Научная статья на тему 'Беларусь и украинский кризис: двойственность оценок и поиски решений'

Беларусь и украинский кризис: двойственность оценок и поиски решений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
732
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Беларусь и украинский кризис: двойственность оценок и поиски решений»

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Л.Н. Шаншиева

БЕЛАРУСЬ И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС:

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ОЦЕНОК И ПОИСКИ РЕШЕНИЙ

Шаншиева Лариса Николаевна - кандидат философских наук,

заведующая сектором ИНИОН РАН.

Геополитическое положение Республики Беларусь (РБ) на рубеже европейского интеграционного пространства и объединенных вокруг России стран - членов СНГ и ЕАЭС определяет во многом особенности взаимоотношений белорусского государства с другими странами. После распада СССР и расширения Евросоюза за счет бывших социалистических стран Беларусь стала самостоятельным восточноевропейским государством, роль которого стала более значимой в решении вопросов международных отношений на европейском континенте. Не в последнюю очередь это связано с активной деятельностью РБ по формированию собственной государственности на протяжении двух последних десятилетий.

Несмотря на сильное давление со стороны Запада, Беларусь осталась, по сути, последним «оплотом» пророссийской политики в Европе. Вместе с тем союзнические отношения РБ и РФ, подкрепленные прочными социально-экономическими и военными связями, не являются безоблачными и периодически обостряются. На это влияют, в том числе, и сложные взаимоотношения России и Запада. Находясь на стыке международных противоречий, Белорусское государство вынуждено постоянно балансировать в проведении своей внешней политики. При этом определяющим фактором в принятии тех или иных решений, заключении соглашений и установлении связей служит, как правило, соблюдение собственных государственных интересов.

Исходя из этого, РБ пытается установить прочные отношения со странами Западной Европы. По итогам 2013 г., МИД РБ отметил позитивные сдвиги в отношениях с США и ЕС. На протяжении 2014 г. велись интенсивные переговоры с представителями Евросоюза по линии различных министерств. В западной печати появилась информация о том, что ЕС и Беларусь готовят

новый формат диалога под названием «Временная фаза», и что официальный Минск согласился на включение представителей оппозиции в данный проект после его запуска. Вместе с тем МИД РБ назвал не соответствующими действительности подобные заявления представителей Европейской службы внешних действий. Однако в СМИ все же периодически появляется информация о дискуссиях между ЕС и РБ по поводу модернизации страны, которая должна способствовать развитию сотрудничества с западными странами.

В последние годы Беларусь заметно расширила свои контакты и сотрудничество с Израилем1, странами Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока. Подобная внешнеполитическая деятельность белорусских властей подвергается резкой критике с разных сторон, но вполне вписывается в концепцию многовекторной внешней политики, о которой часто говорит А. Лукашенко в своих выступлениях на различных форумах.

Постоянное балансирование на внешнеполитическом поле, ставшее отличительной особенностью деятельности белорусского президента, в полной мере проявилось и в период украинских событий последних двух лет. Не вызывает сомнения то, что вооруженный конфликт в Украине отразился как на двусторонних отношениях Украины и России с Беларусью, так и на состоянии белорусского общества. Разумеется, влияние украинского политического и социально-экономического кризиса на белорусское государство в значительной степени было обусловлено длительными прочными связями двух стран, сформировавшимися в период существования Советского Союза. УССР и БССР на протяжении нескольких десятилетий развивали взаимовыгодное экономическое сотрудничество, на их территориях располагались важные промышленные объекты единого союзного народнохозяйственного комплекса, существовали взаимодополняющие друг друга предприятия и отрасли народного хозяйства. И после распада СССР связи двух стран были довольно прочными. В 2013 г. товарооборот между Белоруссией и Украиной превысил 6 млрд долл. (правда, сократился по сравнению с 2012 г. на 20%). Об этом заявил в декабре 2013 г. посол РБ в Украине В. Величко. Причинами он назвал сложившиеся обстоятельства, кризисные явления и уменьшение поставок нефтепродутов из Беларуси. Даже в условиях острого кризиса Украина является третьим по объемам товарооборота партнером Беларуси после России и ЕС. Но все же, по мнению аналитиков, Минск уже теряет экономические выгоды из-за событий на Украине. Вместе с тем он рассчитывает компенсировать свои потери и упрочить позиции на украинском рынке продовольствия, машиностроительной продукции, продуктов нефтепереработки.

1. В Израиле проживает большое число уроженцев БССР.

Этому способствовало бы укрепление курса украинской гривны с помощью финансовой поддержки Запада.

В разгар событий на Майдане А. Лукашенко напомнил, что он в свое время легко находил общий язык с предыдущими украинскими лидерами и готов работать с любым легитимным правительством в Киеве. В период кризиса Белоруссия продолжила сотрудничество с Украиной, в том числе в экономической сфере, выразила готовность оказать ей гуманитарную поддержку. «Мы поставляли и поставляем туда столько энергоресурсов, сколько нужно для Украины, продукты питания и другие вещи. Словом, мы открыты для того, чтобы поддерживать украинский народ в эту трудную минуту, в том числе по гуманитарной составляющей», - заявил он [9]. Вместе с тем президент Беларуси посоветовал новой украинской власти больше внимания уделять решению внутренних проблем, а не переговорам с западными партнерами.

