глубокие знания по современным методикам обучения и информационно-коммуникативным технологиям. Организация учебного процесса дистанционного обучения требует своих специфических методов, средств и форм, а также научной основы.
Для обеспечения качественного современного образования дистанционное обучение является неотъемлемой составляющей в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий в образовательной среде раскрывает возможности положительного влияния на повышение уровня качества образования, обеспечивает реализацию потребностей будущих специалистов в образовательных услугах, повышает профессиональную мобильность и активность. Дистанционные технологии способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках индивидуализации обучения при массовости высшего образования. Развитие информационных технологий в современном мире повлекло за собой пересмотр традиционных подходов к определению перспективных форм организации образовательного процесса, где одним из векторов выступают навыки самообразовательной деятельности. Непрерывное увеличение объемов информационных данных и сведений побуждает к необходимости совершенствования подготовки студентов, поиску инновационных технологий повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, а также постоянного, непрерывного совершенствования профессиональной компетентности специалистов.
Библиографический список
Анализ результатов исследования позволил утверждать, что отдельными педагогическими условиями в формировании навыков самообразовательной деятельности студентов являются мотивация, педагогическое стимулирование и научно-исследовательская деятельность, которые выступают эффективными факторами в развитии их самообразовательной компетентности как будущего высококвалифицированного специалиста. Следовательно, самообразовательная компетентность будущих специалистов будет интенсивно формироваться при наличии у студентов развитой мотивации к профессиональному совершенствованию и с помощью надлежащей организации профессиональной подготовки путем внедрения педагогических стимулов и участия в научно-исследовательской деятельности.
Наше исследование позволило утверждать, что ряд педагогических факторов формирования самообразования в дистанционных условиях являются в настоящее время приоритетными. Анализ сущности, характерных признаков, принципов и содержания самообразовательной деятельности, а также ее специфики в высших учебных заведениях дает возможность прийти к выводу, что студентам необходимо осознать личностное и общепрофессиональное значение самообразования, обладать ценностными ориентациями, мотивацией и иметь внутреннюю потребность в систематическом обновлении и обогащении профессиональных знаний, развивать эмоционально-волевые механизмы в преодолении трудностей, а кроме того - владеть всей совокупностью самообразовательных умений.
1. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open & Distance Learning. 2011; Vol. 12 (3): 80 - 97.
2. Simonson M., Schlosser C., Orellana A. Distance education research: a review of the literature. Journal of Computing in Higher Education. 2011; Vol. 23 (2): 124 - 142.
3. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения). Вестник науки и образования. 2020; № 9-1 (87): 53 - 56.
4. Молоткова Т.Л. Дистанционное образование: сущность и содержание. Вестник Челябинского государственного университета. 2015; № 9 (364): 108 - 111.
5. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Cloud of science. 2013; № 1: 14 - 20.
6. Harper C.H., Chen K., Yen D.C. Distance learning, virtual classrooms, and teaching pedagogy in the Internet environment. Technology in Society. 2004; Vol. 26: 585 - 598.
7. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language Learning. Distance Education. 2009; Vol. 30 (1): 47 - 61.
8. Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview. Theory into Practice. 2002; Vol. 41 (2): 64 - 70.
9. Карпова О.Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов. Сибирский педагогический журнал. 2009; № 3: 59 - 65.
10. Сагитова РР Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в контексте новой парадигмы образования. Казанский педагогический журнал. 2010; № 4: 27 - 34.
11. Firat M. Measuring the e-learning autonomy of distance education students. Open Praxis. 2016; Vol. 8 (3): 191 - 201.
12. Байлук В.В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха: монография. Екатеринбург 2012. References
1. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open & Distance Learning. 2011; Vol. 12 (3): 80 - 97.
2. Simonson M., Schlosser C., Orellana A. Distance education research: a review of the literature. Journal of Computing in Higher Education. 2011; Vol. 23 (2): 124 - 142.
3. Shatunovskij V.L., Shatunovskaya E.A. Esche raz o distancionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya). Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 9-1 (87): 53 - 56.
4. Molotkova T.L. Distancionnoe obrazovanie: suschnost' i soderzhanie. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 9 (364): 108 - 111.
5. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tehnologii. Cloud of science. 2013; № 1: 14 - 20.
6. Harper C.H., Chen K., Yen D.C. Distance learning, virtual classrooms, and teaching pedagogy in the Internet environment. Technology in Society. 2004; Vol. 26: 585 - 598.
7. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language Learning. Distance Education. 2009; Vol. 30 (1): 47 - 61.
8. Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview. Theory into Practice. 2002; Vol. 41 (2): 64 - 70.
9. Karpova O.L. Konceptual'nye osnovy sodejstviya razvitiyu samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2009; № 3: 59 - 65.
10. Sagitova R.R. Formirovanie samoobrazovatel'noj kompetencii studentov vuza v kontekste novoj paradigmy obrazovaniya. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2010; № 4: 27 - 34.
11. Firat M. Measuring the e-learning autonomy of distance education students. Open Praxis. 2016; Vol. 8 (3): 191 - 201.
12. Bajluk V.V. Chelovekoznanie. Samoobrazovatel'naya i samovospitatel'naya realizaciya lichnosti kak zakon uspeha: monografiya. Ekaterinburg, 2012.
Статья поступила в редакцию 04.02.21
УДК 371
Smurova N.F., postgraduate, Nevinnomyssky State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia); House of Children's Creativity (Kochubeyevskoye, Russia), E-mail: [email protected]
Filimanuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol); Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGNING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH OF PROFESSIONAL GROWTH OF A TEACHER. The article deals with the concept, content, structure and stages of designing an individual educational route of professional growth of a teacher of additional education on the example of the House of Children's Creativity from Kochubeyevskoye, Stavropol Krai, and presents the results of its implementation. The main characteristics of a teacher of additional education are mobility, speed of decision-making, willingness to work in non-standard conditions, flexibility of thinking, constant self-education, etc. As forms that integrate the entire individual experience of teachers, the authors recommend: personal websites of teachers, their personal pages on professional sites; Internet forums and correspondence scientific and practical conferences; zoom conferences, professional groups in social networks. The article concludes that the expected result of the implementation of the individual educational route is an increase in the professional adaptability of the teacher of additional education, his motivation for professional growth, and further self-education and self-development.
Key words: additional education of children, individual educational route, stages, motivation, self-education, self-development, design, professional growth.
Н.Ф. Смурова, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»,
зам. директора по научно-методической работе МБУДО «Дом детского творчества», с. Кочубеевское, E-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, ГАОУ ВО «Невинномысский
государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА
В статье рассматривается понятие, содержание, структура и этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога дополнительного образования на примере МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Кочубеевское Ставропольского края, представлены результаты его реализации. Основными характеристиками педагога дополнительного образования являются мобильность, быстрота принятия решений, готовность работать в нестандартных условиях, гибкость мышления, постоянное самообразование и др. В качестве форм, интегрирующих весь индивидуальный опыт педагогов, авторы рекомендуют персональные веб-сайты педагогов, их личные страницы на профессиональных сайтах; интернет-форумы и заочные научно-практические конференции; зум-конференции, профессиональные группы в социальных сетях. В статье делается вывод о том, что ожидаемым результатом реализации индивидуального образовательного маршрута является повышение профессиональной адаптированности педагога дополнительного образования, его мотивации к профессиональному росту
Ключевые слова: дополнительное образование детей, индивидуальный образовательный маршрут, этапы, мотивация, самообразование, саморазвитие, проектирование, профессиональный рост.
Реформы, происходящие в российской системе образования, не могут не влиять на систему дополнительного образования детей, актуализирующаяся роль которого требует ее многоуровневого исследования с учетом современных тенденций развития национальной экономики и системы образования. Этим и объясняется научный интерес к данной проблеме. С нашей точки зрения основными характеристиками состоявшегося сегодня педагога дополнительного образования являются мобильность, быстрота принятия решений, готовность работать в нестандартных условиях, гибкость мышления, постоянное самообразование в области психологии, педагогики, получение дополнительных специализированных знаний в области профессиональной деятельности, самокритика, эрудиция и целеустремленность. Обобщая все вышесказанное, можно констатировать, что сегодня перед педагогом дополнительного образования стоит задача непрерывного профессионального роста в условиях достаточно жесткой конкуренции [1 - 6]. Одной из общепризнанных технологий профессионального роста является технология построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). В литературе встречается достаточное количество понятий, характеризующих индивидуальный образовательный маршрут (Н.А. Лабунская, И.С. Якиманская, Л.В. Байбородова, А.В. Золотарева, Т.Н. Гущина и др.).
