Научная статья на тему 'О ПРИЗНАКАХ И СИМПТОМАХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРИТМИИ В ЕДИНЕНИИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ'

О ПРИЗНАКАХ И СИМПТОМАХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРИТМИИ В ЕДИНЕНИИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Союзный договор / программа действий / экономические факторы / политические факторы / синдром аритмии / управляемость / суверенитет / Россия / Республика Беларусь / Union treaty / action program / economic factors / political factors / arrhythmia syndrome / manageability / sovereignty / Russia / Republic of Belarus

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косьмин Анатолий Данилович, Косьмина Елена Анатольевна, Ковальчук Валерий Константинович

Рассматриваются существенные негативные экономические и политические факторы, генерирующие череду споров и конфликтов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Отмечается, что отсутствие главного экономического фактора – равных условий хозяйствования на территории друг друга и равный доступ предпринимателей одной страны на рынок другой, а также цивилизованного и достаточно высокого уровня доверия между политическими элитами России и Белоруссии является одним из фундаментальных рисков в их двусторонних отношениях, который может быть нейтрализован, по мнению авторов, только в рамках новой парадигмы Союзного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SIGNS AND SYMPTOMS OF POLITICAL AND ECONOMIC ARRHYTHMIA IN THE UNION OF RUSSIA AND BELARUS

Considered are significant negative economic and political factors generating a series of disputes and conflicts between the Russian Federation and the Republic of Belarus. It is noted that the absence of the main economic factor equal economic conditions on each other’s territory and equal access of entrepreneurs from one country to the market of another, as well as a civilized and sufficiently high level of trust between the political elites of Russia and Belarus is one of the fundamental risks in their bilateral relations, which can be neutralized, according to the authors, only within the framework of the new paradigm of the Union Treaty.

Текст научной работы на тему «О ПРИЗНАКАХ И СИМПТОМАХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРИТМИИ В ЕДИНЕНИИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-11103 КОСЬМИН Анатолий Данилович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» Омского государственного технического университета, академик РАЕН, Заслуженный работник высшей школы РФ,

e-mail: kosmin.39@mail.ru

КОСЬМИНА Елена Анатольевна,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление, политика и право» Омской академии гуманитарных наук и образования

e-mail: kosmina07@mail.ru

КОВАЛЬЧУК Валерий Константинович,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,

e-mail: valeriikov@mail.ru

О ПРИЗНАКАХ И СИМПТОМАХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРИТМИИ В ЕДИНЕНИИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Аннотация. Рассматриваются существенные негативные экономические и политические факторы, генерирующие череду споров и конфликтов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Отмечается, что отсутствие главного экономического фактора - равных условий хозяйствования на территории друг друга и равный доступ предпринимателей одной страны на рынок другой, а также цивилизованного и достаточно высокого уровня доверия между политическими элитами России и Белоруссии является одним из фундаментальных рисков в их двусторонних отношениях, который может быть нейтрализован, по мнению авторов, только в рамках новой парадигмы Союзного договора.

Ключевые слова: Союзный договор, программа действий, экономические факторы, политические факторы, синдром аритмии, управляемость, суверенитет, Россия, Республика Беларусь.

KOSMIN Anatoly Danilovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of State, Municipal Administration and Customs, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation

KOSMINA Elena Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management, Politics and Law, Omsk Academy of Humanities and Education

KOVALCHUK Valery Konstantinovich,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Methodology of Sociological Research of the Sociological Faculty of Lomonosov Moscow State University

ON SIGNS AND SYMPTOMS OF POLITICAL AND ECONOMIC ARRHYTHMIA IN THE UNION OF RUSSIA AND BELARUS

Annotation. Considered are significant negative economic and political factors generating a series of disputes and conflicts between the Russian Federation and the Republic of Belarus. It is noted that the absence of the main economic factor - equal economic conditions on each other's

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

territory and equal access of entrepreneurs from one country to the market of another, as well as a civilized and sufficiently high level of trust between the political elites of Russia and Belarus is one of the fundamental risks in their bilateral relations, which can be neutralized, according to the authors, only within the framework of the new paradigm of the Union Treaty.

Key words: Union treaty, action program, economic factors, political factors, arrhythmia syndrome, manageability, sovereignty, Russia, Republic of Belarus.

Можно бесконечно смотреть на три вещи -как течет вода,как горит огонь и как воссоединяются

Россия и Беларусь

О. Черковец

Изложение содержательной части статьи следует предварить событием ноября 2019 г., в день голосования на парламентских выборах Белоруссии, содержание которого было обобществлено на встрече Президента РБ А.Г. Лукашенко с журналистами [5]. Президент в достаточно резких формулировках усомнился в целесообразности Союза своей страны с Россией, и выразил недовольство тем, что Москва каждый год «подсовывает» Белоруссии новые условия организации процесса интеграции, что приводит к экономическим потерям его страны. Президент заявил, что не подпишет документов, позволяющих провести интеграцию с Россией, если они будут угрожать суверенитету республики. Он не будет создавать военных баз с Россией (потому что против стран Запада это никогда не планировалось), отстаивая самый главный принцип - суверенитет и независимость [11].

Принципиальными вопросами для Минска, по словам Президента РБ, являются условия поставок углеводородов, открытия рынков для белорусских товаров и снятие барьеров, в совокупности свидетельствующие о неравных условиях хозяйствования.

Исторический экскурс.

Есть все основания полагать, что Союзное государство России и Белоруссии есть не что иное, как один из вариантов объединения различных государств «вдохновленным» вариантом, известным процессом успешной интеграции стран Европейского Союза (ЕС).

