Научная статья на тему 'Вальтер Ратенау - человек, опередивший время'

Вальтер Ратенау - человек, опередивший время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1099
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЬТЕР РАТЕНАУ / ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евдокимова Татьяна Васильевна

Рассматривается малоизученная в отечественной историографии противоречивая личность Вальтера Ратенау с позиций комплексного анализа его разносторонней жизнедеятельности и творческого письменного наследия. Акцентируется внимание на способности Ратенау выходить за рамки видимых явлений и процессов и прогнозировать будущее. Подчеркивается жизнеспособность ряда его идей, подтвержденных практикой ХХ-ХХI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вальтер Ратенау - человек, опередивший время»

ИССЛЕДОВАНИЯ

Б01 10.23859/2587-8344-2018-2-2-1 УДК 94(430)

Татьяна Васильевна Евдокимова

Доктор исторических наук, профессор Волгоградский государственный социально-педагогический университет

(Волгоград, Россия) [email protected]

Вальтер Ратенау - человек, опередивший время

Аннотация. Рассматривается малоизученная в отечественной историографии противоречивая личность Вальтера Ратенау с позиций комплексного анализа его разносторонней жизнедеятельности и творческого письменного наследия. Акцентируется внимание на способности Ратенау выходить за рамки видимых явлений и процессов и прогнозировать будущее. Подчеркивается жизнеспособность ряда его идей, подтвержденных практикой ХХ-ХХ1 вв.

Ключевые слова: Вальтер Ратенау, германская империя, Веймарская республика, противоречивая личность, системность мышления, проблемы современности

Введение

В дневнике Вальтера Ратенау можно встретить запись: «Каким лакомым кусочком я буду для приват-доцентов в 1950 году»1. В конце прошлого года исполнилось 150 лет со дня рождения Вальтера Ратенау, но интерес к его личности по-прежнему не иссякает. Правда, нельзя сказать, что он постоянен.

В годы Веймарской республики, по мнению современника и позже германского исследователя Себастьяна Хаффнера, Вальтер Ратенау относился к числу 5-6 наиболее популярных личностей. При этом Хаффнер отмечал огромную силу воздействия «личностной магии» В. Ратенау на молодежь .

1 Rathenau W. Tagebuch 1907-1922. Düsseldorf, 1929. S. 159.

2 Хаффнер С. Биография одного немца. URL: https://unotices.com/book.php?id= 83456&page=8 (дата доступа: 25.01.2018); Haffner S. Die Erinnerungen 1914-1933. Geschichte eines Deutschen. Deutsch. Stuttgart; München, 2001. S. 50-51.

В современной Германии из Веймарских политиков называют, главным образом, канцлера Г. Брюнинга и министра иностранных дел Г. Штреземана. Основной массе немецкой молодежи вряд ли что-либо говорит имя Вальтера Ра-тенау, за исключением учащихся тех школ, которые носят его имя3. Как справедливо отметила "Allgemeine Zeitung", «сегодня в повседневной жизни можно встретить улицы и площади имени Ратенау. Может быть, вспоминают и о договоре в Рапалло. Это в лучшем случае. Но... многого из его жизни не знают» .

Первые исследования о В. Ратенау, имевшие публицистический характер, появились в Германии еще при его жизни; первые диссертации - буквально через 1,5-2 года после его убийства. Однако к началу XXI века в Германии было опубликовано только 35 диссертаций5. Если проанализировать германскую историографию по изучению жизнедеятельности и письменного наследия В. Ратенау, то можно выявить определенную тенденцию. Всплеск интереса и обращение к его трудам наблюдались тогда, когда германское общество и государство искали ответ на вызов времени: будь то поиск путей развития Германии в условиях первой демократии, или новых методов выхода из экономического кризиса, или выстраивания путей международного сотрудничества .

В отечественной науке советского периода обращение к личности В. Ратенау было обусловлено его участием в подписании Рапалльского договора 1922 г. (А.А. Ахтамзян ). Начиная с 1990-х гг. предметом исследования отечественных историков стали такие сферы деятельности В. Ратенау, как его социально-экономические, политические взгляды, концепции (А.В. Молодчик ), мо-

3 Gedenklauf für Walther Rathenau. URL: https://www.lr-online.de/lausitz/senftenberg/ ge-denklauf-fuer-walther-rathenau_ai d-3707586; Walther-Rathenau- S chul e. Gymnasium https://www.wrs-berlin.de.(дата доступа: 25.01.2018)

4 Walther Rathenau - Symbolfigur der Republik. Allgemeine Zeitung. 23.09.2017. URL: http://www.allgemeine-zeitung.de/vermischtes/leben-und-wissen/walther-rathenau-symbolfigur-der-republik_18199565.htm. (дата доступа: 25.01.2018)

5 Beek J. van Walther Rathenau (1867-1922). Die Mission eines unverstandenen deutschjüdischen Europäers. S. 2. URL: www.beacruisesyeah.live/beuker/ geschichte/texte_ hef-te/Rathenaubuch.pdf 133 S. (дата доступа: 25.01.2018)

6 Schulin E. Walter Rathenau. Repräsentant, Kritiker und Opfer seiner Zeit. Göttingen, Zürich. 1992; Brenner W. Walther Rathenau. Deutscher und Jude. München. 2005; Hentzschel-Fröhlings J. Walther Rathenau als Politiker der Weimarer Republik. Husum, 2007; Schölzel C. Walther Rathenau. Eine Biographie. Paderborn. 2006; Volkov S. Ein jüdisches Leben in Deutschland 1867 bis 1922. München, 2012.

7 Ахтамзян А.А. Рапалльская политика. Советско-германские дипломатические отношения в 1922-1932 гг. М., 1974.

8 Молодчик A.B. Социально-экономические и политические взгляды и концепции В. Ратенау: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2001.

делирование его представлений о России (Б.И. Греков9), его характеристика как идеолога социального государства (Г.М. Садовая10). Первый обобщающий труд по изучению деятельности, взглядов и идей Ратенау написала Т.И. Лыпка11. Если резюмировать активизацию научного интереса к деятельности и творчеству Ратенау в России, то можно сказать, что она обусловлена теми же причинами, что и в Германии: поиск ответов на вопросы современного развития государства, общества и человека вообще.

