Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международная торговля / Республика Беларусь / санкции / внешняя торговля / экспорт / импорт.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маланичева Н.В., Душебаева А.Т.

данной статье проанализированы проблемы внешней торговли Республики Беларусь, вызванные санкциями Европейского союза, а также экономическим кризисом, наблюдаемому в последние годы. Автор проводит анализ экономики государства, а также основных проблем, не позволяющим стране добиться экономического роста. Более того, в статье изучено состояние экспортно-импортных отношений необходимых для усиления экономики страны. В исследовании было изучено политическое положение государства и меры, предпринимаемые правительством для стабилизации положения. Стоит отметить, что главными партнерами по внешней торговле государства за прошедший год была Россия, с общей долей около 50%, страны ЕАЭС, а также Евросоюз. Политически-экономические преобразования, принятые в этом году могут кардинально изменить вектор интеграционного развития страны, завершив «Восточную интеграцию с ЕС» в сторону развития отношений с Китаем и другими государствами азиатского региона. В заключении научного исследования был проведен прогноз экономической ситуации и внешней торговли на ближайшие несколько лет. В ходе исследования были задействованы методы сравнительного и статистического анализа, основанные на официальных данных, предоставленных Национальным статистическим комитетом, а также другими государственными органами Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

МАЛАНИЧЕВА Наталья Викторовна,

заместитель заведующего кафедрой мировой экономики ГУУ, доцент кафедры мировой экономики ГУУ, кандидат экономических наук, е-mail: mail@law-books.ru

ДУШЕБАЕВА Айдана Туркменовна,

студентка факультета Международных экономических отношений, Финансовый университет, Москва, Россия, е-mail: mail@law-books.ru

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. В данной статье проанализированы проблемы внешней торговли Республики Беларусь, вызванные санкциями Европейского союза, а также экономическим кризисом, наблюдаемому в последние годы. Автор проводит анализ экономики государства, а также основных проблем, не позволяющим стране добиться экономического роста. Более того, в статье изучено состояние экспортно-импортных отношений необходимых для усиления экономики страны. В исследовании было изучено политическое положение государства и меры, предпринимаемые правительством для стабилизации положения. Стоит отметить, что главными партнерами по внешней торговле государства за прошедший год была Россия, с общей долей около 50%, страны ЕАЭС, а также Евросоюз. Политически-экономические преобразования, принятые в этом году могут кардинально изменить вектор интеграционного развития страны, завершив «Восточную интеграцию с ЕС» в сторону развития отношений с Китаем и другими государствами азиатского региона. В заключении научного исследования был проведен прогноз экономической ситуации и внешней торговли на ближайшие несколько лет. В ходе исследования были задействованы методы сравнительного и статистического анализа, основанные на официальных данных, предоставленных Национальным статистическим комитетом, а также другими государственными органами Беларуси.

Ключевые слова: международная торговля, Республика Беларусь, санкции, внешняя торговля, экспорт, импорт.

MALANÍCHEVA Natalya Viktorovna,

Deputy Head of the Department of World Economy of the State University of Management, Associate Professor of the Department of World Economy of the State University of Management, Candidate of Economic Sciences

DUSHEBAEVA Aidana Turkmenovna,

student, Faculty of International economic relations Financial University, Moscow, Russia

FOREIGN TRADE OF THE REPUBLIC OF BELARUS UNDER SANCTIONS

Annotation. This article analyzes the problems of foreign trade of the Republic of Belarus caused by the sanctions of the European Union, as well as the economic crisis observed in recent years. The author analyzes the economy of the state, as well as the main problems that prevent the country from achieving economic growth. Moreover, the article examines the state of export-import

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-23-29 NIION: 2018-0076-9/21-152 MOSURED: 77/27-023-2021-09-351

relations necessary to strengthen the country's economy. The study examined the political situation of the state and the measures taken by the government to stabilize the situation. It should be noted that the main partners in foreign trade of the state over the past year were Russia, with a total share of about 50%, the EAEU countries, as well as the European Union. The political and economic transformations adopted this year can radically change the vector of the country's integration development, completing the "Eastern integration with the EU" towards the development of relations with China and other states of the Asian region. At the end of the research, a forecast of the economic situation and foreign trade for the next few years was carried out. The study involved methods of comparative and statistical analysis based on official data provided by the National Statistical Committee, as well as other state bodies of Belarus.

