Крысова В. А., Никифоренко Ю. А., Зефирова И. В. Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76012. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76012.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76012 УДК 37.014
Крысова Виктория Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров у1ка vggu@mail.ru
Никифоренко Юлия Александровна,
заместитель декана факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВО «<Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров tid@vshu.kirov.ru
Зефирова Ирина Васильевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Художественно-технологический лицей», г. Киров
Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова
в рамках деятельности инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета
Аннотация. Авторы описывают направления опытно-экспериментальной работы по проектированию урочной и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников на основе метапредметного подхода на базе МБОУ «(Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета.
Ключевые слова: метапредметный подход, художественно-технологическая подготовка, урочная и внеурочная деятельность.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Многолетнее и разноплановое сотрудничество факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) с МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова позволило в декабре 2014 г. на базе этого профильного образовательного учреждения открыть инновационную площадку, курируемую ВятГГУ и Министерством образования Кировской области. Желание развиваться в постоянно меняющихся условиях образовательной среды, грамотно и эффективно внедрять новые перспективные направления художественно-технологической подготовки школьников определили тему опытно-экспериментальной работы «Метапредметный подход в проектировании урочной и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников» [1].
Основная цель сотрудничества - создание современной методической системы обучения художественно-технологической подготовки школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода.
Метапредметный подход заложен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов и предполагает обеспечение не только целостности
ко ниегтг
научно-методический электронный журнал
Крысова В. А., Никифоренко Ю. А., Зефирова И. В. Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76012. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76012.htm. - ISSN 2304-120X.
развития учащегося, но и преемственности всех ступеней образовательного процесса. При этом осуществляется попытка эффективного соединения двух образовательных пространств - урочной и внеурочной деятельности.
Урочными считаются занятия, осуществляемые в рамках ограниченного времени и определенного контингента школьников. Они имеют четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Структурная единица этих занятий - урок. Вместе с тем урок имеет ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности каждого школьника, создания оптимальных условий для их самостоятельной деятельности, учета личностных особенностей школьников, региональных возможностей и потребностей, для индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся, для их эффективной социальной адаптации.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках учебных занятий направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Но ее главная задача - это достижение личностных и метапредметных результатов за счет взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться применять все свои знания в разноплановой практической деятельности.
В условиях выстраивания новой системы образования, ориентированной на оптимизацию учебного процесса и повышение его эффективности через метапредмет-ный подход, школа поставлена перед необходимостью активного внедрения современных технологий, в том числе при взаимодействии с вузами. Взаимодействие вуза со школой рассматривается как основа профильного обучения, целью которого является ранняя профессионализация и непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранному направлению. А это в свою очередь расширяет возможности образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода, в том числе, используя ресурсы вуза.
Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки осуществляется в нескольких направлениях:
- разработка предметных методик художественно-технологической направленности на основе метапредметного подхода и с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- создание виртуального банка современных методических материалов с целью эффективного использования при проектировании уроков и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников;
- реализация новых форм работы со школьниками, в том числе по их ранней профессионализации и знакомству с миром профессий, связанных с художественно-технологической деятельностью;
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
Крысова В. А., Никифоренко Ю. А., Зефирова И. В. Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76012. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76012.htm. - ISSN 2304-120X.
- обобщение и распространение инновационного педагогического опыта на различных уровнях;
- поддержка новых образовательных инициатив по использованию потенциала внеурочной деятельности для профессионализации обучающихся;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса, оказание помощи в развитии творческого и научного потенциала педагогических работников.
Направления опытно-экспериментальной работы определялись с учетом интересов и потребностей образовательного учреждения и в 2015 г. были реализованы через следующие мероприятия.
29-30 января 2015 г. педагогический коллектив лицея принял активное участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие системы художественного образования: опыт, проблемы, перспективы», организованной кафедрой дизайна и изобразительного искусства факультета технологии и дизайна. Учителя и педагоги дополнительного образования в области художественных дисциплин поделились своим педагогическим опытом через выступления и опубликование статей. В рамках этой конференции 30 января 2015 г. состоялось подведение итогов конкурса детских творческих работ «Отзвуки минувшей войны», посвященного 70-летию Победы в Великой отечественной войне. В конкурсе приняли участие более 50 школьников из них более половины - это работы учащихся художественно-технологического лицея.
В январе - феврале 2015 г. на базе художественно-технологического лицея прошла персональная выставка выпускников направлений подготовки дизайн и педагогическое образование профиль изобразительное искусство, которые после окончания художественно-технологического лицея продолжили свое обучение на факультете технологии и дизайна, и сейчас успешно реализовались в различных творческих профессиях. Цель выставки показать преемственность художественного образования на разных ступенях обучения и знакомство школьников со сферами профессиональной деятельности после завершения художественного обучения в области дизайна и изобразительного искусства.
