Научная статья на тему '"реформа и еще раз реформа школы": вальтер Ратенау о немецкой школе и образовании'

"реформа и еще раз реформа школы": вальтер Ратенау о немецкой школе и образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЬТЕР РАТЕНАУ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА / РЕФОРМА / WALTER RATHENAU / EDUCATION / UPBRINGING / TRAINING / GERMAN SCHOOL / REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Татьяна Васильевна

На основе статей, опубликованных Вальтером Ратенау в 1910-1921 гг., представлен его взгляд на будущее немецкой молодежи, которое он неразрывно связывал с развитием системы образования Германии, ее реформированием. Показаны сильные и слабые стороны немецкой школы; обозначены пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents Walter Rathenau’s views on the future of German youth on the basis of articles published in 1910-1921. The author shows that Rathenau’s ideas are inextricably linked with the development of the German education system and its reform. The strengths and weaknesses of the German school are considered; the ways of its improvement are indicated.

Текст научной работы на тему «"реформа и еще раз реформа школы": вальтер Ратенау о немецкой школе и образовании»

Т.В. ЕВДОКИМОВА (Волгоград)

«реформа и еще раз реформа школы»: вАЛьтЕР ратенау о немецкой школе и образовании

На основе статей, опубликованных Вальтером Ратенау в 1910-1921 гг., представлен его взгляд на будущее немецкой молодежи, которое он неразрывно связывал с развитием системы образования Германии, ее реформированием. Показаны сильные и слабые стороны немецкой школы; обозначены пути ее совершенствования.

Ключевые слова: Вальтер Ратенау, образование, воспитание, обучение, немецкая школа, реформа.

В одной из своих статей В. Ратенау высказал свою точку зрения по вопросу о нецелесообразности прагматического использования высокого понятия «гуманитарное образование» в средней школе, когда «молодой человек, который девять лет учил латинский язык, в конце обучения не может по латыни ни писать, ни читать» [5, S. 364]. Эти строчки появились в 1910 г., когда во всех школах кайзеровской Германии активно внедрялась в сознание учащихся древняя формула подвига в справедливой войне. Она представляла собой популярное древнегреческое двустишье Си-монида Кеосского о битве в Фермопильском ущелье, где спартанские воины царя Леонида пали, защищая родину («Путник, придешь, когда в Спарту, поведай там, что ты видел...»). Так немецких юношей готовили к «справедливой войне» в условиях активной внешней политики Вильгельма II. После поражения Германии в Первой мировой войне к этой националистической системе воспитания зарождавшийся нацизм добавил откровенную демагогию, расизм, культ грубой силы, разжигая среди юношества ненависть, прежде всего, по отношению к «врагам» отечества. к ним был отнесен и министр иностранных дел Германии, подписавший Рапалльский договор с Советской Россией, демократ еврейского происхождения Вальтер Ратенау. Он был убит членами националистической организации «консул», юношами в возрасте от 16 до 23 лет.

Вальтер Ратенау (1867-1922) был одной из выдающихся личностей Германии нача-

© Евдокимова Т.В., 2018

кие науки -

ла XX в. Он был достаточно далек от педагогики в прямом смысле этого слова: промышленник, экономист, политический и государственный деятель, писатель [11]. Однако, если брать его кругозор, широту и неординарность взглядов, то, пожалуй, во многих отношениях это был «человек будущего» [1], личность, достойная подражания. Хотя основная масса его работ посвящена развитию производства, общества, государства, думая о будущем, он не мог обойти проблемы образования и воспитания, т. к. думал, что «самый способный и благородный немец должен считать за честь возможность стать воспитателем молодого поколения» [6, S. 362].

Вальтер Ратенау довольно критично относился к немецкой школе, особенно в кайзеровские времена. С его точки зрения, Германия своим величием обязана, прежде всего, духовным ценностям, к которым он относил знание и образование. Он сомневался в возможности «много знать», но был уверен в возможности «много учиться», т. к., по его мнению, эффект пользы от учебы налицо. В Германии эффективность учебы он считал «прискорбно малой». Он как-то заметил: «Я думаю, что наша методика обучения хуже, чем в прежние времена, и хуже, чем во многих других странах, где знают немного меньше, чем мы, и учат гораздо меньше, чем у нас» [5, S. 363]. Основными причинами этого, по его мнению, являлось, во-первых, то, что в немецких школах учат больше неважному, чем важному; во-вторых, то, чему все же учат, учат плохо, и оно быстро забывается. Во многом это касалось, прежде всего, среднего школьного образования, которое должно, по идее, стать основой дальнейшего обучения. С точки зрения Вальтера Ра-тенау, каждый выпускник школы располагает 2/3 ненужных знаний и 1/3 нужных знаний; каждый студент в 6-м семестре из-за мешанины в голове опять забывает 2/3 полученных знаний.

