Научная статья на тему 'Роль правящей элиты в российскобелорусских отношениях (к 10летию создания cоюзного государства)'

Роль правящей элиты в российскобелорусских отношениях (к 10летию создания cоюзного государства) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
176
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА / ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ФАКТОР / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ / ПОЛИТИКА ЛАВИРОВАНИЯ / THE UNION STATE / INTEGRATION / RULING ELITE / FACTOR OF THE PRESIDENT / POLITICAL WILL / POLITIC OF MANEUVERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковалёва Эльвира Вячеславовна

В декабре 2009 г. исполнится 10 лет Союзному государству Российской Федерации и Республики Беларусь. Многое сделано на пути интеграции двух государств, но результаты могли бы быть заметнее. Процессу мешают как объективные, так и субъективные факторы. Их рассмотрению и оценке посвящена статья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE THAT THE RULING ELITE PLAYS IN RUSSIA BELORUS RELATIONS (FOR THE 10TH ANNIVERSARY OF THE FOUNDING THE UNION STATE)

In December 2009 10 years will be passed since founding the Union State of Russia and Belarus. It has been passed a way of integration of two counties. But the results could be more noticeable, that they have been achieved. The objective and subjective factors impede this process. The article deals with the analyzing and assessment of those factors

Текст научной работы на тему «Роль правящей элиты в российскобелорусских отношениях (к 10летию создания cоюзного государства)»

Э.В. Ковалёва

роль правящей элиты в российско-белорусских отношениях (К 10-ЛЕТИЮ создания ^ЮзНОГО ГОСУДАРСТВА)

КОВАЛЁВА Эльвира Вячеславовна - аспирантка кафедры национальных и федеративных отношений РАГС, заместитель официального Представителя Республики Карелия за ее пределами (e-mail: elwyra@mail.ru)

Аннотация. В декабре 2009 г. исполнится 10 лет Союзному государству Российской Федерации и Республики Беларусь. Многое сделано на пути интеграции двух государств, но результаты могли бы быть заметнее. Процессу мешают как объективные, так и субъективные факторы. Их рассмотрению и оценке посвящена статья.

Ключевые слова: союзное государство, интеграция, правящая элита, президентский фактор, политическая воля, политика лавирования.

В декабре 2009 г. исполняется 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Тем не менее у двух стран при официально провозглашаемом желании строить Союзное государство во взаимоотношениях немало проблем и противоречий. Движение к объединению все больше буксует. Попробуем разобраться в этой ситуации.

Интеграция двух стран началась раньше, чем был подписан знаменитый Договор. В интеграционном процессе можно условно выделить три этапа. Первый - 1991 - 1994 гг. - начало сближения двух суверенных государств на постсоветском пространстве. В июне 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Россией и Беларусью. В этот же период восстанавливаются связи взаимозависимых экономик, налаживается торговля. О значительном уровне сближения свидетельствует подписанный в апреле 1994 г. Договор об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации.

Второй этап - 1995 - 1999 гг. - оформление интеграционных процессов в виде прямых двусторонних договоров и время активной подготовки к созданию Союзного государства. Подписаны такие важные документы, как Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (февраль 1995 г.), Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (апрель 1996 г.), Договор о Союзе Беларуси и России (апрель 1997 г.).

Третий этап - 1999 г. - по настоящее время - этап непосредственного строительства Союзного государства, договор, о создании которого и программа действий по реализации его положений были подписаны 8 декабря 1999 г. Эти документы явились основной вехой интеграционного процесса двух стран.

В свою очередь, нынешний, третий этап создания интегрированного объединения Беларусь - Россия можно подразделить, тоже условно, на несколько подэтапов. До 2002 г. интеграция шла сравнительно безболезненно, во всяком случае, стороны не выносили на публичное обсуждение свои разногласия. Ситуация стала меняться после того, как руководство России провозгласило рыночные принципы во внешней политике и высказалось за такую модель Союзного государства, которая подразумевала инкорпорацию Белоруссии в состав Российской Федерации, что вызвало резко отрицательную реакцию в Минске. Отношения президентов двух стран в то время были не очень дружественными, что, учитывая чрезмерно высокий личностный фактор в строительстве Союзного государства, сказалось на темпах роста интеграции.

