Научная статья на тему 'Методика оценивания сформированности компетенций студентов вуза во внеучебной деятельности '

Методика оценивания сформированности компетенций студентов вуза во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / компетентностный подход / внеучебная деятельность студентов / личностное развитие / кейс-измеритель / методика оценивания компетенций / универсальные компетенции / ФГОС 3++. / higher education / competence-based approach / extracurricular activities of students / personal development / case-measuring / methodology / universal competencies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаренко Данила Андреевич

В связи с реализацией нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в статье рассматривается целесообразность оценивания внеучебной деятельности студентов вуза. Научная новизна исследования заключается в разработке методики оценивания сформированности компетенций студентов во внеучебной деятельности. В статье дается подробное описание методики с использованием современного инструмента оценивания — кейс-измерителя, подробно раскрываются ее содержательная, организационная и практическая составляющие. Опытно-экспериментальная работа по апробации методики прошла в Тольяттинском государственном университете и позволила оценить уровень сформированности универсальных компетенций студентов педагогического отряда и дать рекомендации по их совершенствованию. Сделан вывод, что регулярное проведение процедуры оценивания компетенций студентов во внеучебной деятельности окажет положительное влияние на их личностное развитие. Статья адресована преподавателям высшей школы, организаторам и участникам внеучебной деятельности, заинтересованным в эффективной подготовке будущих выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаренко Данила Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for Evaluating the Formation of Competencies of University Students in Extracurricular Activities

The article focuses on the feasibility of assessing the extracurricular activities ofuniversity students with the implementation of a new generation of federal state educational standards of higher education. The scientific novelty of the research in developing methods for assessing students’ formation; competencies in extracurricular activities. The author describes the content, organizational and practical components of the methodology with a modern assessment tool — a case-meter. Experimental work on approbation of the methodology at Togliatti State University made it possible to assess the level of formation of the pedagogical group students’ universal competencies to formulate recommendations for their improvement. The author concluded that students’ regular assessment; competencies in extracurricular activities would positively impact their personal development. This article is addressed to educators, organizers and participants in extracurricular activities interested in the adequate preparation of future university graduates.

Текст научной работы на тему «Методика оценивания сформированности компетенций студентов вуза во внеучебной деятельности »

58 |

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Методика оценивания сформированности компетенций студентов вуза во внеучебной деятельности*

ПИСАРЕНКО Данила Андреевич,

аспирант Института стратегии развития образования РАО, Москва. E-mail:

dpisaren@gmail.com

Аннотация

В связи с реализацией нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в статье рассматривается целесообразность оценивания внеучебной деятельности студентов вуза. Научная новизна исследования заключается в разработке методики оценивания сформированности компетенций студентов во внеучебной деятельности. В статье дается подробное описание методики с использованием современного инструмента оценивания — кейс-измерителя, подробно раскрываются ее содержательная, организационная и практическая составляющие. Опытно-экспериментальная работа по апробации методики прошла в Тольяттинском государственном университете и позволила оценить уровень сформированности универсальных компетенций студентов педагогического отряда и дать рекомендации по их совершенствованию. Сделан вывод, что регулярное проведение процедуры оценивания компетенций студентов во вне-учебной деятельности окажет положительное влияние на их личностное развитие.

Статья адресована преподавателям высшей школы, организаторам и участникам внеучебной деятельности, заинтересованным в эффективной подготовке будущих выпускников вузов.

Ключевые слова:

высшее образование, компетентностный подход, внеучебная деятельность студентов, личностное развитие, кейс-измеритель, методика оценивания компетенций, универсальные компетенции, ФГОС 3++.

Введение

Принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++) поставило перед российскими вузами задачу освоения научно-методических подходов в области воспитания и обучения студентов в соответствии с требованиями времени. Во ФГОС ВО нового поколения по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» говорится, что установленные

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90027.

