Зарубежный опыт в сфере высшего и школьного
образования
А. В. Александров
(Санкт-Петербург)
ОРИЕНТИРЫ ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФРГ
LANDMARKS OF CIVIL AND POLITICAL SCHOOL EDUCATION
IN NOWADAYS GERMANY
В статье представлены результаты исследования модели гражданско-политического образования в школах ФРГ, целью которого является развитие демократической компетенции посредством вовлечения школьников в участие в общественной жизни на уровне школьного самоуправления и местной общины
Ключевые слова: демократическая компетенция, политическое образование, гражданское образование, местная община, школьное самоуправление, общественное участие
The paper presents research results of the model of civil and political school education in Germany, where the model is targeted to develop democratic competencies by means of involving schoolchildren in participation in social life at the level of school self-governance and local community Keywords: Democratic competence, political education, civil education, local community, school self-governance, social participation
Когда речь идет о гражданском образовании и воспитании подрастающего поколения, молодёжи и взрослых, в ФРГ употребляют понятие политическое образование. В демократической педагогике, как направлении педагогических исследований, занимающейся изучением вопросов, связанных с теорией и практикой политического образования в ФРГ, ставится вопрос о развитии у гражданина демократической компетенции.
Немецкий исследователь Хайнц Ширп в своей статье «К развитию демократической компетенции» выделяет три базовые области. В эти области компетенций входят социально-интерактивные, морально-рефлексивные и политико-партиципаторные компетенции [1]. Следует отметить, что эти компетенции являются основополагающими и без их усвоения невозможно активное участие гражданина в общественно-политической жизни современного государства. Когда мы говорим о формировании демократической компетенции в рамках школьного образования, то, несмотря на то, что главным здесь становится приобщение школьников к реальному общественному (гражданскому] участию, роль
урока (дискуссия, обсуждение, беседа, диспут] остается достаточно значительной.
Когда речь идёт о развитии на уроках социально-интерактивных компетенций, то под этим понимается формирование основ социального действия в демократической среде. Без минимума в области социальной интеракции (социального взаимодействия] и социальной коммуникации в области соблюдения социальных правил и уважения к мнению другого, а также толерантности, без способности и готовности работать вместе с другими невозможны разумные формы демократического диалога, действия, решения. Принципиально важным в контексте усвоения этих социальных и интерактивных образцов поведения представляется то, что обучение им происходит не эксплицитно, а имплицитно, так как учащиеся встречаются с ними в повседневности и видят, что все так поступают. Некоторые из этих образцов социального поведения должны быть отрефлексированы на уроке и активизированы в процессе упражнений, чтобы смысл определённых правил поведения в обществе и общественных соглашений и договоров был понятен и про-
думан. Особое внимание стоит уделить принципу «следование правилу». Кроме того, необходимо обратить внимание на нарушение социальных норм в разных сферах общественной деятельности и социальной коммуникации и на те штрафные санкции и потери, которые понесёт участник социальной интеракции в случае нарушения как формальных, так и неформальных правил.
В рамках развития социально-интерактивной компетенции учащиеся должны на практических занятиях в различных контекстах знакомиться с имплицитными и эксплицитными образцами, моделями и формами организации совместной жизни и совместной работы, а также учиться сносить обременения, накладываемые участием в общественной жизни. Эти обременения должны восприниматься не только как ограничение свободы конкретного индивида коллективом, но и как совместное коллективное творчество на благо общества. Здесь важно прояснить и само понятие «общественное благо» или «общее благо», а также такие понятия, как «частные блага» и «частные интересы». В результате беседы или дискуссии, в ходе которых изучаемая тема помещается не только в современный социальный, но и в контекст истории идей и истории событий, заданные понятия не должны сохранять в сознании ребёнка и подростка абстрактный смысл.
Что касается методов и способов обучения, то они должны быть интерактивными. Дети должны постигать значение и необходимость социальных регуляторов и социальных установлений на уроках в игровой форме, во взаимодействии с другими учащимися, в совместной проектной деятельности, в совместных школьных делах, в том числе в участии в школьном самоуправлении.
Характеризуя область морально-рефлексивной компетенции, указывают, что при демократическом обучении необходимо учить находить рациональные решения спорных вопросов в ходе совместных дискуссий и обучать обосновывать выдвигаемые предложения. Здесь речь идёт о том, что в плюралистическом обществе существуют различные социальные группы, которые имеют различные интересы. Поэтому из-за разнонаправленно-сти частных воль и частных интересов в обществе часто возникают социальные конфликты. Кроме того, конфликты порой могут возникать не только на почве бизнеса и пред-
принимательства, но и из-за идеологических расхождений в отношении образа жизни, вероисповедания и т. д. В этой ситуации решения проблем могут предлагаться тоже самые разные.