С избранием в 2008 г. нового Президента России возобновились ожидания интенсификации интеграционного процесса. Но грянувший мировой финансовый кризис привел к тому, что «разумный эгоизм» обоих государств обернулся протекционизмом по отношению к товарам друг друга и существенно сузил возможности дальнейшей интеграции экономик.

Процессу строительства Союзного государства мешают также расхождения, лежащие в плоскости объективных условий и субъективных факторов.

В экономической и финансовой сферах различия весьма существенны. В России - периферийный капитализм, который отдельные экономисты поспешно возвели в ранг «государственного капитализма». Большинство предприятий, в том числе часть производств стратегического значения, переданы в частные руки. Россия - страна ресурсной экономики, экспорт в основном сырьевой, инновационный путь развития пока лишь декларируется. Мировой финансово-экономический кризис отбросил Россию на несколько лет назад, о модном прежде лозунге «удвоения ВВП» забыли, золотовалютные запасы страны сократились более чем вдвое.

Белоруссия - страна нерыночной экономики, основные предприятия остаются в руках государства. Республика обделена природными ресурсами, которые ограничены лесом, торфом, калийными солями. Страна более чем на 85% зависит от внешних энергоносителей. Машиностроение, оставшееся от СССР (знаменитые «БелАЗы», тракторы «Беларусь», телевизоры «Горизонт»), неконкурентоспособно, однако сельское хозяйство довольно развито. Основной рынок сбыта - Россия.

К мировому кризису белорусская экономика оказалась более устойчивой, чем российская. За январь - апрель 2009 г. объем промышленного производства в России сократился на 14,9%, в Белоруссии - на 3,6%. ВВП Российской Федерации за этот же период по сравнению с прошлым годом сократился на 9,8%, а в Республике Беларусь увеличился на 1,2%. По ряду важных экономических показателей Белоруссия превосходит Россию, но это не столько победа белорусской модели, сколько недостаток российской.

Белоруссия обвиняет Россию в том, что ставятся барьеры на пути белорусского экспорта, но в то же время республика сдерживает российский экспорт ряда потребительских товаров. Позиция белорусского руководства в этом вопросе не выглядит безупречной, ибо как только речь заходит о белорусских товарах, в ответ раздается: у нас Союзное государство и общий рынок. Когда же возникают проблемы с продвижением российских товаров на белорусском рынке, слышится: у нас суверенная страна, и мы вправе защищать своих производителей. Отношения отравляют постоянно ведущиеся торговые войны: «пивная» (2002 г.), «мясная» (2005г.), «конфетная» (2006 г.), «газовая» (2004, 2006, 2007 гг.), «нефтяная» (2007 г.), «молочная» (2009 г.) и вновь назревающая «углеводородная» война.

В политической сфере расхождения тоже весьма значительны. Россия - федеративное, Белоруссия - унитарное государство. Обе страны имеют президентскую форму правления, но в Республике Беларусь «суперпрезидентский», авторитарно-вождистский режим, что для некоторых политиков на Западе послужило основанием назвать руководителя Беларуси «последним диктатором Европы». В России провозглашен курс на строительство демократического общества, и при всех недостатках его реализации в стране существует свобода слова, печати и пр. В Белоруссии до последнего времени преследовали оппозицию, неугодных журналистов, исключали студентов из вузов за «политическую неблагонадежность». Поправки к Конституции Республики Беларусь позволяют президенту переизбираться бесконечно.

В социальной сфере Белоруссия на фоне России выглядит лучше. В республике отсутствует безработица, бесплатные образование и медицинская помощь. Исключительное значение уделяется развитию физкультуры и спорта. Высок уровень заботы о детях и пенсионерах. По официальным данным среднестатистическая зарплата составляет 435 долл. (в России - 17 тыс. руб.), при этом разница в заработках 10% наиболее богатых граждан и 10% наиболее бедных (децильный коэффициент) составляет 6 раз, примерно столько же, сколько в Западной Европе. В республике засеяны все поля, города и другие населенные пункты отличаются чистотой и ухоженностью. Обеспечивается порядок, общественная и личная безопасность, криминал подавлен.

