КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14567 УДК 372.8
Морилова Л. В. Система формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14567. -0,35 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14567.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Морилова Лена Валерьевна,
кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Система формирования
профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности»
Аннотация. В статье описаны опыт и результаты обучения бакалавров в условиях профессиональной среды.
Ключевые слова: подготовка инженеров-бакалавров, профессиональные компетенции, профессиональная среда.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. стратегической целью государственной политики в области образования названо повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Достижение поставленной цели связано с решением таких приоритетных задач, как формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры; становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ [1].
Введенный Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» предполагает компетентностный подход в обучении. Это связано с современными требованиями к бакалавру-инженеру, которые включают полифункциональность будущей деятельности, активную жизненную позицию и готовность к адаптации в различных предлагаемых условиях производства.
Компетентностный подход связан с системными изменениями образовательного процесса, элементом содержания которого является профессиональная задача. Критерием качества подготовки считается владение выпускников профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности.
В соответствии с современными требованиями к выпускнику особое значение в образовательном процессе имеет развивающая составляющая, которая связана как с активными методами обучения, моделирующими профессиональную деятельность, так и с образовательной средой, которую создает вуз, потенциальные работодатели и сообщество индустрии моды.
К преобладающим видам профессиональной деятельности конструктора по ФГОС ВПО относятся производственно-конструкторская, проектно-дизайнерская, научно-исследовательская и организационно-управленческая. Основное содержание каждого вида деятельности отражают конкретные профессиональные задачи, которые должен решать выпускник.
r\j Л r\j
КОНТ тшт
Морилова Л. В. Система формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» // Кон-
научно-ллетодический электронный журнал ^".2-°и4К1:-11^рп:е/ЦевЬкоПСсКе pE'rnS^bM/l'SJJS. -ART 14567 УДК 372.8 Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Производственно-конструкторская деятельность (ПК-6, 7, 8) включает:
- подготовку, планирование и эффективное управление процессами конструирования одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;
- производственный контроль параметров качества поэтапного изготовления деталей, полуфабрикатов и готовых изделий;
- анализ, оценку, планирование затрат и эффективное использование основных и вспомогательных материалов;
- осуществление дизайн-проектов на изделия легкой промышленности с учетом качественного преобразования «сырье - полуфабрикат - готовое изделие»;
- экспертизу и реализацию принципов авторского контроля;
- оценку инновационного потенциала новых изделий;
- подготовку документации по менеджменту и маркетингу одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;
- контроль за соблюдением экологической безопасности при изготовлении изделий легкой промышленности.
Организационно-управленческая деятельность (ПК-9,10,11, 12) предполагает:
- организацию и управление работой малых коллективов исполнителей, разработку и управление реализацией оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
- осуществление авторского надзора за разработкой и изготовлением изделий легкой промышленности;
- применение нормативно-правовой базы на практике;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при планировании и выборе оптимального решения по реализации дизайн-проектов на изделия легкой промышленности.
Научно-исследовательская деятельность (ПК-13,14, 15,16) включает:
- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
- проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных программных средств, позволяющих прогнозировать свойства изделий из различных материалов;
- участие в проведении исследований свойств различных материалов и изделий легкой промышленности по заданной методике;
- анализ, синтез и оптимизацию процессов обеспечения качества выпускаемой продукции и сертификации с применением информационных технологий и технических средств.
Проектно-дизайнерская деятельность (ПК-17,18, 19) связана с решением ряда задач:
- формулирование текущих и конечных целей проекта, нахождение оптимальных технических и дизайнерских способов их достижения и решения;
- сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования изделий легкой промышленности;
- проведение технико-экономического обоснования проектов;
- расчет и проектирование деталей, изделий и технологических процессов легкой промышленности в соответствии с техническим заданием;
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14567 УДК 372.8
Морилова Л. В. Система формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14567. -0,35 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14567.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
- разработка дизайн-проектов изделий легкой промышленности с учетом утилитарно-технических, художественно-эстетических, экономических параметров;
- разработка проектной, рабочей технической документации и оформление законченных проектно-конструкторских работ;
- контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации техническим условиям и другим нормативным документам [2].
Кафедрой технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета образовательный процесс организован в тесной связи с профессионально-производственной средой. Студенты знакомятся с производством, начиная с экскурсий на швейные, меховые предприятия и прохождения производственной практики. Это позволяет им глубже узнать специфику отраслей и особенности различных предприятий, осознанно и ответственно подойти к разработке курсовых и дипломных проектов. Специалисты предприятий, в свою очередь, принимают активное участие в семинарах, конференциях и круглых столах, организуемых преподавателями кафедры. Традиционно на открытых защитах выпускных квалификационных работ и в качестве членов жюри творческих конкурсов присутствуют руководители предприятий [3].
