Научная статья на тему 'ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / UNIVERSITY / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCY-BASED APPROACH / UNIVERSAL COMPETENCIES / EDUCATIONAL CONTENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаренко Данила Андреевич

Цель: уточнить понятие и раскрыть воспитательный потенциал внеучебной деятельности, которая влияет на личностное развитие студентов высшей школы, формирование их жизненных ориентиров и универсальных компетенций. Методы: анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных вопросам воспитательной и внеучебной деятельности в высшей школе; анализ локальных нормативных документов Тольяттинского государственного университета по организации внеучебной деятельности; обобщение содержания организации внеучебной деятельности студентов; наблюдение за созданными условиями для внеучебной деятельности студентов в Тольяттинском государственном университете. Результаты : на основании анализа отечественных и зарубежных научных трудов, касающихся внеучебной деятельности, уточнено понятие «внеучебная деятельность студентов высшей школы», раскрыт её воспитательный аспект, подробно рассмотрена роль субъектов воспитательной внеучебной деятельности; на основании анализа локальных нормативных документов Тольяттинского государственного университета и наблюдения за созданными условиями для внеучебной деятельности студентов, показана система и принципы внеучебной воспитательной деятельности, функционирующие в Тольяттинском государственном университете; раскрыты направления, виды и содержание внеучебной деятельности студентов университета. Научная новизна: в статье уточнено понятие «внеучебная деятельность студентов высшей школы», показан её потенциал в контексте воспитательного процесса в вузе. Практическая значимость : основные идеи о роли внеучебной деятельности могут быть использованы при разработке программ воспитательной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаренко Данила Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS AS EDUCATIONAL RESOURCE AT UNIVERSITY

Purpose: indicate position about the concept and determine the educational potential of extracurricular activities, which affects the personal development of university students, the formation of their life experience and universal competencies. Methods: analysis of scientific papers on educational and extracurricular activities at the university; analysis of local regulatory documents of Togliatti State University about the organization of extracurricular activities; generalization of the organization of extracurricular activities of students; observation of the created conditions for extracurricular activities of students at Togliatti State University. Results: based on the analysis of domestic and foreign scientific works relating to extracurricular activities, the concept of “extracurricular activities of higher education students” is clarified, educational aspect is disclosed, the role of subjects of educational extracurricular activities is examined in detail; Based on the analysis of local regulatory documents of the Togliatti State University and observation of the created conditions for extracurricular activities of students, the system and principles of extracurricular educational activities that function at the Togliatti State University are shown, the directions, types and contents of extracurricular activities of university students are revealed. Scientific novelty : the article clarifies the concept of "extracurricular activities of university students", shows its potential in the context of the educational process of the university. Practical significance: basic ideas about the role of extracurricular activities can be used in developing educational programs of the university.

Текст научной работы на тему «ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.18

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0023

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© 2020

AuthorlD: 963927,

SPIN-код: 9173-8983,

ORCID: 0000-0002-2046-3729

Писаренко Данила Андреевич, аспирант

Институт стратегии развития образования Российской академии образования (105062, Россия, Москва, ул. Жуковского, д. 16, e-mail: dpisaren@gmail.com)

Аннотация. Цель: уточнить понятие и раскрыть воспитательный потенциал внеучебной деятельности, которая влияет на личностное развитие студентов высшей школы, формирование их жизненных ориентиров и универсальных компетенций. Методы: анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных вопросам воспитательной и внеучебной деятельности в высшей школе; анализ локальных нормативных документов Тольяттинского государственного университета по организации внеучебной деятельности; обобщение содержания организации вне-учебной деятельности студентов; наблюдение за созданными условиями для внеучебной деятельности студентов в Тольяттинском государственном университете. Результаты: на основании анализа отечественных и зарубежных научных трудов, касающихся внеучебной деятельности, уточнено понятие «внеучебная деятельность студентов высшей школы», раскрыт её воспитательный аспект, подробно рассмотрена роль субъектов воспитательной внеу-чебной деятельности; на основании анализа локальных нормативных документов Тольяттинского государственного университета и наблюдения за созданными условиями для внеучебной деятельности студентов, показана система и принципы внеучебной воспитательной деятельности, функционирующие в Тольяттинском государственном университете; раскрыты направления, виды и содержание внеучебной деятельности студентов университета. Научная новизна: в статье уточнено понятие «внеучебная деятельность студентов высшей школы», показан её потенциал в контексте воспитательного процесса в вузе. Практическая значимость: основные идеи о роли внеучебной деятельности могут быть использованы при разработке программ воспитательной деятельности вуза.