А. Лукашенко был в числе тех, кто первыми отказал В. Януковичу в легитимности, признал новые власти де-юре и заявил о недопустимости федерализации Украины. Далее последовало его личное участие в инаугурации П. Порошенко и отказ признать воссоединение Крыма с Россией. Признание официальным Минском новой киевской власти было, в известной степени, неожиданным для России. Беларусь - участник Союзного договора, провозглашавшая себя едва ли не единственным союзником Москвы, оказывалась, таким образом, в позиции несогласия с Кремлем. Такое поведение белорусского лидера было воспринято российской политической элитой как предательство интересов Союзного государства РФ и РБ. В комментариях СМИ по этому поводу даже звучало предположение о том, что он признает новую власть в Киеве назло Кремлю [там же].

Следует отметить, что в белорусских средствах массовой информации позиция Лукашенко вначале преподносилась как нейтральная, отстраненная («война в Украине - не наша война»). Наряду с этим некоторые общественные организации РБ выступали в поддержку усилий руководства России по нормализации ситуации на Украине. В заявлении Русского культурного центра «Русь» (г. Витебск) говорилось: «На Украине произошел подготовленный и поддержанный странами Запада государственный переворот... Отказавшись в одностороннем порядке гарантировать выполнение Соглашения с легитимным президентом Украины В. Януковичем от 21 февраля, западные покровители "Правого сектора" открыли неонацистским штурмовикам дорогу к власти в Киеве. Таким образом, страны Запада вновь пошли на открытый сговор с нацистами, действуя по хорошо известной им схеме 1938 года» [цит. по: 1].

Нельзя не сказать и об акциях иной направленности. С разрешения властей в марте в Минске состоялось шествие последователей украинских и белорусских коллаборационистов, сотрудничавших с оккупантами в годы 98

Отечественной войны. При этом использовалась символика украинских и белорусских нацистов, флаги Евросоюза и США, транспаранты «Россия -это война», «Слава Украине - героям слава!» В мероприятии приняли участие сектанты, в том числе из неканонической и незарегистрированной властями «Беларуской автокефальной православной церкви» (БАПЦ), а также представители прозападной оппозиции, участвовавшие ранее в президентских выборных кампаниях. Таким образом, стало ясно, что война в Украине всколыхнула и белорусское общество, послужила фактором его раскола.

Возможно, проецируя государственный переворот в Киеве на белорусскую почву, он стал опасаться развития событий по украинскому сценарию. Януковича он уже называл законным президентом, а события в Киеве трактовал как «массовые беспорядки», проводя параллель с событиями на минской Площади независимости 19 декабря 2010 г. (после президентских выборов). Выступая 23 февраля на совещании с представителями силовых ведомств РБ, Лукашенко заявил: «Для нас майдан не то, что неприемлем - майдана в Белоруссии не будет. Это наша с вами, людей в погонах, священная обязанность и задача - сохранить мир и стабильность на нашей земле... Украина должна быть целостной. Никто не должен раздербанить эту великую страну, она нам не чужая» [цит. по: 9].

Что признание территориальной целостности Украины остается принципиальной позицией официального Минска, в очередной раз было подтверждено на совещании с членами Совета безопасности РБ. Президент повторил, что позиция белорусских властей по отношению к событиям в Украине остается неизменной: «Я в который раз хочу сказать, в Минске "майдана" не будет, здесь нет места для "майдана". У нас нет фундаментальных, концептуальных причин для подобных революций, - отметил он. - А главную причину мы все знаем: это страшный развал экономики, это коррупция, которая привела к развалу власти. Мы этого не допустили, и это величайшее наше завоевание, извините за нескромность» [там же].

Глава Беларуси отверг обвинения критиков, считающих, что белорусские власти, связанные союзническими отношениями с Россией, колеблются под давлением Кремля. «На меня никто не давит, никакие кремли и прочее на меня никогда не давили», - заявил Лукашенко, отметив, что позиция Минска в украинском конфликте исходит из национальных интересов страны [там же].

По мнению некоторых белорусских политологов (А. Класковского), президент лукавит, утверждая, что не испытывает давления Кремля по украинскому вопросу. По признанию самого Лукашенко, он находится «на постоянной связи» с российским руководством. И Кремль, очевидно, вправе требовать от союзника поддержки своих действий.

Анализируя выступления белорусского президента, не трудно обнаружить прямо противоположные оценки и мнения, увидеть, как переменчива его позиция и какие зачастую шокирующие формулировки звучат из его уст. А несколько позже уже отмечал вклад России в достижение согласия между конфликтующими сторонами: «Надо отдать должное инициативам и предложениям в первую очередь президентов Украины и России. Именно благодаря их принципиальным договоренностям на высшем уровне, достигнутым в конце августа на минской земле, было положено начало мирному процессу» [6]. А уже в октябре, например, в своем официальном заявлении в сентябре он на пресс-конференции для российских журналистов заявил, что если бы не Путин, никакого кризиса в Украине вообще бы не было [см.: 8]. Непоследовательностью отличаются и высказывания других официальных лиц. После признания президентом Лукашенко в феврале 2014 г. новой киевской власти пресс-секретарь МИД Белоруссии Д. Мирончик не смог дать корреспонденту ИА ИБОКИМ четкий ответ на вопрос, является ли А. Турчинов главой украинского государства, а Л. Кожара главой МИД Украины. При этом официальный Минск попытался использовать ситуацию вокруг Украины для решения собственных проблем, вызванных санкциями Запада в отношении политического руководства Белоруссии. 27 февраля глава МИД РБ В. Макей заявил: «Некоторое время назад нам ставили в пример Украину, но мы видим, что сейчас те же самые представители Европейского парламента, которые побывали на Украине, говорят, что это не пример, и что Янукович -диктатор» [11].

