Научная статья на тему 'Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере когбоу СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А. А. Рылова»)'

Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере когбоу СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А. А. Рылова») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СПО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИКЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ФГОС СПО-3 / ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ / PEDAGOGICAL PRACTICE IN COLLEGE / TEACHER / TEACHING CYCLE SYSTEM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL DISCIPLINES / PAINTER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Светлана Алексеевна

В статье проводится анализ процесса оптимизации в построении системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) «Вятского художественного училища имени А.А. Рылова») и проблем перехода на ФГОС СПО-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the problems of implementation of new educational standards within the teaching of psy-cho-pedagogical disciplines in colleges (on the example of Vyatska Art School named after AA Rylova)

The paper analyzes the optimization process in the construction of system of teaching psychological and pedagogical disciplines in colleges and problems of transition to the new Federal State Educational Stand-ard.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере когбоу СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А. А. Рылова»)»

КОНЦЕПТ

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) <<Вятск°е хУдожесгвенное учи^щр имени А А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254 УДК 372.8 ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Лапина Светлана Алексеевна,

преподаватель КОГБОУ СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А. А. Рылова», аспирант кафедры технологиии методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «<Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров

[email protected]

Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов

в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А. А. Рылова»)

Аннотация. В статье проводится анализ процесса оптимизации в построении системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) «(Вятского художественного училища имени А.А. Рылова») и проблем перехода на ФГОС СПО-3.

Ключевые слова: педагогическая практика в СПО, художник-живописец, преподаватель, система преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин, ФГОС СПО-3.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современной системе образования становится актуальной проблема обеспечения преемственности педагогических традиций, педагогического мастерства. Основной целью современного обучения в учреждениях профессионального образования согласно ФГОС СПО-3 является формирование личности специалиста, обладающего устойчивой профессиональной направленностью, связанной с развитием интересов личностного и профессионального самоопределения, развитием профессионально-значимых способностей. Однако, как отмечается многими педагогами в художественном образовании, на фоне неразвитости общей системы преподавания методики и особенно технологии обучения изобразительному искусству падение престижности педагогической профессии среди выпускников СПО и ВПО становится ожидаемым.

Анализ научно-методической литературы показывает, что особенно остро в системе художественно-педагогического образования стоит проблема отсутствия единой системы преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин и особенной роли в ней программы проведения педагогической практики студентов. Именно педагогическая практика как одна из основ профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является аккумулятором формирования профессиональных компетенций будущего специалиста в области художественной педагогики.

Недостатки разработанности межпредметных связей дисциплин психолого-педагогического цикла и специальных предметов в художественном образовании, как системы теоретического обоснования практического опыта, не способствуют росту интереса к педагогической деятельности среди молодых специалистов-художников, дизайнеров и мастеров художественных промыслов. Этот процесс развивается уже давно и требовал разрешения ещё при прежних стандартах обучения, в том числе и в учреждениях СПО.

г« ^ г«

КОНЦЕПТ

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) <<Вятск°е хУдожесгвенное учи^щр имени А А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254 УДК 372.8 ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Таким образом, в художественном образовании возникли противоречия между:

- потребностями современной школы и учреждений дополнительного образования в учителе изобразительного искусства, специалиста, обладающего устойчивой профессиональной направленностью и универсальными (метапредметными) умениями, и отсутствием разработанных технологий художественного образования в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства;

- значительным потенциалом системного подхода в художественно-педагогическом образовании студентов и недостаточной степенью разработанности целостной модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

В КОГБОУ СПО (техникум) «Вятском художественном училище имени А.А. Рылова» задачей приведения цикла педагогических дисциплин в единую систему подготовки компетентных специалистов - преподавателей изобразительного искусства, - занимались ещё при действии учебных программ первого поколения.

Начиная с 2001 г. в Вятском художественном училище им. А.А. Рылова разрабатывались программы учебных предметов психолого-педагогического цикла для студентов, обучающихся по специальности 0512 «живопись» (специализация художественно-педагогическая, квалификация: художник-педагог) в комплексе с другими учебными дисциплинами и с обеспечением межпредметных связей.

