Научная статья на тему 'Республика Беларусь: внешние и внутренние факторы безопасности'

Республика Беларусь: внешние и внутренние факторы безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1688
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Беларусь / Лукашенко / страны Балтии / Польша / Украина / Россия / Союзное государство / ЕС / ЕАЭС / безопасность / Минские соглашения / «Хельсинки-2» / Belarus / Lukashenko / Baltic states / Poland / Ukraine / Russia / the Union State / the EU / Eurasian Economic Union / security / Minsk agreement / «Helsinki-2»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Л. Н. Шаншиева

В статье рассматриваются особенности геополитического положения Республики Беларусь. В этой связи изучаются ее взаимоотношения с соседними странами и основные угрозы для безопасности страны. Исследуется современное состояние Союзного государства России и Беларуси, выявляются тенденции его развития. Уделяется внимание новым инициативам руководства РБ по обеспечению безопасности в европейском регионе. Делается вывод о роли и месте Беларуси в системе безопасности на европейском континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF BELARUS: THE EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF SECURITY

The article considers the features of geopolitical position of Republic of Belarus. In this regard the author studied its relations with neighbor countries and main challenges for the security of Belarus. The paper explores the modern state of the Union State of Russia and Belarus, determines the main tendencies of its development. The attention is paid to the new initiatives of the leaders of Republic of Belarus for the ensuring security. The article concludes on the role and place of Republic of Belarus in the European security.

Текст научной работы на тему «Республика Беларусь: внешние и внутренние факторы безопасности»

Л.Н. ШАНШИЕВА, 2018 © SHANSHIEVA LARISA

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ REPUBLIC OF BELARUS: THE EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF SECURITY

Аннотация. В статье рассматриваются особенности геополитического положения Республики Беларусь. В этой связи изучаются ее взаимоотношения с соседними странами и основные угрозы для безопасности страны. Исследуется современное состояние Союзного государства России и Беларуси, выявляются тенденции его развития. Уделяется внимание новым инициативам руководства РБ по обеспечению безопасности в европейском регионе. Делается вывод о роли и месте Беларуси в системе безопасности на европейском континенте.

Abstract. The article considers the features of geopolitical position of Republic of Belarus. In this regard the author studied its relations with neighbor countries and main challenges for the security of Belarus. The paper explores the modern state of the Union State of Russia and Belarus, determines the main tendencies of its development. The attention is paid to the new initiatives of the leaders of Republic of Belarus for the ensuring security. The article concludes on the role and place of Republic of Belarus in the European security.

Ключевые слова: Беларусь, Лукашенко, страны Балтии, Польша, Украина, Россия, Союзное государство, ЕС, ЕАЭС, безопасность, Минские соглашения, «Хельсинки-2».

Keywords: Belarus, Lukashenko, Baltic states, Poland, Ukraine, Russia, the Union State, the EU, Eurasian Economic Union, security, Minsk agreement, «Helsinki-2».

Для Республики Беларусь (РБ) обеспечение внешней и внутренней безопасности является одним из ключевых вопросов развития. Страна, которая по историческим меркам имеет небольшой опыт своей государственности, уделяет значительное внимание тематике обеспечения безопасности в различных ее аспектах. Рассмотреть все угрозы, вызовы и условия обеспечения безопасности в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому остановимся на некоторых, наиболее значимых проблемах. К их числу следует отнести особенности взаимоотношений Беларуси с соседними государствами (особенно их экономическое измерение), прежде всего с Россией, роль РБ в решении современных проблем европейской безопасности, актуальные вопросы внутренней безопасности страны.

Обеспечение безопасности РБ: концептуальный уровень

Основные направления политики обеспечения безопасности сформулированы в Концепции национальной безопасности РБ, принятой в ноябре 2010 г. [Концепция национальной.., 2010]. Этот обширный документ демонстрирует всеобъемлющий государственный подход к комплексу современных проблем безопасности. В их числе политическое, экономическое, научно-техническое, социальное, демографическое, информационное, военное и экологическое измерения безопасности. Концепция построена на следующем базовом принципе: «Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса» [Там же]. В силу своего географического положения Беларусь подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов, что особенно отчетливо ощущается в условиях глобализации. Поэтому и вызовы национальной безопасности РБ носят

комплексный и взаимосвязанный характер, а некоторые угрозы могут одновременно воздействовать на состояние национальной безопасности по нескольким направлениям. К числу основных потенциальных, а также реально существующих угроз названный документ относит:

- посягательства на независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй РБ;

- навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы;

- недостаточную конкурентоспособность экономики Республики Беларусь;

- снижение уровня благосостояния и качества жизни населения РБ;

- дестабилизацию национальной финансовой и денежно-кредитной систем, потерю стабильности национальной денежной единицы;

- неспособность возвращать и обслуживать внешний и внутренний долг;

- невозможность гарантированного обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;

- потерю внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей;

- отставание в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам от других государств, деградация технологической структуры реального сектора экономики;

- депопуляцию, общее старение нации, снижение темпов рождаемости, ухудшение других основных показателей демографии и здоровья нации;

- рост преступных и иных противоправных посягательств против личности и собственности, коррупционные проявления;

- подготовку или осуществление террористических актов на территории либо в воздушном пространстве РБ, использование ее территории террористическими организациями и группами против иных государств;

- проявления социально-политического, религиозного, этнического экстремизма и расовой вражды на территории Республики Беларусь;

- возникновение в РБ беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, независимости, территориальной целостности, суверенитету и существованию государства [Концепция национальной.., 2010].