Для цитирования: Писаренко Д. А. Методика оценивания сформированности Статья поступила компетенций студентов вуза во внеучебной деятельности // Профессиональное

в редакцию образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 58-70. □□!: 10.24412/2307-4264-

27 января 2021 г. 2021-01-58-70

универсальные и общепрофессиональные компетенции должны быть сформированы в результате освоения обучающимися учебной программы и обеспечить выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность и решать задачи в области профессиональной деятельности1. Однако в современных реалиях для качественной подготовки студентов и решения ими будущих профессиональных задач одной только учебной деятельности недостаточно. Существует целый ряд отечественных и зарубежных исследований, в которых доказано эффективное влияние внеучебной деятельности на личностное и профессиональное становление студентов [Бейлина, 2014; Бригинец, 2010; Дружинина, 2010; Писаренко, 2019; Руденко, 2017; Bakoban, Aljarallah, 2015; Kim, Bastedo, 2016; Retallick, Foreman, 2012].

Под внеучебной деятельностью студентов понимается форма социального взаимодействия субъектов образовательного процесса в свободное от основных учебных занятий время, способствующая профессиональному и личностному становлению студентов в организованной вузом среде. Внеучебная деятельность студентов в современной образовательной организации высшего образования может быть представлена следующими видами: научная, общественная, культурно-творческая, спортивная, виртуальная (взаимодействие студентов в виртуальной среде) [Писаренко, 2020].

Известно, что «множество важнейших профессиональных и личностных качеств и компетенций будущего выпускника (коммуникабельность, ответственность, способность осуществлять социальное взаимодействие и проявлять лидерские качества в команде, умение критически анализировать информацию, способность управлять своим временем, понимать межкультурные отличия, поддерживать должный уровень физической формы и т. д.) могут быть также успешно сформированы в эффективно организованной внеучебной деятельности вуза» [Ломакина, Писаренко, 2020]. Осуществление учебной и внеучебной деятельности в единстве образовательного процесса позволяет студентам освоить различные социальные роли, успешно адаптироваться в вузовской, послевузовской и социокультурной среде.

Анализ ФГОС ВО выявил деятельностную направленность современного высшего образования и ориентацию на конечный, ожидаемый, конкретный результат, выраженный в компетенциях. При этом оценивание деятельности студентов в вузе направлено в основном на сформирован-ность общепрофессиональных и универсальных компетенций в учебной деятельности с помощью известных оценочных средств (конспект, собеседование, доклад, реферат, курсовая работа, эссе, лабораторная работа, проект, кейс и др.). Таким образом, внеучебная деятельность студентов, являясь составной частью образовательного процесса в высшей школе, не встроена полноценно в данный процесс и оценивается вузами исходя из локальных нормативных актов лишь количественно в виде портфолио.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 ФГОС по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. http://fgosvo.ru/upioadfiies/ FG0S%20V0%203++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что только после качественного оценивания возможна дальнейшая регуляция деятельности. Человек приходит к пониманию своей успешности и эффективности, у него появляются новые мотивы, конкретизируются цели и смыслы деятельности [Ананьев, 1980; Батурин, 2000; Рубинштейн, 1989]. Отсутствие адекватного оценивания, наоборот, дезориентирует, не стимулирует субъектов к дальнейшей деятельности. В связи с этим актуализируется проблема поиска валидного инструментария для оценивания внеучебной деятельности студентов с позиции не только количественных показателей, применяемых в отечественных вузах, но и качественных достижений в профессиональной подготовке и личностном развитии.

На наш взгляд, качественно оценить внеучебную деятельность студентов вуза в рамках компетентностного подхода означает оценить сформированность компетенций студентов, занимающихся внеучебной деятельностью.

Цель статьи — разработать и апробировать методику оценивания сформированности компетенций студентов во внеучебной деятельности.

Методология и методы исследования: анализ научной литературы, рассматривающей влияние внеучебной деятельности на профессиональное и личностное развитие студентов; педагогический эксперимент, направленный на оценивание сформированности компетенций во вне-учебной деятельности.

