Научная статья на тему 'Сущность и содержание гражданской компетентности старшеклассников'

Сущность и содержание гражданской компетентности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CIVIL EDUCATION / CIVIL COMPETENCE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN / SYSTEM OF FORMATION OF CIVIL COMPETENCE AT SENIOR SCHOOLCHILDREN / GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Марина Валерьевна, Боровая Мария Александровна

In the context of modern conditions of the democratization of a law-governed state and the development of civil society in Russia, new geopolitical realities and time challenges, there is the need for civil education for schoolchildren and forming their civil competence that dramatically increases. The article reveals the essence of the concept «civil education», «civil competence» in regard to senior schoolchildren; provides the content of civil education, civil competence; considers the system of its formation; gives the characteristics of its components: purpose and objectives, factors, content, forms, methods, means, results of formation of civil competence at senior schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF SENIOR SCHOOLCHILDREN’ CIVIL COMPETENCE

In the context of modern conditions of the democratization of a law-governed state and the development of civil society in Russia, new geopolitical realities and time challenges, there is the need for civil education for schoolchildren and forming their civil competence that dramatically increases. The article reveals the essence of the concept «civil education», «civil competence» in regard to senior schoolchildren; provides the content of civil education, civil competence; considers the system of its formation; gives the characteristics of its components: purpose and objectives, factors, content, forms, methods, means, results of formation of civil competence at senior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание гражданской компетентности старшеклассников»

УДК 373.017.4

М. В. Емельянова, М. А. Боровая

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В современных условиях демократизации правового государства и развития гражданского общества в России, в новых геополитических реалиях и вызовах времени резко возрастает необходимость гражданского образования школьников, формирования у них гражданской компетентности. В статье раскрывается сущность понятий «гражданское образование», «гражданская компетентность» применительно к старшеклассникам, определено содержание гражданской компетентности, рассмотрена система ее формирования, дана характеристика компонентов: цели, задач, факторов, содержания, форм, методов, средств, результата формирования гражданской компетентности старшеклассников.

Ключевые слова: гражданское образование, гражданская компетентность старшеклассника, система формирования гражданской компетентности старшеклассников, общеобразовательное учреждение.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время, в сложившихся в стране социально-экономических и политических реалиях формирование гражданской компетентности у школьников является одним из ведущих направлений развития системы образования. Нашему обществу нужны сознательные граждане, уважающие закон и государство, умеющие пользоваться личными свободами, готовые к сотрудничеству и социальному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, компетентно участвующие в демократических процессах. Социальная потребность в подготовке школьников к активному участию в общественно-политической жизни страны, к эффективной социально полезной деятельности в условиях демократического правового государства обусловливает необходимость осуществления в общеобразовательных учреждениях гражданского образования школьников, формирования у них гражданской компетентности.

Старший школьный возраст - благоприятное время для гражданского становления личности, формирования у нее гражданской компетентности. Цель данной работы - определить сущность, содержание гражданской компетентности старшеклассников, рассмотреть систему ее формирования.

© Емельянова М. В., Боровая М. А., 2017

Емельянова Марина Валерьевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: emelmarina@mail.ru

Боровая Мария Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: mborovaya@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2017

Материал и методика исследований. В работе использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и обобщение научно-педагогической литературы, федерального государственного образовательного стандарта, изучение педагогической практики в общеобразовательных учреждениях.

Результаты исследований и их обсуждение. В последние годы вопросы гражданского образования учащихся в общеобразовательных учреждениях, с учетом современных реалий, рассматривались в работах Д. Б. Буянского [2], Е. А. Кайхуровой [5], Е. В. Митиной [6], П. П. Симоненко [1], Л. А. Холоповой [9], А. В. Хуторского [10] и др.

Д. Б. Буянский отмечает, что «гражданское образование готовит человека к успешной деятельности в условиях демократического правового государства, гражданского общества и рыночной экономики». Он указывает, что гражданское образование выступает как одно из «условий построения демократического правового государства и фактор повышения социальной стабильности общества, его устойчивого развития» [2].