Таким образом, как следует из документа, на первом месте стояли угрозы общеполитического характера, на втором - широкий спектр социально-экономических и на третьем - военные угрозы.

Проблемы обеспечения безопасности постоянно находятся в поле зрения руководства страны, соответствующие документы становятся предметом обсуждения на высшем государственном уровне. Достаточно упомянуть некоторые из них за последние два года. На совещании высшего руководства РБ 27 марта 2017 г. было принято решение создать республиканскую систему мониторинга общественной безопасности. В декабре 2017 г. Постановлением Совета министров РБ была принята Доктрина национальной продовольственной безопасности (до 2030 г.) [Совещание о республиканской.., 2017]. Значительное место национальной безопасности отводилось в Послании президента РБ А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию как в 2017 г., так и в Послании от 24 апреля 2018 г. В выступлениях главы государства подчеркивалось, что одной из серьезных угроз внешней и внутренней безопасности является обострение международной обстановки. В этой связи президент подчеркнул, что Беларусь значительно повысила свой оборонный потенциал, в стране создана новая военно-промышленная отрасль - ракетостроение. Уже в 2016 г. войска получили отечественную ракетную систему залпового огня «Полонез», боевую машину разведки «Сталкер», новейшую модификацию противотанкового комплекса «Шершень». Поскольку в одиночку сложно противостоять вызовам современного мира, РБ будет делать это коллективно, находясь в составе ОДКБ. При этом

отмечалось, что «интересам Республики Беларусь отвечает и пошаговое углубление диалога с военным блоком НАТО. Это важно для снижения потенциальных рисков с учетом того, что натовские структуры находятся уже у наших границ» [Послание к белорусскому.., 2018]. В выступлении президента РБ были поставлены также вопросы борьбы с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиками, с нелегальными мигрантами [Там же].

Эти вопросы обсуждались и на заседании Совета Безопасности РБ 27 февраля 2018 г. Глава государства четко сформулировал свою позицию: «Если говорить объективно, нам не просто бороться с преступностью, потому что все мы видим и понимаем, что происходит вокруг нашей страны. И еще надо понимать то, что Беларусь осталась единственным безопасным, спокойным коридором для передвижения людей, грузов, наверное, и капиталов с Востока на Запад и с Запада на Восток» [Совещание о республиканской.., 2017].

К числу важных документов государственного значения относится Военная доктрина - в 2016 г. в РБ был принят ее обновленный вариант. В документе появилась новая глава, в которой раскрываются основные термины и понятия, такие как «военная опасность», «военная политика», «стратегическое сдерживание», «военная угроза», «период нарастания военной угрозы», «крупномасштабная война», «региональная война», «локальная война», «незаконное вооруженное формирование», «оборонная инфраструктура», «оборонный сектор экономики». Новая Военная доктрина более детально и комплексно оценивает военно-политическую обстановку вокруг Беларуси и в мире. На основе этого уточняются и взгляды на определение внешних и внутренних военных опасностей для Беларуси. «При формировании перечня военных опасностей максимально учитывались тенденции смещения акцентов от возможных внешних угроз к внутренним», - указывается в документе [Есть вопрос.., 2016]. В доктрине рассматриваются и концепции «цветных революций», и механизмы по силовому свержению неугодных политических режимов с помощью провоцирования внутренних вооруженных конфликтов; более детально раскрыты цели и направления военной политики

Беларуси, в том числе основные приоритетные направления в рамках приложения коалиционных усилий под эгидой ОДКБ. Согласно новой Военной доктрине, Беларусь намерена и дальше развивать взаимодействие по решению проблем безопасности со всеми странами с учетом национальных интересов на основе доверия и взаимопонимания [Есть вопрос.., 2016].

Обеспечение безопасности:

фактор отношений со странами Балтии и Польшей

В значительной степени внешняя безопасность РБ зависит от отношений с соседними государствами. После распада СССР и обретения собственной государственности Беларусь должна была переформатировать свои отношения с Латвией, Литвой, Польшей, Россией и Украиной. Разумеется, с каждой из них на сегодняшний день присутствуют в разной степени области партнерских связей и линии напряженности. Таким образом, отношения РБ носят противоречивый характер. Вместе с тем она стремится учитывать в своей политике соблюдение собственных национально-государственных интересов и сохранение партнерских отношений не только со странами - участницами евразийского интеграционного процесса, но и с пограничными государствами - членами ЕС.

Тесные экономические и добрососедские отношения складываются у Беларуси с Латвией. Можно сказать, что современные белорусско-латвийские отношения не содержат в себе каких-либо линий напряженности или угроз, а, напротив, направлены на конкретные решения проблем безопасности. К настоящему времени достигнут качественно новый уровень этих отношений, поскольку обе страны признали возможность взаимовыгодного сотрудничества. Во время переговоров на высшем уровне, состоявшихся в феврале 2018 г., были достигнуты важные договоренности о сотрудничестве в сфере атомной энергетики и экспорта нефтепродуктов. В частности, подписано соглашение о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности, которое предусматривает раннее оповещение о возможных ядерных авариях и обмене информацией в области радиационной защиты [Белоруссия и Латвия.., 2018].

