11-1, pp. 618-629.

8. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of adaptation of personality. Analysis. Theory. Practices]. St.Petersburg.: 2006. P. 70.

9. Shamionov R.M. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti: problemy i per-spektivy [Social Psychology of Personality: Problems and Prospects]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2014. V. 3. N. 3, pp. 236-241.

10. Shamionov R.M. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti - subekta sotsi-al'nogo vzaimodeystviya [Adaptation readiness of personality as subject of social interaction]. Izv. Sarat. un-ta. Novaya ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2015. V. 15. N. 4, pp. 106-112.

11. Azbergenova G.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya lichnosti v kross-kul'turnykh usloviyakh [Social-psychological adaptation of personality in cross-culture conditions]. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo slavyanskogo universiteta [Vestnik of Kyrgyzian-Russian slavistic university]. 2016. V. 16. N. 4, pp. 65-67.

12. Volchelyuk Yu.I. Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya i osobennosti sot-sial'noy adaptatsii studentov s ogranichennymi fizicheskimi vozmozh-nostyami v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovatel'nogo prostranstva [Social and Pedagogical Conditions and Peculiarities of Social Adaptation of Students with Limited Physical Abilities in Inclusive Educational Space]. Vesnik Vitsebskaga dzyarzhaynaga universiteta [Vestnik of Vitebsk state university]. 2014. N. 4 (82), рр. 78-85.

13. Brisset C., Safdar S., Lewis J.R., Sabatier C. Psychological and sociocul-tural adaptation of university students in France: The case of Vietnamese international students. Internationaljournal of intercultural relations V. 34 (2010), N. 4, рр. 413-426.

14. O'Reilly A., Ryan D., Hickey T. The Psychological Well-Being and So-ciocultural Adaptation of Short-Term International Students in Ireland. Journal of college student development V. 51 (2010), N. 5, рр. 584-598.

15. Sapranaviciute L., Perminas A., Pauziene N. Stress coping and psychological adaptation in the international students. Central European journal of medicine V. 7 (2012) N. 3, рр. 335-343.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Малышев Иван Викторович, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, кандидат психологических наук

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Российская Федерация iv.999@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOuT THE AuTHOR Malyshev Ivan Viktorovich, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics, Ph.D. in Psychology

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov 410012, Russian Federation

iv.999@list.ru

SPIN-code: 3128-8046

ORCID: 0000-0002-4191-6555

ResearcherID: D-8946-2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.