Научная статья на тему 'О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРИТМИИВ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ'

О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРИТМИИВ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союзный договор / программа действий / экономические факторы / политические факторы / синдром аритмии / управляемость / суверенитет / Россия / Республика Беларусь / Union Treaty / program of action / economic factors / political factors / arrhythmia syndrome / manageability / sovereignty / Russia / Republic of Belarus

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Косьмин Анатолий Данилович, Косьмина Елена Анатольевна

Рассматриваются существенные негативные экономические и политические факторы, генерирующие череду споров и конфликтов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Отмечается, что отсутствие главного экономического фактора – равных условий хозяйствования на территории друг друга и равный доступ предпринимателей одной страны на рынок другой, а также цивилизованного и достаточно высокого уровня доверия между политическими элитами России и Белоруссии является одним из фундаментальных рисков в их двусторонних отношениях, который может быть нейтрализован, по мнению авторов, только в рамках новой парадигмы Союзного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FUNDAMENTAL CONDITIONS OF OVERCOMING THE POLITICAL AND ECONOMIC ARRHYTHMY SYNDROME IN THE INTEGRATION PROCESS OF RUSSIA AND BELARUS

Significant negative economic and political factors generating a series of disputes and conflicts between the Russian Federation and the Republic of Belarus are considered. It is noted that the lack of the main economic factor equal economic conditions in each other and equal access of entrepreneurs of one country to the market of another, as well as a civilized and fairly high level of trust between the political elites of Russia and Belarus is one of the fundamental risks in their bilateral relations. can be neutralized, according to the authors, only within the new paradigm of the Union Treaty.

Текст научной работы на тему «О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРИТМИИВ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ»

DOI 10 .24412/2076-1503-2021 -2-29-35 КОСЬМИН Анатолий Данилович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» Омского государственного технического университета, академик РАЕН, Заслуженный работник высшей школы РФ,

e-mail: kosmin.39@mail.ru

КОСЬМИНА Елена Анатольевна,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление, политика и право» Омской академии гуманитарных наук и образования ,

e-mail: kosmina07@mail.ru

О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРИТМИИВ ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Аннотация. Рассматриваются существенные негативные экономические и политические факторы, генерирующие череду споров и конфликтов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Отмечается, что отсутствие главного экономического фактора - равных условий хозяйствования на территории друг друга и равный доступ предпринимателей одной страны на рынок другой, а также цивилизованного и достаточно высокого уровня доверия между политическими элитами России и Белоруссии является одним из фундаментальных рисков в их двусторонних отношениях, который может быть нейтрализован, по мнению авторов, только в рамках новой парадигмы Союзного договора.

Ключевые слова: Союзный договор, программа действий, экономические факторы, политические факторы, синдром аритмии, управляемость, суверенитет, Россия, Республика Беларусь.

KOSMIN Anatoly Danilovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department "State, Municipal Administration and Customs" of

Omsk State Technical University, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation

KOSMINA Elena Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management, Politics and Law of the Omsk Academy of Humanities and Education

ON THE FUNDAMENTAL CONDITIONS OF OVERCOMING THE POLITICAL AND ECONOMIC ARRHYTHMY SYNDROME IN THE INTEGRATION PROCESS OF RUSSIA AND BELARUS

Annotation. Significant negative economic and political factors generating a series of disputes and conflicts between the Russian Federation and the Republic of Belarus are considered. It is noted that the lack of the main economic factor - equal economic conditions in each other and equal access of entrepreneurs of one country to the market of another, as well as a civilized and fairly high level of trust between the political elites of Russia and Belarus is one of the fundamental risks in their bilateral relations. can be neutralized, according to the authors, only within the new paradigm of the Union Treaty.

Key words: Union Treaty, program of action, economic factors, political factors, arrhythmia syndrome, manageability, sovereignty, Russia, Republic of Belarus.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Невозможно решить проблемуна том же уровне, на котором она возникла.

Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.