Основная часть

12

«Человек-амфибия» - это одна из типичных характеристик В. Ратенау, свидетельствующая о том, что он являлся крайне противоречивой личностью, сочетавшей в себе трудно совместимые или даже несовместимые черты. Истоки этого явления следует искать в его детстве, когда он, по собственному свидетельству, совместил возвышенную натуру матери и прагматичность своего отца. Вальтер Ратенау сам о себе писал так: «... моя натура, в смешном упрямстве и в силу барской доброты, смешала во мне оба источника старой крови, что привело к неминуемому противоречию: склонности к реальному и тяги к духовному». Мать Вальтера, Матильда Ратенау, вышедшая из средневекового еврейского рода Либерманн, приобщила сына к высокому миру искусства, музыке, европейской культуре и языкам (он знал английский, французский, итальянский). Отец Ратенау, Эмиль Ратенау, являлся основателем АЭГ, владельцем крупнейшей электрической кампании. Весь круг его общения сводился к машинной фабрике в Берлине, а мировоззрение - к новейшим техническим достижениям. Доминирование в семье отца надолго отдалило от него Вальтера и сблизило с матерью. Думается, что всю свою сознательную жизнь, даже тогда, когда он займет ответственные государственные посты, Ратенау будет стремиться реализовать заветное желание, высказанное в детском стихотворении ко дню рождения матери: «. я хочу все сделать для того, чтоб мною ты была до-вольна»13.

9 Греков Б.И. Вальтер Ратенау и Россия: эволюция внешнеполитических взглядов 19141922 // Первая мировая война: дискуссионные проблемы историю. М., 1994. С. 102-113.

10 Садовая Г.М. Германия: от кайзеровской империи к демократической республике (1914-1922 гг.). Самара, 2008.

11 Лыпка Т.И. Вальтер Ратенау и его время: личность в экономической, политической и интеллектуальной истории Германии конца XIX - первой трети XX в. Киров, 2008.

12 Beek J. van Walther Rathenau (1867-1922). Die Mission eines unverstandenen deutschjüdischen Europäers. S. 10. URL: www.beacruisesyeah.live/beuker/geschichte/texte _hefte/ Rathe-naubuch.pdf 133 S. (дата доступа: 25.01.2018).

13 Rathenau W. Neue Briefe. Dresden, 1927. S. 9.

Вальтер Ратенау окончил гимназию имени Вильгельма, названную в честь императоров Вильгельма I и Вильгельма II, и продолжил обучение - после мучительного выбора и давления со стороны отца - в университетах Страсбурга, Берлина, Мюнхена, изучая химию, физику, математику, которые, с точки зрения родителя, являлись «фундаментом современной науки и техники». Параллельно с этим он сочинял пьесы, публиковал статьи под именем Хартенау, реализуя свою потребность во внутренней свободе, которая, по его мнению, была выше достатка. На предложение матери стать профессором он отвечал: «А что потом? Профессорство со своей меркантильностью, людским поклонением,

14

злоязычеством доведет меня до смерти» .

Вальтера Ратенау долго считали наследником своего отца, Эмиля Ратенау, продолжателем дела АЭГ (Всеобщая электрическая компания). Однако, в конечном итоге сформировалась многогранная личность. «Промышленники давно знали Вальтера Ратенау как члена наблюдательных советов едва ли не сотни предприятий, банкиры - как директора торговой фирмы, социологи - как автора смелых и оригинальных книг, придворные - как доверенное лицо кайзера, колонии - как эксперта, сопровождавшего Дернбурга, военные - как руководителя Управления по снабжению сырьем, патентное бюро - как автора нескольких заявок из области химической промышленности, писатели - как собрата по перу; директор театра после смерти Ратенау нашел его драму, лежавшую запыленной в шкафу его кабинета»15. Круг интересов Вальтера Ратенау, племянника художника Макса Либермана, был чрезвычайно широк: он покупал картины художников-экспрессионистов Эдварда Мунка и Макса Пехштайна; встречался с писателями Франком Ведекиндем, Гуго фон Хофмансталем, Герхардом Га-уптманом; оказывал финансовую поддержку театральному режиссеру Максу Рейнхарду16. Широта его взглядов и многообразие видов деятельности способствовали формированию энциклопедической личности. Мир финансистов и мир духовных сил составляли для него единое целое.

Противоречивость натуры Вальтера Ратенау была обусловлена не только диаметрально противоположным влиянием родителей, родом его деятельности, но и становлением личности в условиях трудного поиска самоидентификации,

14 Beek J. van Walther Rathenau (1867-1922). Die Mission eines unverstandenen deutschjüdischen Europäers. S. 21.

15 Цвейг С. Вальтер Ратенау. Лехаим. 1999. №10 (90). Хешвон. URL: https://lechaim.ru/ARHIV/90/cveyg.htm. (дата доступа: 25.01.2018).

16

Sontheimer M. Blitzende Gedankenfülle. 25.09.12. URL:http://www.spiegel.de/spiegel

/spiegelgeschichte/d-88536750.html (дата доступа: 25.01.2018)

17

когда «он разрывался между гордостью собой и ненавистью к себе» . Ратенау было сложно осознавать, что он являлся бюргером второго класса: члены его семьи являлись типичными представителями ассимилированных еврейских интеллектуалов в Германии18. Страдая от еврейской принадлежности, Ратенау написал «Слушай, Израиль» (1897), где назвал своих соотечественников «азиатской ордой», «инородным организмом» в теле германской нации19. Хотя многие немецкие евреи презирали восточных евреев, реакция общества оказалась крайне негативной. Позднее он дистанцировался от этой работы, пытался найти место в немецком обществе для себя и своих товарищей. Он призывал государство и всех его граждан, включая евреев, совместно трудиться во благо всего общества. Под влиянием Гобино он дал определение рас, но когда увидел, что оно ведет к антисемитизму, национализму и расизму, то дистанцировался от него.

С другой стороны, Ратенау открыто заявлял о своем еврействе, так как он гордился своим происхождением из древнееврейского патрицианского рода, который, с его точки зрения, наделил его элитарным сознанием и чувством превосходства. Ратенау сравнивал себя с великим еврейским пророком, заявляя при этом, что только вера без догм создает пространство для проповеди Христа. Он отказался от крещения, хотя осознавал20, что переход в протестантизм откроет ему дорогу к должностям21. (Так например, поступил его ближайший друг в период кайзеровской империи Максимилиан Харден). По глубокому убеждению Ратенау, «даже если половина племени Израилева сменит веру, это не даст ничего, кроме бешеного антисемитизма против выкрестов». Когда ему предложили пост министра иностранных дел Германии, Ратенау в ответ на нападки, что еврей не может занимать этот пост, сравнил себя с Дизраэли. «Я разрушу барьеры, - продолжал он, - с помощью которых антисемиты хотят нас изолировать». «И почему он не может повторить то, что сделал Дизраэли?»22. Он видел одну цель - быть нужным Германии.

17 Рожанский Л. «Я хочу сразу открыто заявить, что я - еврей...» // Каскад. 2012. 22 ноября. URL: http://kackad.com/kackad. (дата доступа: 25.01.2018); Volkov S. Ein jüdisches Leben in Deutschland 1867 bis 1922. München, 2012.