Важной составляющей частью этой компетенции является то, что ученики должны на уроках учиться артикулировать собственные интересы и аргументированно обосновывать их, а также научиться брать во внимание чужие интересы, интересы других людей и других социальных групп. При этом речь не идёт только о корректном поведении по отношению друг к другу, но в более существенной степени о поиске корректных и правовых решений выхода из конфликтной или кризисной ситуации.
Роль учителя заключается не только в том, чтобы быть умелым модератором учебного процесса, но в том числе и в том, чтобы предложить учащимся декларируемые и общепризнанные ценностные представления о свободе и социальной справедливости, общественные установления и фактическое знание по дискутируемому вопросу.
Область политико-партиципаторной компетенции связана напрямую с гражданским просвещением, так как уже в самом названии этой компетентностной области существует отсылка к понятию партиципатор-ной демократии, которая на сегодняшний день признаётся в западном мире лучшей формой демократии. Партиципаторная демократия представляет собой демократию участия.
Согласно концепции демократии участия граждане страны имеют право участвовать в общественно-государственной деятельности и оказывать влияние через гражданские инициативы на процесс принятия политических решений в разных областях общественно-политической жизни.
Утверждается, что опыт гражданского участия бесценен и получается в течение всей жизни, однако обучению активному гражданству и вовлечению людей в общественное участие должна способствовать школа с самого раннего детства.
Существуют разные формы вовлечения подрастающих и молодых граждан в управление страной. Одна из самых эффективных форм в стенах школы - это организация школьного самоуправления и привлечение детей к управлению школой наряду с адми-
нистрацией, родительской общественностью и общественными организациями.
Формирование политико-партиципатор-ной компетенции в рамках развития демократической компетенции происходит уже не столько в учебном классе, во время урока, сколько во время внеклассных программ по воспитанию демократической гражданственности и вовлечению школьников в общественное участие через школьное самоуправление и участие в жизни местной общины, коммуны или муниципального округа, на территории которых находится данное среднее учебное заведение.
Безусловно, что самым важным аспектом в гражданском образовании является практика, которую школьник получает, участвуя в совместных проектах и программах по гражданскому воспитанию и гражданскому просвещению. Однако важной представляется и теория демократии, которую обучающиеся способны в систематическом виде получить в рамках классно-урочной системы. Однако вопрос методики преподавания теории демократии в рамках дисциплин социально-политического и экономического циклов представляется принципиально важным.
Основополагающее значение в политическом образовании имеют программы воспитания демократического гражданства, которые предлагают различные способы вовлечения немецких школьников в активное гражданское участие.
Идея вовлечения детей, подрастающего поколения и молодёжи в общественную жизнь оформилась в педагогической теории, или в демократической педагогике, как стратегия «жить и учиться демократии» или «обучение демократии посредством реального гражданского участия». В рамках осуществления данной идеи задумываются и претворяются в жизнь многие проекты и программы, участниками которых становятся не только школьники, но также их учителя и родители. Идея и созданные на её основе многочисленные программы имеют как локальный характер, так и форму международного сотрудничества и на идеологическом и финансовом уровне поддерживаются федеральным правительством и парламентом ФРГ, земельными лантагами и правительствами, муниципальными администрациями и административными структурами Европейского Союза.
Школа может способствовать распространению гражданской культуры и политической культуры через политическое образование, важной частью которого становится школьное самоуправление. В связи с этим большое значение придаётся организации и поддержанию демократических процедур внутри самого учебного заведения. Другими словами, школы в демократическом обществе, ориентированном на ценности гражданского общества и правового государства, способны стать некими лабораториями гражданства. В этих лабораториях дети, подростки и молодёжь могут непосредственно научиться быть гражданами, так же как школа учит их математике, родному языку, географии или информационным технологиям. Миссией школы как общественного института становится «порождение таких системных социальных и ментальных эффектов в жизни общества, как формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности» [2].
Господствующие ныне институциональные школьные модели складывались, как отмечает А. А. Пинский, в век Просвещения под реализованным лозунгом отделения школы от церкви - в пользу государства. Школа стала классическим дирижистским институтом, особенно явно это состоялось в сильных централизованных государствах - Франции после Наполеона и в Германии - после Бисмарка. Возникшая институциональная модель школы не предусматривала никакого участия общества в делах школы; последняя полностью детерминировалась государством. Сейчас эта модель исторически исчерпана. Качественное, существенное обновление школы требует задействования самых разных ресурсов. И поэтому не случайно в разных странах центральным становится вопрос, что такое школа гражданского общества [3].