Активное сотрудничество идет в рамках участия школьников в профильных конкурсах, выставках, олимпиадах, организованных факультетом технологии и дизайна. Например, в марте 2015 г. учащиеся лицея представили свои проекты во Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке: инновации и творчество». В номинации «Юный дизайнер одежды» ученица 11-го класса Вотинцева Елизавета заняла 3-е место (руководитель проекта - учитель технологии В. П. Вахренева). В ноябре 80 учащихся со 1-го по 9-й класс приняли участие в выставке-конкурсе творческих работ, рисунков, эскизов по мотивам народного костюма в рамках Всероссийского фестиваля детских и студенческих театров моды. Победителями конкурса в разных номинациях стали учащиеся художественно-технологического лицея: Бабинцева Анастасия (руководитель - учитель технологии В. П. Вахренева), Артамонова Анна (руководитель - учитель изобразительного искусства Е. С. Колышницына), Ветюгов Илья (руководитель - учитель изобразительного искусства Л. Е. Рева), Маслова Маргарита (руководитель - канд. пед. наук, учитель изобразительного искусства Т. Г. Новоселова).
Эффективными формами внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода являются олимпиады. В феврале и декабре 2015 г. на факультете технологии и дизайна была проведена, уже ставшая традиционной, областная предметная олимпиада по композиции для старшеклассников. Олимпиада не только поддерживает и
ко ниегтг
научно-методический электронный журнал
Крысова В. А., Никифоренко Ю. А., Зефирова И. В. Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76012. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76012.htm. - ISSN 2304-120X.
развивает интерес к предмету, но и стимулирует активность, самостоятельность учащихся при подготовке, она помогает школьникам формировать свой творческий мир. Олимпиада проводится на базе университета с обязательным анализом каждой творческой работы при подведении итогов и объявлении результатов. Положительным моментом является то, что помимо профессионального жюри работы школьников оценивает студенческое жюри. При этом студенты легко находят общий язык со школьниками, как в профессиональном плане, так и профориентационной направленности.
В октябре - декабре 2015 г. преподавателями факультета технологии и дизайна была проведена серия разнопредметных мастер-классов, направленных на углубленное знакомство школьников с художественными дисциплинами. Мастер-классы были подготовлены доктором педагогических наук, деканом факультета технологии и дизайна А. М. Савиновым, доцентом Г. А. Софроновым, старшими преподавателями Н. И. Софроновой и Л. А. Синицыной, ассистентом кафедры С. И. Егоровой. На сегодняшний день мастер-класс является одной из эффективных и перспективных форм передачи знаний, умений и навыков. При этом в центре таких занятий стоит демонстрация оригинальных методов освоения метапредметного содержания при активной роли всех участников процесса.
Особое внимание уделялось работе, направленной на создание электронного банка современных методических материалов с целью эффективного использования при проектировании уроков и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников. Данная работы была разбита на несколько этапов. На первом этапе, в рамках педагогической практики, под руководством ассистента кафедры дизайна и изобразительного искусства Ю. А. Никифоренко, студентами 4-го курса направления подготовки педагогическое образование профиль изобразительное искусство совместно со школьниками 9-11 -х классов художественно-технологического лицея был сформирован школьный виртуальный методический фонд. За время работы лицея было накоплено большое количество наглядного методического материала в виде лучших работ учащихся. Студенты систематизировали накопленный материал по темам в соответствии с программой. Работы были не только переведены в электронный формат, но и распределены по преподаваемым в лицее предметам (рисунок, живопись, композиция, художественная обработка материала), темам, жанрам. Проделанная работа позволит педагогам лицея эффективнее использовать накопленный практический опыт в качестве наглядных пособий, материалов для создания обучающих презентаций, участия в виртуальных выставках и конкурсах. В то же время студенты в рамках педагогической практики теперь смогут не только содержательно знакомиться с методическим школьным фондом, но и получат представление о структуре и специфике виртуального художественно-технологического методического фонда. Кроме того, данный фонд будет пополняться студенческими разработками, выполняемыми как в рамках педагогической практики, так и на практических занятиях по учебным дисциплинам «Теория и методика обучения изобразительному искусству», «Внеклассная работа по изобразительному искусству», «Основы теории декоративно-прикладного творчества с практикумом».