Ключевые слова: высшая школа, воспитание, воспитательный процесс, компетентностный подход, универсальные компетенции, содержание воспитания, внеучебная деятельность студентов.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS AS EDUCATIONAL RESOURCE AT UNIVERSITY

© 2020

Pisarenko Danila Andreevich, Postgraduate Student

Institute of Educational Development Strategy of the Russian Academy of Education (105062, Moscow, Zhukovsky St. 16, e-mail: dpisaren@gmail.com)

Abstract. Purpose: indicate position about the concept and determine the educational potential of extracurricular activities, which affects the personal development of university students, the formation of their life experience and universal competencies. Methods: analysis of scientific papers on educational and extracurricular activities at the university; analysis of local regulatory documents of Togliatti State University about the organization of extracurricular activities; generalization of the organization of extracurricular activities of students; observation of the created conditions for extracurricular activities of students at Togliatti State University. Results: based on the analysis of domestic and foreign scientific works relating to extracurricular activities, the concept of "extracurricular activities of higher education students" is clarified, educational aspect is disclosed, the role of subjects of educational extracurricular activities is examined in detail; Based on the analysis of local regulatory documents of the Togliatti State University and observation of the created conditions for extracurricular activities of students, the system and principles of extracurricular educational activities that function at the Togliatti State University are shown, the directions, types and contents of extracurricular activities of university students are revealed. Scientific novelty: the article clarifies the concept of "extracurricular activities of university students", shows its potential in the context of the educational process of the university. Practical significance: basic ideas about the role of extracurricular activities can be used in developing educational programs of the university.

Keywords: university, education, educational process, competency-based approach, universal competencies, educational content, extracurricular activities of students.

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные изменения, которые происходят в социальной, культурной и экономической сфере современной России, влекут за собой диверсификацию системы высшего образования. На педагогах-исследователях лежит важнейшая задача - анализировать происходящие изменения в системе образования и воздействовать на нее своими научными идеями с целью повышения качества, эффективности и конкурентоспособности отечественного высшего образования. В широком смысле, под термином «образование» понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. В данной статье будет сделан акцент на воспитательном аспекте современной высшей школы, роли внеучебной деятельности студентов в развитии личности, разделяющей гражданские ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества [1]. Воспитание молодёжи с ориентацией на ценностное отношение к своей истории, социальной ответственности и социальных обязанностей личности в обществе является одной из важнейших за-

дач социальных институтов, которые имеют отношение с образованию и профессиональной подготовке [2].

Методологической основой современного высшего образования является компетентностный подход. Он используется в образовательной практике для определения содержания образования и качества подготовки будущего выпускника, раскрывает интегрированную характеристику качества подготовки - результата образования и совокупность взаимосвязанных качеств личности. Специфика профессионального образования сегодня -создание компетентностной модели выпускника с набором ведущих компетенций, реально формируемых в конкретном образовательном учреждении. Однако только общепрофессиональные и профессиональные компетенции студентов не могут характеризовать качество профессиональной подготовки. Приобретаемые студентами в учебной деятельности умения и навыки с колоссальной скоростью устаревают, учитывая быстрые темпы развития современной цивилизации. Для понимания контекста приведем некоторые факты, сложившиеся в мировой и отечественной практике.