В условиях обострения противоречий внутри Украины и в контексте региональной безопасности руководство Беларуси попыталось использовать свое особое геополитическое положение и выступило с идеей посреднической роли между конфликтующими сторонами. В начале марта 2014 г. в прессе появилось сообщение о том, что бывший президент Украины Л. Кучма, обсудив с А. Лукашенко ситуацию в Крыму, попросил его вмешаться в конфликт и повлиять на политический процесс. Возможная посредническая миссия Беларуси привлекла внимание и к самой стране, и к ее лидеру, который заявил, что он готов к урегулированию споров между Россией и Украиной. Как показало дальнейшее развитие событий, роль Лукашенко как миротворца не нашла отклика со стороны политических элит соседних государств. Но вместе с тем была реализована идея создания в Минске переговорной площадки, которую приняли все стороны конфликта. Таким образом, с августа началась активная работа всех сторон в рамках переговоров четырехсторонней контактной группы «Россия - ОБСЕ - Украина - ЛНР и ДНР». Во время состоявшихся 26 августа переговоров с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Лукашенко заявил: «Мы сделаем все, что будет в наших силах, все, что вы поручите, -100

главы государств, Европейский союз, Украина, мы в Минске будем делать все для того, чтобы здесь создать площадку для переговорного процесса. Мы готовы исполнить свою роль - сыграть свою роль, как это мы делали до сих пор, для того, чтобы ну хоть немножко продвинуться в этом направлении» [цит. по: 1].

Первым реальным успехом этих переговоров стало подписание 5 сентября 2014 г. Минского протокола из 12 пунктов о прекращении огня между противоборствующими силами на востоке Украины. В официальном заявлении по этому поводу президент РБ отметил: «Конфликт в близком для нас славянском государстве был в последнее время самым волнующим и обсуждаемым в международной повестке дня. Ибо под угрозу были поставлены вопросы обеспечения не только региональной, но и международной безопасности. Без преувеличения можно сказать, что война реально замаячила на пороге нашего общего европейского дома» [6].

Он отдал должное инициативам и предложениям в первую очередь президентов Украины и России, которые положили начало мирному процессу. Был подчеркнут и вклад ОБСЕ, которая сыграла именно ту роль, для которой она создавалась - обеспечение регионального мира и безопасности. Лукашенко не мог не воспользоваться случаем, чтобы подчеркнуть роль Беларуси в вопросах урегулирования конфликта на востоке Украины: «Мы горды тем, что начало этому мирному процессу было положено в Минске, на белорусской земле. Мы и впредь будем делать все возможное во имя мира в братской стране. Наши народы вдоволь настрадались в войнах прошлого века, и не хотелось бы, чтобы подобные страдания повторились и в веке нынешнем» [6].

Несмотря на миротворческие инициативы президента Лукашенко, представители политического класса России обвиняют его в поддержке новых украинских властей, в том, что он фактически снабжает Киев необходимыми товарами для ведения войны против Новороссии. Беларусь активно продает на Украину продукты нефтепереработки, нарастила экспорт техники специального назначения, прежде всего грузовиков. Наконец, как считает российский политолог Г. Мирзаян, самое большое возмущение в России вызывает отказ белорусского лидера признать переход Крыма под российский суверенитет. Вот как Лукашенко объясняет свою точку зрения: «Здесь многие говорят, что когда-то там Крым "неправильно" отошел к Украине, что это территория исконно российская и так далее. Это неправильный подход» [цит. по: 12]. По его словам, если действовать в рамках такой логики, то нужно вспомнить хана Батыя и отдать Монголии Казахстан, Россию и Восточную Европу (кроме Беларуси). А если действовать в рамках международного права, то нужно соблюдать пункты Будапештского меморандума 1994 г. Можно предположить, что такими высказываниями белорусский президент не только подрывает свои отношения с В. Путиным, но и делает свою страну заложни-

ком будущего конфликта. Вполне понятно, что «после проведения украинского Майдана Евросоюз сделает все возможное, чтобы организовать белорусский Майдан» [см.: 12].

