Научная статья на тему 'Белоруссия-россия. Кто на Запад?'

Белоруссия-россия. Кто на Запад? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
РОССИЯ / БЕЛОРУССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ЗАПАД / ДВОЙСТВЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петречук А.И.

Белоруссия долгое время является важным и достаточно надежным партнером России, что обуславливает пристальное внимание к любым новостям, касающимся двусторонних отношений, глубина и плодотворность которых, порой, провоцирует эмоциональный характер дискуссий по возникающим вопросам взаимных отношений. Несмотря на это необходимо четко понимать, какие вопросы и проблемы мешают углублению сотрудничества двух стран на пути к созданию Союзного государства и в каком направлении двум странам необходимо двигаться, чтобы не позволить разрушить традиционные связи между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белоруссия-россия. Кто на Запад?»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Петречук А.И.

студент кафедры политологии ФГБОУВО «Московский Государственный Лингвистический Университет»

alex.pet95@mail.ru

БЕЛОРУССИЯ-РОССИЯ. КТО НА ЗАПАД?

Аннотация: Белоруссия долгое время является важным и достаточно надежным партнером России, что обуславливает пристальное внимание к любым новостям, касающимся двусторонних отношений, глубина и плодотворность которых, порой, провоцирует эмоциональный характер дискуссий по возникающим вопросам взаимных отношений. Несмотря на это необходимо четко понимать, какие вопросы и проблемы мешают углублению сотрудничества двух стран на пути к созданию Союзного государства и в каком направлении двум странам необходимо двигаться, чтобы не позволить разрушить традиционные связи между ними.

Ключевые слова: Россия, Белоруссия, сотрудничество, Союзное государство, политическая обстановка, Запад, двойственность, стратегическое партнерство.

Нынешнее руководство Белоруссии активно использует географические и геополитические выгоды положения своей страны в конъюнктурных целях. Белоруссия не дает замкнуть «санитарный кордон» от Балтики до Черного моря, который пытаются установить вокруг РФ, и, понимая это, белорусское руководство часто действует как «торговец на восточном базаре», стремясь более выгодно продать себя и ЕС, и России. Пока что тренд, скорее, оптимистичен: Белоруссия входит в ОДКБ, в СНГ, Союзном государстве России и Белоруссии, но не исключено, что в будущем эта ситуация может измениться. Этой проблеме стоит уделить особое внимание и выяснить, имеются ли в реальности предпосылки для реализации неблагоприятного исхода.

С февраля 2009 г. ЕС принял Белоруссию в некоторой степени антироссийскую политическую программу «Восточное партнерство» наряду с такими непосредственно европейскими для Запада соседями России, как Украина, Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан. В тоже время, в 2014 г. Александр Лукашенко отказался поддержать Россию в вопросе применения ответных санкций к странам, которые применили политические и экономические санкции к России.

Определенные вопросы стала вызывать «особая позиция» Минска по поводу конфликта на Донбассе. А.Г. Лукашенко не раз это подчеркивал: «Белорусская сторона акцентирует внимание на том, что такая позиция позволяет Минску быть переговорной площадкой по урегулированию ситуации на Украине». Минск является надежным партнером Украины по поставкам украинской продукции на российский рынок. «Белоруссия для Украины является очень важным партнером, и Минск использует сейчас максимальные возможности для получения, в том числе и экономических преференций». В данной ситуации, основным мотивом действий белорусского руководства является не экономика, а желание нормализовать насколько это возможно отношения с Западом, показав ему, что они не является абсолютным союзником Москвы и готовы к сотрудничеству, таким образом, пытаясь усидеть на двух стульях, держась за российские финансовые потоки.

Хотя еще свежи в памяти все три редакции американского Акта о демократии в Беларуси от сенатора Криса Смита, которым США вводили санкции против Минска - в 2004, 2006 и 2011

гг. В разгар же конфликта политик заявил, что место А.Лукашенко - в трибунале в Гааге. Вообще в публичном пространстве периодически появляются сообщения о возможности предать Лукашенко международному суду.

