Научная статья на тему 'Двусторонние отношения России и Белоруссии на современном этапе'

Двусторонние отношения России и Белоруссии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1945
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союзное Государство / ЕАЭС / ОДКБ / ЕС / нефтепровод «Дружба» / интеграция / торговля. / Union State / EAEU / CSTO / EU / «Druzhba» oil pipeline / integration / trade.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колода Светлана Александровна, Эпштейн Виталий Анатольевич, Вильчинский Антон Сергеевич

В статье анализируется текущее состояние отношений Российской Федерации и Республики Беларусь в политической и экономической сферах как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Основным направлением исследования является анализ взаимодействия стран в рамках Союзного Государства, ЕАЭС и ОДКБ, что позволяет рассмотреть различные форматы кооперации и приоритетные векторы сотрудничества. Особое внимание в работе уделяется текущему партнерству стран, а также возникающим противоречиям как в политической, так и экономической сферах, рассматриваются главные предметы спора. В исследовании дается краткая характеристика сотрудничества между Белоруссией и Европейским Союзом, а также выделяются преимущества для РБ от партнерства в рамках ЕАЭС. Более того, работа отмечает специфические черты двустороннего сотрудничества. В заключение выдвигаются основные среднесрочные сценарии возможных политических изменений, а также их влияние на развитие российскобелорусских отношений в контексте будущей передачи власти в Белоруссии. Итогом исследования является характеристика современного состояния и потенциальных путей развития двусторонних отношений РФ и РБ в разных форматах, что представляет собой особую актуальность в преддверии парламентских выборов в Республике Беларусь в ноябре 2019 г. и президентских выборов в августе 2020 г. Исследование осуществляется на основе анализа основных документов, определяющих принципы взаимодействия государств на различных уровнях, научных работ, а также публикаций российских, белорусских и европейских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bilateral relations between Russia and Belarus at the current stage

The article is devoted to the analysis of the current relations between the Russian Federation and the Republic of Belarus in the political and economic spheres both at bilateral and multilateral levels. The main focus of the research is to study the interaction of the countries within the Union State, the EAEU, and the CSTO, which leads to outline various formats of the cooperation and their priorities. Particular attention is paid to the current partnership of the countries, along with emerging contradictions in both political and economic spheres, the main subjects of the disputes are considered. The study also provides a brief description of the cooperation between Belarus and the European Union and highlights the benefits for Belarus from the partnership in the EAEU. Moreover, the work distinguishes the specific features of bilateral cooperation. In conclusion, the main medium-term scenarios of possible political changes and the impact on the development of Russian-Belarusian relations in the context of the future transfer of power in Belarus are proposed. The result of the study is an estimation of the current state and potential ways of evolution of bilateral relations between Russia and Belarus in different formats, which is of particular relevance on the eve of the parliamentary and the presidential elections in Belarus in 2019 and 2020 respectively. The analysis is carried out through the study of the main treaties defining the principles of cooperation of the states at different levels, scientific works, as well as publications of Russian, Belarusian and European media.

Текст научной работы на тему «Двусторонние отношения России и Белоруссии на современном этапе»

DOI 10.24411/2658-7866-2019-10005 УДК 327

С. А. Колода https://orcid.org/0000-0001-8482-1524

В. А. Эпштейн https://orcid.org/0000-0001-7308-3351

А. С. Вильчинский https://orcid.org/0000-0002-5627-5551

Двусторонние отношения России и Белоруссии на современном этапе

Статья подготовлена в рамках реализации исследовательских проектов Центра по изучению русскоговорящих стран

(ЦИРС) Юго-Западного университета КНР при Министерстве образования Китайской Народной Республики

В статье анализируется текущее состояние отношений Российской Федерации и Республики Беларусь в политической и экономической сферах как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Основным направлением исследования является анализ взаимодействия стран в рамках Союзного Государства, ЕАЭС и ОДКБ, что позволяет рассмотреть различные форматы кооперации и приоритетные векторы сотрудничества. Особое внимание в работе уделяется текущему партнерству стран, а также возникающим противоречиям как в политической, так и экономической сферах, рассматриваются главные предметы спора. В исследовании дается краткая характеристика сотрудничества между Белоруссией и Европейским Союзом, а также выделяются преимущества для РБ от партнерства в рамках ЕАЭС. Более того, работа отмечает специфические черты двустороннего сотрудничества. В заключение выдвигаются основные среднесрочные сценарии возможных политических изменений, а также их влияние на развитие российско-белорусских отношений в контексте будущей передачи власти в Белоруссии. Итогом исследования является характеристика современного состояния и потенциальных путей развития двусторонних отношений РФ и РБ в разных форматах, что представляет собой особую актуальность в преддверии парламентских выборов в Республике Беларусь в ноябре 2019 г. и президентских выборов в августе 2020 г. Исследование осуществляется на основе анализа основных документов, определяющих принципы взаимодействия государств на различных уровнях, научных работ, а также публикаций российских, белорусских и европейских СМИ.

Ключевые слова: Союзное Государство, ЕАЭС, ОДКБ, ЕС, нефтепровод «Дружба», интеграция, торговля.

