Научная статья на тему 'Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования'

Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ШИРИНОЙ В ЖИЗНЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / CONTINUING EDUCATION / LIFEWIDE LEARNING / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Т.Ю., Писаренко Д.А.

В статье рассматриваются основные идеи концепции непрерывного профессионального образования, принятой в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза. Особое внимание уделяется толкованию принципа lifewide learning обучение шириной в жизнь, который рассматривается применительно к образовательной деятельности студентов вуза. Целью статьи является выявление возможностей внеучебной деятельности студентов вуза в контексте реализации концепции непрерывного образования, изучение ее ресурсов как упорядоченной структуры неформального образования, которое моделируется в вузе с помощью разнообразных форм, привлекательных для молодежи, и обеспечивает рост потенциала на основе личностной мотивации, предпочтений, интересов и склонностей. Авторы считают, что именно эти характеристики позволяют рассматривать ее значимость для непрерывного профессионального развития студентов. Внеучебная деятельность рассмотрена и проанализирована в статье на основе изучения отечественной и зарубежной литературы как система, способствующая установлению горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования (формального, неформального). Проведена диагностика форм и методов организации внеучебной деятельности в опорном Тольяттинском государственном университете, доказывающая влияние внеучебной деятельности студентов на уровень сформированности их компетенций. Авторы приходят к выводу, что внеучебная деятельность студентов в вузе является ресурсом реализации концепции непрерывного образования, принципа lifewide learning, индивидуализированном по времени, темпам, направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF CONCEPT OF CONTINUING EDUCATION

The authors analyze the main ideas of the concept of continuing education described in the “Memorandum of Continuing Education of the European Union”. Consider the principle of "lifewide learning" in relation to the educational activities of university students. The purpose of the article is to demonstrate the possibility of extracurricular activities of university students in the context of the concept of continuing education, the analysis of its resources as a structure of non-formal education, which is presented in a university in a variety of forms and types, exciting for students and providing personal development based on motivation, preferences, interests and inclinations. The authors believe that these characteristics make it part of the continuing education of students. The phenomenon of extra-curricular activity is considered and analyzed on the basis of the study of Russian and foreign literature as a system that contributes to the establishment of horizontal connections in the formation of a system of continuous education (formal, informal). The authors diagnosed forms and methods of organizing extracurricular activities at Togliatti State University, proved the influence of extracurricular activities of students on the level of formation of their competencies. The authors conclude that the extracurricular activities of university students are a resource for the implementation of the concept of continuous education, the principle of “lifewide learning”.

Текст научной работы на тему «Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.18

Т. Ю. Ломакина

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией профессионального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: sasa-82@mail.ru

Tatyana Yu. Lomakina

Dr. Sc. (Education), Professor, Head of Professional Development Laboratory, Institute for Strategy of Educational Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Д. А. Писаренко

Аспирант, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: dpisaren@gmail.com

Danila A. Pisarenko

Postgraduate Student, Institute for Strategy of Educational Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные идеи концепции непрерывного профессионального образования, принятой в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза. Особое внимание уделяется толкованию принципа lifewide learning — обучение шириной в жизнь, который рассматривается применительно к образовательной деятельности студентов вуза. Целью статьи является выявление возможностей вне-учебной деятельности студентов вуза в контексте реализации концепции непрерывного образования, изучение ее ресурсов как упорядоченной структуры неформального образования, которое моделируется в вузе с помощью разнообразных форм, привлекательных для молодежи, и обеспечивает рост потенциала на основе личностной мотивации, предпочтений, интересов и склонностей. Авторы считают, что именно эти характеристики позволяют рассматривать ее значимость для непрерывного профессионального развития студентов. Внеучебная деятельность рассмотрена и проанализирована в статье на основе изучения отечественной и зарубежной литературы как система, способствующая установлению горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования (формального, неформального). Проведена диагностика форм и методов организации внеучебной деятельности

Как цитировать статью: Ломакина Т. Ю., Писаренко Д. А. Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 1 (65). С. 20-32.

в опорном Тольяттинском государственном университете, доказывающая влияние внеучебной деятельности студентов на уровень сфор-мированности их компетенций. Авторы приходят к выводу, что вне-учебная деятельность студентов в вузе является ресурсом реализации концепции непрерывного образования, принципа lifewide learning, индивидуализированном по времени, темпам, направленности.