В 90-е гг. ХХ века германская школа как институт гражданского общества подвергается постоянной критике со стороны педагогической теории, которая призвана, в том числе, разрабатывать и нормативный идеал. Отмечалось, что немецкая школа в отличие, к примеру, от скандинавских школ сохраняет консервативные черты. Так, немецкий учёный Франк-Рюдигер Ях в своей книге «Школьное законодательство и гражданское общество в Европе», критикуя систему сред-
него образования ФРГ, оценивает сложившуюся ситуацию как тупиковую и требующую изменений. Кроме того, он предлагает незамедлительные реформы, ориентированные на широкий общественный консенсус по примеру скандинавских стран [4].
Отечественный исследователь проблем школьного гражданского образования В. К. Загвоздкин в своей рецензии к книге Франка-Рюдигера Яха отмечает, что главная идея и результат исследования немецкого учёного состоят в том, «что современная система образования должна соответствовать требованиям плюралистического общества. Это соответствие может быть достигнуто только в том случае, если школа в правовом отношении будет пониматься как учреждение гражданского общества, то есть она должна стать «школой граждан», в которой как учителя, так и родители имеют и реализуют право участвовать в разработке педагогической программы школы» [5].
На рубеже ХХ-ХХ1 веков в ФРГ появляется и реализуется в школах на уровне всех федеральных земель большое количество внеклассных программ по гражданскому воспитанию подростков и учащейся молодёжи и вовлечению их в общественное участие на уровне местных коммун. Целевая аудитория, на которую рассчитаны данные программы, -подростки и молодёжь от 14 до 25 лет. В целевую аудиторию данных программ попадают также и родители, и учителя, и студенты как педагогических, так и непедагогических специальностей. Стоит отметить в данной связи, что при реализации внеклассных мероприятий по формированию ценностей гражданского плюралистического общества и развитию активного деятельностного гражданства особое внимание придают университетам и академии.
В германских школах каждая федеральная земля решает, какими будут содержание и стандарты политического образования, а каждый учитель и школа дискутируют о методах. С этим связано обилие внеклассных программ по гражданскому образованию, которое существует в средней школе ФРГ.
Воспитательные внеурочные программы мы попытались классифицировать, исходя из их воспитательной направленности. К первому типу относятся программы, направленные непосредственно на обучение совместному проживанию в местном сообществе, коммуне,
формированию навыка коммунального действия, муниципальному управлению. Среди них можно выделить «Демократия в жизни. Граждане в гражданском обществе», «Новые пути в коммунальной политике. Гражданские коммуны», «Демократия как форма жизни», «Демократия и представительство интересов в государстве, обществе и предприятии», «Концепции и кооперация для демократии. Учёба и развитие управления - школа, молодёжная работа и внешкольное политическое образование» и др. [6].
Ко второму типу относятся воспитательные программы, направленные на развитие так называемой партиципаторной компетенции, навыка участия в общественно-политической жизни, приобретения опыта общественного участия и социального действия.
Среди этих программ, целевая аудитория которых - учащиеся от 12 до 25 лет, выделяются следующие: «Проблемно-ориентированные поступки в районах города», «Ты имеешь выбор! Интерактивные семинары для участия молодёжи в коммунальных выборах», «Нет табу в демократическом обществе», «Демократия и участие в принятии решений», «Школа и образование за толерантность и демократию», «Школа без расизма», «В каком обществе мы живём и в каком обществе мы хотим жить?», «Демократии нужны проекты», «Удовольствие от коммунальной политики -демократия нуждается в мужчинах и женщинах» и мн. др. [7].
Третья группа программ называется «Гражданские инициативы» и направлена прежде всего на формирование мотивации у подростков и молодых людей самим выдвигать креативные, но в то же время обоснованные и социально значимые идеи, готовить на их основе социально-ориентированные проекты и пытаться самостоятельно воплощать их в жизнь. Среди этой группы можно выделить следующие программы: «Авторские вечера в больницах», «Гражданская академия Фонда Фридриха Эберта», «Гражданское общество как шанс», «Ближе к природе, ближе к людям» - добровольческая работа по защите природы» и др. [8].
К четвёртой группе программ относятся проекты под общим названием «Участие в неправительственных организациях и добровольческая (волонтёрская] работа». В рамках этих программ молодые граждане на практике во взаимодействии с реальными предста-
вителями так называемого третьего сектора (неправительственные, некоммерческие или негосударственные организации - НПО, НКО, НГО] могут на общественных началах принимать участие в настоящих социальных проектах, а также в проектах, связанных с экологической направленностью и с правами человека.
