Научная статья на тему 'Гражданское образование младших школьников в процессе изобразительной деятельности'

Гражданское образование младших школьников в процессе изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIL EDUCATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайхурова Е.А.

Статья посвящена рассмотрению вопроса гражданского образования, являющегося приоритетной задачей в сфере образования и ставящего своей целью формирование и развитие личности младшего школьника, обладающего гражданскими и социально значимыми качествами, способного проявить свою гражданскую активность. Рассматривается теоретическая база гражданского образования и модель гражданского образования младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of civil education, being a priority issue in education, and its aim as formation and development of the personality of primary schoolchildren possessing civil and socially significant qualities, capable to show their civic position. The author presents theoretical basis of civil education and describes the model of civil education of primary schoolchildren in the course of art education.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование младших школьников в процессе изобразительной деятельности»

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I Е. А. Кайхурова

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса гражданского образования, являющегося приоритетной задачей в сфере образования и ставящего своей целью формирование и развитие личности младшего школьника, обладающего гражданскими и социально значимыми качествами, способного проявить свою гражданскую активность. Рассматривается теоретическая база гражданского образования и модель гражданского образования младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

Ключевые слова: гражданское образование, изобразительная деятельность, младший школьный возраст.

Summary. The article is devoted to the problem of civil education, being a priority issue in education, and its aim as formation and development of the personality of primary schoolchildren possessing civil and socially significant qualities, capable to show their civic position. The author presents theoretical basis of civil education and describes the model of civil education of primary schoolchildren in the course of art education.

Keywords: civil education, art education, primary schoolchildren.

102

В у

с

условиях социально-экономиче-'ских и культурных преобразований, затрагивающих все сферы жизни общества и государства возрастает потребность в образовании и воспитании граждан, ориентированных на укрепление основ демократического общества, основанного на созидании культурных традиций и национального достояния.

Недостаточное внимание к высокому воспитательному потенциалу изобразительного искусства и изобразительной деятельности школьников, развивающих как эстетические чувства, так и нравственные и гражданские идеалы, требует от педагогической науки поиска путей гражданского образова-

ния подрастающего поколения в процессе изобразительной деятельности, выступающей в качестве воспитательной практики гражданского становления. Анализ литературы и массового педагогического опыта позволил выделить ряд противоречий между:

- необходимостью решения задач гражданского образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью проблемы гражданского образования школьников в процессе изобразительной деятельности;

- богатыми возможностями средств изобразительной деятельности в гражданском образовании и отсутствием на-

ЕК

учного обоснования их использования в гражданском образовании детей;

- воспитательным потенциалом средств изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью практико-методических основ ее применения в процессе гражданского образования младших школьников.

Гражданское образование - это единство процессов обучения и воспитания. Воспитание, наряду с обучением, является одной из важнейших составляющих гражданского образования. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели воспитания человека с активной гражданской позицией.

Понятие «гражданское образование» претерпевало множество изменений в различные периоды истории нашего государства, что, в первую очередь, было продиктовано особенностями политических, экономических и культурных процессов, протекающих в нашей стране. На современном этапе гражданское образование подрастающих поколений должно быть ориентировано на потребности и запросы государства и общества, которые нуждаются в активной и деятельностной позиции российских граждан.

Н. Д. Никандров раскрыл комплекс базовых ценностей российского общества, определив условия, возможности социализации растущих людей. В его работах интегрированное образовательное пространство рассмотрено как особое социокультурное явление, решающим фактором структурирования которого выступает взаимодей-

ствие семьи, общества и государства, целенаправленно осуществляющих процесс гражданского образования.

Большой вклад в развитие системы гражданского образования и воспитания внес И. Д. Фрумин. Гражданское образование в современный период развития педагогики в области гражданского образования есть особое единство четырех типов программ:

• специфический учебный предмет или цикл учебных модулей;

• межпредметный подход, материалы, связанные с гражданскими знаниями, растворены в рамках классных предметов;

• воспитание как специально организованная деятельность детей, имеющая специфические задачи относительно формирования знаний, умений, навыков и ценностей;

• «средовое воспитание» или климат школы (уклад - по выражению А. Н. Тубельского) - по Фрумину - институциональное гражданское образование.