18 Brenner W. Walther Rathenau. Deutscher und Jude. Cover: Walther Rathenau. München: Piper Verlag, 2005.

19 Rathenau W. „Höre, Israel!" (1897). Dokumente - Gesellschaft und Kultur. S. 1. URL: http://ghdi.ghi-dc.org/sub_document.cfm?document_id=717&language=german (дата доступа: 25.01.2018.)

20 Hentzschel-Fröhlings J. Walther Rathenau als Politiker der Weimarer Republik. Husum, 2007. S. 75.

21 Craig G.F. Deutsche Staatskunst von Bismarck bis Adenauer. Düsseldorf, 1961. S. 71.

22 Zit. nach: Hentzschel-Fröhlings J. Walther Rathenau als Politiker der Weimarer Republik. S. 80, 81.

^МЭТОДА

__| Ргоушае

Но не только семейная среда повлияла на формирование Вальтера Ратенау как личности. Конец XIX - начало ХХ века - период бурного экономического развития Германии, новых отраслей экономики, массового производства и массового общества, которые имели колоссальные последствия для внутреннего мира человека, внутренней свободы как сущностной черты человека. Раздвоенность, проявлявшаяся в отношениях с родителями, в происхождении, в роде занятий, нашла свое продолжение в противоречиях между его идеями и его деятельностью; между его умом и душой. Вальтер Ратенау представлял собой одновременно идеалиста-философа, который пытался объяснить и упорядочить свою внутреннюю жизнь с помощью таких понятий как инстинкт, душа, дух, трансцендентность, а, с другой стороны, он твердо стоял на почве факта, получив блестящее образование в области естествознания и защитив диссертацию по электротехнике.

Именно естествознание и электротехника помогли ему вырастить системный принцип мышления. С его помощью он учился думать не в отдельной подсистеме, а в системе в целом. Он интересовался теоретическими основами естествознания и технических наук, чтобы впоследствии обосновать системные универсальные мысли, распространяя их на процессы, происходившие в экономике, промышленности, банковской системе, в политике и на конечном этапе в обществе. Начало этому было положено на фабрике в Биттерсфельде, где Вальтер Ратенау впервые применил принцип «связи каждого элемента с центром».

Использование технических нововведений имело далеко идущие последствия во всех сферах жизни. Технологии стали синонимом прогресса. В 1900 году в Германии проживало уже 800 тысяч человек: выросла рождаемость, упала смертность, благодаря, главным образом, улучшению квартирных условий, гигиены и новым техническим достижениям, внедряемым в быту и на производстве. Повысился в целом уровень жизни человека.

Однако технический прогресс имел и негативные последствия. Вальтер Ра-тенау предупреждал о нарушении взаимоотношений между человеком и природой, о росте угрозы экологии. Говоря об активном вмешательстве человека в мастерскую Природы, он выступал против опустошения, разорения и загрязнения окружающей среды, что могло негативно сказаться на многих сферах жизни человека. В частности, будучи в командировке в Африке в 1907 году, он призвал правительство остановить вырубку лесов в Восточной и Юго-Западной

23

Африке .

Наиболее тяжелые последствия Ратенау связывал с наступившей «механизацией», которая привела «к тотальным изменениям духовной, социальной,

23 Schдlzel С. Walther ЯаШепаи. Ете Бю§гарЫе. Б. 75-80.

экономической и политической жизни»24. Человек оказался в паутине организаций и институтов. По точному замечанию Вальтера Ратенау, начался процесс унификации на всех уровнях жизни как следствие механизированных жизненных форм, представляющих собой жизнь человека по замкнутому кругу. Человек превратился в машину, так как после работы механизированный человек не может заниматься творческой работой; он ориентирован только на себя, стремясь компенсировать монотонный, механизированный труд радостью от роскоши обладания, жаждой наслаждений и почестей. Человек стал массовым, человеком «пользы», индивидуалистом. «Деньги опьяняют слабых и ведут к закабалению, - писал Вальтер Ратенау. - Поскольку за деньги можно все купить, то происходит опасное обесценивание социальных отношений»25.

С ростом человеческих потребностей возникла серьезная опасность для человеческого существования, для человеческой души, которая «попала в давку». Ратенау предложил единственный, по его мнению, путь выбраться из этого заколдованного круга - следование христианской этике как основе экономической этики. Для него Христос - это образец смирения, любви к врагу, всемир-ность. Логическим следствием таких рассуждений становится провозглашение Любви как высшей земной ценности, высшего блага, высшей добродетели и высшей силы. Это та сила, по мнению Ратенау, которая поможет одержать верх «Я хочу создавать и быть» над «Я хочу иметь». При этом то, чего хочет душа -создавать и быть - предназначено не только для себя, но и для общества; и не только для роста личного благосостояния, но и для утверждения всеобщего состояния счастья. И как итог рассуждений Ратенау: человек и общество должны стремиться «к империи души».

Ратенау разработал концепцию «империи души», «империи мира и любви». Она включала в себя ряд положений:

1) рост производства и материального благосостояния; экономия сырья и препятствие росту безработицы; сокращение производства предметов роскоши; свободная конкуренция и рост частной инициативы; готовность людей нести ответственность;

2) стремление к накоплению денег и чрезмерному богатству - проявление зла;

3) преодоление жесткого ранжирования сословий;

4) создание государством условий для установления равновесия между

г 26

классами и равномерного распределения богатства .

24 Brenner W. Walther Rathenau. Deutscher und Jude. S. 287-292.

25 Rathenau W. Zur Physiologie der Geschäfte // Rathenau W. Briefe. Neue Folge. Bd. 4. Dresden, 1928. S. 309 ff.

26 Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6, Bd. 3. Berlin, 1929. S. 151.

Сначала Ратенау считал, что сделать Германию великой индустриальной державой мог только либерализм, новая либеральная политика, под которой он понимал экономию, свободную торговлю, антиимпериализм, свободу, справедливость, солидарность. Либералом в политике Ратенау стал под влиянием родителей, которые поддерживали либеральные традиции времен прусских мартовских событий 1848 года. Он разочаровался в левых либералах и симпатизировал правым. Собирался избираться в Рейхстаг, но по непонятным причинам отступил. После окончания Первой мировой войны, в ноябре 1918 года, В. Ратенау попытался создать «демократический народный союз», но он просуществовал всего несколько дней, так как его упрекнули, в частности, Сименс, в подготовке социальной революции. Он вступил в Германскую демократическую партию (ГДП), члены которой, признавая экономическую и социально-политическую программу В. Ратенау, выступали против него как личности. Документы говорят о том, что на него, состоятельного человека, смотрели, прежде всего, как на «спонсора» партии. В конце концов, он пришел к выводу, что либерализм не может способствовать обновлению общества. Его высказывание о либерализме, относящееся к 1920 г., констатировало не просто кризис данного политического течения, но и предугадало судьбу традиционного либерализма в XX веке. «Дом, который стоит сегодня - еще старый дом со своим правым и

27

левым крылом, и это - не дом социального будущего» .