Так, Воробьева С.В. [1] рассматривает индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу Маркова С.В. [2] определяет ИОМ как программу деятельности. Якиманская И.С. [6] в своих трудах представляет содержательное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Не меньшее количество исследований посвящено изучению понятия «профессиональный рост» педагогов. Так, в работах М.М. Поташника [4], А.М. Мудри-ка [3] и др. он понимается как процесс приобретения знаний, умений, способов деятельности, позволяющий педагогу эффективно осуществлять педагогическую деятельность и решать стоящие перед ним профессиональные задачи.
Все проанализированные работы в основном рассматривают вопросы построения индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, но для системы дополнительного образования детей принципиально большое значение имеет умение педагога выстроить свой индивидуальный образовательный маршрут профессионального роста. В своем исследовании мы рассматриваем индивидуальный образовательный маршрут педагога дополнительного образования как персональный, индивидуализированный личностными возможностями, способностями путь (алгоритм) его профессионального роста. Обобщая результаты нашего исследования, мы установили, что при проектировании индивидуального образовательного маршрута педагоги дополнительного образования сталкиваются с рядом комплексных профессионально-личностных проблем:
- отсутствием знаний и умений в области проектирования дополнительного образования детей;
- недостаточным уровнем знаний о характере и тенденциях инновационных преобразований в системе дополнительного образования детей;
- трудностями в организации образовательного процесса в условиях трансформации современного образования;
- методическими затруднениями при разработке нового содержания образования, особенно в условиях онлайн-обучения;
- трудностями в оценке результатов инновационной деятельности (при мониторинге качества дополнительного образования детей, эффективности проводимых преобразований и личностно-профессионального роста);
- трудностями нормативного характера: знание обязанностей и прав педагога в контексте инновационной деятельности; получение информации о системе стимулирования;
- отсутствием желания заниматься самообразованием и профессиональным развитием;
- отсутствием механизма оперативного получения информации от методической службы, проблемы с обменом опыта;
- проблемами личностного характера (например, готовность принимать инновации, работать в нестандартных условиях многозадачности).
Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого педагога МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Кочубеевского Ставропольского края - это целенаправленно разработанный индивидуальный образовательный проект, обеспечивающий педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации траектории своего профессионального роста [5].
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута включает следующие этапы:
1 этап - диагностический, предусматривающий создание определенного настроя и мотивации на самостоятельную работу; диагностику и анализ профессиональных затруднений; выявление и анализ профессиональных интересов; постановку проблемы, выбор индивидуальной темы, формулировку цели работы, проектирование своей деятельности (планирование и прогнозирование результатов). Например, один из педагогов учреждения определила основную проблему в своей педагогической деятельности, а именно - «непрерывное, постепенное снижение качества обучения учащихся группы», была поставлена цель: «подбор и реализация средств, методов, форм организации учебной деятельности, направленные на повышение качества обучения», сформулирована индивидуальная тема своего образовательного маршрута: «Повышение качества учебных занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Орхидея» на основе использования всех имеющихся ресурсов образовательной организации и личностного профессионального роста».
В начале 2020 - 2021 учебного года в МБУ ДО «ДДТ» с. Кочубеевское была проведена диагностика преподавателей на тему: «Изучение удовлетворенности педагогов качеством оказываемых образовательных услуг в образовательном учреждении», «Диагностика профессионально-личностных проблем педагога МБУ ДО «ДДТ»», «Исследование готовности к инновационной деятельности и принятии инноваций» [7].