Под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики ВятГГУ Крошихиной Зинаиды Ивановны была проведена работа по обеспечению межпредметных связей дисциплин психолого-педагогического цикла и спецпредметов, созданы новые рабочие программы по педагогическому мастерству и практической педагогике, методике преподавания изобразительного искусства и педагогической практике. Составителями программ стали: Крошихина З. И. - кандидат педагогических наук; Рясик Г. М. - зам. директора по учебной работе Вятского художественного училища имени А.А. Рылова; Лапина С. А. - преподаватель «Методики преподавания изобразительного искусства».

С введением Государственного образовательного стандарта СПО, утверждённого Минобразованием России 11 ноября 2002 года квалификационная характеристика выпускника-преподавателя предписывала, что он должен быть готов к профессиональной деятельности преподавательской, что предусматривало: социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом обучение профессиональной деятельности преподавательской предусматривалось только для специализации 0512.01 (Станковая живопись) с пятилетним курсом обучения.

В общих требованиях к разработке основной профессиональной образовательной программы, указывалось, что «...Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности . на основании Государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности 0512 Живопись, которая включает в себя программу профессиональной практики, программу итоговой государственной аттестации». За период с 2001 по 2007 г. рабочие программы учебных предметов цикла психолого-педагогических дисциплин корректировались неоднократно, оптимизация образовательного процесса осуществлялась опытным путём. На основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0512 Живопись, в целях оптимизации учебного процесса из обще-

~ 2 ~

КОНЦЕПТ

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) <<Вятск°е хУдожесгвенное учи^щр имени А А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254 УДК 372.8 ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

го количества учебных часов «Педагогики» выделили практическую часть, нацеленную на очное ознакомление студентов со спецификой работы художника-педагога, отработку навыков на тренингах, педагогический анализ результатов работы. Одной из целей разработки программ было создание на базе современных требований художественной педагогики условий для обеспечения определённого уровня развития мышления будущих художников-педагогов.

В 2007г. образовательным стандартом СПО-2 для специальности 070901 Живопись (с квалификацией: художник-живописец, преподаватель УДО; с пятилетним сроком обучения) были внесены некоторые изменения в систему художественного образования. В частности, в учебный план была введена Государственная итоговая аттестация по циклу психолого-педагогических дисциплин в виде комплексного междисциплинарного экзамена.

К этому времени методические разработки и комплексный анализ результатов системы подготовки выпускников по специальности 070901 (0512.01) Живопись позволил предложить в качестве педагогического самоанализа экзаменующихся в дополнение к ответу по билету междисциплинарного экзамена представить своё педагогическое эссе по индивидуальной теме, позволяющее раскрыть работу студента по курсу психолого-педагогических дисциплин в комплексе. Таким образом, подводился итог поэтапной комплексной работы студента в освоении учебных программ системы предметов психолого-педагогического цикла.

В сложившейся системе преподавания предметов психолого-педагогического цикла, соответствовавшей стандартам 2-го поколения, очень важными составляющими стали:

- удержание рабочих программ учебных дисциплин психолого-педагогического цикла, учебно-методического обеспечения к ним;

- междисциплинарные связи предметов психолого-педагогического цикла, обеспечивающие комплексную профессиональную подготовку художника-живописца;

- последовательность погружения студентов в практическую деятельность педагогического труда, соблюдение педагогических принципов в художественной педагогике;

- выстроенная модель двухступенчатой педагогической практики студентов, оптимально размещённая в сетке учебного плана;

- анализ реализации педагогического процесса на различных его этапах; фиксирование педагогического самоанализа в итоговом педагогическом эссе.

Схематично система преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин согласно учебного плана выстроилась следующим образом:

2 Педагогика Психология Методика преподавания

курс изобразительного искусства

Система тестирования. Самоанализ. Самопрезентация.

