SCIENCE TIME
■
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Санжеева Валентина Григорьевна, МБОУ СОШ № 61, г. Астрахань
E-mail: sanzheeva.valentina@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Рассмотрены основные цели, задачи, принципы и напраравления.
Ключевые слова: модель, инновации, образовательная деятельность, организация.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основными задачами внеурочной деятельности являются:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- создать все условия для творческой самореализации личности ребёнка.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
| SCIENCE TIME Щ
деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования;
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель;
- инновационно - образовательная модель.
Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Модель «школы полного дня» реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Оптимизационная модель предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения:
учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, вожатый и другие.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной) площадки федерального, регионального, муниципального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.
| SCIENCE TIME Щ
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; - приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Согласно ФГОС в МБОУ «СОШ №61 г. Астрахани» внеурочная деятельность состоит из следующих направлений.
Таблица 1
Направления внеурочной деятельности
№ Направления Название Кол-во.ч
1 Духовно-нравственное, патриотическое Мой край родной 2
2 Социальное Я-исследователь 2
3 Общеинтеллектуальное Умники и умницы 2
4 Общекультурное Умелые руки Хор 1 1
5 Спортивно-оздоровительное Аэробика Хореография 1 1
6 Итого 10 ч
1. Патриотическое направление осуществляется в кружке «Мой край родной». Программа ставит цель воспитание любви к родному краю, к родной культуре. Тесное сотрудничество установлено с краеведческим музеем. Дети впитывают это достояние на годы, познают чувство малой родины, а также любовь к России.
Данный кружок определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание
| SCIENCE TIME Щ
патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа данного кружка осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.
2. Проектная деятельность осуществляется в клубе «Я - исследователь». Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
- обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
3. Научно-познавательное направление представлено кружком «Умники и умницы». Данный кружок ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её.
Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы по математической смекалке и др. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических занятий,
I
SCIENCE TIME
I
проводимых на базе общеобразовательного учреждения.
4. Общекультурное направление представлено кружками «Умелые руки» и «Хор». Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению в нашей школе работают педагоги начальных классов и дополнительного образования, которые осуществляет свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок. Культуросозидающая роль данной программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
5. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе кружками «Аэробика», «Хореография». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность -биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Занятия проходят в актовом зале. Содержание занятий включает в себя упражнения и игры с учетом интересов и желаний учащихся. Тем самым повышается эмоциональный фон ребенка, а главное-желание систематически заниматься физической культурой. Такие кружки должны существовать, они необходимы для укрепления здоровья и полноценного развития ребенка.
Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, т.к. только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Вместе с тем практика показывает, планируя внеучебную работу, невозможно обойтись без связи с учреждениями дополнительного образования, которые оказывают помощь в проведении кружков, праздников и т.д.
Литература:
1. Белобородова О.Г. Программа внеурочной деятельности в начальной школе / О.Г. Белобородова // Справочник классного руководителя. - 2011. - №9.
2. Горячев А.В. Все узнаю, все смогу :тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе, 2012
3. Каменная В.А. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС второго поколения / В. А. Каменная // Завуч начальной школы. - 2013. - №3. - С. 53-61
4. Модель организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. - URL: [http://sks.shatki.info/index.php/2011-04-19-07-55-28/85-2011-10-19-17-08-09.html]
5. Ривкин Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 / Е.Ю. Ривкин // Управление