ЙШШ1, ИШ, ПРОШУ
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Мусс Галина Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Ольховецкая Евгения Михайловна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16», г. Бугуруслан
• внеурочная деятельность • младшие школьники • учебная нагрузка • ФГОС
• образовательная программа
На приобретение опыта нравственного поведения в процессе становления личности младшего школьника влияет множество факторов. Семья, школа, общественная среда, средства массовой информации оставляют неизгладимый след в сознании ребёнка. Одну из доминирующих функций, как правило, реализует образовательное учреждение. Школа способствует усвоению младшими школьниками этических норм, выработки гражданского самосознания, формированию навыков нравственного поведения и определённых привычек.
Важнейшим условием, способным обеспечить формирование и развитие нравственных качеств, может послужить внеурочная деятельность. Именно она сегодня занимает особое место в развитии и воспитании подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) включает требования не только к структуре основных образовательных программ, условиям их освоения и результатам, но и к стандарту воспитания. В соответствии с этим поменялся и базисный учебный план, в котором, помимо инвариантной и вариативной частей, появился раздел «Внеурочная деятельность», которую рассматривают как «процесс взаимодействия педагогов и учащихся в образовательной деятельности, осуществляемой в отличных от классно-урочных форм, и направленной на достижение планируемых
результатов усвоения основной образовательной программы начального общего образования» [4].
На уровне начального общего образования внеурочная деятельность способствует решению множества задач, среди которых:
- создание условий, обеспечивающих адаптацию младшего школьника к образовательной среде;
- распределение учебной нагрузки на детей;
- совершенствование условий личностного развития ученика начальных классов;
- учёт специфики обучающихся (физиологические, психологические, возрастные и индивидуальные отличия);
- обеспечение процесса духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника.
В контексте нашего исследования внеурочной называется деятельность, организуемая во внеурочное время с группой учеников начальной школы с целью удовлетворения их потребности в общении и досуге. Она предоставляет возможность неформального общения, обладает ярко выраженной воспитательной и социально-педагогической направленностью; играет важную роль в организации межличностных отношений между учащимися и педагогом, между самими детьми, в том числе при создании ученического коллектива; даёт
младшим школьникам возможность личностного развития за счёт использования широкого спектра видов внеурочной деятельности, включая самоуправление, общественно полезную деятельность, работу детских общественных организаций.
В рамках осуществления внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО реализуются пять направлений развития личности:
- спортивно-оздоровительное (спортивные секции, внутришкольные спортивные соревнования, походы, подвижные игры, применение на уроках физмину-ток, проведение бесед по охране здоровья);
- общекультурное (организация экскурсий, работа изостудии, танцевального кружка, театральной студии, выставки творческих работ, проведение тематических классных часов);
- общеинтеллектуальное (олимпиады, конференции, предметные недели, библиотечные уроки, разработка проектов к урокам);
- духовно-нравственное (встречи с ветеранами ВОВ, оформление газет о боевой и трудовой славе, оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, написание летописи родного края, выставки рисунков);
- социальная деятельность (проведение субботников, разведение комнатных цветов, работа на пришкольном участке).
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки программ внеурочной образовательной деятельности, но образовательное учреждение имеет право самостоятельного выбора приоритетных направлений деятельности, определения временных рамок и форм её организации.
В ходе организации внеурочной деятельности младших школьников образовательная организация должна использовать потенциал всех субъектов образования: педагогов начальных классов, учителей-предметников, педагогов, представляющих учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и спорта, родителей обучающихся.
В нормативных документах представлены типы организационных моделей внеурочной деятельности, на которые следует
основываться при построении учебно-воспитательного процесса:
• «модель дополнительного образования»;
• модель «школы полного дня»;
• оптимизационная модель;
• «инновационно-образовательная модель» [2].
Выделяют следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности: «приобретение школьником социального знания в процессе взаимодействия с педагогом; получение в дружественной детской среде опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; приобретение во взаимодействии с социальными субъектами опыта самостоятельного общественного действия» [1].
Опишем более подробно подобную программу внеурочной деятельности, разработанную нами сообразно с выделенными уровнями планируемых результатов, где каждому уровню образовательного результата соответствуют свои формы образовательной деятельности. Основой организации внеурочной деятельности в ней стала самая целесообразная, на наш взгляд, оптимизационная модель [2]. Она основана на совершенствовании всех внутренних процессов в образовательном учреждении и призывает к участию в её реализации всех педагогических работников.
Цель программы - «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [4], развитие качеств личности, отражающих «портрет» идеально воспитанного младшего школьника - честный и справедливый, добрый и отзывчивый, не причиняющий зла живому, трудолюбивый и настойчивый, творящий и оберегающий красоту мира, любящий и заботливый, свободолюбивый и ответственный, самостоятельный и законопослушный, любящий свою страну и народ, способный поступиться своими интересами ради других, толерантный, смелый и решительный.
Задачи:
- формировать основы нравственного самосознания личности (совесть), по-
требности и мотивы нравственного поведения;
- способствовать развитию навыков сотрудничества с учителями, одноклассниками, родителями в решении общих проблем;
- способствовать укреплению семейных ценностей;
- формировать у ребёнка уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Принципы воспитания:
1. Нравственный пример учителя - соблюдение им моральных норм и правил в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к работе, к учащимся, сотрудникам.