Белорусская сторона намерена и далее развивать отношения с Латвией на основе компромиссов, готова способствовать соседней стране в поставке грузов через латвийскую портовую инфраструктуру в обмен на развитие диалога по таким актуальным для официального Минска темам, как возобновляемая энергия и электроэнергия. Следует отметить, что в перспективе Латвии отводится важная роль в качестве оператора от балтийских стран в реализации северного маршрута «Одного пояса - одного пути». По новому контейнерному трансконтинентальному маршруту, большая часть которого проходит по территории России, будут идти грузы из Китая и Казахстана в Рижский порт, а далее морским сообщением в порт Роттердама [см.: Белоруссия и Латвия.., 2018].

Значимую роль в развитии белорусско-латвийского диалога сыграла конструктивная позиция Латвии по вопросу строительства белорусской АЭС в Островце1 (недалеко от литовской границы). В свою очередь, руководство РБ считает, что АЭС открывает в будущем широкие возможности для совместного ее использования с другими балтийскими странами. Эксперты положительно оценивают соглашение по атомной энергетике между Латвией и Беларусью. Так, в своем интервью генеральный директор Фонда энергетического развития РБ А. Листовский заявил: «Я позитивно смотрю на это событие, потому что две стороны договорились об информационном взаимодействии. Это можно только одобрить. Получается, что Латвия более взвешенно (чем Литва. - Ред.) подходит к сотрудничеству с соседней страной, не впадает в истерику, а выстраивает нормальные отношения» [«Латвия не впадает...», 2018]. Он не исключил, что соглашение по атомной энергетике и намерение Латвии за счет этого увеличить объем транзита нефтепродуктов из Беларуси через латвийские порты взаимосвязаны2. По мнению эксперта, таким образом власти в Латвии дают понять официальному Минску, что готовы сотрудничать, но в подтвер-

1 Ввести в строй первый реактор планируется до конца 2018 г. -Прим. авт.

2 Это затрагивает интересы России, которая считает правомерной поставку нефтепродуктов из НПЗ Беларуси через российские порты, а не через Рижский порт. - Прим. авт.

ждение к этому для Латвии необходимо обеспечить транзит нефтепродуктов, чтобы получить дополнительную выгоду. Такую позицию аналитик называл «конструктивной торговой позицией» [«Латвия не впадает...», 2018].

Что касается Литвы, то по отношению к Беларуси она играет совершенно определенную роль - зарубежного центра белорусской оппозиции. Поэтому иногда Вильнюс называют «столицей другой Беларуси». И в этом состоит, безусловно, определенная угроза для внутренней стабильности РБ, а также возможных осложнений ее отношений с соседними странами. У литовского истеблишмента вызывает раздраженную реакцию улучшение отношений Беларуси и Латвии, которая не поддерживает идею создания единого «антибелорусского» фронта из числа стран Балтии. Именно такую коалицию пыталась создать в последние годы Литва, мотивируя это тем, что строительство белорусской Островецкой АЭС несет для нее угрозу безопасности.

В Вильнюсе находятся штабы белорусской оппозиции, ее образовательные, экспертные, исследовательские центры, активно действуют белорусские организации, не сумевшие наладить легальную деятельность в Беларуси. Переходя в литовскую юрисдикцию, созданные в РБ НПО получают возможность участвовать в большем числе программ по «демократизации» республики, которые финансируются США и рядом стран ЕС. Наиболее яркий пример этому Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) -частный вуз, который был основан в Минске в 1992 г., после его закрытия белорусскими властями в 2004 г. продолжил свою работу в Вильнюсе.

В столице Литвы довольно активно действует такой оппозиционный «мозговой центр», как Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Основными видами его деятельности являются исследования в области социологии, экономики, политологии; информационно-консультативная работа; проведение конференций и семинаров; издание соответствующей литературы. Имея небольшой штат сотрудников, он ежегодно на протяжении 25 лет проводил социологические опросы населения Беларуси по актуальным вопросам

внутренней и внешней политики страны с целью выявления ориентации населения и элиты по отношению к «расширяющейся Европе». Результаты исследований публиковались в прессе, были предметом публичных дебатов. К числу спонсоров НИСЭПИ принадлежат фонд «Евразия», институт «Открытое общество», Европейская комиссия, органы Совета Европы1.

В августе 2016 г. вокруг этого института разгорелся громкий скандал, после того как на телевидении РБ был показан фильм-расследование о деятельности НИСЭПИ. Основной вывод авторов фильма состоял в том, что реальных опросов институт не проводит, а просто «распиливает» полученные деньги. Обвинения по качеству опросов неоднократно выдвигались и руководством Института социологии НАН, а также Информационно-аналитическим центром администрации президента РБ. Основатель НИСЭПИ О. Манаев объяснил выдвинутые обвинения тем, что белорусские власти чувствуют угрозу от деятельности института. И хотя после этого конфликта он объявил о прекращении социологических опросов на территории Беларуси, но работу института в целом предполагается продолжить. «Даже если проводить опросы общественного мнения в условиях нарастающих репрессий станет невозможно, НИСЭПИ найдет другие формы продолжать свою деятельность и выполнять свою миссию», - заявил он [Олег Манаев.., 2016]. Безусловно, подобные особенности белорусско-литовских отношений содержат определенную опасность для внутренней стабильности РБ и требуют постоянного внимания властей к этой проблеме.

Неустойчивый характер носят отношения Беларуси с Польшей. После того как в апреле 2011 г. Совет ЕС принял решение о запрете въезда А.Г. Лукашенко на территорию Союза, двусторонние контакты между соседними странами на правительственном уровне были практически прекращены. На саммит «Восточного партнерства» в Варшаве (2011) президент Беларуси не был приглашен (хотя Польша позиционировала себя как посредника в отношениях РБ с объединением). Комментируя итоги саммита перед журналистами, А.Г. Лукашенко заявил: «Я очень бла-

1 Более подробная информация о деятельности НИСЭПИ представлена на сайте: http://www.old.iiseps.org/ - Прим. ред.

