Научная статья на тему 'Беларусь и украинский кризис в контексте региональной безопасности'

Беларусь и украинский кризис в контексте региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
876
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Беларусь / геополитические особенности / А. Лукашенко / многовекторная внешняя политика / Майдан / Крым / Минск1 / Минск-2 / белорусское общество / беженцы / угроза безопасности. / Belarus / geopolitical features / A. Lukashenko / multi-vector foreign policy / Maidan / Crimea / Minsk-1 / Minsk-2 / Belarusian society / refugees / the challenge of security.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаншиева Лариса Николаевна

Кризис в Украине оказал серьезное влияние на Беларусь и динамику ее отношений с РФ. Находясь на стыке Запада и России, белорусское государство вынуждено проводить многовекторную внешнюю политику. При этом определяющим фактором при принятии конкретных решений, как правило, служит соблюдение собственных государственных интересов. Заинтересованность в политическом урегулировании украинского конфликта, с одной стороны, и желание Беларуси стать значимым игроком в европейской политике – с другой, заложили прочную основу для минской переговорной площадки конфликтующих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Belarus and the Ukrainian crisis in the Context of Regional Security

The Ukrainian crisis had a great influence on Belarus, which played an important role in the regulation of situation, and on the dynamics of its relations with Russia. Being at the crossroads of the West and Russia, Belarus is forced to realize a multi-vector foreign policy. In this regard the determining factor is, as rule, provision of state interests. The interest in the regulation of Ukrainian conflict on the one hand and the desire of Belarus to become an important actor in the European policy on the other lay a solid foundation for Minsk negotiation platform with the involvement of parties of conflict.

Текст научной работы на тему «Беларусь и украинский кризис в контексте региональной безопасности»

Л.Н. ШАНШИЕВА

БЕЛАРУСЬ И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Кризис в Украине оказал серьезное влияние на Беларусь и динамику ее отношений с РФ. Находясь на стыке Запада и России, белорусское государство вынуждено проводить многовекторную внешнюю политику. При этом определяющим фактором при принятии конкретных решений, как правило, служит соблюдение собственных государственных интересов. Заинтересованность в политическом урегулировании украинского конфликта, с одной стороны, и желание Беларуси стать значимым игроком в европейской политике - с другой, заложили прочную основу для минской переговорной площадки конфликтующих сторон.

Abstract. The Ukrainian crisis had a great influence on Belarus, which played an important role in the regulation of situation, and on the dynamics of its relations with Russia. Being at the crossroads of the West and Russia, Belarus is forced to realize a multi-vector foreign policy. In this regard the determining factor is, as rule, provision of state interests. The interest in the regulation of Ukrainian conflict on the one hand and the desire of Belarus to become an important actor in the European policy on the other lay a solid foundation for Minsk negotiation platform with the involvement of parties of conflict.

Ключевые слова: Беларусь, геополитические особенности, А. Лукашенко, многовекторная внешняя политика, Майдан, Крым, Минск-1, Минск-2, белорусское общество, беженцы, угроза безопасности.

Keywords: Belarus, geopolitical features, A. Lukashenko, multi-vector foreign policy, Maidan, Crimea, Minsk-1, Minsk-2, Belarusian society, refugees, the challenge of security.

Отношение Республики Беларусь (РБ) к украинскому кризису необходимо рассматривать прежде всего с учетом геополитических особенностей этого государства. Находясь, с одной стороны, в географическом центре Европы, а с другой -пребывая в орбите российского геополитического пространства, РБ в известной степени уравновешивает противоречия между Россией и Западом.

Следует подчеркнуть, что через Беларусь проходят важные транспортные артерии, связывающие страны Западной и Центральной Европы с Россией и государства Балтии с Югом. По оценкам экспертов, значение белорусской территории как зоны стратегически важного для Европейского союза транзита будет возрастать и дальше, вплоть до реализации Энергетической стратегии ЕС (примерно до 2020 г.). Несмотря на то что этот документ предусматривает диверсификацию источников энергии, объемы поставок углеводородов упадут незначительно, уменьшится только их доля. Предполагается, что на смену истощающимся месторождениям все больше сырья будет приходить из региона Каспия. Его транзит в Европу в любом случае не обойдет территорию РБ.

Наряду с особым геополитическим положением Беларусь сильно отличается от других восточноевропейских стран в экономическом отношении. Эта бывшая советская республика сумела после переломных 1990-х годов в значительной степени сохранить промышленность, созданную в предыдущий период, и обеспечить более стабильное экономическое развитие. РБ продолжает поддерживать (хотя и не без трудностей) прочные экономические связи с Россией, а также приобретать новых экономических партнеров как в Европе, так и на других континентах.

После распада СССР и расширения Евросоюза за счет бывших социалистических стран Беларусь стала самостоятельным восточноевропейским государством, роль которого возросла в решении вопросов на мировой арене. В этих условиях РБ пытается отстаивать свои позиции в качестве суверенной страны с новой, развивающейся государственностью. Находясь на стыке интересов

Запада и России, белорусское государство вынуждено постоянно балансировать в проведении своей внешней политики.