Данная интеграция стран более глубокая, помимо экономической взаимозависимости, страны ЕС обладают определенной политической взаимосвязью, и на основе этого координируют свои действия на мировой арене [9, с. 42-50]. У ЕС создан свой орган исполнительной власти -Европейская Комиссия. Данная структура власти распоряжается огромным объединенным бюджетом этих стран. Помимо Комиссии, имеется и свой Парламент, который вправе утверждать общеобязательные нормативно-законодательные акты

для стран - участниц ЕС. Так же имеется свой орган судебной власти, призванный разрешать спорные ситуации. А самым ярким признаком их максимальной интеграции с экономической точки зрения является принятие единой валюты, которая к тому же является свободно конвертируемой на мировом рынке (как и американский доллар, английский фунт стерлингов, японская йена, китайский юань). Осуществлено валютное замещение - евро, как единой валюты, полностью заменила европейскую валютную единицу ЭКЮ (European Currency Unit), которая находилась в обращении в Европейской валютной системе (ЕВС) с 1979 по 1998 г. [1].

Следует особо подчеркнуть, что верховные власти России и Белоруссии осознанно подходили к интеграции своих стран в Союзное государство, прекрасно понимая, что это довольно-таки трудоемкий и продолжительный процесс. Огромные временные и материальные ресурсы требуются на достижение общего законодательства, бюджета, перехода к одной единице денежного измерения (к единой «союзной» валюте).

Создание, строительство Союзного государства, как и любого другого, характеризуется своей противоречивостью, единством общих интересов, но диссонирующих с национальными интересами субъектов Союзного государства (каждый стремится защитить и ещё более усилить свои позиции), неравенством1 в условиях хозяйствования, взаимным недоверием, ошибками2 в принятии экономических решений, упорством в явных заблуждениях и иными событиями, обусловливающими откаты назад. За два десятилетия накопилось больше проблем, чем реальных достижений. По ряду дорожных карт (всего их 31) до сих пор не достигнуты договоренности. Об этом свидетельствует и заявление Президента Белоруссии А. Лукашенко о необходимости установить равные

1 «Всякое бытие связано с неравенством» (Н. Бердяев).

2 «Есть ошибки, которые не исправляются, - вот настоящие ошибки» (Конфуций).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

экономические условия между странами. «Равные условия - больше ничего не надо» [11].

С равными условиями за 20 лет интеграции становится только хуже. Странное довольно-таки Союзное государство, в котором один конфедерат (или федерат - в зависимости от того, какова форма Союза созидается - федерация, мягкая федерация (А.Г. Лукашенко) или конфедерация) постоянно объявляет другому экономические войны - то газовую, то энергетическую, завышая тарифы, а также в одностороннем порядке вводит ранее отмененное погранзону или таможенные меры, закрывает поставки белорусской продукции (мясо-молочной, прежде всего) под различными предлогами.

При этом Белоруссию наши записные пропагандисты стремятся изобразить этаким нахлебником - если республика хочет заполучить дешевый газ, нефть или электроэнергию, пусть входит в состав РФ «двумя областями» и с новым статусом Лукашенко - мэром г. Минска [15].

Белоруссия прилагает большие усилия для развития промышленности и сельского хозяйства. Её качественная и недорогая продукция нужна россиянам. Республика отстаивает свою независимую позицию, не отдает на откуп российским олигархам восстановленные и работающие предприятия, общенациональные богатства.

В России недовольны, что Минск де занимает «не ту позицию» по отношению к украинским событиям или статусу Крыма. Но Белоруссия на международной арене последовательно выступает против всех антироссийских резолюций.

Однако рассмотрим все это поподробнее.

Союзное государство России и Белоруссии, как известно, стало моделью для развития сначала таможенного, а затем Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Уже сегодня наш Союз становится привлекательным для азиатских, африканских, южно-американских стран.

8 декабря 2020 г. исполнилось 20 лет с момента подписания договора «О создании Союзного государства» между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. На протяжение этого периода Союз сталкивался с рядом проблем и разногласий. Углублению интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь мешает не только газовый спор и признание Крыма и Южной Осетии, но и ряд других проблем. На сегодняшний день можно выделить несколько главных проблем белорусско-российских отношений [14].

Одним из основных разногласий в отношениях между Россией и Белоруссией в рамках Союзного государства является то, что с 2019 г. Российская Федерация постепенно обнуляет экспортные пошлины на нефть и одновременно уве-

личивает налог на добычу нефти. Государство планирует компенсировать возросшие затраты на сырье для собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Эти меры называются "налоговым маневром" и значительно ухудшают условия торговли нефтью в Минске. Увеличение налога на добычу сырья превысит для Белоруссии среднюю стоимость нефти в мире, которая является основной статьей белорусского экспорта - нефтепродуктов.

С 1 января 2019 г. экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации будут ежегодно снижаться, а налог на нефть (НДС) будет увеличиваться пропорционально снижению тарифов на нефть. В результате, налог на добычу полезных ископаемых полностью заменит налог до 2024 г., и цена российской нефти для Белоруссии станет глобальной [3].

На внутреннем рынке растущие цены на сырую нефть и нефтепродукты должны, на первый взгляд, привести к дополнительным расходам на топливо и топливо для конечного потребителя (по мнению Роснефти, цена может возрасти до 50 %). Это недопустимо, поскольку неконтролируемый рост цен на бензин в розничной торговле был остановлен за относительно короткое время. В этом контексте Государственная Дума ввела два дополнительных механизма, чтобы избежать роста цен на внутреннем рынке [4].

