Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация личности и склонность к риску спортсменов в условиях их профессиональной активности'

Социально-психологическая адаптация личности и склонность к риску спортсменов в условиях их профессиональной активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1086
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ / СИТУАЦИИ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / СИСТЕМНО-ДИАХРОНИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СКЛОННОСТЬ (ГОТОВНОСТЬ) К РИСКУ / INCLINATION (READINESS) TO RISK / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY / ADAPTATION POSSIBILITIES OF SPORTSMEN / SITUATION OF RISK AND UNCERTAINTY / SYSTEMATIC-DIACHRONIC APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Иван Викторович

В статье рассматривается проблематика социально-психологической адаптации личности спортсменов в условиях рискогенности их деятельности. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы адаптации личности в условиях неопределенности и риска, необходимость изучения явлений социально-психологической адаптации и социализации с точки зрения системно-диахронического подхода. Раскрываются основные дефиниции: социально-психологическая адаптация личности, риск в психологии, системно-диахронический подход. Цель. Изучение характеристик социально-психологической адаптации и склонности (готовности) к риску, взаимосвязи между данными явлениями у молодых людей активно реализующих себя в спортивной деятельности. Методы диагностического исследования. Опросник социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, тест Р.Кеттелла, опросник СМИЛ (адаптированный вариант MMPI), методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, опросник изучения склонности к риску А.Г.Шмелева. Статистическая обработка данных: корреляционный анализ (Пирсон). Результаты. Представлена характеристика социально-психологической адаптации личности спортсменов в виде её интегральных составляющих. У молодых людей уровень адаптационных возможностей по большинству показателей определен как высокий. Так, среди свойств личности спортсменов, отражающих их адаптационные способности, отмечается позитивный эмоциональный фон, работоспособность, постоянство интересов, эмоциональная устойчивость, у них преобладает уверенность в успехе, стремление к самоутверждению, социальная активность личности. Определены взаимосвязи между отдельными показателями социально-психологической адаптации (дезадаптивность, не принятие других, ведомость, эскапизм) и готовностью к риску. Применение результатов. Психологическое сопровождение спортсменов в условиях адаптации, профессионально-психологический отбор молодых специалистов к деятельности в экстремальных условиях, консультация руководителей и тренеров. Вывод. У большинства молодых людей активно занимающихся спортом (более 70%) выявлен высокий уровень социально-психологической адаптации, что отражено в ее показателях. Адаптационные составляющие их личности позволяют эффективно противостоять стрессовым нагрузкам. Показатель склонности к риску имеет средние значения у большей части испытуемых. Выявлены корреляционные взаимосвязи между изучаемыми явлениями. В целом хорошо адаптированная личность имеет средне нормативные показатели склонности к риску, то есть обладает эмоциональной зрелостью и склонна принимать взвешенные и разумные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY AND THE INCLINATION TO RISK OF SPORTSMEN IN THE CONDITIONS OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

In the paper the problem of the social-psychological adaptation of the personality of sportsmen in the conditions of the riskiness of their activity is considered. In the theoretical part of the paper the actuality of the problem of the adaptation of the personality in the conditions of the uncertainty and risk and the necessity of study of the phenomenon of the social-psychological adaptation and the socialization from the point of view of systematic-diachronic approach are proved. The main definitions are uncovered: the social-psychological adaptation of the personality, the risk in psychology, systematic-diachronic approach. Purpose. The study of the characteristics of the social-psychological adaptation and the inclination (readiness) to the risk, the relationship between the present phenomenons among young people who are actively realizing themselves in the sport activity. The methods of the diagnostic research. Inquirer of the social-psychological adaptation by C.Rogers and R.Dymond, the test by R.Kettel, inquirer MMPI (the adapted version), the methods of the diagnostics of the readiness to the risk by Schubert, the inquirer of the study of the readiness to the risk by A.G.Shmelev. Statistical processing the dates: the correlational analysis (Pearson). Results. The characteristic of the social-psychological adaptation of the personality of sportsmen in the form of its integral components is represented. Among the young people the stage of the adaptation possibilities according to the most of the indices is defined as the high one. This way, among the properties of the personality of sportsmen, which reflect their adaptation possibilities, a positive emotional background, capacity for work, the permanency of the interests, the emotional steadiness, the prevalence of the assurance of success, the tendency to the self-assertion, the social activity of the personality are detected. The correlation between some indices of the social-psychological adaptation (disadaptability, rejection of others, being canny, escapism) and the readiness to the risk are determined. Application of the results. The psychological accompaniment of sportsmen in the conditions of the adaptation, professional-psychological selection of the young specialists to the activity in the extremal conditions, the consultation of the managers and coaches. Conclusion. Among the most of the young people actively doing the sport (more then 70%) the hight level of the social-psychological adaptation is detected, which is reflected in its indices. The adaptation constituents of their personality allow to resist effectively to the stressful loads. The index of the inclination to the risk has the mean value among the most of the probationers. The correlation between the considered phenomenons is found. A generally well adaptable personality has mean normative indices of the inclination to the risk, i.e. this person possesses the emotional ripeness and is inclined to take suspended and clever decisions.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация личности и склонность к риску спортсменов в условиях их профессиональной активности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-11-7 УДК 316.6+159.923