Результаты исследования

Для оценивания были выбраны личностные (универсальные) компетенции студентов, которые особенно эффективно формируются во вне-учебном пространстве вуза. Основываясь на анализе приведенных выше средств оценивания, был выбран кейс-метод как наиболее подходящий для оценивания компетентности студентов на основе конкретных практических ситуаций, встречающихся во внеучебной деятельности.

В отечественной педагогической науке кейс-метод рассматривался в ряде исследований [Айкина, 2013; Воронова, 2014; Екимова, 2014; Звон-ников, Челышкова, 2012; Царапкина, 2015].

Согласимся с определением Т. Ю. Айкиной: «Метод кейсов — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций» [Айкина, 2013]. Кейс представляет собой проблемную ситуацию, существовавшую в реальности или смоделированную на основе имеющегося опыта. Кейс описывает проблемную ситуацию, которая требует анализа, выявления проблемы, поиска и принятия оптимального решения. Важная особенность кейса состоит в отсутствии однозначных, заранее определенных решений, что побуждает студентов творчески подходить к процессу, анализировать не похожие друг на друга ситуации, актуализировать определенный комплекс имеющихся знаний и разрешать проблемы. Целями использования кейс-метода являются: обсуждение и анализ значимой проблемной ситуации, произошедшей в определенной сфере деятельности студентов; разработка адекватного

практического алгоритма действий с последующей оценкой предложенных вариантов и выбор оптимального пути решения проблемы в будущей деятельности.

С одной стороны, кейс-метод может рассматриваться как средство формирования универсальных компетенций студентов: умение выявлять проблему, сопутствующие задачи для ее решения, адаптироваться к новым ситуациям, коллективно организовывать свою деятельность, корректно выстраивать коммуникацию с другими субъектами деятельности, применять на практике «прожитый» позитивный опыт, представлять результаты своей деятельности, нести за них ответственность. С другой стороны, кейс-метод может способствовать оцениванию того, как эти универсальные компетенции сформированы. Таким образом, в предложенной методике кейс будет использоваться как измеритель. Понятие кейс-измеритель вошло в научный оборот как инновационный вид оценочных средств [Лебедева, Фролова, 2016]. Однако сегодня единых подходов к использованию кейс-измерителя в качестве оценочного средства нет, основная часть научных исследований посвящена кейс-методу как средству обучения и формирования компетенций студентов.

В нашей работе кейс-измеритель применяется как средство, позволяющее оценить личностные достижения (сформированность компетенций) студентов путем решения ими проблемно-деятельностных ситуаций (кейсов), встречающихся во внеучебной деятельности.

Предлагаемая методика оценивания личностных достижений (сфор-мированности компетенций) студентов во внеучебной деятельности содержит три основные составляющие: содержательную, организационную и практическую.

Говоря о содержательной составляющей, важно привести некоторые принципы работы с кейс-измерителем, которые помогут раскрыть суть методики оценивания личностных достижений (сформированности компетенций) студентов во внеучебной деятельности:

- принцип оценивания сформированности компетенций позволяет оценить компетенции, которые были развиты в процессе внеучебной деятельности;

- принцип оценивания реальных ситуаций соотносится с предложенными в кейсе ситуациями, встречающимися во внеучебной деятельности. Оценивание в данном случае проводится для выявления того, как следует действовать студенту в решении реальной проблемы;

- принцип полисубъектности оценивания предполагает внешнее оценивание и самооценивание по реальным действиям, занимаемым позициям, практическим результатам, умениям, проявленным личностным качествам и другим достижениям во внеучебной деятельности;

- принцип критериальной ясности и воспроизводимости оценивания предполагает, что методика оценивания четко определяет предмет, содержание и критерии оценивания, легка в освоении, не подвержена излишней бюрократизации и формализации, доступна для воспроизведения всеми субъектам внеучебной деятельности;

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- принцип безотметочного оценивания указывает, что оценивание внеучебной деятельности студентов (добровольной и творческой) имеет целью мотивировать студентов к личностному развитию, ориентировать на совершенствование необходимых универсальных компетенций для будущей профессиональной и социальной деятельности.