Генеральный директор компании IBM Virginia Rometty на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявила, что в стремительно меняющемся веке технологий высшее образование утрачивает свою ценность, на передний план выходят короткие обучающие программы для быстрого усвоения необходимых компетенций. На рынок труда сегодня выходят так называемые «новые воротнички» - люди, которые стремятся получить только необходимые в своей работе компетенции. Тем самым, вырастает потребность в некотором переходе от академической деятельности к деятельности, повышающей профессиональные компетентность будущих работников, исходя из запросов времени. Сами работодатели отказываются от графы «образование» при найме на работу [3].

В свою очередь, в отечественной практике существуют примеры отказа ведущих сервисов по поиску работы от графы «образование» [4]. В этом случае также уклон делается на обладание претендентами на должность определенными развитыми универсальными компетенциями. Кроме того, анализ свободных вакансий в различных компаниях государственного и коммерческого сектора показал, что работодателей в первую очередь интересует сформированность личностных и коммуникативных качеств будущих сотрудников - компетенций XXI века. Некоторые же работодатели и вовсе пытаются в процессе работы формировать необходимые профессиональные компетенции, требуемые на конкретной должности. В условиях проникновения искусственного интеллекта во все сферы жизни, внедрения автоматизации, робототехники в производство и сферу услуг выпускник вынужден конкурировать за рабочее место не только с человеком, но и с «роботом». В сложившейся парадигме, молодым специалистам особенно сложно, ведь в периоды экономического кризиса сокращается количество вакантных мест, оптимизируются зарплаты для молодых кадров. Будущим выпускникам просто необходимо обладать дополнительными конкурентными компетенциями, выделяющими их из общего числа. Более того, в современных условиях отказ от фундаментального образования в пользу опыта и прикладных навыков приведет к деградации лучших традиций российской высшей школы, окажет негативное воздействие на воспитательный аспект высшего образования, что в условиях конкуренции с искусственным интеллектом приведет к еще большим трудностям в экономике и социальной жизни.

Верной стратегией развития высшего образования видится фундаментальное образование, ориентированное на подготовку нового типа профессионала: активного гражданина, индивидуальности, личности. Суть реализации компетентностного подхода в таком случае проявляется в модернизации образования, качественном его изменении, создании новой системы человеческих ценностей как приоритета воспитания в образовательной деятельности. Базой профессиональной подготовки в этом аспекте становится не только учебный, но и вне-учебный процесс, нацеленный на общие ценности профессиональной подготовки - формирование компетенций и личностное развитие студентов.

Отечественные исследователи (Л.В. Алиева [5], Н.С. Бейлина [6], И.Н. Бригинец [7], А.Б. Иванова [8], И.В. Руденко [5]) и зарубежные (Bakoban R. A., Aljarallah S. A. [9] Retallick M. S., Foreman E. A. [10], S. Monteiro, L.S. Almeida [11]), посвятившие свои труды изучению внеу-чебной деятельности в воспитательном пространстве современной высшей школы, определяют внеучебную деятельность студентов как разнообразную деятельность, осуществляемую студентами вне основного учебного времени, основанную на принципах добровольности, личного интереса, потребностей, индивидуальных способностей и возможностей студентов, в которой обучающийся развивает свои личностные и профессиональные компетенции. 96

Исследователь И.А. Зимняя выделяет три группы компетентностей, которые могут успешно формироваться в воспитательном процессе вуза:

- «компетентности, относящиеся к самому человеку как личности: здоровьесбережение, компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции; гражданственность, самосовершенствование, саморазвитие, саморегулирование;

- компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: социальное взаимодействие, компетентность в общении;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека: игра, учение, общение, труд» [12].

