Научная статья на тему 'Сущность и педагогические возможности внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе'

Сущность и педагогические возможности внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ МАЛОЧИСЛЕННАЯ ШКОЛА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / RURAL SMALL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигулева Людмила Юрьевна

В статье автор обращается к теме особенности организации внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе. Автор приводит данные конкретных исследований, проведённых в период с 2015 по 2018 год в Беляевской средней общеобразовательной школе Пермского края, позволяющие получить целостное представление об организации и результативности внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигулева Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and pedagogical possibilities of extracurricular activities in a rural small school

In the article the author addresses the topic of the features of the organization of extracurricular activities in a rural small school. The author cites data from specific studies conducted from 2015 to 2018 in the Belyaevskaya Secondary School of the Perm Territory, which provide a holistic view of the organization and effectiveness of extracurricular activities in a rural small school.

Текст научной работы на тему «Сущность и педагогические возможности внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе»

Педагогика

УДК:378.2

аспирант Жигулева Людмила Юрьевна

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь), учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Беляевская средняя общеобразовательная школа (с. Беляевка)

СУЩНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье автор обращается к теме особенности организации внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе. Автор приводит данные конкретных исследований, проведённых в период с 2015 по 2018 год в Беляевской средней общеобразовательной школе Пермского края, позволяющие получить целостное представление об организации и результативности внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, сельская малочисленная школа.

Annotation. In the article the author addresses the topic of the features of the organization of extracurricular activities in a rural small school. The author cites data from specific studies conducted from 2015 to 2018 in the Belyaevskaya Secondary School of the Perm Territory, which provide a holistic view of the organization and effectiveness of extracurricular activities in a rural small school.

Keywords: extracurricular activities, rural small school.

Введение. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация внеурочной деятельности детей в любой школе - неотъемлемая часть образовательного процесса, важная составная часть воспитания и социализации обучающихся [6, с. 2781.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает организацию внеурочной деятельности по направлениям развития личности (духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, физкультурно-оздоровительное) в таких формах, как кружки, спортивные клубы и секции, юношеские организации, художественные студии, краеведческая работа, школьные научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, общественно-полезные практики, поисковые и научные исследования, военно-патриотические объединения и т.д. [9, с. 251.

Д.В. Григорьев, П.В. Степанов рассматривают внеурочную деятельность обучающихся как деятельность, объединяющую все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [1, с. 7].

Л. В. Байбородова определяет внеурочную деятельность - «деятельность, организуемая во внеурочное время, ориентированная на интересы детей и, предоставляя им возможность выбора, способствующая их самореализации и самоопределению» [2, с. 4-5]. При этом Л. В. Байбородова акцентирует внимание на особенностях организации внеурочной деятельности сельских школьников: «...при организации внеурочной деятельности следует учитывать особенности региона, социума и специфику сельской школы» [2, с. 8-9].

В структуре современного российского образования сельские школы составляют около 70 %, в том числе по статистическим данным на начало 2017-2018 учебного года в Пермском крае из общего числа 787 общеобразовательных организаций 58 % сельские школы [10].

Изложение основного материала статьи. Для раскрытия содержания понятия «внеурочная деятельность в сельской малочисленной школе» прежде всего, попытаемся понять, что подразумевается под понятием «сельская малочисленная школа». В педагогической литературе сущность понятия «сельская малочисленная школа» характеризуется следующими общими признаками: расположена в сельской местности, удалена от культурных и научных центров, в ней обучается менее ста школьников, параллели отсутствуют, наполняемость классов от 2 до 15 человек, небольшой педагогический коллектив, один учитель ведёт несколько предметов.

Очевидными становятся противоречия между необходимостью организации внеурочной деятельности и отсутствием разнообразия ресурсов и возможностей; относительной стабильностью коллектива учителей и детей и отсутствием возможностей развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в замкнутом пространстве сельской школы.

В нашем исследовании мы сделаем попытку показать особенности, возможности и проблемы организации внеурочной деятельности сельских школьников на примере сельской малочисленной школы Пермского края.

Для диагностики результативности внеурочной деятельности в школе мы рассматривали параметры, критерии и показатели, указанные в таблице 1.