В направлении реализации задачи по разработке предметных методик художественно-технологической направленности на основе метапредметного подхода и с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов были подготовлены материалы для серии научно-практических семинаров на тему «Современный урок изобразительного искусства. Технология проектирования, проведения и анализа в контексте реализации ФГОС». Тема семинаров была определена на
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
ниегтг
Крысова В. А., Никифоренко Ю. А., Зефирова И. В. Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки Вятского государ-1_1д\/1_1ып мртпличргк'ий ственного гуманитарного университета//Концепт. - 2016. - Спецвыпуск
76012 -04 п.л.- и*и ^^р://е'-<опсер^ги/2<01б/'7б<012-^^:т- - **ы
основе пожеланий учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, учителей начальных классов, руководителей студий. В рамках семинаров педагогам будут представлены поурочные разработки (технологические карты и презентации) к урокам изобразительного искусства по УМК «Школа России». Преподаватели кафедры дизайна и изобразительного искусства совместно со студентами представили свое видение уроков изобразительного искусства по новым ФГОС. Как было выявлено, особые трудности при подготовке к урокам у учителей вызывает именно предмет «Изобразительное искусство», возможно, в силу ярко выраженной специфики занятий, поэтому созданные материалы снабжены заготовками, шаблонами, виртуальными мастер-классами. Данные материалы будут частично апробированы студентами в феврале 2016 г. в рамках педагогической практики, а затем предложены учителям и педагогам в рамках научно-практических семинаров. Кроме того, данные разработки будут включены в виртуальный банк современных методических материалов.
В декабре в рамках городского конкурса на лучшее новогоднее оформление образовательного учреждения студенты выпускного курса направления подготовки педагогическое образование профиль изобразительное искусство помогли художественно-технологическому лицею оформить окна на фасаде здания. Проект оформления в технике вырезания из бумаги был выполнен под руководством ассистента кафедры дизайна и изобразительного искусства Ю. А. Никифоренко на учебной дисциплине «Художественное оформление образовательных учреждений». Главной темой для творчества в этом году стала сказка «Снежная королева». Сама идея украшать окна фасадной части в технике вырезания из бумаги не нова, новым оказался подход. Ранее оформление здания и территории лицея не было тематическим и настолько обширным. В 2015 г. решено было объединить скульптурную группу на школьном дворе с оформлением фасада здания. Студентам предстояла масштабная работа по воплощению сказки в жизнь. Для этого были измерены окна здания, подготовлены эскизы, и выполнены объекты в реальном размере. Непосредственно украшение и расклейку выполняли студенты совместно со старшеклассниками, чтобы приобщить их к сложному, но необычайно творческому труду художника-оформителя. Оформленный в технике вырезания из бумаги фасад здания заслуженно стал объектом внимания жителей микрорайона, а совместно проделанная работа - яркой страницей жизни студентов факультета и учащихся художественно-технологического лицея.
Таким образом, совместные научно-методические конференции, практические семинары, выставки, круглые столы, проводимые факультетом технологии и дизайна в рамках опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова, позволят проанализировать, обобщить и расширить инновационные формы взаимодействия университета с образовательными учреждениями. Совместные конкурсы научно-исследовательских и творческих работ учащихся, посещение кафедр факультета и университета для знакомства с научно-исследовательской работой, профессиональные пробы, экскурсии на профильные предприятия города и области позволят эффективно реализовывать метапредметный подход в проектировании урочной и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников.
Ссылки на источники
1. Некрасова Г. Н., Крысова В. А. Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -URL: http://e-koncept.ru/2015A75251.htm.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Крысова В. А., Никифоренко Ю. А., Зефирова И. В. Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки Вятского государственного гуманитарного университета // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76012. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76012.htm. - ISSN 2304-120X.
Viktoriya Krysova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, head of the chair of Design and Fine Arts, Vyatka State University of Humanities, Kirov vika vggu@mail.ru Yuliya Nikiforenko,
Deputy Dean of the faculty of technology and design, Vyatka State University of Humanities, Kirov
tid@vshu.kirov.ru
Irina Zefirova,
deputy director for educational work, Art and Technology High School of Kirov, Kirov Experimental work on the basis of MBOU "Art and Technology High School" Kirov within the framework of the innovation platform Vyatka State Humanitarian University
Abstract. The authors describe the direction of experimental work on the design, and a portion to extracurricular activities in the artistic and technological preparation of schoolboys on the basis metasubject MBOU approach based on «Art and Technology High School» of Kirov in the framework of an innovative platform Vyatka State Humanitarian University.
Key words: metasubject approach, artistic and technological training, taskmgr and extracurricular activities.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала
Поступила в редакцию Received 08.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 10.12.15 Опубликована Published 02.01.16
ISSN Z3M-1£DX
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Крысова В. А., Никифоренко Ю. А., Зефирова И. В., 2016