Также Акт о демократии установил «список лиц Беларуси, въезд в США которым должен быть запрещен, список предприятий и бизнесов, контролируемых приближенными Лукашенко, активы и ведение дел с которыми заморожены. Эти санкции сегодня должны быть расширены». Именно в таком контексте еще в 2011-12 гг. в США говорили о союзнике России. Уже в 2017-18 гг. идентичным образом развивалась ситуация и с ограничениями в отношении РФ, против которой вводятся все новые меры.

Стоит признать, что вокруг Белоруссии в 2017-18 гг. политическая обстановка несколько разрядилась. Примечательно, но Запад приостановил санкции в отношении Белоруссии, несмотря на ужасную, по мнению европейцев, ситуацию с правами человека в этом государстве. И не просто так. По западной традиции Конгрессмен Крис Смит напомнил всем, что если Минск не хочет возврата к санкциям, то в США ожидают регистрации политических партий (до этого США требовали отпустить политзаключенных и диссидентов). «Разумеется, все должно зависеть от того, приведут ли санкции (пока что лишь частично приостановленные) к заявленной цели - демократизации и уважению прав человека. Если нет, то лучше к ним не прибегать. Но я ни на секунду не думаю, что благодаря нашим санкциям отношения Минска и Москвы улучшились там, где они иначе бы не улучшились». В Вашингтоне знают, как быстро меняется риторика белорусского лидера - «он был то злым, то «включал» очарование». И в этом случае, в отличие от украинской ситуации, одних лишь заявлений белорусского руководства о важности и приверженности правам человека и тому подобное будет недостаточно. Запад прямо требует конкретных действий. В случае если определенные шаги не будут сделаны и не наметится «прогресса», то санкции будет возвращены в полном объеме и очень вероятно будут введены новые. Принимая это во внимание Минск считает необходимым и возможным «в конструктивном ключе продолжать вести начатый с американской стороной диалог по чувствительным темам...в области прав человека, демократии и другим вопросам». Следуя обозначенной линии руководство Белоруссии, в частности ее посол на Украине Валентин Величко заявили, что Белоруссия поддерживает территориальную целостность Украины, и что Минск никогда не решится на агрессивные действия против Киева.

На этом фоне в белорусском городе Могилеве с полок магазинов убрали глобусы польского производства, на которых Крым был обозначен в качестве территории России. Местный облисполком рекомендовал магазинам избегать продажи политических карт и глобусов, на которых территориальная принадлежность полуострова идет в разрез с общепризнанным мировым сообществом. Так областная администрация отреагировала на жалобу представителей Белорусской социал-демократической партии «Громада». Оппозиция заявила, что обозначение Крыма в качестве части России вводит покупателей в заблуждение и противоречит официальной позиции Минска по полуострову.

И действительно, во время проходившей в Минске 26-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (с 5 по 9 июля 2017г. ), белорусские власти пытались заявить о себе как о новом «центре силы» в Восточной Европе. «Двойственность» белорусской политики в полной мере проявилась во второй день сессии, когда Белоруссия поддержала рассмотрение проекта резолюции о восстановлении суверенитета и территориальной целостности Украины. Попытка России снять ее с повестки дня провалилась - и впервые подобное предложение Москвы отказалась поддерживать белорусская сторона, что вызвало заметное удивление российской делегации и наверняка недовольство в Кремле. Правда, от голосования по «украинскому вопросу» Белоруссия фактически самоустранилась, мотивировав это своей

миротворческой миссией. При этом звучит парадоксально, но ОБСЕ это вообще единственная общеевропейская политическая организация, в которой полноценно состоит Белоруссия (в отличие от множества форматов сотрудничества с Российской Федерацией). Но и тут проявляется специфический подход белорусских властей к отношениям в данном случае с Европой: развивать экономику с помощью ЕС надо, но демократия не нужна.

Получается интересная вещь. Союзное России государство фактически не признало (открыто) Крым российской территорией, также, как и в случае с независимостью Абхазии и Южной Осетии, но требует преференций от нашей страны. Это выглядит, по крайней мере, странным. Вообще, такая политическая комбинация должна быть возможной только по согласованию с Кремлем, в целях «умиротворения» западных партнеров и сохранения относительно разряженной политической обстановки для того, чтобы давать меньше поводов к собственному «майдану». В таком случае подобный шаг хоть как-то оправдан, но не разумен.

