УДК 37.018.11
РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© Маланов Иннокентий Александрович
доктор педагогических наук, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а Е-mail: [email protected]
© Сотникова Ольга Андреевна
аспирант кафедры общей педагогики Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а Е-mail: [email protected]
В статье обосновывается роль внеурочной деятельности в установлении партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением. Отмечено, что в последние годы в педагогической практике большое внимание уделяется работе с семьей и укреплению семейных ценностей. Анализ данной проблемы показывает, что социальное партнерство между семьей и образовательным учреждением является неотъемлемым звеном политики в области детства. Исходя из этого рассматриваются педагогические условия становления партнерских отношений с семьей: уважение к семье как системе; гуманность в работе с семьей; соблюдение субъект-субъектных отношений; обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Выделены основные принципы, на которых строится взаимодействие семьи и школы в рамках реализации внеурочной деятельности. Охарактеризованы основные этапы осуществления социального партнерства: ознакомительный, диагностический, проектировочный, содержательно-практический, оценочно-рефлексивный. Учитывая предложенные принципы, условия и этапы разработан и апробирован механизм становления социального партнерства между семьей и образовательным учреждением в процессе реализации внеурочной деятельности. Опрос родителей, проведенный в рамках оценочно-рефлексивного этапа, показал, что процесс установления социального партнерства семьи и школы в рамках реализации внеурочной деятельности проходит успешно. Ключевые слова: социальное партнерство, семья, школа, внеурочная деятельность, механизм социального партнерства.
Введение. Сотрудничество семьи и школы в условиях реализации внеурочной деятельности в последнее время приобретает особую значимость. Так как именно внеурочная деятельность дает возможность реализовать право человека на развитие и свободно выбрать вид деятельности, в котором будет происходить личностное и профессиональное становление. Педагоги и психологи рассматривают семью как открытую систему, находящуюся в постоянном контакте с окружающей средой. В семье происходит первичное обучение и воспитание, она является естественной социальной средой для формирования личного опыта ребенка. С одной стороны, семейная система — это неотъемлемая среда, в которой ребенок получает незаменимый опыт взаимоотно-
шений между людьми, а с другой, в неблагоприятных условиях она может искажать восприятие мира и мешать успешной самореализации [2, 10].
В последние годы отмечается отдаление детей от своих родителей и ослабление роли семьи в процессе воспитания. Деятельность педагогов должна быть сконцентрирована на установлении социального партнерства с родителями. Под термином «социальное партнерство» мы понимаем такой тип взаимодействия, при котором участники процесса нацелены на равноправное, взаимовыгодное, согласованное сотрудничество, ориентированы на оптимизацию отношений и имеют общую цель. Исходя из этого, возникает проблема, как правильно построить и реализовать механизм становления социального партнерства между семьей и образовательным учреждением, чтобы он способствовал укреплению семейных ценностей, а также усилению образовательно-воспитательного потенциала. Внеурочная деятельность создает необходимые условия для социального, культурного и профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка. Занятия, проводимые в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, и т.д. легко позволяют совместить работу педагогов и родителей, создав доброжелательную обстановку и включая некоторые черты семейного воспитания [5]
Цель и методы исследования. Целью нашего исследования является разработка, обоснование и опытно-экспериментальная проверка механизма становления социального партнерства между семьей и образовательным учреждением в рамках реализации внеурочной деятельности. В процессе работы над поставленной проблемой были выделены принципы, условия и основные этапы становления социального партнерства между семьей и образовательным учреждением. Учитывая эти принципы и условия, соблюдая все этапы, на базе ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» г. Улан-Удэ был разработан и апробирован механизм становления социального партнерства между семьей и образовательным учреждением. В исследовании приняли участие 28 кадетов в возрасте 10-12 лет и их родители. Нами были использованы обсервационные методы исследования, психодиагностический метод включающий опрос, направленный на выявление степени удовлетворенности учебно-воспитательным процессом, а также методы математико-статистического анализа данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Раскрывая сущность социального партнерства семьи и школы в рамках реализации внеурочной деятельности, основываясь на работе Е. Л. Никитиной, был выделен ряд принципов, которые являются основой для сотрудничества:
- участие в мероприятиях не должно быть обязательным, родители должны чувствовать, что у них есть свобода выбора и что их желание и возможности учитываются;
- информация о правилах, формах и итогах совместной работы должна быть доступна и информативна;
- участники процесса должны чувствовать определенную ответственность друг перед другом, быть заинтересованными в результате;
- участники процесса должны понимать, какую пользу они получат от их совместной деятельности, у каждого должна быть своя мотивация;
- все совместные проекты должны быть выполнены с соблюдением общепринятых правил, закрепленных в законодательстве [8].