197 "

годарен балтийским государствам, Болгарии, другим странам, которые и в душе, и открыто поддерживают Беларусь. Ну, неймется полякам! Вот это для вас не секрет: вот западная граница у нас должна под Минском проходить. Ни меньше, ни больше. И вот деятели типа Сикорского - у него перед глазами "Восточные Крессы". Ну, так вот на счет этого я хочу сказать: с их попытками не мытьем, так катаньем оттяпать у нас часть Западной Белоруссии, так пока я живой и существую здесь как президент страны - им этого не видать, как собственных ушей. Наша страна едина, целостна и неделима» [Лукашенко: неймется.., 2011].

После частичной отмены санкций в 2015 г. белорусско-польские отношения стали улучшаться. Но при наличии определенной выгоды в развитии торгово-экономических связей серьезную озабоченность у официального Минска вызывает активная деятельность разного рода польских организаций на территории РБ. Широкое распространение там приобрела деятельность польских НКО, получающих финансовую поддержку из западных стран, присутствие разного рода зарубежных СМИ в белорусском информационном пространстве [см.: Стариков А., Носович А., 2015]. Как считают эксперты, эти внешние силы пытаются повлиять на геополитический выбор Беларуси, организовать и поддержать массовые протесты с целью смены существующей власти. Их задача облегчается частично тем, что в РБ проживает значительное число поляков1, которые пользуются всеми правами национального меньшинства. Широко развита сеть школ и отдельных классов, ведущих обучение на польском языке. С 1994 г. действует Польский институт в Минске, активно распространяющий польскую культуру, язык, организующий контакты между представителями науки, литературы, культуры из Польши и Беларуси. Важным инструментом воздействия на белорусское общество со стороны Польши стали «карты поляков», позволяющие получить польское гражданство жителям Беларуси. К августу 2017 г. количество выданных Польшей для белорусских граждан «карт поляков» превы-

1 В РБ почти 19% населения не являются белорусами, из них около 4% - поляки. - Прим. авт.

сило 100 тыс. Держатели карт имели возможность получать соответствующую финансовую помощь. Однако в результате внесенных поправок в законодательство РП о «карте поляка», требующих, чтобы предки заявителя имели польские корни, а не просто гражданство, количество заявок на такие карты в ближайшие годы в Беларуси, вероятно, уменьшится [см.: Стариков А., Носович А., 2015].

Можно сказать, что в целом деятельность многочисленных политических, правозащитных и общественных организаций, пытающихся работать в РБ с территории Польши и Литвы, нацелена на смену евразийского вектора развития Беларуси на евро-атлантический.

Значение российско-белорусского сотрудничества для решения проблем безопасности РБ

Особое значение для обеспечения внешней и внутренней безопасности РБ имеют ее отношения с Россией. Связанная с РФ обязательствами Союзного договора, Беларусь изначально была ориентирована пророссийски. Это тем более становится важно в новой геополитической ситуации, когда белорусскому государству обеспечить свои национально-государственные интересы в условиях давления Запада без поддержки России не представляется возможным. Надежды, которые возлагались на Союзное государство, в полной мере не оправдались. Под влиянием разного рода факторов этот союз был подвержен разнонаправленным изменениям.

В последние годы отношения двух ранее близких славянских государств осложняются взаимными претензиями, конфликтами, «нефтегазовыми», «мясными» и «молочными» войнами, что постепенно отдаляет их друг от друга. Можно констатировать, что «ядро» этих отношений постепенно размывается, а противоречия нарастают. Разрушено общее гуманитарное пространство, экономики обеих стран носят принципиально разный характер (одна плановая, другая рыночно ориентированная), отсутствует общая стратегия внутриотраслевой интеграции. Кроме того, на внешних

рынках Беларусь и Россия иногда вынужденно становятся конкурентами.

Вместе с тем президент РБ А.Г. Лукашенко неизменно заявляет в своих выступлениях о принципиальной важности сохранения и развития дружественных, союзнических отношений с Россией, имеющих стратегический характер. «Достигнутый уровень взаимопонимания между двумя странами, доверительные отношения, личные между президентами позволяют нам откровенно обсуждать все чувствительные проблемы, находить компромисс», -отметил он в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 г. [Послание Лукашенко.., 2017]. Особенно тесное российско-белорусское взаимодействие развивается в военно-политической и военно-технической сферах. Ежегодно Беларусь и Россия проводят более 40 совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, в том числе масштабные учения с привлечением разного рода войск. Осенью 2017 г. состоялись крупные маневры под названием «Запад-2017», вызвавшие острую реакцию в странах - участницах НАТО и ЕС. Поднявшийся шум в западных СМИ по поводу этих учений вызвал ответную реакцию А. Лукашенко, который сказал буквально следующее: «Нас уже начали пугать и меня, что войска введут, меня свергнут, страну перевернут и включат в состав известного государства. Для чего это делается? А для того, чтобы разорвать наше военно-политическое единство, которое только на постсоветском пространстве и осталось с Российской Федерацией. Больше такого единства с Россией ни у кого нет» [Послание Лукашенко.., 2017].