В России, при всех усилиях нынешнего руководства страны, в социальной сфере много нерешенных проблем. За чертой бедности (только по официальным данным) находится более 20 млн человек. Постоянно растет разрыв в доходах, децильный коэффициент по государственной статистике в 2008 г. составил 16 раз, а по неофициальной - 35. Социальной стабильности государства угрожает высокая безработица, вызванная кризисом, остановка части предприятий, участившиеся случаи задержки зарплаты. Общество разъедает коррупция, массовое неуважение к законам и властям.

Вместе с тем следует отметить, что знаменитая белорусская «социал-ка», являющаяся визитной карточкой руководства Беларуси, во многом основывается на сравнительно дешевых энергоресурсах, поставляемых Россией, на особых условиях снабжения республики другой продукцией. По оценкам специалистов, Белоруссия ежегодно получает от России различные преференции на сумму около 4 млрд долларов.

Среди причин, затрудняющих интеграцию двух стран, - противодействие Евросоюза и США, которые не заинтересованы в укреплении восточного конкурента. По отношению к Белоруссии Запад активно использует политику «кнута и пряника». То запрещают въезд президента и высших чиновников в страны ЕС и США, арестовывают счета крупных компаний и вводят вводят торгово-экономические санкции, то отменяют «черный список», вовлекают Белоруссию в «Восточное партнерство», обещают кредиты, посылают в Минск Х. Солано и других еврокомиссаров. Не исключено, что Запад затеял новую игру с Белоруссией, цель которой - оторвать республику от России и изменить ее пророссийский курс. Складывается впечатление, что руководство республики принимает эту игру, демонстративно заигрывая с Западом и намекая на возможный дрейф в его сторону.

В строительстве Союзного государства трудно переоценить значение президентского фактора и правящей элиты. На протяжении полутора десятков лет президент Республики Беларусь выстраивает отношения с тремя руководителями постсоветской России. Лидер Беларуси пришел к власти в 1994 г. на волне народной поддержки (им было получено более 80% голосов избирателей). В условиях нараставшего системного кризиса люди именно с ним связывали выход из создавшейся ситуации. Одним из пунктов предвыборной программы Лукашенко было всемерное сближение с Россией, что одобряло большинство населения республики.

Первая рабочая встреча президентов России и Беларуси состоялась 3 августа 1994 г. в Москве. В последующем Б.Н. Ельциным и А.Г. Лукашенко были предприняты значительные усилия по активизации процесса сближения наших стран на пути к созданию единого государства. В декабре 1999 г. руководители двух стран подписали Договор о создании Союзного государства. Со стороны первого президента России такой шаг был продиктован

несколькими обстоятельствами: стремлением повысить свой резко упавший авторитет, осознанием стратегического характера двуединого государства, а также психологическими ощущением вины за Беловежские соглашения 1991 г., оформивших развал СССР. Кстати, А.Г. Лукашенко -единственный депутат Верховного Совета республики, который голосовал против ратификации Беловежских соглашений.

Министр иностранных дел России того времени Е.М. Примаков вспоминает: «Некоторых, находившихся вблизи от Ельцина в то время, когда готовились и согласовывались документы о союзе, действительно можно было отнести если не к прямым противникам сближения, то, во всяком случае, к недоброжелателям этого процесса. Но уверен, что никто из них не осмеливался "в лоб" высказываться президенту против союза. Может быть, здесь сказывался у Ельцина и "беловежский комплекс", когда в одночасье были приняты далеко не во всем продуманные решения, но так или иначе Ельцин был - у меня нет в этом никаких сомнений - за союз с Беларусью»1.

Тем не менее создавалось впечатление, что поддержка Ельциным интеграционного процесса - следствие именно «беловежского комплекса», когда для президента важна была именно публичная составляющая, где он представал в роли созидателя и восстановителя лидерства России.