Автором подробно описаны и проанализированы типы воспитательных практик с точки зрения целей гражданского образования, отвечающих институциональному подходу к развитию демократического образования [1; 2].

Основным условием осуществления программы гражданского образования в школе является выбор определенной модели и определенных акцентов. Одна из моделей, предложенных И. Д. Фруминым - построение гражданского образования как воспитательной по преимуществу программы вокруг различных форм внеурочной работы школьников - была взята за основу при построении модели гражданского образования младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

103

104

Формой школьного гражданского образования, по мнению И. Д. Фруми-на и Н. М. Воскресенской должны стать образовательные или учебно-воспитательные программы, включающие преподавание специального курса «Гражда-новедение» или отдельных тем в рамках гуманитарных предметов; передачу базовых сведений и формирование умений, необходимых гражданину при обучении негуманитарным предметам; организацию внеучебной деятельности школьников, которая развивает гражданские качества и умения; организацию школьной жизни, где эти качества и умения можно закрепить на практике в различных ситуациях гражданской активности школьников [3].

Гражданское образование в рамках концепции «О развитии гражданского образования в России» (разработана авторским коллективом: А. С. Аникеев, Т. В. Болотина, В. П. Пахомов, П. П. Си-моненко, Н. Г Суворова, Н. И. Элиас-берг) понимается как системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентно-стей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации. [4].

Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе (подготовлена коллективом авторов в составе: Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кин-кулькин, Л. Ф. Иванова, О. В. Кишен-кова, Н. Ф. Виноградова, С. И. Козлен-ко, Л. Н. Алексашкина, Н. Н. Петрова,

Е. Е. Вяземский) рассматривает гражданское воспитание как целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры. Но воспитание - это не единственный фактор, влияющий на школьника, тесно с ним связаны и воздействие средств массовой информации, и переживание личного опыта участия в гражданских отношениях. Однако в отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий школа может осуществить целостное, систематическое влияние на формирование гражданской культуры [4].

В. И. Лутовинов констатирует тот факт, что рассмотрение гражданского образования в целостном виде рассматривается крайне редко, большинство научных работ и диссертационных исследований сосредоточены на изучении отдельных аспектов, во многих исследованиях игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданского образования [5].

Исходя из приоритетных направлений в организации гражданского образования на современном этапе развития педагогической мысли, мы сформировали свое представление о сущности гражданского образования, основываясь на теоретических положениях И. Д. Фрумина, Б. Т. Лихачева, Н. И. Элиасберг, Н. М. Воскресенской, Л. Н. Боголюбова и др.

Исходя из приоритетных направлений в организации гражданского образования на современном этапе развития педагогической мысли, мы уточнили понятие «гражданское образование». Основанное на теоретических положениях Н. Д. Никандрова,

Г Н. Филонова, И. Д. Фрумина, Б. Т. Лихачева, Н. И. Элиасберг, Н. М. Воскресенской, Л. Н. Боголюбова и др. гражданское образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина (учащегося), общества и государства, в ходе которого происходит усвоение и присвоение основополагающих гражданских понятий и ценностей и осуществление опыта гражданского действия.

Таким образом, гражданское образование рассматривается нами как диалектическое единство процессов гражданского обучения основополагающим гражданским понятиям и гражданского воспитания в ходе организуемой лич-ностно и общественно значимой изобразительной деятельности. Авторская трактовка понятия «гражданское образование» является основой формирования и внедрения модели гражданского образования младших школьников.