А. Эйнштейн

8 декабря 2019 г. исполнилось 20 лет со дня подписания Президентами России и Белоруссии Договора «О создании Союзного государства» [1]. Феномен Союзного государства (далее - СГ) и пройденный им путь достаточно противоречивы. С одной стороны, СГ - это, бесспорно, самая «продвинутая» интеграционная группировка на постсоветском пространстве и ориентир для других международных региональных объединений на постсоветском пространстве. Не надо забывать и о том, что регионализация международных отношений является трендом в современной мировой политике, что, в свою очередь, предопределяет фрагментацию (регионализация) правового регулирования [10].

За период формирования Союзного государства достигнуты значительные успехи во всех сферах сотрудничества. Объем взаимной торговли возрос с 9,3 млрд долл. в 2000 г. до 33,3 млрд долл. в 2019 г., развивается инвестиционное сотрудничество и производственная кооперация, реализуются совместные программы. Подписаны и реализуются документы, направленные на обеспечение равных прав граждан двух стран, успешно развиваются военно-политическое сотрудничество, взаимодействие на региональном уровне [7].

С другой стороны, многие из целей Союзного государства не были достигнуты, его строительство фактически заморожено. Интеграционный процесс явно «пробуксовывает», многие концептуальные вопросы Союзного строительства остаются нерешенными. Между сторонами сохраняются серьезные противоречия по ряду важных экономических и политических проблем; периодически возникают серьезные конфликты («нефтяные», «газовые», «молочные» и др.), сопровождающиеся «информационными войнами» и ставящие под вопрос перспективы российско-белорусской интеграции.

В последнее время Россия ставит вопрос о необходимости ускорения интеграции в рамках Союзного государства, связывая с этим сохранение преференций для Белоруссии во взаимных экономических отношениях. Готовится программа действий двух стран, направленная на активизацию интеграционного взаимодействия в Союзного государства. Однако по ряду важных позиций между сторонами сохраняются серьезные разногласия обусловленные прежде всего нежеланием Белоруссии поступаться своим суверенитетом.

Уже в ближайшее время станет ясно, удастся ли сторонам преодолеть эти разногласия и положить начало новому этапу в развитии интеграции. Союзного государства. Принятые в последнее время на межгосударственном уровне решения дают основания для осторожного оптимизма.

В настоящее время наблюдается поступательное развитие интеграционных процессов Союзного государства с поэтапно организуемым единым экономическим, политическим, военным, таможенным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством. Интеграция в экономической сфере находит свое отражение, в том числе, и в формировании единых статистических документов Союзного государства. На протяжении более 15 лет составляется платежный баланс Союзного государства. С 2019 г. начато составление двусторонней международной инвестиционной позиции Белоруссии и России (далее - двусторонняя МИП), а также международной инвестиционной позиции Союзного государства (далее - МИП СГ)

Инвестиционное сотрудничество, фиксируемое в рамках составления МИП СГ, с одной стороны, отражает масштабы экономик наших стран, а с другой - степень экономического интеграционного взаимодействия. Масштабы экономик определяют наиболее общие характеристики интеграции, главной из которых, конечно же, является уровень внешнеторговых отношений.

При существенной разнице в размерах экономик наших стран (ВВП Республики Беларусь за 2019 год составил 3,7 % российского) на долю Республики Беларусь приходится более 4,8 % российского внешнеторгового оборота и 5,3 % ее товарного импорта (за тот же 2019 г.). На долю Российской Федерации в 2019 г. приходилось 40,1 % белорусского экспорта и 55,2 % импорта [3].

Эта статистика отражает значимость взаимодействия экономик наших стран, высокую степень влияния отдельных направлений экономического сотрудничества и их динамику в рамках экономического интеграционного процесса.

Инвестиционное сотрудничество также связано с масштабом инвестиционной деятельности наших стран и иллюстрирует приоритетность наших партнерских отношений в этой сфере и увеличение тем самым взаимных инвестиционных потоков.

Следует констатировать, что работа, проводимая центральными банками обеих стран по совместному формированию и, более того, по согласованию данных двусторонней МИП, последующей компиляции МИП СГ, является следующим планомерным шагом по формированию полной и объективной картины внешнеэкономической инвестиционной деятельности страны.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Дополняя данные о финансовых потоках, учитываемых в составе платежного баланса, а также существенно расширяя статистику инвестиционных запасов, характеризующую региональную структуру прямых иностранных инвестиций, она позволяет оценить результаты интеграционных процессов в финансовой сфере в целом, а не только в рамках анализа лишь одного из финансовых инструментов.