При этом необходимо понимать, что повод для недовольства можно найти всегда. Спокойствие будет продолжаться лишь в обмен на уступки. Едва ли Москва санкционировала бы такой политический кульбит. При этом и в Республике, и на Западе помнят события «белорусской весны» с протестами, жестким их подавлением, затем резкую смену риторики, когда официальный Минск в определённый период перестал во всеуслышание называть оппозиционеров «отморозками» и разгонять публичные акции и так далее. И как уже было сказано, партнеры на западе «раскусили» А.Лукашенко, и заявляют, что следует различать системное соблюдение прав человека и конъюнктурные послабления.

Между тем, в Белоруссии происходят действительно странные дела. Неожиданно из СИЗО вышли те, кто является фигурантами по так называемому «Делу патриотов». А трое пророссийских публицистов, являющиеся авторами изданий «Регнум», «Лента.ру» остались в заключении. И дело не в том, что они отрицали белорусскую государственность и язык, а в пресловутой двойственности политики властей. Вопросы возникают и к российской стороне, которая решила устраниться от этой проблемы.

Особенное недоумение порождают заявления уже экс-посла России в Республике Беларусь (РБ). Александр Суриков то заявлял о «перегибах» в действиях Россельхознадзора, то говорил, что живя в Белоруссии, предпочитает белорусскую молочную продукцию российской. В то же время позиция Россельхознадзора и иных профильных ведомств России отличалась от заявлений Сурикова. Так, в Росельхознадзоре считают, что поставки фальсифицированной молочной продукции из Белоруссии приобрели системный характер, и через РБ поставляется также продукция из стран, находящихся под российским продовольственным эмбарго. Схожую с Россельхознадзором позицию выразил и экс-министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. Эти и ряд иных заявлений российских чиновников шли вразрез с заявлениями тогда действовавшего посла России в РБ.

Более того, А.Суриков заявил, что (он) одобряет популяризацию в стране национального языка и культуры. По его словам, критики этого процесса «занимаются идиотизмом». Об этом он сказал на пресс-конференции в Минске еще в 2016 г. «Вот, началась белорусизация... У нас есть такие, кому это не нравится, а мне нравится», - заявил Суриков. Днем ранее дипломат одобрил задержания в Минске собкоров российских СМИ (но граждан РБ). Таким образом, на тот момент российский посол солидаризировался с позицией официального Минска, который считает журналистов, выступавших за союзничество с Россией, опасными преступниками. При этом министр информации Белоруссии Лилия Ананич (до 2017 г.), по сути, признала политические мотивы арестов журналистов, заявив, что в их публикациях в тенденциозном ключе подавалась деятельность властных структур РБ, а также «постоянно муссировались тезисы о якобы уходе Беларуси на Запад, антироссийской политике белорусской власти и так

далее». 12 июня 2013 г., в День России, власти Белоруссии остановили деятельность наиболее крупной и долго действовавшей организации российских соотечественников - Минское общество русской культуры «Русь». Сотрудники МИД РФ не посчитали нужным предоставить юридическую или иную помощь МОРК «Русь». Одним из заметных событий в политической жизни Белоруссии в 2013 г. стал первый приговор за использование русского языка.

Мы можем наблюдать еще один феномен российско-белорусских отношений, когда посол Москвы в своих заявлениях представлял интересы похоже вовсе не своей страны. Безусловно, находящемуся в стране пребывания дипломату положено периодически делать реверансы в адрес данной страны, дабы поддерживать позитивный настрой в двусторонних отношениях. Но откровенно плохо отзываться о своей стране неприемлемо. Трудно представить, чтобы посол США покритиковал Боинг или Форд - отставка последовала бы незамедлительно. Более того, А.Суриков как человек входящий в российскую систему власти не имеет права в официальных заявлениях выражать позицию, идущую вразрез с линией Москвы, не говоря уже о том, чтобы выражать свое собственное мнение публично. Подобное отношение к исполнению своих служебных обязанностей фигурой такого уровня недопустимо. Подобные заявления вносят раскол в отношения и позволяют обернуть их против России.

В обратной ситуации, когда инспекции Россельхознадзора показывают, что «в Республике Беларусь, при откровенном попустительстве и содействии со стороны собственной ветеринарной службы, действует система, в рамках которой предприятия, поставляющие продукцию в Россию, при производстве используют сырьё предприятий, ввоз продукции которых в Россию запрещен», российское представительство никак не реагирует. Таким образом, происходит легализация в РБ запрещенной продукции.