Key words: international trade, the Republic of Belarus, sanctions, foreign trade, export, import.

Введение. Внешняя торговля Республики Беларусь претерпела множество изменений за последнее десятилетие. Это связанно с изменением мирового рынка конъюнктуры в 2012-2013 годах, а также в следствие большого количества санкций, введенных против белорусских предприятий и частных лиц. Экономические и политические санкции- известный и широко применимый в современных реалиях инструмент влияния одних стран на другие, которые пытаются преследовать собственные экономические и политические цели. Для политических деятелей санкции являются одним и самых действующих путей решения многих международных споров и проблем, т.к. именно они несут в себе более сильный характер и не нарушают при этом права и свободу обычных граждан. Введение санкций в Беларуси связанно с существующим политическим режимом, а также

по мнению западных стран отсутствием демократии и свободы граждан Беларуси. Для того, чтобы изучить данную проблему необходимо рассмотреть экономику, экспортно-импортные отношения страны, и влияние, которое оказывают санкции на первые два пункта.

Экономика Беларуси. Прежде, чем рассматривать взаимосвязь внешней торговли и санкци-онный политики необходимо изучить роль и место государства на международном рынке. Республика является среднеразвитой индустриально-аграрной страной, в которой большая часть значимых предприятий находится в собственности государства. В международном рейтинге Беларусь в 2020 году заняла 69 место в ВВП по ППС со значением 190 млрд долларов США, в то время, как ближайший стратегический партнер Россия занимает 6 место.

Рисунок 1. Изменение ВВП по ППС Беларуси в млрд долларов США Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Из вышеприведенного графика можно сделать следующее заключение: внутренний валовый продукт по паритету покупательской способности имел рост до 2012 года, после чего началось значительное снижение экономического развития государства. Данное явление связанно многолетним отрицательным сальдо торгового баланса, растущем спросе на иностранную валюту, падением рентабельности импортных товаров и санкциям, вводимым иностранными государствами против Беларуси.

Кроме этого, острой проблемой для белорусской экономики является крупны отток населения среди трудоспособных граждан. В следсвтие политического и экономического кризиса, за прошедший год из страны мигрировало около 25 тысяч человек, что является максимум с 1995 года [1, 2]. Властями было принято решение о внесении поправок в закон «О гражданстве», в котором появилась возможность утраты гражданства при участии в террористической и иной экстремистской деятельности либо причинения тяжкого вреда интересам Беларуси. Более того, граждане потеряют возможность избежание наказания за преступления с помощью прекращения гражданства. Президентом было принято решение о подтверждении дипломов с высших учебных заведений Европы, несмотря на существование межгосударственных договорённостей [3].

В 2011 году правительством было принято решение о девальвации национальной валюты, в следствие ее обесценивания на 189%. Данное решение исходя из исследований МВФ являлось единственным выходом из затяжного кризиса. Несмотря на это, кризисная ситуация продолжала усиливаться. Несколькими годами позднее была введена политика плавающего курса валюты, которая позволила белорусскому рублю менять свое значение в зависимости от валютного рынка. На сегодняшний день, экономика государства не испытывает экономического роста, а наоборот внешний долг страны достиг своего максимума в размере 18,150 млрд долларов США и оказался на уровне более 54% ВВП (с учетом госгарантий и обязательств местных бюджетов). Большее количество заемных средств Беларусь получает от Российской Федерации и Китая. Подобная ситуация в стране складывалась на фоне мирового кри-

зиса, президентских выборов, а также принужденной посадки авиа судна, что по мнению Евросоюза и США не были легитимными. Однако, экономика Республики Беларусь имеет свои перспективы. Для обеспечения дальнейшего экономического роста несмотря на экономические санкции государству необходимо диверсифицировать экономику и развить новые сектора [4]. Довольно ярким примеров является IT-сфера, которая получило свое развитие в стране. Этому способствует большое количество выпускников высших учебных заведений с техническим направлением, а также либеральная атмосфера, образовавшаяся вокруг «Парка высоких технологий». По словам пресс-секратаря немецкого правительственного внешнеторгового агентства Germany Trade & Invest (GTAI) в Украине и Беларуси Фабиан Немиц (Fabian Nemitz) данный сектор в 2019 году был единственным достойным мотором экономического роста [3].