Ключевые слова: непрерывное образование, обучение шириной в жизнь, высшее образование, профессиональное развитие, личностное развитие, внеучебная деятельность студентов, компетенции.

Введение. В настоящее время концепция непрерывного образования является актуальной характеристикой развития образования во всем мире и справедливой закономерностью личностного и профессионального становления человека. На саммите европейских стран, проходившем в Лиссабоне в марте 2000 года, был принят Меморандум непрерывного образования Европейского союза, в котором закреплено, что переход общества к экономике, основанной на знаниях, должен сопровождаться процессом непрерывного образования — обучения длиною в жизнь (lifelong learning) [10]. Построение системы непрерывного образования, которая должна соответствовать потребностям страны и тенденциям развития мирового рынка труда, в настоящий момент рассматривается как одна из приоритетных стратегических задач отечественной системы образования. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом всех современных образовательных систем.

В исследованиях последних лет проблеме участия России в формировании системы непрерывного образования уделено достаточно много внимания [1; 4; 5].

Одним из направлений успешной реализации концепции непрерывного образования стал принцип lifewide learning — «обучение шириной в жизнь», который подразумевает «охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, необходимых и интересных для него видов деятельности» [7]. Это может реализовываться в системе неформального (non-formal) образования: в общественных центрах, спортивных клубах и др.

Все большее количество отечественных исследователей (Л. В. Алиева, Н. С. Бейлина, Д. Б. Дружинина, А. Б. Иванова, Т. Л. Иванайская,

Р. М. Петрунева, В. А. Середа, Н. М. Сребная, А. Н. Чиж, Н. И. Шульга и др.) убеждаются в том, что базой профессиональной подготовки студентов является не только учебный, но и внеучебный процесс, нацеленный на общие ценности образования на данной ступени — формирование компетенций и личностное развитие. Множество важнейших личностных качеств и компетенций будущего выпускника (коммуникабельность, ответственность, способность осуществлять социальное взаимодействие и проявлять лидерские качества в команде, умение критически анализировать информацию; способность управлять своим временем, понимать межкультурные отличия, поддерживать должный уровень физической формы и др.) могут быть успешно сформированы в эффективно организованной внеучебной деятельности вуза.

За последнее десятилетие проблемам формирования профессионально значимых качеств личности в системе воспитательной и вне-учебной деятельности вуза и созданию педагогических условий для профессионального воспитания было посвящено более восьмидесяти диссертаций. Данные исследования выполнялись в контексте стандартизации высшего образования и были ориентированы на изучение личностного и профессионального развития студентов. В диссертациях А. Т. Ахметзяновой (2015), А. О. Ашанина (2015), Н. С. Бейлиной (2014), С. С. Гайдуковой (2012), О. Н. Гринвальд (2011), И. Г. Захаровой

(2010), И. В. Ильиной (2014), В. Р. Каримова (2011); Н. В. Козловой

(2011), В. С. Петрова (2014), В. С. Плюхина (2016), Н. В. Повесьма (2011); Д. А. Почебут (2011), Ю. В. Слесарева (2012) доказано, что внеучебная деятельность помогает студенту выступать в новой субъектной позиции (организатора, активного творческого участника, инициатора, эксперта результатов и т.д.), адаптироваться к профессии, расширять круг умений, необходимых для будущей профессии. Специфика внеучебной деятельности современного вуза заключается в том, что на основании студенческих инициатив, в многообразных видах социальной, научной, культурно-досуговой, спортивной деятельности, в партнерстве с бизнесом, социальными партнерами, региональными структурами и др. происходит профессионально-личностное развитие студентов. В этом смысле внеучебная деятельность способствует установлению дополнительных горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования молодежи.

Таким образом, значительное количество проведенных исследований

позволяет утверждать, что внеучебная деятельность акцентирует внимание не только на постоянстве процесса обучения во времени, но и на разнообразии его форм деятельности «здесь и сейчас». Незавершенность знания о роли внеучебной деятельности студентов вуза в формировании отечественной концепции непрерывного образования подводит нас к постановке ключевого вопроса данного исследования: каковы ресурсы внеучебной деятельности студентов, способствующие установлению горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования и способствующие личностному развитию студентов в зависимости от способностей и интересов?