Также следует отметить, что для эффективной работы процесса установления социального партнерства семьи и школы от партнеров требуется определенная готовность. Со стороны педагога это возможно при соблюдении следующих условий:
1. Уважение, принятие и понимание судьбы семьи, не обращая внимания на то, способствует ли она реализации личности ребенка или же, наоборот, препятствует ему. Уважение семейной системы подразумевает принятие ее такой, какая она есть, ощущение границ семьи, не желая навязывать свое мнение. Роль школы в том, чтобы дополнять, развивать и обогащать личность ребенка, педагог - это друг, а не потенциальный враг, указывающий родителям на некорректное поведение в некоторых вопросах воспитания.
2. Гуманность в работе с семьей означает то, что при работе с родителями педагог должен прежде всего учитывать условия проживания, возраст, подготовленность родителей; опираться на положительные качества; направлять свои действия на укрепление авторитета родителей; оказывать родителям доверие в вопросах воспитания, даже если раньше ими были допущены ошибки; не допускать возможность излишнего вмешательства в жизнь семьи.
3. Соблюдение субъект-субъектных отношений с родителями. Продуктивная совместная работа в воспитании детей играет очень важную роль и помогает наладить контакт между участниками процесса. В любом деле нужно руководствоваться фразой «Мы совместно помогаем детям», которая подразумевает взаимную поддержку и помощь, признательность и доверие, ответственность друг перед другом. Педагог должен понимать, что родители — это субъекты, которые обладают своими потребностями и интересами.
4. Обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Некоторые ситуации, происходящие во время учебно-воспитательного процесса, могут вызывать у родителей тревогу или чувство вины. Они опасаются, что их ребенка недооценивают, обижают или неправильно понимают, либо, наоборот, что он слишком гиперактивен или агрессивен по отношению к товарищам. В данной ситуации важно понимать, что родитель закрыт для конструктивного диалога, нужно постараться объяснить, что подобные страхи чаще всего неоправданные. Нужно постараться создать доверительную и спокойную обстановку, располагающую к дальнейшей работе. Обратить внимание на просьбы и предложения родителей, дать возможность высказать свое мнение, учесть индивидуальные проблемы в некоторых вопросах воспитания детей, оказать психолого-педагогическую поддержку [4].
В процессе развития механизма социального партнерства семьи и школы, в рамках организации внеурочной деятельности были выделены пять основных этапов, опишем каждый из них более подробно.
Задачей ознакомительного этапа было создание культуры принадлежности родителей к образовательному пространству, в связи с этим были разработаны и проведены следующие мероприятия:
- «День открытых дверей» (экскурсии родителей по школе, знакомство с традициями школы, с правилами поведения и уставом, с успехами и достиже-
ниями учеников, с организацией воспитательной работы, с администрацией и педагогами);
- Посещение родителями открытых мероприятий;
- «Вечер вопросов и ответов» с приглашением педагогов, воспитателей, психолога [6].
Диагностический этап подразумевал изучение особенностей семьи и методов воспитания, выявление потребностей и интересов родителей, составление социального паспорта, наблюдение за общением детей и членов семьи, анкетирование, личные беседы. Анализ социального паспорта показал, что в полной семье воспитывается 53% детей, 43% это неполные семьи и 4% опекуны. 65% родителей трудоустроены, 12% не работают, 17% индивидуальные предприниматели и 6% пенсионеры. Основная масса семей (81%) воспитывают одного или двух детей, 15% имеют троих детей и 4% четверых детей в возрасте до 18 лет. Мы считаем, что в дальнейшей работе на эти показатели следует обращать внимание.
Метод наблюдения показал, что в 89% семей создана благоприятная обстановка, наблюдается доброжелательное отношение членов семьи друг к другу. В 11% семей были выявлены небольшие проблемы межличностного общения, и возникла необходимость в индивидуальных консультациях для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми [1].
Проектировочный этап установления социального партнерства семьи и школы в рамках реализации внеурочной деятельности включал в себя постановку цели и задач совместной деятельности, планирование совместных мероприятий, которые будут способствовать максимальному сближению интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся. Создание единого воспитательного пространства осуществлялось через организацию конкурсов, написание сценариев, планирование графика экскурсий, походов и поездок, активное участие родителей в планировании работы кружков и секций. Также, основываясь на потребностях семьи, совместно с родителями рассматривались учебные и творческие проекты.