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И

СКЛОННОСТЬ К РИСКУ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Малышев И.В.

В статье рассматривается проблематика социально-психологической адаптации личности спортсменов в условиях рискогенности их деятельности. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы адаптации личности в условиях неопределенности и риска, необходимость изучения явлений социально-психологической адаптации и социализации с точки зрения системно-диахронического подхода. Раскрываются основные дефиниции: социально-психологическая адаптация личности, риск в психологии, системно-диахронический подход.

Цель. Изучение характеристик социально-психологической адаптации и склонности (готовности) к риску, взаимосвязи между данными явлениями у молодых людей активно реализующих себя в спортивной деятельности.

Методы диагностического исследования. Опросник социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, тест Р.Кеттелла, опросник СМИЛ (адаптированный вариант MMPI), методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, опросник изучения склонности к риску А.Г.Шмелева. Статистическая обработка данных: корреляционный анализ (Пирсон).

Результаты. Представлена характеристика социально-психологической адаптации личности спортсменов в виде её интегральных составляющих. У молодых людей уровень адаптационных возможностей по большинству

показателей определен как высокий. Так, среди свойств личности спортсменов, отражающих их адаптационные способности, отмечается позитивный эмоциональный фон, работоспособность, постоянство интересов, эмоциональная устойчивость, у них преобладает уверенность в успехе, стремление к самоутверждению, социальная активность личности. Определены взаимосвязи между отдельными показателями социально-психологической адаптации (дезадаптивность, не принятие других, ведомость, эскапизм) и готовностью к риску.

Применение результатов. Психологическое сопровождение спортсменов в условиях адаптации, профессионально-психологический отбор молодых специалистов к деятельности в экстремальных условиях, консультация руководителей и тренеров.

Вывод. У большинства молодых людей активно занимающихся спортом (более 70%) выявлен высокий уровень социально-психологической адаптации, что отражено в ее показателях. Адаптационные составляющие их личности позволяют эффективно противостоять стрессовым нагрузкам. Показатель склонности к риску имеет средние значения у большей части испытуемых. Выявлены корреляционные взаимосвязи между изучаемыми явлениями. В целом хорошо адаптированная личность имеет средне нормативные показатели склонности к риску, то есть обладает эмоциональной зрелостью и склонна принимать взвешенные и разумные решения.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация личности, адаптационные возможности спортсменов, ситуации риска и неопределенности, системно-диахронический подход, склонность (готовность) к риску.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY AND THE INCLINATION TO RISK OF SPORTSMEN IN THE CONDITIONS OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

Malyshev I.V.

In the paper the problem of the social-psychological adaptation of the personality of sportsmen in the conditions of the riskiness of their activity is considered. In the theoretical part of the paper the actuality of the problem of the adaptation of the personality in the conditions of the uncertainty and risk and the necessity of study of the phenomenon of the social-psychological adaptation and the socialization from the point of view of systematic-diachronic approach are proved. The main definitions are uncovered: the social-psychological adaptation of the personality, the risk in psychology, systematic-diachronic approach.