По мнению Г. Мирзаяна, в реальности все выглядит несколько иначе. «Белорусского Майдана Батька не боится: во-первых, потому, что, в отличие от Виктора Януковича, контролирует страну и не чурается жестких решений, а, во-вторых, он понимает, что в Белоруссии нет движущей силы Майдана -критического количества антироссийски настроенных местных националистов» [там же]. Конечно, есть часть недовольных, однако для реального национализма нужно найти антироссийских героев. Сделать это белорусам непросто. Обращение к давней истории Великого княжества Литовского не даст результата. Видимо, не подходит, по примеру Украины, и путь поиска героев среди коллаборационистов периода последней войны. Тема Великой Отечественной в этой стране сакрализирована, на всей территории сохраняется огромное количество монументов и памятников войны, в которой погиб каждый третий житель советской Белоруссии. И любой политик, который начнет искать и героизировать пособников фашистов, будет встречен неодобрительно. По словам одного из сотрудников белорусского посольства в России, уровень ненависти ко всему связанному с нацистской оккупацией настолько высок, что если власти по примеру России решили бы переименовать милицию в полицию, то народ взялся бы за вилы.

Проблема, способная привести белорусское государство к кризису, состоит в том, что его президент сосредоточивает на себе весь процесс принятия решений и тем самым не дает развиваться нормальным институтам исполнительной власти на уровне губернаторов и мэров. Такая персонификация власти может осложнить политическую ситуацию после ухода Лукашенко, однако поскольку он в отставку не собирается, то пока эта проблема не является актуальной.

Что же касается Крыма, то позиция Беларуси по этому вопросу вполне соответствует ее национальным интересам, - считает Мирзаян. «От того, признает Белоруссия Абхазию или нет, для России ничего не изменится. А для Белоруссии как раз изменилось бы, причем в отрицательную сторону, -она сразу стала бы жертвой санкций и потеряла бы международные позиции. И поскольку Москва. отказывалась компенсировать все эти потери, то Минску не было смысла идти на бесполезное признание в отношении Осетии и Абхазии в 2008-м и по той же самой причине нет смысла признавать Крым в 2014-м» [12].

Наряду с этим Беларусь активно помогает «соотечественникам» в Крыму. Поскольку в Крыму живут не чужие для нас люди, пояснил Лукашенко на большой ежегодной пресс-конференции. Вместе с тем многие бизнесмены

боятся даже слово «Крым» произносить, ведь они могут потерять свои деньги и собственность на Западе или попасть под санкции.

При этом президент еще раз заявил тем, кто все-таки сомневается в его позиции и обвиняет в предательстве: если получится так, что Белоруссия больше не сможет занимать взвешенную позицию и ей придется выбирать, то она спина к спине встанет вместе с Россией. Просто потому, что союзники должны держаться друг друга2.

В октябре 2014 г. белорусский президент провел пресс-конференцию для представителей российских региональных СМИ, в ходе которой высказал ряд принципиально важных заявлений. Во-первых, он фактически подтвердил свою позицию «равноудаленности» от России и Украины по поводу Крыма. Обвинил В. Януковича в финансировании «Правого сектора» до событий ноября 2013-2014 гг. и выразил несогласие с оценками присутствия в Украине фашизма. Заявил, что строительство Союзного государства в ближайшие 10-15 лет будет идти «малыми шагами». При этом резко осудил войну на Украине [см.: 2].

Практически во всех своих публичных выступлениях Лукашенко стремился продемонстрировать активную роль белорусской стороны в разрешении украинского кризиса. В интервью медиахолдингу Блумберг (31 марта 2015 г.) он сформулировал несколько значимых тезисов. В частности, выразил озабоченность тем, что к процессу минских договоренностей не были подключены США - без американцев на Украине невозможна никакая стабильность. «Соединенные Штаты Америки играют решающую роль в этом процессе и с точки зрения внутриполитических процессов в самой Украине» [цит. по: 10].

Не обошел вниманием и вовлеченность России в этот конфликт. «Где-то по своей воле, где-то не по своей воле. Это информационное противостояние, это экономическое, финансовое, да и военное столкновение - понятно, что роль России здесь неоценима» [там же]. Лукашенко уверен, что от желания Вашингтона и Москвы зависит установление мира на Востоке Украины, и если такая воля будет проявлена - это навсегда, вопрос будет решен однозначно.

Он также прокомментировал распространяемую Госдепом США информацию об участии граждан России в войне на Украине, заявив: «Россияне не настолько глупы, чтобы посылать туда войска и подставляться. Там достаточно желающих - в России, поехать туда воевать, классных специалистов военных, прошедших определенную подготовку». «Их тысячи этих людей -понимаете? Их тысячи, - сказал он, обращаясь к американскому журналисту. -

2. В очередной раз эту позицию он подтвердил на встрече с журналистами 4 августа 2015 г.

И приехать в Донбасс - за деньги или из идейных соображений - их тысячи, приехавших из России, и не только из России. Я информирован о том, что там появлялись люди из Белоруссии - зарабатывали деньги. Поэтому это не вопрос. Но упрекать Россию в том, что там регулярные российские части присутствуют, - это неправильно» [цит. по: 10].

Лукашенко уверен, что еще есть шанс увидеть Украину в довоенных границах, но для этого надо выполнить Минские соглашения-2. По его мнению, лидеры новопровозглашенных республик видят свое будущее в составе Украины, равно как и население этих территорий. Поэтому в случае закрепления в Конституции Украины принципа децентрализации, признания нового статуса вышеназванных народных республик удастся прекратить войну.