S. A. Koloda, V. A. Epsteyn, A. S. Vilchinskii

Bilateral relations between Russia and Belarus at the current stage

The article is devoted to the analysis of the current relations between the Russian Federation and the Republic of Belarus in the political and economic spheres both at bilateral and multilateral levels. The main focus of the research is to study the interaction of the countries within the Union State, the EAEU, and the CSTO, which leads to outline various formats of the cooperation and their priorities. Particular attention is paid to the current partnership of the countries, along with emerging contradictions in both political and economic spheres, the main subjects of the disputes are considered. The study also provides a brief description of the cooperation between Belarus and the European Union and highlights the benefits for Belarus from the partnership in the EAEU. Moreover, the work distinguishes the specific features of bilateral cooperation. In conclusion, the main medium-term scenarios of possible political changes and the impact on the development of Russian-Belarusian relations in the context of the future transfer of power in Belarus are proposed. The result of the study is an estimation of the current state and potential ways of evolution of bilateral relations between Russia and Belarus in different formats, which is of particular relevance on the eve of the parliamentary and the presidential elections in Belarus in 2019 and 2020 respectively. The analysis is carried out through the study of the main treaties defining the principles of cooperation of the states at different levels, scientific works, as well as publications of Russian, Belarusian and European media.

Key words: Union State, EAEU, CSTO, EU, «Druzhba» oil pipeline, integration, trade.

Республика Беларусь (далее РБ) как государство Восточной Европы имеет особое значение для России в экономическом, политическом, военном и культурном аспектах. На протяжении различных исторических эпох территория нынешней Белоруссии входила в состав разных государств - Великого княжества Ли-

товского, Речи Посполитой, Московского государства, Российской империи, а с 1922 г. стала составной частью единого государства СССР. Нередко принадлежность того или иного ныне белорусского региона становилась причиной открытого противостояния между Российской империей, а позднее СССР, с за-

© Колода С. А., Эпштейн В. А., Вильчинский А. С., 2019

падными соседями, что подтверждает важную геополитическую роль Белоруссии. Более того, Россия и Белоруссия имеют цивилизаци-онную близость, основанную на общности истории, религии и культуры народов. После распада СССР для России тесные связи с Украиной и Белоруссией играли важную роль, поскольку именно в рамках сотрудничества с этими государствами стала закладываться основа для будущей евразийской интеграции. Однако после событий 2014 г. и изменений в политическом статусе Крыма, связанных с вхождением территории полуострова в состав РФ, отношения между Россией и Украиной резко ухудшились, что превратило Белоруссию в единственного близкого союзника на западном направлении. Тем не менее, между РФ и РБ нет полного совпадения позиций на международной арене по определенным вопросам. К примеру, позиции Минска по целому ряду важных для Москвы проблем продолжают оставаться отличными от российских: непризнание Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств, отказ от признания Крыма субъектом Российской Федерации, дистанцирование от кризиса на Востоке Украины.

Говоря о последнем, необходимо отметить неоднократные заявления президента Республики Беларусь, в которых он констатировал, что конфликт на Востоке Украины оказывает опасное влияние на Беларусь. Это связано с участием белорусов в качестве бойцов обеих сторон конфликта.

В феврале 2017 г. на территории Республики Беларусь начал действовать пятидневный безвизовый режим для въезда граждан из 80 государств, включая США, страны ЕС, Японию и т. д. Данный шаг вызвал недовольство российского МИДа, так как в рамках Союзного Государства между двумя странами действует режим свободного передвижения, в связи с чем, иностранцы, прибывшие без виз в Белоруссию, имеют возможность нелегально проникнуть на территорию Российской Федерации.

Все эти шаги приводят к тому, что Россия начинает использовать доступные политические, дипломатические, экономические рычаги давления на Республику Беларусь. В настоящее время Российская Федерация и Республика Беларусь тесно связаны как по-

литически, так и экономически, поэтому для характеристики двусторонних отношений необходимо рассмотреть специфику взаимодействия государств по обоим направлениям.

Необходимо обратить внимание, что, в соответствие с Концепцией внешней политики РФ от 2016 г., сотрудничество с странами-членами СНГ является приоритетным направлением внешней политики Российской Федерации, а в пункте 50 отмечается, что Республика Беларусь занимает в нем важнейшее место [9]. В свою очередь, для Белоруссии Россия является «приоритетным государством-соседом», взаимодействие с которым осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций [14]. Прежде всего, необходимо отметить, что на двустороннем уровне основным направлением сотрудничества в политико-экономической сфере является «стратегическое взаимодействие» в рамках созданного в 1999 г. Союзного Государства (СГ) России и Белоруссии. В соответствие со Статьей 2 Договора о создании СГ, ключевой экономической целью провозглашается «создание единого экономического пространства», которая конкретизируется в Статье 17 и акцентирует внимание на введении единой кредитно-денежной политики, объединении транспортной и энергетической систем, формировании общих прав конкуренции и защиты потребителей, а также законодательства об иностранных инвестициях [5, ст. 2,17]. Документ не обходит стороной и военно-политические аспекты двустороннего сотрудничества, такие как создание региональной группы войск, координацию и взаимодействие в сфере внешней политики. В Статье 18 особое внимание уделяется сфере безопасности и подчеркивается важность эффективного сотрудничества «по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами-участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений» [5, ст. 18].

С 2015 г. в рамках многостороннего формата приоритетом является «расширение и углубление взаимодействия» в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), являющегося дальнейшим развитием Евразийского таможенного союза, созданно-

го в 2010 г. Помимо РФ и РБ членами организации также являются Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. Тем не менее, ЕАЭС является лишь экономическим союзом, и в настоящее время политическая интеграция остается в компетенции Союзного государства [6].