Основные параметры оценки внеурочной деятельности

Критерии Показатели Приёмы и методы изучения

Анализ общего состояния внеурочной деятельности

Включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности. Охват обучающихся программами внеурочной деятельности. - статистический анализ участия обучающихся во внеурочной деятельности, освоения ими программ ДО; - педагогическое наблюдение; - самооценка ребёнком своего участия в классных, школьных, районных и краевых мероприятиях.

Сохранность контингента.

Сформированность активной позиции обучающихся во внеурочной деятельности.

Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности обучающихся. Кадровые ресурсы. - экспертная оценка; - индивидуальная и групповая оценка; - анкетирование; - педагогическое наблюдение.

Информационно-технологические.

Финансовые.

Материально - технические.

Организационно - управленческие.

Продуктивность внеурочной деятельности

Продуктивность внеурочной деятельности. Уровень достижения ожидаемых результатов. - анализ освоения обучающимися программ внеурочной деятельности; - анализ содержания «портфеля достижений» обучающихся; - анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера; - педагогическое наблюдение; - метод незаконченного предложения.

Достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности.

Рост мотивации к активной познавательной деятельности.

Удовлетворенность обучающихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами

Удовлетворенность обучающихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Удовлетворенность школьников участием во внеурочной деятельности. - тестирование; - беседа; - анкетирование; - цветопись; - метод незаконченного предложения.

Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком внеурочных занятий.

Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами.

Исследование проводилось на базе МБОУ Беляевской средней общеобразовательной школы Оханского района Пермского края. Беляевская школа является одной из типичных сельских малочисленных школ. Школа расположена в 68 километрах от районного центра и 170 километрах от краевого центра. В ней обучаются за последние пять лет от 88 до 60 детей из села Беляевка и близлежащих сёл и деревень Оханского и Осинского районов. Наполняемость классов от 2 до 12 человек, работает от 17 (2015-2018 гг.) до 14 (в настоящее время) учителей.

Таблица 2

Включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности

Критерии Количественные показатели (%)

2015-2016 учебный год 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год

Включенность обучающихся во внеурочную деятельность 100 100 100

Сохранность контингента 100 100 100

Сформированность активной позиции обучающихся во внеурочной деятельности 70 75 80

Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает, что включены во внеурочную деятельность и участвуют в ней постоянно 100 % обучающихся школы. Из них 80 % считают себя активными участниками мероприятий (данные соответствуют результатам педагогических наблюдений), 15 % обучающихся занимают позицию организатора дела и 5 % обучающихся - позицию зрителя или неактивного участника. Для наглядности изобразим данные таблицы 2 в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности. Обеспеченность кадрами - 100 %. Всего 14 педагогов, из них: с высшим образованием - 8 человек (57 %); с высшей квалификационной категорией - 6 человек (43 %); с первой квалификационной категорией - 4 человека (29 %). В Беляевской школе имеется 16 учебных кабинетов. Все кабинеты оснащены мультимедийным комплексом (компьютер + медиа - проектор + экран), устройством вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса; 4 кабинета оснащены интерактивной доской; 2 кабинета - документ - камерами; 2 кабинета - цифровыми ручными микроскопами; 8 кабинетов оснащены многофункциональными копировальными устройствами. В кабинете информатики 12 компьютеров с выходом в интернет (всего по школе компьютеров для учащихся - 28). Имеется лабораторный комплекс по естественно - научным дисциплинам, телевизор, видеодвойка, интерактивный комплекс, электронные таблицы. Кабинет технологии для девочек оснащен швейными машинами, электрической плитой, имеется холодильник, наборы посуды и др. Мастерская для проведения уроков технологии у мальчиков оснащена токарными станками по обработке металла и древесины, горизонтально-фрезерными станками, настольными вертикально-сверлильными станками, станком отрезным, станком заточным, станком шлифовальным, муфельной печью, станком деревообрабатывающим. Кроме того, в школе имеется библиотека, кабинеты социального педагога и педагога - психолога; музейная экспозиция; спортивный зал; оборудованные спортивные площадки, тренажёрный зал, стадионы (школьный и сельский); лыжная комната и каток (в зимнее время). Информационно - технологические ресурсы МБОУ Беляевской СОШ включают в себя: технологические средства (компьютеры, программные продукты и др.), компетентность участников образовательных отношений в применении информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) при решении учебных и воспитательных задач, наличие служб поддержки применения ИКТ; взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное, посредством сети Интернет; контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); цифровые образовательные ресурсы; печатные образовательные ресурсы по учебным предметам, детская художественная и научно - популярная литература, справочно-библиографические и периодические издания; школьный сайт. Финансирование внеурочной деятельности осуществляется в пределах фонда оплаты труда. Стимулирование педагогов и обучающихся предусматривает: моральное стимулирование (победители, призёры и участники мероприятий награждаются дипломами, грамотами, сертификатами); материальное стимулирование (в зависимости от качественных и количественных показателей работы и при наличии соответствующих средств стимулирующей части ФОТ сотрудникам школы выплачиваются премии). Общее руководство внеурочной деятельностью с обучающимися в школе осуществляет на основе своих должностных обязанностей заместитель директора по воспитательной работе. Организуется внеурочная деятельность на основании обобщенной информации изученного спроса и предложения образовательных услуг и в соответствии с приказом директора школы. Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с расписанием, утверждённым директором школы. Периодичность распределения внеурочной занятости осуществляется два раза в год: на 1 сентября и 1 января. К организации внеурочной деятельности привлекаются педагоги из учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта, социальные партнёры на основе договоров о сотрудничестве или договоров о безвозмездном пользовании, специалисты и сотрудники общественных организаций и органов местного самоуправления.

