Научная статья на тему 'Внеучебная деятельность студентов вуза: отечественные и зарубежные подходы к осмыслению понятия'

Внеучебная деятельность студентов вуза: отечественные и зарубежные подходы к осмыслению понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1493
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCY-BASED APPROACH / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаренко Данила Андреевич

Статья основана на проблемно-теоретическом анализе научной литературы, в которой раскрывается понятие «внеучебная деятельность студентов вуза». Автор обращает внимание на необходимость актуализации данного понятия в связи с реализацией нового поколения стандартов ФГОС 3++ и внедрением компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза. Цель данного исследования заключается в осмыслении внеучебной деятельности как составляющей профессиональной подготовки студентов вуза. На основании анализа отечественной литературы в статье понятие «внеучебная деятельность студентов вуза» представлено двумя группами исследований и рассмотрено как часть образовательного процесса в вузе и как среда для личностного становления студентов. Автором интерпретированы результаты зарубежных исследователей, изучены подходы к толкованию этого термина, как специально организованного процесса; сделан вывод, что внеучебная деятельность студентов вуза представляет собой социокультурный феномен, который влияет на профессиональную подготовку сформированность компетенций. Автор делает вывод, что с учетом современных реалий, внеучебную деятельность студентов вуза следует понимать как форму социального взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующую профессиональному и личностному становлению студентов в организованной вузом среде. Данная статья адресована преподавателям высшей школы и организаторам внеучебной деятельности, а также всем специалистам и гражданам, заинтересованным в эффективной профессиональной подготовке будущих выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаренко Данила Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS: APPROACHES TO UNDERSTANDING THE CONCEPT

The article is based on a problem-theoretical analysis of scientific literature, which reveals the concept of “extracurricular activities of university students”. The author talks about updating this concept in connection with the implementation of a new generation of educational standards and the introduction of a competency-based approach in the educational activities of a university. The purpose of this study is to comprehend extracurricular activities as part of the professional training of university students. Based on the analysis of domestic literature in the article, the concept of “extracurricular activities of university students” is presented by two research groups and considered as part of the educational process at the university and as an environment for students' personal development. The author interpreted the results of foreign researchers, studied approaches to the interpretation of this term as a specially organized process; it is concluded that the extracurricular activities of university students is a sociocultural phenomenon that affects vocational training the formation of competencies. The author concludes that, taking into account modern realities, the extracurricular activities of university students should be understood as a form of social interaction of the subjects of the educational process, contributing to the professional and personal formation of students in an organized university environment. This article is addressed to teachers of higher education and organizers of extracurricular activities, as well as to all specialists and citizens interested in the effective professional training of future university graduates.

Текст научной работы на тему «Внеучебная деятельность студентов вуза: отечественные и зарубежные подходы к осмыслению понятия»

педагогически науки

Писаренко Данила Андреевич ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ...

UDC 378

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2019.0303.0010

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

© 2019

AuthorlD: 963927

SPIN: 9173-8983

ORCID: 0000-0002-2046-3729

Писаренко Данила Андреевич, аспирант

Институт стратегии развития образования Российской академии образования (105062, Россия, Москва, ул. Макаренко, 5/16, e-mail: dpisaren@gmail.com)

Аннотация. Статья основана на проблемно-теоретическом анализе научной литературы, в которой раскрывается понятие «внеучебная деятельность студентов вуза». Автор обращает внимание на необходимость актуализации данного понятия в связи с реализацией нового поколения стандартов ФГОС 3++ и внедрением компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза. Цель данного исследования заключается в осмыслении внеучебной деятельности как составляющей профессиональной подготовки студентов вуза. На основании анализа отечественной литературы в статье понятие «внеучебная деятельность студентов вуза» представлено двумя группами исследований и рассмотрено как часть образовательного процесса в вузе и как среда для личностного становления студентов. Автором интерпретированы результаты зарубежных исследователей, изучены подходы к толкованию этого термина, как специально организованного процесса; сделан вывод, что внеучебная деятельность студентов вуза представляет собой социокультурный феномен, который влияет на профессиональную подготовку - сформирован-ность компетенций. Автор делает вывод, что с учетом современных реалий, внеучебную деятельность студентов вуза следует понимать как форму социального взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующую профессиональному и личностному становлению студентов в организованной вузом среде. Данная статья адресована преподавателям высшей школы и организаторам внеучебной деятельности, а также всем специалистам и гражданам, заинтересованным в эффективной профессиональной подготовке будущих выпускников вузов.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка, компетентностный подход, внеучебная деятельность студентов вуза.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS: APPROACHES