Имеют место вообще из ряда вон выходящие случаи. Апофеозом стало «дело Геращенко» 2010 г., когда власти Белоруссии инициировали очередную «зачистку» инакомыслящих в среде белорусской интеллигенции: тогда рабочих мест были лишены около десятка сторонников интеграции с Россией. Преследования представителей белорусской интеллигенции, не скрывавших своих пророссийских взглядов или скептически оценивавших перспективы прозападного курса и «многовекторности» официального Минска, стали поводом для возмущения части белорусской общественности (прозападной). Среди персоналий, попавших в поле зрения чиновников Администрации президента Белоруссии (только она могла санкционировать «наведение порядка»), оказался и Андрей Геращенко - начальник отдела по работе с молодежью Октябрьского района города Витебска, председатель Витебского общественного объединения «Русский дом», член официального «Союза писателей Белоруссии». Он в интервью российскому порталу «Материк» (Института стран СНГ) заявил о единстве русских и белорусов, никак «не отрицая существование белорусской нации и её суверенитета». Андрей Геращенко обозначил Белоруссию как русское государство, подчеркнув, что «в этническом смысле белорусы, украинцы и русские, по сути, являются единым народом», а также отметил, что белорусский язык не имеет в Белоруссии широкого распространения, являясь средством общения националистически настроенной интеллигенции, на госслужащего не самого высокого ранга начались гонения. Кстати, это дело российский посол не счел проявлением политических гонений, но пообещал «выяснить» все обстоятельства (потом об этом благополучно забыли).

Стоит отметить, что существование белорусского этноса бесспорно. Однако необходимо понимать, что белорусы - это отдельная, своеобразная ветвь русского народа со своей культурой, историей и определёнными языковыми особенностями. По сути, белорусы, как и украинцы, сформировались из населения тех русских княжеств, которые после нашествия монголо-татар попали в зависимость к Литве, а затем и вовсе были подчинены Речью

Посполитой. Национальная самоидентификация в Белоруссии - вопрос, скорее, политический: те белорусы, кто считает себя русскими, не видят своего будущего без единства с Россией, с русским народом. Те же, кто больше смотрит в сторону Европы, имеют польские, униатские или католические корни или просто следуют выгодной конъюнктуре «незалежнасти». После чего многие удивляются и разводят руками - как это так, друзья белорусы хотят в Европу. Потому и смотрят, что это не совсем та категория белорусов, о которых мы в России привыкли думать. Несомненно, что сторонников Запада в РБ немного. Однако, как уже было сказано прежде, многие из них приближены к власти и могут влить на принимаемые решения. Только этим можно объяснить диаметрально противоположные политические шаги. Это совсем не те люди, с которыми нам стоит договариваться, хотя бы потому, что они не выражают интересы всего народа Белоруссии. Учитывая вышесказанное, четкая и недвусмысленная позиция главы витебского «Русского дома» не могла не вызвать болезненной реакции в соответствующей среде. Но то, что это вылилось в настоящую антироссийскую истерику и давление руками властей, оказалось неожиданным. К «делу» была подключена Администрация президента РБ. Ведь только из этого учреждения могли приказать Николаю Чергинцу (никого другого он бы просто не стал слушать) готовить дело на неугодного писателя и предписать не продлевать контракт с чиновником А.Е. Геращенко.

Фактически в союзном нашей стране государстве в ходе указанных выше ситуаций разворачивались полноценные антироссийские кампании, пусть и не общегосударственного масштаба. Все эти неприятные моменты, а также множество более мелких, показали наличие серьёзных проблем. С сожалением можно констатировать, что за последнее время в государственных структурах РБ появились противники интеграции с РФ. Фактически внутри белорусской власти периодически кулуарная борьба за переориентацию Беларуси на Запад. За примерами далеко ходить не надо. В свете этого не стоит удивляться, что Союзное государство как-то не строится, а белорусско-российская интеграция на постоянной основе сталкивается с препятствиями. И уже не кажется странной поддержка, которую в свое время Александр Григорьевияч оказывал небезызвестному Виктору Ющенко. По своей сути, эти провокации имеют еще и антибелорусский характер. Ведь «разделять и властвовать» хотела бы и Варшава, которая заинтересована в создании конфликтной ситуации между белорусскими и российскими властями, русскими и белорусами, в расколе внутри народа и элиты Белоруссии, между гражданами Белоруссии, которые по этнической принадлежности относятся к белорусам и полякам. Здесь также прослеживается «польский след», который частично тянется дальше.