По мнению П. П. Симоненко, «гражданское образование не может отождествляться с реализацией отдельной учебной дисциплины, а должно представлять системную, целенаправленную деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением» [1].

В исследовании мы придерживаемся точки зрения Е. В. Митиной в раскрытии сущности понятия «гражданское образование». Она пишет, что это процесс «овладения учащимися всей совокупностью знаний, представлений, ценностей, необходимых гражданину России, включая знание политических и правовых основ жизни российского общества и государства, нравственные установки и навыки позитивного участия в общественной жизни» [6]. Мы считаем, что целью гражданского образования является формирование гражданской компетентности личности.

Вопросы формирования гражданской компетентности у учащихся в общеобразовательных учреждениях поднимались в работах Д. Б. Буянского [2], В. А. Гладика [3], Е. В. Митиной [6], А. П. Мягковой [7], Л. А. Холоповой [9] и др.

A. П. Мягкова указывает, что гражданская компетентность старшеклассника - это «ин-тегративное образование субъекта, проявляющееся в его готовности и способности к осознанному и активному выполнению социально значимой деятельности гражданской направленности, а также обеспечивающее его полноценное вхождение в современное гражданское общество и участие в будущей общественной жизни российского государства» [7].

По мнению Д. Б. Буянского, гражданская компетентность учащегося средней школы - это «совокупность готовности и способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе» [2].

B. А. Гладик считает, что гражданская компетентность - «это ключевая образовательная компетентность обучающегося старших классов, отражающая, с одной стороны, его опыт реальной деятельности по участию в школьном самоуправлении, общественной жизни образовательного учреждения по решению социально актуальных и личностно значимых проблем школьной жизни, ближайшего социума; с другой стороны, готовность в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, участника общественных организаций и т. д.); самостоятельно выбирать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия» [3].

Е. В. Митина определяет гражданскую компетентность старшеклассников как «ин-тегративную характеристику личности, представляющую собой синтез мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов». Она считает, что данная компетентность отражает «субъективный опыт, готовность и способность старшеклассников осознанно и эффективно осуществлять социально значимую гражданскую деятельность». По ее мнению, компетентность «отражает личную и функциональную готовность старшеклассника к продуктивному и творческому решению задач гражданского образования» [6].

Л. А. Холопова под гражданской компетентностью личности школьника понимает «совокупность способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реа-лизовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применять свои знания и умения на практике» [9].

Мы считаем, что гражданская компетентность старшеклассника - это интегратив-ное качество личности, проявляющееся в способности к позитивному осознанному участию в общественно-политической жизни общеобразовательного учреждения, местного сообщества, страны, к эффективной социально полезной деятельности в условиях демократического правового государства с учетом уже имеющегося реального опыта.

Анализ научных работ показывает, что нет единых взглядов на содержание гражданской компетентности личности школьника, исследователи применяют различные подходы к определению компонентов данной компетентности.

По мнению В. А. Гладика, в содержание гражданской компетентности обучающихся старших классов входят следующие блоки: «потребностно-мотивационный, когнитивный, практико-деятельностный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный» [3].

А. П. Мягкова считает, что в содержание гражданской компетентности старшеклассника входят четыре «компетенции: политическая, правовая, патриотическая, межкультурная» [7].

Е. В. Митина определяет гражданскую компетентность старшеклассника как «систему взаимосвязанных и взаимозависимых компетенций: предметные, правовые, социальные, исследовательские, морально-нравственные, культурно-исторические, коммуникативные» [6].

Опираясь на исследования Е. В. Митиной [6], А. П. Мягковой [7] и опыт работы общеобразовательных учреждений России, мы определили в содержании гражданской компетентности старшеклассника следующие ведущие компетенции: общественно-политические, правовые, социальные, патриотические.

Общественно-политические компетенции включают способности и готовности к овладению знаниями в области общественно-политической деятельности, к участию в общешкольном самоуправлении, общественных организациях и движениях, к поведению, ориентированному на общественно-политические ценности, к самостоятельному и инициативному участию в социально полезной деятельности.