Одним из важных вопросов он считал вопрос о желании школьников учиться. «Я хотел бы знать, много ли выпускников с радостью вспоминают свое обучение истории, религии, античным авторам?» - спрашивал он. И тут же сам отвечал: «.большая часть школьников, причем не относящихся к категории неспособных, с антипатией вспоминают о потерянном времени и нудных школьных годах. То обучение, во время которого ребенку отравили самые счастливые годы его жизни, я на-

зываю наихудшим из его всего того, что можно себе представить» [5, S. 365].

Выход из создавшейся ситуации, по его мнению, - «реформа и еще раз реформа школы: реформа учебного материала, реформа учительских методов, реформа самих учительских кадров» [Ibid.]. Самым важным он считал реформирование подготовки учителей, т. к. от его успешности зависело остальное. Вальтер Ратенау писал: «Надоело слышать, что Германия и Пруссия обязаны своим величием школьному учителю. Конечно, немецкий учитель - человек высоких идеалов, ответственный, скромный. Но рабочие перегрузки, узость образа жизни и сухость воспитательных методов наносят вред его внутренней свободе, инициативе, настроению и широте взглядов...» [Ibid.]. «Он (т. е. учитель. - Т.Е.) не должен быть обременен государственными учреждениями и раздосадован ими, он не должен быть зависим от церковных служащих». По мнению Вальтера Ратенау, школьный учитель и народный воспитатель, находясь на лучшей службе человечеству, должны сами быть образованными людьми, иметь возможность повышать свою квалификацию: получать приличную зарплату; иметь свободное время. И самое главное, они должны делать это с радостью и свободным волеизъявлением. «В мои школьные годы, - писал Вальтер Ратенау, -большинство учителей были странными учеными мужами, не имевшими своего собственного мнения» [10, S. 382]. Поэтому настоящий учитель должен стать образцом свободы суждений и независимости. «Решение одно. Необходимо поднимать положение учителя: удвоить его творческую силу, его свободное время и независимость, его жизненную радость, его авторитет и удесятерить строгость подбора учительских кадров» [6, S. 362].

ответив на вопрос, кто должен учить, Вальтер Ратенау в своих работах отвечает на вопрос, чему надо учить. «Цель школы - образование. Но образование - это не простое овладение знаниями и навыками, а главное: развитие душевных сил, формирование характера и нрава. Человек лишь только в том случае является подготовленным к жизни, если он может использовать свои знания. однако полноценным членом общества он станет лишь тогда, когда будет иметь здоровую волю и характер, доброе сердце и сильный чистый нрав» [8, S. 377].

Говоря об «образовании», Вальтер Рате-нау считал, что большинство людей недооце-

нивают данное понятие и путают его с «обучением» в школе. Он подчеркивал, что «образование» - прекрасное слово, которое не означает в первую очередь учебу, а имеет глубокий внутренний первоначальный смысл: образование сердца и духа. Если человек обладает профессиональными знаниями, но не владеет широтой духа и нрава, то это сужает не только его существование, бытие, но и профессиональную познавательную способность, изобретательность и свободу творчества. Расширение сферы мысли является сильнейшим средством образования духа [9, S. 379].

Третий вопрос, который ставит Вальтер Ратенау: как должны образовывать учеников. Ответ гласит: «Не однобоко, не односторонне. Необходимо развивать как тело, так и дух». Широко трактуя понятие «образование», Вальтер Ратенау уделяет значительное внимание религии, без которой, по его мнению, невозможно образование духа и нрава. Жизнь бездуховного человека ограничена. Вальтер Ратенау отметил, что тот человек, целью жизни которого являются работа, удовлетворение ежедневных потребностей, стремление лишь извлечь из всего выгоду и пользу, намного беднее нищего, который в своей бедности увидел божественное происхождение, божественное право и божественную надежду на существование. Все великие умы, по замечанию Вальтера Ратенау, были без исключения религиозными натурами. Только бездуховные люди презирают религию. Религию нельзя упразднить. Это - дело совести. Это - основа всей нравственности. Мораль прагматиков не связывает человека в неблаговидных поступках. С точки зрения Вальтера Ратенау, то государство, которое угнетает религию, преследует или презирает ее, то государство обкрадывает своих граждан в отношении добра и свободы совести. Преданность, правдолюбие, доброту и гуманизм, законность и т. д. нельзя воспитать через систему штрафов или бездушную мораль прагматиков. Ратенау отличал религию от церкви, поэтому он отстаивал школу, которая бы не контролировалась ни церковью, ни конфессиями, которая бы являлась свободной, служила бы укреплению духа, была бы полна светлыми религиозными чувствами [8, S. 375].

