Научная статья на тему 'Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность'

Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРАТОР / НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS / RESEARCH AND CREATIVE ACTIVITY / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крысова Виктория Анатольевна, Федяева Жанна Юрьевна

Статья посвящена вопросам вовлечения студентов-первокурсников в научно-творческую деятельность, профессиональной адаптации, роли куратора в профессиональной адаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крысова Виктория Анатольевна, Федяева Жанна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional adaptation of first-year students through involvement in research and creative activity

The authors deal with the involvement of first-year students in the scientific and creative activity, professional adaptation and role of tutors in professional adaptation of students.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14563 УДК 372.8

Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Крысова Виктория Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров vika [email protected]

Федяева Жанна Юрьевна,

инженер кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров

Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность

Аннотация. Статья посвящена вопросам вовлечения студентов-первокурсников в научно-творческую деятельность, профессиональной адаптации, роли куратора в профессиональной адаптации студентов.

Ключевые слова: профессиональная адаптация студентов, научно-творческая деятельность, куратор.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Адаптация студентов-первокурсников - сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения личности. Данный процесс идет по трем направлениям:

- адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к новому режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.);

- адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций и т. п.);

- адаптация к будущей профессии (формирование у студентов устойчивого профессионального интереса, качеств и компетенций).

Большая роль в адаптации первокурсников отводится куратору учебной группы. Традиционной функцией куратора является помощь в процессе адаптации студентов к новым жизненным требованиям, которые предъявляет к ним система высшего образования. Но в современных условиях высшего образования куратор должен не только помочь студенту стать коммуникабельным внутри академического коллектива, но и привить профессиональные ценности, уделить внимание активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста, и приобщить к процессу научно-творческого исследования.

В связи с этим основными задачами куратора на начальном этапе адаптации первокурсников и привлечения их к научно-творческой деятельности являются:

- выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение,

- установление степени понимания ими специфики и характера получаемой профессии,

- определение степени сознательности выбора профессии.

Именно это в дальнейшем поможет куратору сориентировать не только студента, но, возможно, и ведущих преподавателей на проведение научно-исследовательских работ с учетом профессиональных интересов студентов. А это непосредственно повлияет и на результативность в учебе студентов, и на формирование у студентов устойчивого профессионального интереса, станет хорошей основой для

r\j Л r\j

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14563 УДК 372.8

Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

профессионального роста. Таким образом, работа куратора в данном направлении поможет быстрее раскрыться студентам младших курсов, определиться в своих профессиональных предпочтениях и более уверенно представлять свои творческие, а впоследствии и научно-творческие разработки на студенческих научных секциях, конференциях, конкурсах, выставках и других творческих мероприятиях.

На факультете технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) студенты обучаются по трем направлениям подготовки: дизайн, конструирование и технология швейных изделий, педагогическое образование (профиль изобразительное искусство).

Так как в основе всех направлений подготовки - творческая составляющая, на первом и втором курсах профессиональная адаптация студентов начинается с активного посещения и последующего анализа профильных мероприятий, выставок и конкурсов различного уровня. Помимо этого данная работа позволяет своевременно формировать познавательный интерес и профессиональные мотивы для качественного обучения по выбранному направлению [Крысова В. А. Роль конкурсно-выставочной деятельности в формировании профессиональных компетенций студентов факультета технологии и дизайна // Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе: сб. науч.-метод. тр. / [науч. ред. Г. Н. Некрасова, В. А. Крысова]. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 15-18].

Перечислим наиболее значимые мероприятия на начальном этапе профессиональной адаптации студентов, проводимые факультетом или при участии факультета технологии и дизайна ВятГГУ, содержание которых помогает студентам-перво-курсникам раскрыть мир их будущей профессии и показать направления творческой и научно-творческой самореализации:

- конкурс «Первые шаги в науке: инновации и творчество»;

- Всероссийский «Фестиваль науки»;

- открытый городской конкурс творческих работ «Наследники Кулибина»;

- открытый областной фестиваль детских театров моды;

- Всероссийская молодёжная научная школа «Искусство и техническое твор-

чество»;

- региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии;

- региональный этап международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» и др.

Привлекая студентов к участию в мероприятиях на данном этапе в качестве зрителей или помощников организаторов, куратор стремится помочь студентам научиться:

- воспринимать, обобщать, анализировать информацию;

- ставить профессионально ориентированные цели и выбирать пути их достижения;

- работать в коллективе;

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбирать средства самосовершенствования;

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии;

- формировать высокую мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14563 УДК 372.8

Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям.

Помимо привлечения куратором студентов к участию в общих профильных мероприятиях, большое значение в правильной профессиональной адаптации студентов и в осуществлении научно-творческой деятельности имеет и тематика кураторских часов. На младших курсах целесообразно в рамках кураторских часов устраивать встречи со студентами старших курсов, активно участвующих в конкурсно-выставочной деятельности, принимающих участие в студенческих и профильных научных конференциях разного уровня, проводящих исследования по заданию кафедры и т. п. Интересными для младших курсов являются встречи с выпускниками, добившимися высоких профессиональных результатов. Подобные встречи помогают куратору вывести студентов первокурсников на диалог, выявить их интересы, предпочтения, склонности, желания раскрывать себя в определенных направлениях творческой и научно-творческой деятельности.