Распределение обязанностей в реализации внеурочной деятельности

Организационно-педагогические условия Ответственные

Анализ ресурсного обеспечения и оценка возможностей организации ВД Администрация школы

Изучение интересов обучающихся, родителей, запроса общества Классные руководители, заместитель директора по ВР

Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ) Психолог, классный руководитель, учитель -предметник.

Реализация деятельности по направлениям (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [7, с. 4]) Классный руководитель, учитель - предметник, социальный педагог, психолог, библиотекарь. Педагоги учреждений ДО, организаций культуры и спорта. Специалисты органов местного самоуправления и общественных организаций.

Учёт занятости Классные руководители; педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности.

Учёт внеучебных достижений обучающихся Педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, классные руководители.

Внеурочная деятельность обучающихся в Беляевской школе объединяет различные виды и формы деятельности школьников в соответствие с ФГОС. Отбирая формы, методы и приемы внеурочной деятельности педагоги школы руководствуются интересами детей, родителей (в начальной школе), социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к результатам внеурочной деятельности.

Таблица 4

Направления развития личности в школе представлены следующими программами

Название Классы

Настольный теннис 1-5

Тренажерный зал 7-11

Спортивные игры (волейбол, баскетбол) 7-11

Веселые краски 5-7

Волшебная кисточка 1-4

Умелые руки 5-9

«Волшебный мир оригами» 1-3

«Хоровое пение» 1-4; 6-7

«Театральный» 4-11

Конкурс гуманитарных проектов среди детских, юношеских и семейных театральных 1-11

коллективов

«Очумелые ручки» 1-11

НПК творческих работ по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» 1-11

«Умники и умницы» 4

«Занимательный английский» 4-5

«Почитай-ка» 1-2

«Проба пера» 5-11

Моделирование 3-5

«Компьютер - твой друг» 3-4; 5-6

«Азы программирования» 5-7

Дистанционная неделя гуманитарных наук 5-11

НПК учебно-исследовательских и проектно-исследовательских работ обучающихся 1-11

НПК по предметам естественно-математического цикла «Этот удивительный и 1-11

загадочный мир»

Школьное научное общество «Пилигрим» 5-11

«Воспитание личности» 4

«Юный краевед» 1-4; 5-7

Краеведческий «Поиск» 8-11

«Сад и огород» 5-7

«Умный сельский дом» 8-9

«Цветоводство» 4-11

«Ремесленные мастерские» 5-9

«Пасека» 8-11

«Рыборазводный пруд» 8-11

Конкурс электронных рисунков «Осторожно, огонь» 1-11

Классные проекты 1-11

Школьная служба примирения 9-11

Дружина юных пожарных 9-10

Циклограмма ключевых коллективных творческих дел

Время проведения Ключевые коллективные творческие дела

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сентябрь 1 сентября - День знаний