Некоторое сокращение обязательств Республики Беларусь перед Российской Федерацией при росте пассивов перед третьими странами, наметившееся на 1 января 2019 г., вряд ли, не является признаком охлаждения интеграционной направленности в финансовой сфере. Отмеченное сокращение прервало из года в год устоявшуюся тенденцию роста заимствований в России и указывает на определенные успехи по диверсификации источников получения финансовых ресурсов, которые сокращают риски высокой географической концентрации внешних заимствований страны.

Таким образом, в целом, несмотря на наметившуюся тенденцию незначительного сокращения (по сравнению с ростом активов предыдущих лет) инвестиций Республики Беларусь в экономику России, остается высокий потенциал роста этого направления инвестирования как в форме прямых инвестиций, так и в виде долговых инструментов, с учетом восстановления российской экономики после череды прошедших кризисов, а также принимая во внимание ее существенные масштабы источников получения финансовых ресурсов, которые сокращают риски высокой географической концентрации внешних заимствований страны [8].

В целом следует констатировать, что формирование двусторонней МИП и МИП СГ является очередным этапом развития статистической деятельности центральных банков Республики Беларусь и Российской Федерации. При этом в результате проводимой совместной работы расширяются и уточняются данные внешнеэкономической и финансовой статистики обеих стран, углубляется представление о реальных оценках взаимных инвестиций.

Вместе с тем высокую степень интеграции между нашими странами в инвестиционной сфере отражает тот факт, что накопленные запасы инвестиций как в абсолютных значениях, так и в их удельном весе, в совокупных инвестициях стран находятся далеко за пределами пропорционального соотношения наших экономик (например, по объемам ВВП), и показатели рассматриваемого двустороннего инвестиционного сотрудничества более значимы по сравнению с индикаторами вза-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

имодействия с более крупными мировыми экономиками.

Положительные перспективы дальнейшего ускорения интеграционных процессов напрямую связаны с активизацией двустороннего переговорного процесса по укреплению экономических связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

В настоящее время наиболее актуальным направлением в вопросе об интеграции является окончательное согласование и реализация «Программы действий Беларуси и России по реализации положений договора о создании Союзного государства», состоящей из 31 дорожной карты. Надо отметить, что уже сам факт составления широкого перечня дорожных карт свидетельствует о большом спектре общих интересов и единстве взглядов обеих сторон на необходимость развития многосторонней интеграции. Такой подход создает реальный фундамент для этого, и несомненна возможность достижения консенсуса при рассмотрении актуальных вопросов двусторонних отношений [2].

Следует иметь в виду также, что Республика Беларусь с 1 января 2020 г. на пять лет приняла председательство в органах Евразийского экономического союза, возглавив дальнейшее развитие интеграции в рамках Евразийского экономического союза, включающего финансовую инфраструктуру Союзного государства.

Пусть формальное, но, по своей сути, руководство развитием, связанным с созданием в рамках ЕАЭС единого платежного пространства, дальнейшей дедолларизацией экономик и повышением доли расчетов в национальных валютах государств-членов, должно быть использовано во благо нашей страны для внедрения лучших практик, сближения используемых инструментов государственного регулирования, выравнивания условий осуществления хозяйственной деятельности в сферах внешней и взаимной торговли, промышленности, энергетики, транспорта, а также в области финансовой политики, тесно связанной с этими сферами.

Для оценки эффективность интеграции Союзного государства была применена методика SWOT-анализа в виде структурированного анализа факторов внутренней и внешней среды Союзного государства.

В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно, но крайне медленно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной

модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.

Насыщенный характер носят связи между Россией и Белоруссией в области культуры. На регулярной основе осуществляется обмен годами культуры, проводятся различные фестивали. Важной ежегодной площадкой для культурного сближения народов стал и частично финансируемый из бюджета Союзного государства Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске».

В отношениях между Россией и Белоруссией создано фактически единое миграционное пространство, обеспечиваются условия взаимных поездок во внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран имеют равные возможности в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечении одинаковых имущественных прав двух стран, они могут находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учёт в течении 30 дней [8].