TO UNDERSTANDING THE CONCEPT

© 2019

Pisarenko Danila Andreevich, postgraduate

Institute for strategy of education development of the Russian academy of education (105062, Russia, Moscow, Makarenko st., 5/16, e-mail: dpisaren@gmail.com)

Abstract. The article is based on a problem-theoretical analysis of scientific literature, which reveals the concept of "extracurricular activities of university students". The author talks about updating this concept in connection with the implementation of a new generation of educational standards and the introduction of a competency-based approach in the educational activities of a university. The purpose of this study is to comprehend extracurricular activities as part of the professional training of university students. Based on the analysis of domestic literature in the article, the concept of "extracurricular activities of university students" is presented by two research groups and considered as part of the educational process at the university and as an environment for students' personal development. The author interpreted the results of foreign researchers, studied approaches to the interpretation of this term as a specially organized process; it is concluded that the extracurricular activities of university students is a sociocultural phenomenon that affects vocational training - the formation of competencies. The author concludes that, taking into account modern realities, the extracurricular activities of university students should be understood as a form of social interaction of the subjects of the educational process, contributing to the professional and personal formation of students in an organized university environment. This article is addressed to teachers of higher education and organizers of extracurricular activities, as well as to all specialists and citizens interested in the effective professional training of future university graduates.

Keywords: higher education, professional education, competency-based approach, extracurricular activities of university students.

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные изменения в социальной и профессиональной сфере Российской Федерации заставляют постоянно совершенствовать систему профессионального образования. Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++) поставило перед российскими вузами задачу освоить подходы в области воспитания и обучения студентов в соответствии с актуальным требованием времени. Универсальные и общепрофессиональные компетенции, закрепленные во ФГОС ВО нового поколения, должны быть сформированы в результате освоения обучающимися основной образовательной программы и обеспечить выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность, решать задачи в области профессиональной деятельности [1].

Между тем, растет количество исследователей, которые считают, что внеучебная деятельность студентов в вузе является неотъемлемой частью процесса подготовки будущих профессионалов и подчеркивают необходимость её научного осмысления [2].

Однако, на сегодняшний день, отсутствует общепри-

нятое толкование термина «внеучебная деятельность студентов вуза», смешиваются понятия внеучебная деятельность студентов, внеучебная деятельность преподавателей и кураторов студенческих групп, внеучебная работа, внеучебная деятельность вуза и т.д. Недостаточная разработанность терминологии и значимость её для современной практики позволили сформулировать проблему: какие основные трактовки термина «внеучебная деятельность студентов вуза» в исследованиях отечественных и зарубежных авторов приближены к социальному запросу высшей школы и практике современного образования. Наличие продуманной терминологии обеспечит надлежащее качество научных исследований и позволит избежать противоречий в нормативных документах, касающихся внеучебной деятельности студентов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Реализация компетентностного подхода подводит исследователей высшей школы к осознанию того, что внеучебная деятельность вуза - неотъемлемая часть процесса качественной подготовки студентов, целостная динамическая система учреждения высшего профес-

Pisarenko Danila Andreevich pedagogical

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ... sciences

сионального образования, системообразующим фактором которой является формирование профессионально компетентного выпускника. В настоящий момент существует проблема наличия различных трактовок понятия внеучебная деятельность студентов вуза, поэтому цель данной статьи - на основе анализа научной литературы уточнить понятие «внеучебная деятельность студентов вуза» в контексте реализации компетентностного подхода.

