Научная статья на тему 'Оценивание внеучебной деятельности студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода'

Оценивание внеучебной деятельности студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА / ОЦЕНИВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCY-BASED APPROACH / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS / EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаренко Данила Андреевич

Статья основана на теоретическом анализе научной литературы, которая посвящена роли оценивания деятельности. Автор обращает внимание на необходимость оценивания внеучебной деятельности студентов вуза, в связи с реализацией нового поколения ФГОС 3++. Цель данной статьи заключается в необходимости теоретически обосновать роль оценивания внеучебной деятельности студентов вуза и предложить возможные подходы к этому процессу. На основании анализа научной литературы в статье уточняется понятие «внеучебная деятельность студентов вуза», из научных представлений видных ученых-психологов и педагогов о необходимости оценивания деятельности делается вывод о необходимости оценивания внеучебной деятельности студентов вуза. Автор считает, что с учетом современных реалий, оценить внеучебную деятельность студентов вуза значит оценить условия, созданные в образовательной организации для профессионального и личностного развития студентов и оценить личностные достижения студентов, то есть оценить сформированность компетенций студентов, занимающихся внеучебной деятельностью. Автором предложена система критериев оценки деятельности образовательной организации, по которым можно определить уровень её участия в этом важном направлении. Данная статья адресована преподавателям высшей школы, организаторам внеучебной деятельности, специалистам, заинтересованным в эффективной профессиональной подготовке будущих выпускников вузов деятельность студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаренко Данила Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS WITH A COMPETENCY-BASED APPROACH

The article is based on a theoretical analysis of scientific literature, which is devoted to the role of performance evaluation. The author draws attention to the need to evaluate the extracurricular activities of university students in connection with the implementation of the new generation of FSES 3 ++. The purpose of this article is to theoretically justify the role of evaluating the extracurricular activities of university students and suggest possible approaches to this process. Based on the analysis of scientific literature, the article clarifies the concept of "extracurricular activities of university students", from the scientific ideas of prominent academic psychologists and educators about the need to evaluate activities, it is concluded that it is necessary to evaluate the extracurricular activities of university students. The author believes that, taking into account modern realities, to evaluate the extracurricular activities of university students means to evaluate the conditions created in the educational organization for the professional and personal development of students and to evaluate the personal achievements of students, that is, to assess the formation of competencies of students involved in extracurricular activities. The author has proposed a system of criteria for evaluating the activities of an educational organization, by which it is possible to determine the level of its participation in this important area. This article is addressed to teachers of higher education, organizers of extracurricular activities, specialists interested in the effective training of future university graduates, the activities of university students.

Текст научной работы на тему «Оценивание внеучебной деятельности студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода»

педагогически науки

Писаренко Данила Андреевич ОЦЕНИВАНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ...

UDC 378

DOI: 10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0009

ОЦЕНИВАНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

© 2019

AuthorlD: 963927

SPIN: 9173-8983

ORCID: 0000-0002-2046-3729

Писаренко Данила Андреевич, аспирант

Институт стратегии развития образования Российской академии образования (105062, Россия, Москва, ул. Макаренко, 5/16, e-mail: dpisaren@gmail.com)

Аннотация. Статья основана на теоретическом анализе научной литературы, которая посвящена роли оценивания деятельности. Автор обращает внимание на необходимость оценивания внеучебной деятельности студентов вуза, в связи с реализацией нового поколения ФГОС 3++. Цель данной статьи заключается в необходимости теоретически обосновать роль оценивания внеучебной деятельности студентов вуза и предложить возможные подходы к этому процессу. На основании анализа научной литературы в статье уточняется понятие «внеучебная деятельность студентов вуза», из научных представлений видных ученых-психологов и педагогов о необходимости оценивания деятельности делается вывод о необходимости оценивания внеучебной деятельности студентов вуза. Автор считает, что с учетом современных реалий, оценить внеучебную деятельность студентов вуза значит оценить условия, созданные в образовательной организации для профессионального и личностного развития студентов и оценить личностные достижения студентов, то есть оценить сформированность компетенций студентов, занимающихся внеучебной деятельностью. Автором предложена система критериев оценки деятельности образовательной организации, по которым можно определить уровень её участия в этом важном направлении. Данная статья адресована преподавателям высшей школы, организаторам внеучебной деятельности, специалистам, заинтересованным в эффективной профессиональной подготовке будущих выпускников вузов деятельность студентов вуза.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, внеучебная деятельность студентов вуза, оценивание.

EVALUATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS WITH A COMPETENCY-BASED APPROACH

© 2019

Pisarenko Danila Andreevich, postgraduate

Institute for strategy of education development of the Russian academy of education (105062, Russia, Moscow, Makarenko st., 5/16, e-mail: dpisaren@gmail.com)

Abstract. The article is based on a theoretical analysis of scientific literature, which is devoted to the role of performance evaluation. The author draws attention to the need to evaluate the extracurricular activities of university students in connection with the implementation of the new generation of FSES 3 ++. The purpose of this article is to theoretically justify the role of evaluating the extracurricular activities of university students and suggest possible approaches to this process. Based on the analysis of scientific literature, the article clarifies the concept of "extracurricular activities of university students", from the scientific ideas of prominent academic psychologists and educators about the need to evaluate activities, it is concluded that it is necessary to evaluate the extracurricular activities of university students. The author believes that, taking into account modern realities, to evaluate the extracurricular activities of university students means to evaluate the conditions created in the educational organization for the professional and personal development of students and to evaluate the personal achievements of students, that is, to assess the formation of competencies of students involved in extracurricular activities. The author has proposed a system of criteria for evaluating the activities of an educational organization, by which it is possible to determine the level of its participation in this important area. This article is addressed to teachers of higher education, organizers of extracurricular activities, specialists interested in the effective training of future university graduates, the activities of university students.

Key words: higher education, professional education, competency-based approach, extracurricular activities of university students, evaluation.

ВВЕДЕНИЕ

Социальные и экономические вызовы современности требует обратить самое пристальное внимание на профессиональную подготовку студентов в высших учебных заведениях. В Федеральном государственном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) говорится, что студенты должны овладеть универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями для успешной профессиональной самореализации в будущем в процессе учебной деятельности [1]. Однако, педагогическая наука накопила достаточный объём исследований, в которых доказано, что внеучеб-ная деятельность имеет не менее эффективное влияние на формирование компетенций и оказывает положительное влияние на профессиональную подготовку и личностное становление студентов вуза.

Социокультурный феномен «внеучебная деятельность» и его влияние на профессиональную подготовку студентов вуза широко рассмотрены отечественными и зарубежными учёными (Л.В. Алиева, Н.С. Бейлина, И.Н. Бригинец, Р.В. Дружинина, Т.Л. Иванайская, А.Б. Иванова, Т. М. Канаева, О.Ф. Кукуева, И.В. Руденко, Е.М. Самохвалова, А.Н. Чиж, Н.М. Сребная, A. Foreman,

M.S. Retallick, S. Monteiro, L.S Almeida в M. Rombokas, M. Ahmad, M.F. Rahman и др.) [2].

Проведя анализ научной литературы, посвящённой вопросам, затрагивающих понятие и роль внеучебной деятельности в профессиональной подготовке студентов вуза, будем понимать внеучебную деятельность студентов как форму социального взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующую профессиональному и личностному становлению студентов в организованной вузом среде. Внеучебная деятельность студентов в современном вузе может быть представлена следующими видами: общественная, культурно-досуго-вая, научная, физкультурно-спортивная и виртуальная деятельность (взаимодействие субъектов в виртуальной среде) [3].

Внеучебную деятельность, без сомнения, можно отнести к образовательной деятельности, так как в процессе этой деятельности происходит освоение, совершенствование, передачи знаний и умений другим субъектам, участвующим в этой деятельности, что способствует развитию и становлению личности всех субъектов деятельности, совершенствованию их профессиональных навыков [4].

Pisarenko Danila Andreevich EVALUATION OF EXTRACURRICULAR ..

pedagogical sciences

Однако стоит отметить, что на сегодняшний день оцениванию учебной деятельности студентов уделено значительное внимание, а оцениванию внеучебной деятельности недостаточно, отсутствуют адекватные методики и валидные инструменты, позволяющие проводить оценивание внеучебной деятельности студентов вуза.