Для Ратенау основами для изменения общества являлись ответственность, солидарность, демократия. Он выступал против догматического социализма, считая, что алчность социалистов просто меркнет перед жестокосердием имущих классов. Для Ратенау собственность и право притязания - не просто частное дело: они тесно взаимосвязаны с понятием "res publica". Если учитывать, что Ратенау относился к числу богатых предпринимателей Германии, то его предложения, изложенные в «О грядущем», имеют явно бескорыстный характер: «общество должно задаваться вопросом, какие требования оно может выдвигать от имени высшего права, а экономике следует то, что остается и что

необходимо для поддержания механизма и для достойного образа жизни его

28

надзирателей» . Ратенау считал, что «в государстве возникает «государство-дармоед», так как государство, заботящееся «обо всех и поглощающее этих всех, становится бюрократической инстанцией, не обеспечивающей человека главным - любовной заботой, обращенной к нему лично». Ратенау предложил изменить функциональные обязанности государства: «мы нуждаемся не в государстве, которое регулирует и управляет всеми, но в государстве, которое в со-

27 Rathenau W. Demokratische Entwicklung. Vortrag im Demokratischen Klub zu Berlin am 28. Juni 1920 // Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 3. Berlin, 1929. S. 51.

28 Rathenau W. Von kommenden Dingen. Berlin, 1917. S. 85.

ответствии с принципами вспомоществования великодушно признает и поддерживает инициативы, исходящие из различных социальных сил и сочетающих в себе принцип добровольности с деятельным состраданием и нуждаю-

- 29

щимся в помощи людей» .

Ратенау не был социалистом, однако, владея миллионами, он ратовал за справедливое распределение, что являлось требованием мецената с целью «морализовать» унаследованные им богатства. Вся его деятельность исходила из концепции «морализации общественного экономического порядка, подчиняющейся закону о личной свободе»30, что вызывало раздражение и язвительный протест. Примером может служить письмо к В. Ратенау Хайнгиха Целлнера, директора государственной химической лаборатории в Берлине: «Вы хотите быть ментором для немецкого народа, вы проповедуете моральность, этику и самопожертвование... Как это все увязывается с тем фактом, что вы обладаете миллионами и миллионами, восседаете во многих наблюдательных советах и без особых усилий и достижений кладете в карман прибыль за прибылью? ... Да вы можете хотя бы представить себе, с какими чувствами мы читаем ваши книги и статьи? ... Если вы желаете произвести на нас впечатление, то откажитесь от большей части своего состояния! Только тогда я буду готов и смогу уступить вам право улучшать наш народ, меня самого включительно»31. Газета «Республика» от 19 декабря 1918 г. назвала его «современным Франциском Ас-

32

сизским, самым парадоксальным из всех живых существ старой Германии» . И все же следует признать, что при всей своей утопичности взгляды Вальтера Ра-тенау, несомненно, были гуманистическими.

С самого начала Ратенау рассматривал мировое развитие в контексте всеобщей системы. Процесс механизации изменил не только внутренний мир человека, он, по мнению Вальтера Ратенау, отдалил людей друг от друга на международной арене и способствовал росту национализма. «Никогда не были люди так близки друг к другу, - писал Ратенау, - никогда они так не нуждались в общении друг с другом, однако растет национализм»33. Национализм существовал наряду с экономической политикой и готовностью к войне. Первоначальные симпатии к милитаризму и империализму у Ратенау сменились их неприятием. Хотя он и не был пацифистом, после 1911 года он выступал за разоружение, поддерживая планы канцлера Бетмана-Гольвега о заключении соглаше-

29 Rathenau W. Von kommenden Dingen. Berlin, 1917. S. 79.

30 Ibid.

31 Рожанский Л. «Я хочу сразу открыто заявить, что я - еврей...» // Каскад. 2012. 22 ноября. URL: http://kackad.com/kackad. (дата доступа: 25.01.2018)

32 Schulin E. Walter Rathenau. Repräsentant, Kritiker und Opfer seiner Zeit. Göttingen; Zürich, 1992. S. 98.

33 Rathenau W. Zur Kritik der Zeit // Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 1. Berlin, 1929. S. 114.

ния с Англией об установлении лимита на вооружение. Соперничество обострилось из-за притязания Германии на увеличение численности военно-морского флота. С 1913 года он призывал правительство Германии к тому, чтобы остановить гонку вооружений и проводить реформы. Империалистические методы ве-

34

дения внешней политики и военное руководство считал устаревшими .

Начало Первой мировой войны Ратенау рассматривал как последствие «ра-

35

кового нарыва» . В августе 1914 года он высказал предположение, что результатом войны станет новая, отличающаяся от старой, жизнь, более сильная и глубокая; но «процесс рождения будет трудным и длительным»36. Вальтер Ра-тенау считал необходимым предложить Бетману-Гольвегу свои услуги на государственной службе, чтобы быстрее закончить войну и создать единую пошлинную зону между Германией, Австро-Венгрией, Бельгией и Францией. На данное предложение об экономическом единстве серединной Европы не последовало реакции со стороны правительства. Второе предложение - организовать доставку военного сырья в Германию с оккупированных территорий - получило поддержку, и военный министр Пруссии Э. фон Фалькенхайн поручил Рате-

37

нау создать и возглавить отдел по военному сырью . Несмотря на обвинения Ратенау в смешении интересов министерства и АЭГ, еврейском происхождении, он работал успешно, реализовав при этом новую идею - государственного регулирования экономики. В сложной ситуации, связанной с обеспечением Германии сырьем в условиях войны, Ратенау выдвинул идею, в которой отказался от прямого государственного принуждения для обеспечения нужд военной промышленности и попытался соединить государственное управление с промышленным самоуправлением. В результате в Германии в годы войны сложилась структура взаимодействия государства и промышленных предприятий,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38

получившая позднее название «военно-экономической системы» .