3

курс

Педагогика

Педагогика-практическая

Педагогическая практика

в общеобр. школе

Методика преподавания изобразительного искусства_

Выбор и проработка индивидуальной темы для исследо-_вания в ходе педпрактики._

ru Q м

КОНЦЕПТ

науш.о-методический электронный журнал ART 75254 УДК 372.8

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А. А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

4 Педагогическая Педагогика Подготовка к ГИА

курс практикав ДХШ

Подготовка педагогического эссе по индивидуальной

теме

_(по итогампедпрактики)_

4

курс

Государственная итоговая аттестация по циклу психолого-педагогических дисциплин

* С презентацией педагогического эссе по итогам участия в педагогической

практике (декабрь-месяц) Завершение изучения цикла психолого-педагогических дисциплин (для отделения «Живопись»)

* 5 курс * Подготовка студентов отделения «Живопись» к защите дипломного проекта, к Государственной итоговой аттестации по специальности 070901 «Живопись»

Схема 1. Структура системы преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин в 2007-2013 гг.

В представленной схеме видно, что в выстроенной системе преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин предусматривалось постепенное погружение студентов в специфику педагогической профессии. Задачи и соответствующая структура программы педагогической практики предполагала двухступенчатость проведения профессиональной учебно-воспитательной практики, что позволило последовательно реализовать поставленные задачи в сроки, определённые Учебным планом. Причём сроки проведения учебных мероприятий гармонично сочетались между собой и позволяли студенту в оптимальном режиме подготовиться к защите дипломного проекта по специальности 070901 «Живопись», которая по стандартам предыдущего поколения проходила отдельно и после завершения изучения цикла психолого-педагогических дисциплин.

Системный подход в преподавании цикла психолого-педагогических дисциплин позволил повысить качество подготовки молодых специалистов, что сказалось на общем уровне престижности педагогической работы среди выпускников училища; и в дальнейшем - на профессиональном выборе.

Так, согласно результатам опросов в 2002-2004г., только 2-6 процентов студентов живописного отделения, поступая в училище, изначально осознавали, что выбрали художественно-педагогическую специализацию; и только 6 процентов выпускников допускали, что могут связать свою дальнейшую трудовую деятельность с педагогической профессией.

В результате применения системного подхода в преподавании цикла психолого-педагогических дисциплин процент выпускников КОГБОУ СПО (техникум) «Вятского художественного училища имени А.А. Рылова», выбирающих как основную или дополнительную педагогическую профессиональную направленность, возрос в среднем до 60-75 %. процентов. Согласно результатам опросов студентов, выбор художественно-педагогической специализации стал более осознанным, свой педагогический опыт в курсе дисциплин психолого-педагогического цикла они оценивали как позитивный и важный для профессионального самоопределения.

Результаты апробации учебных программ «Методика обучения изобразительному искусству» и «Педагогическая практика» студентов Вятского художественного

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) <<Вятск°е хУдожесгвенное учи^щр имени А А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254 УДК 372.8 ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

училища, обучающихся по специальности 070901 «Живопись» (специализация художественно-педагогическая, квалификация: художник-педагог) были представлены на II межведомственной областной научно-практической конференции (2008 г.), где заслужили высокую оценку аудитории. Материалы отчёта представлены в сборнике «Инновационная деятельность в художественном образовании» (2008 г.). Особенно отмечено, что апробация инновационных программ дала устойчивые результаты:

• Государственную итоговую аттестацию по предметам психолого-педагогического цикла студенты проходят, показывая высокий уровень знаний, умений и навыков по педагогическому управлению, системное видение процесса обучения изобразительному искусству в базовом и дополнительном образовании. Средний балл Государственной итоговой аттестации студентов по дисциплинам психолого-педагогического цикла составляет 4,4 - 4,7 %;

• Процент выпускников Вятского художественного училища, выбирающих педагогическую профессиональную направленность, поднялся с 6 % (2002 г.) до среднего показателя 48% (2008 г.), что соответствует хорошему уровню формирования компетентности профессионалов для ССУЗов художественных училищ, чьи выпускники в основной части продолжают свою профессиональную подготовку в высших учебных заведениях художественного образования.