При этом определяющим фактором в принятии тех или иных решений, заключении соглашений и установлении связей служит, как правило, обеспечение собственных государственных интересов. Причем едва ли не определяющую роль во внешней и внутренней политике страны играет ее президент А.Г. Лукашенко.

Эти особенные черты белорусского государства ярко проявились в период политического и социально-экономического кризиса в соседней Украине. Президент РБ продемонстрировал в очередной раз свою характерную внешнюю политику, балансируя между разными сторонами конфликта. Он был в числе тех, кто первым отказал В. Януковичу в легитимности, признал новые власти Украины де-юре и заявил о недопустимости ее федерализации; принял личное участие в инаугурации П. Порошенко и высказался против признания вхождения Крыма в Россию.

Поддержка официальным Минском новой власти в Киеве была в известной степени неожиданной для России. Беларусь -участник Союзного договора, провозглашавшая себя едва ли не единственным союзником официальной Москвы, оказывалась, таким образом, в позиции несогласия с Россией. Такое поведение белорусского лидера было воспринято российской политической элитой как предательство интересов Союзного государства РФ и РБ. В комментариях СМИ по этому поводу даже звучало предположение о том, что он признает новую власть в Киеве назло руководству РФ [Лукашенко признает.., 2014].

Вместе с тем А.Г. Лукашенко отверг обвинения критиков, считавших, что белорусские власти, связанные союзническими отношениями с Россией, колеблются под давлением Кремля. «На меня никто не давит, никакие кремли и прочее на меня никогда не давили», - заявил Лукашенко, отметив, что позиция официального Минска в украинском конфликте исходит из национальных интересов страны [Лукашенко признает.., 2014]. Хотя трудно представить, чтобы он не испытывал давления Кремля по украинскому вопросу. По признанию самого А.Г. Лукашенко, он

находится «на постоянной связи» с российским руководством. И руководство РФ, очевидно, вправе требовать от союзника поддержки своих действий.

Вместе с тем, возможно, проецируя государственный переворот в Киеве на белорусскую почву, А.Г. Лукашенко стал проявлять с какого-то момента опасения в связи с возможным развитием ситуации в РБ по украинскому сценарию. В феврале 2014 г. он уже называл В.Ф. Януковича законным президентом, а события в Киеве трактовал как «массовые беспорядки», проводя параллель с событиями на минской Площади независимости 19 декабря 2010 г. (после президентских выборов).

Выступая 23 февраля 2014 г. на совещании с представителями силовых ведомств РБ, А.Г. Лукашенко заявил: «Для нас "майдан" не то, что неприемлем - "майдана" в Белоруссии не будет. Это наша с вами, людей в погонах, священная обязанность и задача -сохранить мир и стабильность на нашей земле» [цит. по: Кризис.., 2015].

В очередной раз эта позиция была подтверждена на совещании с членами Совета безопасности РБ. Президент повторил, что отношение белорусских властей к событиям в Украине остается неизменным: «Я в который раз хочу сказать, в Минске "майдана" не будет, здесь нет места для "майдана". У нас нет фундаментальных, концептуальных причин для подобных революций. А главную причину мы все знаем: это страшный развал экономики, это коррупция, которая привела к развалу власти. Мы этого не допустили, и это величайшее наше завоевание, извините за нескромность» [цит. по: Кризис.., 2015].

В условиях обострения противоречий внутри Украины и в контексте региональной безопасности руководство Беларуси попыталось использовать свое особое геополитическое положение и выступило с идеей принятия на себя посреднической миссии между конфликтующими сторонами. В начале марта 2014 г. в прессе появилось сообщение о том, что бывший президент Украины Л.Д. Кучма, обсудив с А.Г. Лукашенко ситуацию в Крыму, попросил его вмешаться в конфликт и повлиять на политический процесс. Возможная посредническая миссия

Беларуси привлекла бы внимание и к самой стране, и к ее лидеру, который заявил, что он готов к урегулированию споров между Россией и Украиной. Как показало дальнейшее развитие событий, роль А.Г. Лукашенко как миротворца не нашла отклика со стороны политических элит соседних государств.

Но вместе с тем была реализована идея создания в Минске переговорной площадки, которую приняли все стороны конфликта. Таким образом, с августа 2014 г. началась активная работа всех сторон в рамках переговоров четырехсторонней контактной группы «Россия - ОБСЕ - Украина - ЛНР и ДНР». Во время состоявшихся 26 августа 2014 г. переговоров с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности А.Г. Лукашенко заявил: «Мы сделаем все, что будет в наших силах, все, что вы поручите, - главы государств, Европейский союз, Украина, мы в Минске будем делать все для того, чтобы здесь создать площадку для переговорного процесса. Мы готовы исполнить свою роль - сыграть свою роль, как это мы делали до сих пор, для того, чтобы ну хоть немножко продвинуться в этом направлении» [Белоруссия в 2014 г. .., 2015].