Ряд ученых придерживаются мысли, что основы будущей личности коренятся еще в дошкольном и младшем школьном возрасте; правильное и рациональное обучение и воспитание должно способствовать наиболее гармоничному развитию личности гражданина на самых ранних этапах становления (Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Проблема формирования гражданского самосознания, начиная с младшего школьного возраста, имеет свою актуальность, так как именно младший школьный возраст - это наиболее благоприятный период для формирования первичных гражданских знаний и понятий, усвоения и принятия основных гражданских ценностей; понимания необходимости и своей состоятельности в

познавательном процессе, в ходе которого происходит начальное знакомство с гражданскими категориями и ценностями гражданского общества; умения ориентироваться в социуме и в гражданском обществе, принятия своей ответственности перед обществом, защите своих прав и выполнении первоначальных гражданских обязанностей, что выступает опытом гражданского действия.

Изобразительную деятельность необходимо рассматривать как важнейшее воспитательное мероприятие и практику, в которой каждый ребенок формирует собственные установки относительно общества и общественных проблем, своей гражданской роли в общественных процессах. Целенаправленно организованная, содержательно насыщенная информационными блоками гражданской тематики изобразительная деятельность младших школьников выступает в качестве составляющей процесса образования и реализует опыт практической гражданской деятельности.

Гражданское образование в процессе изобразительной деятельности связано с поиском оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными особенностями детей младшего школьного возраста, а именно, их развитием.

В ходе исследования форм и методов гражданского образования школьников нами была разработана и апробирована модель гражданского образования младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

Нормативно-правовой и методологической основой модели гражданского образования младших школьников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития.

В образовательном учреждении были созданы условия для реализации

105

!ЕК

106

модели гражданского образования младших школьников, обеспечивающие приобщение учащихся к общечеловеческим и гражданским ценностям; обеспечивающие формирование идентичности гражданина России; направляющие образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны; ориентированные на развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Процесс гражданского образования, реализованного в разработанной модели, представляет собой единство и последовательность осуществления этапов.

На первом этапе осуществляется процесс обучения в ходе изучения предметов гуманитарного цикла: при этом предметом гражданского образования как учения являются не столько научные знания, сколько знания о гражданских ценностях и основополагающих понятиях демократического государства и гражданского общества.

Второй этап реализуется во внеклассной работе педагога и учащихся и приближен к процессу гражданского обучения и воспитания, осуществляемого в ходе изобразительной деятельности (индивидуальной, микрогрупповой, коллективной). Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым гражданским понятиям, ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом происходит в ходе знакомства с продуктами изобразительной деятельности (обладающими огромным воспитательным потенциалом) с привлечением средств и форм изобразительной деятельности обуча-

ющихся, с участием в личностно и общественно значимой изобразительной деятельности (практикум изобразительной деятельности). Особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, раскрываемых сквозь призму изобразительного искусства, и ребенок начинает их ценить.

Третий этап гражданского образования осуществляется во внешкольной деятельности и ориентирован на получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения (участие в проектах, акциях, экскурсиях). В самостоятельном общественном действии, осуществляемом в процессе личностно и общественно значимой изобразительной деятельности, человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Все этапы гражданского образования важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций гражданского общества, воплощенных в изобразительном искусстве.

Гражданское образование, осуществляемое на этапе классно-урочной формы организации образовательного процесса, реализуется через изучение предметов обязательной образовательной программы. Содержание гражданского образования наилучшим образом раскрывается в ходе изучения предметов гуманитарного цикла («Окружающий мир», «Изобрази-

Таблица

Формы организации изобразительной деятельности

Содержание гражданского образования в процессе изобразительной деятельности Формы изобразительной деятельности в ходе гражданского образования Средства изобразительного искусства Планируемый результат

Окружающая природа как условие жизни граждан нашей страны Тематическое рисование. Пейзаж родной земли: нарисовать пейзаж родной земли Репродукции картин И. Левитана, К. Коровина Знать характерные черты родного пейзажа; иметь эмоционально-ценностное восприятие природы родной земли

Жизнь человека и гражданина Тематическое рисование. Образ красоты человека и гражданина: создать народный образ Репродукции картин A. Венецианова, М. Врубеля, B. Сурикова, В. Васнецова Иметь представление о красоте русского человека-гражданина, традиционной народной одежде