Цель статьи: выявить возможности внеучебной деятельности студентов вуза в контексте реализации концепции непрерывного образования и принципа lifewide learning — «обучение шириной в жизнь».

Исследование призвано прояснить роль внеучебной деятельности в непрерывном профессиональном образовании студентов, выявить ее ресурсы как упорядоченной структуры неформального образования, которое моделируется в вузе с помощью разнообразных форм, привлекательных для молодежи, и обеспечивает рост потенциала на основе личностной мотивации, предпочтений, интересов и склонностей.

Методология и методы исследования: сравнительный анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам внеучебной деятельности студентов, обобщение; наблюдение за организацией внеучебной деятельности в вузе, диагностика сформированности компетенций студентов, занимающихся внеучебной деятельностью.

Результаты исследования. Внеучебную деятельность студентов вуза можно рассматривать как среду, где сознательно происходит освоение, совершенствование, передача знаний и умений другим субъектам, развитие и становление профессиональных и личностных качеств в процессе интересных для студентов видов деятельности. Это позволяет рассматривать внеучебную деятельность как вид неформального образования, составляющую часть непрерывного «обучения шириной в жизнь», имеющего общекультурное значение для каждого человека.

В ходе проведенного теоретического анализа было выявлено, что в отечественной педагогике термин «внеучебная деятельность студентов» находится в исследовательском поле ряда последних десятилетий. Его трактовка содержится в диссертациях Н. С. Бейлиной [2], П. М. Васильева [3], Р. В. Дружининой [6], Т. Л. Иванайской [8], А. Б. Ивановой [9],

Е. М. Самохваловой [13], Н. М. Сребной [14], А. Н. Чижа [15] и др. Однако толкования этого понятия неоднозначны, и их можно представить двумя группами:

Первая группа исследователей трактует внеучебную деятельность:

- как подсистему вуза, связанную с деятельностью студентов вне учебных занятий (Л. В. Алиева, И. В. Руденко, П. М. Васильев, В. И. Кравчук);

- как подсистему образовательного процесса (Н. С. Бейлина,

A. Н. Чиж, Р. В. Дружинина, Е. М. Самохвалова);

- как совместную деятельность педагогического коллектива и студентов (И. А. Винтин, В. И. Кравчук, Д. А. Боков, Р. М. Каримова, Н. И. Шульга).

Вторая группа исследователей рассматривает внеучебную деятельность:

- как среду, способствующую самообразованию, профессиональному саморазвитию, самореализации личности (Т. Л. Иванайская, Н. М. Сребная, И. Н. Бригинец);

- особое пространство, в котором происходит социокультурное воспитание студентов (Р. М. Петрунева, А. Б. Иванова, О. В. Сидорова,

B. А. Середа).

Анализ трудов современных ученых позволил уточнить понятие и определить внеучебную деятельность студентов как форму социального взаимодействия субъектов образовательного процесса в свободное от основных учебных занятий время, способствующую профессиональному и личностному становлению студентов в организованных вузом условиях.

Вопросы, связанные с ролью внеучебной деятельности в формировании компетентности студентов, были рассмотрены и зарубежными исследователями (M. S. Retallick, E. A. Foreman, J. Kim, M. N. Bastedo, R. A. Bakoban, S. A. Aljarallah, M. Rombokas, M. Ahmad, M. F. Rahman и др.).

Исследователи из Университета Айовы (США) M. S. Retallick и E. A. Foreman в статье «Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students» попытались показать взаимосвязь между занятиями внеучебной деятельностью студентами колледжа и их лидерскими качествами. Эксперимент показал, что студенты, которые обладали руководящей ролью в своих сообществах и клубах по интересам, а также те, кто проводил семь и более часов во внеучебной деятельности колледжа,

показали более развитые лидерские качества (целеустремленность, уверенность в себе, решительность, ответственность, коммуникабельность), чем те, кто проводил небольшое количество времени или не занимали руководящей позиции в своих сообществах [19].