Правовые компетенции включают способности и готовности к овладению правовыми знаниями, к ответственному отношению к выполнению прав и обязанностей законопослушного гражданина, к осознанному правомерному поведению, к самостоятельной социально полезной деятельности правовой направленности.

Социальные компетенции включают способности и готовности к овладению знаниями в области социальной этики поведения в обществе, к гражданскому взаимодействию с другими людьми (принимать решения, нести ответственность за свой выбор, при-

слушиваться к мнению других и помогать им, организовывать совместное партнерство, сочетать в поведении общественные, государственные и личные интересы), к самостоятельной активной социально полезной деятельности в рамках общеобразовательного учреждения, местного сообщества [4].

Патриотические компетенции включают способности и готовности к овладению патриотическими знаниями, к ценностному отношению к историческому прошлому Родины и национальным традициям, к родному народу (быть патриотом, служить интересам Родины, вставать на ее защиту, выполнять гражданский долг служения в Вооруженных силах РФ), к поведению, ориентированному на патриотические ценности, к самостоятельному участию в социально полезной деятельности патриотической направленности.

Итак, гражданская компетентность старшеклассника включает систему взаимосвязанных и взаимодополняющих ведущих компетенций: общественно-политических, правовых, социальных, патриотических.

Формирование гражданской компетентности старшеклассников организуется на всех уровнях педагогического процесса общеобразовательного учреждения: а) в познавательной деятельности (в рамках освоения дисциплин основной образовательной программы); б) во внеучебной деятельности гражданской направленности; в) во внешкольной социально полезной деятельности (через участие в жизни местного сообщества, страны).

Опираясь на исследования Ю. П. Сокольникова [8], мы рассматриваем формирование гражданской компетентности старшеклассников как частичную педагогическую систему. Частичные системы функционируют в рамках целостных педагогических систем и направлены на формирование отдельных качеств, характеристик личности. К целостным педагогическим системам относятся относительно самостоятельные системы, такие как образовательные учреждения, первичные детские коллективы, семья и т. п. К частичным педагогическим системам относят системы формирования экологической, социальной, экономической, межкультурной компетентности учащихся и т. д. Частичные педагогические системы имеют одинаковую структуру: цель, задачи, факторы, содержание, средства, методы, формы, результат [8].

Итак, система формирования гражданской компетентности старшеклассников включает следующие компоненты: цель, задачи, факторы, содержание, средства, методы, формы, результат. Дадим характеристику перечисленным компонентам.

Основная цель системы - формирование гражданской компетентности старшеклассников. Данная цель обеспечивается на основе решения следующих задач:

1) вооружение старшеклассников знаниями в области общественно-политической деятельности, социальной этики поведения в обществе, правовыми и патриотическими знаниями;

2) развитие эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому Родины и национальным традициям, к родному народу;

3) формирование чувства патриотизма, положительной мотивации к выполнению гражданского долга служения в Вооруженных силах РФ, защите, отстаиванию интересов России;

4) приобретение опыта участия в общешкольном самоуправлении, общественных организациях и движениях, принятие решения о несении ответственности за свой выбор;

5) выработка умений ответственного отношения к выполнению прав и обязанностей законопослушного гражданина, гражданского взаимодействия с другими людьми (прислушиваться к мнению других, сочетать в поведении общественные, государственные и личные интересы);

6) формирование поведения, ориентированного на общественно-политические, патриотические, правовые, нравственные ценности, а также способности к выполнению социальной роли гражданина, патриота;

7) обеспечение самостоятельности и инициативности в социально полезной деятельности в рамках общеобразовательного учреждения, местного сообщества.