После Первой мировой войны имя Вальтера Ратенау было занесено в список военных преступников. Но, как заявил Ратенау, его целью было достижение мира взаимопонимания. «Если бы я об этом не думал, я не взял бы на себя ор-

39

ганизацию сырья» , - заявил Ратенау. Он считал, что если будет установлено военное равновесие между Германией и Англией, то возникнет усталость от войны, после чего можно будет вести мирные переговоры между равноценными партнерами. Генерал Эрих фон Людендорф, ответственный за ведение под-

34 Hecker G. Walther Rathenau und sein Verhältnis zu Militär und Krieg. Boppard am Rhein, 1983.

35 Rathenau W. Briefe. Bd 1. S. 157.

36 Ibid.

37 Schölzel C. Walther Rathenau. Eine Biographie. S. 172-197.

38 Садовая Г.М. Германия: от кайзеровской империи к демократической республике (1914-1922 гг.). Самара, 2008. C. 109-131.

39 Beek J. van Walther Rathenau (1867-1922). S. 98.

водной войны, ничего не хотел знать о плане Ратенау, считая его аналогичным плану социал-демократа Шейдемана, призывавшего к заключению мира «взаимопонимания».

После 1918 года Вальтер Ратенау опасался новой войны, считая, что положение после Первой мировой войны похоже больше на войну, чем на мир. В сложившейся ситуации он отрицал государство и насилие как движущие силы общественного развития и видел их в самоуправлении и саморегулировании: «Мы не нуждаемся больше в государстве. То, что нам необходимо, .это самоуправляемое, общественное общество»40. Главным средством для достижения политического единства в мире он считал создание единого экономического общества.

Если понятие «супранациональный», употребляемое Вальтером Ратенау, заменить «наднациональным», то становится ясно, что Ратенау понимал под этим словом. «Супранациональный» означало для него преодоление национальных различий. Он был в достаточной мере реалистом, чтобы ожидать появление нового мирового порядка, построенного на таких принципах в ближайшее время: «Десятки лет пройдут, прежде чем эта система международного сообщества будет перестроена»41. Высказанные мысли были преждевременными (1920). Многие знали Вальтера Ратенау, но не понимали, принимая его за «троянского коня»: создатель военного сырьевого отдела, АЭГ, капиталист, социалист, экономический реформатор.

С 1921 по 1922 гг., заняв пост министра по восстановлению экономики, а затем министра иностранных дел, Вальтер Ратенау стал актором важнейших международных конференций, где обсуждалась репарационная судьба Герма-

42

нии . Его участие в работе конференций в Спа и Лондоне националистические силы Германии считали «игрой международного еврейского капитала». Однако Вальтер Ратенау «не играл», у него была своя концепция, содержание которой определял мирный договор с Германией, который, с его точки зрения, влиял на судьбу Европы и мира в целом. «Договор Версаля расчленяет и разрушает не только Европу. . Он ответственен за экономический раскол мира»43. Поэтому, критикуя Версаль и выступая за политику «выполнения», Вальтер Ратенау интенсивно работал над подготовкой международных конференций

40 Rathenau W. Demokratische Entwicklung. Vortrag im Demokratischen Klub zu Berlin am 28. Juni 1920 // Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 3. Berlin, 1929. S. 51.

41 Rathenau W. An Deutschlands Jugend // Rathenau W. Briefe. Neue Folge. Bd. 6. Dresden, 1928. URL: http://gutenberg.spiegel.de/buch/an-deutschlands-jugend-4460/1 (дата доступа: 25.01.2018)

42 Hentzschel-Fröhlings J. Walther Rathenau als Politiker der Weimarer Republik. Husum, 2007.

43 Rathenau W. Rede in einer Versammlung des Badischen Landesverbandes der DeutschDemokratischen Jugend. Gesammelte Reden. Mannheim, 1921. S. 280-281.

для восстановления Европы и Германии с участием России44. Его цель заключалась в том, чтобы научить европейские страны доверять друг другу и сотрудничать в экономическом союзе; политическое единство, по его мнению, придет потом, само в силу уменьшения конфликтов и установления солидарности. Он считал, что интеграцию Европы необходимо дополнить интеграцией всех стран мира, «единством и солидарностью человеческого сообщества». В этом международном пространстве он уделял особое внимание экономическому сотрудничеству Германии и России45.

Ратенау «думал глубоко патриотически в духе своего времени как немецкий

- 46

еврей» , однако националисты посчитали данный шаг предательством интере-

47

сов Германии. 24 июня 1922 г. В. Ратенау был убит , являясь жертвой своего

48

времени. У западногерманского исследователя Э. Шулина имелось интересное замечание о том, что Вальтер Ратенау всю свою жизнь искал себя, и обстоятельства его гибели сделали его жизнь осмысленной49. Эпиграф на сайте института Ратенау, фонда международной политики (создан в 2008 г.) звучит: «Я хочу самоопределения, достойной судьбы и свободы»50. Да, такой жизненный путь определил сам Ратенау и сам его прошел, причем совершенно одиноким в силу своей непохожести. Работа помогала справиться Ратенау с депрессией и мыслями о самоубийстве. Дверь его дома на вилле в Груневальде была также узка, как и дверь в его душу, в глубину которой он никого не пускал51. Он оставался одиночкой в сфере новаторских идей, «аусензайтером» в социально-политическом плане.

Через два года после убийства Вальтера Ратенау был учрежден попечитель-

52

ский совет благотворительного фонда имени Вальтера Ратенау . Выступая на

44 Koenen G. Die "Völkerwanderung von unten": Walther Rathenau über Russland und Sowjets // Deutschland und Russische Revolution. 1917-1924. München, 1998. S. 240-274.

45 Павлов Н.В. Россия и Германия: несостоявшийся альянс (история с продолжением). М., 2017. C. 247-250.

46 Hentzschel-Fröhlings J. Walther Rathenau als Politiker der Weimarer Republik. S. 291.

47 См. Евдокимова Т.В. Отклики зарубежной прессы на убийство Вальтера Ратенау // Личность, общество, культура в историческом процессе: сбор. науч. статей. Волгоград, 2002. С. 67-82; Она же. Убийство Вальтера Ратенау и первые отклики на него // Клио. Журнал для ученых. 2003. № 3(22). С. 44-48.

48 Sabrow M. Mord und Mythos. Das Komplott gegen Walther Rathenau 1922 // Das Attentat in der Geschichte. Köln, 1996.

49 Schulin E. Walter Rathenau. Repräsentant, Kritiker und Opfer seiner Zeit. S. 136.

50 Институт Вальтера Ратенау, фонд международной политики создан в 2008. S. Walther Rathenau Institut, Stiftung für internationale Politik. URL:http://www.rathenau-stiftung.de. (дата доступа: 25.01.2018)

51 Петерсен Й. Утопия права // Lex Russica. 2015. №2. С. 109.