Внешняя торговля Республики Беларусь. Республика Беларусь осуществляет многовекторную внешнеэкономическую политику и поддерживает торговые отношения с более чем 200 странами мира. Экспорт является одним из приоритетов развития белорусской экономики. Более 60% производимой продукции поставляется на зарубежные рынки, что характерно для стран с высокой степенью развития и открытости экономики.

К главным секторам экспорта относятся: добыча калийной соли, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, а также сельское хозяйство. За 2020 год экспорт калийных удобрений составил $2,4 млрд, или 8,3% в общем объеме экспорта. Высока роль в общем объеме экспорта и машиностроительной отрасли. Ежегодно 65-70% производимой продукции в этом сегменте продается за пределами страны. Так, в 2020 году на экспорт поставлено 79,1% произведенных грузовых автомобилей; 93,3% холодильников и морозильников бытовых; 63,9% лифтов, 98,9% телевизоров, 88,4% автобусов.

Главными партнерами Республики Беларусь являются: страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Армения и Киргизия), а также страны Европейского Союза (Польша, Литва, Латвия, Германия и др).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Рисунок 2. Внешняя торговля товарами [7].

Источник: Официальный сайт МИД Беларуси

Большую часть товаров государство экспор- ЕС. В прошедшем году был произведён экспорт

тирует в Россию, на страну приходятся около 50% на сумму 168 млн. долл. (в том числе в Данию на

от общего числа товаров и услуг. В свою очередь, 120 млн. долл., Румынию - на 21 млн. долл.,

Республика приобретает около 45% импортных Францию - на 9 млн. долл., Австрию - на 5 млн.

товаров из страны- союзницы. Второе место по долл.). величине экспортируемой продукции занимает

Рисунок 3. Товарооборот Республики Беларусь и Европейского Союза Источник: Официальный сайт МИД Беларуси [7].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

На выше представленном графике заметно, насколько изменился товарооборот за последнее десятилетие между Республикой Беларусь и странами Евросоюза. Основные статьи экспорта традиционно составили нефть и нефтепродукты (группа 27 ТН ВЭД) - 20,4 %, изделия из древесины (группа 44 ТН ВЭД) - 18 %, черные металлы (группы 72 и 73 ТН ВЭД) - 10,4 %, удобрения (31 ТН ВЭД) - 7,5 %; также заметно улучшили свои позиции мебель и сборные строительные конструкции (94 ТН ВЭД) - 5,5 %, вагоны и части подвижного состава (группа 86 ТН ВЭД) - 4,2 %, иные машины и механизмы (группы 84 и 85 ТН ВЭД) -4,5%. В 2020 году продолжилась тенденция значительного падения поставок нефти и нефтепродуктов (группа 27 ТН ВЭД): с 1,9 млрд. долларов США в 2019 г. до 1,1 млрд. долларов США в 2020 г. - что напрямую повлияло на снижение общего экспорта в ЕС и в конечном итоге в совокупности с выходом из ЕС Великобритании - одного из основных потребителей белорусских нефтепродуктов — привело к отрицательному сальдо.

Санкционная политика. Первые санкцион-ные меры ввел Евросоюз в 1998 году, причиной которых стали нарушение прав человека, а также демократии. Далее, в 2006 последовали санкции, введенные США. На тот момент, санкции касались исключительно частных лиц, которые являлись одними из главных политических деятелей в стране. Это касалось заморозки банковских счетов, а также визовых ограничений. Более того, под санкции попали ряд предприятий и организаций, как например, «Белтехэкспорт», «Раковский бро-вар» и т.д. В 2016 году ряд санкций был приостановлен, в следствие освобождения всех политических заключенных.

Несмотря на это, на сегодняшний день отношения между Республикой Беларусь и Европейским Союзом, а также другими западными партнерами переживают кризисный период. Подобная ситуация сложилась в результате, состоявшихся выборов президента в 2020 году, а также принудительной посадки пассажирского самолета в Минске, в котором находился со основатель оппозиционной канала Роман Протасевич. До этого инцидента в санкционном списке ЕС находилось 88 граждан. Однако после внесения поправок в четвертый пакет санкций попали еще 78 граждан Беларуси.