Однако следует отметить, что достигнутые успехи Союзного государства являются равнодействующим продуктом двух диаметрально противоположных маятниковых трендов-античности, пас-сионарости действующих лиц, с одной стороны, проявляющих деятельную заботу о сбережениях и точном соблюдении установленных правил поведения и желающих развиваться и совершенствоваться. Сама по себе пассионарность - это единство в борьбе противоположностей - разрушительного и созидательного, вреда и пользы, положительного и отрицательного.

Интеграционные процессы развиваются по синусоиде - приступы пассионарности в «жестком» ее значении сменяются достижением равновесности, баланса и интересов и значимых результатов, то есть достижением созидательной пассионарности. Именно, последнее - равновесие и баланс интересов субъектов интеграции представляет собой бесконечно краткий миг её (интеграции) истории, череда которых и составляет траекторию эфолюционного развития Союзного государства.

Диссонанс интересов субъектов Союзного государства - это функция аргументов эндогенного и экзогенного характера (то есть внутренних и внешних - рукотворных).

Приведём некоторые примеры (факты). В конце 2006 г., в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, Президент Лукашенко высказывает значительное разочарование. В январе 2007 г. он заявляет, что «от нас требуют вступления в состав России ... Я не хочу похоро-

нить суверенитет и независимость моей Беларуси ...» [13].

Однако уже на рубеже 2007 и 2008 гг. процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования национальных органов Союза, а также избрания Президента Союза, которым по предложению многих политиков должен стать Президент России В.В. Путин. С мая 2008 г. по июль 2012 г. Путин являлся главой Совета министров Союзного государства [13; 14].

Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий, в частности: «молочной войны», «налогового манёвра», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к Союзу в Белоруссии, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8% опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить Союзное государство с единой валютой, Президентом и Парламентом» «за» высказались лишь 20,4% респондентов, 24,7% опрошенных затруднились ответить [16].

Однако, результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется в ангажированности. В то же время, белорусские политологи утверждают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику.

В 2010 г. из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась [12].

До 2011 г. проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень.

Трения в интеграционных процессах неизбежны, особенно когда интеграция осуществляется на равных условиях независимыми государствами, отстаивающими свой экономический суверенитет. Учитывая, что на Россию приходится около 50% внешней торговли Беларуси (преимущественно продукцией с достаточно высокой добавленной стоимостью), экономические потери в случае отказа двух стран от интеграционных процессов будут значительно больше по отношению к ВВП, чем в случае Украины и России.

Помимо рынков сбыта для промышленной и технологичной продукции, на текущий момент в рамках ЕАЭС Беларусь получает крупный объем

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

инвестиций (РФ обеспечивает до 0 % прямых инвестиций в РБ), низкие цены на энергоносители по сравнению с соседними странами, широкий доступ к государственному оборонному заказу РФ.

Среди политических факторов развития отношений между РФ и РБ в перспективе до 2024 г. на первое место эксперты ставят фактор стабильности политических систем (оценка 4,57 из 5),оценивая его как позитивный. России и Беларуси более комфортно жить в условиях централизованного государства. И экономически это оправдано: для проведения серьёзных экономических реформ с инновационным прорывам требуется политическая стабильность и высокая управляемость ( в том числе на основе авторитарного управления) [5].

Самый существенный негативный политический фактор-низкий уровень доверия между политическими элитами РФ и РБ. Фактически это один из фундаментальных рисков и двусторонних отношениях до 2020 г. и далее, чреватый ослаблением хозяйственных и оборонно-промышленных связей вследствие периодических споров и конфликтов, стремления снизить взаимную зависимость, воспринимаемую как уязвимость.

Остаётся открытым вопрос о новой модели союзничества [9], инициированный Президентом Белоруссии А. Лукашенко, который не согласился ни с одной из моделей Союза России и Белоруссии, предложенных Президентов В. Путиным во время их личной встречи [14].

Первая модель (мягкой федерации) не устраивает Президента Белоруссии потому, что предполагается создание общего государства, органы власти которого будут созданы в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Такая модель означает, по мнению А. Лукашенко, фактическое «поглощение», вхождение Республики в состав России. Вторая модель, предусматривающая развитие отношений интегрированных государств по образцу Евросоюза, А. Лукашенко не приемлет потому, что он не может «разрушить федеративный Договор», стоивший ему «больших пота и крови» [13]. Да, и ЕС в настоящее время переживает не лучшие времена, сталкиваясь с накопившимися проблемами [11].