Содержательно-практический этап подразумевал реализацию составленного плана и проходил в следующих формах:
1. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе: «Неделя семьи», соревнование «Папа, мама я — спортивная семья», выставка поделок семейного творчества «Дары Осени», выставка семейных газет «Семь Я», участие в традиционных делах школы («День Знаний», «День пожилого человека», «День учителя», «Мариинско-кадетский бал», «День матери», «Креативная ёлка», «Бессмертный полк», «Масленица» и др.);
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей: тематические встречи с приглашением педагогов и воспитателей, психолога; педагогические дискуссии; собрания, направленные на обсуждение с родителями наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье («Родительское воспитание и его стили», «Особенности формирования личности», «Типы психологической защиты», «Общение в коллективе», «Семья и её роль в развитии гармоничной личности») [3, 7].
В конце учебного года в рамках оценочно-рефлексивного этапа, целью которого было проанализировать эффективность взаимодействия родителей и образовательного учреждения и выявить их степень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом, был проведен опрос, в котором приняли участие 28 родителей (табл. 1) [11].
Таблица 1
Опрос родителей
Вопросы Да Нет Затрудняюсь ответить
1. Уровень профессионализма педагогов, работающих в вашем классе является высоким? 25 (89%) 0% 3 (11%)
2. Педагоги стремятся к установлению доброжелательных отношений с вашим ребенком, семьёй? 26 (93%) 0% 2 (7%)
3. Учитываются ли индивидуальные особенности вашего ребенка? 23 (82%) 0% 5 (8%)
4. Вы получаете важную информацию о личности вашего ребенка из бесед с педагогами ? 26 (93%) 0% 2 (7%)
5. Проводятся ли в школе мероприятия, которые полезны и интересны вам и вашему ребенку? 28 (100%) 0% 0%
6. Подходы в обучении, используемые в школе, создают условия для развития способностей вашего ребенка? 28 (100%) 0% 0%
7. Имеется ли у вас желание принимать активное участие в жизни школы? 21 (75%) 2 (7%) 5 (8%)
8. У вас достигнуто взаимопонимание с администрацией школы и учителями? 25 (89%) 1 (4%) 2 (7%)
9. В школе созданы условия, которые способствуют сохранению психического и физического здоровья вашего ребенка? 27 (96%) 0% 1 (4%)
10. Проводимые во внеурочное время мероприятия, способствуют формированию достойного поведения вашего ребенка? 28 (100%) 0% 0%
11. Ваш ребенок с удовольствием ходит в школу? 23 (82%) 1 (4%) 4 (14%)
Можно заметить, что в вопросах № 5, 6, 9 и 10 практически все родители выбрали ответ «да» и считают, что мероприятия, проводимые в школе интересны и полезны, способствуют формированию достойного поведения, помогают детям раскрыть их потенциал и способствуют сохранению их психического и физического здоровья. Данный показатель является очень важным и означает, что у большинства родителей сформировано доброжелательное от-
ношение к школе. Также следует обратить внимание на вопросы № 2 и 4 93% родителей дали положительный ответ и считают, что педагоги стремятся установить с ними доверительные отношения, стремятся к конструктивному диалогу и предоставляют полную информацию о делах, успехах или проблемах их детей. Нельзя оставлять без внимания ряд вопросов, где имеются ответы «нет» или «затрудняюсь ответить» (в особенности № 7, 8, 11). 15% родителей затрудняются ответить или не желают принимать активное участие в жизни школы, и это может зависеть от многих факторов, следует обратить внимание на результаты диагностического этапа и учесть некоторые моменты, которые могут на это влиять. 11% родителей считают, что у них имеются проблемы в достижении взаимопонимания с администрацией или педагогами, здесь следует учитывать, что учебно-воспитательный процесс весьма многогранен, в процессе работы возникают вопросы разного характера, нужно обратить на них внимание, постараться создать доверительную обстановку для беседы и прийти к общему мнению. И 18% родителей считают, что их ребенок ходит не испытывает удовольствия при походе в школу, здесь нужно учесть переходный возраст детей, их индивидуальные успехи и отношения в коллективе. В целом мы можем наблюдать, что подавляющее большинство опрошенных положительно относится к образовательному учреждению. Это означает, что процесс установления социального партнерства семьи и школы в рамках реализации внеурочной деятельности проходит успешно.