Анализируя сложившуюся ситуацию за прошедший год, можно отметить, что Республика Беларусь получила четыре пакета санкций: 1) Первый пакет санкций был введен 2 октября

2020 года, в котором были выделены 44

должностных лица государства, попавшие

под запрет на въезд в страны ЕС.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

2) Второй пакет санкций был принят 6 ноября 2020 года, в которой вошли 15 высокопоставленных чиновников, в т.ч. президент республики - Александр Лукашенко, а также его семья.

3) Третий пакет санкций введен 17 декабря про-

шедшего года, примечательно, что в этот список вошли не только определенные люди, но и 7 стратегически важных предприятий, среди которых оказались ОАО «Агат-электромеханический завод», строительная компания «Dana Holdings», ЗАО «Белтехэкс-порт» и т.д.

Главным отличием от предыдущих пакетов санкций является то, что нововведения заключают в себе больше экономический характер, нежели частный. Как было отмечено ранее, за прошедший год экспорт белорусских товаров в ЕС, составил около 7 млрд долл США или 12% от ВВП.

В целом, запреты ЕС можно подразделить на несколько групп:

1. Санкции на экспорт товаров двойного назначения, т.е. тех, которые могут быть использованы в военных и полицейских целях;

2. Приостановка финансирования ЕИБ всех программ государства;

3. Запрет на поставки нефтехимической, калийной продукции, а также на торговлю табачными изделиями;

4. Закрытие доступа к рынку капитала ЕС.

В первую очередь, стоит отметить то, что санкции коснулись калийных удобрений, нефтяной промышленности, а также машиностроения. Так, например, «Беларуськалий» осуществлял более 90% всего экспорта по средству Клайпед-ского порта в Литве. Более того, под влияние политической ситуации попали нефтехимические предприятия, которые в прошлом году принесли в бюджет государства 4,2 млрд долларов США. Здесь, было бы релевантным назвать несколько примеров компаний, играющих важную роль для внешней торговли страны: «Новая нефтяная компания», которая осуществляет покупку и дальнейший иморт нефтепродуктов в страны Западной Европы, МАЗ, БелАз- наиболее крупные игроки на рынке белорусского машиностроения и т.п.

Помимо прочего, Европейский инвестиционный банк прекращает любые выплаты или платежи по существующим соглашениям в отношении проектов в государственном секторе и по контрактам на оказание технической помощи. Государства-члены ЕС также должны будут принять меры по ограничению участия Белоруссии в многосторонних банках развития.

Кроме этого, под санкции попали и ректоры государственных университетов, которые подписывали документы об отчислении студентов, принимавших участие в несогласованных пикетах, журналисты государственных изданий и телеканалов, а также политические деятели, и некоторые бизнесмены.

Вывод. Вследствие того, что большое количество стран, которые стратегически необходимо для республики ввели столь обширные санкции, нельзя отрицать тот факт, что внешнюю торговлю

и экономику страны ждет кризисный период и чем больше крупных стран или государственных союзов поддерживают ограничительные меры, тем труднее государству, попавшему под санкции, смягчить их последствия из-за ограниченного пространства для маневра. Так, по некоторым подсчетам, основанным на статистических данных прошлого года, Беларусь в следствие нововведений способна потерять около 40% прибыли от общего числа экспортируемых товаров вне СНГ.

2017 2018 2019 2020

Всего 11 746,6 15 144,6 13 579,0 11 197,6

Германия 1 118,1 1 455,3 1 306,8 937,8

Дания 11,8 24,8 31,7 151,3

Латвия 349,8 485,2 397,2 309,9

Литва 848,3 1 156,3 1 061,3 1 037,5

Нидерланды 1 102,4 1 424,9 801,7 685,9

Норвегия 125,3 147,2 152,0 132,3

Польша 1 084,1 1 344,6 1 291,6 1 250,1

Итого в % 39,5% 39,9% 37,1% 40,2%

Таблица 1. Экспорт товаров из Республики Беларусь по отдельным странам вне СНГ

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь [4]. Из вышеприведенной таблицы следует не только сокращение поставок в Европейский Союз, но и валютный дисбаланс, т.к. производство и продажа в страны ЕС и США приносят государству большую часть иностранных денежных масс. Из этого следует, что гражданам следует ожидать недостаток на рынке других валют, а также снижение курса белорусского рубля.