52 S. Die WALTHER-RATHENAU-STIFTUNG e. V. URL: http: // walther-rathenau.de/ueber-uns/walther-rathenau-stiftung-ev/ (дата доступа: 25.01.2018)

его открытии, президент Фридрих Эберт ратовал не только за сохранение дома и имущества Вальтера Ратенау, но и за то, чтобы превратить их в средство развития духовных и культурных связей, за открытый доступ в библиотеку Рате-

53

нау и за изучение его творческого наследия .

Заключение

Говоря о творческом наследии В. Ратенау, одна из первых авторов работ о Ратенау Этта Федерн-Кольхаус54 восторженно назвала его «первым провозвестником, носителем новой человеческой эпохи», «путеводителем, руководителем в «страну души», «носителем божественного гения, который излучает свет через свои произведения». Если же убрать эмоциональную окраску, оценочный идеалистический максимализм ее суждений и попытаться найти рациональное зерно в ее суждениях, то следует согласиться с тем, что Ратенау «никогда не думал и не действовал в пределах часа» и что «его произведения обладали творческой, действенной силой».

Уже в начале ХХ века его интересовали проблемы, которые волновали и волнуют человечество сейчас. Не используя термина «глобализация», он выступал за создание европейской и международной организации по сотрудничеству, прежде всего, в экономической сфере, что было реализовано после Второй мировой войны «отцами-основателями Европейского союза». Современный Евросоюз представляет собой организацию, построенную на принципах неолиберальной рыночной демократии. Она частично соответствует концепции Вальтера Ратенау: с точки зрения экономических и политических характеристик - да, социальных - нет. Европа и мир не стали зеркалом «божественного рейха», «рейха души», где нет места эгоизму, нетерпимости. Говоря словами Ратенау, у европейского обществ нет ни сердца, ни души, но есть атомная и экологическая опасность, серьезные социальные проблемы, миграционный вопрос, новый всплеск национализма, терроризм.

С помощью термина «механизация» Ратенау характеризовал культурное и духовное обнищание значительных слоев населения на рубеже Х1Х-ХХ вв., в эпоху расцвета индустриального общества. На рубеже ХХ-ХХ1 вв., в эпоху развития информационного общества, проблема человека как приложения к механизму, только теперь как приложения к компьютеру, осталась. Творческий потенциал личности находится под угрозой, и как никогда обостряется значимость образования и ответственность государства: «Если мы экономим, - писал Ратенау, - на образовании нашей молодежи, то мы служим не душе, не уму, а фальшивой экономике»55.

53 Ebert F. Schriften, Aufzeichnungen, Reden. Mit unveröffentlichten Errinerungen aus dem Nachlass. Dresden, 1926. Bd. 2. S. 330-332.

54 Feder-Kohlhaus. M. Walther Rathenau. Sein Leben und Wirken. Dresden, 1928.

55 Rathenau W. Nachgelassene Schriften. Zweiter Bd. Berlin, 1928. S. 362.

Важным требованием Ратенау являлось требование расширения прав личности во всех сферах жизни в сочетании с ответственностью каждого. Движения протеста конца 1960-х гг., начиная с «красного мая» 1968 г. во Франции, остро поставили эту проблему в условиях перехода западноевропейского общества от «материальных» к «постматериальным ценностям». Новые социальные движения 1970-х - начала 1980-х гг. (экологические, альтернативные, борьбы за мир и т.д.) продемонстрировали готовность определенной части общества на принципах добровольности решать насущные проблемы, заставляя государство поддерживать их инициативу.

Ратенау не являлся социалистом, но его идеи государственного регулирования экономической сферой и социального государства нашли свое продолжение в возникновении (1930-е гг.) и развитии «социально-ориентированного капитализма» с государством «благосостояния» и обществом «всеобщего благоденствия» (1950-1960-е гг.).

Вальтер Ратенау сумел раскрыть глубинные причины важных современных процессов. На своем примере он показал возможности человека увидеть то новое, что только зарождается и пока находится вне нашего восприятия, и, несмотря на тщетность человеческих усилий выйти за рамки привычного и видимого, отважиться первым пройти этот путь. Только целостность видения мира, понимания тесной взаимосвязи всех жизненно важных процессов, энциклопедические знания позволили ему сделать это.

Список литературы

1. Ахтамзян А.А. Рапалльская политика. Советско-германские дипломатические отношения в 1922-1932 гг. М.: Международные отношения, 1974. 304 с.

2. Греков Б.И. Вальтер Ратенау и Россия: эволюция внешнеполитических взглядов 1914-1922 // Первая мировая война: дискуссионные проблемы историю. М.: Наука, 1994. С. 102-113.

3. Евдокимова Т.В. Отклики зарубежной прессы на убийство Вальтера Ратенау // Личность, общество, культура в историческом процессе: cбор. науч. статей. Волгоград: Перемена, 2002. С. 67-82.

4. Евдокимова Т.В. Убийство Вальтера Ратенау и первые отклики на него // Клио. Журнал для ученых. 2003. № 3(22). С. 44-48.

5. Лыпка Т.И. Вальтер Ратенау и его время: личность в экономической, политической и интеллектуальной истории Германии конца XIX - первой трети XX в. Киров: ВятГУ, 2008. 156 с.

6. Молодчик A.B. Социально-экономические и политические взгляды и концепции В. Ратенау: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2001. 26 с.

7. Павлов Н.В. Россия и Германия: несостоявшийся альянс (история с продолжением). М.: Аспект Пресс, 2017. 560 с.

8. Петерсен Й. Утопия права // Lex Russica. 2015. №2. С. 109-115.

9. Рожанский Л. «Я хочу сразу открыто заявить, что я - еврей.» // Каскад. 2012. 22 ноября. URL: http://kackad.com/kackad (дата доступа: 25.01.2018)

10. Садовая Г.М. Германия: от кайзеровской империи к демократической республике (1914-1922 гг.). Самара: Самарский университет, 2008. 273 с.

11. Хаффнер С. Биография одного немца. URL: https://unotices.com/book.php? id=83456&page=8 (дата доступа: 25.01.2018)

12. Цвейг С. Вальтер Ратенау // Лехаим. 1999. № 10 (90). ХЕШВОН. URL: https://lechaim.ru/ARHIV/90/cveyg.htm. (дата доступа: 25.01.2018)

13. Beek J. van Walther Rathenau (1867-1922). Die Mission eines unverstandenen deutschjüdischen Europäers. URL: www.beacruisesyeah.live/beuker/geschichte/texte_hefte/Rathenaubuch. pdf 133 S. (дата доступа: 25.01.2018)

14. Brenner W. Walther Rathenau. Deutscher und Jude. Cover: Walther Rathenau. München: Piper Verlag, 2005. 520 S.

15. Craig G.F. Deutsche Staatskunst von Bismarck bis Adenauer. Düsseldorf: Droste Verlag, 1961. 168 S.

16. Ebert F. Schriften, Aufzeichnungen, Reden. Mit unveröffentlichten Errinerungen aus dem Nachlass. Dresden. 1926. Bd. 2. S. 330-332.