Исследователями из США J. Kim и M. N. Bastedo выявлено, что студенты, имеющие навыки общественной и социальной работы, легче адаптируются к новым условиям, быстрее входят в профессиональный коллектив, оттого уровень удовлетворенности своим местом работы у них выше. Авторы считают, что работодатели предпочитают сотрудников с развитыми коммуникативными навыками, умеющих работать с информацией и анализировать ее, брать на себя ответственность за принятые решения, проявлять умения работать в команде. Такие сотрудники понимают свою конкурентоспособность, проявляют повышенный интерес к работе, пользуются уважением коллектива и руководства и, соответственно, более удовлетворены своим местом работы [18].

Исследователи R. A. Bakoban и S. A. Aljarallah из ведущего вуза Саудовской Аравии — Университета им. короля Абдул-Азиза, в статье «Extracurricular activities and their effect on the student's grade point average: Statistical study» рассмотрели, как внеучебная деятельность влияет на успеваемость студентов. Была разработана анкета, состоящая из 19 вопросов, количество опрошенных обучающихся насчитывало 239 человек. Исследователями были изучены вопросы: направление подготовки, уровень успеваемости студента, длительность учебного дня, сколько времени он уделяет внеучебной деятельности, какими видами внеучеб-ной деятельности он занимается, насколько внеучебная деятельность, организованная в вузе, отвечает его потребностям, насколько она разнообразна, насколько обучающийся ощущает полезность для себя таких занятий, насколько систематично он принимает участие в конкретном виде внеучебной деятельности, насколько он удовлетворен внеучебной деятельностью, организованной в вузе. Результаты исследования показали, что студенты, участвующие во внеучебной деятельности, имеют более высокий средний балл успеваемости, чем те, кто не принимал в ней участие. Время, которое студенты тратят на внеучебную деятельность, не пересекается со временем учебы и не мешает учебному процессу. Обучающиеся, независимо от направления подготовки, довольны формами внеучебной деятельности, организованной в вузе, и считают, что она соответствует их потребностям и наклонностям. Основными

рекомендациями, которые дали студенты своему вузу, были: постоянное финансирование внеучебной деятельности, увеличение ее форм и видов и поощрение студентов, занимающихся внеучебной деятельностью [17].

В исследовании M. Rombokas приняли участие 292 студента, результаты показали, что участие во внеучебной деятельности положительно повлияло не только на успеваемость студентов, но и на их профессиональную мотивацию. Исследование интересно тем, что автор попыталась проследить взаимосвязь между видом внеучебной деятельности, которой занимается студент, учебной дисциплиной, в которой он достигает наибольших успехов, и формирующимися у него личностными качествами. Так, по мнению исследователя, у тех, кто занимался вокалом, ярче выражено чувство ответственности и повышена самооценка; у участников театральных кружков развиты — самоорганизация и дисциплинированность [20].

О положительной роли внеучебной деятельности на академическую успеваемость студентов-медиков говорит статья исследователей из Бангладеш M. Ahmad, M. F. Rahman, M. Ali, F. N. Rahman, M. Al-Azad. Проведенный ими эксперимент позволил сделать вывод, что обучающиеся, которые принимали участие во внеучебной деятельности, имели более высокую академическую успеваемость, самооценку, чаще других посещали занятия. У студентов ярче проявлялись лидерские качества и умение работать в команде [16].

Таким образом, проанализированные научные труды представляют большой интерес, так как подтверждают рост личностного потенциала студентов на данном этапе жизненного цикла в процессе обучения в вузе, где неформальное образование, реализуемое ресурсами внеучебной деятельности, основанной на личной мотивации, компенсирует «пробелы» формального образования и дополняет его.

Обратимся к практическому опыту регионального опорного вуза — Тольяттинского государственного университета (ТГУ), где можно проследить взаимодействие образовательных структур (базовых и дополнительных), которые, создавая пространство внеучебной деятельности, оказывают влияние на развитие образовательного потенциала студентов. Проект «Развитие творческих коллективов университета на базе Центра молодежного творчества „Дом новой культуры" (ДНК)» позиционирует и подтверждает наличие ресурсов внеучебной деятельности для неформального образования студентов. Ценность данного проекта