Первым реальным успехом этих переговоров стало подписание 5 сентября 2014 г. Минского протокола из 12 пунктов о прекращении огня между противоборствующими силами на востоке Украины (Минск-1).

В официальном заявлении по этому поводу президент РБ отметил: «Конфликт в близком для нас славянском государстве был в последнее время самым волнующим и обсуждаемым в международной повестке дня. Ибо под угрозу были поставлены вопросы обеспечения не только региональной, но и международной безопасности. Без преувеличения можно сказать, что война реально замаячила на пороге нашего общего европейского дома» [Лукашенко.., 2014]. Он отдал должное инициативам и предложениям в первую очередь президентов Украины и России, которые положили начало мирному процессу. Был подчеркнут и вклад ОБСЕ, которая сыграла именно ту роль, для которой она создавалась, - обеспечение регионального мира и безопасности.

А.Г. Лукашенко не мог не воспользоваться случаем, чтобы подчеркнуть роль Беларуси в вопросах урегулирования конфликта на востоке Украины: «Мы горды тем, что начало этому мирному процессу было положено в Минске, на белорусской земле. Мы и впредь будем делать все возможное во имя мира в братской стране. Наши народы вдоволь настрадались в войнах прошлого века, и не хотелось бы, чтобы подобные страдания повторились и в веке нынешнем» [Лукашенко.., 2014].

Стремление белорусских властей максимально использовать свою посредническую миссию было настолько велико, что на пресс-конференции 20 ноября 2014 г. заместитель министра иностранных дел РБ А.Е. Гурьянов заявил о «вынашиваемой идее» Беларуси стать площадкой для объединения экономических интересов двух интеграционных объединений - ЕС и ЕАЭС. В тот же день А.Г. Лукашенко заговорил о сотрудничестве в формате Евросоюз - Белоруссия - Евразийский союз. По его словам, такое «трехстороннее сотрудничество» уже начато. Таким образом, Беларусь позиционировала себя не только в украинском кризисе, но и в диалоге между двумя организациями, в одной из которых она состоит де-юре.

Президент РБ убежден, что в настоящее время Белоруссия -это единственный мост между Европой и Евразией. «Если говорить о России, о русских, о россиянах в целом, то нам сегодня эту страну и этот народ в мире никто не заменит!» - подчеркнул он. Но при этом также отметил: «Мы граничим с Западом, с НАТО. Нас беспокоят процессы, которые там происходят! Мы не хотим никаких столкновений - ни политических, ни дипломатических, ни тем более - военных с этим Западом! Половина нашей торговли - там! Почему мы должны по-зверски смотреть на Запад?» [Лукашенко.., 2014].

Однако, принимая во внимание все важные инициативы и заявления президента Беларуси, не следует забывать о присущей ему двойственности оценок и решений. Анализируя выступления А.Г. Лукашенко, в них можно обнаружить прямо противоположные мнения, увидеть, как переменчива его позиция и какие зачастую шокирующие формулировки звучат из его уст.

Например, в своем официальном заявлении от 6 сентября 2014 г. он отмечал вклад России в достижение согласия между конфликтующими сторонами: «Надо отдать должное инициативам и предложениям в первую очередь Президентов Украины и России. Именно благодаря их принципиальным договоренностям на высшем уровне, достигнутым в конце августа на минской земле, было положено начало мирному процессу» [Лукашенко, 2014]. А уже в октябре 2014 г. на пресс-конференции для российских журналистов заявил, что, если бы не В.В. Путин, никакого кризиса в Украине вообще бы не было [Лукашенко назвал.., 2014].

Непоследовательностью отличаются и высказывания других официальных лиц РБ. После признания президентом А.Г. Лукашенко в феврале 2014 г. новой киевской власти пресс-секретарь МИД Беларуси Д. Мирончик не смог дать корреспонденту ИА REGNUM четкий ответ на вопрос, является ли

A.В. Турчинов главой украинского государства, а Л.А. Кожара главой МИД Украины. При этом официальный Минск попытался использовать ситуацию вокруг Украины для решения собственных проблем, вызванных санкциями Запада в отношении политического руководства РБ. 27 февраля глава МИД РБ

B.В. Макей заявил: «Некоторое время назад нам ставили в пример Украину, но мы видим, что сейчас те же самые представители Европейского парламента, которые побывали на Украине, говорят, что это не пример и что Янукович - диктатор» [Макей, 2014].

Несмотря на миротворческие инициативы президента Беларуси, представители политического класса России неоднократно высказывали обвинения в его адрес относительно поддержки новых украинских властей. В частности, речь шла о том, что официальный Минск фактически снабжает власти в Киеве необходимыми товарами для ведения войны против Новороссии.