«Супердружеские» отношения А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельцина во многом строились как раз на такой линии поведения президента России. Однако и они были омрачены рядом недоразумений. В памяти белорусов еще достаточно свежо воспоминание о декабрьском 1990 г. визите российской делегации для заключения договора между БССР и РСФСР. Именно тогда Б.Н. Ельцин, предваряя свое выступление перед белорусским парламентом, преподнес ему в подарок архивный документ - «Охранную грамоту Орше от 1664 г.». Злая ирония состояла в том, что в той войне потери белорусов составили больше половины всего белорусского населения2.

В 1997 г. произошел неприятный инцидент с российским журналистом П. Шереметом, задержанным белорусской стороной по обвинению в якобы незаконном пересечении границы. Именно в этой ситуации проявилась способность президента Беларуси к лавированию, значительно возросшая позже. Апелляции к независимой Фемиде Беларуси оказались несостоятельными, и только благодаря настойчивым требованиям российского президента журналист был отпущен. Российская сторона также не очень приветствовала чрезмерную активность А.Г. Лукашенко в посещении российских регионов с целью укрепления своего имиджа. Подчас это делалось без согласования с российской стороной, в результате однажды лайнеру

1 Примаков, Е.М. Годы в большой политике. - М., 2007. - С. 388.

2 См.: Кравченко, П. Беларусь на распутье, или Правда о Беловежском соглашении. - М., 2006. - С. 150.

президента Беларуси было отказано в предоставлении воздушного коридора для визита в Липецк. Некоторые видные фигуры российского истеблишмента всерьез опасались, что Лукашенко при больном Ельцине может претендовать на ведущую роль в Союзном государстве.

В.В. Путин, являясь преемником Б.Н. Ельцина, свой первый зарубежный визит предпринял именно в Белоруссию (16 апреля 2000 г.). По итогам визита он сказал: «Мы проанализировали выполнение Договора и рассмотрели планы на ближайшее будущее: повестку дня заседания Совмина Союза Беларуси и России, намеченного на 25 апреля, синхронизацию действий в политической и оборонной сферах, обсудили вопросы военного и военно-технического сотрудничества, и, разумеется, экономические проблемы»1.

В.В. Путин, по сравнению с Ельциным, оказался более активным и целеустремленным политиком, гораздо в меньшей степени подверженным манипулированию им. Кроме того, он был свободен от комплекса вины за развал Советского Союза.

13 июня 2002 г. на встрече с сотрудниками Научного центра сердечнососудистой хирургии им. Бакулева Путин расставил акценты в российско-белорусских отношениях. В частности, он отметил, что экономика Беларуси составляет лишь три процента от российской, и в этой связи резко высказался против желания Беларуси зарезервировать за собой право вето на принимаемые решения. Тем самым Путин провозгласил принцип прагматизма и целесообразности в отношениях с Белоруссией, что не нашло понимания у Лукашенко. 18 июня А.Г. Лукашенко, давая оценку этому выступлению, сказал, что «Союз нужен простым людям, а не президентам, у российской стороны нет желания двигаться в направлении единения братских народов Белоруссии и России». Особый гнев белорусского президента вызвало российское предложение о построении союза на принципах федерации. «Тем самым республике предлагают стать 90-й губернией РФ», - заявил Александр Лукашенко и особо подчеркнул, что «никаким северо-западным или северо-восточным краем любого государства мы не будем. Белоруссия - независимое государство со всеми атрибутами суверенитета»2.

Знаковой стала встреча двух президентов в августе 2002 г. в ходе визита президента Беларуси в Россию. Президент России, в противовес идее создания Союзного государства на основе полного равноправия обеих стран, предложил создать единое государство с фактическим соблюдением принципа равенства регионов Беларуси и России как субъектов единого государства с единым парламентом, правительством и страной. Для белорусского президента такой вариант был неприемлем. Он назвал высказы-

1 Российская газета. - 2000. - 22 апр.

2 Коммерсантъ. - 2002. - 19 июня.