заключается в том, что он направлен на работу со студентами команды профессионалов, осуществляющих работу с 27 студенческими коллективами творческой и спортивной направленности. Под руководством опытных наставников студенты получают опыт не только участия, но и создания молодежных творческих объединений; повышают общую культуры взаимодействия в команде. Клубная и кружковая работа способствует созданию оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала студентов; привлечению к занятию художественным творчеством. Занятия в коллективах помогают студентам активно организовать досуг, улучшают взаимоотношения в студенческой группе, повышают самооценку, способствуют развитию творческого потенциала и коммуникативных навыков, положительно влияют на становление личности студента, которому важно обладать не только знаниями по предмету, но и разнообразными умениями. Высокий уровень сформи-рованности этих умений подтверждается результатами выступлений на конкурсах, фестивалях разного уровня. Так, студенческая хоровая капелла, театр танца «Ювента», студия «Барабаны мира», творческая мастерская эстрадного вокала представляли университет на студенческих фестивалях более десяти раз за 2017 г. Историко-ролевой клуб «Княжичи» является призером Международного конвента фантастики, толкиенистики и ролевых игр «ЗилантКон», г. Казань (2014 г.). Сборная команда по фитнес-аэробике и группы поддержки ТГУ — участники финального массового физкультурно-оздоровительного и спортивного мероприятия г.о. Тольятти по фитнес-аэробике. За год проводится порядка пятнадцати спортивных мероприятий, в которых принимают участие более 2 450 человек. В университете действует орган студенческого самоуправления — Совет обучающихся. Этот коллегиальный орган объединяет лидеров студенческих групп и способствует развитию их организаторских умений. Под руководством Совета успешно организуются фестиваль искусств «Студенческая весна ТГУ», туристский слет ТГУ, конкурс красоты и интеллекта «Мисс ТГУ, «Татьянин день», «Аэробик-шоу», фестиваль студенческих дебютов «Грин-шоу», открытый вокальный конкурс «Поющий универ», посвящение в студенты и др.

Основные принципы организации внеучебной деятельности студентов, представленные в Программе развития вуза, нацеливают на такую организацию работы со студентами, которая способствуют расширению их личностных и профессиональных навыков:

- принцип профессиональной направленности (учет профессиональных интересов, создание положительной мотивации к профессии и саморазвитию);

- принцип взаимосвязи с учебной деятельностью (специальные программы, обеспечивающие студента технологиями саморазвития);

- принцип системности (взаимосвязь целей, содержания и результатов);

- принцип полисубъектности (стимулирование к участию во вне-учебной деятельности преподавателей, студентов, партнеров университета, государственных и общественных организаций);

- принцип демократизма (равноправие и партнерство субъектов, студенческое самоуправление, взаимодействие с администрацией);

- принцип добровольности участия во внеучебной деятельности;

- принцип стимулирования (моральное и материальное поощрение за успехи или действенное участие);

- принцип комплексности (реализация целевых программ и целевых программ РФ) [12].

На основании диагностики уровня сформированности компетенций у студентов педагогического отряда «Успех» было выявлено, что студенты, участвующие в добровольческой деятельности педагогического отряда, легче идут на контакт с новыми людьми, умеют отстаивать свою точку зрения. Они быстро находят друзей, не теряются в новой обстановке, проявляют инициативу в общении, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, помогают близким, друзьям, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают согласно внутренним устремлениям, а не по принуждению. Более того, участие в практико-ориентированной деятельности педагогического отряда способствовало более успешному формированию у студентов навыков организации игровой, предметной, продуктивной, культурно-досуговой деятельности школьников; научило ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; осуществлять волонтерскую, оздоровительную и другие виды социально-значимой деятельности. Эти навыки и умения составляют суть компетенций, формируемых у студентов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования,

что подтверждает значимость внеучебной деятельности в непрерывном профессиональном образовании будущих выпускников [11].

Таким образом, внеучебная деятельность студентов составляет неотъемлемую часть процесса профессиональной подготовки в вузе, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие личности и может рассматриваться как среда непрерывного образования, «обучения шириной в жизнь».

Заключение. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблемам внеучебной деятельности студентов вуза, показал совместимость позиций о роли внеучебной деятельности в профессиональном и личностном развитии студентов. Именно внеучебную деятельность можно рассматривать как ресурс непрерывного образования студентов, который дополняет виды формального и неформального образования, способствует совершенствованию профессиональных навыков, является доступным и отвечает интересам этой возрастной группы.