Беларусь активно продает на Украину продукты нефтепереработки, нарастила экспорт техники специального назначения, прежде всего грузовиков. Наконец, самое большое возмущение в России вызывает отказ белорусского лидера признать переход Крыма под российский суверенитет.

А.Г. Лукашенко следующим образом объясняет свою точку зрения: «Здесь многие говорят, что когда-то там Крым "неправильно" отошел к Украине, что это территория исконно российская и так далее. Это неправильный подход» [см.: Мирзаян, 2014]. По его словам, если действовать в рамках логики, то нужно вспомнить хана Батыя и отдать Монголии Казахстан, Россию и Восточную Европу (кроме Беларуси). А если действовать в рамках международного права, то нужно соблюдать пункты Будапештского меморандума 1994 г.1 Некоторые российские эксперты предполагают, что такими высказываниями белорусский президент не только подрывает свои отношения с В.В. Путиным, но и делает свою страну заложником будущего конфликта.

Вполне понятно, считает политолог Г.В. Мирзаян, что «после проведения украинского Майдана Евросоюз сделает все возможное, чтобы организовать белорусский Майдан» [Мирзаян, 2014]. Но белорусского Майдана батька не боится: во-первых, потому, что, в отличие от В.Ф. Януковича, контролирует страну и не чурается жестких решений, а во-вторых, он понимает, что в Белоруссии нет движущей силы Майдана - «критического количества антироссийски настроенных местных националистов» [Мирзаян, 2014]. Конечно, есть часть недовольных, однако для реального национализма нужно найти антироссийских героев. Сделать это белорусам непросто.

Обращение к давней истории Великого княжества Литовского не даст результата. Видимо, не подходит, по примеру Украины, и путь поиска героев среди коллаборационистов периода последней войны. Тема Великой Отечественной войны (1941-1945) в этой стране сакрализирована, на всей территории сохраняется огромное количество монументов и памятников войны, в которой погиб каждый третий житель советской Белоруссии. И любой политик, который начнет искать и героизировать пособников нацистов, будет встречен неодобрительно. По словам одного из

1 Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Был подписан 5 декабря 1994 г. лидерами Украины, США, России и Великобритании. - Прим. авт.

сотрудников белорусского посольства в России, уровень ненависти ко всему связанному с нацистской оккупацией настолько высок, что если власти по примеру России решили бы переименовать милицию в полицию, то народ взялся бы за вилы.

Проблема, способная привести белорусское государство к кризису, состоит в другом - президент РБ сосредоточивает на себе весь процесс принятия решений и тем самым не дает развиваться нормально институтам исполнительной власти на уровне губернаторов и мэров. Такая персонификация власти может осложнить политическую ситуацию и после ухода А.Г. Лукашенко с поста президента.

Что же касается Крыма, то позиция Беларуси по этому вопросу вполне соответствует ее национальным интересам. Эксперты проводят аналогию с вопросом о признании Южной Осетии и Абхазии. «От того, признает Белоруссия Абхазию или нет, для России ничего не изменится. А для Белоруссии как раз изменилось бы, причем в отрицательную сторону, - она сразу стала бы жертвой санкций и потеряла бы международные позиции. И поскольку Москва... отказывалась компенсировать все эти потери, то Минску не было смысла идти на бесполезное признание в отношении Осетии и Абхазии в 2008-м и по той же самой причине нет смысла признавать Крым в 2014-м» [Мирзаян, 2014].

Беларусь активно помогает «соотечественникам» в Крыму. Поскольку, пояснил А.Г. Лукашенко на большой ежегодной пресс-конференции, в Крыму живут не чужие для нас люди. Вместе с тем многие белорусские бизнесмены боятся даже слово «Крым» произносить, поскольку могут потерять свои деньги и собственность на Западе или попасть под санкции.

При этом президент заявил тем, кто обвиняет его в предательстве: если получится так, что Белоруссия больше не сможет занимать взвешенную позицию и ей придется выбирать, то она спина к спине встанет вместе с Россией. Просто потому, что союзники должны держаться друг друга1.

1 В очередной раз эту позицию он подтвердил на встрече с журналистами 4 августа 2015 г. - Прим. авт.

170

В октябре 2014 г. А.Г. Лукашенко провел пресс-конференцию для представителей российских региональных СМИ, в ходе которой высказал ряд принципиально важных заявлений. Во-первых, он фактически подтвердил свою позицию «равноудаленности» от России и Украины по поводу Крыма. Глава РБ обвинил В.Ф. Януковича в финансировании «правого сектора» до событий ноября 2013-2014 гг. и выразил несогласие с оценками присутствия в Украине фашизма. Белорусский президент заявил, что строительство Союзного государства РФ и РБ в ближайшие 1015 лет будет идти «малыми шагами». При этом резко осудил войну на Украине [Белоруссия в 2014 г. .., 2015].