Для достижения поставленной цели, выбраны следующие теоретические методы: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме внеучебной деятельности, сравнение научных трактовок исследователей, интепретация понятия «внеучебная деятельность студентов вуза».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Педагогическая наука накопила достаточный объём исследований, в которых доказано эффективное влияние внеучебной деятельности на формирование компетенций студентов вуза, оказывающих в свою очередь положительное влияние на профессиональную деятельность будущих выпускников. Подробнее рассмотрим понятие «внеучебная деятельность студентов вуза» и ее роль в профессиональной подготовке будущих выпускников. Социокультурный феномен «внеучебная деятельность» и его влияние на профессиональную подготовку студентов вуза широко рассмотрены отечественными и зарубежными учёными (Л.В. Алиева, Н.С. Бейлина, И.Н. Бригинец, Р.В. Дружинина, Т.Л. Иванайская, А.Б. Иванова, И.В. Руденко, Е.М. Самохвалова, А.Н. Чиж, Н.М. Сребная, A. Foreman, M.S. Retallick, S. Monteiro, L.S Almeida, M. Rombokas, M. Ahmad, M.F. Rahman и

др.).

Классифицируем основные определения данного понятия на две большие группы по следующим основаниям: как часть образовательного процесса в вузе и как среда для личностного становления студентов.

Первая группа определений представлена следующими авторами: Л.В. Алиева, Н.С. Бейлина, Р.В. Дружинина, И.В. Руденко, Е.М. Самохвалова, А.Н. Чиж и др. Исследователи отмечают важность внеучебной деятельности студентов в контексте профессиональной подготовки и определяют её как составляющую часть педагогического процесса в вузе.

Так, например, Л.В. Алиева и И.В. Руденко рассматривают внеучебную деятельность студентов вуза как блок основной образовательной и социально-значимой деятельности студентов, осуществляемую вне основного учебного времени и учебных программ на принципах добровольности, личного интереса, потребностей, способностей и возможностей студентов [3]. Близка к такому пониманию исследователь Н.С. Бейлина, которая определяет внеучебную деятельность вуза в качестве «звена образовательно-воспитательного процесса, где осуществляется совокупность преобразующих действий за пределами учебных занятий и в непосредственной связи с ними, создающая базу профессионального развития студентов образовательной организации высшего образования» [4]. А.Н. Чиж считает внеучебную деятельность студентов как одну из подсистем образовательного процесса вуза, которая обеспечивает профессионально-личностное развитие на основе индивидуально-творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и ориентиров» [5]. В работах Р.В. Дружининой внеу-чебная деятельность - «совокупность преобразующих, практико-ориентированных, профессионально значимых мероприятий, осуществляемых в сотрудничестве преподавателями и студентами в дополнение к обязательным учебным занятиям и непосредственной связи с ними и создающих благоприятные условия для развития личности и профессионального становления студентов». В своем исследовании автор подтверждает эффектив-42

ность применения системы внеучебной деятельности средствами языкового клуба при обучении английскому языку для студентов неязыкового вуза с целью развития у них коммуникативных, иноязычных коммуникативных и профессионально значимых компетенций, а также выработки мотивации для изучения иностранного языка [6]. В ходе проведенного исследования, Е.М. Самохвалова приходит к выводу, что уровень готовности к профессиональному общению и будущей трудовой деятельности оказывается выше у тех студентов, кто был активно вовлечен в организованную педагогами внеучебную деятельность [7]. Таким образом, данные исследователи пытаются осмыслить её в контексте значимости профессиональной подготовки и отмечают важную роль преподавателей в управлении внеучебной работой.

Вторая группа определений представлена следующими авторами: И.Н. Бригинец, Т.Л. Иванайская, А.Б. Иванова, Н.М. Сребная и др. Сравним толкования этих авторов. Так, И.Н. Бригинец определяет внеучебную деятельность как: «форму организации студентов с целью добиться самореализации личности студента в научно-исследовательской деятельности, студенческом самоуправлении, художественно-творческой деятельности» [8]. Близка к такому пониманию термина А.Б. Иванова. Она обозначает внеучебную деятельность студентов как «жизненное пространство, в рамках которого студенты получают возможность приобретать социально значимый личностный опыт, как синтез знаний, способов деятельности и мышления, культурных норм поведения ин-териоризированных жизненных смыслов и социальных установок» [9].