В процессе исследования были определены личностные (универсальные) компетенции, которые могут эффективно формироваться во вне-учебной деятельности и, согласно ФГОС ВО 3++, являются едиными для студентов бакалавриата всех направлений подготовки.

Далее были разработаны индикаторы (основные структурные элементы компетенции, раскрывающие ее сущность в виде конкретных действий и умений студентов в определенном виде деятельности) достижения универсальных компетенций, которые позволят оценить сформированность той или иной компетенции студентов во внеучебной деятельности. Приведем индикаторы универсальной компетенции на примере УК-2 «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений»:

- ИУК-2.1. Разрабатывает идею проекта и проектную документацию; планирует собственную деятельность в соответствии с требованиями и целью проекта;

- ИУК-2.2. Определяет круг задач в рамках цели проекта и методы проектной работы;

- ИУК-2.3. Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;

- ИУК-2.4. Отбирает эталонные параметры или разрабатывает критерии при осуществлении проектной деятельности.

Организационная составляющая методики подразумевает под собой последовательный алгоритм действий с кейс-измерителем, состоящий из нескольких этапов. Рассмотрим каждый из них.

1. Выбор компетенций и индикаторов

На данном этапе субъект оценивания (руководитель или куратор студенческого объединения, преподаватель, внешний эксперт и т. д.) выбирает компетенции, сформированность которых будет проверяться у студентов внеучебного коллектива, и определяет индикаторы для каждой из них. Для разных видов внеучебной деятельности индикаторы компетенций могут различаться и формулироваться более конкретно. Сформулированные индикаторы для проверки компетенций должны быть валидными и проверять деятельность — действия студентов, а не знания.

2. Разработка кейса

Субъект оценивания разрабатывает кейс для оценивания сформиро-ванности выбранных компетенций. Важно, чтобы субъект оценивания имел достаточный опыт и определенные положительные результаты в той внеучебной деятельности, которой занимаются студенты. В кейсе должна быть отражена проблемная ситуация, реально встречающаяся во внеучебной деятельности студенческого коллектива или максимально приближенная к ней. Задания кейса предполагают анализ ситуаций

и решение определенной проблемы. В кейсе должно быть достаточно информации для принятия решений, однако допускается, что исчерпывающий объем информации не будет представлен и студентам предстоит самим предложить варианты развития событий.

3. Подготовка вопросов и заданий к кейсу

На этом этапе разрабатываются задания и вопросы к кейсу, которые должны комплексно затрагивать все описанные в нем ситуации и быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, студенты могли продемонстрировать готовность выполнять конкретные действия, отраженные в индикаторах и составляющие суть оцениваемых компетенций в определенном виде внеучебной деятельности. Вопросы должны быть ориентированы на поиск студентами необходимой для ответа информации с использованием для этого всех возможных ресурсов (учебная литература, нормативно-правовые акты, статистические данные, интернет и т. д.). Результатом решения кейса и последующего группового обсуждения может стать некий продукт деятельности студентов (дорожная карта проекта, план проведения мероприятия, конкурса, программы и др.).

4. Презентация кейса и заданий

Цель данного этапа — ознакомление с проблемной ситуацией. Субъект оценивания представляет студентам кейс и задания для ознакомления и последующего группового обсуждения. Субъекту оценивания необходимо конкретно и в доступной форме изложить студентам целесообразность решения кейса, уточнить, сформированность каких компетенций кейс проверяет и решению каких задач призван помочь в будущем. Субъект оценивания может дать совет, как лучше организовать работу, подсказать, какие вопросы требуют особого внимания, в какой форме необходимо представить результаты и т. д.

5. Самостоятельная работа студентов с кейсом

Самостоятельная работа предполагает погружение каждого участника студенческого коллектива в разработанный кейс с целью решения центральной проблемы. На данном этапе наступает техническая работа с кейсом: за отведенное время студенты активизируют собственные знания, полученные в повседневной жизни, учебной и внеучебной деятельности, письменно отвечают на все предусмотренные вопросы и задания. Для успешного решения кейса студенту необходимо понять основную проблему, заложенную в нем. Затем можно переходить к ответам на задания, объективно, логично, полно и последовательно аргументировать суждения, демонстрируя свою точку зрения.