Практически во всех своих публичных выступлениях в 2014 и 2015 гг. А.Г. Лукашенко стремился продемонстрировать активную роль белорусской стороны в разрешении украинского кризиса. В интервью медиахолдингу «Блумберг» (Bloomberg) 31 марта 2015 г. он сформулировал несколько значимых тезисов. В частности, выразил озабоченность тем, что к процессу минских договоренностей не были подключены США. По его мнению, без американцев на Украине невозможна никакая стабильность. «Соединенные Штаты Америки играют решающую роль в этом процессе и с точки зрения внутриполитических процессов в самой Украине» [Лукашенко.., 2015].

Не обошел вниманием и вовлеченность России в этот конфликт. «Где-то по своей воле, где-то не по своей воле. Это информационное противостояние, это экономическое, финансовое, да и военное столкновение - понятно, что роль России здесь неоценима» [Лукашенко.., 2015]. А.Г. Лукашенко уверен, что от желания официальных лиц Вашингтона и Москвы зависит установление мира на востоке Украины, и если такая воля будет проявлена - это навсегда, вопрос будет решен однозначно.

Он также прокомментировал распространяемую Госдепом США информацию об участии граждан РФ в войне на Украине, заявив: «Россияне не настолько глупы, чтобы посылать туда войска и подставляться. Там достаточно желающих - в России, поехать туда воевать, классных специалистов военных, прошедших определенную подготовку». «Их тысячи этих людей - понимаете?

Их тысячи, - сказал он, обращаясь к американскому журналисту. -И приехать в Донбасс - за деньги или из идейных соображений -их тысячи, приехавших из России, и не только из России. Я информирован о том, что там появлялись люди из Белоруссии -зарабатывали деньги. Поэтому это не вопрос. Но упрекать Россию в том, что там регулярные российские части присутствуют, - это неправильно» [Лукашенко.., 2015].

А.Г. Лукашенко уверен, что еще есть шанс увидеть Украину в довоенных границах, но для этого надо выполнить соглашение Минск-2. По его мнению, лидеры вновь провозглашенных республик - ЛНР и ДНР видят свое будущее в составе Украины, равно как и население этих территорий. Поэтому в случае закрепления в Конституции Украины принципа децентрализации, признания нового статуса вышеназванных народных республик удастся прекратить войну.

В условиях нынешнего украинского конфликта, приобретшего характер международного, эксперты обращают внимание на опасную для официального Минска зависимость от России в рамках тесной военной интеграции. Военный обозреватель «Белорусских новостей» А. Алесин поясняет: «У нас с россиянами, по сути дела, единая армия. У нас с Россией существует единая региональная система ПВО, в которую входят и белорусские, и российские подразделения, а также есть единое командование. Правда, сейчас формально командует белорусский генерал, но командующий назначается на основании ротации, и завтра там окажется российский генерал. Есть единая группировка сухопутных войск, в которую входят сухопутные войска Беларуси и России» [Белоруссия.., 2014].

Хотя российские войска на территории Белоруссии не имеют статуса иностранных, но «белорусский балкон» стратегически выгоден России в военном отношении. А.Г. Лукашенко, по мнению экспертов в Минске, стремится избежать использования этого «балкона» в российско-украинском конфликте, но не всегда может сопротивляться союзным обязательствам.

Настроения в белорусском обществе

Безусловно, украинский кризис оказал серьезное влияние не только на внешнеполитические решения официального Минска, но и на белорусское общество в целом. Десятки граждан отправились воевать добровольцами в зону конфликта. Причем одни белорусы оказались на стороне народного ополчения ДНР и ЛНР, другие - в составе карательных батальонов. Определенную роль сыграли и средства массовой информации, которые по ходу развития событий меняли свое отношение к конфликту на востоке Украины и давали разную трактовку происходящего.

Об отношении населения к украинскому кризису свидетельствуют данные социологических исследований, проводившихся разными службами на территории Беларуси. Согласно результатам июньского (2014) опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследовании (НИСЭПИ)1, около 60% опрошенных белорусов негативно оценили «Евромайдан» и отстранение от власти В.Ф. Януковича. Столько же респондентов одобрили присоединение Крыма к России, считая этот процесс законным. «Евромайдан» и последовавший государственный переворот «с учетом дальнейшего развития событий в Украине» положительно трактовали 23,2% граждан, присоединение АРК к РФ назвали «империалистическим захватом, оккупацией» 26,9%, а «возвращением России русских земель, восстановлением исторической справедливости» - 62,2% [За Лукашенко.., 2014]. События, происходившие на востоке Украины, прежде всего в Донецкой и Луганской областях, в Белоруссии расценили как «мятеж, организованный Россией», 23,2%, а как «народный протест

1 НИСЭПИ - старейший в Беларуси негосударственный аналитический центр, созданный в феврале 1992 г. группой ученых, журналистов, политиков и бизнесменов. Накануне президентских выборов 2006 г. он был закрыт по решению белорусских властей. Одновременно был введен запрет на работу в стране не зарегистрированных в ней социологических служб. В результате НИСЭПИ обосновался в Литве, но продолжает проводить социологические опросы в РБ. - Прим. авт.