Ежегодно на факультете проводится серия кураторских часов на тему «Научно-творческая деятельность студентов как основа для профессионального роста будущих специалистов». Целью данного профессионально ориентированного адаптационного мероприятия является развитие творческих способностей будущих специалистов на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности. В ходе мероприятия ставятся следующие задачи:

- выявление способностей и интересов к различным видам творчества, использование творческого и интеллектуального потенциала студентов для решения научно-творческих и научно-исследовательских задач;

- развитие у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;

- формирование у студентов интереса к научному творчеству через обмен опытом с профильными выпускниками;

- привлечение студентов к участию в научно-творческих конференциях, кон-

курсах;

- знакомство с правилами оформления научно-исследовательских работ, представление результатов научно-творческих поисков к опубликованию.

План кураторского часа:

1. Раскрытие понятия «научное творчество» с учетом специфики подготовки студентов по направлению конструирование изделий легкой промышленности.

2. Информация о научно-исследовательской деятельности в ВятГГУ, где студент может проявить свой научно-творческий потенциал.

3. Тестирование по выявлению творческого потенциала студентов.

4. Встреча с выпускниками и студентами специальности «Конструирование швейных изделий», достигших высоких результатов в творческой и профессиональной деятельности.

Данные кураторские часы получили положительные отзывы от первокурсников, вызвав заинтересованность и, самое главное, желание у студентов развиваться в научно-творческом направлении, раскрывать свои творческие способности, взгляды, интересы.

Встреча с выпускниками позволяет студентам-первокурсникам наглядно продемонстрировать, как студент может творчески и профессионально развиваться, участвуя в разноплановых мероприятиях, реализовать свои творческие учебные наработки в рамках учебного процесса и внеучебной работы. Далее эти наработки

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14563 УДК 372.8

Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

студенты представляют и в рамках различных конкурсов, выставок и конференций, и в рамках круглых столов с работодателями с целью получения практической оценки своих наработок.

В своих выступлениях выпускники и студенты старших курсов подчеркивают, что результатом научно-творческого пути должно стать портфолио, которое поможет не только работодателю в дальнейшем оценить профессиональный потенциал выпускника, но и самому студенту проследить свое профессионально-творческое становление.

Важным воспитательным моментом, в том числе и в профессиональной адаптации студентов-первокурсников в условиях многонационального коллектива, является предоставление возможности соблюдения и почитания национальных традиций. Данная работа помогает раскрыться иностранным студентам в рамках научно-творческой деятельности, а остальным студентам - познакомиться с культурой и традициями других народов.

В рамках данного направления на факультете проводятся кураторские часы на тему «Воспитание толерантности в процессе межкультурного общения студентов факультета технологии и дизайна».

Целью данного профессионально ориентированного адаптационного мероприятия является воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности. В ходе мероприятия были поставлены следующие задачи:

- способствовать развитию уважительного отношения студентов к представителям различных национальностей, вероисповеданий и взглядов;

- формирование толерантности студентов через их личностный опыт, эмоции и чувства, отношения и поведение;

- подтолкнуть студентов к мысли о постоянном самовоспитании и необходимости работать над собой.

План кураторского часа:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.

2. Знакомство учащихся с особенностями национальной культуры различных народов, проживающих на территории Кировской области.

3. Мастер-класс от студентов факультета технологии и дизайна разных национальностей «Элементы национального костюма».

Наилучший способ установления толерантных отношений - совместная деятельность. В нашем случае это мастер-класс. Самым важным преимуществом является то, что у студентов в процессе мастер-классов повышается интерес к будущей профессиональной деятельности, быстрее приобретаются навыки и, самое главное, развивается толерантное мышление.

Мы получили положительные отзывы от студентов на кураторский час, вызвав заинтересованность и желание у студентов развиваться в научно-творческом направлении, раскрывать свои творческие способности, взгляды, интересы с учетом своих национальных особенностей.

Таким образом, проведение подобных мероприятий помогает ярче и быстрее раскрыться студентам младших курсов, почувствовать себя в коллективе, не быть изгоем, не быть лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть, в том числе в своих профессионально ориентированных предпочтениях. Работа куратора по адаптации первокурсников не должна сводиться только к привыканию к новым условиям обучения и проживания, а должна помочь студенту адаптироваться к

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14563 УДК 372.8

Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

будущей профессии. И от успешной работы куратора со студентами первых курсов во многом зависит и качество профессиональной подготовки будущего специалиста.

Для студента-первокурсника первоначальный этап профессиональной адаптации -это «введение в профессию», подготовка к будущей творческой и научной деятельности.

Все вышесказанное подтверждается результатами работы куратора младших курсов направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета Жанны Юрьевны Федяевой. В течение 2013/2014 учебного года студенты I и II курсов приняли участие более чем в 50 мероприятиях разной направленности, в том числе более половины мероприятий носили профессионально ориентированный характер.

Подводя итог, необходимо отметить, что современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, уметь самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества воспитываются через активное участие студентов в творческой, научно-творческой и научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Таким образом, процесс адаптации будущих специалистов к профессиональной работе будет результативным, если студенты с первого курса будут вовлечены в разнообразные формы творческой и научно-творческой деятельности. Поэтому на протяжении всего периода обучения студентов необходимо системно и целенаправленно приобщать к активному участию в профильных мероприятиях разного уровня, создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей и опыта научно-творческой и научно-исследовательской работы студентов; знакомить их с методикой научно-творческой работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику результатов; поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научно-творческих задач.

Victoria Krysova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of technology and methods of teaching technology, Vyatka State University of Humanities, Kirov vika [email protected] Zhanna Fedyaeva,

Engineer at the chair of technology and methods of teaching technology, Vyatka State University of Humanities, Kirov Professional adaptation of first-year students through involvement in research and creative activity Abstract. The authors deal with the involvement of first-year students in the scientific and creative activity, professional adaptation and role of tutors in professional adaptation of students.

Key words: professional adaptation of students, research and creative activity, tutor

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(V С rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.