Однако, как показало развитие событий, минские соглашения выполнять не просто. По мнению украинского политолога Владимира Фесенко, их невозможно реализовать в полном объеме из-за полной противоположности позиций сторон. «Главная проблема минских переговоров - это зависание процесса и медленные темпы выполнения уже согласованных решений. Это две проблемы. То, что подписали, либо не выполняется в полном объеме, либо выполняется крайне медленно. Все сроки давно нарушены. Но главная проблема минских договоренностей в том, что они утопичны. Их невозможно реализовать в полном объеме из-за полной противоположности интересов сторон. Украина хочет добиться, в первую очередь, прекращения огня и только потом вести какие-то переговоры о политическом урегулировании. А Россия и сепаратисты хотят, в первую очередь, договориться о приемлемого для них будущего статуса Донбасса. Так, чтобы Донбасс и независимым остался, но платила за него Украина. А это соответственно неприемлемо для Украины. Вот это главная проблема. И в этом, собственно говоря, зависает все остальное» [см.: 19].

В другом интервью этот же эксперт заявил, что ошибка минских переговоров состоит в том, что стороны пытаются найти решение всех вопросов и сразу. Помимо этого, стороны не готовы к компромиссу. Официальной площадкой переговоров остается Минск. Некоторые украинские политики и дипломаты говорят о том, что, мол, женевский формат переговоров намного лучше. Однако нужно учитывать, что это, к сожалению, мало зависит от них. Когда говорят, что альтернативы минскому формату нет, то подразумевают, что это единственная площадка, где ведутся переговоры официального Киева с противоборствующей стороной - «донбасскими сепаратистами».

В условиях нынешнего украинского конфликта, приобретшего характер международного, эксперты обращают внимание на опасную для Минска зависимость от России в рамках тесной военной интеграции. Военный обозреватель «Белорусских новостей» А. Алесин поясняет: «У нас с россиянами, по сути дела, единая армия. У нас с Россией существует единая региональная 104

система ПВО, в которую входят и белорусские, и российские подразделения, а также есть единое командование. Правда, сейчас формально командует белорусский генерал, но командующий назначается на основании ротации, и завтра там окажется российский генерал. Есть единая группировка сухопутных войск, в которую входят сухопутные войска Беларуси и России» [цит. по: 9]. Хотя российские войска на территории Белоруссии не имеют статуса иностранных, но «белорусский балкон» стратегически выгоден России в военном отношении. А. Лукашенко, по мнению экспертов в Минске, стремится избежать использования этого «балкона» в российско-украинском конфликте, но не всегда может сопротивляться союзным обязательствам.

Безусловно, украинский кризис оказал серьезное влияние на белорусское общество по всем направлениям. Десятки граждан отправились воевать добровольцами в зону конфликта. Причем одни белорусы оказались на стороне народного ополчения ДНР и ЛНР, другие - в составе карательных батальонов. Определенную роль сыграли и средства массовой информации, которые по ходу развития событий меняли свое отношение к конфликту на востоке Украины и давали разную трактовку происходящего. Поскольку на начальном этапе конфликта белорусы получали информацию преимущественно из российских СМИ, то и картину они видели «пророссийскими» глазами. Правда и украинская трактовка событий была представлена в этой информационной войне, поскольку оппозиционные издания давали информацию о происходящем исключительно из украинских источников. Заметную роль в этом играл посол Украины в Беларуси Михаил Ежель, заявлявший, что свергнувшие Януковича представители прозападной оппозиции сформировали законное правительство, которое добивается вывода российских войск с территории украинского государства и готово сотрудничать с официальным Минском.

О настроениях населения в связи с украинским кризисом свидетельствуют данные социологических исследований, проводившихся разными службами на территории Беларуси. Согласно результатам июньского (2014) опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ)3, около 60% опрошенных белорусов негативно оценили Евромайдан и отстранение от власти В. Януковича. Столько же респондентов одобрили присоединение Крыма к России, считая этот процесс законным. Евромайдан и отстранение Януковича от президентской

3. НИСЭПИ — старейший в Беларуси негосударственный аналитический центр, созданный в феврале 1992 г. группой ученых, журналистов, политиков и бизнесменов. Накануне президентских выборов 2006 г. он был закрыт по решению белорусских властей. Одновременно был введен запрет на работу в стране не зарегистрированных в ней социологических служб. В результате НИСЭПИ обосновался в Литве, но продолжает проводить социологические опросы в РБ.

должности «с учетом дальнейшего развития событий в Украине» положительно трактовали 23,2% граждан, присоединение АРК к РФ назвали «империалистическим захватом, оккупацией» 26,9%, а «возвращением России русских земель, восстановлением исторической справедливости» - 62,2% [15].

События, происходившие на Востоке Украины, прежде всего в Донецкой и Луганской областях, в Белоруссии расценили как «мятеж, организованный Россией» - 23,2%, а как «народный протест против нелегитимной власти» -65,5%. Доля сторонников Украины - около 25% граждан. Не много, но и не мало - четверть населения страны [там же].