Немаловажным направлением сотрудничества многостороннего формата является взаимодействие РФ и РБ в рамках Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ). Как и в Договоре о Союзном Государства Устав ОДКБ отмечает особую важность расширения военно-политического сотрудничества в целях обеспечения национальной, региональной, а также международной безопасности [18]. Статья 9 указывает на необходимость координации внешнеполитических позиций стран-членов по вопросам, касающимся безопасности [18, ст. 9]. В контексте отношений РФ и РБ военное сотрудничество имеет важное значение, поскольку Россия располагает рядом военных объектов на территории Белоруссии, а также осуществляет экспорт по линии военно-технического сотрудничества [22].

Нельзя не отметить, что принцип много-векторности, реализуемый во внешней политике РБ, вызывает определенную настороженность российской политической элиты, так как подразумевает возможность формирования устойчивых взаимоотношений со странами Европейского Союза, с США, Канадой, Японией и другими странами, которые проводят политику санкций и ограничений в отношении РФ с марта 2014 г. Географическое положение Республики Беларусь между Российской Федерацией с одной стороны, и Европейским Союзом с другой, обуславливает стремление обеих сторон «перетянуть» государство в свою сторону, что приобретает особую актуальность в периоды нестабильности и противостояния между Россией и ЕС [19]. К примеру, летом 2019 г. президент РБ Александр Лукашенко провел переговоры с советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном, а позднее с помощником госсекретаря США Джорджом Кентом, что вызвало серьезную озабоченность у России, которая ответила направлением в Минск секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева. Це-

лью этого визита было определить, не переходит ли А. Лукашенко «красную черту» в отношениях с Соединенными Штатами [11].

Сотрудничество Республики Беларусь с Европейским Союзом в определенной степени затруднялось по причине обвинений белорусского президента в создании авторитарного режима и несоблюдении прав человека, что привело к запрету на поездки Александра Лукашенко как в страны Западной Европы, так и в США [21]. Тем не менее, взаимодействие с ЕС продолжилось и в настоящее время осуществляется через координационную группу «Беларусь-ЕС», которая начала действовать с апреля 2016 г. и собирается два раза в год. На встрече в декабре 2018 г. представители ЕС подчеркнули важность защиты прав человека, а также необходимость проведения избирательной реформы в преддверии парламентских и президентских выборов 2019-2020 гг. в Республике Беларусь [10].

В настоящее время общественность РБ настроена скептически по отношению к возможному «повороту» страны на Запад. По данным социологических опросов, 65 % граждан выступают за дальнейшее углубление евразийской интеграции в рамках ЕАЭС, в то время, как только 25 % опрошенных поддерживают улучшение отношений с Европейским Союзом. Более того, 54 % заявили, что сотрудничество в рамках Союзного Государства отвечает «интересам Белоруссии» [4].

Взаимодействие по евразийскому направлению в ЕАЭС предоставляет РБ ряд неоспоримых преимуществ, прежде всего, в сфере экономики, таких как возможность получать более дешевые энергетические ресурсы, иметь доступ к технологиям, разрабатываемым в РФ, а также свободный выход на рынок четырех государств-членов организации и Вьетнама, а в случае полноценного присоединения к партнерству Индии или Турции Белоруссия получит открытый доступ к новым рынкам [20].

Необходимо отметить, что экономическое сотрудничество занимает ключевое место во взаимоотношениях обеих стран, поскольку Белоруссия тесно связана с Россией: 39 % экспорта и 56 % импорта приходятся на РФ, что делает Москву основным торговым парт-

нером Минска [3]. Помимо этого, Россия является основным инвестором Белоруссии, показатель вложений РФ в экономику страны в 2018 г. достиг $4,2 млрд, что на 12,5 % превышает показатель предыдущего года [19]. Немаловажную роль во взаимоотношениях двух стран играет и производственная интеграция, так, например, по данным на 1 января 2019 г., в РБ действует около 2 500 предприятий, созданных с участием российского капитала [19]. Особую роль играет сотрудничество Республики Беларусь с пограничными для нее регионами России. Например, в 2015 г. на РБ пришлось 53 % импорта и 60 % экспорта Брянской области [1, с. 179]. В целом, белорусская экономика сохраняет тесные производственные связи с российскими промышленными предприятиями.

Несмотря на глубину политического и экономического взаимодействия, между обоими государствами зачастую возникают противоречия, причем экономические споры оказывают существенное влияние на политическую сферу взаимодействия обоих государств. К примеру, в результате начавшейся в июне 2009 г. так называемой «молочной войны», когда Роспотребнадзор наложил запрет на ввоз ряда товаров белорусской молочной промышленности ввиду отсутствия необходимой документации, президент Белоруссии А. Лукашенко отказался от участия в сессии ОДКБ в Москве, проходившей в том же месяце, а принятые на ней решения объявил недействительными [14].

Одним из ключевых вызовов экономическому партнерству двух государств являются частые «газовые» и «нефтяные» споры ввиду несоответствия цены, предлагаемой Россией, и ожиданиям белорусской стороны.