Отдельные аспекты, связанные с содержанием воспитательной деятельности студентов освещались в работах Н.Б. Архангельской, Т.И. Грозовой, З.Н. Добрыниной, В.И. Калининой, Т.И. Кухтевич, Е.М. Смекаловой и др.

Анализ современных отечественных исследований позволяет утверждать, что последнее десятилетие стало временем активного научного поиска новых эффективных способов, методов формирования личностных и социальных компетенций в воспитательном процессе образовательного учреждения в условиях развития современного общества. Однако, научные труды в основном касаются общих проблем организации воспитательного процесса в образовательных организациях. Принятие Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ способствовало введению в оборот понятия «универсальные компетенции». Причем группы этих компетенций являются одинаковыми для всех направлений подготовки. В связи с этим, в пространстве университета можно активизировать поиск действенных механизмов формирования универсальных компетенций средствами воспитательного процесса, тем самым совершенствовать формы, методы профессиональной подготовки студентов. Назрела настоятельная необходимость поиска действенных механизмов формирования универсальных компетенций средствами воспитательного процесса, содержание которых направлено на личностное совершенствование выпускников высшей школы. Важно понимать, как можно создать для студентов различных направлений подготовки единую воспитательную среду, в которой будут успешно формироваться универсальные компетенции будущих профессионалов. По нашему мнению, внеу-чебная деятельность студентов высшей школы может разрешить сложившуюся проблему.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является уточнение понятия и раскрытие воспитательного потенциала внеучебной деятельности, которая влияет на личностное развитие студентов, формирование их ценностно-целевых жизненных ориентиров, универсальных компетенций, а значит является ресурсом воспитательной работы вуза. В ходе исследовательской работы были использованы следующие методы: анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных вопросам воспитательной и вне-учебной деятельности в высшей школе; анализ локальных нормативных документов Тольяттинского государственного университета по организации внеучебной деятельности; обобщение содержания организации вне-учебной деятельности студентов; наблюдение за созданными условиями для внеучебной деятельности студентов в Тольяттинском государственном университете.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На основании проведенного анализа отечественных научных трудов, посвященных воспитанию в высшей школе, уточним понятия, используемые в данной статье. Воспитательная работа вуза реализуется посредством специально организованного воспитательного процесса. Понятие «воспитательный процесс» - стержневое понятие, определяющее существенные черты воспитания как педагогически организованного целенаправленного процесса, в ходе которого происходит социализа-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

ция воспитанника, освоение им культурных ценностей. Воспитательный процесс в вузе - педагогически организованное, ценностно-целевое взаимодействие основных субъектов воспитания (с различным целевым, содержательным воспитательным потенциалом) в совместной образовательной, общественно и личностно значимой деятельности (основной и внеучебной) по становлению гражданина-профессионала. Научно-педагогическим и социально значимым является рассмотрение «воспитательного процесса» как «социально-педагогической реальности, интегрирующей и реализующей специфический потенциал воспитания во взаимодействии учебной и внеучебной деятельности»[13]; определение «профессионального воспитания» как ценностного содержания образовательного процесса образовательной организации.

Внеучебная деятельность студентов высшей школы - форма социального взаимодействия субъектов образовательного процесса в свободное от основных учебных занятий время, способствующая профессиональному и личностному становлению студентов в организованной вузом среде. В современной организации высшего образования могут существовать следующие виды внеу-чебной деятельности студентов: научная, общественная, культурно-досуговая, спортивная и виртуальная деятельность (взаимодействие человека с искусственным интеллектом) [14]. Субъектами внеучебной воспитательной деятельности выступают студенты и преподаватели.

