Научная статья на тему 'К проблеме формирования педагогической компетентности родителей детей с особыми возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций'

К проблеме формирования педагогической компетентности родителей детей с особыми возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH SPECIAL HEALTH NEEDS / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INTERSECTOR SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матуняк Наталья Анатольевна

Изменения нормативно-правовой базы современной системы образования в России ставит образовательные организации перед необходимостью пересмотра и перестройки сложившихся ранее подходов к организации взаимодействия с родителями обучающихся. И одним из первых направлений такой перестройки, должен стать процесс формирования педагогической компетентности родителей, которая позволит им выступить в качестве равноправных партнеров с педагогами в образовательном процессе. Мы понимаем под педагогической компетентностью системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье. Она имеет структурный характер и включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: личностный, гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный. Формирование педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, на наш взгляд, наиболее эффективно и целесообразно в условиях социального партнерства учреждений. Этот подход, на наш взгляд, актуален на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях и требует детального изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матуняк Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF CHILDREN WITH SPECIAL HEALTH NEEDS IN THE CONTEXT OF SOCIAL PARTNERSHIP ORGANISATIONS

Changes to the regulatory framework of the modern education system in Russia puts educational organizations to review and restructure the previously prevailing approaches to relationships with students. And one of the first areas of such adjustments should be the process of formation of pedagogical competence of parents that will allow them to act as equal partners with teachers in the educational process. We understand pedagogical competence system education, a certain personality characteristics of the parent and its pedagogical activities contributing to effectively implement the upbringing of the child within the family. It is structural in nature and includes the following interrelated components: personal, Gnostic, constructive, organizational, communication, and reflexive. Pedagogical competence formation of parents of children with HIA, in our view, the most effective and feasible in social partnership institutions. This approach, in our view, is relevant to the socio-pedagogical, scientific-theoretical and didactic-scientific levels and requires detailed consideration.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования педагогической компетентности родителей детей с особыми возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций»

Матуняк Наталья Анатольевна

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ..

УДК 376

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО

ПАРТНЕРСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ

© 2016

Матуняк Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора

по научно-исследовательской работе «Институт направленного профессионального образования», Тольятти (Россия)

Аннотация. Изменения нормативно-правовой базы современной системы образования в России ставит образовательные организации перед необходимостью пересмотра и перестройки сложившихся ранее подходов к организации взаимодействия с родителями обучающихся. И одним из первых направлений такой перестройки, должен стать процесс формирования педагогической компетентности родителей, которая позволит им выступить в качестве равноправных партнеров с педагогами в образовательном процессе. Мы понимаем под педагогической компетентностью системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье. Она имеет структурный характер и включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: личностный, гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный. Формирование педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, на наш взгляд, наиболее эффективно и целесообразно в условиях социального партнерства учреждений. Этот подход, на наш взгляд, актуален на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях и требует детального изучения.

Ключевые слова: образование, семья, педагогическая компетентность, дети с особыми возможностями здоровья, социальное партнерство, межсекторное социальное партнерство.

TO THE PROBLEM OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF CHILDREN WITH

SPECIAL HEALTH NEEDS IN THE CONTEXT OF SOCIAL PARTNERSHIP ORGANISATIONS

© 2016

Matuniak Natalia Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, Deputy Director of the Research Institute of vocational education, Togliatti (Russia)

Abstract. Changes to the regulatory framework of the modern education system in Russia puts educational organizations to review and restructure the previously prevailing approaches to relationships with students. And one of the first areas of such adjustments should be the process of formation of pedagogical competence of parents that will allow them to act as equal partners with teachers in the educational process. We understand pedagogical competence system education, a certain personality characteristics of the parent and its pedagogical activities contributing to effectively implement the upbringing of the child within the family. It is structural in nature and includes the following interrelated components: personal, Gnostic, constructive, organizational, communication, and reflexive. Pedagogical competence formation of parents of children with HIA, in our view, the most effective and feasible in social partnership institutions. This approach, in our view, is relevant to the socio-pedagogical, scientific-theoretical and didactic-scientific levels and requires detailed consideration.

Keywords: education, family, pedagogical competence, children with special health needs, social partnership, intersec-tor social partnership.

Изменение нормативно-правовой базы сферы образования, обусловленное введением в действие «Закона об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3), Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155), ставит перед образовательными организациями новые задачи по обеспечению эффективного взаимодействия с семьями обучающихся или их законными представителями.

Так, статья 44 273 -ФЗ определяет права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. К ним относятся:

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

- выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык,

языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

- дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

- знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности [1].

Впервые на законодательном уровне родителей несовершеннолетних детей наделили не только рядом прав, но и обязанностями.

Неоспоримым является тот факт, что в формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальных свойств семья играет незаменимую роль. Однако в обстановке преобразований социально-экономических и политических отношений в стране, под действием многочисленных стрессогенных факторов, семья зачастую не справляется со своей социализирующей функцией, не гарантирует ребенку защищенности и даже сама подчас наносит вред его физическому и психическому здоровью [2].

Применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее детям с ОВЗ) влияние семьи приобретет еще более выраженное значение. Еще Л.С.Выготский подчеркивал, что особенности личности

Матуняк Наталья Анатольевна К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

аномального ребенка во многом определяются его положением в семье [3]. Негативные факторы семейного воспитания способны усугубить или вызвать изменения темпов психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом.

В связи с этим повышение уровня компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах воспитания и развития детей становится одним из актуальных направлений работы образовательных организаций.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что педагогическая компетентность рассматривается с позиций системного, деятель-ностного, культурологического и других подходов. Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т.В.Бахуташвили, Е.В.Бондаревская, Ю.А.Гладкова, Т.В.Кротова [4], Т.А.Куликова [5] и др.); единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е.П.Арнаутова [6], В.П.Дуброва [7], О.Л.Зверева [8]); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельност-ных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С.С.Пиюкова [9], В.В.Селина, Е.М.Мастюкова [10]).

Педагогическая компетентность родителей рассматривается в качестве структурного компонента педагогической культуры родителей, педагогической культуры семьи. Кроме этого, она может определяться через внутренний педагогический потенциал («готовность»), соответствие результатов педагогической деятельности родителя требуемому уровню решения задач (адекватное выполнение задачи), т. е. как педагогическая подготовленность, а также как состояние, соответствующее одновременно и наивысшему уровню функционирования, и абсолютному достижению (по сравнению с достижениями других) -педагогическое мастерство. Также, несмотря на различия в используемой терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов, или уровней - теоретического (знания), практического (умения) и личностного [11].

Мы понимаем под педагогической компетентностью системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье. Проанализировав и обобщив подходы к определению содержания педагогической компетентности родителя, мы пришли к заключению, что она имеет структурный характер и включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: личностный, гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный.

В рамках нашего исследования формирование педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ предполагается осуществлять в условиях социального партнерства учреждений. Это обусловлено тем, что важнейшей задачей современной системы коррекционно-развивающей работы является обеспечение комплексности, которое предполагает: анализ диагностической информации о ребенке и оценке потенциала его развития; прогнозирование и разработку индивидуальных программ; качественный характер реализации коррек-ционно-развивающих и восстановительно- реабилитационных программ, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, как в образовательной организации, так и в системах здравоохранения, культуры, спорта и т.д.; мониторинг качества оказанных воздействий и оценку эффективности проведенной работы.

Несмотря на то, что в педагогической литературе понятие партнерства используется относительно недавно, уже сложилось формирование нескольких подходов к пониманию партнерства в образовании на основе рассмотрения самого понятия с разных позиций:

- партнерство как система определенных взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением — партнерство школы с семьей ... взаимодействие равноправных субъектов, формирующееся на основе заинтересованности обеих сторон в обучении, воспитании и развитии детей и их социокультурного окружения, характеризующиеся добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение коллективных договоров и соглашений [12]; партнерство предполагает определенную форму отношений, которые возникают в процессе деятельности по решению общих задач; оно строится на основе принципов: равноправия сторон в выборе путей решения общих и взаимовыгодных задач...; дополнительности; добровольности.; осуществления выбора путей . на основе компромисса, доверия, равенства; взаимовыгодной заинтересованности сторон...; правовой основы взаимодействия [13];

- партнерство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами, например: социально- педагогическое партнерство . процесс специально организованной совместной деятельности . образовательного учреждения с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере . образования с целью повышения его качества [12]; партнерство — это разновидность социального взаимодействия, построенного на диалогическом отношении субъектов и обеспечивающего «стратегию единых действий» [14] и др.

В современной социальной ситуации наиболее перспективно межсекторное социальное партнерство, являющееся механизмом договаривания, «как правило, очень разных по своей природе и социальному предназначению сторон» [15, с.7]. Это явление наиболее отчетливо представлено в трудах В.Н.Якимца, который характеризует его как конструктивное взаимодействие организаций двух или трех секторов для решения социальных проблем, «выгодное» каждой из сторон в отдельности и населению территории, где оно реализуется, в целом [16]. В то же время межсекторное социальное партнерство в образовании пока не стало предметом полноценного теоретического анализа или эмпирического исследования. С точки зрения практической реализации особенно важной, но в то же время достаточно сложной и малоизученной является проблема поиска механизмов и принципов социального партнерства в образовании. Этому, в частности, посвящены работы Е.К.Кашленко, А.В.Корсунова, Ю.В.Медовой и др. Очевидно, что реальное партнерство возникает только тогда, когда стороны партнерских отношений осознают их взаимовыгодность и невозможность решения своих проблем без объединения с другими [12].