Заключение. Последние десятилетия особенно острой становится проблема снижения воспитательного потенциала семьи и школы, что делает актуальной изучаемую нами проблему эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, способствующее укреплению семейных ценностей, а также усилению образовательно-воспитательного потенциала. Некоторые черты семейного воспитания, совмещение добровольных видов деятельности и неформального общения между детьми и взрослыми сочетает в себе внеурочная деятельность. Разработанный механизм становления социального партнерства между семьей и образовательным учреждением в рамках реализации внеурочной деятельности включает следующие компоненты: участники, цель, принципы, условия, этапы.
Непосредственные участники социального партнерства — это образовательное учреждение (администрация, педагоги, психолог, воспитатели и др.) и семья.
Целью социального партнерства является создание доброжелательных, открытых, взаимовыгодных отношений между участниками процесса, направленных на усиление образовательно-воспитательного потенциала и на укрепление авторитета семьи и семейных ценностей.
Выделены ведущие, на наш взгляд принципы, способствующие эффективному становлению социального партнерства: добровольность, открытость, ответственность, взаимная заинтересованность и нормативность.
Для инициирования школой социального партнерства с семьей необходима определенная готовность, которая подразумевает следующие условия: уважение, принятие и понимание судьбы семьи; гуманность в работе с семьей; соблюдение субъект-субъектных отношений с родителями и обеспечение их эмоциональной безопасности.
Любой механизм должен проходит с соблюдением определенных этапов, в нашем случае были выделены и соблюдены пять этапов становления социального партнерства между и образовательным учреждением: ознакомительный, диагностический, проектировочный, содержательно-практический и оценочно-рефлексивный.
В ходе апробации механизма становления социального партнерства семьи и образовательного учреждения, с помощью опроса родителей удалось зафиксировать положительный результат, это подтверждает эффективность предложенного подхода. Стремление родителей к социальному партнерству в рамках реализации внеурочной деятельности выражается в желании принимать совместное участие в различных школьных мероприятиях, в доверительных отношениях с педагогами, в проявлении интереса к учебно-воспитательному процессу, в способности вести конструктивный диалог с педагогами, видеть свою значимость в работе с образовательным учреждением. Таким образом, партнерский уровень отношений между семьей и образовательным учреждением можно обозначить, как соответствие целей и задач деятельности, реализация совместных действий, взаимная заинтересованность в результате, а также желание каждого из партнеров сделать свой вклад.
Литература
1. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». М.: Просвещение, 2009. 311с.
2. Бикметов Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 86.
3. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. 1992. № 5, 6.
4. Гаврилычева Г. Ф. Социальное партнерство семьи и школы // Начальная школа, 2013. № 12. С. 36-42.
5. Горшкова О. А. Воспитание и школа // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 394-395.
6. Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. 190 с.
7. Недвецкая М. Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи: метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009. С. 88.
8. Никитина Екатерина Леонидовна Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей: принципы, условия, формы // Вестник ВятГУ. 2015. № 4. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-printsipy-usloviya-formy (дата обращения: 09.02.2019).
9. Петровичева А. А. Взаимодействие семьи, школы и социума // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 723-727.
10. Филонов Г. Н. Состояние социума и воспитание // Педагогика. 1995. № 6.
11. Щекина О. А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства // Классный руководитель. 2012. № 5. С. 19-26.
THE ROLE OF EXTRACTION ACTIVITIES IN THE ESTABLISHMENT OF FAMILY SOCIAL PARTNERSHIP AND EDUCATIONAL INSTITUTION
Innokentiy A. Malanov
Dr. Sci. (Education), Prof., Buryat State University 24a Smolin St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
Olga A. Sotnikova
Research Assistant, Buryat State University 24a Smolin St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
The article substantiates the role of extracurricular activities in establishing partnerships between a family and an educational institution. It is noted that recently in teaching practice much attention is paid to working with a family and strengthening family values. The analysis of this problem shows that the social partnership between a family and an educational institution is an integral part of the policy in the field of childhood. Thus, the pedagogical conditions of partnership with a family are considered: respect for the family as a system; humanity in working with the family; observance of subject-subject relations; ensuring emotional safety of parents. The basic principles on which the interaction of family and school in the framework of the implementation of extracurricular activities. The main stages of implementation of social partnership are characterized: introductory, diagnostic, design, content-practical, evaluative-reflective. Taking into account the proposed principles, conditions and stages, a mechanism for establishing social partnership between the family and the educational institution in the process of implementing extracurricular activities has been developed and tested. A survey of parents conducted in the framework of the evaluation and reflexive stage showed that the process of establishing a social partnership between the family and the school in the framework of the implementation of extracurricular activities is successful.
Keywords: social partnership, family, school, extracurricular activities, social partnership mechanism.