Т.Л. Иванайская под внеучебной деятельностью студентов вуза понимает имитацию основных сфер деятельности будущего специалиста, основанную на принципах выбора, самообразования, добровольности. Исследователь делает вывод, что внеучебная деятельность студентов вуза воспитывает у студентов креативные, организаторские качества и культуру мышления, тем самым выступая фактором профессионального самоопределения [10]. Н.М. Сребная рассматривает вне-учебную деятельность как «систему, которая обладает целью создать условия для цивилизованного социального становления и развития личности молодого специалиста, создать среду для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни» [11]. Таким образом, вторая группа исследователей рассматривает внеучебную деятельность с позиций влияния её форм и направлений на формирование личности студентов. При этом деятельность рассматривается как добровольная, самоорганизуемая, основанная на инициативе студентов.

Вызывают интерес научные идеи, высказанные зарубежными исследователями. В широком смысле, вне-учебная деятельность студентов вуза в зарубежной научной литературе понимается как деятельность, выполняемая студентами и выходящая за рамки учебной программы университетского образования, способствующая развитию их личности. Чаще всего к внеучебной деятельности зарубежные исследователи относят спортивную, общественную и досуговую деятельность.

M.S. Retallick и E.A. Foreman пришли к выводу, что студенты, которые обладали руководящей ролью в своих сообществах и клубах по интересам, а также те, кто проводил семь и более часов во внеучебной деятельности, показали более развитые лидерские качества, чем те, кто проводил небольшое количество времени или не занимали руководящей позиции в своих сообществах [12].

M. Ahmad, M.F. Rahman, M. Ali, F.N. Rahman, M. Al-Azad, изучив влияние внеучебной деятельности на студентов вуза, заключили, что обучающиеся, которые принимали участие во внеучебной деятельности, имели бо-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 3(5)

педагогически науки

Писаренко Данила Андреевич ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ...

лее высокую академическую успеваемость, самооценку, чаще других посещали занятия, у таких студентов ярче проявлялись способности работать в команде и проявлять лидерские качества [13].

S. Monteiro и L.S Almeida в своем исследовании показывают, что внеучебная деятельность для будущего профессионала при первом трудоустройстве может стать конкурентным преимуществом и дополнить его основные профессиональные компетенции [14].

В исследованиях M. Rombokas доказано, что участие во внеучебной деятельности влияет на лучшую успеваемость студентов и на их профессиональную мотивацию

[15].

Таким образом, зарубежные исследователи обращают внимание на практическую значимость внеучебной деятельности, показывая ее роль в становлении личностных и профессиональных компетенций студентов.

Анализ категории «внеучебная деятельность» позволил отметить [16-24], что она составляет неотъемлемую часть процесса качественной подготовки студентов, основной целью которой является гармоничное развитие личности студента. Осуществление учебной и внеучебной деятельности в единстве даёт возможность студентам в полной мере освоить разные социальные роли, успешно адаптироваться в вузовской, послевузовской и социальной среде.

Основываясь на проведенном анализе основных подходов, встречающихся в зарубежной и отечественной литературе, для своего исследования уточним понятие и будем понимать внеучебную деятельность студентов как форму социального взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующую профессиональному и личностному становлению студентов в организованной вузом среде. Внеучебная деятельность студентов в современной образовательной организации высшего образования может быть представлена следующими видами: научная, общественная, культурно-досу-говая, физкультурно-спортивная и виртуальная деятельность (взаимодействие в виртуальной среде) [21] и др. и рассматриваться как форма практикоориентированного, самостоятельного, творческого, неформального, непрерывного образования (самообразования); многообразная деятельность, осуществляемая вне основного учебного времени и учебных программ. Внеучебная деятельность основывается на принципах личного интереса, добровольности, потребностей, индивидуальных способностей и возможностей студентов и преподавателей.