Говоря о политическом контексте, необходимо обратить внимание на споры, касающиеся вопросов дальнейшей интеграции обоих государств, очередной этап которых пришелся на февраль 2019 г., когда между Белоруссией и Россией произошел дипломатический конфликт, и за один месяц государства прошли путь от трехдневной неформальной дружественной встречи президентов двух стран в Сочи, до очередной вспышки напряженности. А. Лукашенко провел переговоры с президентом России В. Путиным в Сочи в середине февраля 2019 г. Позиция белорус-

ского лидера на этих переговорах заключалась в том, что двум странам суждено быть не только соседями, но и друзьями. В. Путин назначил посла России в Минске Михаила Бабича своим полномочным представителем в РБ, в то время как белорусские силы, видящие в России угрозу независимости и опасающиеся возможного объединения в единое государство, назвали Бабича «генерал-губернатором» из-за его регулярных поездок по белорусским областям и посещений крупных заводов [12]. На этом конфликт не закончился, и в дальнейшем министерство иностранных дел Республики Беларусь обвинило М. Бабича в «неспособности» отличить независимое государство от российского федерального округа, что вызвало серьезную озабоченность у Министерства иностранных дел России [22].

С самого начала дипломатического конфликта, связанного с заявлениями М. Бабича между Белоруссией и Россией не было очевидного компромисса, и это отличало его от предыдущих ресурсных дебатов, происходивших между двумя странами, в которых стороны рано или поздно находили «компромиссное решение» по вопросам цен на поставки энергоносителей, соответствующих как белорусским требованиям, так и российским интересам.

Стоит отметить, что одной из предпосылок дипломатической напряженности стали действия М. Бабича, который стал первым российским послом, открыто встретившимся с представителями белорусской оппозиции, что, учитывая нестабильность в отношениях, выглядело несколько двусмысленно. Он также дал ряд обширных интервью российским СМИ, в которых систематически отвергал все претензии Минска к Москве, высказывая собственное недовольство политическим курсом и риторикой белорусской стороны. К примеру, М. Бабич, комментируя встречу А. Лукашенко с представителями СМИ 1 марта 2019 г. на вопрос журналиста про обвинения со стороны белорусского президента в адрес РФ по лоббированию интересов бизнесменов, ответил, что Россию не нужно учить, «как жить». Более того, в своем интервью российскому государственному информационному агентству «РИА Новости» (14 марта 2019 г.), Бабич сделал несколько

заявлений, балансирующих на грани дипломатического этикета, что вызвало негативные комментарии белорусского внешнеполитического ведомства. Он нашел шесть различных способов продемонстрировать, что Россия поддерживает Беларусь экономически и раскритиковал президента А. Лукашенко в его попытке мобилизовать электорат, характеризуя Россию в качестве врага РБ [12].

Рассмотрев последовательность действий государств во время «молочного спора», а также дипломатического конфликта, возникшего по причине заявлений российского посла М. Бабича, отметим, что одной из отличительных черт белорусско-российских отношений является их подверженность эмоциональному поведению и быстрой реакции на возникающие противоречия. Несмотря на периодически возникающую напряженность в двусторонних отношениях государств по различным вопросам, страны продолжают двигаться по пути взаимодействия. В условиях сформированной в РБ экономической и политической системы, президент страны А. Лукашенко ограничен в выборе внешнеполитического вектора, так как страны ЕС не будут выстраивать широкомасштабное партнерство с тем, кого британское издание Financial Times определило «последним диктатором в Европе» [25], а экономические потрясения, которые могут возникнуть в результате внезапного разрыва с Россией, слишком опасны, чтобы белорусский лидер попытался начать реализацию данного сценария.

Однако необходимость обновления сотрудничества по военно-политической линии между РБ и РФ, связанная с завершением в 2019 г. договора о безвозмездном использовании на территории Белоруссии военной базы в Вилейках (43-й узел связи ВМФ РФ, обеспечивающий связь с АПЛ), а в 2020 г. - в Ганцевичах (стационарная радиолокационная станция 70Мб «Волга», которая была принята на вооружение в 2003 г.), дает президенту А. Лукашенко дополнительные рычаги влияния на переговорах с Россией.

Анализируя политическую сферу взаимодействия РФ и РБ в рамках интеграционных объединений, таких как Союзное Государство или Евразийский Экономический Союз, нельзя не обратить внимание на определен-

ные расхождения по вопросам приоритетности форматов сотрудничества. Белоруссия отдает предпочтение сотрудничеству в рамках ЕАЭС, что находит отражение в словах заместителя министра иностранных дел Белоруссии Олега Кравченко, который в марте 2019 г. отметил, что его страна «может реализовать суверенный интерес в полной степени как член Евразийского экономического союза», а также указал на наличие в объединении инструментов, которые позволяют сделать белорусский голос услышанным. Стоит отметить, что аналогичных заявлений в отношении Союзного Государства официальные лица Белоруссии не допускают, однако и отказываться от подобного формата в Минске не намерены. Напротив, РБ придерживается позиции совмещения повесток дня обоих интеграционных объединений в переговорах с Москвой. В то же время, РФ стоит на позиции первоочередности именно СГ, отмечая, что экспорт нефтепродуктов в РБ по внутрироссийским тарифам является возможным исключительно в рамках Союзного Государства [18].