В роли общих факторов формирования гражданской компетентности старшеклассников выступают:

1) деятельность педагогов (преподавание, педагогическое руководство деятельностью гражданской направленности, гражданское просвещение учащихся, их родителей);

2) деятельность старшеклассников (участие в школьном самоуправлении, общественной жизни общеобразовательного учреждения и ближайшего социума; написание творческих работ гражданской направленности, разработка и внедрение социальных проектов; обсуждение источников социальной информации, актуальной для гражданина России; критический анализ современных социальных явлений, фактов и событий; освоение ролей гражданина, патриота в ходе обучающих игр и тренингов, заданий, моделирующих ситуации из реальной современной жизни и отражающих аспекты частной и публичной жизни члена общества; вовлечение учащихся в дискуссии, акции, военные сборы, митинги, поздравления ветеранов, конкурсы плакатов, классные часы и другие воспитательные мероприятия, затрагивающие современные социальные проблемы). Включение учащихся в данные виды деятельности гражданской направленности обеспечивает формирование всех компетенций, входящих в состав их гражданской компетентности;

3) деятельность классного коллектива как движущей силы системы формирования гражданской компетентности и формы функционирования целостных педагогических систем.

Содержание формирования гражданской компетентности старшеклассников включает формирование их общественно-политических, правовых, социальных, патриотических компетенций, а работа педагогов общеобразовательного учреждения осуществляется по следующим направлениям:

1) актуализация гражданских аспектов содержания дисциплин основной образовательной программы;

2) совершенствование органов школьного самоуправления и обеспечение участия старшеклассников в их работе;

3) вовлечение старшеклассников в общественно полезную внеучебную и внешкольную деятельность гражданской направленности в рамках местного сообщества и страны;

4) обеспечение взаимодействия учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социальных партнеров, родителей и членов их семей по вопросам координации деятельности по формированию гражданской компетентности старшеклассников в общеобразовательном учреждении;

5) повышение теоретического и методического уровня педагогов общеобразовательного учреждения по проблеме формирования гражданской компетентности старшеклассников;

6) мониторинг сформированности гражданской компетентности старшеклассников.

В качестве способов формирования гражданской компетентности старшеклассников выступают общие формы, средства, методы педагогического процесса, используемые применительно к цели, задачам, содержанию данной системы.

Результат ее формирования определяет конкретное состояние сформированности гражданской компетентности старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Он

проявляется в положительной динамике роста уровней сформированности всех компетенций, входящих в состав гражданской компетентности учащихся. Педагоги должны учитывать, что результативность формирования гражданской компетентности старшеклассников во многом зависит не только от непосредственной постановки целей и задач гражданского образования, но и от организации оптимального функционирования педагогического процесса как в классе, так и в общеобразовательном учреждении в целом.

Резюме. В статье формирование гражданской компетентности старшеклассников рассматривается как система, включающая следующие компоненты: цель, задачи, факторы, содержание, средства, методы, формы, результат.

В исследовании раскрыты сущность и содержание гражданской компетентности старшеклассников, представлен новый подход к раскрытию данного понятия с учетом современных реалий науки и педагогической практики. Под гражданской компетентностью старшеклассника понимается интегративное качество личности, проявляющееся в способности к осознанному участию в общественно-политической жизни местного сообщества, страны и к продуктивной социально полезной деятельности в условиях демократического государства с учетом реального опыта старшего подростка. В содержание данной компетентности входят взаимосвязанные и взаимодополняющие ведущие компетенции: общественно-политические, правовые, социальные, патриотические.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотина Т. В., Пригодич Е. Г., Симоненко П. П. Гражданское образование: модель управления демократическим школьным сообществом // Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием : сб. науч. тр. - СПб., 2013. - С. 145-165.

2. Буянский Д. Б. Индивидуализация процесса формирования гражданской компетентности у учащихся средней школы : автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.01. - Калининград, 2013.-25 с.

3. Гладик В. А Развитие гражданской компетентности обучающихся старших классов в условиях государственно-общественного управления шкалой: автореф. дис.... кан. пед. наук : 13.00.01. - М., 2010. - 22 с.

4. Емельянова М. В., Лаврова Н. В. Педагогические условия формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному воспитанию школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 43-46.

5. Кайхурова Е. А Гражданское образование младших школьников в процессе изобразительной деятельности : автореф. дис.... кан. пед. наук : 13.00.01. -М., 2010. -20 с.

6. Митина Е. В. Формирование гражданской компетентности учащихся в современной школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 7. - С. 178-184.