Решение профессиональных задач моделируется студентами-бакалаврами при активном взаимодействии с работодателями, начиная от небольших проектов в области перспективного формообразования одежды, композиционных, технологических решений, конфекционирования, изучения свойств швейных материалов, заканчивая разработками производственных коллекций и проектами по модернизации предприятий.
Разработки по заказам предприятий выполняются в рамках дипломных и курсовых работ, во время учебной и производственной практик.
Направления экспериментальных разработок по отрасли легкой промышленности различны и охватывают следующие группы и ассортимент:
- швейная промышленность - изделия различного назначения из тканей, трикотажных полотен, искусственной и натуральной кожи (одежда для взрослых и детей, предметы интерьера, текстильные игрушки и одежда для кукол);
- меховая промышленность - меховые и шубные изделия для взрослых, женские головные уборы;
- кожевенная промышленность - одежда для взрослых, галантерейные изделия, шорно-седельные изделия;
- проектирование и техническое перевооружение предприятий легкой промышленности.
Прикладные исследования выполнены при оценке безопасности детской одежды, при изучении механических свойств льняных плательных тканей, механических и экологических свойств мебельных тканей.
Постоянными партнерами являются кировские предприятия: ООО «Эйс», ОАО «Весна», ООО «Арт-Лен», ООО «Мехико», ТПК «Калинка - Морозов», «Буоно-производство», ООО «Наивный мир», «OLLKO» (ИП О. В. Метелева) и др. [4]
География научно-практического взаимодействия с профильными швейными предприятиями включает Нижегородскую, Костромскую, Вологодскую области, Удмуртскую Республику (г. Сарапул) и Республику Коми. Ряд выпускников работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани.
Результаты научной деятельности студентов докладываются на конференциях международного и всероссийского уровней, в том числе проводимых кафедрой:
IV 3 ^
КОНТ тшт
научно-методический электронный журнал
ART 14567 УДК 372.8
Морилова Л. В. Система формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14567. -0,35 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14567.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
«Новые материалы и технологии современного швейного производства» (2011 г., при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований), «Экология и качество современных изделий легкой промышленности» (2012 г.), «Научнопрактическое сотрудничество системы профессионального образования с предприятиями легкой промышленности региона» (2013 г., при поддержке РФФИ).
В 2012/2013 учебном году кафедра технологии и методики преподавания впервые коммерциализировала разработки, выполняя хоздоговорные научноисследовательские и опытно-конструкторские работы. Примеры хоздоговоров приведены в табл. 1.
Исследование и разработки
кафедры технологии и методики преподавания технологии
Таблица 1
Предприятие-заказчик Реквизиты договора Предмет договора
ИП О. В. Метелева № 855/12-ю от 16.10.2012 (без НДС) Создание технологии оценки экологичности и качества изделий легкой промышленности
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» (КОГОАУ ЛЕН) № 90/13-ю от 09.04.2013 (без НДС) Создание научной продукции «Оригинальные образцы детских театральных костюмов»
ООО «Альфа-центр» № 173/13-ю от 25.07.13 (без НДС) Создание научной продукции «Оригинальная коллекция моделей женской одежды изо льна»
Важное значение имеет студенческая конкурсная деятельность в формировании профессиональных компетенций, развитии творческого потенциала и продвижении в профессиональную среду индустрии моды.
Студенты активно принимают участие в конкурсах и выставках международного и всероссийского уровней: «Губернский стиль» (г. Воронеж), «Адмиралтейская игла» (г. Санкт-Петербург), Международный фестиваль льна (г. Вологда), Международная российско-корейская конференция и выставка «Гранд Фэшн» (г. Москва),
Регулярно студенты и выпускники становятся призерами Международного фестиваля молодых дизайнеров «Губернский стиль» (г. Воронеж), регионального этапа Международного конкурса «Русский силуэт» на Вятке. Наиболее значительных результатов достигли студенты К. А. Черепанова и Н. А. Казакова. В 2011 г. К. А. Черепанова заняла II место на Международном фестивале молодых дизайнеров «Губернский стиль» в Воронеже. По результатам конкурса приглашена к участию в Международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» (г. Санкт-Петербург). Жюри фестиваля «Губернский стиль» (г. Воронеж) дважды отметило Н. А. Казакову, присудив III место в 2012 г. и 2014 г. III место заняла Надежда и на региональном этапе Международного конкурса «Русский силуэт» на Вятке в 2013 г. и заслужила одобрение Т. Е. Михалковой.
Качественный состав подготовленных выпускных квалификационных проектов как результат системной работы в образовательной профессиональной среде представлен в табл. 2.