Единство народов нашей страны; Многообразие сходств и различий граждан нашей страны Декоративное рисование. Искусство объединяет народы: создание выставки «Народные художественные промыслы» Аппликация. Орнаменты народов России: выбрать вид орнамента и народные мотивы к нему; создать народный орнамент Произведения народного декоративно-прикладного искусства: Палех, Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Гжель. Образы народов в игрушках: Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, Абашевская игрушка Уметь выражать отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, понимать многообразие народов нашей страны

Толерантность и терпимость, как неотъемлемые качества гражданина многонациональной страны; доброжелательные отношения с окружающими людьми Тематическое рисование. Сопереживание - великая тема искусства: изобразить рисунок с драматическим сюжетом, эскиз на тему гражданского подвига Репродукции памятников героям ВОВ; репродукции картин Давида, П. Пикассо, А. Дейнеки Знать, что искусство способно пробудить сопереживание и научить выражать сочувствие чужому горю и страданию, которое следует понимать как нарушение гармонии жизни гражданина

Национальные герои и важнейшие события истории России Аппликация. Герои, борцы и защитники: создать памятник, посвященный гражданскому подвигу в технике аппликация Репродукции картин П. Корина, А. Бубнова, В. Сурикова, А. Кившенко Познакомится с портретами, воплощающими в себе собирательный образ настоящих граждан своей Родины, великих деятелей, отстаивающих честь своей страны

Отечество - страна, где ты родился, с народом, который связан общей историей, языком, традициями Тематическое рисование. Нарисовать по памяти «Мой город», «Моя улица» или «Мой двор». Геральдическое рисование. Рисование эмблем и гербов. Нарисовать государственный флаг, герб; нарисовать флаг и герб субъекта Российской Федерации (Москвы), в котором находится образовательное учреждение Москва в произведениях художников: A. Саврасова, М. Абакумова, К. Коровина, П. Осовского, В. Поленова, B. Васнецова. Тема «Наша родина - Россия» в картинах Н. Дубовского, И. Левитана, А. Грицая, Г. Нисского Иметь представление о красоте родного города, улицы, двора

Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации Иллюстрирование. Национальные праздники: создать коллективное панно «Праздник» Репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица», «Встреча. Пасхальный день»; К. Юона, Ф. Малявина Иметь представление о роли народных и государственных праздников в жизни граждан России

Труд как условие развитие человека, дающий радость творчества, источник благосостояния гражданина, семьи, города, страны Иллюстрирование. Проиллюстрировать басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Аппликация. Составление мозаичного панно «Слава труду» Репродукции картин А. Венецианова, Г. Мясоедова, 3. Серебряковой Понимать красоту труда граждан в жизни и произведениях изобразительного искусства

Гражданский долг -защита Отечества Тематическое рисование. нарисовать с натуры или по представлению Атрибуты Армии Вооруженных Сил; нарисовать образ современного воина в живописном портрете; создать выставку «Герои. Защитники. Борцы» ко Дню Защитника Отечества Аппликация. Украсить щит воина Исторический путь в портретах защитников земли русской: богатыри (иллюстрации к былинам и русским сказкам И. Билибина, В. Васнецова), герои Бородинской битвы (репродукции картин А. Аверьянова, Г. Шварца), красноармейцы и современные солдаты Армии России Знать и понимать необходимость защиты своей Родины

о

от

ы

0

03 >

1

X I

О ь

о

тельное искусство», «Литературное чтение» и других предметов гуманитарного цикла), в результате изучения предметов происходит знакомство с основными компонентами содержания гражданского образования и гражданскими ценностями.

Определение в программах (соответствующих ФГОС) содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредмет-ными, то есть формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач гражданского образования и приблизиться к реализации «идеальных» целей образования.

Основой модели гражданского образования младших школьников в ходе организации внеклассного компонента являются этико-философские проблемы - раскрытие для младших школьников гуманистических ценностей и ценностей граждан демократического государства, что обеспечивает более глубокое осознание учащимися гражданского, общечеловеческого значения и личностного смысла этих ценностей. Таким образом, создаются условия для постепенного становления гражданских ори-ентаций младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом отношении к гражданским явлениям и осознанном гражданском выборе линии своего поведения, способов действий и поступков.