В результате совместной работы со студентами, занимающимися волонтёрской деятельностью в разных областях общественной жизни, руководителями и сотрудниками соответствующих общественных организаций дети и подростки не только получают определённые практические навыки работы в социальном секторе и в правозащитных некоммерческих организациях, что уже само по себе в условиях современного гражданского общества и нового типа европейского гражданства представляется важным, но и в процессе такого включения и вовлечения в процесс деятельности негосударственных организаций расширяют горизонты своего сознания, постигают гражданскую культуру современного европейского общества на практике. Это способствует развитию экологического мышления и правового самосознания, а также формированию гражданских плюралистических ценностей.
Следует заметить, что за основу также часто берётся опыт организации волонтёр-
ской деятельности в скандинавских странах. Среди них существуют такие программы, как «Общественная работа в правозащитных организациях», «Совместная работа по развитию как социальная задача и практический опыт», «Сеть для интеграции», «Дальнейшее обучение для групп помощи» и др. [9]. Стоит также отметить, что большое внимание при организации внеклассной деятельности по гражданскому воспитанию детей, подростков и молодёжи уделяется международному сотрудничеству и международным проектам через международный школьный обмен.
Таким образом, программы по внеклассному политическому образованию школьников имеют первостепенное значение, так как благодаря им происходит вовлечение школьников в общественное участие на уровне местной общины, а посредством тесного сотрудничества и взаимодействия с родительской общественностью, местными властями и общественными организациями в рамках организации школьного самоуправления, школьных советов, совместных программ и проектов происходит формирование экологического и правового сознания, политической и гражданской культуры. В основу такого сотрудничества положен дидактический принцип «обучение демократическому гражданству через общественное участие».
Литература
1. Schirp, H.: Zur Entwicklung demokratischer Kompetenzen, in: Landesinstitut für Schule (Hrsg.): Erziehungskultur und soziales Lernen, Soest 2004 - S. 8-16.
2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества //Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65.
3. Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управляющим советам // Вопросы образования. - 2004. - №2. - С. 12-45.
4. Frank-Ruediger Jach, Schulverfassung und Buergergesellschaft in Europa. Berlin:Dunker &Humboldt, 1999.
5. Загвоздкин В. К. Рецензия на книгу Франка-Рюдигера Яха «Школьное законодательство и гражданское общество в Европе» // Вопросы образования. - 2004. -№1. - С. 315.
6. Lebendige Demokratie. Bürger in der Zivilgesellschaft; Neue Wege in der Kommunalpolitik: Die Bürgerkommune; Demokratie als Lebensform; Demokratie und Interessenvertretung in Staat, Gesellschaft und Betrieb; "Was Hänschen nicht lernt..." Konzepte und Kooperationen für Demokratie. Lernen und Entwicklung von Engagement - Schule, Jugendarbeit und ausserschulische politische Bildung im
Austausch // Zivilgesellschaft neu denken - Aufgabe der politischen Bildung (Hrg.) Arbeitskreis deutscher Bildungsstätten. Berlin. 2004 - S. 13-16.
7. Problemorientiertes Handeln im Stadteil; Kommunal 04 - Du hast die Wahl! Medienseminare zur Partizipation Jugendlicher an den Kommunalwahlen in NRW; Analphabetismus - Kein Tabu in der demokratischen Gesellschaft; Demokratie und Mitbestimmung. Ein Seminar für junge Menschen mit geistiger Behinderung; Schule und Ausbildung für Toleranz und Demokratie. Mehrjäriges Kooperationsprojekt; Schule ohne Rassismus - Schule ohne Courage; In welcher Gesellschaft leben wir -und in welcher wollen wir leben?; Demokratie braucht Projekte - Methoden für das ehrenamtliche Engagement // Zivilgesellschaft neu denken - Aufgabe der politischen Bildung (Hrg.) Arbeitskreis deutscher Bildungsstätten. Berlin. 2004 - S. 17-30.
8. Lesungen in Krankenhäusern; "Nah an der Natur, nah an den Menschen" -Freiwilligenarbeit im Naturschutz; BürgerAkademie der Friedrich-Ebert-Stiftung; Bürgergesellschaft als Chance // Zivilgesellschaft neu denken - Aufgabe der politischen Bildung (Hrg.) Arbeitskreis deutscher Bildungsstätten. Berlin. 2004 - S. 31-36.
9. Ehrenamtliches Engagement in Menschenrechtsorganisationen; Entwicklungszusammenarbeit als soziale Aufgabe und praktische Erfahrung; Netzwerk für Integration, Weiterbildung für Selbsthilfegruppen // Zivilgesellschaft neu denken - Aufgabe der politischen Bildung (Hrg.) Arbeitskreis deutscher Bildungsstätten. Berlin. 2004 - S. 36-47.