7. Мягкова А. П. Формирование гражданской компетентности у старшеклассников в воспитательном пространстве современной средней общеобразовательной школы : автореф. дис.... кан. пед. наук : 13.00.01. -М„ 2014.-26 с.

8. Сокольников Ю. П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. — Чебоксары : Б. и., 2001. - 32 с.

9. Холопова Л. А Гражданское образование как один из способов образования в школах и вузах // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2014.-С. 167-168.

10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

UDC 373.017.4

М. V. Emelyanova, М. A. Borovaya

ESSENCE AND CONTENT OF SENIOR SCHOOLCHILDREN' CIVIL COMPETENCE

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. In the context of modern conditions of the democratization of a law-governed state and the development of civil society in Russia, new geopolitical realities and time challenges, there is the need for civil education for schoolchildren and forming their civil competence that dramatically increases. The article reveals the essence of the concept «civil education», «civil competence» in regard to senior schoolchildren; provides the content of civil education, civil competence; considers the system of its formation; gives the characteristics of its components: purpose and objectives, factors, content, forms, methods, means, results of formation of civil competence at senior schoolchildren.

Keywords: civil education, civil competence of senior schoolchildren, system offormation of civil competence at senior schoolchildren, general educational institution.

REFERENCES

1. Bolotina Т. V., Prigodich E. G., Simonenko P. P. Grazhdanskoe obrazovanie: model' upravlenija de-mokraticheskim shkol'nym soobshhestvom // Teoretiko-metodologicheskie osnovy proektirovanija sovremennoj sis-temy upravlenija obrazovaniem : sb. nauch. tr. - SPb., 2013. - S. 145-165.

2. Bujanskij D. B. Tndividualizacija processa formirovanija grazhdanskoj kompetentnosti u uchashhihsja srednej shkoly: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01. - Kaliningrad, 2013. - 25 s.

3. Gladik V. A. Razvitie grazhdanskoj kompetentnosti obuchajushhihsja starshih klassov v uslovijah go-sudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija shkoloj : avtoref. dis.... kan. ped. nauk: 13.00.01. -M., 2010.-22 s.

4. Emel'janova M. V., Lavrova N. V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija gotovnosti studentov pe-dagogicheskogo vuza к social'nomu vospitaniju shkol'nikov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva - 2011. - № 4(72), ch. 2. - S. 43-46.

5. Kajhurova E. A Grazhdanskoe obrazovanie mladshih shkol'nikov v processe izobrazitel'noj dejatel'nosti : avtoref. dis.... kan. ped. nauk: 13.00.01. - M„ 2010. -20 s.

6. Mitina E. V. Farmirovanie grazhdanskoj kompetentnosti uchashhihsja v sovremennoj shkole // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogjcheskogo universiteta. - 2010. - № 7. - S. 178-184.

7. Mjagkova A P. Farmirovanie grazhdanskoj kompetentnosti u starsheklassnikov v vospitatelhom prostranstve sovremennoj srednq obshheobrazovatelhoj shkoly: avtoref. dis.... kan. ped. nauk: 13.00.01- M., 2014. -26 s.

8. Sokol'nikov Ju. P. Vseobshhaja pedagogicheskaja teorija. Sistemnoe ponimanie pedagogicheskoj dejst-vitel'nosti. - Cheboksary, 2001. - 32 s.

9. Holopova L. A Grazhdanskoe obrazovanie как odin iz sposobov obrazovanija v shkolah i vuzah // So-vremennoe obrazovanie: pljusy, minusy i perspektivy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf - Saratov, 2014. - S. 167-168.

10. Hutorskoj A. V. Kljuchevye kompetencii как kompcment Uchnostno-orientirovannoj paradigmy // Narod-noe obrazovanie. - 2003. - № 2. - S. 58-64.

© Emelyanova M. V., Borovaya M. A., 2017

Emelyanova, Marina Valeryevna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: emelmarina@mail.ru

Borovaya, Maria Aleksandrovna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Russian and General History, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: mborovaya@yandex.ru

The article was contributed on April 13, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.