2. Социально-педагогическое партнёрство со всеми субъектами, заинтересованными в организации воспитательного процесса.
3. Индивидуально-личностное развитие -обеспечение самоопределения личности младшего школьника, развития его способностей, передача определённых системных знаний, формирование компетенций для дальнейшей успешной социализации.
4. Интегративность программ нравственного воспитания - целостность основных видов деятельности учащихся: урочной, внеурочной и внешкольной в процессе реализации программ нравственного развития и воспитания.
5. Социальная востребованность воспитания - связь нравственного воспитания и
развития с жизнью, конкретными проблемами в социуме, разрешимыми в процессе морального выбора.
Программа реализуется в процессе внеурочной и внешкольной деятельности, в ходе социальных и культурных практик с помощью специально разработанного плана воспитательной работы в классе, организации воспитывающей и развивающей среды, реализации социальных проектов. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования в контексте программы строго ориентированы на воспитательные результаты.
Субъекты реализации программы: школа, семья, учреждения дополнительного образования, общественные организации, учреждения культуры и спорта. Основную координирующую роль выполняет классный руководитель, который в свою очередь должен:
- организовать образовательный процесс, направленный на оптимизацию и развитие потенциала младшего школьника в процессе участия в общественной деятельности коллектива;
- организовать систему отношений, вовлекая в разнообразные формы общественной деятельности коллектив и органы самоуправления;
- вовлекать младших школьников в социально значимую, творческую деятельность;
- обеспечить взаимодействие обучающихся с педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.
Таблица 1
Программное обеспечение развития нравственных качеств младшего школьника
Направ- Содержание Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность
ления деятельности приобретение получение опыта получение
разви- социального переживания и позитивного опыта самос-
тия знания отношения к базовым тоятельного
лично- ценностям общества общественного
сти действия
1 2 3 4 5
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания
Духовно- - первоначальные пред- Классные часы, Просмотр и обсуждение виде- Оказание помощи
нрав- ставления о базовых на- беседы на нрав- офрагментов мультфильмов окружающим:
ственное циональных ценностях; ственные темы «Золотая рыбка», «Курочка - посильное учас-
- различение плохих «Что такое эти- ряба», «По-щучьему веленью», тие в подготовке
и хороших поступков; кет?», «В стране «12 месяцев», «Золотая антило- к праздникам,кон-
- представления о прави- Вежливости», па», «Волк и телёнок», представ- цертам для людей
лах поведения в общест- «Что такое хорошо ляющих противоречивые ситуа- с ограниченными
ве, в кругу семьи, дома; и что такое плохо». ции нравственного поведения. возможностями;
Продолжение таблицы 1
4
5
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания
- проявление уважения к старшим, доброжелательного отношения
к сверстникам;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, взаимопомощь и взаимоподдержка;
- знание правил вежливого общения, культуры поведения, культуры речи;
- стремление избегать и умение признаться в плохом поступке, проанализировать его;
- отрицательное отношение к грубости, оскорбительным словам и действиям, аморальным поступкам.
Деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова». Коллективно-творческое дело «Долг и совесть в жизни людей».
Поход в театр им. Гоголя (с целью выработки и следования правилам нравственного поведения)
Рефлексия (после проведённых мероприятий): «Какие новые правила я узнал?»
- сбор средств для помощи нуждающимся (с согласия родителей);
- практическое решение личных и коллективных задач по установлению добрых отношений, разрешение споров, разбор конфликтов.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения _к правам, свободам и обязанностям человека
- знакомство с обязанностями гражданина, с историей России;
- знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
- знакомство с содержанием и значением государственных праздников;
- знакомство с правилами гражданина, с деятельностью детско-юношеских организаций;
- знакомство с подвигами Российской армии, защитников Отечества, ветеранов.
Классные часы по теме: «Чтим великий День Победы» и др.
Беседа «Кто я? Какие мы?»
Просмотр и обсуждение видеофрагментов мультфильмов, представляющих образцы гражданского поведения, с целью сформировать патриотические чувства через отечественную мультипликацию. Экскурсии и путешествия: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края» и др. Коллективно-творческие дела: «Детский рисунок против войны» и др.
Встреча с участниками войны, с ветеранами труда, людьми, делами которых можно гордиться.
Рефлексия (после проведённых мероприятий): «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков?»
Заботливое отношение к памятникам защитников Отечества. Участие в работе поисковых отрядов и др.
Организация для жителей своего города национально-культурного праздника «Богатство культур народов России». Участие в социальном проекте: «Моя улица - без мусора».
Написание статьи в школьную газету: «Кем из наших предков я горжусь?» (совместно с родителями)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учёбе, труду, жизни
Обще-культурное
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству сверстников, старших;
- ценностное отношение к учёбе;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность_
Праздники и игры по темам: «Осенняя ярмарка», «Город мастеров» и др.
Видеопутешествие по знакомству с разными профессиями своего края и мира. Коллективно-творческое дело «Трудовой десант». Встречи-беседы с людьми различных профессий. Совместные проекты с родителями «Труд моих родных» и т.п.