В целом можно рекомендовать образовательным организациям высшего образования усилить поиск ресурсов, форм, методов, условий организации внеучебной деятельности в вузе, способствующей личностному и профессиональному развитию студентов, что становится необходимым фактором успешного продвижения реформ в европейском и отечественном образовании.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90027.

Литература

1. Баева О. Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.07. М., 2003. 159 с.

2. Бейлина Н. С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2014. 191 с.

3. Васильев П. М. Интеграция учебной и внеучебной деятельности как основа адаптации студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 165 с.

4. Гоишина Е. С. Непрерывность образования как потребность XXI века // Ученый Совет. 2012. № 3. С. 70-76.

5. Диденко Д. Непрерывное образование и формирование человеческого капитала как факторы российской модернизации // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 1. С. 123-131.

6. Дружинина Р. В. Внеучебная деятельность студентов как средство повышения качества

профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2010. 262 с.

7. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТПГУ. 2009. № 7. С. 107.

8. Иванайская Т. Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2010. 206 с.

9. Иванова А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучеб-ной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 23 с.

10. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс]. URL: http://arhiv.acs.si/dokumenti/Memorandum_on_Lifelong_Learning.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

11. Писаренко Д. А. Оценивание эффективности внеучебной деятельности студентов вуза в контексте компетентностного подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 2. С. 25-31.

12. Программа развития опорного университета ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» на период 2017-2021 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tltsu.ru/about_ the_university/transformation/Programma_razvitiya2017.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

13. Самохвалова Е. М. Внеучебная деятельность как фактор готовности студента колледжа к профессиональному общению: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2016. 189 с.

14. Сребная Н. М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентиро-ванной системы внеучебной деятельности в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 148 c.

15. Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории высшего педагогического образования, 1960-1980-е годы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Луганск, 1998. 258 c.

16. Ahmad A., Rahman M. F., Ali M., et al. Effect of Extra Curricular Activity on Student's Academic Performance // Journal of Armed Forces Medical College, Bangladesh, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.banglajol.info/index.php/JAFMC/article/view/39822 (дата обращения: 10.09.2019).

17. Bakoban R. A., Aljarallah S. A. Extracurricular Activities and Their Effect on the Student's Grade Point Average: Statistical Study // Educational Research and Reviews, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1080292 (дата обращения: 09.09.2019).

18. Kim J., Bastedo M. Athletics, clubs, or music? The influence of college extracurricular activities on job prestige and satisfaction // Journal of Education and Work, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13639080.2016.1165341 (дата обращения: 05.09.2019).

19. Retallick M. S., Foreman E. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students // Agricultural Education and Studies Publications, 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://lib.dr.iastate.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1005&context=ageds_pubs (дата обращения: 15.09.2019).

20. Rombokas M. High School Extracurricular Activities & College Grades // Paper presented at the Southeastern Conference of Counseling Center Personnel and the Tennessee Counseling Association Convention, 1995 [Электронный ресурс]. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED391134 (дата обращения: 11.09.2019).

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF CONCEPT OF CONTINUING EDUCATION

The authors analyze the main ideas of the concept of continuing education described in the "Memorandum of Continuing Education of the European Union". Consider the principle of "lifewide learning" in relation to the educational activities of university students. The purpose of the article is to demonstrate the possibility of extracurricular activities of university students in the context of the concept of continuing education, the analysis of its resources as a structure of non-formal education, which is presented in a university in a variety of forms and types, exciting for students and providing personal development based on motivation, preferences, interests and inclinations. The authors believe that these characteristics make it part of the continuing education of students. The phenomenon of extra-curricular activity is

I T. №. ^OMaKMHa, A. A. nucapeHKO

considered and analyzed on the basis of the study of Russian and foreign literature as a system that contributes to the establishment of horizontal connections in the formation of a system of continuous education (formal, informal). The authors diagnosed forms and methods of organizing extracurricular activities at Togliatti State University, proved the influence of extracurricular activities of students on the level of formation of their competencies. The authors conclude that the extracurricular activities of university students are a resource for the implementation of the concept of continuous education, the principle of "lifewide learning".