6. Представление и оценивание результатов

На этом этапе, который является завершающим в работе с кейс-измерителем, студенты представляют индивидуальные результаты решения кейса, затем происходит коллективное обсуждение и оценивание сфор-мированности компетенций студентов со стороны субъекта оценивания. Данный этап можно условно разделить на три стадии.

На первой стадии субъект оценивания рассматривает письменные ответы каждого студента и выносит суждение о сформированности индикаторов компетенций согласно разработанным диагностическим

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

показателям: 2 балла — индикатор полностью выражен; 1 балл — индикатор выражен хорошо, но некоторые аспекты выражены недостаточно; 0 баллов — индикатор не выражен. Далее субъект оценивания заполняет бланк компетенций, где отражает уровень сформированности компетенций каждого студента в соответствии с общей суммой баллов. Так, если студент набирает в сумме 6-8 баллов по оцениваемой компетенции, то компетенция может считаться сформированной на продвинутом уровне; 3-5 — сформированной на базовом уровне; 0-2 — на пороговом уровне.

На второй стадии происходит оценивание компетенций, о сформиро-ванности которых можно судить только в групповой работе (командная работа и лидерство, коммуникация и т. д.). При этом необходимо, чтобы все студенты были вовлечены в групповое обсуждение кейса под руководством субъекта оценивания.

Важно, чтобы решение кейса подразумевало получение определенного продукта деятельности с целью последующей его реализации. Тогда у студентов будет стимул максимально проявить себя в групповой работе. Так, если решение кейса предполагает план проектной деятельности, то в процессе групповой работы студенты могут сформировать команду проекта, определить лидера, выработать общую концепцию и алгоритм действий, распределить выполняемые функции между членами коллектива, приступить к реализации проекта.

На третьей стадии субъект оценивания вносит полученные результаты в протокол оценивания и объявляет их студентам. При этом важно пояснить, что оценивание служит для выявления существующих пробелов в формировании универсальных компетенций, их последующего устранения путем активного участия во внеучебной деятельности с осмыслением того, какие личностные характеристики необходимо совершенствовать. Заключительным шагом может стать коллективное обсуждение результатов совместно с куратором внеучебного объединения, преподавателем или внешним экспертом для выбора оптимального пути дальнейшей реализации проекта или иной совместной деятельности.

Практическая составляющая предполагает апробацию методики оценивания личностных достижений (сформированности компетенций) студентов во внеучебной деятельности в практике вуза. Рассмотрим ее на примере педагогического отряда «Успех» Тольяттинского государственного университета1.

Кейс-измерители были составлены таким образом, чтобы в них отразилась социально-педагогическая направленность деятельности педот-ряда «Успех» и решались актуальные социально значимые проблемы. Результатом решения центральной проблемы, заложенной в кейсе, должно было стать не только оценивание сформированности универсальных компетенций, но и деятельность по дальнейшей реализации проектов. В качестве измерителя был выбран разработанный нами кейс «Моя профессия — педагог», с помощью которого проводилось оценивание

1 О деятельности педагогического отряда «Успех» см. https://www.tLtsu.ru/students/Life-outside-of-schooL/ped-squad-success/.

УЕ-1

и 4*

ыч

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

л им с оиипи тшп/^

УК-2

МИ

УК-4

114

«14

О Продвинутый ц: Базовый [П Пороговый

Соотношение уровней сформированности универсальных компетенций студентов — членов

педагогического отряда,%

сформированности УК-1, УК-2, УК-3 и УК-4. В решении кейса участвовали 28 членов педагогического отряда. Конечным продуктом решения кейса должен был стать профориентационный проект, направленный на популяризацию профессии учителя среди выпускников школ города.