В экономической сфере ключевой проблемой на пути укрепления и расширения сотрудничества является новая российская система налогообложения энергетики, которая переносит налоговую нагрузку на нефтепродукты с их экспорта на их добычу, в результате чего Белоруссия потеряет миллиарды долларов бюджетных доходов. В соответствие с налоговым маневром, экспортная пошлина на нефть в РФ за ближайшие 6 лет должна снизиться с 30 % до 0 %, что впоследствии не позволит Белорусии играть на разнице цен, в результате чего Минск перерабатывает российскую нефть, получаемую по льготной цене, а затем продает готовые нефтепродукты на Запад по рыночной стоимости. По подсчетам РБ, от введения новых правил в России страна может потерять около $400 млн уже в 2019 г. и до $11 млрд в течение последующих 6 лет. Российская Федерация предложила Республике Беларусь в ответ на финансовую поддержку, вернуться к проекту договора 1999 г. о создании Союзного Государства (с единой валютой, единой таможней, едиными судами и т. д.), что привело к очередному политическому обострению и заявлению А. Лукашенко о том, что

суверенитет не будет продан за «бочку нефти» [18]. Тем не менее, Белоруссия склонна идти на уступки, когда дело касается поддержания национальной экономики со стороны России. В апреле 2019 г. РБ заявила

0 намерении прекратить сертификацию санкционной продукции, а в тот же день министр финансов России Антон Силуанов объявил о готовящемся предоставлении Минску кредита в размере $600 млн. При этом, стоит отметить выгодность для России подобного рефинансирования белорусского долга, поскольку реэкспорт запрещенных санкциями продуктов приводит к серьезным убыткам в бюджете РФ [18].

Минск, который прежде беспошлинно закупал нефть у России в рамках Таможенного союза, а затем реэкспортировал ее с прибылью, утверждает, что новая система нарушает условия Евразийского экономического союза, в соответствие с которыми, РБ имеет право получать нефтепродукты по внутрироссий-ским ценам [7]. Москва, со своей стороны, занимает принципиально новую позицию, предлагая более глубокую интеграцию через создание Союзного Государства, что, по мнению эксперта Московского Центра Карнеги А. Шрайбмана, учитывая разницу в размерах и политическом весе двух стран, может означать плавное поглощение Белоруссии Россией. Но белорусы, в том числе и правящая элита, привыкли к своей независимости, а президент Александр Лукашенко приравнивает суверенитет к власти [23].

Именно в русле энергетики лежит и скандал с загрязнением нефтепровода «Дружба», через который проходит 25-30 % экспорта российской нефти в европейские страны транзитом через территорию РБ. В апреле 2019 г. на территории Белоруссии накопилось около

1 млн т некачественной нефти (концентрация хлорорганических соединений в российской нефти превысила норму в несколько десятков раз), а всего было загрязнено до 5 млн т [13]. Для Белоруссии проблемы с транзитом приведут к потере экспортных пошлин, размер которых в 2018 г. составил $770,9 млн [13]. Ожидается, что в результате временной остановки транзита ущерб Минска может составить до $450 млн. Данная цифра складывается из трех составных частей:

— недополучение денег за транзит российской нефти в европейские страны;

— недополучение прибыли от переработки нефти;

— возможные затраты на ремонт или замену поврежденного оборудования [2].

В мае 2019 г. началась процедура возврата в Россию «грязной» нефти, поставленной в Республику Беларусь, с целью приведения объема загрязнителей к нормативному уровню. Относительно вопросов компенсации А. Лукашенко заявил, что данная тема с президентом России не обсуждалась. По его словам, В. Путин понимает имиджевый ущерб, а размер денежного возмещения должен определяться экспертами по итогам года [8]. В рамках Петербургского международного экономического форума 2019 г. глава «Транснефти» Николай Токарев заявил, что для полной очистки нефтепровода «Дружба» понадобится «от 6 до 8 месяцев» [17]. Инцидент с аналогичным загрязнением нефти в трубопроводе повторился 19 июня 2019 г., однако на этот раз в менее широких масштабах и не привел к очередному витку двусторонних противоречий [16].

В заключение исследования необходимо отметить, что в настоящее время Российская Федерация и Республика Беларусь, являясь стратегическими партнерами, осуществляют широкое сотрудничество как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, политические аспекты двусторонних отношений находятся в тесной связи с экономическими и, зачастую, оказывают сильное взаимовлияние. Одной из специфических черт текущих отношений Минска и Москвы являются споры по поводу поставок углеводородного сырья и степени интеграции двух стран, которые вряд ли исчезнут в ближайшее время. Основой двусторонней кооперации является Союзное Государство, которое определяет ключевые цели в формировании единой социально-экономической системы, а также общей системы безопасности и контроля над вооружениями. В рамках многосторонних форматов сотрудничества основополагающими организациями выступают: ЕАЭС, партнерство в котором нацелено на экономическое сближение и увеличение товарооборота, а также ОДКБ, имеющая своей целью

усиление военно-технологического взаимодействия.

Проведя анализ текущего состояния взаимоотношений России и Белоруссии, стоит выделить два, на наш взгляд, возможных направления развития политической сферы в контексте будущей передачи власти в Белоруссии. При первом, «оптимистичном» сценарии, белорусскому руководству удастся осуществить передачу власти без существенных имиджевых затрат; новое правительство успешно проводит экономические реформы и либерализацию, сохраняя при этом стабильность режима, что приводит к продолжению текущей внешнеполитической линии. Данный сценарий предусматривает, что Белоруссия может расширить свою стратегическую автономию в отношениях с Россией при сохранении текущих институциональных рамок этих отношений, а именно партнерств как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.