вания В.В.Путина «неуважительными» и пообещал хранить белорусский суверенитет «как зеницу ока»1. Кстати, такой подход впервые сблизил правящую элиту Беларуси с оппозицией. Никто из них не хотел быть на уровне российских регионов.

Пожалуй, именно с этой встречи президентов, особенно учитывая их эмоциональность, начался период преобладания так называемого «личностного фактора» в отношениях.

Достаточно показательным аспектом является лавирование президента Беларуси при возникновении ставших уже традиционными энергетических конфликтов с Россией. Каждый раз Лукашенко выражает сожаление об ориентации на Россию и выражает готовность к сотрудничеству с Западом. Так, на фоне противоречий в этой сфере в выступлении 6 ноября 2006 г. он обвинил Россию в жестком политическом и экономическом давлении на Беларусь, что, по его мнению, было вызвано «желанием России поглотить полностью государственный концерн "Белтрансгаз", получив в возмещение за долги его акции»2. При этом он показал свою готовность рассмотреть вариант переориентации хозяйственных связей на Запад и арабские страны, попутно заявляя о намерении принять участие в работе саммита НАТО.

Такая же позиция была занята А.Г. Лукашенко в ситуации газового кризиса 2004 г. Лукашенко опять придал экономической ситуации политическую окраску. На состоявшемся 19 февраля того же года экстренном заседании правительства Беларуси он заявил: «Сейчас весь мир борется против терроризма. Я считаю, что это акт терроризма на самом высоком уровне, когда в 20-градусный мороз страну - не чужой народ, население, у половины которого течет русская кровь, - лишают природного газа. Белорусско-российские отношения, видимо, надолго будут отравлены этим газом». Некоторое лукавство было и в таких его последующих словах: «если кто-нибудь думает там, за "стенами" в Москве, что белорусский народ склонит голову - мол, рубите, - этого не будет», или «за Беларусью на транзите газа сидят народы Литвы, Польши, Германии, Франции и, что немаловажно, Калининградской области, за которую мы несем жесточайшую моральную ответственность»3.

Россия в данном случае уже не могла молчать, так как под удар, кроме российско-белорусских отношений, была поставлена ее международная репутация в качестве надежного поставщика энергетических ресурсов. В феврале 2004 г. МИД России выступил с официальным заявлением, осуждающим высказывания и действия президента Беларуси: «На прези-

1 Независимая газета. - 2002. - 26 июня.

2 Из выступления А. Лукашенко 6 ноября 2002 г Официальный сайт Президента Беларуси: [Электронный ресурс]: http // www.prezident.gov.by.

3 Из выступления А. Лукашенко 19 февраля 2004 г // Там же.

денте Белоруссии лежит ответственность за те системные ошибки во внутренней и внешней политике страны, которые тормозят социально-экономическое развитие государства и которые уже привели к изоляции Белоруссии на международной арене... Спровоцировав кризис вокруг поставок российского газа, Лукашенко таким образом пытается отвести от себя критику и переложить ответственность за свои ошибки на Россию»1.

Свое раздражение политикой России в сфере энергоресурсов А. Лукашенко перенес и на российско-белорусское сотрудничество в военной и транспортной сферах: «Беларусь за копейки обслуживает Россию - противовоздушную оборону, автотранспорт, железнодорожный транспорт»2. И произнес свою многократно цитировавшую фразу: «Летают, ползают, ходят - все это фактически бесплатно».

Такие выпады президента Беларуси рассматриваются Западом вполне однозначно. Так, на заявление Лукашенко о том, что «высшее руководство Беларуси стремится внести свой вклад в построение новой архитектуры европейской безопасности и одновременно развивать взаимовыгодное сотрудничество с НАТО» трактовалось как «попытка расширить область для маневрирования по отношению к России»3.

С нынешним Президентом России А.А. Медведевым руководитель Белоруссии поначалу стремился улучшить отношения и найти пути к большему взаимопониманию. Но и в этот период глава белорусского государства при любом удобном случае критикует политику России, инициирует напряженность в отношении двух стран. Они серьезно обострились весной -летом 2009 г., особенно после сигналов Евросоюза и США о смягчении своих позиций в отношении Белоруссии и ее лидера, а также после встречи А.Г. Лукашенко с папой Римским Бенедиктом XVI в Ватикане.