За отведенное время студентам необходимо было определить центральную проблему, приведенную в кейсе; проанализировать и систематизировать информацию, необходимую для ее решения; разработать паспорт проекта, направленного на разрешение сложившийся проблемы (УК-1, УК-2). Согласно разработанной методике, на основании индивидуальных письменных ответов членов педагогического отряда результаты сформированности индикаторов компетенций были внесены в бланк оценивания сформированности компетенций студентов. Далее на плановом заседании педагогического отряда студентам было предложено представить разработанные проекты, ознакомиться с работами коллег, обсудить полученные результаты и создать единый профориентацион-ный проект, собрав команду и распределив роли между ее участниками (УК-3, УК-4).

Следующим шагом стало внесение полученных результатов в итоговый протокол уровней сформированности компетенций студентов, оглашение индивидуальных и общих результатов сформированности компетенций студентов во внеучебной деятельности (рис.).

В качестве примера представим полученные результаты по УК-2. На продвинутом уровне компетенция сформирована у 10 студентов — членов педагогического отряда (36%), на базовом уровне —

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

у 14 студентов (50%), на пороговом уровне — у четырех студентов (14%). При этом умение в полной мере разрабатывать идею проекта и проектную документацию, планировать собственную деятельность в соответствии с требованиями и целью проекта (ИУК-1) смогли продемонстрировать 12 человек; индикатор выражен хорошо, но некоторые аспекты выражены в недостаточной степени у 15 студентов, у одного студента индикатор не выражен вообще. Определить круг задач в рамках цели проекта и методы проектной работы (ИУК-2) полностью смогли 10 студентов, индикатор выражен хорошо у 15 студентов, у трех студентов педагогического отряда индикатор не выражен вообще. Спроектировать решение задач, выбрав оптимальный способ исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (ИУК-3), в полной мере смогли шесть студентов; индикатор выражен хорошо, но некоторые аспекты выражены в недостаточной степени у 18 студентов, индикатор не выражен у четырех студентов. Использовать выверенные параметры при осуществлении проектной деятельности (ИУК-4) в полной мере смогли лишь три студента, у 22 студентов индикатор выражен хорошо, у трех студентов индикатор не выражен вообще.

Таким образом, студенты — члены педагогического отряда хорошо проявили себя в поиске и анализе информации, необходимой для выполнения проектной работы; продемонстрировали умение работать в команде, определять свою роль исходя из личных способностей и интересов; показали хорошие коммуникативные навыки, позволяющие сообща выполнять проектную работу и публично представлять ее результаты. Однако навыки самостоятельной разработки идеи проекта и проектной документации, определения задач и методов проектной работы им еще предстоит совершенствовать. По итогам оценивания каждому студенту были даны рекомендации относительно развития личностных универсальных компетенций. Они касались способов совершенствования коммуникативных навыков, методов поиска, анализа и обработки информации, подходов к разработке проектной документации, технологий представления результатов проектной деятельности.

Заключение

Разработанная методика позволила провести процедуру оценивания и зафиксировать уровень сформированности универсальных компетенций студентов во внеучебной деятельности. Оценивание универсальных компетенций студентов с помощью разработанной методики будет продолжено с целью выявления последующих изменений в личностных достижениях участников внеучебного объединения.

Регулярное оценивание сформированности компетенций студентов во внеучебной деятельности позволит выявить обратную связь между деятельностью, которой они занимаются, и их личностным развитием, адекватно оценить себя и окружающих, сравнить индивидуальные достижения с достижениями других участников коллектива, повысить эффективность своей деятельности, достичь новых личностных результатов.

Литература

1. Айкина Т. Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 1(129). С. 58-61.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Под. ред. А. А. Бо-далева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980. 288 с.

3. Батурин Н. А. Психология оценивания и оценки. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. 106 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бейлина Н. С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2014. 191 с.

5. Бригинец И. Н. Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 26 с.

6. Воронова Е. Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2014. № 1(7). С. 189-194.

7. Дружинина Р. В. Внеучебная деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. 262 с.