против нелегитимной власти» - 65,5%. Доля сторонников Украины - около 25% граждан, т.е. четверть населения страны [За Лукашенко.., 2014].

Но действительно ли белорусы поддерживают действия Кремля в Украине и хорошо к нему относятся? Представители НИСЭПИ считают, что, если провести корреляцию с другими вопросами, предложенными в том же опросе тем же людям, ситуация будет выглядеть по-другому. Это объясняется тем, что в Беларуси большое влияние имеет российское телевидение. Здесь вещают все основные телеканалы РФ, а вот альтернативной информации на телеэкране практически нет. Отсюда, по мнению социологов, у обычного белоруса в голове некое «раздвоение личности». С одной стороны, он думает, что Россия в Крыму и в Украине все делает правильно. Но с другой - число сторонников интеграции с Москвой уменьшается.

Осенью 2014 г. НИСЭПИ провел повторный опрос жителей Беларуси. Отношение белорусов к конфликту в Украине и роли А.Г. Лукашенко в его урегулировании практически не изменилось. Большинство опрошенных выразили поддержку президенту РБ. На основе полученных результатов социологи пришли к следующему выводу: сейчас, как никогда, А.Г. Лукашенко выступает в глазах белорусов защитником их интересов. Видя те страшные последствия, к которым привела война на Украине, белорусы все больше надежд возлагают на то, что их президент сможет удержать существующий статус-кво как в сфере безопасности (пресловутое «только б не было войны»), так и в экономике.

Весьма показательны результаты исследований польских социологов. В конце апреля 2014 г. Белорусская аналитическая мастерская в Варшаве (ВАШ) провела общенациональные исследования, которые показали, что произошло кардинальное изменение геополитической ориентации белорусов - вектор развития в направлении России представляется им более предпочтительным, нежели в сторону Евросоюза. Таков вывод профессора Варшавского университета А. Вардомацкого. Польский аналитик считает это отражением событий на Украине. Гражданам

Беларуси Россия представляется близким и доступным соседом, тогда как страны Европейского союза ассоциируются с очередями у посольств.

Опрошены были более тысячи респондентов из всех регионов страны в возрасте от 18 лет и старше. Свыше 60% предпочитают союз с Россией интеграции в ЕС, за которую высказались лишь 18% опрошенных, хотя сравнительно недавно в Беларуси, по мнению автора, преобладали западные ориентиры [Белорусы.., 2014]. Во-первых, оказалось, что влияние украинских событий на жизнь белорусов настолько велико, что оно формирует их взгляды на более широкий круг вопросов. В том числе определяет и геополитические ориентиры, и уровень экономического самочувствия. Во-вторых, в суждениях белорусского общества однозначно преобладает российская ориентация.

Первым фактором такой переоценки ценностей А. Вардомацкий называет пропаганду и источники информации. Вторым - сравнение белорусами ситуации на Украине и в своей стране. В результате негативная оценка украинских событий трансформировалась в их сознании в более позитивную оценку положения дел в Беларуси. Согласно результатам опроса, вхождение Крыма в состав России считают справедливым 65% белорусов и только 15% - неправильным. Есть и третий фактор. «В глазах белорусских граждан Россия представляется страной, где можно зарабатывать, без проблем пересекая границу. Но когда белорус думает о Европе, то прежде всего вспоминает очередь у посольства, труднодостижимую и дорогую визу. Поэтому он чувствует себя ненужным ЕС, и Евросоюз в его восприятии становится далеким и чуждым», - объяснил польский социолог [Белорусы.., 2014].

По его мнению, несмотря на декларации Запада о поддержке белорусского общества, падение интереса европейских политиков к Беларуси очевидно. Белорусы потому и переориентировались на российский вектор развития, что перестали слышать слабеющий голос ЕС. Остается только ждать, чем обернется ослабление его влияния на Беларусь. Пока неясным остается и принципиальный

вопрос: что это на самом деле - генеральный тренд европейской политики или всего лишь временное отклонение?

Есть еще один фактор, который в данном контексте непосредственно влияет на настроения белорусов. Он связан с присутствием большого числа украинских беженцев на территории белорусского государства. Об этом говорил в своих выступлениях и А.Г. Лукашенко, разделяя отношение к приезжающим украинцам в зависимости от целей их пребывания и поведения.

К весне 2015 г. беженцы с Донбасса стали серьезной проблемой для белорусского государства. В начале вооруженного конфликта на Украине их принимали более чем радушно, несколько позже официальные лица стали открыто говорить о слишком большой разнице в поведении славянских братьев, возросшей преступности среди украинских мигрантов и заметно усилившейся конкуренции на рынке труда.

Правоохранительные органы Беларуси все больше обеспокоены тем, как ведут себя на территории страны вынужденные переселенцы из зоны конфликта на Донбассе. До недавних пор «преступность приезжих» в Беларуси не превышала статистической погрешности: из-за низких зарплат страна, мягко говоря, непопулярна у нелегальных мигрантов - они предпочитают Россию.