Современные ФГОС задают новые формы системы художественного образования. Они не только призваны обеспечить единые учебные стандарты образования, но и дают обучающимся новые возможности. Например, педагогическую профессию в учреждениях СПО теперь осваивают студенты не только живописного отделения, но и отделения «Дизайн (по отраслям)», отделения «Декоративно-прикладного искусства».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 05 августа 2010 г. N 18072, (позднее -от 13 августа 2014 г. N 995) утвердил введение в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям:

071001 (54.02.05) Живопись (по видам), квалификация - художник-живописец, преподаватель;

072501 (54.02.01) Дизайн(по отраслям), квалификация - художник-дизайнер, преподаватель

072601(54.02.02) ДПИ и народные промыслы (по видам), квалификация - художник-мастер декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, преподаватель; со сроком обучения для всех специальностей - 4 года.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО-03 определили профессиональные компетенции выпускника: художника-живописца, преподавателя; художника-дизайнера, преподавателя; художника-мастера ДПИ, преподавателя по педагогической деятельности:

ПК 2.1. Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских художественных, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

При этом, «...Область профессиональной деятельности выпускников: образование художественное в детских школах искусств, детских художественных школах,

PU г М

КОНЦЕПТ

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) <<Вятск°е хУдожесгвенное учи^щр имени А А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254 УДК 372.8 ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

детские школы искусств, детские художественные школы, другие учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО;

образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, учреждениях общего образования, учреждениях СПО».

Ранее ГОСтом СПО (от 11.11. 2002 г.) квалификационная характеристика выпускника определяла профессиональную деятельность выпускника художника-живописца, педагога преподавательскую: социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Таким образом, статус выпускника СПО художественного направления, имеющего педагогическое образование, в соответствии с ФГОС, повышается, но при этом обнаруживаются несколько принципиальных вопросов и проблем в выстроенной системе преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин:

- переход программы обучения с пятилетней формы (у отделения «Живопись») на четырёхлетнее обучение студентов на всех отделениях, соответствующие структурные изменения в Учебном плане;

- уменьшение количества часов, отведённого в новых стандартах для отдельных учебных предметов цикла психолого-педагогических дисциплин, их перемещение в «сетке» Учебного плана;

- уменьшение количества часов на педагогическую практику; нелогичное размещение педпрактики в «сетке» Учебного плана; переведение педагогической практики из двухступенчатой формы в сжатую, единовременную; без включения продуманной структуры последовательного погружения студентов в специфику педагогической профессии с обеспечением индивидуального подхода к каждому обучающемуся;

- замена учебной дисциплины «Методика обучения изобразительному искусству» на «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перенос предполагаемого времени проведения Государственной сертификации студентов (вместо Государственной итоговой аттестации) в примерном Учебном плане, соответствующем ФГОС на более поздний период, предшествующий процедуре защиты дипломных проектов.

Графически предлагаемая новая система преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин, соответствующих ФГОС, должна вмещаться в следующую схему:

2 курс Педагогика / Психология

Размещение дисциплин«Педагогика» и «Психология» (2 -3 курс) в сетке Учебного плана меняется в зависимости от учебного отделения

3 курс Педагогика / Психология Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75254 УДК 372.8

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А. А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Выбор и проработка индивидуальной темы для исследования без педпрактики произвести невозможно, не продуктивно.

4 курс 7 семестр Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Подготовка к педагогической практике и Государственной сертификации студентов, планируемых для проведения друг вслед за другом с начала 8-го семестра.