Россия и Беларусь развивают военно-политическое сотрудничество как два элемента западного (восточноевропейского) фаса ОДКБ. В этой связи необходимо отметить, что «ядро» группировки войск на двусторонней основе было создано еще в конце 19902000-е годы, будучи серьезно наращенным (в первую очередь, за счет высокомобильных соединений и частей) с начала 2010-х годов. Так, в 1997 г. было подписано соглашение о совместном участии в обеспечении региональной безопасности между Россией и Беларусью. 27 июня 2000 г. принято постановление Высшего государственного совета Союзного государства о создании региональ-

ной группировки войск. В 2016 г. введена в строй общая региональная система ПВО. Что касается военной базы, которую Россия хотела разместить на территории союзника, то после длительных обсуждений было принято решение закрыть этот вопрос. Отвечая на дискуссию в западных СМИ и комментируя эту ситуацию, президент РБ с присущей ему вербальной непосредственностью заявил: «Говорят - военная база. Да бросьте вы, кому нужны эти 10 самолетов, которые Россия хотела посадить в Бобруйске? Что дает эта база? Что такое в современной войне против НАТО, допустим, самолет? 10 минут боя, он взлетел - и его нет. И потом, что такое аэродром на переднем крае военных действий? Не дай Бог война - две ракеты на взлетно-посадочной полосе - ни один самолет не взлетит. Зачем их сюда?» [Встреча с представителями.., 2017]. Думается, что это решение несколько снизило накал напряженности в отношениях Запада и России, особенно на фоне развертывания США и их европейскими партнерами по НАТО воинских частей на ротационной основе и штабов в странах Балтии и Польше, особенно с конца 2016 г. В 2019 г. году заканчивается срок аренды Россией двух ее военных объектов на белорусской территории - РЛС «Волга» под Ганцевичами и узла связи ВМФ под Ви-лейкой. Видимо, должны будут пройти переговоры сторон о продлении аренды. Но здесь спор, если и будет, то о цене, полагают специалисты.

Исключительно сложная международная обстановка в некоторой степени «работает» на Союзный договор, поскольку он дает обеим сторонам дополнительные гарантии в обеспечении безопасности. Россия, безусловно, заинтересована иметь на своей западной границе надежного союзника, сохранить белорусский «стратегический балкон». А Беларусь, в свою очередь, нуждается в поддержке со стороны России как в экономической сфере, так и в политической. На официальном уровне руководители двух стран время от времени заявляют о позитивном характере Союзного договора и его потенциальных возможностях. Так, 2 апреля 2018 г. они обменялись поздравительными посланиями по случаю очередного Дня единения народов России и Беларуси. К сожалению, следует признать, что с течением времени Союзный договор все

больше приобретает формальный характер. Формирование общего рынка Союзного государства постоянно сталкивается с возникающими проблемами то в продовольственной, то в энергетической сферах. К их числу добавляются вопросы пограничного и визового режимов.

Весомую роль в осложнении белорусско-российских отношений сыграли кризисные события на Украине и последующие действия России. Безусловно, украинский кризис повлиял непосредственно на внешнеполитическую позицию белорусских властей и общество РБ [см.: Шаншиева, 2016]. Десятки белорусских добровольцев отправились в зону конфликта, причем по разные стороны воюющих сторон. Из Украины в Беларусь двинулись потоки беженцев. Ситуация осложнялась тем, что внутри страны активизировалась оппозиция. Белорусские власти, опасаясь «цветной революции» в собственной стране, прилагали всевозможные усилия для урегулирования конфликта на востоке Украины и нивелирования возможных рисков протестного движения в РБ [Там же].

Несмотря на то что Беларусь активно заявила о себе как участнице переговорного процесса и сделала все возможное для подписания Минских соглашений (как «Минска-1» (2014), так и «Мин-ска-2» (2015)), она на первом этапе поддержала новую власть в Киеве, а в дальнейшем постаралась сохранить нейтралитет в спорных вопросах между Россией и Украиной. Серьезной проверкой союзнических отношений стал факт присоединения Крыма к России. До сих пор РБ не признает законность этого решения, что вызывает у российской стороны естественный вопрос: так ли должен вести себя стратегический союзник? Есть вопросы похожего порядка и у Беларуси к России. В основном они обращены к недостаточно эффективной интеграции Союзного государства, отсутствию равновесных союзнических отношений, стремлению российской стороны диктовать свои условия развития сотрудничества. Кроме того, многовекторная внешняя политика РБ под руководством А.Г. Лукашенко зачастую воспринимается российскими властями как его «заигрывание» с Западом. Между тем ограниченные ресурсы Беларуси, ее особое географическое положение, укрепление государственности и возрастающее значение суверени-

тета приводят к поиску ресурсов и взаимовыгодного сотрудничества с разными странами.