В анкетировании приняло участие 53 человека. На вопрос о том, в какой методической помощи нуждаются педагоги, были получены следующие ответы:
- 2,8% педагогов, имеющих небольшой опыт работы в учреждении, отметили, что нуждаются в наставничестве;
- 25,7% педагогов ответили, что это участие в семинарах, которые носят практико-ориентированный характер и показывают конкретные методические разработки;
- 28,6% нуждаются в методических консультациях и обмене педагогическим опытом с педагогами других учреждений ДОД;
- 45,7% педагогов нуждаются в мастер-классах более опытных и методически подготовленных педагогов.
При этом половина опрошенных педагогов имеют достаточный опыт работы и могли бы провести мастер-классы, открытые занятия для молодых и менее опытных педагогов. После обобщения результатов исследования было установлено, что решения требуют следующие основные проблемы:
- повышение своего уровня профессионализма;
- освоение ИК-технологий в работе с детьми в условиях онлайн-обуче-
ния;
- зачисление обучающихся в детские объединения в реальных трудных условиях карантина;
- внедрение новых инновационных форм проведения занятий;
- организация проектной деятельности в детском объединении;
- совершенствование работы с родителями;
- систематизация и оформление своих методических наработок.
На данном этапе методической службой учреждения была составлена дорожная карта, ориентирующая каждого педагога учреждения в проектировании индивидуального образовательного маршрута, и предусмотрены коллективные направления работы, в которые включены разные формы повышения квалификации: проблемные семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, подобрана литература и интернет-источники, составлена тематика мастер-классов и открытых занятий.
2 этап - проектировочный, педагоги организации ДОД проектировали свой индивидуальный образовательный маршрут профессионального роста, учиты-
вая дорожную карту организации и «личностные» трудности, которые они испытывают в ходе профессиональной деятельности [7].
3 этап - апробирующий, происходит рефлексия выбранной индивидуальной образовательной траектории, ее корректировка. При необходимости педагог включает новые темы, разделы для изучения, изменяет тематику и график курсов повышения квалификации и иных методических мероприятий. Например, педагогами МБУ ДО «ДДТ» используются разные способы самомониторинга: решение проблемных ситуаций, коллективный анализ дела, самоанализ проведенных мастер-классов, рефлексия, сравнение показателей желаемого результата с показателями достигнутых результатов с целью выбора наиболее значимых на данном этапе педагогической деятельности и реально достижимых показателей результативности.
4 этап - практический, в процессе дальнейшей работы педагог использует собственный опыт, проводит исследование по определению эффективности предложенной авторской методики и при получении положительных результатов, подтвержденных методической службой организации и приглашенными экспертами из других организаций, проводит его внедрение, а также занимается распространением своего опыта.
У педагогов МБУ ДО «ДДТ» возникла потребность в создании личных страничек на профессиональных сайтах педагогов ДОД. Педагог Л. разместила на своей странице методическую разработку «Вышивка лентами - тюльпаны» (Инфоурок). Педагог М. на международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет Педкопилка» опубликовала материалы своей многолетней практической работы и разместила мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования».
Анализ сайтов показал, что опыт педагогов заинтересовал многих коллег не только в стране, но и за рубежом, идет активный обмен педагогическим, методическим опытом, что, конечно же, способствует профессионального росту педагогов.
Завершается данный этап предоставлением каждым педагогом отчета о реализации проекта индивидуального образовательного маршрута на заседаниях методического объединения педагогов дополнительного образования учреждения, на заседаниях районного методического объединения, проведением открытых занятий, мастер-классов для коллег, вебинаров, где автор проекта выступает в качестве спикера [7].
Библиографический список
5 этап - итоговый, педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по индивидуальному образовательному маршруту, оформляет результаты, формирует портфолио и разрабатывает рекомендации для коллег
Время реализации проекта и прохождение всех этапов может быть от 1 года до 3 лет. Методическая служба организации не регламентирует этот процесс, педагог сам выбирает временной промежуток исходя из своего профессионального опыта, сложности поставленных задач и т.д. Кроме отчета, педагог может представить результаты деятельности по проекту в виде доклада, подготовки публикаций для профессиональных изданий и сборников материалов конференций; участия в открытых неделях (декадах и др.) в формате мастер-классов, открытых занятий с представлением новых форм взаимодействия с обучающимися, защиты исследовательской работы на научно-практической конференции, статьи, брошюры и буклета, семинара или тренинга для коллег Главное, что результат должен носить характер конкретного продукта. Индивидуальный образовательный маршрут педагога дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» в конечном итоге - это документ, фиксирующий этапы и содержание деятельности педагога на каждом этапе, обязательным условием деятельности педагога является ее исследовательский характер.
