Игнатушина Г.Л. ©
Учитель химии, МБОУ «СОШ №64»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен Кинг
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных
задач:
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Виды и направления внеурочной деятельности.
Существуют следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
Внеурочная деятельность обучающихся направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен узнать, а главное научиться действовать, самостоятельно принимать решения, оценивать результаты своей деятельности. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях используются
разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, и т.д.).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В МБОУ «СОШ №64» организована работа школьного научного общества в области химии по следующим направлениям:
«Химия и валеологическая грамотность»
Пояснительная записка
В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья;
© Игнатушина Г. Л., 2016 г.
среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что в период получения среднего образования многие школьники теряют здоровье. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, но и сводить все аспекты к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что с каждым годом растет число заболеваний, таких как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевание глаз, пограничные нервно-психические расстройства. Именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Поэтому разработан курс «Химия и здоровье человека», который способствует формированию у учеников понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как обучающихся интересуют не абстрактные знания, а имеющие практическую направленность.
1. Сформировать у учащихся понятие здорового образа жизни, усилить интерес к предмету;
2. Продолжить формирование мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение; развить творческое мышление учащихся.
Задачи:
1. Сформировать валеологическую грамотность обучающихся.
2. Расширить границы применения имеющихся химических знаний.
3. Продолжить формирование навыков решения задач по химии.
4. Указать взаимосвязь химии и валеологии (наука о здоровье) и раскрыть роль химических знаний в сохранении и укреплении здоровья своего организма.
5. Указать взаимосвязь химии и экологии.
Практикум «Распознавание ионов»
Пояснительная записка
Настоящая программа расширяет содержание обучения химии обучающихся профильных 10 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы по химии для 10 класса, /Т.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана', под редакцией.Н.Н.Гара.-М.:«Просвещение»,2010.-56с; а так же учебника по химии 10 класс (профильный уровень)/ Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М./ Под редакцией профессора Н.Е.Кузнецовой.- 3-е издание, переработанное.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 384с.:ил.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- Вооружение обучающихся знаниями неорганической и органической химии;
- Развитие умений сравнивать химические эксперименты, распознавать вещества с помощью качественных реакций;
- Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии;
- Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечение жизни общества;
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса - дать единое представление о
природе, сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности и общих ключевых компетенций.
Практикум «Химия и здоровье»
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Данный курс "Химия и здоровье человека" предназначен для обучающихся 11-х классов, имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности.
Цель практикума: изучение разнообразия и свойств химических веществ в повседневной жизни, умение грамотно их использовать. Формирование культуры здоровья и научного миропонимания, расширение кругозора обучающихся в области естественных наук, понимание и объяснение многие явления, происходящие в повседневной жизни с научной точки зрения, раскрытие материальные основы окружающего мира, что формирует химическую картину природы, помогает осознанно относиться к проблеме сохранения своего здоровья. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, биологии, экологии.
Основные задачи:
• Рассмотреть с обучающимися химическую основу процессов, которые сопровождают человека в жизни, на основе знаний ранее полученных на уроках химии и биологии.
• Усилить роль практических работ и экспериментов, которые способствуют не только повышению знаний, но и формированию практических умений, умений решать задачи с медико-биологической направленностью, обеспечивают наглядное восприятие некоторых химико-биологических проблем и формирование здорового образа жизни.
• Создать условия для приобретения опыта обращения с веществами через практические работы и участие в учебном исследовании.
• Познакомить обучающихся с некоторыми методиками химического анализа, которые позволяют контролировать качество и состав некоторых веществ.
• Сформировать у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и окружающему миру, активную жизненную позицию.
• Осуществить становление культурной личности через осознание своей роли в окружающем мире.
В современной образовательной интернет среде огромный выбор конкурсов, олимпиад, курсов. Очень непростая задача из этого изобилия выбрать те, что оптимально помогут развить и существенно улучшить интеллектуальные способности, продуктивность мышления, творческий взгляд на мир у разных по уровню подготовки и способностей детей, чтобы они почувствовали успех и удовольствие от интеллектуального труда. А главное -применить свои знания.
«Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует», - писал Иоганн Гёте. Работа в этом направлении в основном в нашей школе проводится в рамках:
всероссийского конкурса научно-популярных работ «Живая наука»; регионального конкурса «Знатоки истории развития химии»; городской научно-практической конференции школьников «Мир здоровья»; заочной Всероссийской олимпиаде по химии и т.д.
Обобщая результаты внеурочной деятельности обучающихся по химии, стоит отметить стабильный рост и числа участников разнообразных предметных конкурсов, и качества этого участия, которое выражается в увеличении числа призеров.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
3. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов - М.: Просвещение, 2011