Говоря о содержании образования, Вальтер Ратенау считал, что именно гуманитарное образование является важнейшей ступенькой человеческого духа. Он призывал к открытости восприятия окружающего мира, к развитию современной мысли через восприятие

иных мыслительных процессов в более ранних поколениях и у других народов. Не противопоставлять их, а расширять свой дух через многообразие. Вершиной цельности, многосторонности, мастерства В. Ратену считал античную культуру, эллинистическую и римскую [9, S. 379].

Определяя задачи высшей немецкой школы, Ратенау сумел связать вышесказанное с особенностями немецкого характера, призывая развивать его сильные стороны. К ним он относил способность немцев к глубокому погружению в изучаемую проблему, универсальность и многосторонность. Поэтому немецкая высшая школа должна, по его мнению, указывать путь к всеобщей философской мысли, должна иметь открытый взгляд на мировую мысль и не должна забывать духовное содержание античного наследия. Но поскольку немец в силу своей объективности находит путь от общего к частному сам, ему необходимо помочь в познании пути от частного к общему, что ему дается сложнее из-за его склонности к покою.

самыми слабыми чертами характера немцев, с точки зрения Вальтера Ратенау, являлись их внутренняя неуверенность, мелочность, дефицит чувства независимости, страсть к спорам, зависть. С точки зрения Вальтера Ратенау, дисциплинированность, ставшую следствием этих слабостей, приняли за силу, т. к. на протяжении столетий она помогала дисциплинировать недисциплинированный мир, однако в начале XX в. дисциплинированность стала бросать тень на сильные качества немцев, делая, например, из школы казарму. Нужно предоставить школе самоуправление, собственную юрисдикцию и свободу подбора учительских кадров [10, S. 381-382].

Ратенау предостерегал от слепого подражания системам образования и воспитания, далеким от национальных особенностей. как высоко он ни оценивал японскую культуру, он все же считал непригодным для немецкой школы воспитание в ней любителей поделок (в том числе из пластилина) и дилетантов всякого рода.

Данные идеи В. Ратенау были высказаны в разные периоды развития Германии, кайзеровский и республиканский, однако государственно-политическое устройство не влияло на осознание им главной проблемы: немецкая молодежь, будущие поколения Германии должны осознавать, что «на Земле Германия имеет свое собственное призвание... Это -

кие науки -

не миссия милитаризма, это не миссия осуществления механизации всей нашей жизни и внедрения техники. менее всего это - миссия мирового господства. Это - миссия установления чистого, неподкупного, непоколебимого и непреклонного духа» [7, S. 210]. Обращаясь к молодежи, В. Ратенау признавал, что его натуру наполняла «вера в душу и ее осуществление» [Ibid., S. 98].

Трагический уход Вальтера Ратенау придал осмысленность всей его жизни. В период Веймарской республики современники отмечали огромную силу воздействия «магии личности» В. Ратенау на молодежь и относили его к числу пяти-шести наиболее популярных личностей того времени [3, S. 50-51]. В период национал-социализма имя Ратенау исчезло из германской истории. В современной демократической Германии имя Вальтера Ратенау носят немецкие школы и средние специальные заведения:

- гимназия и реальная школа в Швайнфур-те (Бавария) [12];

- среднее техническое учебное заведение во Фрайбург-в-Брайсгау (Баден-Вюртемберг), специализирующееся в области электротехники (профили «Автоматизация» и «Информатика») [13];

- гимназия Вальтера Ратенау в Груневаль-де [14];

- торговый колледж Вальтера Ратенау в Дуйсбурге (Северный Рейн-Вестфалия) [4];

- европейская гимназия Вальтера Ратенау в Биттерфельде (Саксония-Анхальт) [2] и т. д.

Обращает на себя внимание многообразие дисциплин, которые изучаются в данных учебных заведениях (гуманитарные, естественные, социально-экономические), что и соответствует энциклопедическим знаниям Вальтера Ра-тенау в области электротехники, химии, экономики, литературы, музыки, живописи, иностранных языков и т. д. Данные учебные заведения восприняли лучшие педагогические идеи Ратенау и реализуют их на практике.

Вряд ли современные немецкие школьники до конца осознали и приняли идею «империи души» Ратенау, однако, несомненно, им близка его мысль, вынесенная в качестве эпиграфа на одном из школьных сайтов: «Я борюсь против несправедливости.» [15]. Она формирует их «здоровую волю и характер, доброе сердце и сильный чистый нрав» [8, S. 377], о чем свидетельствует в том числе борьба за присвоение школе звания «школа без расизма - школа мужества» [16].