Существует проблема необходимости теоретического обоснования и определения способов оценивания внеучебной деятельности студентов вуза [5-13]. Оценивание деятельности позволит адекватно понимать успешность или неуспешность, эффективность или неэффективность этой деятельности и успех или неуспех субъектов, осуществляющих эту деятельность. Иными словами, оценивание является некоторой мерой для определения обратной связи, без которой управление и контроль деятельности, как и сама деятельность, становятся неэффективными [14].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования заключается в необходимости теоретически обосновать и разработать способы оценивания внеучебной деятельности студентов вуза. Для достижения поставленной цели используются следующие методы: анализ научной литературы по проблемам оценивания деятельности человека, методом дедукции из общих положений о необходимости оценивания деятельности выводится умозаключение о необходимости оценивания внеучебной деятельности студентов вуза.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В связи с тем, что внеучебная деятельность является видовым понятием деятельности (деятельность - специфическая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта) [15], необходимо показать важность оценивания деятельности, а затем сосредоточить внимание на способах оценивания внеучебной деятельности.

В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова термин «оценивание» понимается как мнение, суждение, высказанное о качествах кого-то или чего-то [16]. В науке вопросам оценивания деятельности уделяется особое внимание со стороны психологов (оценивание деятельности человека) и педагогов (оценивание учебной деятельности обучающихся). На основании анализа трудов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.А. Батурина, Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили попытаемся раскрыть необходимость процесса оценивания для внеучебной деятельности студентов вуза.

Фундаментально роль оценивания деятельности и влияние оценки на деятельность человека рассмотрено в труде С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» [14]. При этом оценка рассматривается как мнение общества, окружающих, которым человек дорожит. Автор делает вывод, что оценка, которую дает общество, или самооценка, которую дает себе человек на основе общественных норм, является не только ценным для человеческой личности, но и мотивирует её к последующей деятельности. С.Л. Рубинштейн прослеживает взаимозависимость между деятельностью и оценкой деятельности, показывая влияние оценки на результат деятельности. Делается вывод, что характер и уровень требований человека к своей деятельности обычно находится в зависимости от уровня достижений в той или иной области.

Изучением природы оценивания, оценочного стиля видов и структуры оценки занимаются и современные ученые-психологи. В труде «Психология оценивания и оценки» Н.А. Батурин, рассмотрев многообразие видов, родов и форм оценивания, приводит итоговое определение: «Оценка (оценивание) - это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения (сличения, сопоставления) предмета оценки и оценочного основания,

представляющего собой упорядоченную по принципу превосходства или предпочтения совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности» [8]. Исследователем выделено три основные функции оценки: первая связана с познанием ценностных свойств или ценностей, вторая - с выражением субъектного отношения человека к действительности, третья - с регуляцией поведения и практической деятельности, чтобы привести его поступки в соответствие с потребностями и целями группы или общества в целом (управляющие оценки). В основе освоения мира человечеством и индивидом в целом лежит акт «познание-оценка-практика» [17, 18]. Так и в процессе внеучебной деятельности студенты познают определенную часть действительности, в свою очередь, оценивание этой деятельности должно способствовать адекватному пониманию субъектов своих ценностных ориентиров, регуляции внеучебной деятельности в образовательной организации, повышению ее эффективности.

Особого внимания в контексте нашего исследования заслуживает проблема «неоценивания» деятельности человека, поднимаемая в исследованиях Б.Г. Ананьева. Оценка рассматривается автором как ориентирующая, воздействующая на умственную работу, содействующая осознанию человеком процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; стимулирующая, воздействующая на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирующая притязания и намерения, поступки и отношения. Благодаря этому, оценка воздействует на интеллект и на личность человека. Под влиянием оценки человек имеет ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы, изменения в структуре восприятия, преобразование интеллектуальных механизмов). Неоценивание, по мнению ученого, ведет к неуверенности в своих действиях, к потере ориентира, интереса и осознанию своей малоценности. Без оценки человек не может действительно осознать свой собственный поступок, во всех его объективных результатах, так как «отсутствие оценки есть самый худший вид оценки» [19].