Однако из-за притока вынужденных переселенцев из Украины ситуация начала меняться. На регулярных встречах с журналистами начальник департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси А.Ю. Бегун все чаще стал говорить о «слишком большой разнице в менталитете и воспитании» приезжих украинцев и коренных белорусов. По его словам, с начала 2015 г. преступность среди украинских мигрантов в Беларуси выросла на 30% [Белорусы стонут.., 2015].

«Нехорошее» поведение беженцев с Донбасса, по мнению ответственного за мигрантов чиновника, связано с понятиями о порядке и свободе, которые в силу определенных обстоятельств закладывались в их менталитет. «Когда бывшие жители Донбасса прибывают в Беларусь, то они, особенно в начале своего

пребывания, просто не понимают, что такое жить по установленным правилам и законам, - говорит А.Ю. Бегун. - Они не считают, что эти законы и правила не должен нарушать никто. Например, то, что в Беларуси нельзя пить пиво на улице» [Белорусы стонут.., 2015].

Украинский фактор как угроза безопасности

Проблема беженцев - лишь одно из проявлений негативного влияния украинского кризиса на белорусское общество. Исследователи-политологи выражают серьезную обеспокоенность конфликтом на востоке Украины, последствия которого содержат угрозу для национальной безопасности Беларуси.

Эта проблема обсуждалась на международном семинаре, организованном в марте 2015 г. факультетом международных отношений Белорусского государственного университета, представительством Фонда им. Фридриха Эберта в Украине, Центром изучения внешней политики и безопасности (Минск). В докладе белорусского политолога А. Шпаковского были сформулированы три основные угрозы, которые несет с собой противостояние в Украине [Украинский.., 2015].

Во-первых, это разрастание кризиса до уровня полномасштабного военного противостояния России и ее союзников с государствами - членами НАТО. В случае такого развития событий произойдет неизбежное втягивание белорусских вооруженных сил в конфликт на стороне РФ. При этом нельзя забывать, что российские военные объекты будут находиться на территории РБ до 2020 г., поскольку по условиям двустороннего соглашения от 06.01.1995 г. инфраструктура вместе с земельными участками были переданы России в безвозмездное пользование на 25 лет.

Во-вторых, Украина представляет опасность как источник дестабилизации внутриполитической ситуации в Беларуси. По утверждению А. Шпаковского, «территория Украины традиционно использовалась различными радикальными политическими силами Беларуси в качестве своеобразной базы для подготовки активистов с целью организации силового

сопровождения акций протеста» [Украинский.., 2015]. Подобная деятельность находит поддержку украинских националистических и откровенно экстремистских организаций. Они не только содействуют обучению активистов навыкам силового противостояния, но и приезжают периодически в Беларусь для участия в митингах и демонстрациях1. Иначе говоря, это соседнее с Украиной государство становится прифронтовой территорией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обстановка осложняется недостатками охраны белорусско-украинской границы, протяженность которой - 1084,2 км2. Это обусловливает потенциальную возможность для проникновения грузов с наркотиками, оружием и боеприпасами с территории Украины в Беларусь.

В-третьих, возросла угроза экологической катастрофы. В непосредственной близости от белорусской территории расположены три объекта украинской атомной энергетики: Чернобыльская атомная электростанция, Хмельницкая и Ровенская атомные станции. В условиях вооруженных конфликтов в Украине участились анонимные угрозы подрыва электростанций и атомных станций. Последствия могут быть самыми катастрофичными.

Наконец, речь идет о вызовах социально-экономического характера. В случае эскалации конфликта и ухудшения гуманитарной ситуации на Украине может значительно возрасти неконтролируемый поток беженцев из охваченных боевыми действиями регионов, а также лиц, ищущих работу на территории РБ. Таким образом, Беларусь все больше становится объектом возросших угроз.

1 Эксперты прогнозируют рост протестной активности осенью 2015 г. И все же, по оценкам Института «Политическая сфера» (Литва), рост протестной активности в Беларуси по сравнению с «предмайданной» Украиной в восемь раз меньше. - Прим. авт.

2 Договор о государственной границе между Республикой Беларусь и Украиной был подписан еще в 1997 г., однако процедура демаркации началась лишь в ноябре 2013 г. По мнению специалистов, этот процесс может растянуться на 5-7 лет. - Прим. авт.

В этих условиях страна стремится, по выражению главы МИД В.В. Макея, «стать донором стабильности и безопасности, а не причиной конфликтогенности» [Европа признала.., 2015]. Белорусские официальные лица постоянно говорят о вкладе республики в дело стабильности и безопасности на европейском континенте и о том, что это наконец-то начали ценить европейские партнеры. Нельзя не согласиться с тем, что авторитет официального Минска на фоне гражданской войны на Украине действительно вырос. Это отмечают и представители других европейских стран, прежде всего тех, которые установили добрососедские отношения с Беларусью - Сербии, Венгрии и др. Вполне очевидно, что и вся Европа желает того, чтобы Минские договоренности по урегулированию конфликта на востоке Украины были реализованы. Хотя понятно и другое - добиться их реализации будет чрезвычайно трудно.