4 курс 8 семестр (заключительный) Педагогическая практика студентов всех отделений в общеобразовательной и Детской художественной школах (4 недели)

Государственная итоговая сертификация студентов по циклу психолого- педагогических дисциплин (для всех отделений СПО)

Преддипломная практика и защита дипломных проектов (для всех отделений СПО)

Схема 2. Предполагаемая структура системы преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин, соответствующая ФГОС

Из таблицы видно, что основная часть психолого-педагогических дисциплин в сетке Учебного плана аккумулируется в последнем учебном семестре. Это крайне неудобно и для руководителей педагогической практики, и для преподавателей и руководителей, участвующих в организации Государственной итоговой сертификации студентов, а также в преддипломной практике и защите дипломных проектов. Более же всего это неудобно для студентов и по времени проведения ответственных мероприятий, требующих максимальной концентрации учебных сил; и по срокам, отведённым для осознания и усвоения учебной информации.

Кроме того, в отличие от предыдущих программ обучения, соответствующих более ранним учебным стандартам; в данной сетке не обеспечивается двухступенчатая система проведения педагогической практики, фактически затруднительно выделить время на исследовательскую и аналитическую работу студентов по индивидуальным вопросам в ходе педпрактики, оформление педагогического эссе. Это не способствует формированию профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС.

Наличие выделенных проблем может ставить под сомнение возможность применения отработанной в КОГБОУ СПО (техникум) «Вятском художественном училище имени А.А. Рылова» системы преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин. Хотя результаты применения этой системы не противоречат, а сочетаются с задачами ФГОС, обеспечивая приобретение большинства указанных в документе профессиональных компетенций.

Оценивая положительные изменения в программах, продиктованные ФГОС, обсуждая проблему адаптации системы профессиональной подготовки студентов к новым условиям обучения, коллектив КОГБОУ СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А .А. Рылова» выстраивает и апробирует свой вариант возможного размещения в учебном плане системы преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин. При этом частично решить проблему нехватки часов на

(Vi "7 «j

КОНЦЕПТ

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) «Вотсиое художественное училище имем А А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254 УДК 372.8 ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

подготовку и проведение педагогической практики стало возможным посредством введения в обучение с III курса элементов уже отработанной ранее «неосвобождённой» педагогической практики в несколько этапов, в ходе часов учебной дисциплины «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса», что отразилось в её рабочей программе. В рабочей программе нового учебного предмета «Введение в специальность» методической комиссией психолого-педагогических дисциплин было решено выделить аспекты педагогической деятельности специалиста. Также был рассмотрен вопрос подбора вариантов специализированных элементов направления педагогической практики для разных учебных отделений.

Графически предполагаемая новая система преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин, соответствующих ФГОС, может выстраиваться следующим образом (см. Схема 3).

В данное время в КОГБОУ СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А.А.Рылова» процесс адаптации системы профессиональной педагогической подготовки к новым условиям ФГОС проходит апробацию, но первые результаты уже показали положительный эффект.

Из отчёта Курсового руководителя и организатора педагогической практики студентов КОГБОУ СПО (техникум) «Вятского художественного училища имени А.А.Рылова» в 2013 - 2014 уч. году; Председателя МК психолого-педагогических дисциплин Лапиной С.А.:

« . В ходе частичной неосвобождённой педагогической практики студентов 3-его курса экспериментально были организованы: ряд посещений открытых уроков и мастер-классов в МОУСОШсУИОП № 51 и в ДХШ г. Кирова; проведены уроки и внеклассные мероприятия с элементами ИЗО-деятельности с частичным или активным участием студентов 3-А и 3-Б курсов (по желанию). Занятия, проведённые с участием студентов, вызвали большой интерес и положительные отклики со стороны педагогического коллектива школы, учащихся и их родителей. В ходе анализа проведённой работы, студентами и курсовым руководителем отмечен рост интереса и мотивации к подготовке и участию в педагогической практике (в январе-феврале 20142015 уч. года) в соответствии с учебным планом».