Однако, правительством на сегодняшний день обрабатываются новые пути решения возникшей проблемы. Так, например, глава государства предложил кабинету министров ввести военное положение и мобилизовать некоторую часть граждан, дабы улучшить экономическое положение, но несмотря на это определенных действий государство не вводило. Стоит отметить, что в Республике Беларусь усиливается интеграционная политика с КНР, в рамках «Нового Шёлкового пути», который объединит логистические сети от Юго-Восточной Азии и до Центральной Европы. Для того, чтобы восстановить стабильный рост внешней торговли государству необходимо прежде всего, пересмотреть список своих стратегиче-

ских партнеров, а также продолжить усиление экономической интеграции со странами ЕАЭС, в которые Беларусь экспортирует большую часть своих товаров. Однако, несмотря на политику, предпринимаемую правительством, экономическую ситуацию невозможно будет восстановить в ближайшие годы. На примере страны-партнера можно наблюдать как санкционная политика негативно сказывается на экспортно-импортных отношениях, и если Российская Федерация была способна восстановить потери за счет собственных предприятий, а также бюджета и наращивания отношений с другими странами, Республике Беларусь достичь такого прогресса будет намного сложнее.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Список литературы:

Spisok literatury:

[1] Гладков И.С. 2016. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в. - Власть. № 4. С. 52-61.

[2] Государственный долг на 1 января 2021 года, Министерство финансов Республики Беларусь, электронный источник, URL: http://www. minfin.gov.by/ru/public_debt/ pressreleases/8074d74891f14642.html

[3] Интервью пресс-секратаря немецкого правительственного внешнеторгового агентства Germany Trade & Invest (GTAI) в Украине и Беларуси Фабиан Немиц (Fabian Nemitz), Электронный ресурс, URL: https://www.dw.com/ru

[4] Национальный статистический комитет Республики Беларусь Электронный источник, URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/vneshnyaya-torgovlya-tovarami/godovye-dannye/

[5] Портал поддержки экспорта Беларуси, электронный источник, URL: https://export.by/news/foreign-trade-belarus-reports-1048bn-commodity-trade-deficit-in-jan-mar-2019

[6] Общие итоги миграции населения, Национальный статистический комитет Республики Белаурсь, Электронный ресурс, URL: https://www. belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/ naselenie-i-migratsiya/migratsiya/godovye-dannye

[7] Официальный сайт МИД Беларуси, электронный источник URL: https://mfa.gov.by/trade/

[1] Gladkov I.S. 2016. Vneshnetorgovye svyazi na postsovetskom prostranstve: tendencii XXI v. -Vlast'. № 4. S. 52-61.

[2] Gosudarstvennyj dolg na 1 yanvarya 2021 goda, Ministerstvo finansov Respubliki Belarus', elek-tronnyj istochnik, URL: http://www.minfin.gov.by/ru/ public_debt/pressreleases/8074d74891f14642.html

[3] Interv'yu press-sekratarya nemeckogo prav-itel'stvennogo vneshnetorgovogo agentstva Germany Trade & Invest (GTAI) v Ukraine i Belarusi Fabian Nemic (Fabian Nemitz), Elektronnyj resurs, URL: https://www.dw.com/ru

[4] Nacional'nyj statisticheskij komitet Respub-liki Belarus' Elektronnyj istochnik, URL: https://www. belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sec-tor-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/vneshn-yaya-torgovlya-tovarami/godovye-dannye/

[5] Portal podderzhki eksporta Belarusi, elektronnyj istochnik, URL: https://export.by/news/for-eign-trade-belarus-reports-1048bn-commodity-trade-deficit-in-jan-mar-2019

[6] Obshchie itogi migracii naseleniya, Nacion-al'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belaurs', Elektronnyj resurs, URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsi-alnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migrat-siya/migratsiya/godovye-dannye

[7] Oficial'nyj sajt MID Belarusi, elektronnyj istochnik URL: https://mfa.gov.by/trade/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.