Первый механизм - снижение косвенных налогов на нефтепродукты. Это приведет к значительной налоговой экономии для заводов, занимающихся нефтепереработкой на территории Союзного государства. В частности, по примерным расчетам при производстве по стандарту «EURO-5» экономия составит около 3 тыс. руб. на тонну переработки. Но данной преференцией смогут обладать лишь компании, осуществляющие поставки исключительно для внутреннего потребления, т.е. на отечественный рынок.

Так как не все заводы обладают достаточной технологической базой для выпуска высокотехнологичного топлива выше указанной категории, то предлагается ввести определенные послабления и для них.

Следующий способ. Применение особого вида косвенного налога, а именно демпфирующего акциза. Смысл данного акциза заключается в том, что затраты на транспортировку можно будет вернуть, уменьшив сумму акциза. Данная система, схожа с применением вычетов при исчислении НДС. Таким образом нефтеперерабатывающие комплексы, удаленные на определенное расстояние от границ получат определенные преференции в налогообложение [2].

Ранее часть доходов Белоруссии формировалась за счет наращивания пошлины на нефте-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

продукты. То есть приобреталось сырьё без обложения пошлинными платежами, затем оно перерабатывалось и реализовывалось уже с пошлиной. Эта разница между изначальной ценой ресурса и стоимостью реализации конечного продукта и составляла доход Белоруссии.

Как известно, в рамках соглашений между данными странами произошла отмена экспортной пошлины, т.е. Белоруссия лишится части своих доходных источников.

Помимо разногласий на рынке нефтепродуктов, страны не могут прийти к единому компромиссу относительно цен на газ. Белоруссия требует снижения цены, а в РФ считает, что снижать то уже и некуда.

После вступления в Евразийский экономический союз, по мнению правительства и экономистов Белоруссии, ухудшилось положение белорусских заводов по нефтепереработке. При этом они утверждают, что при заключении данного договора Россия убеждала, что изменения в налогообложении не окажут сильного влияния на рынок нефтепереработки Белоруссии. Однако вышло несколько иначе. Как уже отмечалось, на один источник доходов у Республики Беларусь стало меньше. Поэтому А.Г. Лукашенко и его единомышленники считают, что Российская Федерация должна со своей стороны компенсировать данные потери [8].

В противном случае, при сохранении данной ситуации и отсутствия денежной компенсации со стороны Российского государства, Белоруссии придется резко увеличить цены на топливо внутри страны и значительно сократить расходы в бюджете страны. По словам экспертов, убытки до 2025 г. составят порядка 10-11 млрд долл. А это 1/5 бюджета Республики Беларусь.

Важное место в развитии двусторонних отношений играет и налоговая политика. Новации в этой сфере серьезно влияют на экономическое развитие государств [6; 10, с. 80]. По оценкам белорусских экспертов, в результате "налогового маневра" цена на нефть в 2019 г. для российских и белорусских НПЗ вырастет на 21.3 долл. за тонну со средней ставкой 70 долл. за баррель. Цена на нефть ежегодно увеличивается на указанное значение. С 2024 г. нефтеперерабатывающие заводы будут покупать нефть по ценам мирового рынка [8].

Согласно сложившейся концепции, существуют мировые цены на нефть,по которым заводы по нефтепереработке покупают данное сырье. После завершения процесса переработки следует реализация нефтепродуктов уже по рыночной цене. Это может привести к значительному росту цен на автомобильных заправочных станциях (АЗС). Во избежание такого роста цен в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

РФ имеется своя система поддержки НПЗ, которая направлена на сдерживание роста цен и развитие данного сектора экономики. В соответствии с данной программой компании, ориентированные на высокотехнологичую переработку сырья, получат возмещение расходов на покупку сырья из бюджетных фондов государства в виде отрицательного акциза на нефть.

Демпфирующий акциз помогает на внутреннем рынке сдерживать стремительный рост цен на топливо (бензин, дизель и пр.).

Общеизвестно, что Россия богата нефтью, а Белоруссия нет. Поэтому добываемых ей ресурсов не хватает, чтобы только ими загрузить мощность имеющихся на ее территории НПЗ. В связи с этим поддержка такого уровня нефтезаводов, как в РФ, просто невозможна.

Сейчас все заводы ориентированы на процесс модернизации, внедрения новых технологий производства, чтобы получать нефтепродукты более высокого качества, а затем реализовывать их по более высокой цене.

За счет собственных ресурсов нефтеперерабатывающих компаний невозможно решить данную проблему в отрасли нефтепереработки на территории Белоруссии.

Поэтому вопрос относительно белорусских НПЗ остается открытым. В интересах интеграции стран необходимо найти решение, которое бы позволяло заводам функционировать в нормальных условиях и иметь ресурсы для погашения своей задолженности - это, во-первых, и получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности - это, во-вторых.

Согласно заложенной на этот год программе, планируется снижение акцизных обязательств на четверть.

С 2019 г. акцизы в Российской Федерации будут выполнять регулирующую функцию, которая позволит снизить повышение цен на топливо. Такой подход также подходит для белорусского топливного рынка.

Есть проблемы и в социальной сфере, которые возникнут в случае миграции рабочей силы. Тенденция миграции может вызвать негатив со стороны Республики Беларусь практически наверняка, т.к. это отток рабочей силы из страны.