Список литературы

1. Евдокимова Т.В. Вальтер Ратенау - человек, опередивший время // Historia Provinciae - журнал региональной истории. 2018. Т. 2. № 2. С. 13-30. DOI: 10.23859/2587-8344-2018-2-2-1.

2. Europagymnasium «Walther Rathenau» [Electronic resource]. URL: http://www.gymnasium-bitter feld.de/ (дата обращения: 21.07.2018).

3. Haffner S. Die Erinnerungen 1914-1933. Geschichte eines Deutschen. Deutsch. Stuttgart. München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2001.

4. Kaufmännisches Berufskolleg Walther Rathenau, Duisburg [Electronic resource]. URL: http://www. kbwr.de/bildungsgaenge/hs/hs_ unterricht.html (дата обращения: 21.07.2018).

5. Rathenau W. Lebensschule und Schulleben // Rathenau W. Nachgelassene Schriften. Zweiter Band. Berlin: Fischer Verlag, 1928. S. 363-365.

6. Rathenau W. Bildner der Jugend // Rathenau W. Nachgelassene Schriften. Zweiter Band. Berlin: Fischer Verlag, 1928. S. 362.

7. Rathenau W. Schrieften aus Kriegs und Nachkriegszeit. Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bd. 6. Berlin: Verlag Fischer, 1929.

8. Rathenau W. Staat, Religion und Schule // Rathenau W. Nachgelassene Schriften. Zweiter Band. Berlin: Fischer Verlag, 1928. S. 375-378.

9. Rathenau W. Über der Begriff der Bildung // Rathenau W. Nachgelassene Schriften. Zweiter Band. Berlin: Fischer Verlag, 1928. S. 379-380.

10. Rathenau W. Über die Aufgabe der deutschen höheren Schule // Rathenau W. Nachgelassene Schriften. Zweiter Band. Berlin: Fischer Verlag, 1928. S. 381-382.

11. Walter Rathenau: Industrialist, Banker, Intellectual, and Politician: Notes and Diaries 19071922 / Ed. by Hartmut Pogge von Strandmann. Rev. Exp. Oxford University Press, 1985.

12. Walther-Rathenau-Gymnasium und Realschule [Electronic resource]. URL: http://www.walt-her-rathenau-sw.de/joomla/index.php (дата обращения: 21.07.2018).

13. Walther-Rathenau Gewerbeschule [Electronic resource]. URL: http://www.wara.de/index.php/schule (дата обращения: 21.07.2018).

14. Walther-Rathenau-Schule Gymnasium [Electronic resource]. URL: https://www.wrs-berlin.de/ (дата обращения: 21.07.2018).

15. Walther Rathenau [Electronic resource]. URL: http://www.gymnasium-bitterfeld.de/walther-ra thenau.html (дата обращения: 21.07.2018).

16. Das Walther-Rathenau ist nun eine «Schule ohne Rassismus - Schule mit Courage» [Electronic resource]. URL: https://in-und-um-schweinfurt.de/lo kales/das-walther-rathenau-ist-nun-eine-schule-oh ne-rassismus-schule-mit-courage/ (дата обращения: 21.07.2018).

* * *

1. Evdokimova T.V. Val'ter Ratenau - chelovek, operedivshij vremja // Historia Provinciae - zhurnal regional'noj istorii. 2018. T. 2. № 2. S. 13-30. DOI: 10.23859/2587-8344-2018-2-2-1.

"School reform and school reform again": Walter Rathenau on the German School and Education

The article presents Walter Rathenau's views on the future of German youth on the basis of articles published in 1910-1921. The author shows that Rathenau's ideas are inextricably linked with the development of the German education system and its reform. The strengths and weaknesses of the German school are considered; the ways of its improvement are indicated.

Key words: Walter Rathenau, education, upbringing, training, German school, reform.

(Статья поступила в редакцию 30.07.2018)

Н.А. АДЕЛЬШИНА (Волгоград)

психологические особенности овладения письменной РЕЧЬЮ на иностранном языке

Освещаются психологические особенности овладения письменной речью на иностранном языке. Рассматривается взаимосвязь внутренней и внешней речи, объясняется термин «вторичный текст». Анализируются рецептивный и продуктивный виды речевой деятельности обучаемых на иностранном языке.

Ключевые слова: письменная компетенция, речевая деятельность, зрительный и речедви-гательный анализаторы, содержание обучения, вторичный текст, внешняя и внутренняя речь, зрительная система.

Методика обучения иностранному языку рассматривает способы его преподавания с точки зрения общего строя языка, с одной стороны, и психофизиологического анализа про-

О Адельшина H.A., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.