8. Екимова В. И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 1. С. 86-97.

9. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. пособие. М.: Логос, 2012. 280 с.

10. Лебедева А. А., Фролова И. Ю. Кейс-измеритель как инновационный вид оценочных средств ФОС в компетентностном подходе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 9(748). С. 134-155.

11. Ломакина Т. Ю., Писаренко Д. А. Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 1 (65). С. 20-32.

12. Писаренко Д. А. Внеучебная деятельность студентов как ресурс воспитательной работы высшей школы // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30). С. 95-99.

13. Писаренко Д. А. Оценивание эффективности внеучебной деятельности студентов вуза в контексте компетентностного подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. № 2. С. 25-31.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. 488 с.

15. Руденко И. В. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций: монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 172 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

16. Царапкина Ю. М. Использование кейс-технологий при обучении студентов // Образование и наука. 2015. № 3(122). С. 120-129.

17. Bakoban R. A., Aljarallah S. A. Extracurricular Activities and Their Effect on the Student's Grade Point Average: Statistical Study // Educational Research and Reviews. 2015. P. 2737-2744.

18. Kim J., Bastedo M. Athletics, clubs, or music? The influence of college extracurricular activities on j ob prestige and satisfaction // Journal of Education and Work. 2016. P. 249-269.

19. Retallick M. S., Foreman E. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students // Journal of Agricultural Education. 2012. P. 111-123.

Methodology for Evaluating the Formation of Competencies of University Students in Extracurricular Activities

Author

Danila Pisarenko

Post-graduate student of the Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education,

Moscow.

E-mail: dpisaren@gmail.com

Abstract

The article focuses on the feasibility of assessing the extracurricular activities ofuniversity students with the implementation of a new generation of federal state educational standards of higher education. The scientific novelty of the research in developing methods for assessing students' formation; competencies in extracurricular activities. The author describes the content, organizational and practical components of the methodology with a modern assessment tool — a case-meter. Experimental work on approbation of the methodology at Togliatti State University made it possible to assess the level of formation of the pedagogical group students' universal competencies to formulate recommendations for their improvement. The author concluded that students' regular assessment; competencies in extracurricular activities would positively impact their personal development. This article is addressed to educators, organizers and participants in extracurricular activities interested in the adequate preparation of future university graduates.

Keywords:

higher education, competence-based approach, extracurricular activities of students, personal development, case-measuring, methodology, universal competencies.

For citation:

Pisarenko D. A. Methodology for Evaluating the Formation of Competencies of University Students in Extracurricular Activities. Professional'noye obrazovaniye

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i rynok truda / Vocational Education and Labor Market, 2021, no. 1, pp. 58-70. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-58-70

References

Ananyev B. G. Izbrannyye Psikhologicheskiye Trudy [Selected psychological works]. M.: Pedagogika, 1980, 288 p. (In Russ.)

Baturin N. A. Psikhologiya otsenivaniya i otsenki [Psychology of Assessment and Evaluation]. Chelyabinsk: SUSU Publishing House, 2000, 106 p. (In Russ.)

Aykina T. Yu. Metod keysov v formirovanii kommunikativnoy kompetentsii stu-dentov [Case Method in the Formation of Students' Communicative Competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta / Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2013, no. 1(129), pp. 58-61. (In Russ.)

Bakoban R. A., Aljarallah S. A. Extracurricular Activities and Their Effect on the Student's Grade Point Average: Statistical Study. Educational Research and Reviews,

2015, pp. 2737-2744.

Beylina N. S. Formirovaniye sotsial'noy kompetentnosti budushchikh bakalavrov v deyatel'nosti kuratora studencheskoy gruppy [Formation of Social Competence of Future Bachelors in the Activities of the Student Group Curator], Cand. ped. sci. diss. Tolyatti, 2014, 191 p. (In Russ.)

Briginets I. N. Razvitiye liderskikh kachestv studentov turistskogo vuza vo vneu-chebnoy deyatel'nosti [Development of Leadership Qualities of Students of a Tourist University in Extracurricular Activities], Cand. ped. sci. diss. Abstr., Moscow, 2010, 26 p. (In Russ.)