При этом в настроениях, преобладающих в России, видно, что правительство РФ ожидало большей степени интеграции. В экономику Белоруссии вложено огромное количество средств бюджета Российской Федерации, но на данный момент степень интеграции не достигла заданных показателей, а также Правительство РБ выдвигает все новые требования. Данные факты обостряют отношения между странами и делают их более напряженными.

В обмен на продолжение поддержки Российская Федерация требует «продвинутой интеграции» - создания единой валюты, суда, Счетной палаты и таможни, унификации налоговой политики.

В той или иной форме вопрос о ценах на нефть часто поднимался для Белоруссии, но впервые конфликт начал развиваться так бурно и яростно. На саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге в декабре 2018 г. А.Г. Лукашенко и В.В. Путин буквально остановились перед камерами (хотя это был газ) [14].

На 2019 г. соглашение подписано и по нефти, и по газу. Проблема с подписанием соглашения о поставках с 1 января 2020 г. есть уже сейчас: переговоры идут без успеха, поскольку позиции сторон разные, и об этом публично говорили высокопоставленные чиновники из обеих стран.

Решение этой проблемы эксперты видят в подписании соглашения, предусматривающего льготы для Республики Беларусь, пусть даже и не такие, на которые претендует Минск. Так решалась эта проблема в прошлом, и аналитики не видят причин, чтобы подобным же образом не урегулировать ее и на сей раз.

Взаимодействие Минска и Москвы в прошлом году могло бы быть более эффективным, если бы не проблемы доступа к рынкам и в нефтегазовой сфере, отмечается в Обзоре итогов внешней политики Белоруссии 2018 г., опубликованном на сайте МИД [12].

«Взаимодействие в различных сферах могло бы быть более эффективным в случае обеспечения равных условий хозяйствования, доступа к рынкам товаров и услуг, решения проблемных вопросов в нефтегазовой сфере, снятия проблем в области поставок сельхозпродукции, урегулирования режима пересечения белорусско-российской границы гражданами третьих стран», -утверждается в этом обзоре [12].

В то же время в обзоре отмечается, что динамика белорусско-российских отношений в 2018 г. была традиционно высокой и подкреплялась интенсивными контактами на высшем и высоком уровнях, различными форматами межправительственного, межпарламентского и межотраслевого взаимодействия. Например, по данным белорусского МИД, президенты двух стран провели в различных форматах 10 встреч, неоднократно общались по телефону.

«Продолжена координация действий на международной арене, в том числе посредством реализации программы согласованных действий в области внешней политики государств - участников договора о создании Союзного государства на 2018-2019 годы», - говорится в Обзоре [12].

Так же в документе напоминается, что в ноябре в Минске состоялось совместное заседание коллегии министерств иностранных дел Белоруссии и России. Проведено более 20 межмидовских консультаций по актуальным международным вопросам. «Активно развивалось межрегиональное сотрудничество. Осуществлено более 200 региональных визитов и иных мероприятий. В рамках масштабного пятого Форума регионов с участием глав государств Республики Белоруссия и Российской Федерации (10 - 12 октября) подписаны коммерческие контракты на сумму более 0,5 миллиарда долларов», - констатируется в Обзоре [12].

Белорусское руководство обращает внимание на тот факт, что Республика Беларусь и Российская Федерация остаются важнейшими торговыми партнерами. В 2018 г. на долю России приходилась почти половина всего объема внешней торговли (38.4 % в общем объеме белорусского экспорта, 58.9 % в общем объеме белорусского импорта). Республика Беларусь, в свою очередь, входит в «пятерку» основных торговых партнеров России [12].

Политический фон отношений Минска с Москвой все больше задается контекстом конфронтации между Россией и Западом. При этом ожидания Белоруссии от сотрудничества с Россией остаются завышенными и неисполнимыми, отмечают авторы «Минского барометра» (мониторинга внешнеполитической деятельности Республики Белоруссия и ситуации в области национальной и региональной безопасности), выпускаемого в рамках экспертной инициативы Минский диалог [4].

Однако Российская Федерация вряд ли будет предпринимать активные действия: конфликт останется «под ковром» как минимум до тех пор, пока Республика Белоруссия не зашла за «красные линии», которыми являются участие Минска во всех интеграционных объединениях, созданных по инициативе России.

Кроме того, Минск принимает решения на фоне отсутствия твердой уверенности, что с Белоруссией рано или поздно при тех или иных обстоятельствах не случится то, что произошло с Крымом и Украиной, полагает политический аналитик Андрей Федоров. По его мнению, у Москвы было и остается много рычагов, чтобы в случае необходимости «прищемить пальчики» Минску [4].

На официальном уровне российская сторона ни разу не заявила о проблеме, которую большинство белорусских экспертов называют первостепенной. При экономической зависимости от Москвы, которая после аннексии Крыма если и сократилась, то совсем незначительно, Минск занял и продолжает выдерживать линию нейтра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

литета: Белоруссия не поддержала РФ в ее конфликте с Украиной и Западом.

Такая позиция не нравится Российской Федерации. В центре этого конфликта вопрос доверия Москвы Минску, которое снижается, и это сказывается на разных сферах, отравляя российско-белорусские отношения, в т.ч. и отношения лидеров двух стран. Однако, в свою очередь, доверие Минска Москве сокращается в вопросах стоимости на нефть.

Как сообщило авторитетное зарубежное издание Foreign Policy, Белоруссия отменила ограничения, касающиеся представителей США. На данный момент не существует ограничений по пребыванию американских дипломатов на территории Белоруссии. Со стороны Запада данный шаг был воспринят крайне положительно [13].