В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все содержание образования,

весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

Внеклассный уровень организации гражданского образование младших школьников предполагает осуществление гражданского обучения и воспитания в процессе изобразительной деятельности. Структура внеклассных занятий по гражданскому образованию представляет собой лаконичную систему раскрытия информации учащимся: вводная беседа (использование интеграции разных видов искусства для введения в тему); актуализации темы (раскрытие компонента содержания гражданской тематики); беседа о связи рассматриваемого гражданского понятия с миром искусства; практикум (опыт изобразительной деятельности школьников, наполненный смыслом гражданственности).

Использование разнообразных форм изобразительной деятельности (тематическое рисование, декоративное рисование, геральдическое рисование, иллюстрирование, знакомство с творчеством художников) в ходе гражданского образования младших школьников позволяет достичь вариативности занятий (табл.).

Внешкольный уровень организации гражданского образования предполагает организацию общественно значимой деятельности школьников через использование форм и средств изобразительной деятельности. К внешкольному уровню организации гражданского образования относится организация и проведение в рамках авторской модели таких акций как акция по защите природы родного края, акция защиты животных, акция сбора игрушек для детей из детских домов и др.. Организация акций сопровождается изготовлением коллективных плакатов в ходе совместной изо-

109

110

бразительной деятельности младших школьников, отражающих содержание проводимой акции и отношение участников к избранной теме. В процессе подготовки и проведения внешкольных акций учащиеся начальной школы понимают необходимость гражданского участия и активности, как характеристики человека и гражданина, неравнодушного к происходящему вокруг.

Определены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению гражданского образования младших школьников в процессе изобразительной деятельности: использование возможностей межпредметного подхода; осуществление гражданского образования на всех уровнях учебно-воспитательного процесса; сочетание различных форм изобразительной деятельности в гражданском образовании; наличие выраженной гражданской позиции педагога, включающей ориентацию на гражданские ценности и ценностные отношения гражданского общества в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Модель гражданского образования младших школьников, включает в себя: цель гражданского образования (организация целостного образовательного процесса, ориентированного на формирование гражданственности младших школьников); задачи по обеспечению педагогических условий гражданского образования; содержание гражданского образования (основополагающие гражданские понятия и категории, гражданские ценности); принципы осуществления гражданского образования (принцип ориентации на ценности и ценностные отношения гражданского общества, принцип системно-деятельностной организации, принцип субъектности); фор-

мы гражданского образования (классно-урочная, внеклассная, внешкольная); методы гражданского образования (словесные, практические, наглядные); формы изобразительной деятельности в процессе гражданского образования (индивидуальная, микрогрупповая, коллективная); виды изобразительной деятельности в гражданском образовании (тематическое рисование, декоративное рисование, иллюстрирование, геральдическое рисование, знакомство с репродукциями картин художников); средства гражданского образования (живопись и рисунок, литературные тексты, музыкальные произведения); диагностику; результат.

Модель гражданского образования младших школьников в процессе изобразительной деятельности является целостной системой педагогических воздействий и предполагающей создание условий для успешного гражданского становления учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фрумин И. Д. Введение в теорию и практику демократического образования. -Красноярск, 1998. - 240 с.

2. Фрумин И. Д. Тайны школы: заметки о контекстах. - Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1999. - 256 с.

3. Гражданское образование. Пособие для педагогов и работников образования / Под ред. Н. М. Воскресенской, И. Д. Фрумина

- М., 2000. - 151 с.

4. Гражданское образование: учебно-методическое пособие / Сост. Н. А. Ануфриева, Т. П. Лунина, Н. Н. Пивкина. - Саранск, 2004. - 72 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лутовинов В. И. Гражданско-патриоти-ческое воспитание сегодня // Педагогика.

- 2006. - № 5. - С. 52-60. |

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.