Студент, как субъект внеучебной деятельности, может выполнять в вузе различные роли: участник или организатор направления внеучебной деятельности, лидер студенческой группы или сообщества, куратор проекта и т.д. Реализуя различные роли, студент высшей школы стремиться к профессиональному и человеческому совершенствованию. Чем больше ролей, тем больше появляется возможностей для «прокачивания» различных компетенций. Образовательное учреждение, таким образом, должно быть заинтересовано в системной, целенаправленной внеучебной деятельности, которая в дополнении к учебной влияет на личностное развитие студентов. Студенты, в свою очередь, проявляя творчество, активность, самостоятельность в меру своих индивидуальных возможностей, опыта, позитивно влияя на сверстников и педагогов, включаются в воспитательные отношения. Если рассмотреть основные группы универсальных компетенций «системное и критическое мышление», «разработка и реализация проектов», «командная работа и лидерство», «коммуникация» и др., можно отметить, что на их сформированность будут влиять нравственные, физические, моральные качества студентов, а значит они должны быть в поле зрения современного педагога-преподавателя высшей школы. Воспитательный внеучебный процесс требует признание уникальности личности студентов, учета преподавателем их творческого потенциала при формировании компетенций.

Преподаватель современного вуза, как субъект воспитания, является носителем реального образа профессионала. Гражданский, личный, профессиональный опыт педагога влияет на результат подготовки студентов вузе в системе высшего образования. Преподаватель высшей школы как субъект воспитательного процесса в воспитательном внеучебном процессе может быть координатором деятельности студенческих объединений, активным участником студенческих сообществ, куратором и организатором значимых вузовских событий и т.д. [15]. Современный преподаватель вуза, как участник внеучебной деятельности, обладает широким набором статусов и ролей, расширяющих его сферу основной педагогической и научной деятельности. Взаимодействие преподавателей и студентов в многообразии ролей создают воспитательное пространство высшей школы, которое является благоприятной средой для личностного,

творческого и профессионального роста.

Создание воспитательного пространства внеучеб-ной деятельности - важная задача высшей школы. Рассмотрим опыт Тольяттинского государственного университета (ТГУ), где непрерывная воспитательная внеучебная деятельность способствует формированию профессионально значимых качеств, а также универсальных компетенций будущих педагогов. В данном опыте особенно ценным следует считать полисубъектную позицию студентов и преподавателей, которая влияет на создание разнообразной внеучебной деятельности. Так, преподаватель-исследователь Тольяттинского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Ю.А. Кустов считает, что «в период обучения в вузе, кроме получения необходимого объёма знаний по основным образовательным дисциплинам, каждый студент-педагог должен получить развитие в следующих направлениях:

- обучиться приемам ведения проектной деятельности;

- овладеть методами и приемами организаторской работы;

- получить навыки самостоятельной работы в направлении повышения своего научного уровня и квалификации, занимаясь научно-исследовательской работой (результаты которой представляется на ежегодно проводимых университетских конкурсах «Научные бои», «Наука в фокусе»);

- повысить эстетический и общекультурный уровень, физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [16]. Эти направления внеучебной деятельности, организуемые благодаря взаимодействию педагогического коллектива и студенческих сообществ, расширяют возможности по формированию универсальных компетенций будущих педагогов, в которых раскрываются важные составляющие личностных качеств студентов как будущих граждан. Таким образом, внеучебная деятельность становится полноценным и эффективным ресурсом воспитательной работы. При этом возникает необходимость сформулировать принципы её успешной организации:

- принцип добровольности - предполагает, что студенты, добровольно, имея личный интерес и определенные потребности, используя полученный в учебной деятельности опыт, создают и участвуют во внеучебной деятельности, развиваясь как профессионально, так и личностно;

- принцип непрерывности (единства учебной и внеу-чебной деятельности) - заключается в создании единого образовательно-развивающего пространства вуза в целях расширения возможностей интеллектуально-нравственного развития личности, приобретения студентами социального опыта, удовлетворения его разносторонних интересов и способностей;

- принцип вариативности - означает, что внеучебная деятельность в современной организации высшего образования представлена в различных видах, что должно удовлетворить личностные потребности студентов;

- принцип творчества - раскрывает направленность на реализацию творческих способностей обучающихся;