В последнее время среди экспертов и в средствах массовой информации все чаще можно услышать суждение о том, что Союзный договор, мягко говоря, не жизнеспособен. К примеру, День единения народов (2 апреля 2018 г.) послужил поводом для разного рода публикаций и дебатов. Белорусский оппозиционный политолог А. Класковский назвал этот праздник «фальшивым» и, основываясь на тексте Союзного договора, сделал ряд выводов. Прежде всего он обратил внимание на то, что документ предусматривал принятие общей конституции и единой валюты (российского рубля) с 2005 г. По его оценке, российская сторона рассчитывала на постепенное поглощение белорусского государства, а официальный Минск стал фактически саботировать невыгодные для него положения Союзного договора. Поскольку в документе говорилось о создании равных условий и гарантий для деятельности хозяйствующих субъектов, то Беларусь постоянно напоминала и напоминает об этом, когда возникают споры о цене на газ и нефть. Так как объемы субсидий со стороны России заметно снизились, то РБ, по мнению политолога, не очень заинтересована «играть в союзное государство». Таким образом, он делает вывод, что Союзное государство стало продуктом глубокой заморозки, «братская интеграция» оказалась иллюзией, но вместе с тем и вполне реальным капканом, который держит Беларусь и сегодня» [Класковский, 2018]. О причинах охлаждения двусторонних отношений пишет аналитик Центра Острогорского (Минск) Р. Астапе-ня. В частности, он отмечает, что с 2016 г. произошли принципиальные изменения в характере отношений между РБ и РФ: «Россия больше не готова потворствовать своему малому партнеру и больше не считает его особо важным и лояльным союзником» [Astapenja, 2017]1. Коренной вопрос отношений в Союзном государстве - условия поставки энергоносителей из России в Беларусь. Конфликт назревал с начала 2016 г., поскольку РБ стала платить за

1 Центр Острогорского, ранее известный как Центр переходных исследований, - частная некоммерческая организация. Аналитики центра работают в Минске, Киеве, Лондоне и Берлине. - Прим. авт.

203

поставки сырья меньше, чем предусмотрено Договором (107 долл. вместо 132 долл. за 1 куб. м), мотивируя это тем, что другие страны -члены ЕАЭС получают газ по более низким ценам. Эта ситуация повлияла на одобрение со стороны Беларуси таможенных соглашений в рамках ЕАЭС: А.Г. Лукашенко не принял участие в подписании соответствующего договора на высшем уровне 26 декабря 2016 г.1 Белорусское руководство часто подвергает критике отношения в ЕАЭС, прежде всего за снижение объемов взаимной торговли и недостаточную эффективность. РБ стремится создать общий с Россией рынок нефти и газа, получить равноправный доступ на российский рынок для белорусских предприятий. Однако на практике постоянно возникают проблемы качества поставок белорусского продовольствия, а в последнее время и вопросы пограничного и безвизового контроля. По мнению Р. Астапени, Кремль не хочет вкладывать средства в партнера по Союзному договору, поскольку, с одной стороны, Россия сама столкнулась с проблемой ограниченности своей ресурсной базы, с другой - Беларусь не всегда поддерживает ее внешнеполитические решения. «При этом Россия не боится того, что финансовые ограничения для Минска будут подгонять его в направлении Запада, так как белорусское руководство опасается экономических и политических реформ, которых будут требовать от него Евросоюз и США» [Л81ареп]'а, 2017]. Некоторые западные и оппозиционные властям РБ эксперты высказывают предположения о возможном включении Беларуси в состав России без согласия властей РБ. Р. Астапеня считает маловероятным такое развитие событий по двум причинам. Во-первых, президент РБ держит под контролем все госорганы, а силовые структуры и армия относятся достаточно лояльно к нынешней власти. Во-вторых, несмотря на все конфликты, А.Г. Лукашенко в целом остается пророссийски настроенным политиком и не вынашивает планов выхода из интеграционных процессов с Россией. В военной области сотрудничество продолжится, поэтому нет оснований говорить о страхе Беларуси перед

1 Беларусь подписала данный договор лишь в апреле 2017 г. - Прим.

авт.

собственно «военным наступлением» [Astapenja, 2017] России. К тому же Республика Беларусь не собирается выходить из ЕАЭС, она лишь стремится внести изменения в его работу в своих интересах, прежде всего чтобы вывести белорусскую экономику из длительной рецессии. Единственно возможным сценарием развития будущих белорусско-российских отношений эксперт считает создание новой модели отношений на основе компромисса. Условно говоря, на принципах «большее за большее» или «меньшее за меньшее». В первом случае отношения РФ и РБ вернутся к исходной точке, а зависимость официального Минска от Кремля возрастет. В настоящее время более реалистичным представляется развитие на основе второго принципа. Возможно, будет заключен «Базисный пакет договоренностей», позволяющий действовать обеим сторонам более гибко в случае возникающих спорных вопросов. По мнению аналитика, в политической сфере отношения вряд ли улучшатся, так как президенты Беларуси и России по некоторым вопросам имеют разные точки зрения и преследуют разные геополитические интересы [Astapenja, 2017]. Перспективы развития российско-белорусских отношений вызывают неизменный интерес в других странах. После инаугурации В.В. Путина 7 мая 2018 г. немецкая радиостанция «Deutsche Welle» (DW) взяла интервью у нескольких белорусских экспертов (как провластных, так и оппозиционных) относительно перспектив этих отношений. В целом политологи прогнозируют дальнейшую «прагматизацию» этих отношений и возрастание угрозы инкорпорации Беларуси в состав России к концу срока правления Путина.

Политолог В. Ровдо напоминает, что Путин уже предлагал Беларуси вступать в состав РФ шестью областями. «Пока это отложенный проект, но Путин - человек деловой, он всегда добивается тех целей, которые он поставил» [Четвертый срок.., 2018]. Отчасти эти опасения разделяет и председатель движения «За свободу» Ю. Губаревич: «Обжегшись на Украине, упершись в невозможность дальше реализовывать там свои имперские планы, очередной площадкой, плацдармом может быть избрана Беларусь, как более легкая добыча» [Там же]. Провластный политический аналитик, директор информационно-просветительского учреждения

«Актуальная концепция» А. Шпаковский в интервью ОШ сообщил, что не прогнозирует каких-то серьезных кризисов в отношениях Беларуси и России в рамках Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ. Председатель Белорусской социал-демократической партии («Грамада») И. Борисов спрогнозировал сохранение статус-кво: «Путин - это гарант стабильности режима Лукашенко. Поэтому политика в отношении Беларуси, по моему мнению, будет проходить в том же русле, что и была ранее» [Четвертый срок.., 2018]. Некоторые политологи считают, что Беларусь имеет большое имиджевое значение для РФ, так как без нее Россия потеряет последнюю страну в Европе, которая остается пусть и трудным, но союзником.