День Здоровья

Октябрь День самоуправления

Месячник краеведения

Ноябрь Неделя неофициальных символов России

Декабрь Неделя правовых знаний

Новогодний бал для участников предметных олимпиад

Новогодний праздник (1-6; 7-11 классы)

Январь День студента

Февраль Месячник военно-патриотического воспитания

Богатырь школы

Март Мисс выпускница

Апрель День Здоровья

Май День Победы

Последний звонок

За честь школы

Анализ данных, представленных в таблицах 4 и 5, показывает, что внеурочная деятельность Беляевской школы Пермского края включает:

- проведение ключевых коллективных творческих дел, охватывающих всех школьников и предоставляющих им возможность участвовать в мероприятиях на этапах коллективного планирования, коллективной подготовки и проведения;

- организацию и проведение общешкольных дел;

- включение детей в проектно-исследовательскую деятельность;

- создание детской общественной организации, предусматривающей включение детей в различные виды деятельности;

- проведение кружковой работы.

Общешкольные ключевые дела инициируют создание не только временных разновозрастных творческих групп, временных органов самоуправления, но и постоянных объединений, поскольку позволяют в совместной деятельности обнаружить и актуализировать потребности и интересы детей.

Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, корректировать учебное расписание и режим внеурочной деятельности, оперативно ориентироваться на потребности каждого ребёнка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнёров. Многолетний опыт школы в организации внеурочной деятельности в условиях малочисленности классов (от 3 до 14 человек) доказал целесообразность создания разновозрастных групп и объединений. В таких объединениях, прежде всего, формируются деловые отношения старших и младших, осуществляется развитие всех сторон личности ребёнка, постепенное расширение и обогащение сферы его общения, преемственное освоение и обогащение опыта организаторской деятельности в коллективе.

Сетевое взаимодействие - проведение ключевых мероприятий с участием общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Пермского края, способствует социализации обучающихся, предоставляет возможность обучающимся сельских малочисленных школ Пермского края (также детям с ограниченными возможностями здоровья) участвовать и общаться в разных мероприятиях на этапе подготовки и проведения этих мероприятий, в том числе дистанционно.

Мероприятия с участием общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования

Пермского края

Мероприятие Число Обучающиеся МБОУ Беляевской СОШ

участников Участников % от общего Число Число призёров

мероприятия числа обучающихся победителей

в школе

2015 2018 2015 2018 2015 201 2015 2018 2015 2018

год год год год год 8 год год год год год

Краевая конференция 102 50 13 14 17 23 6 11 6 2

творческих работ по технологии «Твори,

выдумывай, пробуй!»

Краевая 311 385 10 18 12 25 8 16 2 2

дистанционная

неделя

гуманитарных наук

Краевая научно - 35 14 17 7 22 14 7 6 4 1

практическая конференция по

предметам

естественно -

математического

цикла «Этот

удивительный и

загадочный мир»

Краевой конкурс 31 69 6 20 8 33 6 19 - 1

гуманитарных

проектов среди

детских, юношеских

и семейных

театральных

коллективов

Районный 49 53 11 18 14 30 2 4 1 7

дистанционный конкурс «Огонь не забава»

Анализ данных, представленных в таблице 6, показывает, что общее число участников мероприятий уменьшается, это, безусловно, связано с удаленностью школы, при этом увеличивается число участников дистанционных мероприятий. В тоже время, увеличивается процент Беляевских школьников, участвующих в мероприятиях. Также из их числа растет процент победителей и призеров.

Таблица 7

Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами

Критерии Количественные показатели (%)

2015-2016 учебный год 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год

Удовлетворенность школьников участием во внеурочной деятельности 83 96 100

Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности и ее результатами 81 95 100

Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами 90 93 100

Анализ данных, представленных в таблице 7, показывает, что по каждому критерию оценки результативности внеурочной деятельности в школе положительная динамика.