В июне 2009 г. состоялся визит в Минск министра финансов Российской Федерации А. Кудрина, который, не обременяя себя дипломатией, в нелестной форме отозвался о состоянии экономики Белоруссии. В ответ Лукашенко сравнил его с местными отморозками, которые «вякают на западные деньги» и предложил своим министрам «не кланяться России и искать счастья в других уголках планеты». Дальше - больше. Не без ведома руководства страны главный санитарный врач России Г. Онищенко ввел запрет на ввоз белорусского молока под предлогом несоответствия белорусских продуктов российским стандартам. Президент Белоруссии брошенную перчатку поднял и ответил более чем асимметрично: не прибыл в Москву на сессию Организации договора о коллективной безопасности

1 Из официального заявления МИД России 19 февраля 2004 г Официальный сайт МИД России. [Электронный ресурс]: http // www.mid.ru.

2 Независимая газета. - 2004. - 23 марта.

3 NATO and its partner in Eastern Europe and Southern Caucasus. Interim Project Report. - Warsaw: Center for European Studies, 2004. - P. 30.

(ОДКБ), где принималось решение о создании в рамках этого военно-политического альянса коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

Больше всего В.А. Медведева в данном демарше возмутило то, что Лукашенко не счел нужным даже позвонить, предупредить лично о своем неприезде и его стремление перевести экономическую проблематику в политическую плоскость. И это после проникновенного послания по случаю Дня России, которое накануне белорусский президент направил российской стороне. «Наш Союз доказал свою эффективность», - пишет Лукашенко 12 июня, а через день он решил, что двусторонние отношения ничего не стоят. В этих коллизиях весь Александр Григорьевич - клянущийся в любви к России и постоянно конфликтующий с ее руководством, лавирующий между Западом и Россией, несдержанный в суждениях и оценках, зачастую играющий на политическом поле не по правилам, а иногда и на грани фола.

Вместе с тем надо отдать должное президенту Республики Беларусь -это талантливый, системный и волевой политик, популярный у своего народа и последовательно отстаивающий его интересы. Но драма его в том, что, правильно определив стратегическую линию на союз с Россией в начале президентской карьеры, он впоследствии начал двигаться вопреки собственной внешнеполитической концепции, постоянно испытывая терпение своего восточного соседа и его лидеров.

Интеграции двух стран препятствует и часть их правящей элиты. В Российской Федерации есть политические силы, которые выступают против союза. Политических маргиналов, позволяющих беспардонные высказывания о Белоруссии и ее руководстве, сейчас немного. Но подспудное сопротивление созданию Союзного государства существует. И это при том, что в России идея воссоединения с Белоруссией, судя по опросам, большинством населения встречается весьма положительно. В данной связи несложно понять слова А. Лукашенко, произнесенные им на встрече в Минске с руководителями региональных СМИ России (сентябрь 2006 г.): «Вы говорите о Союзном государстве...Когда россияне спрашивают, в чем дело, я задаю один вопрос: скажите нам, наконец, чего вы хотите от Беларуси в этом союзе? Ничего вы не хотите, вы не хотите этого союза. Элита ваша этого не хочет».

Вместе с тем и элита Белоруссии, по крайней мере, значительная ее часть, тоже не горит желанием соединяться с Российской Федерацией. Отдельные правительственные чиновники предпочитают смотреть на Россию сквозь «черные очки», через подвластные СМИ они пытаются убедить белорусов в том, что все происходящее у них в стране - хорошо, а в России - все плохо. Другие руководители понимают, что построение Союзного государства гораздо выгоднее Белоруссии, чем России, но неопределенность собственной судьбы и неясность своего статуса в новом государстве сковывает их инициативу.

В Белоруссии идет подспудное движение в верхах, определенное выжидание перемен как на внутриполитическом поле, так и во внешней политике, стремление определить конечность власти первого лица белорусского государства. Существует опасность проникновения в поры государства и общества сил, негативно настроенных по отношению к России и к перспективам реинтеграции с ней.