В труде «Основы гуманной педагогики. Об оценках» Ш.А. Амонашвили, раскрывает понятие оценка, как процесс учета, контроля, который осуществляет человек, отметка же рассматривается им как результат этого процесса. Автор рассматривает оценку с позиции отметки, на примере различных ситуаций с участием школьников показано, как отметка, которая призвана оценивать уровень знаний учащихся, превращается в характеристику его личности, влияя на все сферы деятельности, регулируя его отношения с окружающей средой, общение, внутреннее состояние [20].

Таким образом, без фундаментального понимания важности и необходимости оценивания деятельности, невозможно говорить о ней в самом глубоком смысле - как о деятельности человека. Ведь только после оценивания деятельности происходит дальнейшая регуляция, приходит понимание успешности и эффективности, возрастают требования, появляются новые мотивы, конкретизируются цели и смыслы этой деятельности и т.д. Любая деятельность человека должна быть подвержена оцениванию, а процесс подготовки студентов в вузе заключен в единстве учебной и внеучебной деятельности, поэтому необходимо разработать адекватный инструментарий для оценивания внеучебной деятельности студентов вуза.

Внеучебная деятельность студентов вуза особенно влияет на становление личности студента и способствует формированию профессиональных и личностных качеств. Поэтому оставлять настолько значимую для развития студента деятельность без адекватной системы оценивания считаем неправильно. Рассмотривая внеу-чебную деятельность как видовое понятие деятельно-

педагогически науки

Писаренко Данила Андреевич ОЦЕНИВАНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ...

сти, можно сделать вывод, что внеучебная деятельность нуждается в адекватной системе оценивания. В связи с этим считаем, что влияние внеучебной деятельности на профессиональное и личностное становление студентов, подводит к необходимости оценивания условий, которые создает образовательная организация для её организации.

Таблица 1 - Критерии и показатели оценивания условий организации внеучебной деятельности студентов

Исходя из цели современного высшего образования - формирование у обучающихся компетенций, можем

утверждать, что внеучебная деятельность также может быть оценена с позиции влияния на общие результаты образовательной деятельности, т.е. сформированность компетенций.

На наш взгляд, для оценивания условий организации внеучебной деятельности студентов вуза необходима разработанная система критериев оценки деятельности образовательной организации, по которым можно определить уровень её участия в этом важном направлении (таблица 1).

Оценивание условий организации внеучебной деятельности должно строится в соответствии с требованиями Стандарта организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования. В нём обозначено, что предметом оценки являются: управление и организация внеучебной деятельности, деятельность органов студенческого самоуправления, ресурсное обеспечение внеучебной деятельности (нормативно-правовое и методическое, кадровое, информационное, финансовое, инфраструктура и материально-техническое оснащение) [21]. Остановимся подробнее на критериях и показателях оценивания условий. Феномен «критерий» (в переводе с греч. - отличительный признак) представляем в его сущностной смысловой многозначности (суждение, оценка, показатель, результат, методологический ориентир) Реализация назначения каждого смысла во взаимосвязях составляет основу содержания критериального обеспечения. Критерии выступают важным блоком процесса оценивания, выбору средств конструирования, эффективного функционирования внеу-чебной деятельности образовательного учреждения, ее прогнозируемым результатам. Данная таблица показывает, что содержание критериального обеспечения - это теоретически прогнозируемые показатели результативности внеучебной деятельности, реальность достижения которых определяется осмыслением, анализом содержания деятельности субъектов образовательной организации. При оценке используются следующие методы оценивания: наблюдение; анкетирование; интервьюирование; метод экспертных оценок; контент-анализ документов; анализ сайта образовательной организации и сетевых информационных ресурсов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на наш взгляд, оценить внеучебную деятельность студентов вуза значит, во-первых, оценить условия, созданные в образовательной организации для профессионального и личностного развития студентов; во-вторых - оценить личностные достижения студентов, проявляющиеся в сформированности компетенций. Критерии и показатели, разработанные для оценивания, в полном объёме дают представление о нормативно-правовой базе, кадровом, информационном и ресурсном обеспечении, инфраструктуре внеучебной деятельности и позволяют использовать эти результаты для корректировки планов и программ. Вместе с тем следует отметить, что проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с разработкой способов оценивания внеучебной деятельности в вузе. Выводы не претендуют на полное решение рассматриваемой проблемы. Исследование может быть продолжено в аспекте разработки методов оценивания внеучебной деятельности в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%20 3++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 01.08.19)

2. Писаренко Д.А. Оценивание эффективности внеучебной деятельности студентов вуза в контексте компетентностного подхода. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 2. С. 25-31.