К такому решению Правительства РБ привели два взаимосвязанных фактора:

- ухудшение политических и экономических отношений с Москвой;

- более плотное и плодотворное сотрудничество с администрацией нынешнего американского президента.

С одной стороны, МИД Республики Беларусь отрицает сближение страны с Западом, а с другой - А.Г. Лукашенко продолжает упрекать Российскую Федерацию в последствиях "налогового маневра" с ее стороны и требует выплаты компенсации. Минск считает это начало оттепели в отношениях между Западом и Республикой Беларусь.

Помимо этого, Правительство РБ считает, что уход Украины на запад имел негативные последствия в силу того, что она лишила себя рынка сбыта продукции на территории РФ. А также лишила себя возможности получения дешевых энергетических ресурсов со стороны Российской Федерации. Республика Беларусь полагает, что ей удастся этого избежать в будущем.

В вопросах политического противостояния между Россией и Западом Белоруссия придерживается нейтралитета. Не признает Крым в составе РФ, не дает комментариев по поводу ситуации на Донбасе. Выглядит это так, что Республика Беларусь делает ставку на прозападные взгляды и не верит в успешность взаимоотношений с РФ.

Несмотря на все эти разногласия, Президент РБ А.Г. Лукашенко в одном из своих интервью подчеркнул, что если между ним и В.В. Путиным иногда и «искрит», то это потому, что отношения между главами государств очень тесные, неформальные [11].

К экономическим разногласиям между Россией и Белоруссией следует отнести конфликты, связанные с экспортом продуктов из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Москва подозревает, что через Белоруссию нелегально вво-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

зится санкционная молочная продукция из Прибалтики и государств, в отношении которых введено продовольственное эмбарго.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россельхознадзор принял решение запретить ввоз в Российскую Федерацию некоторых видов белорусских сливок, молока и молочной наливной продукции, которую используют в производстве российские предприятия.

Запрещенные меры объясняются продолжающимися поставками небезопасных молочных продуктов из Белоруссии в Россию. Они касаются стерилизованного, пастеризованного и ультрапа-стеризованного молока и сыпучих сливок. концентрированного, консервированного, сухого, сгущенного молока и сливок, а также сыпучей, концентрированной и сухой сыворотки, сывороточного концентрата и молочного белка.

Россельхознадзор ввел режим усиленного контроля над продукцией семи белорусских компаний, что позволило выявить нарушения стандартов. Позже шесть других компаний из Белоруссии были внесены в «черный список», в котором перечислены нарушения ветеринарных и гигиенических норм.

Сразу после доклада Россельхознадзора о введении временных ограничений Белоруссия была удивлена тем, что компании с жалобами на Российскую Федерацию были запрещены. «Как может быть наложен запрет на всю страну, существуют же международные процедуры»? - заявил РИА «Новости» первый заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Л. Маринич [15].

Это высказывание Л. Маринича в Россель-хознадзоре было названо странным. «Мы постоянно информируем белорусскую сторону о выявленных нарушениях. Подробная информация доступна на сайте сервиса. В Минск регулярно отправляются письма с информацией об обнаружении опасных веществ в белорусской продукции, позиции Россельхознадзора в отношении выявленных нарушений и предлагаемых мерах по нормализации торговли» [15].

В феврале 2018 г. вице-премьер А. Дворко-вич потребовал более активной борьбы с ввозом в страну молочных продуктов, санкционированных Республикой Беларусь. «Мы призываем наших коллег, - отмечал он, - активнее бороться с незаконными поставками из других стран через Республику Белоруссия в Российскую Федерацию. Я имею в виду страны Балтии и ряд других стран, где производится и доставляется молоко» [13].

Как известно, в августе 2014 г. российское правительство ввело запрет на ввоз продукции из США, Европейского Союза, Канады, Австралии и Норвегии и в ответ на антироссийские санкции.

Позднее продовольственное эмбарго было распространено на Черногорию, Исландию, Албанию, Лихтенштейн и Украину. Всем этим странам было запрещено поставлять в Российскую Федерацию говядину и птицу, свинину и рыбу, морепродукты, молочные продукты, сыр, колбасы, овощи и фрукты, корни и орехи.

В Москве подозревают, что белорусские бизнесмены используют Рго-Вагдо и экспортируют субподрядную продукцию в Российскую Федерацию. Россельхознадзор неоднократно запрещал вывоз различной продукции из Республики Беларусь. В феврале 2017 г. поставки говядины и говяжьих субпродуктов из Минской области были запрещены по подозрению в том, что говядина из Украины может поставляться в Российскую Федерацию через минские компании. Год спустя, в феврале 2018 г., Россия запретила ввоз яблок из нескольких десятков белорусских компаний в страну.

Первые эпизоды «молочной войны» между Москвой и Минском произошли в 2009 г., когда был введен запрет на ввоз белорусского молока. 15 мая 2017 г. Россельхознадзор ввел режим усиленного контроля в отношении девяти белорусских компаний, который установил имеющие место нарушения в производстве молочных продуктов. Спустя несколько дней импорт молочных продуктов от нескольких предприятий Республики Беларусь был запрещен.

Запрет включал поставки сухого молока и сыворотки, сыра и масла от пяти белорусских компаний. Временные ограничения были связаны с обнаружением остатков антибиотиков в молочных продуктах.

Президент РБ А.Г. Лукашенко 3 февраля 2017 г. одобрил Министерство внутренних дел РБ в возбуждении уголовного дела в отношении главы Россельхознадзора С. Данкверта за «нанесение ущерба государству». Через несколько дней МВД Республики Беларусь начало предварительное расследование действий ряда сотрудников Россельхознадзора, подозреваемых в распространении ложной информации с целью дискредитации белорусских производителей.