Обмен опытом в сфере художественной педагогики очень важен, особеннона современном этапе. КОГБОУ СПО (техникум) «Вятское художественное училище имени А.А.Рылова» приглашает к обсуждению педагогического опыта и своих методических разработок в этой сфере представителей других учебных заведений СПО и ВПО.

r>j Q «X»

КОНЦЕПТ

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техникум) «Вотсиое художественное училище имем А А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254 УДК 372.8 ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

2 курс Педагогика / Психология

Размещение дисциплин «(Педагогика» и «(Психология» (2 -3 курс) в сетке Учебного плана меняется в зависимости от учебного отделения

3

курс

Педагогика / Психология

Введение в специальность

(+ аспекты педагогической деятельности поспециальности

Психология общения

/ + Тренинги к педагогической практике/ - в 6 семестре

УМОУП

( + элементы «неосвобождённой» педагогической практики в МОУ СОШ)

Выбор и проработка индивидуальной темы для исследования может производиться в ходе проведения элементы «неосвобождён-_ной» педагогической практики_

4 курс

7 семестр

УМОУП

( + элементы «неосвобождённой» педагогической практики в ДХШ)

Педагогическая практика студентов в обще-образовательнойшколе и ДХШ

* С применением «<зачётной» системы и учётом индивидуального участия студентов в «неосвобождённой практике»

_(для всех отделений СПО)_

Подготовка к педагогической практике и Государственной сертификации студентов, планируемых для проведения в 8-ом се_местре_

4 курс 8 семестр (заключи тельный) Педагогическая практика студентов всех отделений в общеобразовательной и Детской художественной школах * С применением «(зачётной» системы и учётом индивидуального участия студентов в «(неосвобождённой практике»(для всех отделений СПО)

Государственная итоговая сертификация студентов по циклу психолого- педагогических дисциплин * С презентацией педагогического эссе по итогам участия в педагогической практике(для всех отделений СПО)

Преддипломная практика и защита дипломных проектов (для всех отделений СПО)

Схема 3. Предполагаемая ВХУ новая структура системы преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин, соответствующая ФГОС * УМО УП - Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Ссылки на источники

1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0512 Живопись (базовый уровень среднего профессионального образования). Квалификация - художник-живописец, преподаватель, художник театра. Регистрационный № 03-0512-Б (утв. Минобразованием РФ 11.11.2002). - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=360712 (дата обращения: 21.01.2015).

2. Приказ Минобрнауки РФ от 23.06.2010 № 684 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» - Приложение. Федеральный государ-

(Vi Q «j

КОНЦЕПТ

Лапина С. А. Анализ проблемы реализации новых образовательных стандартов в рамках системы преподавания психолого-педагогических дисциплин в учреждениях СПО (на примере КОГБОУ СПО (техни-

кум) «вотское художественное училище имени А А. Рылова») // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. -ART 75254 УДК 372.8 ART 75254. - 0,61 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75254.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071001 Живопись (по видам). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106671/ © КонсультантПлюс, 1992-2015 (дата обращения: 21.01.2015).

3. Живопись (по видам). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, Год: 2010. - URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/345/75345/56072 (дата обращения: 21.01.2015).

4. Приказ Минобрнауки России от 05 августа 2010 г. № 18072 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 071001 Живопись (по видам)». - URL: http://chebartschool.ru/files/071001.pdf (дата обращения: 21.01.2015).

5. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 995 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 Живопись (по видам)»; Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 Живопись (по видам). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169069/?frame=3; © КонсультантПлюс, 1992-2015 (дата обращения: 21.01.2015).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 Живопись. - uRL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169069/ © КонсультантПлюс, 1992-2015 (дата обращения: 21.01.2015).

Svetlana Lapina,

Teacher, Vyatka Art School named after A.A. Rylov, PhD student, graduate student at the chair of Technology and Methods of Teaching Technology, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected]

Analysis of the problems of implementation of new educational standards within the teaching of psycho-pedagogical disciplines in colleges (on the example of Vyatska Art School named after AA Rylova)

Abstract. The paper analyzes the optimization process in the construction of system of teaching psychological and pedagogical disciplines in colleges and problems of transition to the new Federal State Educational Standard.

Key words: pedagogical practice in college, painter, teacher, teaching cycle system of psycho-pedagogical disciplines, Federal State Educational Standard.

Рекомендовано к публикации:

Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колл-легии журнала «Концепт»

977230412015940

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.