Purpose. The study of the characteristics of the social-psychological adaptation and the inclination (readiness) to the risk, the relationship between the present phenomenons among young people who are actively realizing themselves in the sport activity.

The methods of the diagnostic research. Inquirer of the social-psychological adaptation by C.Rogers and R.Dymond, the test by R.Kettel, inquirer MMPI (the adapted version), the methods of the diagnostics of the readiness to the risk by Schubert, the inquirer of the study of the readiness to the risk by A.G.Shmelev. Statistical processing the dates: the correlational analysis (Pearson).

Results. The characteristic of the social-psychological adaptation of the personality of sportsmen in the form of its integral components is represented. Among the young people the stage of the adaptation possibilities according to the most of the indices is defined as the high one. This way, among the properties of the personality of sportsmen, which reflect their adaptation possibilities, a positive emotional background, capacity for work, the permanency of the interests, the

emotional steadiness, the prevalence of the assurance of success, the tendency to the self-assertion, the social activity of the personality are detected. The correlation between some indices of the social-psychological adaptation (disadaptability, rejection of others, being canny, escapism) and the readiness to the risk are determined.

Application of the results. The psychological accompaniment of sportsmen in the conditions of the adaptation, professional-psychological selection of the young specialists to the activity in the extremal conditions, the consultation of the managers and coaches.

Conclusion. Among the most of the young people actively doing the sport (more then 70%) the hight level of the social-psychological adaptation is detected, which is reflected in its indices. The adaptation constituents of their personality allow to resist effectively to the stressful loads. The index of the inclination to the risk has the mean value among the most of the probationers. The correlation between the considered phenomenons is found. A generally well adaptable personality has mean normative indices of the inclination to the risk, i.e. this person possesses the emotional ripeness and is inclined to take suspended and clever decisions.

Keywords: social-psychological adaptation of personality, adaptation possibilities of sportsmen, situation of risk and uncertainty, systematic-diachronic approach, inclination (readiness) to risk.

С пониманием активной преобразовательной функции, как личности, так и социальной среды и их постоянного взаимодействия, все более очевидной становится проблема социально-психологической адаптации. Нестабильность социально-экономических процессов в условиях современной действительности общества предъявляет к личности все-более повышенные требования, что во многом приводит к проблемам, имеющим отношение к социально-психологической адаптации. Помимо изучения адаптационных возможностей личности и ее способности эффективно противостоять

длительным стрессам, актуальным на сегодняшний день представляется рассмотрение проблемы социально-психологической адаптации молодых людей в аспекте рискогенности их профессиональной активности.

Как полагает А.А.Реан «Истинная адаптация - это всегда активный процесс, будь то активное изменение социальной среды или активное изменение себя» [5]. Автор считает, что оставаясь процессом адаптации, то есть решая задачи адаптации, активное изменение личности объективно переходит в процесс ее развития. В этой связи среди важнейших функций социально-психологической адаптации личности В.Г.Крысько выделяет достижение оптимального равновесия в системе «личность-социальная среда», развитие творческих возможностей и способностей, повышение социальной активности, регулирование взаимоотношений, повышение эффективности деятельности как самой личности так и социальной среды с которой она взаимодействует, сохранение психического здоровья и т.д. [3].

А.Н.Сухов указывает на взаимосвязь социально-психологической адаптации и социализации, полагая, что адаптация может рассматриваться и как механизм и как составляющая часть социализации [7].

Не меньшее значение имеет изучение данных явлений в условиях профессиональной активности, сопряженной с ситуациями риска. В спортивной деятельности личность спортсмена во многом связана с разными по силе воздействиями среды, предполагающими ситуации риска и опасности (быстрота принятия решения, сложные ситуации выбора, опасность для здоровья или жизни и т.д.). Риск в психологической науке рассматривается с разных сторон. Он определяется и в контексте сторон деятельности, характеризуя неопределенность ее исхода и позитивные или неблагоприятные последствия в результате успеха или неуспеха. Так, А.П.Альгин характеризует риск как «деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения

предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели» [1]. В этой связи определенный интерес представляет изучение адаптационных возможностей личности спортсменов, отражающих ее склонность и готовность к риску. Личность спортсмена, стремящегося к достижению успеха, как известно не только должна часто противостоять стрессам, но и быть готовой к реализации своего потенциала в рискованных ситуациях.