17. Feder-Kohlhaus M. Walther Rathenau. Sein Leben und Wirken. Dresden: Reissner, 1928. 309 S.

18. Gedenklauf für Walther Rathenau. URL:https://www.lr-online.de/lausitz/ senftenberg/ ge-denklauf-fuer-walther-rathenau_ai d-3707586; Walther-Rathenau- S chul e. Gymnasium https://www.wrs-berlin.de (дата доступа: 25.01.2018)

19. Haffner S. Die Erinnerungen 1914-1933. Geschichte eines Deutschen. Deutsch. Stuttgart; München: Verhsg-Anstalt, 2001. 239 S.

20. Hecker G. Walther Rathenau und sein Verhältnis zu Militär und Krieg. Boppard am Rhein: Boldt, 1983. 542 S.

21. Hentzschel-Fröhlings J. Walther Rathenau als Politiker der Weimarer Republik. Husum: Matthiesen Verlag, 2007. 351 S.

22. Koenen G. Die "Völkerwanderung von unten": Walther Rathenau über Russland und Sowjets // Deutschland und Russische Revolution. 1917-1924. München: Wilhelm Fink Verlag, 1998. S. 240274.

23. Rathenau W. Briefe. Neue Folge. Bd. 4. Dresden: Reissner, 1928.

24. Rathenau W. „Höre, Israel!" (1897). Dokumente - Gesellschaft und Kultur. S.1 URL: http://ghdi.ghi-dc.org/sub_document.cfm?document_id=717&language=german (дата доступа: 25.01.2018.)

25. Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 5. Berlin: Fischer. Verlag, 1929. 456 S.

26. Rathenau W. Nachgelassene Schriften. Zweiter Bd. Berlin: S. Fischer. Verlag, 1928. 414 S.

27. Rathenau W. Neue Briefe. Dresden: Reissner, 1927.

28. Rathenau W. Tagebuch 1907-1922. Düsseldorf, 1929. 319 S.

29. Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 1. Berlin: Verlag Fischer, 1929. 345 S.

30. Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 3. Berlin: Verlag Fischer, 1929. 366 S.

31. Rathenau W. An Deutschlands Jugend // Rathenau W. Briefe. Neue Folge. Bd. 6. Dresden: Reissner, 1928. URL: http://gutenberg.spiegel.de/buch/an-deutschlands-jugend-4460/1. (дата доступа: 25.01.2018)

32. Rathenau W. Gesammelte Reden. Berlin: Verlag Fischer, 1924. 78 S.

33. Rathenau W. Rede in einer Versammlung des Badischen Landesverbandes der DeutschDemokratischen Jugend. Gesammelte Reden. Mannheim, 1921. S. 280-281.

34. Sabrow M. Mord und Mythos. Das Komplott gegen Walther Rathenau 1922 // Das Attentat in der Geschichte/ hrsg. von A. Demandt. Köln: Böhlau, 1996. S. 321-344.

35. Schölzel C.Walther Rathenau. Eine Biographie. Paderborn: Ferdinand Schöning, 2006. 652 S.

36. Schulin E. Walter Rathenau. Repräsentant, Kritiker und Opfer seiner Zeit. Göttingen; Zürich: Muster-Schmidt Verlag, 1992. 148 S.

37. Sontheimer M. Blitzende Gedankenfülle. Spiegel 25.09.12. URL:http://www.spiegel.de/ spiegel /spiegelgeschichte/d-88536750.html (дата доступа: 25.01.2018)

38. Volkov S. Ein jüdisches Leben in Deutschland 1867 bis 1922. München: Verlag Beck C.H., 2012. 250 S.

39. Walther Rathenau - Symbolfigur der Republik. Allgemeine Zeitung. 23.09.2017. URL: http://www.allgemeine-zeitung.de/vermischtes/leben-und-wissen/walther-rathenau-symbolfigur-der-republik_18199565.htm. (дата доступа: 25.01.2018)

References

1. Akhtamzian A.A. Rapall'skaiapolitika. Sovetsko-germanskie diplomaticheskie otnosheniia v 1922-1932 gg. [Rapallo Politics. Soviet-German Diplomatic Relations in 1922-1932]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia [International Relations], 1974. 304 p. (In Russian)

2. Beek J. van Walther Rathenau (1867-1922). Die Mission eines unverstandenen deutschjüdischen Europäers. Available at: www.beacruisesyeah.live/beuker/geschichte /texte_hefte/ Ra-thenaubuch.pdf 133 S. (retrieved: 25.01.2018)

3. Brenner W. Walther Rathenau. Deutscher und Jude. Cover: Walther Rathenau. München: Piper Verlag, 2005. 520 S.

4. Craig G.F. Deutsche Staatskunst von Bismarck bis Adenauer. Düsseldorf: Droste Verlag, 1961. 168 S.

5. Ebert F. Schriften, Aufzeichnungen, Reden. Mit unveröffentlichten Erinnerungen aus dem Nachlass. Dresden, 1926. Bd. 2. S. 330-332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Evdokimova T.V. Otkliki zarubezhnoi pressy na ubiistvo Val'tera Ratenau [Foreign press responses to the assassination of Walter Rathenau]. Lichnost', obshchestvo, kul'tura v istoricheskom protsesse: cbor. nauch. statei [Personality, Society, Culture in the Historical Process: Collection of Scientific Articles]. Volgograd: Peremena [Change], 2002, рp. 67-82. (In Russian)

7. Evdokimova T.V. Ubiistvo Val'tera Ratenau i pervye otkliki na nego [Assassination of Walter Rathenau and the first reports of it]. Klio. Zhurnal dlia uchenykh [Klio. Journal for Scientists], 2003, no. 3(22), рp. 44-48. (In Russian)

8. Feder-Kohlhaus M. Walther Rathenau. Sein Leben und Wirken. Dresden: Reissner, 1928. 309 S.

9. Gedenklauf für Walther Rathenau. Available at: https://www.lr-online.de/lausitz/ senften-berg/ gedenklauf-fuer-walther-rathenau_aid-3707586; Walther-Rathenau-Schule. Gymnasium https://www.wrs-berlin.de.(retrieved: 25.01.2018)

10. Grekov B.I. Val'ter Ratenau i Rossiia: evoliutsiia vneshnepoliticheskikh vzgliadov 19141922 [Walter Ratenau and Russia: The evolution of foreign policy views 1914-1922]. Pervaia mirovaia voina: diskussionnye problemy istoriiu [World War I: Controversial Issues in History]. Moscow: Nauka [Science], 1994, рp. 102-113. (In Russian)

11. Haffner S. Die Erinnerungen 1914-1933. Geschichte eines Deutschen. Deutsch. Stuttgart; München: Verhsg-Anstalt, 2001. 239 S.