В то же время среди факторов, мешающих эффективному партнерству, Ю.В.Медова, например, отмечает «разобщенность субъектов воспитательных воздействий ., бессистемность проводимых мероприятий, доминирующую роль образовательного учреждения» [12,с.2]. Обращает на себя внимание негативная характеристика «доминирующей позиции образовательной организации», хотя многие годы именно к такой роли в местном сообществе и стремилось руководство страны, да и сами образовательные организации. Какую же позицию должен занять детский сад в условиях партнерских отношений? Очевидно, что он не может стоять в стороне, его роль определяется тем потенциалом, который у него имеется: это педагогически грамотный коллектив, способный организовать и родителей, и представителей социума; это имеющаяся материально-техническая база, соответствующая всем необходимым требованиям; это и методические разработки, учитывающие специфику

Матуняк Наталья Анатольевна педагогические

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ... науки

ребенка дошкольного возраста и т.п.

В настоящее время государство ставит перед образовательными организациями в качестве одной из важнейших задач - задачу вовлечения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в воспитательно-образовательный процесс в качестве полноправных партнеров и активных со-участников данного процесса, что подтверждается целым рядом нормативно-правовых актов: от Закона «Об образовании» (2012г.) и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014г.) до локальных писем Министерства образования и науки Российской Федерации. Но для того чтобы выступать в этой роли - роли равноправного участника процессов воспитания и развития, родителям или иным законным представителям несовершеннолетних необходимо обладать определенным уровнем педагогической компетентности, которая применительно к детям с ОВЗ имеет сложный комплексный характер. Она затрагивает не только сферу дошкольной педагогики и детской психологии, но и сферу коррекционной педагогики и специальной психологии, анатомии и физиологии, медицины и целого ряда других наук [17]. Именно поэтому говорить о формировании педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ можно говорить только с позиции социального партнерства организаций [18-26]. Этим обусловлена актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и моделировании социального партнерства учреждений (организаций) с целью формирования педагогической компетентности у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обращаясь к актуальности на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных организаций недостаточно разработаны содержание, средства, методические рекомендации по организации деятельности, направленной на формирование педагогической компетентности у родителей детей с ОВЗ, отсутствует апробированная модель социального партнерства, обеспечивающая получение заявленного результата.

Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить ряд противоречий между:

- необходимостью активного и квалифицированного со-участия родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ и существующими традиционными подходами к работе с родителями в образовательных организациях;

- необходимостью формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, как одного из важнейших условий эффективности процесса воспитания в семье и отсутствием ее научно обоснованного содержания;

- необходимостью реализации комплексного подхода к формированию педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ и недостаточностью ресурсов дошкольной образовательной организации для его осуществления.

Указанные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы возможности социального партнерства организаций в формировании педагогической компетентности родителей дошкольников с ОВЗ.

Решение данной проблемы мы видим в разработке содержания и модели социального партнерства в формировании педагогической компетентности у родителей дошкольников с ОВЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

2. Одинец, Н.Г. Формирование экологического сознания подростков в условиях партнерства школы с се-140

мьей: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2006.20 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 5. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

4. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Подготовка педагога к взаимодействию с родителями воспитанников // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения.№1.С.64-68.

5. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. 232с.

6. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 23-35.

7. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск: Консорциума, 2007.156 с.

8. Методическая работа по организации взаимодействия с родителями. Видеолекция, метод. рекомендации, тесты, задания для самостоятельной работы. Выпуск МИФЭР, М., 2011. Учебно- методический комплекс на СЭ. Серия

9. Пиюкова, С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: дисс. . канд. пед. наук. Москва, 2003. 200с.

10. Мастюкова, Е.М. Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2003. 408 с.

11. Коробкова, В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях// Педагогическое образование и наука.2011.№ 6. С.101-105.

12. Медова, Ю. В. Педагогические возможности социального партнерства в воспитании сельских школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2005. 18 с.

13. Мозжухина, Г.Л. Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи вэстетическом воспитании детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Брянск,2006. 20 с.

14. Набиуллина, Н. М. Формирование и развитие социального партнерства в сфере образования: дис. ... канд. экон. наук. Москва,2003. 182 с.

15. Никольская, О. Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 25 с.

16. Тюрина, Н.Ш. Якимец, В.Н. Межсекторное социальное партнерство. М., 2004. 53 с.

17. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста: дисс. канд. пед. наук. Москва, 2008. 262 с.

18. Ванюхина Н.В., Скоробогатова А.И. Развитие психолого-педагогической готовности родителей к обучению детей в школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 116-118.

19. Любавина Н.В. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: особенности организации образовательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 84-86.

20. Криводонова Ю.Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 20-22.

21. Перепелюк Т.Д., Швец В.В. «Ткацтвотерапия» как альтернатива в работе школьного психолога с детьми с особыми образовательными потребностями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 50-53.

22. Гьрбачева А.Ц. Социальные навыки детей с особыми образовательными потребностями для участия в образовательном процессе класса // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 10-13.

23. Никашина Н.А. Базовые ценности как фактор са-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

Матуняк Наталья Анатольевна

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

мореализации личности людей с ограниченным зрением // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 27-29.

24. Арзыбова О.В. Формирование жизненных компетенций школьников с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 14-16.

25. Малышевская И.А. Проблемы коррекционного образования в Украине // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 25-27.

26. Филатова-Сафронова М.А. Влияние иппотерапии на развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 72-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.