С. Данкверт отрицает обвинения президента, а свою жёсткую позицию обосновывает строгим соблюдением законодательства Российской Федерации. В частности, он указал на незаконный реэкспорт из Республики Беларусь в Российскую Федерацию говядины со срезанными клеймами из Украины, транзит попадающих под российское эмбарго санкционных продуктов из Европы, другие регулярные нарушения белорусской стороны [15].

Кремль проявил озадаченность по поводу эксцентричного решения Президента РБ о заве-

дении уголовного дела на Данкверта и подтвердил, что Россельхознадзор выполняет свои функции прекрасно.

Несмотря на всё это конфликты, связанные с экспортом продуктов, продолжаются до сих пор. Не так давно был погашен очередной конфликт из-за поставок белорусской молочной продукции на российский рынок, однако практика показывает, что проблема не закрыта, она возникала уже неоднократно. Российская Федерация нарушает правила функционирования Евразийского экономического союза, предполагающие свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы.

Политолог, доцент МГИМО (У) МИД России К. Коктыш главной проблемой во взаимоотношениях Республики Беларусь и Российской Федерацией называет желание коммерческих субъектов хозяйствования политизировать экономические конфликты. Он видит их причину в том, что участники таких конфликтов - белорусские и российские - «стремятся защитить себя и свою зону влияния, требуя при этом чрезмерной заботы государства, что приводит к политизации хозяйственных споров». Коктыш говорит, что решением проблемы является создание институциональных механизмов разрешения подобных споров. Правда, по этому Россельхознадзор, вводящий санкции в отношении белорусских продуктов, можно назвать хозяйствующим субъектом [16].

Ещё одним "предметом" разногласий между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в рамках Союзного государства является контроль на российско-белорусской границе.

Проверки паспортов у граждан Белоруссии в российских аэропортах и введение Российской Федерацией контроля на сухопутной границе между странами в Москве объясняют разными визовыми правилами, т.к. Минск разрешил безвизовый въезд на 5 дней гражданам 80 стран, с которыми у Российской Федерацией действует визовый режим.

Безвизовый режим распространяется на страны Европы, а также США, Канаду, Японию, Индию, Индонезию и другие государства. В течение года туристы могут приезжать в Белоруссию без визы на пять дней неограниченное количество раз.

Важная особенность безвизового режима -нужно прилететь и вылететь из минского аэропорта. Однако нельзя прилететь или улететь на внутреннем рейсе, каким считается рейс в Россию. На автомобиле и поезде безвизовым туристам пересекать белорусско-российскую границу запрещено.

При въезде в Белоруссию у туриста должен быть паспорт. Въехать только по Ю-карте, с кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

рой граждане ЕС путешествуют по Европе, не получится.

При этом у граждан Гаити, Гамбии, Вьетнама, Гондураса, Китая, Индии, Ливана, Намибии, Самоа в паспорте должна быть действующая многократная шенгенская виза с отметкой о въезде на территорию Шенгенской зоны. Помимо этого - авиабилет с подтверждением вылета из Минска в течение пяти дней.

Так же иностранцам нужно иметь при себе медицинскую страховку на сумму не менее 10 тыс. евро, покрывающую расходы в т.ч. и в Беларуси. Ее можно оформить в аэропорту.

Не стоит забывать о деньгах: у иностранца должно быть наличными не менее двух базовых величин (около 22 евро) на день. Сумма может быть в валюте или белорусских рублях.

Если человек был в списке невъездных в Республику Беларусь, его не пустят, несмотря на отмену виз.

Если иностранец в течение пяти дней попадет в больницу и ему придется уехать из страны позже, никакие санкции применяться не будут. Однако нужно будет обратиться в отдел по гражданству и миграции и оформить выездную визу. Если турист останется больше чем на пять дней умышленно, то может получить предупреждение или штраф до 50 базовых величин (до 1150 руб., или 550 евро) с депортацией или без нее.

Прилетевшим на пять дней в Республику Беларусь безвизовым туристам, регистрироваться в отделах по гражданству и миграции не нужно.

Невзирая на то что это данное решение, по словам Д. Пескова, пресс-секретаря Президента РФ, было согласовано с Россией (между нашими странами действует безвизовый режим), Минск подобным способом отправляет определенный политический знак Москве. Д. Песков именовал данное решение «абсолютно внутренним делом Белоруссии» [15].

На фоне охлаждения взаимоотношений с Россией А.Г. Лукашенко идет на улучшение взаимоотношений с Евросоюзом, в котором также смягчили позиции по отношению к Президенту РБ, которого уже не считают «последним диктатором» Европы.

Помимо этого, на такие действия Российской Федерации повлияли ситуация на Украине и ввоз из Белоруссии санкционных товаров, произведенных в Европе.

В Республике Беларусь принятые Российской Федерацией меры считают проявлением недоверия. Формирование общего стоп-листа (для лиц, которым запрещен въезд), позволит Москве и Минску вплотную приблизиться к введению общих виз, что, возможно, и станет решением этой проблемы на длительный период.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

В целом же, 2018 г. и первая половина 2019 г. в белорусско-российских отношениях были довольно предсказуемы. Это объясняется тем, что политические взаимоотношения двух стран уже не первый год развиваются по одной и той же схеме: нарастание определенной напряженности за год-полтора до президентских выборов в Республике Беларусь, сменяющееся рабочими отношениями на протяжении последующих 2-3 лет после переизбрания главы белорусского государства. Событиями же прошедшего года, которые действительно можно назвать неординарными, стали решение Кремля определиться с будущим интеграции двух стран и отказ от бездумного финансирования белорусского режима. По всей видимости, именно эти два ключевых момента и станут той основой, на которой будут строиться отношения Минска и Москвы в ближайшей перспективе.