- принцип доверия и поддержки - заключается в отказе от жестких рамок и авторитарности в организации внеучебной деятельности студентов, предполагает стремление создать важные, значимые личностноразви-вающие направления внеучбной деятельности, стимулировать к участию студентов в ней;

- принцип самоактуализации - предполагает, что в каждом студенте существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических и др. способностей. Внеучебная деятельность должна побудить и поддержать стремление студента к проявлению и развитию его личностного потенциала;

- принцип профессиональной направленности - означает учет наиболее значимых государственных и общественных потребностей в организации внеучебной деятельности студентов, указывает на связь с практикой, нацеливает на формирование профессиональной компетентности личности как основного результата;

- принцип мобильности - предполагает подготовленность и способность студентов быстро осваивать различные виды деятельности, постоянно повышать свою компетентность и квалификацию.

Основанная на приведенных принципах система успешно функционирует в Тольяттинском государственном университете, задачами которой являются:

- обеспечение активного участия преподавателей в организации внеучебной деятельности студентов;

- создание условий, для участия большинства обучающихся во внеучебной деятельности;

- формирование профессионально значимых качеств студентов в процессе их внеучебной деятельности.

На сегодняшний день в ТГУ представлены следующие виды внеучебной деятельности студентов:

1. Научная деятельность - участие студентов в работе научно-технических кружков при кафедрах, школе молодых исследователей, студенческих научных сообществ.

2. Проектная деятельность - моделирование и реализация социальных проектов в соответствии с запросами предприятий-заказчиков, работодателей и т.д.

3. Культурно-творческая деятельность - участие в работе творческих коллективов различной направленности, в работе медиагрупп и др.

4. Спортивная деятельность - участие студентов во внутривузовских объединениях и представление спортивных результатов на международном, всероссийском и областном уровне.

5. Общественная и организаторская деятельность - работа в составе общественных организаций и объединений; участие в органах самоуправления на уровне университета и академической группы и др.

Особая роль отводится общественным объединениям студентов, где, участвуя в добровольной разнообразной и насыщенной волонтерской работе, студенты учатся осуществлять социальное взаимодействие и реализовы-вать свою роль в команде (универсальная компетенция -3); осуществлять деловую коммуникацию (универсальная компетенция - 4). Университет создаёт условия для деятельности таких объединений: выделяет помещения, отмечает корпоративными наградами; стипендиями; размещает информацию о лучших представителях в корпоративных медиасредствах. В гуманитарно-педагогическом институте Тольяттинского государственного университета успешно действует студенческий педагогический отряд «Успех» - орган студенческого самоуправления ТГУ и студенческая общественная организация [17]. Основу деятельности составляют социальные проекты. Так, в 2019 году студентами реализован проект «Нанноград-2019». В ходе проекта на межрегиональном форуме «Созвездие - ^ - Самарский Наноград», участниками которого были обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций Приволжского Федерального округа, студенты ТГУ проводили игры со стажерами по командообразованию, сопровождали решение кейсов, представленные предприятиями, являлись организаторами досуговой деятельности и общих мероприятий. Проект «Дорога без опасности» позволил в сотрудничестве с ГИБДД г.о. Тольятти разработать методику изучения правил дорожного движения для младших школьников посредством настольно-печатных игр и проводить интерактивные занятия в начальной школе образовательных организаций г.о. Тольятти. В процессе реализации проекта студенты в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ совершенствовали навыки решения профессиональных задач, а также формировали компетенции: способен определять круг задач в рамках 98