Но действительно ли белорусы поддерживают действия Кремля в Украине и хорошо к нему относятся? Представители НИСЭПИ считают, что если провести корреляцию с другими вопросами, предложенными в том же опросе тем же людям, ситуация будет выглядеть по-другому. Это объясняется тем, что в Беларуси большое влияние имеет российское телевидение. Здесь вещают все основные телеканалы РФ, а вот альтернативной информации на телеэкране практически нет. Отсюда, по мнению социологов, у обычного белоруса в голове некое «раздвоение личности». С одной стороны, он думает, что Россия в Крыму и в Украине все делает правильно. Но с другой - число сторонников интеграции с Москвой уменьшается.

Осенью 2014 г. НИСЭПИ провел повторный опрос жителей Беларуси. Отношение белорусов к конфликту в Украине и роли Лукашенко в его урегулировании проявилось в следующих результатах: подавляющее большинство опрошенных уверены, что их президент лавирует между сторонами или сохраняет нейтралитет. Лишь 18,2% полагают, что Лукашенко полностью поддерживает политику властей России, а 2,7% - что он поддерживает Киев. Более 60% белорусов одобряют превращение Минска в переговорную площадку. 12,4% сочли, что «с террористами нельзя вести переговоры». 11,6% оценили действия своего президента отрицательно, поскольку «с фашистской хунтой нельзя вести переговоры» [5]. В целом же по отношению к Украине белорусы занимают скорее пророссийскую позицию. Так, лишь 27,2% респондентов оценили присоединение Крыма к России как «империалистический захват, оккупацию». А как «возвращение России русских земель, восстановление исторической справедливости» - почти 60%, т.е. так же, как и в июне 2014 г. [там же]. В целом отношение белорусов к Москве за время украинского конфликта не изменилось, именно такой ответ дали 51,5% опрошенных. Большинство опрошенных выразили поддержку президенту РБ. На основе полученных результатов социологи пришли к следующему выводу: «Сейчас, как никогда, Лукашенко выступает в глазах белорусов защитником их интересов. Видя те страшные последствия, к которым привела война на Украине, белорусы все больше надежд возлагают на то, что Лукашенко

сможет удержать существующий статус-кво как в сфере безопасности (пресловутое "только б не было войны"), так и в экономике» [5].

Весьма показательны результаты исследований польских социологов. В конце апреля 2014 г. Белорусская аналитическая мастерская в Варшаве (ВА"" провела общенациональные исследования, которые показали, что произошло кардинальное изменение геополитической ориентации белорусов -вектор развития в направлении России представляется им более предпочтительным, нежели в сторону Евросоюза. Таков вывод профессора Варшавского университета Андрея Вардомацкого. Польский аналитик считает это отражением событий на Украине. Гражданам Беларуси Россия представляется близким и доступным соседом, тогда как страны Европы ассоциируются с очередями у посольств.

Опрошены были более 1 тыс. респондентов из всех регионов страны в возрасте от 18 лет и старше. Свыше 60% предпочитают союз с Россией интеграции в ЕС, за которую высказались лишь 18% опрошенных, хотя сравнительно недавно в Беларуси, как счиатет автор, преобладали западные ориентиры.

Во-первых, оказалось, что влияние событий на Украине на жизнь белорусов настолько велико, что оно формирует их взгляды на более широкий круг вопросов, а не только на украинский. В том числе определяет и геополитические ориентиры, и уровень экономического самочувствия. Во-вторых, в суждениях белорусского общества однозначно преобладает российская ориентация.

Первым фактором такой переоценки ценностей Вардомацкий называет пропаганду и источники информации. Вторым - сравнение белорусами ситуации на Украине и в своей стране. В результате негативная оценка украинских событий трансформировалась в их сознании в более позитивную оценку положения дел в Беларуси. Согласно результатам опроса, вхождение Крыма в состав России считают справедливым 65% белорусов и только 15% - неправильным. Есть и третий фактор. «В глазах белорусских граждан Россия представляется страной, где можно зарабатывать, без проблем пересекая границу. Но когда белорус думает о Европе, то, прежде всего, вспоминает очередь у посольства, труднодостижимую и дорогую визу. Поэтому он чувствует себя ненужным ЕС, и Евросоюз в его восприятии становится далеким и чуждым», - объясняет польский социолог [16].

Несмотря на декларации Запада о поддержке белорусского общества, падение интереса европейских политиков к Беларуси очевидно. Белорусы потому и переориентировались на российский вектор развития, что перестали слышать слабеющий голос ЕС. Остается только ждать, чем обернется ослабление его влияния на Беларусь. Пока неясным остается и принципиальный

вопрос: что это на самом деле - генеральный тренд европейской политики или всего лишь временное отклонение?

Есть еще один фактор, который в данном контексте непосредственно влияет на настроения белорусов. Он связан с присутствием большого числа украинских беженцев на территории белорусского государства. Об этом говорил в своих выступлениях и Лукашенко, разделяя отношение к приезжающим украинцам в зависимости от целей их пребывания и поведения.

К весне 2015 г. беженцы с Донбасса стали серьезной головной болью для соседнего государства. В начале вооруженного конфликта на Украине их принимали более чем радушно, несколько позже официальные лица стали открыто говорить о слишком большой разнице в поведении славянских братьев, возросшей преступности среди украинских мигрантов и заметно усилившейся конкуренции на рынке труда.