Из-за существенных противоречий между Россией и Беларусью так и не подписан сновопо-лагающий документ Союзного государства - Конституционный акт. В связи с этим решение принципиальных вопросов союзного строительства находится не на должном уровне. За годы формирования Союзного государства не удалось достичь заметных успехов в развитии экономической интеграции двух государств. Вопреки интеграционным документам, которые предусматривали режим свободной торговли без изъятий и ограничений, Россия и Беларусь неоднократно вводили ограничения на ввоз отдельных товаров из государства-партнера. В 2010 г., например, Россия применяла 12 ограничительных мер в отношении белорусских товаров, а Беларусь - 22 мероприятия в отношении российских.

Торгово-экономические отношения двух государств довольно часто сопровождались конфликтами - нефтяными, газовыми, молочными, сахарными. Особенно сильный удар российско-белорусской интеграции нанесли конфликты вокруг условий поставок российских энергоресурсов в РФ в конце 2006 - начале 2007 гг. И в начале 2010 г., которые поставили под сомнение возможности этого процесса. Практически отложено на неопределенный срок предусмотренное Договором о создании Союзного государства введение единой валюты. Ярким подтверждением существования значительных трудностей в развитии интеграции стало невыполнение в установленные сроки по большинству позиций Программы действий РФ и РБ по реализации положений Договора, рассчитанной на период до 2005 г. Так, с ее базовых 19 пунктов выполнено лишь 7.

В дальнейшем Россия и Беларусь отказались от разработки подобной программы. Наиболее трудным для российско-белорусской интеграции стал 2010 г., когда между двумя государствами

вспыхнула полномасштабная информационная война с участием руководителей РФ и РБ и государственных СМИ. Хотя после встречи президентов двух государств в Москве в декабре 2010 г., на которой был урегулирован ряд ключевых вопросов, связанных с поставками российской нефти в Беларуси, информационная война пошла на спад, однако подобные случаи обострения отношений проявлялись и в последующие годы, поскольку в настоящее время между сторонами сохраняются принципиальные противоречия по многим проблемам двусторонних отношений. Например, введение единой валюты тормозится различными представлениями о едином эмиссионном Центре. Россия, исходя из своего экономического доминирования настаивает, чтобы роль такого Центра выполнял Центробанк РФ, а Беларусь - систему центробанков двух государств во главе с Межбанковским валютным советом, который должен формироваться на паритетных условиях.

Заключение

Существующие существенные противоречия в подходах России и Беларуси к интеграции является главной причиной «пробуксовки» интеграционного процесса в рамках Союзного государства. Суть этих противоречий можно свести к следующему: если Беларусь выступает за интеграцию «на равных», не желая поступиться своим суверенитетом, то Россия, используя свой экономический потенциал, в десятки раз (почти в 27) превосходящий белорусский (ВВП РФ в 2019 г. составлял 1073 млрд долл., а ВВП Беларуси -63.2 млрд долл.), претендует на доминирование в этом Союзном государстве.

Итак, расхождение позиций двух государств по этому фундаментальному вопросу осложняет и решения проблем экономической интеграции. Еще одна важная преграда на пути интеграции -несопоставимость хозяйственных систем России и Беларуси. Если в России (по крайней мере до последнего времени) реализовывалась, хотя и со значительными обусловленностями, либеральная экономическая модель, то в Беларуси - модель, основанная на активной регулирующей роли государства. Распространение экономической системы России как более мощного партнера, на Беларусь неприемлемо для РБ, поскольку слом модели хозяйствования, сложившейся в республике (и при этом показала достаточно неплохие результаты), может привести к тяжелым экономическим и социальным потерям [6].

Список литературы:

[1] Батршин К.Р. Генезис интеграционных процессов в мировой экономике // Экономика и

управление: науч.-практ. журнал. - 2018. - № 2 (140). - С. 16-22.

[2] Верендяева В.Ю. Современные торговые преференциальные соглашения. Классификация: особенности и перспективы развития [Электронный ресурс] / Свободная мысль. - 2017. - № 3 (1663). URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id-29863398 (дата обращения: 20.10.2020).

[3] Владиславлева Т.Б. В контексте геополитики и глобальных проблем // Беларуская думка. -2017. - № 4. - С. 38- 44.

[4] Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / под ред. А.Д. Воскресенского. - М.: Приор, 2017. - 158 с.

[5] Встреча с представителями общественности экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом» [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL: http://president.gov.by/ru/n ews_ru/view/ vstrecha-s-predstaviteljami-obschestvennosti-i-ekspertnogosoobschestva-belorusskix-i-zarubezhnух-smi- 20590 (дата обращенения: 20.10.2020).

[6] Ковальчук В.К., Халиков М.С., Усов А.И. Факторы риска в управлении бизнесом / 2-е изд., испр. - М.: ИД «Университетская книга», 2020. -106 с.

[7] Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Марышева В.А. Проблемы преодоления синдрома политико-экономической аритмии в интеграционном процессе России и Белоруссии. - М.: Первое экон. изд-во, 2020. - 272 с.