Но на сегодняшний день изучение характеристик социально-психологической адаптации и процесса социализации в разных их аспектах не должно ограничиваться только рамками известных в психологии подходов. Современные исследователи обращают внимание на возможности применения диахронического подхода к изучению процессов социализации и социально-психологической адаптации. Так, Р.М.Шамионов полагает, что одной из важнейших задач социальной психологии относительно социализации личности является «отслеживание характера процессуальности, темпоральности, определение изменений различных инстанций личности во временной перспективе» [8]. Автор считает что это возможно при условии принятия принципа диахронии как важнейшего методологического основания современных исследований личности, так как данный принцип предполагает прежде всего поиск прогрессивных и регрессивных изменений инстанционных образований личности, а также исследование согласованности и рассогласованности их становления. В свою очередь М.В.Григорьева, рассматривая диахронический подход применительно к исследованию процессов социально-психологической адаптации, определяет единицы психологического анализа детерминантности и критерии диахронии-синхронии в процессе адаптационных взаимодействий личности и среды [2]. Так, в качестве системообразующей единицы психологического анализа в рамках диахронического подхода М.В.Григорьева предлагает категорию «взаимодействие», так как она сочетает возможности учета активности личности в процессе её вхождения в социальную среду и приспособление к ней

с последующей интеграцией». То есть данная категория соответствует требованию диахронического подхода - изучению во времени процесса развития системы в качественно новую. Диахронический подход, по мнению автора, позволяет проследить закономерности эволюции изучаемого явления и развития системы.

В соответствии с системно-диахроническим подходом, на наш взгляд представляет интерес изучение социально-психологической адаптации и склонности (готовности) к риску молодежи с точки зрения профессиональной активности реализуемой в спорте. Исследование адаптационных возможностей личности в аспекте рискогенных явлений имеет временные перспективы и прогностическую направленность.

Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение характеристик социально-психологической адаптации личности, склонности и готовности её к риску, определению взаимосвязей между данными явлениями у молодых людей активно взаимодействующих в спортивной деятельности.

Методика

В эмпирическом исследовании для изучения адаптации личности использовался опросник социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда. При изучении адаптационных возможностей личности также применен тест Р.Кеттелла и опросник СМИЛ (адаптированный вариант MMPI), шкалы которого (сверхконтроль, пессимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, мужественность-женственность, ригидность, тревожность, индивидуалистичность, оптимистичность, интроверсия) отражают всё многообразие проявлений личности и удобны для количественного и качественного анализа результатов [6]. Для изучения рискогенных явлений использовалась методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, опросник изучения склонности к риску А.Г.Шмелева. Для статистической обработки данных применен корреляционный анализ (метод Пирсона).

Выборку исследования составили студенты очного отделения СГУ имени Н.Г.Чернышевского, активно занимающиеся разными видами спорта. Всего в исследовании участвовало 42 человека в возрасте от 19-20 лет.

Результаты и их обсуждение

Первый этап исследования включал изучение особенностей социально-психологической адаптации спортсменов. На основе проведенной диагностики социально-психологической адаптации личности у значительной части спортсменов (79%) выявлен высокий уровень адаптивности, у 21% испытуемых он средний (среднее арифметическое значение адаптивности -157). Для 39% испытуемых характерен средний уровень дезадаптивности, у 52% он низкий и у 9% высокий (ср.,значение - 72). Показатель «приятие себя» имеет высокие значения у 76% студентов, занимающихся спортом. Средний уровень значений «неприятия себя» выявлен только у 36% испытуемых, у 64% он низкий. Для 81% спортсменов характерен высокий уровень «приятия других», у 19% данный показатель имеет средние значения. Показатель «неприятие других» находится в пределах нормы у 60% испытуемых и у 40% он низкий. Такая характеристика социально-психологической адаптации как эмоциональный комфорт имеет высокий уровень у 57% студентов-спортсменов, у 43% - она имеет средние значения. У 86% испытуемых обнаружен высокий показатель «внутреннего контроля». Средний уровень «внешнего контроля» выявлен у 33% испытуемых, а низкий у 60%. Для 47% студентов-спортсменов характерен высокий уровень «доминирования» у 36% -он средний. Интегральный показатель «ведомости» находится в пределах нормы у 64% испытуемых. Эскапизм или бегство от проблем как одна из значимых характеристик социально-психологической адаптации выявлена у 19% в виде ее высоких значений, у 55% она находится в пределах нормы. Заметно, что адаптивность у значительной части испытуемых высокая, а дезадаптационные проявления отмечены в единичных случаях. Существенное влияние на уровень их социально-психологической адаптации оказывают все