Keywords: continuing education, lifewide learning, higher education, professional development, personal development, extracurricular activities of students, competencies.

References

• Ahmad A., Rahman M. F., Ali M., et al. Effect of Extra Curricular Activity on Student's Academic Performance // Journal of Armed Forces Medical College, Bangladesh, 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.banglajol.info/index.php/JAFMC/article/view/39822 (data obrashcheniya: 10.09.2019).

• Baeva O. N. Nepreryvnoe obrazovanie kak uslovie formirovaniya chelovecheskogo kapitala: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.07. M., 2003. 159 s. [In Rus].

• Bakoban R. A., Aljarallah S. A. Extracurricular Activities and Their Effect on the Student's Grade Point Average: Statistical Study // Educational Research and Reviews, 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1080292 (data obrashcheniya: 09.09.2019).

• Bejlina N. S. Formirovanie social'noj kompetentnosti budushchih bakalavrov v deyatel'nosti kuratora studencheskoj gruppy: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Tol'yatti, 2014. 191 s. [In Rus].

• Chizh A. N. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov v teorii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya, 1960-1980-e gody: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01: Lugansk, 1998. 258 s. [In Rus].

• Didenko D. Nepreryvnoe obrazovanie i formirovanie chelovecheskogo kapitala kak faktory rossijskoj modernizacii // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2014. № 1. S. 123-131. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Druzhinina R. V. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov kak sredstvo povysheniya kachestva professional'noj podgotovki v vuze: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. SPb., 2010. 262 s. [In Rus].

• Goishina E. S. Nepreryvnost' obrazovaniya kak potrebnost' XXI veka // Uchenyj Sovet. 2012. № 3. S. 70-76. [In Rus].

• Ivanajskaya T. L. Vneuchebnaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo samoopredeleniya studenta: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Orenburg, 2010. 206 s. [In Rus].

• Ivanova A. B. Aktivizaciya liderskogo potenciala studentov vuza v processe vneuchebnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Chelyabinsk, 2010. 23 s. [In Rus].

• Kim J., Bastedo M. Athletics, clubs, or music? The influence of college extracurricular activities on job prestige and satisfaction // Journal of Education and Work, 2017 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13639080.2016.1165341 (data obrashcheniya: 05.09.2019).

• Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropejskogo Soyuza [Elektronnyj resurs]. URL: http:// arhiv.acs.si/dokumenti/Memorandum_on_Lifelong_Learning.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2019). [In Rus].

• Pisarenko D. A. Ocenivanie effektivnosti vneuchebnoj deyatel'nosti studentov vuza v kontekste kom-petentnostnogo podhoda // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 14, № 2. S. 25-31. [In Rus].

• Programma razvitiya opornogo universiteta FGBOU VO «Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet» na period 2017-2021 gg. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.tltsu.ru/about_the_university/trans-formation/Programma_razvitiya2017.pdf (data obrashcheniya: 14.09.2019). [In Rus].

• Retallick M. S., Foreman E. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students // Agricultural Education and Studies Publications, 2012 [Elektronnyj resurs]. URL: https://lib.dr.iastate.edu/cgi/viewcontent.cgi?ar-ticle=1005&context=ageds_pubs (data obrashcheniya: 15.09.2019).

• Rombokas M. High School Extracurricular Activities & College Grades // Paper presented at the

Southeastern Conference of Counseling Center Personnel and the Tennessee Counseling Association Convention, 1995 [Elektronnyj resurs]. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED391134 (data obrashcheniya: 11.09.2019).

• Samohvalova E. M. Vneuchebnaya deyatel'nost' kak faktor gotovnosti studenta kolledzha k professional'nomu obshcheniyu: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Chelyabinsk, 2016. 189 s. [In Rus].

• Srebnaya N. M. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya sozdaniya lichnostno-orientirovannoj sistemy vneuchebnoj deyatel'nosti v vuze: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 2000. 148 s. [In Rus].

• Vasil'ev P. M. Integraciya uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti kak osnova adaptacii studentov vuzov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. M., 2004. 165 s. [In Rus].

• Zajceva O. V. Nepreryvnoe obrazovanie: osnovnye ponyatiya i opredeleniya // Vestnik TPGU. 2009. № 7. S. 107. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.