поставленной цели и выбирать оптимальные способы решения, исходя из действующих правовых норм (УК-2); способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать роль в команде (УК-3); способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности (ОПК-6). Социальные проекты студентов (более 30 за год) профессионально ориентированы: это акции для воспитанников детского дома; учебы актива органов школьного самоуправления; работа в качестве вожатых и др. Участие студентов во внеучебной деятельности фиксируется в портфолио, которое подается на конкурс повышенной академической стипендии и выделяется отдельной номинацией «успехи во внеучебной деятельности». Деятельность педагогического отряда как общественного объединения организуется благодаря взаимодействию студентов и преподавателей кафедры педагогики.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основе современных научных подходов к воспитанию как многозначному, сложному социальному явлению, педагогической реальности, ценностному блоку высшего образования, анализа позитивной практики воспитания в образовательных организациях определены субъекты организации воспитательного процесса в вузе, сформулированы принципы и задачи, раскрыты направления внеучебной деятельности студентов высшей школы как ресурса воспитания и формирования универсальных компетенций студентов, реализация которых позволит повысить качественные результаты деятельности современных образовательных организаций. Перспективным направлением в рамках заявленной проблемы является разработка системы научно-методического обеспечения эффективной реализации потенциала внеучебной деятельности образовательной организации (программы, проекты профессионального воспитания в учебной и внеучебной деятельности; система диагностирования, стимулирования и индивидуального оценивания результатов воспитания студентов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.11.19).

2. Асмолов А., Гусельцева М. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества // Образовательная политика № 2 (72) 2016. С. 2-19.

3. Доклад главы IBM Virginia Rometty на Всемирном экономическом форуме в Давосе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hightech.plus/2019/01/23/glava-ibm-nemnogie-osoznayut-chto-v-budushem-nas-ne-zhdet-nichego-horoshego (дата обращения: 05.09.19).

4. Superjob решил отказаться от графы «образование» при размещении вакансий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// tass.ru/obschestvo/6024581 (дата обращения: 03.09.19).

5. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: в 2 ч. / под ред. Л.В. Алиевой, И.В. Руденко — Ч.1: Научный доклад — Тольятти: Кассандра, 2015. 75 с.

6. БейлинаН.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти. 2014. 191 с.

7. Бригинец И.Н. Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: автореф, дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М. 2010. 26 c.

8. Иванова А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности: автореф, дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск. 2010. 23 с.

9. Bakoban R. A., Aljarallah S. A. Extracurricular Activities and Their Effect on the Student's Grade Point Average: Statistical Study [Электронный ресурс] //Educational Research and Reviews, 2015. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1080292 (дата обращения: 09.09.2019).

10. Retallick, M. S., Foreman, E. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students [Электронный ресурс] // Agricultural Education and Studies Publications, 2012. URL: https://lib. dr.iastate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=ageds_pubs (дата обращения: 15.09.2019).

11. S. Monteiro, L.S.Almeida. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students [Электронный ресурс] // Journal of Vocational Behavior, 2015. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/abs/pii/ S0001879115001050?via%3Dihub (дата обращения: 03.08.2019).

12. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) //Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20-26.

13. Алиева Л.В. Внеучебная деятельность вуза: воспитательное пространство непрерывного образования и гражданского становления молодежи / Л.В. Алиева, Н.А. Нефёдова // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Материалы XII Международной науч. конф./ Сост. Н.А. Лобанов. -Вып.12. СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2014. Ч.2. С. 188-190.

14. Писаренко Д.А. Внеучебная деятельность студентов вуза: отечественные и зарубежные подходы к осмыслению понятия // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 41-44.

15. Алиева Л.В. Внеучебная деятельность вуза — пространство полисубъектного воспитания / Л.В. Алиева, И.В. Руденко // Воспитание студенчества: педагогический поиск: сборник научных трудов. М.: НОУВПО «Академия МНЭПУ», 2013. 100 с.

16. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53.

17. Rudenko, I.V. Organizational and Pedagogical Conditions Development of General Competences Formation in the Educational Activities of the University / Rudenko I.V., Fedorova N.I., Muskhanova I.V. et all // Journal of Sustainable Development. 2015. № 6 (Vol 8). pp. 45-51.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-31390027

Статья поступила в редакцию 25.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.