А.Г. Лукашенко говорит о приоритетности интеграции с Россией, построении единой интеграционной структуры для преодоления разделения братских народов. Однако слова иногда расходятся с делом. Президент Республики, как опытный политик, отдает себе отчет, что он должен извлечь по максимум полезного из любой политической ситуации, отблагодарить кого надо, и кроме того любым политическим жестом поддержать серьезность своих намерений дальнейшего сотрудничества с Западом. Учитывая в целом негативный имидж Лукашенко на Западе, для него это та игра, где придется делать крупные ставки. А что могут хотеть от него европейские и американские партнеры, как не использовать самое близкое во всех смыслах к России государство и его самого в своей игре с нашей страной.

Власти обеих стран в целом понимают, что в своем нынешнем качестве, со своей армией, экономикой, национальными интересами они ни Европе, ни где-либо не нужны, учитывая трагический опыт некоторых бывших стран СССР. Это является серьезным сдерживающим противоречия фактором в рамках союзного государства. Тем не менее, необходимо порвать одну из порочных связей российско-белорусских отношений, когда Минск выторговывает преференции за свою лояльность, когда, казалось бы, А.Г. Лукашенко должен без лишних

вопросов исполнить «долг» союзника. Это ни в коей мере не значит, что Москва не должна поддерживать одного из немногих близких государств, а скорее наоборот. Однако категорически не стоит переходить к одной из американских моделей взаимоотношений с союзниками, когда их либо хорошо «прикармливают», либо крепко держат за руку.

Нередко смысл слышащихся из Минска заявлений о союзничестве, стратегическом партнёрстве оправдан двумя основным аргументами: нужно получить от России больше нефти и дешевле, газа, оружия, денег и продать в Россию белорусских (или не совсем таковых) товаров и услуг побольше и подороже. Нельзя сказать, что такой подход одобрен белорусским народом, но именно такую позицию занимают власти Белоруссии, с чем нельзя не считаться. Российское руководство не было бы сильно против обсуждения ситуации с представителями гражданского общества Республики, однако из таковых на виду находится лишь прозападная оппозиция.

Естественно, что в большинстве случаев Александр Лукашенко не может договариваться без оглядки на Москву. Ведь преференции и уступки, которые Москва периодически дает Минску, действительно перевешивают все эфемерные плюсы от сотрудничества с новыми партнерами. Поэтому президент Республики как человек весьма прагматичный не будет открыто противиться Москве. Однако, к сожалению, власти Белоруссии злоупотребляют статусом союзника России и испытывают терпение Москвы.

Здесь также напрашивается еще один вывод, который витает в воздухе уже давно: России критически важно уделять приоритетное внимание соседним территориям, на которых проживают миллионы русских людей. Пока такого внимания явно недостаточно. Если по данному направлению не будут реализованы неотложные меры, то уделять внимание будет в итоге некому, соответственно сфера влияния России будет ограничиваться границами самой России. Тогда сбудутся слова Барака Обамы о «региональной державе» по типу Ирана.

Особо стоит отметить, что политика Казахстана (недавно официально перешел на латиницу) и в меньшей степени Белоруссии в целом такова, что страны балансируют между интересами сильных игроков. Постановка вопроса следующая: что может произойти, если Россия «вылетит» из числа сильнейших стран? Ясно точно - баланс сил по одной из ключевых позиций в сложной многовекторной политике сдержек и противовесов будет точно нарушен, а сдерживающий фактор в лице большой доли этнически русского населения будет отсутствовать или нивелирован за счет прихода к власти прозападно настроенных людей (при этом остальная часть населения может быть легко «вестернизирована»). Далее ситуация с большой вероятностью пойдет по самому негативному для России сценарию. События в русском движении Белоруссии вызвали широкий общественный резонанс и актуализировали проблему эффективности деятельности организаций российских соотечественников зарубежья и помощи им со стороны соответствующих госструктур Российской Федерации. Ситуация в Белоруссии не уникальна, аналогичные проблемы характерны для других постсоветских республик.