В конце учебного года каждый педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» проводит сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов с поставленными целями и задачами, это служит основой для корректировки индивидуального образовательного маршрута на следующий год (или период).
В качестве форм, интегрирующих весь индивидуальный опыт педагогов МБУ ДО «ДДТ», используются персональные веб-сайты педагогов, их личные страницы на профессиональных сайтах; интернет-форумы и заочные научно-практические конференции; зум-конференции, профессиональные группы в социальных сетях (например, группа в Ватсапе «Есть идея!»). Методической службой ДДТ разработаны методические рекомендации для педагогов: «Как разработать индивидуальный образовательный маршрут», «Дистанционные формы самообразования. Интернет-ресурсы», «Матрица и алгоритм индивидуального образовательного маршрута педагога дополнительного образования».
Итак, ожидаемым результатом реализации индивидуального образовательного маршрута является повышение профессиональной адаптированности педагога дополнительного образования, его мотивации к профессиональному росту и дальнейшему самообразованию и саморазвитию.
1. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1999.
2. Маркова С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута. Автореферат диссертации .... кандидата педагогических наук. Киров, 2011.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Москва, 2000.
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. Москва, 2009.
5. Смурова Н.Ф., Филимонюк Л.А. Проектный подход в организации планирования самообразования педагогов дополнительного образования детей города Невинно-мысска Ставропольского края Кавказский диалог: материалы IX Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 2018: 241 - 246.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва, 1996.
7. Сайт МБУ ДО ДДТ с. Кочубеевского Ставропольского края. Available at: http://www.kochddt.ru/
References
1. Vorob'eva S.V. Teoreticheskie osnovy differencial obrazovatel'nyh programm. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.
2. Markova S.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennogo podrostka pri proekiirovanii i realizacii individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta. Avtoreferat dissertacii .... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2011.
3. Mudrik A.V. Vvedenie v social'nuyu pedagogiku. Moskva, 2000.
4. Potashnik M.M. Upravlenieprofessionalemrostom uchitelya vsovremennojshkole: metodicheskoe posobie. Moskva, 2009.
5. Smurova N.F., Filimonyuk L.A. Proektnyj podhod v organizacii planirovaniya samoobrazovaniya pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej goroda Nevinnomysska Stavropol'skogo kraya Kavkazskij dialog: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nevinnomyssk, 2018: 241 - 246.
6. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole. Moskva, 1996.
7. Sajt MBU DO DDT s. Kochubeevskogo Stavropol'skogo kraya. Available at: http://www.kochddt.ru/
Статья поступила в редакцию 12.03.21
УДК 371
Tepsurkaeva Z.V., postgraduate, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Muskhanova I.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING THE "I-CONCEPTION" OF ADOLESCENTS. The article analyzes extracurricular activities that contribute to the disclosure of creative potential, creativity, forming the "I-conception" of students. The role of the teacher in forming motivational orientation, development of interest in the performance of a particular task is noted. The main directions of extracurricular activities are identified: spiritual and moral, general intellectual, sports and recreation, general cultural and social, in accordance with which classes are organized. In the system of extracurricular activities there is a combination of subject matter, circle and other different forms, taking into account the abilities and interests of students. After-school activities are held in the form of excursions, circles, sections, roundtables, conferences, debates, quizzes, exploratory and research, etc. It is concluded that extracurricular activities are a kind of help that contributes to the development of the "I-conception" of students, the formation of a picture of the world in their minds and the improvement of competence in interpersonal and intercultural interactions.
Key words: teenager, extracurricular activities, school, formation, "I-conception", worldview, environment, communication.
З.В. Тепсуркаева, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
И.В. Мусханоеа, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
1б4