На официальном уровне продолжает сохраняться поддержка Союзного договора. В Послании белорусскому народу и Национальному собранию РБ 24 апреля 2018 г. А. Лукашенко заявил: «Союзный проект с Россией не утратил своего значения. По причине исключительно сложной международной обстановки, пожалуй, самой сложной за последние десятилетия, ценность нашего партнерства многократно возрастает. Вместе с тем интеграционный потенциал взаимодействия используется не в полной мере и не всегда эффективно» [Послание к белорусскому.., 2018]. В этой речи президент РБ выразил свое отношение и к Евразийскому экономическому союзу: «Было много планов, перспективных проектов. Но некоторые до сих пор далеки от реализации. По разным причинам, и не только внутренним. И если на так называемые внешние факторы влияния не окажешь, то происходящее внутри Союза полностью зависит от стран-участниц, от нас самих. Важные для полноценного развития вопросы решаются крайне медленно и зачастую неэффективно. Работа тормозится непоследовательной позицией наших партнеров по экономическому союзу. В то время как на высоком уровне декларируются углубление интеграции и устранение барьеров, на практике иной подход: вместо отмены односторонних ограничительных мер - их активное применение. Необходимо предметное рассмотрение накопившихся в ЕАЭС проблем, принятие конкретных решений, неукоснительное

их выполнение. Либо мы движемся вперед, либо имитируем движение» [Послание к белорусскому.., 2018].

Что касается роли РБ в обеспечении региональной безопасности, то она серьезно проявила себя в создании минской переговорной площадки для подписания соглашения об урегулировании вооруженного конфликта на востоке Украины (12 февраля 2015 г.). В настоящее время, чтобы не утратить роль значимого актора в выполнении Минских договоренностей (после того как лидер Казахстана предложил перенести минский мирный переговорный процесс в Астану), Беларусь заявила о готовности направить свой миротворческий контингент для урегулирования конфликта в Донбассе. С этой целью в РБ сформировали миротворческую роту из 100 человек, в состав которой входят бойцы элитных военных подразделений [Кто такие.., 2017]. Как правило, президент РБ в своих выступлениях постоянно проводит мысль о том, что Беларусь во многом обеспечивает европейскую безопасность, создавая надежные транспортные коридоры для движения из Европы в Азию, а также проводя гибкую региональную политику. Кроме того, от нее исходят инициативы по мирному урегулированию конфликтов на европейском континенте. Одно из последних предложений такого рода - проект «Хельсинки-2». В условиях наступившего серьезного и многомерного кризиса системы европейской безопасности А.Г. Лукашенко счел необходимым и возможным инициировать сначала дискуссию об организации нового Хельсинкского процесса, а затем и сам процесс. Соответственно Минск готов стать площадкой для проведения любых мероприятий в рамках этой инициативы. Выступая на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в июле 2017 г., глава РБ отметил: «Мы понимаем, что сформулировать уже сейчас приемлемую для всех сторон модель такого условного "Хельсинки-2" непросто. Поэтому сначала важно определить общие, устраивающие всех принципы и цели, направленные на укрепление доверия как минимум в политической и военной сферах» [Выступление Президента.., 2017]. Важными он считает прежде всего борьбу с терроризмом, снижение напряженности и предотвращение военной эскалации, координацию действий по регулированию миграционных процессов, а

также обеспечение кибербезопасности. Белорусский лидер также заявил о необходимости привлечь Китай к нынешнему переговорному процессу и призвал стран-лидеров прекратить «геополитическое соперничество в регионе» и практику создания сфер влияния и навязывания государствам определенной модели общественно-политического устройства.

В середине 2010-х годов А.Г. Лукашенко выдвигал идею «интеграции интеграций», т.е. возможном совмещении двух крупных объединений - ЕС и ЕАЭС. Очевидно, что выгода Беларуси от этого была бы огромной - как минимум вследствие ее уникального геополитического положения. Но пока оба проекта не нашли отклика вовне. Во-первых, потому что говорить о завершении холодной войны, которое предполагает «Хельсинки-2», сегодня не приходится. А во-вторых, ни среди государств - членов ЕС, ни среди стран, входящих в Евразийский союз, проект тесной интеграции никем не поддержан.

Подводя итог, следует отметить, что во втором десятилетии XXI в. Республика Беларусь стала играть возрастающую роль в обеспечении региональной безопасности в Европе. К тому же белорусское государство сохраняет относительную стабильность, а подавляющая часть белорусского общества доверие к власти, несмотря на сложное экономическое положение, рост протестных настроений внутри страны и попытки внешнего влияния.

Список литературы

Белоруссия и Латвия договорились сотрудничать в сфере ядерной безопасности. - 2018. - 7.02. - Режим доступа: https://russian.rt.com/ussr/ news/478108-belorussiya-latviya-yadernaya-bezopasnost_(Дата обращения -29.04.2018).