Рефлексия (после проведённых мероприятий): «Что нового я узнал? Зачем мне нужны эти знания?»
Украшение и наведение порядка дома, в классе, школе, на улице. Расширение возможностей и навыков по самообслуживанию. Трудовые акции: «Чистый двор», «Мы за чистые обочины» и др.
1
2
3
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5
и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий; - умение соблюдать порядок в процессе труда; - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
- формирование элементарных представлений о культурных ценностях, традициях, этическом отношении к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - получение первоначального эмоционально-чувственного опыта взаимодействия с природой, грамотного поведения в природе; - получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности; - посильное участие в деятельности общественных экологических организаций; - расширение опыта общения с природой. Классный час: «Как помочь природе убрать наш мусор». Беседа «Выезд на пикник - праздник для человека и беда для природы?». Экскурсия в краеведческий музей, в парк им. Ленина, сквер Строителей. Туристический поход (знакомство с богатствами и красотой природы родного края). Встреча-беседа с людьми, изучающими природу и воздействие человека на неё. Проекты «Мой край родной», «Краеведы» Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы: - забота о живых существах - домашних питомцах и животных дикой природы; - участие в экологической акции «Красота вокруг» (посадка растений на школьном дворе), Экологическая акция «Спаси и сохрани» (очистка территории от мусора, подкормка птиц) Оформление стенгазеты «Бережное отношение к природе».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России; - ознакомление с традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. Классный час: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?». Беседа «Что такое некрасивый поступок?». Организация мероприятий «Праздник вежливых наук», «Праздник красок», «Красота родного языка». Игры: «Путешествие в музыкальную деревню», «Красота в привычном» Посещение концертов, фестивалей. Прогулка в парк им. Ленина (знакомство с красотой памятников культуры и природы). Видеопутешествие «Культурные памятники нашего города». Занятия в творческих кружках - опыт самореализации в художественном творчестве. Встреча-беседа с руководителем музыкальной школы, с руководителем школы искусств. Выставка семейного художественного творчества. Организация музыкального вечера совместно с родителями. Рефлексия: «Что прекрасного ты увидел?»; «В каких художественных образах отразилась красота?» Участие в художественном оформлении школы. Участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры. Опыт следования идеалам красоты в процессе выбора поступков, слов, жестов.
Окончание таблицы 1
1 2 3 4 5
Спор- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
тивно- - приобретение опре- Классный час: Спортивные праздники «Мама, Опыт ограждения
оздоро- делённых знаний о здо- «Вредные и полез- папа, я - здоровая семья». своего здоровья и
витель- ровье и здоровом образе ные для здоровья КТД: «Можно ли словом здоровья близких
ное жизни, о способах и усло- привычки», помочь человеку (убедить в людей от вредных
виях укрепления здоровья; «Убийцы людей - чём-то, отказаться от вредных факторов окружа-
- понимание значения табак, алкоголь, привычек)?» ющей среды:
спорта, прогулок на све- наркотики». Занятия в спортивных секциях. - соблюдение пра-
жем воздухе для укрепле- Беседа «Болезни, Туристические походы. вил личной гигиены,
ния своего здоровья; которые порожда- Видеопутешествие «Наше здо- - составление
- практическое освоение ют увлечения ровье в наших руках» (знаком- режима дня и чёт-
физической культуры; компьютерными ство с образом жизни людей, кое следование
- составление режима дня играми и телевиде- укрепляющих или губящих ему,
и контроль за его выпол- нием». своё здоровье). - организация кол-
нением, поддержание Встреча-беседа с тренером лективных действий
чистоты и порядка дома, в спортивной секции о здоровом на свежем воздухе,
школе; образе жизни. на природе (друже-
- получение навыка опрят- ские игры, семей-
ности, умения следить за ные праздники)
чистотой своего тела и - стремление сле-
одежды; довать экологиче-
- получение элементарных ски безопасным
представлений о взаимо- правилам в питании
связи, взаимозависимости (отказ от продуктов
физического, нравствен- питания, наносящих
ного (душевного), психоло- вред здоровью)
гического здоровья;
- получение знаний о
негативном влиянии чрез-
мерного увлечения
компьютерными играми,
просмотра телевизора на
здоровье человека.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов - тех нравственных приобретений, которые они получили вследствие участия в той или иной внеурочной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы: внедрение эффективных форм организации внеурочной деятельности; духовно-нравственное развитие младшего школьника (приобретение знаний в области нравственности, опыта отношений, переживания собственных действий и поступков, их эмоциональная оценка и мотивы поведения, участие в социально-значимой деятельности, жизни общества, отражающие созидательную направленность личности в социуме); улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; развитие творческой активности детей; укрепление их здоровья; упрочнение связи между школой и семьёй. □
Литература
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
2. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] / URL: http://минобрнауки.рф/documents/543/. Дата обращения 11.05.2016.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) /сост. Е.С. Савинов -М.: Просвещение, 2010.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / URL: http:/www.edu.ru/db/portal/obschee/ (Дата обращения - 15.06.2016).