Второй, «пессимистический» сценарий, подразумевает невозможность осуществления управляемого официальным Минском политического транзита. В результате чего под влиянием внутри- и внешнеполитических факторов появление новых элит может привести к заметным ухудшениям качества управления, социальным протестам и утрате монополии на применение насилия. Подобная нестабильность может привести к смене внешнеполитической линии и резкому усилению влияния Европейского Союза или Российской Федерации. Необходимо отметить, что подобный сценарий предполагает сокращение автономии Республики Беларусь в отношениях с Россией или, напротив, возможное сближение с Европой аналогичное украинскому. Политические изменения могут повлечь необходимость формирования принципиально новых основ взаимодействия двух государств, которые и станут определяющими факторами будущего развития экономического сотрудничества.

Библиографический список

1. Анисимова, О. И. Экономический потенциал сотрудничества Брянской области с приграничьем Республики Беларусь [Текст] / О. И. Анисимова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4 (34). - 352 с.

2. Владелец нефтяного терминала частично признал вину в загрязнении «Дружбы». 16.05.2019 [Электронный ресурс] // Информационный портал РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/16/05/2019/5cdd32109a 794777f7b23a49. - (Дата обращения: 02.07.2019).

3. Внешняя торговля Беларуси в январе-июне 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД Республики Беларусь. - Режим доступа: http://mfa.gov.by/export. - (Дата обращения: 28.06.2019).

4. Демидович, Я. Социология: 65 % белорусов выбирает Евразийский экономический союз. 16.06.2019 [Электронный ресурс] / Я. Демидович // Информационный портал By-By. - Режим доступа: https://by-by. info/eaes/2018/11/25/1543133132/Sociologij a-65-procentov-belorusov-EAES/. - (Дата обращения: 30.06.2019).

5. Договор о создании Союзного государства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития России. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsng/ 114. - (Дата обращения: 24.06.2019).

6. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕАЭС. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/ ru-ru/Pages/Display Document.aspx?s = bef9c798-3978-42f3-9ef2-d0fb3d53b75f&w = 632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328e6ef3&l = 540294ae-c3c9-4511-9bf8-aaf5d6e0d169& EntitylD = 3610. - (Дата обращения: 25.06.2019).

7. Доклад Премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. - Режим доступа: http:// president.gov.by/ru/news_ru/view/doklad-premj er-ministra-mixaila-mjasnikovicha-9506/. - (Дата обращения: 22.06.2019).

8. Кармазин, И. «Дружба» врозь: зачем Лукашенко поднял вопрос о российском нефтепроводе. 16.04.2019 [Электронный ресурс] / И. Кармазин // Информационный портал Известия. - Режим доступа: https://iz.ru/868208/igor-karmazin/druzhba-vroz-zachem-lukashenko-podnial-vopros-o-rossiiskom-nefteprovode. - (Дата обращения: 02.07.2019).

9. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД РФ. - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents /-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id /2542248. - (Дата обращения: 23.06.2019).

10. Координационная группа ЕС-Беларусь провела шестую встречу / Представительство Европейского союза в Беларуси // Официальный сайт ЕС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_ru/55474/

Координационная%20группа%20ЕС-Беларусь%20провела%20шестую%20встречу. -(Дата обращения: 30.06.2019).

11. Лопырев, Ф. Путин сделал грозное предупреждение зарвавшемуся Лукашенко. 11.09.2019 [Электронный ресурс] / Ф. Лопырев // Новостной портал Дни. ру. - Режим доступа: https://dni.ru/polit/2019/9/11/431771 .html. - (Дата обращения: 12.09.2019).

12. Михаил Бабич: никто не предлагал Белоруссии вступать в состав России. 14.03.2019 [Электронный ресурс]// Информационный портал РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/20190314/1551786886.html. - (Дата обращения: 01.07.2019).

13. Петлевой, В. Сколько Россия может заплатить за грязную нефть в «Дружбе». 13.05.2019 [Электронный ресурс] / В. Петлева // Иинформа-ционный портал Ведомости. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/05/ 13/801164-rossiya-zaplatit-neft. - (Дата обращения: 30.06.2019).

14. Президент Беларуси не видит смысла участвовать в московском саммите ОДКБ. 14.06.2009 [Электронный ресурс] // Белорусский портал. Новости TUT. BY. - Режим доступа: https://news.tut.by/politics/139882.html. -(Дата обращения: 01.07.2019).

15. Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД Республики Беларусь. - Режим доступа: http://mfa.gov.by/ foreign_policy/priorities. - (Дата обращения: 26.06.2019).

16. Пятин, А. В. «Дружбе» снова нашли грязную нефть. 20.06.2019 [Электронный ресурс] / А. В. Пятин // Forbes. - Режим доступа https://www.forbes.ru/biznes/378301 -v-druzhbe-snova-nashli-gryaznuyu-neft. - (Дата обращения: 01.07.2019).

17. Разгребание завалов в «Дружбе» будет долгим и дорогим [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. - Режим доступа: https://www.dw.com/ru/разгpебание-завалов-в-дружбе-будет-долгим-и-дорогим/a-49105923?maca = rus-tco-dw. - (Дата обращения: 02.07.2019).

18. Российско-белорусские отношения: затишье перед бурей? 10.04.2019 [Электронный ресурс] // EurAsia Daily. - Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2019/04/10/rossiysko-belorusskie-otnosheniya-zatishe-pered-burey. - (Дата обращения: 11.09.2019).

19. Торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс] // Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь. - Режим доступа: https://belarus.mid.ru/ru/countries/bilateral-

relations/trade-economic-cooperation. - (Дата обращения: 01.07.2019).

20. Устав Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОДКБ. - Режим доступа: https://odkb-

csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_do govora_o_kollektivnoy_bezopasnosti. - (Дата обращения: 30.06.2019).

21. Шадурский, В. Принцип многовекторно-сти во внешней политике Беларуси [Электронный ресурс] / В. Шадурский. - Режим доступа: http ://elib .bsu.by/bitstream/123456789/33377/1/shad urski_BelPol2009_r.pdf. - (Дата обращения: 01.07.2019).

22. Antelava, N. Europe's last dictator Belarus Lukashenko opens up. 22.10.2012 [Электронный ресурс] // BBC News. - URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-20030346. - (Дата обращения: 29.06.2019).

23. Shraibman, A. War of Words Pushes Belarus-Russia Relations to the Brink. 26.03.2019 [Электронный ресурс] // Carnegie Moscow Center. -URL: https://carnegie.ru/commentary/78682. - (Дата обращения: 27.06.2019).

24. Tsarik, Y. Belarus and Russia: On the Evolution of a «Hybrid Union». 19.11.2018 [Электронный ресурс] // Riddle. - URL: https://www.ridl.io/en/belarus-and-russia-on-the-evolution-of-a-hybrid-union/. - (Дата обращения: 02.07.2019).

25. Wagstyl, S. Alexander Lukashenko: Europe's last dictator. 15.10.2004 [Электронный ресурс] // Financial Times. - URL: https://www.ft.com/content/b0750e38-1cec-11d9-abbf-00000e2511c8. - (Дата обращения: 04.09.2019).

Reference List

1. Anisimova, O. I. Jekonomicheskij potencial sotrudnichestva Bijanskoj oblasti s prigranich'em Respubliki Belarus-Economic potential of cooperation of the Bryansk region with the border region of the Republic of Belarus [Tekst] / O. I. Anisimova // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. - 2014. -№ 4 (34). - 352 s.

2. Vladelec neftjanogo terminala chastichno priznal vinu v zagrjaznenii «Druzhby». 16.05.2019=The owner of the oil terminal partially admitted guilt in the pollution of Friendship. 16.05.2019 [Jelektronnyj resurs] // Informacionnyj portal RBK. - Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/ business/16/05/2019/5cdd32109a794777f7b23a49. -(Data obrashhenija: 02.07.2019).

3. Vneshnjaja torgovlja Belarusi v janvare-ijune 2018 goda=Foreign trade of Belarus in 2018 January-June [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt MID Respubliki Belarus'. - Rezhim dostupa:

http://mfa.gov.by/export. - (Data obrashhenija: 28.06.2019).

4. Demidovich, Ja. Sociologija: 65 % belorusov vybiraet Evrazijskij jekonomicheskij sojuz. 16.06.2019=Sociology: 65% of Belarusians choose the Eurasian Economic Union. 16.06.2019 [Jelektronnyj resurs] / Ja. Demidovich // Informacionnyj portal By-By. - Rezhim dostupa: https://by-

by.info/eaes/2018/11/25/1543133132/Sociologija-65-procentov-belorusov-EAES/. - (Data obrashhenija: 30.06.2019).

5. Dogovor o sozdanii Sojuznogo gosudarstva=Treaty establishing the Union State [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Minjekonomrazvitija Rossii. - Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsng/ 114. - (Data obrashhenija: 24.06.2019).

6. Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze=Treaty on the Eurasian Economic Union [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt EAJeS. -Rezhim dostupa: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798 3978 42f3 9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868 4ee2 4b21-bc64 1995328e6ef3&l=540294ae-c3c9 4511 9bf8-aaf5d6e0d169&EntityID=3610. - (Data obrashhenija: 25.06.2019).

7. Doklad Prem'er-ministra Belarusi Mihaila Mjasnikovicha=Report by the Prime Minister of Belarus Mikhail Myasnikovich [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal Prezidenta Respubliki Belarus'. - Rezhim dostupa: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/doklad-premjer-ministra-mixaila-mjasnikovicha-9506/. -(Data obrashhenija: 22.06.2019).

8. Karmazin, I. «Druzhba» vroz': zachem Lukashenko podnjal vopros o rossijskom nefteprovode. 16.04.2019="Druzhba": why Lukashenko has raised the issue of the Russian oil pipeline. 16.04.2019 [Jelektronnyj resurs] / I. Karmazin // Informacionnyj portal Izvestija. -Rezhim dostupa: https://iz.ru/868208/igor-karmazin/druzhba-vroz-zachem-lukashenko-podnial-vopros-o-rossiiskom-nefteprovode. - (Data obrashhenija: 02.07.2019).

9. Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Feder-acii=Foreign policy concept of the Russian Federation [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt MID RF. - Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_document s/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content /id/2542248. - (Data obrashhenija: 23.06.2019).

10. Koordinacionnaja gruppa ES-Belarus' provela shestuju vstrechu / Predstavitel'stvo Evropejskogo sojuza v Belarusi=EU-Belarus coordination group held sixth meeting/European Union Office in Belarus [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt ES. - Rezhim dostupa:

https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_ru/55474/ Koordinacionnaja%20gruppa%20ES-Belarus'%20provela%20shestuju%20vstrechu. -(Data obrashhenija: 30.06.2019).