Встреча с представителями общественности белорусских и зарубежных СМИ // Президент РБ [сайт]. - 2017. - 3.02. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/ vstrecha-s-predstaviteljami-obsche stvennosti-belorusskix-i-zarubezhnyx-smi-15509/?utm_source=russianpulse.ru &utm_medium=link&utm_compaign=article_(Дата обращения - 29.04.2018).

Выступление Президента Беларуси на пленарном заседании, посвященном торжественному открытию 26-й сессии ПА ОБСЕ // БЕЛТА. -

2017. - 05.07. - Режим доступа: http://www.belta.by/president/view/vys tuplenie-prezidenta-belarusi-na-plenarnom-zasedanii-posvjaschennom-torzhes tvennomu-otkrytiju-26-j-255952-2017/ (Дата обращения - 29.04.2018).

Есть вопрос. Чем отличается новая военная доктрина Белоруссии? // БЕЛТА. - 2016. - 22.02. - Режим доступа: http://www.belta.by/society/ view/est-vopros-chem-otlichaetsja-novaja-voennaja-doktrina-belarusi-178661-201б/_(Цата обращения - 29.04.2018).

Заседание Совета Безопасности Республики Беларусь // Президент РБ [сайт]. - 2018. - 27.02. - Режим доступа: http://president.gov.by/ ru/news_ru/view/zasedanie-soveta-bezopasnosti-respubliki-belarus-18200/ (Цата обращения - 29.04.2018).

Класковский А. Беларусь в капкане. Как от «братского единения» остались рожки да ножки // Белорусские новости. - 2018. - 02.04. - Режим доступа: https: / / naviny.by/article/20180402/1522673808-belarus-v-kapkane-kak-ot-bratskogo-edineniya-ostalis-rozhki-da-nozhki (Цата обращения -29.04.2018).

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждено. Указ Президента 9 ноября 2010 г. // КГБ РБ [сайт]. - 2010. - 9.11. -Режим доступа: http://kgb.by/ru/ukaz575/_(Дата обращения - 29.04.2018).

Кто такие белорусские миротворцы, как они могут появиться в другой стране и можно ли им стрелять. - 2017. - 5.12. - Режим доступа: https://news.tut.by/economics/571501.html?crnd=35481_(Дата обращения -29.04.2018).

«Латвия не впадает в истерику, как Литва»: О сотрудничестве по БелАЭС // REGNUM. - 2018. - 8.02. - Режим доступа: https://regnum.ru/ news/2378174.html (Цата обращения - 29.04.2018).

Литва и Белоруссия оказались на пороге ядерной холодной войны // Лента. - 2017. - 28.12. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/ 2017/12/26/mirnyiatom/_(Дата обращения - 29.04.2018).

Лукашенко: Безопасность в единстве народа // БЕЛТА. - 2018. -24.04. - Режим доступа: http://www.belta.by/president/view/lukashenko-bezopasnost-v-edinstve-naroda-299926-2018/_(Дата обращения - 29.04.2018).

Лукашенко: неймется полякам, и у отдельных, типа Сикорского, перед глазами Восточные Крессы. - 2011. - 30.09. - Режим доступа: http://www.ctv.by/node/57515 (Цата обращения - 29.04.2018).

Олег Манаев: НИСЭПИ воспринимается властями как угроза. -2016. - 1.08. - Режим доступа: https://naviny.by/article/20160801/

1470082158-oleg-manaev-nisepi-vosprinimaetsya-vlastyami-kak-ugroza_(Цата

обращения - 29.04.2018).

Послание к белорусскому народу и Национальному собранию // Президент РБ [сайт]. - 2018. - 24.04. - Режим доступа: http://president.gov. by/ru/ news_ru/ view/poslanie-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-18594/_(Дата обращения - 29.04.2018).

Послание Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // БЕЛТА. - 2017. - 21.04. - Режим доступа: http://www.belta.by/ president/view/lukashenko-21-aprelja-obratitsja-s-ezhegodnym-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-243565-2017/ (Дата обращения - 29.04.2018).

Совещание о республиканской системе общественной безопасности // Президент РБ [сайт]. - 2017. - 27.03. - Режим доступа: http://presi dent. gov.by/ru/news_ru/ view/soveschanie-o-respublikanskoj-sisteme-moni toringa-obschestvennoj-bezopasnosti-15872/ (Дата обращения - 29.04.2018).

Стариков А., Носович А., Петровский П. Анатомия «европейского выбора»: НКО Польши и Прибалтики в Республике Беларусь // RuBaltics. -2015. - 23.09. - Режим доступа: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/23092015-nko-belarus/ (Дата обращения - 29.04.2018).

Четвертый срок Путина: Грозит ли Беларуси потеря независимости? - 2018. - 7.05. - Режим доступа: https://udf.by/news/main_news/ 173345-chetvertyy-srok-putina-grozit-li-belarusi-poterya-nezavisimosti.html (Дата обращения - 20.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаншиева Л.Н. Беларусь и украинский кризис в контексте региональной безопасности // Проблемы европейской безопасности / РАН. ИНИОН. - 2016. - С. 156-174.

Astapenja R. Die Verschlechterung der belarussisch-russischen Beziehungen. Immer mehr Streit und immer weniger Kompromissbereitschaft // Belarusanalysen. - 2017. - N 31. - S. 2-6. - Mode of access: http://www. laender-analysen.de/belarus/pdf/BelarusAnalysen31.pdf (Date of access -20.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.