Можно также заключить, что Союзное государство (СГ) в полном его смысле еще не состоялось. У него нет важнейших признаков государства, даже символики. Обозначена только общая территория, управление которой осуществляет не единым комплексом органов государственной власти и управления, а национальными органами. Нет ни Конституции, ни законов, ни даже парламента СГ, который мог бы эти законы принять. Судебной власти нет даже в зародыше. Отсюда понятно, почему многочисленные конфликты между Минском и Москвой решаются не в формате СГ, а на межгосударственном уровне или вовсе в судебных органах сторонних интеграционных объединений. Исполнительная власть представлена сугубо формально - такими органами, как Союзный Совмин, Высший Государственный Совет и Постоянный Комитет Союзного государства. Фактически же отношения строятся на

двустороннем межгосударственном уровне, а о союзных вывесках вспоминают крайне редко (за исключением нескольких всплесков).

Президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал уважать суверенитет и независимость страны. «Есть отдельные умники, которые заявляют, что Беларусь это, как они говорят, часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте. Беларусь суверенное и независимое государство». С последним утверждением нельзя не согласиться. Однако в рамках строительства именно СГ обеим странам придется поступиться частью суверенитета, и Белоруссия здесь не жертва. При этом власти страны недовольны льготными ценами на российский газ. «Мы не можем признать нормальной ситуацию, когда в Союзном государстве, например, на границе со Смоленской областью, Беларусь платит за газ в два раза больше, чем российские потребители в Смоленской области». Другими словами, наши соседи тормозят углубление кооперации и, следовательно, собственно реализацию концепции Союзного государства, но хотят пользоваться всеми благами так, как будто мы уже в СГ, возлагая на Москву ответственность за по большому счету сугубо белорусские проблемы. Не удивительно, если через год не начнется очередной нефтегазовый конфликт.

Вице-премьер РБ Семашко В.И. (до 2018 г.) подчеркнул, что при вступлении в ЕАЭС страна руководствовалась двумя целями: создание единого рынка и общие цены на энергоносители: «мы ставим вопрос так, что цена газа на границе России и Белоруссии должна быть если не равна, то очень близка к цене газа в Смоленской области». Однако если диалог будет продолжаться в таком тоне, то перспектив приобрести статус как у Смоленской области у Белоруссии не будет. На этом фоне министр энергетики республики заявил, что с 2018 г. страна прекратит импорт электроэнергии из России. Минск не договорился с Москвой о стоимости импорта электричества. Снизить зависимость страны от этих поставок также должен помочь запуск БелАЭС. Белорусская атомная электростанция строится по российскому проекту, российским «Атомстройэкспортом», финансируют возведение объекта правительство России и Внешэкономбанк. На этом примере явно видна вся абсурдность ситуации.

Не стоит обращать серьезное внимание на нефтегазовый шантаж со стороны белорусских властей (лишь вводить штрафные санкции), поиск «альтернативных поставщиков» и тому подобные пиар акции. Это попытка выторговать лучше условия, чем просто льготные. Естественно, президент соседней страны еще не раз распорядится найти альтернативу российской нефти, газу, российскому рынку сбыта и вообще, чему угодно, а правительство будет «вести соответствующую работу».

Нужно понимать, что не только России нужна Белоруссия, верно и обратное. К примеру, 18 апреля 2018 г. начальник главного управления внешнеэкономической деятельности министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ Алексей Богданов в ходе IV экспортного форума «Белоруссия молочная» в Минске проинформировал об успехах диверсификации поставок молочной продукции. По озвученным им официальным данным, в 2015 г. на долю российского рынка приходилось 96,6% от общего экспорта молочной продукции, однако благодаря предпринятым усилиям «доля российского рынка в 2017 г. по сравнению с 2016 г. сократилась на 6% и составила 90,3%», а доля стран СНГ (кроме РФ) выросла до 7,7%. Как-то так звучат победные реляции белорусских чиновников. При этом А.Богданов на том же самом форуме обвинил Россию в том, что «российские коллеги сами ежегодно наращивают производство молока, со стороны Россельхознадзора вводятся ограничения на поставки белорусской молочной продукции. Как следствие, происходит переориентация товарных потоков». В итоге получается совсем противоположное: благодаря действиям Москва Минск смог выйти на другие рынки. Об успехах в данном случае говорить не приходится, но белорусов убеждают, что мясная, молочная и прочая продукция их собственных

предприятий очень нужна в Евросоюзе, в Центральной Азии. Правда, в Минске не распространяются о доле ЕС в экспорте белорусской продукции. На самом деле деваться с российского рынка местным производителям элементарно некуда. И дело не в качестве производимого товара. Рынки заняты европейскими и прочими компаниями.