12. Hecker G. Walther Rathenau und sein Verhältnis zu Militär und Krieg. Boppard am Rhein: Boldt, 1983. 542 S.

13. Hentzschel-Fröhlings J. Walther Rathenau als Politiker der Weimarer Republik. Husum: Matthiesen Verlag, 2007. 351 S.

14. Khaffner S. Biografiia odnogo nemtsa [The biography of one German]. Available at: https://unotices.com/book.php?id=83456&page=8 (retrieved: 25.01.2018) (In Russian)

15. Koenen G. Die „ Völkerwanderung von unten ": Walther Rathenau über Russland und Sowj ets. Deutschland und Russische Revolution. 1917-1924. München: Wilhelm Fink Verlag, 1998. S. 240274.

16. Lypka T.I. Val'ter Ratenau i ego vremia: lichnost' v ekonomicheskoi, politicheskoi i intellektual'noi istorii Germanii kontsa XIX-pervoi treti XX v. [Walter Rathenau and his Time: A Person in the Economic, Political and Intellectual History of Germany at the end of the 19th - first third of the 20th century]. Kirov: ViatGU [Vyatka State University], 2008. 156 p. (In Russian)

17. Molodchik A.B. Sotsial'no-ekonomicheskie i politicheskie vzgliady i kontseptsii V. Ratenau: published summary of dissertation [Socio-economic and Political Views and Concepts V. Rathenau]. Perm, 2001. 26 p. (In Russian)

18. Pavlov N.V. Rossiia i Germaniia: nesostoiavshiisia al'ians (istoriia s prodolzheniem) [Russia and Germany: The Failed Alliance (a Continuation Story)]. Moscow: Aspect Press [Aspect Press], 2017. 560 p. (In Russian)

19. Petersen I. Utopiia prava [The law-based Utopia]. Lex Russica [Lex Russica], 2015, no. 2, pp. 109-115. (In Russian)

20. Rathenau W. Briefe. Neue Folge. Bd. 4. Dresden, 1928.

21. Rathenau W. „Höre, Israel!" (1897). Dokumente - Gesellschaft und Kultur. S. 1 Available at: http://ghdi.ghi-dc.org/sub_document.cfm?document_id=717&language=german (retrieved: 25.01.2018.)

22. Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 5. Berlin: Fischer. Verlag, 1929. 456 S.

23. Rathenau W. Nachgelassene Schriften. Zweiter Bd. Berlin: S. Fischer. Verlag, 1928. 414 S.

24. Rathenau W. Neue Briefe. Dresden, 1927.

25. Rathenau W. Tagebuch 1907-1922. Düsseldorf: Droste, 1967. 319 S.

26. Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 1. Berlin: Verlag Fischer, 1929. 345 S.

27. Rathenau W. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bd. 3. Berlin: Verlag Fischer, 1929. 366 S.

28. Rathenau W. An Deutschlands Jugend. Rathenau W. Briefe. Neue Folge. Bd. 6. Dresden, 1928. Available at: http://gutenberg.spiegel.de/buch/an-deutschlands-jugend-4460/!. (retrieved: 25.01.2018)

29. Rathenau W. Gesammelte Reden. Berlin: Verlag Fischer, 1924. 78 S.

30. Rathenau W. Rede in einer Versammlung des Badischen Landesverbandes der DeutschDemokratischen Jugend. Gesammelte Reden. Mannheim, 1921, S. 280-281.

31. Rozhanskii L. "Ia khochu srazu otkryto zaiavit', chto ia - evrei..." ["I want to declare immediately and openly that I am a Jew ..."]. Kaskad [Cascade], 22nd November 2012. Available at: http://kackad.com/kackad. (retrieved: 25.01.2018) (In Russian)

32. Sabrow M. Mord und Mythos. Das Komplott gegen Walther Rathenau 1922. Das Attentat in der Geschichte; hrsg. von A. Demandt. Köln: Böhlau, 1996, S. 321-344.

33. Sadovaia G.M. Germaniia: ot kaizerovskoi imperii k demokraticheskoi respublike (19141922 gg.) [Germany: from the German (Kaiser) Empire to the German Democratic Republic (19141922)]. Samara: Samarskii universitet [Samara University], 2008. 273 p. (In Russian)

34. Schölzel C. Walther Rathenau. Eine Biographie. Paderborn: Ferdinand Schöning, 2006. 652 S.

35. Schulin E. Walter Rathenau. Repräsentant, Kritiker und Opfer seiner Zeit. Göttingen; Zürich: Muster-Schmidt Verlag, 1992. 148 S.

36. Sontheimer M. Blitzende Gedankenfülle. Spiegel 25.09.12. Available at: http://www.spiegel.de/ spiegel /spiegelgeschichte/d-88536750.html (retrieved: 25.01.2018)

37. Tsveig S. Val'ter Ratenau. LEKhAIM, 1999, no. 10 (90). KhEShVON. [LECHAIM, 1999, no. 10 (90). HESHVON]. Available at: https://lechaim.ru/ARHIV/90/ cveyg.htm. (retrieved: 25.01.2018) (In Russian)

38. Volkov S. Ein jüdisches Leben in Deutschland 1867 bis 1922. München: Verlag Beck C.H., 2012. 250 S.

39. Walther Rathenau - Symbolfigur der Republik. Allgemeine Zeitung. 23.09.2017. Available at: http://www.allgemeine-zeitung.de/vermischtes/leben-und-wissen/walther-rathenau-symbolfigur-der-republik_18199565.htm. (retrieved: 25.01.2018)

Tatiana Evdokimova

Doctor of Historical Sciences, Professor Volgograd State Socio-Pedagogical University

(Volgograd, Russia) [email protected]

Walter Rathenau - a man ahead of time

Abstract. The contradictory personality of Walter Rathenau is considered, which is under-investigated in the domestic historiography, from the perspective of a comprehensive analysis of his versatile life activity and creative written heritage. Attention is drawn to the ability of Rathenau to go beyond the visible phenomena and processes and predict the future. The feasibility of several his ideas, confirmed by the practice of the 20th and 21st centuries, is emphasized in the article.

Keywords: Walter Rathenau, the German Empire, the Weimar Republic, contradictory personality, systemic thinking, modern problems.

Для цитирования: Евдокимова Т.В. Вальтер Ратенау - человек, опередивший время // Historia Provinciae - журнал региональной истории. 2018. Т. 2. № 2. С. 13-30. DOI: 10.23859/2587-8344-2018-2-2-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.