Правоохранительные органы Беларуси все больше обеспокоены тем, как ведут себя на территории страны вынужденные переселенцы из зоны конфликта на Донбассе. По статистике, число преступлений, совершаемых иностранцами в РБ, составляет около 1,2% [3]. Представители МВД отмечают, что в отдельных регионах России мигранты из других стран виновны в 20% преступлений, а в некоторых странах Европейского союза этот показатель достигает 50%. Вроде бы на фоне этих цифр белорусская статистика не выглядит пугающе. Но это только на первый взгляд. Потому что до недавних пор «преступность приезжих» в Беларуси не превышала статистической погрешности: из-за низких зарплат страна, мягко говоря, непопулярна у нелегальных мигрантов - они предпочитают Россию.

Однако из-за притока вынужденных переселенцев из Украины ситуация начала меняться. На регулярных встречах с журналистами начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун все чаще говорит о «слишком большой разнице в менталитете и воспитании» приезжих украинцев и коренных белорусов. По его словам, с начала 2015 г. преступность среди украинских мигрантов в Беларуси выросла на 30% [3]. «Нехорошее» поведение беженцев с Донбасса, по мнению ответственного за мигрантов чиновника, связано с понятиями о порядке и свободе, которые в силу определенных обстоятельств закладывались в их менталитет. «Когда бывшие жители Донбасса прибывают в Беларусь, то они, особенно в начале своего пребывания, просто не понимают, что такое жить по установленным правилам и законам, - говорит А. Бегун. - Они не считают, что эти законы и правила не должен нарушать никто. Например, то, что в Беларуси нельзя пить пиво на улице» [там же].

Проблема беженцев - лишь одно из проявлений негативного влияния украинского кризиса на белорусское общество. Исследователи-политологи выражают серьезную обеспокоенность последствиями конфликта на востоке 108

Украины, содержащими угрозу национальной безопасности для других государств, в частности для Беларуси. Эта проблема обсуждалась на Международном семинаре, организованном в марте 2015 г. факультетом международных отношений Белорусского государственного университета, представительством фонда им. Фридриха Эберта в Украине, Центром изучения внешней политики и безопасности (Минск). В докладе белорусского политолога Александра Шпаковского были сформулированы три основные угрозы, которые несет с собой противостояние в Украине [16]. Во-первых, это разрастание кризиса до уровня полномасштабного военного противостояния России и ее союзников с государствами - членами НАТО. В случае такого развития событий произойдет неизбежное втягивание белорусских вооруженных сил в конфликт на стороне РФ. При этом нельзя забывать, что российские военные объекты будут находиться на территории РБ до 2020 г., поскольку по условиям двустороннего соглашения от 06.01.1995 г. инфраструктура вместе с земельными участками были переданы России в безвозмездное пользование на 25 лет.

Во-вторых, Украина представляет опасность как источник дестабилизации внутриполитической ситуации. По утверждению Шпаковского, «территория Украины традиционно использовалась различными радикальными политическими силами Беларуси в качестве своеобразной базы для подготовки активистов с целью организации силового сопровождения акций протеста» [16]. Подобная деятельность находит поддержку украинских националистических и откровенно экстремистских организаций. Они не только содействуют обучению активистов навыкам силового противостояния, но и приезжают периодически в Беларусь для участия в митингах и демонстрациях4. Иначе говоря, это соседнее с Украиной государство становится прифронтовой территорией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обстановка осложняется недостатками охраны белорусско-украинской границы, протяженность которой - 1084,2 км5. Это обусловливает потенциальную возможность для проникновения грузов с наркотиками, оружием и боеприпасами с территории Украины в Беларусь.

4. Такие акции были отмечены еще в 1996 г., когда активисты группы УНА УНСО спровоцировали беспорядки в ходе шествия белорусской оппозиции под названием «Чернобыльский Шлях». Особенно активно ведут себя украинские экстремистские организации во время проведения президентских выборных кампаний (2001, 2006, 2010 гг.). Как известно, осенью 2015 г. будут проведены очередные выборы президента страны. В связи с этим вполне можно ожидать нарастания активности оппозиционных движений.

5. Договор о государственной границе между Республикой Беларусь и Украиной был подписан еще в 1997 г., однако процедура демаркации началась лишь в ноябре 2013 г. По мнению специалистов, этот процесс может растянуться на пять-семь лет.

В-третьих, возросла угроза экологической катастрофы. В непосредственной близости от белорусской территории расположены три объекта украинской атомной энергетики: ЧАЭС, Хмельницкая и Ровенская атомные станции. В условиях вооруженных конфликтов на Украине участились анонимные угрозы подрыва электростанций и атомных станций. Последствия могут быть самыми катастрофичными.

Наконец, речь идет о вызовах социально-экономического характера. В случае эскалации конфликта и ухудшения гуманитарной ситуации на Украине может значительно возрасти неконтролируемый поток беженцев из охваченных боевыми действиями регионов, а также лиц, ищущих работу на территории РБ.