Подводя итог, можно отметить, что кризис 2013-2015 гг. в Украине имел для соседней Республики Беларусь серьезные последствия, но не только негативного характера. Вследствие украинских событий для Белоруссии открылось «окно возможностей» [Суздальцев, 2014, с. 8-11] - возможностей заявить о себе как самостоятельном акторе европейской политики, к голосу которого прислушиваются и в России, и на Западе.

Список литературы

Белоруссия в 2014 году: Политические итоги // РЕГНУМ. - 2015. -13 января. - Режим доступа: http://www.belarus.regnum. ru/news/1883619. htm! (Дата обращения - 01.09.2015.)

Белоруссия и украинский кризис. - 2014. - 27 октября. - Режим доступа: http://rusrand.ru/actuals/belorussija-i-ukrainskij-krizis (Дата обращения - 1.09.2015.)

Белорусы «развернулись» от Европы к России. - 2014. - 10 июня. -Режим доступа: http://ria.ru/world/20140610/1011528581. html#1415555413 6143&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration#ixz z3IawspQxW (Дата обращения - 08.09.2015.)

Белорусы стонут от беженцев с Донбасса. - 2015. - 3 июля. - Режим

доступа;_http://www.gazeta.ru/ politics/2015/07/03_a_6865713.shtml (Дата

обращения - 2.09.2015.)

Европа признала Беларусь донором стабильности. - 2015. - 3 мая-Режим доступа: http://mir24.tv/news/politics/12516944 (Дата обращения -02.09.2015.)

За Лукашенко, против России. Независимые белорусские социологи провели масштабное исследование // Gazeta.ru. - 2014. - 2 октября. -Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2014/10/02_a_6245105.shtml (Дата обращения - 05.09.2015.)

Кризис в Украине на руку Лукашенко. - 2015. - 4 мая. - Режим доступа: http:/ / rus.azattyq.org/ content/lukashenko-i-krizis-v-

ukraine/26992202.

html (Дата обращения - 05.09.2015.)

Лукашенко А.Г. Заявление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 06.09.2014 / / Президент Беларуси. - Режим доступа: http:// president.gov.by/pda/ru/news_ru/ zajavlenie-prezidenta-respubliki-belarus-aglukashenko-9740/ (Дата обращения - 05.09.2015.)

Лукашенко А.Г. Интервью Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко медиахолдингу «Блумберг» // Президент Республики Беларусь - 2015. - 31 марта. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/ news_ru/view/interviyu-mediaxoldingu-blumberg-11120/ (Дата обращения -05.09.2015.)

Лукашенко назвал единственного виновного в украинском кризисе. -2014. - 17 октября. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2014/10/17/lukashenko-nazval-edinstvennogo-vinovnogo-v-ukrains kom (Дата обращения - 05.09.2015.)

Лукашенко признает новую власть в Киеве назло Кремлю. - 2014. -13 марта. - Режим доступа: http://www.kharkovforum.com/showthread. php?t=3610301 (Дата обращения - 5.09.2015.)

Макей В.В. Белоруссия заинтересована в единой и стабильной Украине. - 2014. - 3 марта. - Режим доступа: http:/ /www.novoteka.ru/ sevent/ 9129385/20788964 (Дата обращения - 05.09.2015.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мирзаян Г.В. Между Украиной и Россией. - 2014. - 5 ноября. -Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/46/mezhdu-ukrainoj-i-rossiej/ (Дата обращения - 08.09.2015.)

Протестные настроения белорусов возросли. - 2015. - 27 марта. -Режим доступа: http://belsat.eu/ru/news/protestnye-nastroeniya-belorusov-vozrosli-budet-li-ploshhad-2015/ (Дата обращения - 08.09.2015.)

Разруха в головах. Как события на Украине влияют на белорусов. -2014. - 5 июля. - Режим доступа: http://SegodnyaNews.ru/analytics/ razruxa-v-golovax-kak-sobytiya-v-ukraine-vliyayut-na-belorusov-3302/ (Дата обращения - 8.09.2015.)

Суздальцев А. Республика Беларусь в условиях геополитического кризиса 2014 г. // Европейская безопасность: События, оценки, прогнозы / РАН. ИНИОН. - М., 2014. - Вып. 35 (51). - С. 8-12.

Украинский кризис как угроза национальной безопасности Республики Беларусь. - 2015. - 20 марта. - Режим доступа: http://riss.ru/ anali

tiks/11098 (Дата обращения - 08.09.2015.)

Шевцов Ю. Белоруссия на стыке геополитических пространств. -2009. - 22 января. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print. php?ID=36162 (Дата обращения - 08.09.2015.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.