Druzhinina R. V. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov kak sredstvo povysheni-ya kachestva professional'noy podgotovki v vuze [Extracurricular Activities of Students as a Means of Improving the Quality of Professional Training at the University], Cand. ped. sci. diss. SPb., 2010, 262 p. (In Russ.)

Kim J., Bastedo M. Athletics, Clubs, or Music? The Influence of College Extracurricular Activities on Job Prestige and Satisfaction. Journal of Education and Work,

2016, pp. 249-269.

Lebedeva A. A., Frolova I. Yu. Keys-izmeritel' kak innovatsionnyy vid otse-nochnykh sredstv FOS v kompetentnostnom podkhode [Case-Measuring Instrument as an Innovative Type of Assessment Tools of FOS in the Competence-Based Approach]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvistichesk-ogo universiteta. Obrazovaniye i pedagogicheskiye nauki/ Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and Pedagogical Sciences, 2016, no. 9 (748), pp. 134-155. (In Russ.)

Lomakina T. Yu., Pisarenko D. A. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov vysshey shkoly v kontekste realizatsii kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniya [Extracurricular Activities of Students of Higher Education in the Context of the Implementation of the Concept of Lifelong Education]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika / Domestic and Foreign Pedagogy, 2020, vol. 1, no. 1 (65), pp. 20-32. (In Russ.)

Pisarenko D. A. Otsenivaniye effektivnosti vneuchebnoy deyatel'nosti studentov vuza v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Evaluation of the Effectiveness of Extracurricular Activities of University Students in the Context of the Competence-Based Approach]. Uchenyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta /Scientific Notes of The Trans-Baikal State University, 2019, vol. 14, no. 2, pp. 25-31. (In Russ.)

Pisarenko D. A. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov kak resurs vospitatel'noy raboty vysshey shkoly [Extracurricular Activities of Students as a Resource for

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Educational Work in Higher Education]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal/Baltic Humanitarian Journal, 2020, vol. 9, no. 1 (30), pp. 95-99. (In Russ.)

Retallick M. S., Foreman E. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students. Journal of Agricultural Education, 2012. pp. 111-123.

Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Moscow: Pedagogika, 1989, 488 p. (In Russ.)

Rudenko I. V. Teoreticheskiye osnovy formirovaniya obshcheprofessional'nykh kompetentsiy studentov v vospitatel'nom protsesse obrazovatel'nykh organizatsiy: monografiya [Theoretical Foundations of the Formation of General Professional Competencies of Students in the Educational Process of Educational Organizations]. Moscow, Publ. House of the Academy of Natural Sciences, 2017, 172 p. (In Russ.)

Tsarapkina Yu. M. Ispol'zovaniye keys-tekhnologiy pri obuchenii studentov [Use of Case Technologies in Teaching Students]. Obrazovaniye i nauka/Education and Science, 2015, no. 3 (122), pp. 120-129. (In Russ.)

Voronova Ye. N. Sovremennyye tekhnologii i metody obucheniya inostrannomu yazyku v vuze [Modern Technologies and Methods ofTeaching a Foreign Language at a University]. Perspektivy nauki i obrazovaniya / Prospects for Science and Education, 2014, no. 1(7), pp. 189-194. (In Russ.)

Yekimova V. I. Keys-metod v vysshey shkole: problemy primeneniya i otsenki ef-fektivnosti [Case Method in Higher Education: Problems of Application and Assessment of Effectiveness]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya/Modern Foreign Psychology, 2014, vol. 3, no. 1, pp. 86-97. (In Russ.)

Zvonnikov V. I., Chelyshkova M. B. Otsenka kachestva rezul'tatov obucheniya pri attestatsii (kompetentnostnyy podkhod) [Assessment of the Quality of Learning Outcomes During Certification (Competence-Based Approach)]. Moscow: Logos, 2012, 280 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.