Благо в экономической и оборонной сферах имеются и достаточно серьезные достижения. Взаимный товарооборот Белоруссии и России возрос во многом благодаря интеграции. В 2017 г. двусторонняя торговля выросла на 26%. РФ удерживает первое место среди стран-партнёров Белоруссии по взаимной торговле, статус главного инвестора в экономику РБ и первые позиции по другим экономическим показателям. При этом речь идет практически во всех случаях о формате двусторонних взаимоотношений, а не в рамках СГ. Именно на экономическом направлении сосредоточились правительства, однако позабыв о том, что Союзное государство - не «Европейское объединение угля и стали», не региональный формат ВТО, а именно государство.

В сфере обороны также есть своя «ложка дегтя». Зависимость Белоруссии от военной и военно-технической помощи РФ (парк белорусской (советской) техники стареет, а удельный вес новых образцов техники уменьшается) постепенно растет в свете того, что ассигнования военному ведомству РБ не увеличиваются.

Между тем Россию и Белоруссию связывают множество военных обязательств, в том числе и в рамках ОДКБ, что само по себе ставит под сомнение юридический нейтралитет Минска. Российская и белорусская армия регулярно участвуют в совместных учениях. Существуют совместные военные планы и программы, а белорусская армия регулярно пополняется за счет российской техники. Статус расположенных на территории Белоруссии двух российских военных объектов регулируется специальными договорами, которые, если вдуматься, также не слишком соответствуют юридическим требованиям Белоруссии, но это никого никогда не смущало. «У нас есть все необходимое, чтобы дать отпор любому агрессору. Вместе с братской Россией мы защищаем границы создаваемого нами Союзного государства» -заявляет президент Республики Беларусь.

Стоит отметить, что руководству двух стран стоит разработать новую военно-политическую доктрину СГ. Предыдущая редакция военной доктрины была принята в 2001 г. и действует свыше 17-ти лет. За эти годы в регионе произошли разительные изменения. Украинский кризис, милитаризация Восточной Европы. Бюджет на содержание военной группировки НАТО в Европе увеличился в 4 раза, а в странах Балтии и Польше также размещены батальоны на постоянной основе. Россия и Беларусь должны учитывать это и принимать адекватные меры.

При этом МИД РБ выступил с осуждением ракетного удара США, Великобритании и Франции по Сирии. Важным лейтмотивом жесткого заявления министерства по САР является отстаивание принципа невмешательства во внутренние дела государств. Позади у президента Лукашенко практически два десятилетия борьбы с трудом скрываемыми попытками ряда западных правительств и НПО устроить в Беларуси майдан. «Сейчас под различными благовидными предлогами некоторые игроки активно вмешиваются во внутренние дела ряда государств. Смотрите, что произошло на Ближнем Востоке - это результат вмешательства во внутренние дела государств», - заявил глава МИД Беларуси Владимир Макей. На этом фоне странно выглядят попытки некоторых белорусских аналитиков убедить всех, что нейтралитет Беларуси - это некая гарантия безопасности и залог, что страна не станет местом столкновения иностранных армий. На примерах нейтральной Югославии или оставшейся без союзников Ливии ясно видно, что нейтралитет - это как раз отсутствие каких-либо гарантий безопасности кроме доброй воли «международного сообщества», и белорусским властям стоит осознавать

этот факт. К слову, не так давно заявившие о своем нейтралитете Сербия и Молдова в результате столкнулись с растущим давлением со стороны США в пользу отказа от нейтрального статуса и укрепления связей с НАТО.