интегральные компоненты адаптации, которые в основном ее повышают, то есть имеют высокие значения или находятся в пределах нормы. По сравнению с предыдущими результатами уровень социально-психологической адаптации студентов профессионально реализующих себя в спорте значительно выше, чем у испытуемых-школьников и студентов, не занимающихся активно спортивной деятельностью [4]. В целом, характеризуя социально-психологическую адаптацию личности молодых людей активно занимающихся спортом видно, что ее уровень в основном высокий. Несмотря на это стоит обратить внимание и на спортсменов с проявлениями дезадаптации (9%) и высоким уровнем эмоционального дискомфорта.

Изучение индивидуальных и социально-психологических особенностей личности, отражающих её адаптационный потенциал, посредством метода Р.Кеттелла свидетельствует о том (см. рис.1), что большинству спортсменов свойственны следующие характеристики: адекватная самооценка, естественность и непринужденность в поведении и общении, стремление устранить конфликт, яркость эмоциональных проявлений, работоспособность, постоянство интересов, эмоциональная устойчивость и эмоциональная зрелость. В конфликтах испытуемые реально оценивают поведение окружающих, тактичны, благоразумны. Наблюдается настойчивость в достижении цели, точность, осознанное соблюдение норм и правил, ответственность и социальная активность.

Рис. 1. Профиль личности спортсменов по методике Р.Кеттелла

Отличительной особенностью для личности испытуемых является реалистический настрой, активность в устранении конфликтов, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами, людьми, склонность к риску, экспериментированию, стремление к восприятию новых неустоявшихся взглядов и перемен.

Другие факторы имеют среднюю степень выраженности. Так, испытуемые характеризуются благожелательностью по отношению к другим людям, уживчивостью. Личности подобного плана свойственен разумный подход к событиям и окружающим людям, в достаточной степени выражен критический настрой, отмечается наличие интеллектуальных интересов, стремление быть информированными, ориентация на социальное одобрение. Отмечается, что мотивация хорошая и больше зависит от реальной ситуации.

При изучении адаптационных возможностей личности спортсменов посредством методики СМИЛ (данные были обобщены и выражены количественно в виде средних значений шкал), обнаружено, что большинству испытуемых свойственны следующие характеристики (см., рис. 2): позитивный эмоциональный фон, оптимистичность, эмоциональная насыщенность переживаний. У молодых людей преобладает уверенность в успехе, стремление

к самоутверждению, активность. Мотивация направлена на достижение целей и отстаивания своих прав. Несмотря на то, что активность не всегда целенаправленна, реакция на стресс устойчивая с умением использовать накопленный опыт. Кроме этого обнаружена склонность к риску, решительность и смелость, артистичность, завышенная самооценка стремление к лидированию и организаторские тенденции. Однако, несмотря на отсутствие явных негативных психических изменений, привлекает внимание недостаточно серьезное отношение к имеющимся проблемам, нетерпеливость, не всегда адекватная реакция на критические замечания, упрямство, стремление к независимости, повышенное чувство справедливости, некоторая раздражительность, требовательность к окружению. К характерологическим свойствам личности также относится соревновательность, аккуратность, обидчивость, умение увлечь других своими идеями.