[8] Налоговый маневр в нефтяной отрасли: суть и последствия для нефтяников. [Электронный ресурс] / Газпром. URL: https://gpn-trade.ru/ about/articles/nalogovyj-manevr-2018-sut-i-posledstviya-dlya-neftyanoj-otrasli/ (дата обращения: 20.10.2020).

[9] Рыжов В.Б. Европейский союз: динамика развития и накопившиеся проблемы [Электронный ресурс] // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. - 2018. - № 2. - С. 42-50. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=25693 (дата обращения: 20.10.2020).

[10] Сысоев А.П., Ковальчук В.К. Институт налоговой амнистии // Межфакультетский сборник научных трудов «Институциональные формы и методы борьбы с девиантным поведением в экономике» / ред.: А.П. Сысоев, М.В. Романенко, А.П. Халиков. - М.: МАКС Пресс, 2010. - С. 80-95.

[11] Официальный сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http:// presiolent/qov.by/ru (дата обращения: 20.10.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[12] Официальный сайт МИД Республики Белоруссия [Электронный ресурс] // Общая информация. URL: http://mfa.gov.by (дата обращения: 20.10.2020).

[13] Официальный сайт STATDATA-сайт о странах, городах, статистике населения и прочее [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru (дата обращения: 20.10.2020).

[14] Официальный сайт Союзного государства [Электронный ресурс]. Общая информация. URL: http://belrus.ru/about/organy_souznogo_ gosudartva/sud.html (дата обращения: 20.10.2020).

[15] Официальный сайт РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/docs/about/ contacts/html (дата обращения: 20.10.2020).

[16] Официальный сайт газеты «Аргументы и факты» [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif/ ru (дата обращения: 20.10.2020).

Spisok literatury:

[1] Batrshin K.R. Genezis integracionnyh pro-cessov v mirovoj ekonomike // Ekonomika i upravle-nie: nauch.-prakt. zhurnal. - 2018. - № 2 (140). - S. 16-22.

[2] Verendyaeva V.Yu. Sovremennye torgovye preferencial'nye soglasheniya. Klassifikaciya: oso-bennosti i perspektivy razvitiya [Elektronnyj resurs] / Svobodnaya mysl'. - 2017. - № 3 (1663). URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id-29863398 (data obrash-cheniya: 20.10.2020).

[3] Vladislavleva T.B. V kontekste geopolitiki i global'nyh problem // Belaruskaya dumka. - 2017. -№ 4. - S. 38- 44.

[4] Vostok / Zapad: Regional'nye podsistemy i regional'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij / pod red. A.D. Voskresenskogo. - M.: Prior, 2017. -158 s.

[5] Vstrecha s predstavitelyami obshchestven-nosti ekspertnogo soobshchestva, belorusskih i zarubezhnyh SMI «Bol'shoj razgovor s Prezidentom» [Elektronnyj resurs] / Oficial'nyj Internet-portal Prezi-denta Respubliki Belarus'. URL: http://president.gov. by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-predstaviteljami-ob-schestvennosti-i-ekspertnogosoobschestva-be-lorusskix-i-zarubezhnuh-smi- 20590 (data obrash-cheneniya: 20.10.2020).

[6] Koval'chuk V.K., Halikov M.S., Usov A.I. Faktory riska v upravlenii biznesom / 2-e izd., ispr. -M.: ID «Universitetskaya kniga», 2020. - 106 s.

[7] Kos'min A.D., Kos'mina E.A., Marysheva V.A. Problemy preodoleniya sindroma politiko-eko-nomicheskoj aritmii v integracionnom processe Rossii i Belorussii. - M.: Pervoe ekon. izd-vo, 2020. - 272 s.

[8] Nalogovyj manevr v neftyanoj otrasli: sut' i posledstviya dlya neftyanikov. [Elektronnyj resurs] / Gazprom. URL: https://gpn-trade.ru/about/articles/ nalogovyj-manevr-2018-sut-i-posledstviya-dlya-neft-yanoj-otrasli/ (data obrashcheniya: 20.10.2020).

[9] Ryzhov V.B. Evropejskij soyuz: dinamika razvitiya i nakopivshiesya problemy [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. - 2018. - № 2. - S. 42-50. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=25693 (data obrashcheniya: 20.10.2020).

[10] Sysoev A.P., Koval'chuk V.K. Institut nalogovoj amnistii // Mezhfakul'tetskij sbornik nauch-nyh trudov «Institucional'nye formy i metody bor'by s deviantnym povedeniem v ekonomike» / red.: A.P. Sysoev, M.V. Romanenko, A.P. Halikov. - M.: MAKS Press, 2010. - S. 80-95.

[11] Oficial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]. URL: http://presiolent/qov. by/ru (data obrashcheniya: 20.10.2020).

[12] Oficial'nyj sajt MID Respubliki Belorussiya [Elektronnyj resurs] // Obshchaya informaciya. URL: http://mfa.gov.by (data obrashcheniya: 20.10.2020).

[13] Oficial'nyj sajt STATDATA-sajt o stranah, gorodah, statistike naseleniya i prochee [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.statdata.ru (data obrashcheniya: 20.10.2020).

[14] Oficial'nyj sajt Soyuznogo gosudarstva [Elektronnyj resurs]. Obshchaya informaciya. URL: http://belrus.ru/about/organy_souznogo_gosudartva/ sud.html (data obrashcheniya: 20.10.2020).

[15] Oficial'nyj sajt RIA NOVOSTI [Elektronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/docs/about/contacts/html (data obrashcheniya: 20.10.2020).

[16] Oficial'nyj sajt gazety «Argumenty i fakty» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.aif/ru (data obrashcheniya: 20.10.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.