Для Белоруссии абсолютно логично стремление нормализовать отношения со странами ЕС и США и Москве с пониманием подходить к этому вопросу. Мирное взаимодействие пойдет на пользу всем. Будет правильным солидаризироваться со словами Лукашенко А.Г. о том, что «Россию нам никто не заменит... С Российской Федерацией, установив многоформатные отношения, мы будем вести себя, как с братским народом». Однако Минску стоит прекратить заигрывать с прозападной оппозицией и начать понемногу поддерживать пророссийское движение и проводить соответствующие кадровые перестановки. И тем более ни коим образом не поощрять прозападные веяние и персоналий, таких как экс-министр культуры РБ Павел Латушко, приложивший немало усилий для сокращения употребления русского языка в республике и увековечению памяти о польско-литовских магнатах, назначенного президентом РБ послом во Францию. Поскольку в итоге получается, что власти Республики мало-помалу проводят политику «мягкой беларусизации».

Москве же также стоит подумать над «кадровым вопросом» и одновременно внимательно приглядывать за соседом, гибко реагируя на возникающие СГ угрозы. Критически важно выйти из состояния стратегической атрофии. Иначе белорусский национализм перестанет быть чем-то экзотическим. Однако, вышеобозначенное не значит, что внутри России нет своих проблем, которые видят и в Белоруссии, в следствие чего наш союзник осознано тормозит создание Союзного Государства и углубление кооперации.

Так или иначе, успехи на пути к созданию СГ есть, и их можно развивать. Но есть ли желание их развивать не только у Москвы, но и у Минска - вопрос не всегда очевидный. Также стоит отметить еще одно не всегда очевидное обстоятельство. А.Г. Лукашенко необходим преемник, и вопрос кто может занять это место, не перечеркнув все достигнутые за последние десятилетия успехи российско-белорусских отношений будет открыт для публичных дискуссий, хотя, как минимум один претендент уже есть. Пустые же разговоры о союзничестве и братских народах приводят к тому, что в Белоруссии постепенно формируется слой населения, уже не верящий в эту демагогию.

Последний тезис подтверждается соцопросами: десять лет назад на вопрос «готовы ли вы быть в составе одного государства с Россией» большая часть населения Белоруссии отвечала положительно, сейчас же ничего подобного нет. Разочарование людей в интеграционной риторике и российского, и белорусского руководства чревато тем, что на смену действующему президенту и его курсу могут прийти совсем иные силы с противоположной повесткой. У России же в Белоруссии едва ли есть весомая пророссийская политическая сила, на которую Москва могла бы опираться, помимо самого А.Г. Лукашенко, и это чревато последствиями: ставка лишь на «единственного» белорусского президента в любой момент может дать осечку, как-то было на Украине. При этом пророссийские силы в Белоруссии в принципе есть, но российская внешняя политика состоит в том, чтобы не связываться с ними, не помогать им и даже не иметь с ними контактов, а взаимодействовать только с официальной властью - в отличие от американцев, которые никогда не «кладут яйца в одну корзину» и активно работают с любыми оппозиционными силами, даже откровенно деструктивными1.

России следует инициировать предметное обсуждение модели взаимодействия с РБ в целом, предложив комплексный подход к рассмотрению будущего двусторонних отношений. Минску необходимо четко дать понять, что в создание союза должны вносить свой вклад обе стороны, а постоянное выторговывание себе преференций под «угрозой» изменения своего политического и экономического вектора на более западный неприемлемо. Кроме того, Москве

стоит отказаться от порочной модели ставки на одного политика и вести диалог с широким спектром политических сил и гражданским обществом в Республике Беларусь.

BELARUS-RUSSIA. WHO IN THE WEST?

Petrechuk A.I. Student, MSLU alex.pet95@mail.ru

Abstract: Belarus has long been an important and fairly reliable partner of Russia, what determines close attention to any news concerning bilateral relations, the depth andfruitfulness of which, at times, provokes emotional discussions on emerging issues concerning mutual relations. Despite this fact, it is vital to understand clearly whether there are issues and problems that hinder the deepening of cooperation between the two countries towards the creation of the Union State. Another issue is what direction are suitable for the two countries to move in order prevent the traditional ties between them.

Key words: Russia, Belarus, cooperation, Union State, political situation, the West, duality, strategic partnership

Для цитирования: Петречук А.И. Белоруссия-Россия. Кто на Запад?// Архонт, 2019. № 2 (11). С. 45-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.