Можно предположить появление в будущем следующих негативных тенденций:

- политический Союз двух сторон становится всё более декларативным и все менее действенным;

- интеграция сторон игнорирует идеологическую составляющую;

- принуждение Белоруссии к российскому эмбарго и конфликту с Западом вызывает у вла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

стей и граждан Республики сомнение в целесообразности дальнейшей интеграцией с Россией [6].

Таким образом, Союзный Договор лишается в значительной мере практических целей на траектории движения стран в направлении их углубленной интеграции, обретается явственно воспринимаемые, зримые очертания Договора лишённого практических целей.

Выход из подобной (из всех подобных) ситуаций подсказал гений, имея в виду реальную возможность решения проблемы только на более высокий уровень по сравнению с тем (уровнем), на который она возникает. Следовательно, решение проблем, порождённых первоначальной парадигмой Союзного Договора [1], становится возможным только в том случае, его внести «впредь до исправления» в «Индекс запрещённых книг», основательно подвергнув корректированию, а в отдельных случаях, элиминированию ряда положений документа, в котором де-факто они уже преданы забвений [9]. Союзный Договор [1] следует переработать под современное состояние интегрированных стран, современную политику, под произошедшие «перемены в направлении умов» (А. Герцен) лидеров этих стран, а так же в представлениях населения последних, осо-бенно,его (населения) элитарного сословия.

Вся история Союзного Государства - это история общественного дискурса представителей самого разного статусного уровня субъектов интеграции, дискурса, изобилующего перманентными колебаниями, непостоянством, склонностью к частной смене мнений [4]. По этой причине, процесс интеграции может быть обречён, на наш взгляд, на движение вперёд со скоростью нескольких «гордиевых» узлов в год.

Список литературы:

[1] Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25282/ (дата обращения: 10.12.2020).

[2] Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 3. - С. 73-85.

[3] Взаимный товарооборот Российской Федерации и Республики Белоруссия: восстановление товарооборота между странами не остановить [Электронный ресурс] // Бизнес портал MMF. - URL: https://moneymakerfactory.ru/biznes-plan/tovarooborot-rossii-i-belorussii/ (дата обращения: 10.12.2020).

[4] Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Марышева В.А. Проблемы преодоления синдрома политико-экономической аритмии в интеграционном процессе России и Белоруссии: монография. - М.: Креативная экономика, 2020. - 272 с.

[5] Молева С.В. Развитие торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России -важная составляющая успешного функционирования Союзного государства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). - C. 66-72.

[6] Отношение жителей РФ и Беларуси к идее объединения [Электронный ресурс] // Левада центр - аналитический центр Юрия Левады. URL: http://www.levada.ru/ (дата обращения: 10.12.2020).

[7] Отчёт о внешней торговле между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия за 2019 г.: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика [Электронный ресурс] // Внешняя торговля России. - URL: http://russian-trade. com/reports-and- reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-belarusyu-v-2018- g./ (дата обращения: 10.12.2020).

[8] Российско-белорусские отношения [Электронный ресурс] // Википедия. - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.12.2020).

[9] Россия-Белоруссия: возможна ли новая модель союзничества? [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Минский диалог». - URL: http://minskdialogue.by/ (дата обращения: 10.12.2020).

[10] Рыжов В.Б. Диалектика глобализации и регионализации в правовом пространстве государств и международных организаций // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2020. № 1. - С. 29-44. - URL: http://author. nbpublish.com/pmpmo/article_30979.html (дата обращения: 10.12.2020).

[11] Рыжов В.Б. Европейский союз: динамика развития и накопившиеся проблемы [Электронный ресурс] // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2018. № 2. - С. 42-50. - URL: http://author.nbpublish.com/wl/article_25693. html (дата обращения: 10.12.2020).

[12] Черковец О. Смертельный удар по интеграции // Красный путь. № 4. 29 января 2020 г.

[13] Официальный сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL:http:// presiolent/qov.by/ru (дата обращения: 10.12.2020).