Ряд политологов высказывает опасения в связи с возможным повторением событий в Беларуси по украинскому сценарию. Достаточно категорично высказался по этому поводу председатель наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований (г. Минск) Ю. Царик: «Удивительно, как последовательно и неуклонно белорусские власти, белорусские элиты и белорусское общество за последние несколько месяцев совершают все те же ошибки, которые привели к катастрофе Украину. Культурно-информационная национализация, антироссийская публичная волна, но самое главное - лихорадочная попытка защитить свои выгоды в интеграционном образовании, а не осмыслить новую ситуацию. Все эти тенденции, хотя и продвигаются преимущественно неправительственным сектором, тем не менее активно захватывают и белорусские власти. Минск продолжает жить по формуле "максимум выгод в обмен на минимум обязательств", не считаясь с реалиями текущего дня. По сути, не имея собственной интеграционной стратегии в новых условиях, белорусское руководство не противодействует антиинтеграционным тенденциям в Москве, а лишь играет на их усиление» [17].

В заключение отметим, что политику Беларуси в контексте украинского кризиса необходимо рассматривать, прежде всего, с учетом геополитических особенностей этого государства. Его существенным отличием является высокая степень антропогенности ландшафта: основу практически каждого города составляет градообразующее предприятие, ориентированное на экспорт. Через Беларусь проходят важные транспортные артерии, связывающие страны ЕС с Россией и страны Балтии с Югом. Находясь, с одной стороны, географически в центре Европы, а с другой - пребывая в орбите российского геополитического пространства, РБ в известной степени уравновешивает противостояние между Россией и Западом. В этих условиях она пытается отстаивать свои позиции в качестве суверенной страны с новой, развивающейся государственностью. При этом едва ли не определяющую роль во внешней и внутренней политике страны играет ее нынешний президент А. Лукашенко. 110

События на Украине, повлекшие за собой ряд негативных последствий для Беларуси, выявили и некоторые выигрышные для нее моменты в урегулировании кризиса. Минск получил признание в качестве площадки для международных переговоров между сторонами конфликта. Тем самым у белорусских властей появилась возможность опосредованно использовать в своих интересах украинский кризис как рычаг давления и на Кремль, и на страны Запада.

Литература

1. Белоруссия в 2014 году: Политические итоги. - Режим доступа: http://www.belarus. regnum.ru/news/1883619.html

2. Белоруссия и украинский кризис. - Режим доступа: http://rusrand.ru/actuals/belorussija-i-ukrainskij -krizis

3. Белорусы стонут от беженцев с Донбасса. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/poli-tics/2015/07/03_a_6865713.shtml

4. Бобков В. Беларусь в геополитическом измерении // Беларуская думка. - Минск, 2010. - № 6. - С. 48-53.

5. За Лукашенко, против России. Независимые белорусские социологи провели масштабное исследование. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2014/10/02a6245105. shtml

6. Заявление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 06.09.2014. - Режим доступа: http://president.gov.by/pda/ru/news_ru/zajavlenie-prezidenta-respubliki-belarus-agluka-shenko-9740/

7. Кризис в Украине на руку Лукашенко. - Режим доступа: http://rus.azattyq.org/content/ lukashenko-i-krizis-v-ukraine/26992202.html

8. Лукашенко назвал виновного в украинском кризисе. - Режим доступа: http://news.eiz-vestia.com/news_politics/full/862-lukashenko-nazval-vinovnogo-v-ukrainskom-krizise

9. Лукашенко признает новую власть в Киеве назло Кремлю. - Режим доступа: http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=3610301

10. Лукашенко уверен, что еще есть шанс увидеть Украину в довоенных границах. -Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/interviyu-mediaxoldingu-blumberg-11120/

11. Макей В. Белоруссия заинтересована в единой и стабильной Украине. - Режим доступа: http://news.rambler.ru/23911740/

12. Мирзаян Г. Между Украиной и Россией. - Режим доступа: http://www.top-jornals. com/2014/11/expert-46-2014.html

13. Предпочтения белорусов дрейфуют от Евросоюза к России. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20140610/1011528581.html#14155554136143&message=resize&relto=register&a ction=addClass&value=registration#ixzz3IawspQxW

14. Президент Белоруссии Лукашенко сохраняет свободу маневра в преддверии президентских выборов. - Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/84827/

15. Разруха в головах. Как события на Украине влияют на белорусов. - Режим доступа: http://SegodnyaNews.ru/analytics/razruxa-v-golovax-kak-sobytiya-v-ukraine-vliyayut-na-belorusov-3302/

16. Украинский кризис как угроза национальной безопасности Республики Беларусь. -Режим доступа: http://riss.ru/analitiks/11098

17. Царик Ю. Национальный вопрос и интеграция. Кризис в белорусско-российских отношениях является политическим // Независимая газета. - М., 2014. - № 274, 17 декабря. -С. 3.

18. Шевцов Ю. Белоруссия на стыке геополитических пространств. - Режим доступа: Ьир://шшш.рег$рекиуулп£о/рпп1;.рЬр?ГО=36162

19. Эксперт назвал главную причину невыполнения Минских соглашений. - Режим доступа: Ь11р://шшш.$е§оёпуа.иа/ро1111с$/рпеш$/ек$рег1-пагуа1-§1аупиуи-рг1сЬ1пи-пеууро1пеп1уа-minskih-sog1asheniy-629368.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.