11. Lopyrev, F. Putin sdelal groznoe preduprezhdenie zarvavshemusja Lukashenko. 11.09.2019=Putin made a formidable warning to the buried Lukashenko. 11.09.2019 [Jelektronnyj resurs] / F. Lopyrev // Novostnoj portal Dni. ru. - Rezhim dostupa: https://dni.ru/polit/2019/9/11/431771.html. -(Data obrashhenija: 12.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Mihail Babich: nikto ne predlagal Belorussii vstupat' v sostav Rossii. 14.03.2019=Mikhail Babich: no one offered Belarus to join Russia. 14.03.2019 [Jelektronnyj resurs] // Informacionnyj portal RIA Novosti. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20190314/1551786886.html. - (Data obrashhenija: 01.07.2019).

13. Petlevoj, V. Skol'ko Rossija mozhet zaplatit' za grjaznuju neft' v «Druzhbe». 13.05.2019=How much Russia can pay for dirty oil in "Druzhba". 13.05.2019 [Jelektronnyj resurs] / V. Petleva // Iinformacionnyj portal Vedomosti. - Rezhim dostupa: https://www.vedomosti.ru/business/articles/ 2019/05/13/801164-rossiya-zaplatit-neft. - (Data obrashhenija: 30.06.2019).

14. Prezident Belarusi ne vidit smysla uchastvovat' v moskovskom sammite ODKB. 14.06.2009=The President of Belarus sees no point in participating in the CSTO summit in Moscow. 14.06.2009 [Jelektronnyj resurs] // Belorusskij portal. Novosti TUT. BY. - Rezhim dostupa: https://news.tut.by/politics/139882.html. - (Data obrashhenija: 01.07.2019).

15. Prioritetnye napravlenija vneshnej politiki Respubliki Belarus-Priorities of foreign policy of the Republic of Belarus [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt MID Respubliki Belarus'. - Rezhim dostupa: http://mfa.gov.by/foreign_policy/priorities. - (Data obrashhenija: 26.06.2019).

16. Pjatin, A. V. «Druzhbe» snova nashli grjaznuju neft'. 20.06.2019=Dirty oil was found in "Druzhba" again. 20.06.2019 [Jelektronnyj resurs] / A. V. Pjatin // Forbes. - Rezhim dostupa https://www.forbes.ru/biznes/378301 -v-druzhbe-snova-nashli-gryaznuyu-neft. - (Data obrashhenija: 01.07.2019).

17. Razgrebanie zavalov v «Druzhbe» budet dolgim i dorogim=Breaking the rubble in "Druzhba" will be long and expensive [Jelektronnyj resurs] // Deutsche Welle. - Rezhim dostupa: https://www.dw.com/ru/razgrebanie-zavalov-v-druzhbe-budet-dolgim-i-dorogim/a-49105923?maca=rus-tco-dw. - (Data obrashhenija: 02.07.2019).

18. Rossijsko-belorusskie otnoshenija: zatish'e pered burej? 10.04.2019=Russian-Belarusian relations: calm before the storm? 10.04.2019 [Jel-

ektronnyj resurs] // EurAsia Daily. - Rezhim dostupa: https://eadaily.com/ru/news/2019/04/10/ rossiysko-belorusskie-otnosheniya-zatishe-pered-burey. - (Data obrashhenija: 11.09.2019).

19. Torgovo-jekonomicheskoe sotrudnichestvo=Trade and economic cooperation [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Posol'stva Rossijskoj Federacii v Respublike Belarus'. - Rezhim dostupa: https://belarus.mid.ru/ru/countries/bilateral-relations/trade-economic-cooperation. - (Data obrashhenija: 01.07.2019).

20. Ustav Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti=Charter of the collective security treaty organization [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt ODKB. - Rezhim dostupa: https://odkb-csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_do govora_o_kollektivnoy_bezopasnosti. - (Data obrashhenija: 30.06.2019).

21. Shadurskij, V. Princip mnogovektornosti vo vneshnej politike Belarusi=Multi-vector principle in foreign policy of Belarus [Jelektronnyj resurs] / V. Shadurskij. - Rezhim dostupa: http ://elib.b su.by/bitstream/123456789/33377/1/shad

urski_BelPol2009_r.pdf. - (Data obrashhenija: 01.07.2019).

22. Antelava, N. Europe's last dictator Belarus Lukashenko opens up. 22.10.2012 [Jelektronnyj resurs] // BBC News. - URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-20030346. -(Data obrashhenija: 29.06.2019).

23. Shraibman, A. War of Words Pushes Belarus-Russia Relations to the Brink. 26.03.2019 [Jelektronnyj resurs] // Carnegie Moscow Center. -URL: https://carnegie.ru/commentary/78682. - (Data obrashhenija: 27.06.2019).

24. Tsarik, Y. Belarus and Russia: On the Evolution of a «Hybrid Union». 19.11.2018 [Jelektronnyj resurs] // Riddle. - URL: https://www.ridl.io/en/belarus-and-russia-on-the-evolution-of-a-hybrid-union/. - (Data obrashhenija: 02.07.2019).

25. Wagstyl, S. Alexander Lukashenko: Europe's last dictator. 15.10.2004 [Jelektronnyj resurs] // Financial Times. - URL: https://www.ft.com/content/b0750e38 1cec-11d9-abbf-00000e2511c8. - (Data obrashhenija: 04.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.