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14567 УДК 372.8
Морилова Л. В. Система формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14567. -0,35 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14567.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 2
Результаты научно-практической и конкурсной деятельности кафедры в рамках выпускных квалификационных проектов
Год Всего ВКР По заявкам организаций и предприятий, количество Рекомендованы к внедрению Представлены на конкурсах
2008 7 7 7 -
2009 20 6 7 10
2010 32 9 9 4
2011 45 9 14 6
2012 44 20 19 9
2013 35 13 11 5
2014 25 11 11 6
Значительная роль в формировании, развитии профессиональных и нравственных качеств, творческого потенциала и социальной активности будущих конструкторов отведена студенческой творческой среде вуза и факультета. Занятия студентов в творческом коллективе позволяют осваивать практическое применение теоретических знаний, что способствует развитию профессионально значимых качеств личности, росту мотивации к учебе, улучшению качества усвоения знаний и самореализации личности.
Одной из форм профессионального творческого коллектива является театр моды «Туфлай», созданный на факультете технологии и дизайна ВятГГУ около 10 лет назад. Студенты-конструкторы принимают участие в работе театра моды, который регулярно привлекается на мероприятия различного уровня и содержания - от профориентационных встреч в школах и лицеях, внутривузовских семинаров до всероссийских студенческих конкурсов. Созданный коллектив демонстрирует студенческие коллекции моделей одежды. В течение года в театре занимается более 20 человек. Всего за историю создания в театре моды «Туфлай» участвовали около 50 студентов, представлено 30 студенческих коллекций. Большинство выпускниц впоследствии связывают свою профессиональную деятельность с индустрией моды. Так, одна из активных участниц театра моды Ю. Афанасенко после окончания вуза открыла творческую мастерскую Нижегородской школы модельеров, а Э. Кислухина занимается организацией молодежных фэшн-конкурсов в Нижнем Новгороде.
Таким образом, на кафедре технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета накоплен серьезный опыт подготовки конструкторов в условиях взаимодействия различных участников образовательной среды. Как показывает сложившийся опыт, востребованность выпускников высокая - 90% работают на крупных швейных предприятиях, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса, индустрии моды.
Ссылки на источники
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 18.05.2011 №1657, от 31.05.2011 № 1975).
3. Крысова В. А., Морилова Л. В. Механизмы взаимодействия вуза и работодателей в процессе подготовки специалистов по направлениям «Конструирование и технология изделий легкой промышленности» на основе активных образовательных технологий // Проблемы и перспективы ре-
(V С rw
КОНТ тшт
научно-методический электронный журнал
ART 14567 УДК 372.8
Морилова Л. В. Система формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14567. -0,35 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14567.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
ализации компетентностного подхода при подготовке специалистов на основе ФГОС ВПО: материалы Всерос. метод. конф. - Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. - 1 электрон. оп-тич.диск (CD-ROM).
4. Морилова Л. В. Опыт внедрения научно-практических работ в области технологии и конструирования изделий легкой промышленности // Взаимодействие высшей школы с предприятиями легкой промышленности: наука и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию кафедры технологии и материаловедения швейного производства, 18 декабря 2013 г./ Костромской государственный технологический университет. - Кострома: КГТУ, 2013. - С. 183-185.
Lena Morilova,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of theory and methods of teaching technology, Vyatka State University of Humanities, Kirov
System of professional competencies formation of bachelor-students with major “Designing of light industry products”
Abstract. The author describes the experience and results of bachelors training in terms of professional environment.
Key words: bachelors of engineering training, professional competence, professional environment. References
1. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r) (in Russian).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 262200 Konstruirovanie izdelij legkoj promyshlennosti (kvalifikacija (stepen) «bakalavr») (vred. Prikazov Minobrnauki RF ot 18.05.2011 №1657, ot 31.05.2011 № 1975) (in Russian).
3. Krysova, V.A., Morilova, L.V. (2012) “Mehanizmy vzaimodejstvija vuza i rabotodatelej v processe podgotovki specialistov po napravlenijam “Konstruirovanie i tehnologija izdelij legkoj promyshlennosti” na osnove aktivnyh obrazovatel'nyh tehnologij”, in Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podhoda pri podgotovke specialistov na osnove FGOS VPO: materialy Vseros. metod. konf., Izd-vo OOO “Raduga-PRESS”, Kirov, 1 jelektron. op-tich.disk (CD-ROM) (in Russian).
4. Morilova, L.V. (2013) “Opyt vnedrenija nauchno-prakticheskih rabot v oblasti tehnologii i konstruirovanija izdelij legkoj promyshlennosti”, in Vzaimodejstvie vysshej shkoly s predprijatijami legkoj promyshlennosti: nauka i praktika: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 20-letiju kafedry tehnologii i materialovedenija shvejnogo proizvodstva, 18 dekabrja 2013 g., Kostromskoj gosudarstvennyj tehnolog-icheskij universitet, KGTU, Kostroma, pp. 183-185 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
r>J
6 ~