Оптимальным условием профессиональной и социальной адаптации испытуемых является деятельность, дающая возможность широких контактов, эмоциональной вовлеченности, двигательной или общественной активности. Необходимо отсутствие жесткого режима, мер, направленных на ограничение и подавление личности, то есть занижающих самооценку. Необходимым условием эффективной адаптации является четкость, порядок и хорошая организованность.

Выявленные адаптационные возможности личности необходимые для эффективной социально-психологической адаптации у студентов активно взаимодействующих в спортивной деятельности находятся на хорошем уровне и позволяют успешно противостоять стрессам, а также добиваться высоких результатов.

Шкалы

Рис. 2. Профиль личности спортсменов по методике СМИЛ

На втором этапе исследования изучались особенности готовности и склонности к риску спортсменов. Анализ результатов диагностики показывает, что у большинства испытуемых присутствует средний уровень склонности к риску (79%) а высокий уровень выявлен только у 21% испытуемых. Учитывая, что большинство испытуемых серьезно относятся к занятию спортом, можно говорить о значительном влиянии на склонность к риску их отношения к спортивной и учебной деятельности в процессе социализации личности. Исходя из этого, спортсмены становятся более осторожными и осмотрительными, действия продуманными, а риски оправданными и зависят от конкретной ситуации.

Результаты изучения готовности к риску свидетельствуют о его среднем уровне у 69% испытуемых. Низкий уровень готовности к риску обнаружен у 12% спортсменов. Высокая готовность к риску выявлена у 19% испытуемых. То есть высокая готовность к риску характеризует особенности данных испытуемых и свидетельствует о том, что в некоторых жизненных ситуациях (опасность для жизни) или связанных со стремлением достигнуть высоких результатов (спортивные достижения), спортсмены готовы идти на риск (возможно и не всегда оправданный). Как видно из предыдущих результатов в

обычных условиях действительности это не является закономерным явлением для занимающихся спортом молодых людей, то есть значительное их число не имеют высокого уровня склонности к риску, несмотря на готовность рисковать. Но в особых, подчас экстремальных ситуациях, связанных с реальной опасностью, ряд испытуемых всё-таки будут рисковать своей жизнью. Нельзя исключать, что на раннем этапе социализации будущие специалисты (особенности возраста и отсутствие профессионального опыта) более активны, гибки, менее осмотрительны и обладают социальной смелостью. То есть, могут быстрее воспринимать новую информацию и рисковать при принятии решений. Их действия более всего обусловлены эмоциями, импульсами, в результате чего поступки могут быть непродуманными и опрометчивыми. В тоже время занятия спортом также предполагают, высокую ответственность и дисциплинированность что в свою очередь профессионально социализируют личность. Стоит обратить внимание на то, что значительное число спортсменов с адекватной склонностью принимать решения в ситуациях риска имеют высокий и хороший уровень социально-психологической адаптации личности.

На основании корреляционного анализа у испытуемых выявлены положительные связи между показателем готовности к риску и такими интегральными характеристиками социально-психологической адаптации как «дезадаптивность» (r=0,480, p<0,01), «не принятие других» (r=0,386, p<0,01), «ведомость» (r=0,546, p<0,01) и эскапизм (r=0,487, p<0,01). Анализируя полученные взаимосвязи, следует отметить, что несмотря на средний уровень склонности к риску, у некоторых молодых людей активно занимающихся спортом (19%) присутствует высокая готовность к риску, при этом у них выявлен высокий уровень перечисленных выше показателей адаптации. Не исключено, что в ситуации внутреннего конфликта, с ростом отверженности личности, резких возрастных изменений и других индивидуальных особенностей в ситуации стрессов растет готовность к риску, которая в свою очередь влияет на свойства личности адаптационного характера, что создает в

целом предпосылки для дезадаптационных проявлений, отчасти выражающихся в «не приятие других», в «ведомости» или бегстве от проблем. Возможно, также, что и наличие проблем и не способность с ними справиться дезадаптирует личность молодого человека и активизирует ее на поиске решения, которые могут быть отчаянные, исход которых не ясен, то есть резко возрастает готовность к риску, к резким действиям. Видно, что готовность рисковать, не всегда является позитивным качеством личности (особенно на раннем этапе профессиональной социализации), позволяющим эффективно ей адаптироваться в социальной среде.