3. Руденко И.В. Современный воспитательный процесс в образовательных организациях /И.В. Руденко и др. /В 2 ч.: научный доклад. Тольятти, 2015. Т. 1.

4. Руденко И.В. Теоретические основы формирования общепро-

Критерии Показатели

Норматив-но-правовая база внеучебной деятельности - нормативные документы, регламентирующие воспитательную работу, внутренние локальные акты, инструкции, методические материалы и т.п.; - наличие концепции и программы воспитательной внеучебной деятельности; - наличие перспективных и текущих планов вне-учебной воспитательной работы в вузе, планов работы кафедр по учебно-воспитательной работе

Управление внеучебной деятельностью, кадровое обеспечение - наличие структур, реализующих внеучебную деятельность на всех уровнях управления: на уровне вуза, факультета и иных структурных подразделений вуза; - наличие организаторов внеучебной работы из числа профессорско-преподавательского состава; - повышение уровня квалификации работников, занимающихся внеучебной деятельностью

Информирование о вне-учебной деятельности; - информационное обеспечение студентов и сотрудников факультета через сайт учебного заведения, информационные стенды, факультетскую прессу и другие средства информации (наличие доступных для студентов источников информации, содержащих план событий/мероприятий); - наличие пресс-центра образовательной организации; - наличие доступных для студентов источников информации, содержащих план университетских событий

Развитие форм студенческого самоуправления - функционирование модели студенческого самоуправления; - наличие совета обучающихся; - наличие и эффективность работы студенческих общественных организаций; - наличие студенческих кружков и формирований; - участие студентов в работе Ученого совета института и других комиссий

Вариативность направлений внеучебной деятельности - наличие элементов системы воспитательной работы; - проведение университетских мероприятий

Создание необходимой инфраструктуры, материально-техническое оснащение - материально-техническая база для проведения внеучебной работы; - эстетическое оформление в институте; - финансовые средства на воспитательную работу

Развитие сотрудничества с социальными партнерами - координации внеучебной работы с представительными органами: федеральными, региональными, местными органами власти и общественными молодежными и студенческими организациями, разрабатывающими и реализующими государственную молодежную политику в городе; - авторитет учреждения в окружающем социуме

Участие студентов в городских, всероссийских, международных программах и проектах; - количество студентов, участвующих в городских, всероссийских, международных программах и проектах; - результаты участия

Система стимулирования внеучебной деятельности - материальное и моральное стимулирование студентов; - премии, Почетные грамоты, благодарственные письма и т.п.

Pisarenko Danila Andreevich EVALUATION OF EXTRACURRICULAR ..

pedagogical sciences

фессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций: монография / И.В. Руденко и др. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 172 с.

5. Афанасьева Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 10-12.

6. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 32-36.

7. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

8. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53.

9. Байрашева Р.Р., Резникова С.Э. Осуществление межпредметных связей во внеучебной деятельности студентов СПО (иностранный язык и история) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 7-10.

10. Писаренко ДА. Виртуальные студенческие сообщества как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 125-127.

11. Ахметжанова Г.В., Писаренко Д.А. К вопросу о методах оценивания личностных достижений во внеучебной деятельности студентов образовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 244-247.

12. Байрашева Р.Р., Коток С.А. Внеурочная деятельность как один их способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 30-33.

13. Руденко И.В., Наумавичюте К.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 273-275.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 328 с.

15. Шарова Н.В. Общая психология: Психология личности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/ link1/metod/met121/met121.html (дата обращения: 03.08.2019).

16. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с.

17. Батурин Н. А. Психология оценивания и оценки. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. 106 с.

18. Батурин Н.А. Психология оценки: общие представления, дифференциация понятий и области изучения //Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. №31 (131) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/articWn/psihologiya-otsenki-obschie-predstavleniya-differentsiatsiya-ponyatiy-i-oblasti-izucheniya (дата обращения: 04.08.2019).

19. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980, Т. 2. 287 с.

20. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Об оценках. М: Амрита. 2012.

21. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования URL: http://prorectors. ru/images/Docs/Standartpovospdeyat.pdf (дата обращения: 29.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.