Серьезные сбои в союзном строительстве обусловлены и тем, что становление Союза ведется «сверху», на уровне госаппаратов. Огромный потенциал общественности двух стран оказался незадействованным. В этих условиях Союзное государство, если оно будет создано в действительности, может выродиться в союз чиновников, более всего обеспокоенных защитой корпоративных интересов. Сама стратегическая идея единения народов может быть дискредитирована. Исходя из предшествующего опыта интеграции, можно сделать вывод: политику России и Белоруссии следует строить на более прочных основаниях, чем диалог президентов.

Между нашими государствами отсутствуют непреодолимые противоречия, исторический груз взаимных претензий и обид, что само по себе способствует долговременному союзу. Разногласия, которые сегодня существуют, вполне объяснимы, учитывая, что создается новая союзная конструкция. Это процесс сложный и длительный: вспомним, что Европейский союз к своему нынешнему состоянию шел 50 лет.

Сама история и современная действительность создали объективные предпосылки для единения России и Белоруссии. Русские и белорусы -единокровный православный народ. Мы, по сути, одна цивилизация, любой белорус понимает русский язык и говорит на нем, духовная общность наших народов несомненна. У нас общее прошлое и схожие проблемы сегодня, мы взаимозависимы.

Для Белоруссии Россия крупнейший рынок сбыта, источник дешевого газа, нефти и кредитов, надежный гарант безопасности республики, прикрывающая ее «ядерным зонтиком». Для России Белоруссия тоже имеет исключительно важное стратегическое значение: это последний геополитический союзник в Европе, щит между НАТО и Россией. Белорусские пограничники прикрывают российскую границу с запада, в Барановичах и Вилейке расположены российские военные объекты: радиолокационная станция и узел дальней связи с кораблями ВМФ. Подписано соглашение о создании единой системе ПВО. Белоруссия - кратчайший транспортный коридор на Запад, через ее территорию проходит нефтепровод «Дружба», автомобильный и железнодорожный транзит товаров в Европу и обратно.

Дальнейшее развитие российско-белорусских отношений будет зависеть от ряда факторов, среди которых не последняя роль принадлежит позициям руководства наших стран, их политической воли, способности идти на компромиссы ради жизненно важных интересов двух стран и единого

Союзного государства. В отношении его будущего можно говорить о трех возможных сценариях: оптимистическом, пессимистическом и вялотекущем, или неопределенном, как сейчас1. Последний сценарий характеризуется тем, что де-юре Союз вроде существует, а де-факто его строительство заморожено, более того, происходит кризис во взаимоотношениях. Это опасно тем, что может произойти взаимное разочарование и «развод». И тогда действительно Россия потеряет Белоруссию, а Белоруссия Россию. Для России, ко всему прочему, это будет означать ее сокрушительное поражение в борьбе за реинтеграцию на постсоветском пространстве.

Список литературы

Договор о создании Союзного государства Беларуси и России // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 2000. - № 1-2.

Буянов, В. Проблемы создания Союзного государства: геополитический аспект // Безопасность Евразии. - 2008. - № 4 (34).

Кравченко, П. Беларусь на распутье, или Правда о Беловежском соглашении. - М., 2006.

Примаков, Е.М. Годы в большой политике. - М., 2007.

© Ковалёва Э.В., 2009

А.С. Доронин

УПРАВЛЕНИЕ СОцИАЛьныМИ КОНФЛИКТАМИ

в современных условиях

ДОРОНИН Александр Сергеевич - соискатель ученой степени доктора социологических наук кафедры социологии РАГС (e-mail: doronin.smolensk@ mail.com)

Аннотация. В статье на основе обзора современной зарубежной литературы по проблемам социальных конфликтов рассматриваются вопросы управления конфликтными ситуациями.

Ключевые слова: социальный конфликт, общественные отношения, социальное управление, интересы, социальные институты, глобализация.

1 Подробнее см.: Буянов, В. Проблемы создания Союзного государства: геополитический аспект // Безопасность Евразии. - 2008. - № 4 (34). - С. 155-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.