Множество важнейших личностных качеств и компетенций будущего выпускника (коммуникабельность, ответственность, способность осуществлять социальное взаимодействие и проявлять лидерские качества в команде, умение критически анализировать информацию, способность управлять своим временем, понимать межкультурные отличия, поддерживать должный уровень физической формы и т.д.) могут быть успешно сформированы в эффективно организованной внеучебной деятельности вуза.

ВЫВОДЫ

Таким образом, внеучебная деятельность студентов вуза является важным средством профессиональной подготовки и составляющей образовательного процесса в парадигме современного высшего отечественного и зарубежного образования. В высшей школе она представлена различными видами деятельности и влияет на формирование профессиональных и личностных компетенций студентов.

В связи с этим, образовательным организациям высшего образования необходимо постоянно актуализировать содержание внеучебной деятельности студентов, поддерживать многообразие её видов и форм, стремиться к повышению квалификации специалистов, участвующих в работе со студентами вне учебы, предоставлять больше возможностей студентам в управлении внеучеб-ной деятельностью.

Компетентностный подход в образовательной организации используется для определения содержания вне-учебной деятельности и качества подготовки выпускника, раскрывает интегрированную характеристику качества подготовки выпускника - результата образования и совокупность взаимосвязанных компетенций личности. Суть реализации компетентностного научного подхода проявляется во взаимодействии обучения и внеучебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%20 3++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 01.08.19)

2. Руденко И.В. Современный воспитательный процесс в образовательных организациях /И.В. Руденко и др. /В 2 ч.: научный доклад. — Тольятти, 2015. — Т. 1.

3. Алиева, Л.В. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций: монография / Л.В. Алиева, И.В. Руденко и др. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. —172 с.

4. Бейлина Н.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти. 2014. 191 с.

5. Чиж А.Н. Внеучебная деятельность студентов в теории высшего педагогического образования, 1960-1980-е годы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Луганск. 1998. 258 с.

6. Дружинина Р.В. Внеучебная деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб. 2010. 262 с.

7. Самохвалова Е.М. Внеучебная деятельность как фактор готовности студента колледжа к профессиональному общению: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2016. 189 с.

8. Бригинец И.Н. Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: автореф, дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М. 2010. 26 с.

9. Иванова А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности: автореф, дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск. 2010. 23 с.

10. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург. 2010. 206 с.

11. Сребная Н.М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентированной системы внеучебной деятельности в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М. 2000. 148 с.

12. RetallickM. S., ForemanE. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lib.dr.iastate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&con-text=ageds_pubs (дата обращения: 02.08.2019).

13. M. Ahmad, M.F. Rahman, M. Ali, F.N. Rahman, M. Al-Azad. Effect of Extra Curricular Activity on Student's Academic Performance [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.banglajol.info/ index.php/JAFMC/article/view/39822 (дата обращения: 02.08.2019).

14. S. Monteiro, L.S.Almeida. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0001879115001050?via%3Dihub (дата обращения: 03.08.2019).

15. Rombokas, M. High School Extracurricular Activities & College Grades [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. eric.ed.gov/?id=ED391134 (03.08.2019).

16. Афанасьева Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 10-12.

17. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 32-36.

18. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

19. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53.

20. Байрашева Р.Р., Резникова С.Э. Осуществление межпредметных связей во внеучебной деятельности студентов СПО (иностранный язык и история) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 7-10.

21. Писаренко Д.А. Виртуальные студенческие сообщества как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 125-127.

22. Ахметжанова Г.В., Писаренко ДА. К вопросу о методах оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 244-247._

Pisarenko Danila Andreevich EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ...

pedagogical sciences

23. Байрашева Р.Р., Коток С.А. Внеурочная деятельность как один их способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 30-33.

24. Руденко И.В., Наумавичюте К.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 273-275.

44

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 3(5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.