Необходимо отметить роль семьи в построении внеурочной деятельности. Наиболее эффективный результат в воспитании обеспечивается совместной деятельностью детей и родителей. Участие родителей во внеурочной деятельности позволяет им стать единомышленниками, союзниками педагогов, следовательно -выработать единые подходы школы и семьи к обучению и воспитанию детей.

Важнейшее условие и средство, обеспечивающее успешность социализации сельских детей, — использование ресурсов социума, которое осуществляется через сотрудничество педагогов, родителей,

учащихся, партнёров внешкольных учреждений, представителей социума. Благоприятные условия для развития социального партнёрства, сотрудничества и созидательного творчества обусловлены взаимной зависимостью школы и села, необходимостью взаимодействия образовательной организации и всех структур сельского социума. Партнёрами школы являются: администрация района, управление образованием района, МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Оханска, администрация сельского поселения, ИДЦ «Встреча», Совет ветеранов села, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС», 21 ОНПР по Оханскому и Нытвенскому муниципальным районам, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования Пермского края.

Выводы. Таким образом, организация школой внеурочной деятельности сельских детей имеет особое значение, так как обучающиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать и посещать желаемые кружки и секции в различных учреждениях. Затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей, усложняет организацию внеурочной деятельности детей в сельской малочисленной школе: удаленность от образовательных и культурных центров, отсутствие особых ресурсов и возможностей. Малочисленность класса ограничивает выбор форм внеурочной деятельности, препятствует формированию у школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Как показало проведенное исследование, если во внеурочной деятельности сельской малочисленной школы учитываются следующие условия: создание разновозрастных групп и детских общественных организаций, проведение общешкольных ключевых коллективных творческих дел, включение детей в проектно-исследовательскую деятельность, привлечение в образовательный процесс родителей и представителей социума - то это, в совокупности, способно создать благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания и социализации школьников.

Литература:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

2. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 117 с.

3. Жигулева Л.Ю. Внеурочная деятельность в сельской малочисленной школе в условиях реализации ФГОС.УТ Русановские чтения: Всероссийская научно-практическая конференция им. В. Н. Русанова (20 октября 2016 г., г. Оса).[Электронный ресурс]. Вып. 6/ под общей редакцией Т.В. Сапожниковой. МБОУ ДПО «Осинский методический центр». - СПб: Изд-во «Маматов». -2016. -56, М.-URL: http://www.mamatov.ru/doc/rus_cht.pdf (дата обращения: 15.01.2017)

4. Краевский, В.В. Методология педагогики / В.В. Краевский. - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2001. - 244 с.

5. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. - Самара: СамГПИ, 1994. - 165 с.

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Основная школа. / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -111 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-033558-4.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022995-1.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). -ISBN 978-5-09-023273-9

10. Пермский край в цифрах 2018. -URL: http://permstat.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/resources/acb745804c8a4ebea910bb915ce0328a/8.12.ht ml (дата обращения: 29.01.2019)

Педагогика

УДК 378:81.161.1(091)

кандидат педагогических наук, доцент Карамышева Светлана Николаевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

БИОГРАФИЯ УЧЁНОГО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ СРЕЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ: К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА В. Д. КУДРЯВЦЕВА

Аннотация. Статья посвящена доктору педагогических наук, профессору В. Д. Кудрявцеву. Биография учёного исследуется в контексте эпохи на основе проблемно-хронологического принципа с привлечением оригинальных историко-фактажных материалов.

Ключевые слова: профессор В. Д. Кудрявцев, народный учитель, история системы образования, история методики русского языка, биография ученого.

Annotation. The article is devoted to the Doctor of Pedagogical Sciences, Professor V. D. Kudryavtsev. The scientist's biography is investigated in the context of the era, based on a problem-chronological principle involving original historical factual material.

Keywords: Professor V. D. Kudryavtsev, People's Teacher, Education System History, History of the Russian Language Methodology, the Scientist's Biography.

Введение. Обращение к биографии доктора педагогических наук, профессора Василия Дмитриевича Кудрявцева ставит перед нами достаточно сложную задачу в связи с тем, что его имя прочно вписано в историю методики преподавания русского языка учениками и последователями, а его профессиональная деятельность неоднократно получала высокую оценку коллег по научному цеху, а также корифеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.