[14] Официальный сайт Президента Россия [Электронный ресурс]. - URL:http:// www.kremlin.ru (дата обращения: 10.12.2020).

[15] Официальный сайт Посольства Белоруссии в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.embassybel.ru/ (дата обращения: 10.12.2020).

[16] Официальный сайт газеты « Аргументы и факты» [Электронный ресурс]. - URL:http://www. ait/ru (дата обращения: 10.12.2020).

Spisok literatury:

[1] Dogovor mezhdu RF i Respublikoj Belarus' ot 08.12.1999 «O sozdanii Soyuznogo gosudarstva» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_25282/ (data obrash-cheniya: 10.12.2020).

[2] Programma dejstvij Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus' po realizacii polozhenij Dogovora

0 sozdanii Soyuznogo gosudarstva (Moskva, 8 deka-brya 1999 g.) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovo-rov. 2000. № 3. - S. 73-85.

[3] Vzaimnyj tovarooborot Rossijskoj Federacii i Respubliki Belorussiya: vosstanovlenie tovaroob-orota mezhdu stranami ne ostanovit' [Elektronnyj resurs] // Biznes portal MMF. - URL: https:// moneymakerfactory.ru/biznes-plan/tovaroob-orot-rossii-i-belorussii/ (data obrashcheniya: 10.12.2020).

[4] Kos'min A.D., Kos'mina E.A., Marysheva V.A. Problemy preodoleniya sindroma politiko-eko-nomicheskoj aritmii v integracionnom processe Rossii

1 Belorussii: monografiya. - M.: Kreativnaya ekono-mika, 2020. - 272 s.

[5] Moleva S.V. Razvitie torgovo-ekonomich-eskogo sotrudnichestva Belarusi i Rossii - vazhnaya sostavlyayushchaya uspeshnogo funkcionirovaniya Soyuznogo gosudarstva // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2012. № 6 (24). - C. 66-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Otnoshenie zhitelej RF i Belarusi k idee ob»edineniya [Elektronnyj resurs] // Levada centr -analiticheskij centr YUriya Levady. URL: http://www. levada.ru/ (data obrashcheniya: 10.12.2020).

[7] Otchyot o vneshnej torgovle mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Belorussiya za 2019 g.: tovarooborot, eksport, import, struktura, tovary, dina-mika [Elektronnyj resurs] // Vneshnyaya torgovlya Rossii. - URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-bela-rusyu-v-2018- g./ (data obrashcheniya: 10.12.2020).

[8] Rossijsko-belorusskie otnosheniya [Elektronnyj resurs] // Vikipediya. - URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/ (data obrashcheniya: 10.12.2020).

[9] Rossiya-Belorussiya: vozmozhna li novaya model' soyuznichestva? [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj zhurnal «Minskij dialog». - URL: http://minsk-dialogue.by/ (data obrashcheniya: 10.12.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

[10] Ryzhov V.B. Dialektika globalizacii i region-alizacii v pravovom prostranstve gosudarstv i mezh-dunarodnyh organizacij // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. 2020. № 1. - S. 29-44. - URL: http://author.nbpublish.com/pmpmo/ article_30979.html (data obrashcheniya: 10.12. 2020).

[11] Ryzhov V.B. Evropejskij soyuz: dinamika razvitiya i nakopivshiesya problemy [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. 2018. № 2. - S. 42-50. - URL: http://author.nbpublish.com/wl/article_25693.html (data obrashcheniya: 10.12.2020).

[12] CHerkovec O. Smertel'nyj udar po inte-gracii // Krasnyj put'. № 4. 29 yanvarya 2020 g.

[13] Oficial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]. - URL:http://presiolent/qov. by/ru (data obrashcheniya: 10.12.2020).

[14] Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossiya [Elektronnyj resurs]. - URL:http://www.krem-lin.ru (data obrashcheniya: 10.12.2020).

[15] Oficial'nyj sajt Posol'stva Belorussii v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.embassybel.ru/ (data obrashcheniya: 10.12.2020).

[16] Oficial'nyj sajt gazety « Argumenty i fakty» [Elektronnyj resurs]. - URL:http://www.ait/ru (data obrashcheniya: 10.12.2020).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.