Выводы

Таким образом, представленные результаты исследования (количественный и качественный анализ психодиагностических данных, статистический анализ) указывают на следующее:

У большинства молодых людей активно занимающихся спортом (более 70%) выявлен высокий уровень социально-психологической адаптации, что отражено в ее интегральных показателях. Адаптационные составляющие личности спортсменов позволяют эффективно противостоять стрессовым нагрузкам. Так, у молодых людей уровень адаптационных возможностей по большинству показателей определен как высокий. Среди свойств личности спортсменов, отражающих их адаптационные способности, отмечается позитивный эмоциональный фон, работоспособность, постоянство интересов, эмоциональная устойчивость, у них преобладает уверенность в успехе, стремление к самоутверждению, социальная активность личности. Показатель склонности к риску имеет средние значения у большей части испытуемых. В то же время высокая готовность поступать рискованно обнаружена у 19% спортсменов. Определены взаимосвязи между отдельными показателями социально-психологической адаптации (дезадаптивность, не принятие других, ведомость, эскапизм) и готовностью к риску. Из результатов корреляционного анализа заметно, что готовность рисковать, не всегда является позитивным

качеством личности (особенно на раннем этапе профессиональной социализации), позволяющим эффективно ей адаптироваться в социальной среде.

В целом хорошо адаптированная личность молодого человека активно занимающегося спортом имеет средне нормативные показатели склонности к риску, то есть обладает эмоциональной зрелостью и склонна принимать взвешенные и разумные решения. Для личности подобного плана в большей мере свойственна осмотрительность, ответственность при принятии решения, опытность в социальных и профессиональных вопросах, трезвый взгляд на вещи и т.д.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.B37.21.1009 «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».

Список литературы

1. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989г., С. 19

2. Григорьева М.В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 54 — 58

3. Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М., 2001 г.,

С.12

4. Малышев И.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 69 — 74

5.Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: 2006. С.70

6. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод

исследования личности: методическое руководство [Текст] / Л.Н. Собчик. - М., 1990. - 72 с.

7.Сухов А.Н,.Бодалев А.А,Казанцев В.Н. и др. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия», 2003. - 600 с. С. 44

8. Шамионов Р.М. Принцип диахронии в исследовании социализации личности // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 79 — 84

References

1. Al'gin A. P. Risk i ego rol' v obshhestvennoj zhizni [Risk and its role in the social life]. M., 1989, P. 19

2. Grigor'eva M.V. Izv. Sarat. un-ta. Novaja ser. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2013. T. 13, vyp. 1. S. 54 —58

3. Krys'ko V.G. Sotsial'naya psikhologiya: Slovar'-spravochnik. M., 2001 g.,

S.12

4. Malyshev I.V. Izv. Sarat. un-ta. Novaja ser. Ser. Filosofija.Psihologija. Pedagogika. 2012. T. 12, vyp. 3. S. 69 — 74

5.Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psihologija adaptaciilichnosti. Analiz. Teorija. Praktika [Psychology of adaptation of personality. Analysis. Theory. Practic]. SPb.: 2006. S. 70

6. Sobchik, L.N. Standartizirovannyj mnogofaktornyj metod issledovanija lichnosti: metodicheskoe rukovodstvo [Standardized multiple-factor method for personality study: methodical guide] /L.N. Sobchik. M., 1990. - 72 p.

7.Suhov A.N,.Bodalev A.A,Kazancev V.N. i dr. Social'naja psihologija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij[Social psychology: Textbook for students of the higher schools].— M.: Izda-tel'skij centr Akademija, 2003. - 600 s. S. 44

8. Shamionov R.M. Izv. Sarat. un-ta. Novaja ser. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2013. T. 13, vyp. 1. S. 79 — 84

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Малышев Иван Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Malyshev Ivan Viktorovich, Ph.D. in Psychological Science, associate professor of Chair of pedagogical psychology and psychodiagnostic

Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky 83, Astrakhanskaya street, Saratov, 410012, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Никитенко Павел Дмитриевич, доцент кафедры социологии и психологии, кандидат психологических наук. Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.