_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
Растормаживание экспрессивной речи: пение знакомых песен, договаривание пословиц («готовь сани летом, а телегу?», «куй железо, пока?»), продолжение фраз - «Зимой холодно, а летом...?, Небо голубое, а трава...?), называние предметов по картинкам и т.д.
Выработка правильного дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта (или носа) наружу. Речевое дыхание является произвольным, в отличие от неречевого, которое осуществляется человеком автоматически. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, соблюдения речевых пауз, интонационной выразительности и сохранения плавности речи . Люди, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать, не умеют рационально распределить выдох, не полностью возобновляют запас воздуха в легких и т. д. Контролю над правильным дыханием способствуют такие упражнения, как: направлять поток воздуха на ватку, на полоски бумаги и т. д. Можно использовать следующие игровые упражнения: предлагаем пациенту «погреть ручки» - вдыхать воздух через нос и с удлиненным выдохом беззвучного звука «а» «греть» руки.
«Ветер в трубе». Пациенту предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У. Вдох осуществляется через нос.
«Футбол» - пациенту предлагается с помощью воздушной струи попасть небольшим кусочком смятой бумаги в «ворота», сделанные из проволоки или картона.
Выработка мелодико-интонационных характеристик речи.
Характерной чертой дизартрии является нарушение голосового звукообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый с нарушением модуляции. При слабости мышц голосового аппарата нарушается вибрация голосовых связок, поэтому сила голоса становится минимальной. В этом случае подходят упражнения такие как рассказывание историй от лица персонажей -мышки и медведя, маленького щенка и большой собаки, с повышением и понижением голоса. Произнесение слов шепотом и в полный голос, напевание знакомых мелодий.
Таким образом, даже при одинаковых формах дизартрии клиническая картина нарушений неодинакова, поэтому и коррекционный план в каждом конкретном случае будет индивидуальным. Психолого - логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, разнопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений, а также большого количества времени и последовательного применения системы специальных упражнений.
Список использованной литературы
1. Т.Г. Визель «Как вернуть речь» М.: В. Секачев, 1998.
2. М.А.Поваляева «Справочник логопеда» М.: Феникс, 2002
3. В.В. Ткачева «Технологии психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии» М.: Аст, 2007.
© Белоусова В.А., 2017
УДК 159.9
Ю.В. Мишин
аспирант, 3 курс факультет психологии Таврической академии ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
ВНЕШНЯЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ И АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь последовательной внешней религиозности и соответствующего
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
атрибутивного стиля человека. Автором предлагаются результаты эмпирического исследования виляния утилитарного типа религиозности на формирование объяснительного стиля личности.
Ключевые слова
Последовательная внешняя религиозность, атрибутивный стиль, мотивационная сфера, индивидуально-
типологические особенности.
Религиозность личности формируется в роли залога выполнения ее жизненных стремлений, включая сферу мотивов. К религиозной вере и конкретным формам индивидуальной религиозности личность приходит под влиянием различного рода обстоятельств, которые переживаются по-разному с последующим формирование религиозного мировоззрения [2].
Индивидуальная религиозность образует символическую систему, психологическую установку, оказывающую серьезное влияние на качества и индивидуально-типологические особенности личности, в числе которых находится атрибутивный стиль.
Атрибутивный стиль (стиль объяснения) - когнитивная характеристика личности, определяющая устойчивый характерный способ объяснения причинности событий, в которые личность вовлечена.
Г.Олпорт выделяет зрелую и незрелую религиозность [5, 6], которые различаются степенью отхода от эгоцентризма. Зрелая и незрелая религиозность, испытывая влияние из нескольких источников трансформируется во внешнюю и внутреннюю, которые разграничиваются на основании места религии в мотивационной структуре личности. Одни люди используют религию, другие ею живут. Для одних - это цель, для других - средство [5].
Человек, обладающий внешней религиозной ориентацией склонен использовать религию как средство достижения собственных утилитарных целей. Он может считать религию полезной по разным причинам, в частности - как источник защиты и покровительства, утешения, самооправдания и даже развлечения. Свою веру он принимает не особо всерьез или же выборочно, кроит ее под себя и более важные свои интересы [5]. Это несомненным образом отражается на объяснительном сценарии человека.
Внешняя религиозная ориентация является «не самоценностью, а неким инструментом, служащим для удовлетворения потребности в личностном комфорте, безопасности и социальном статусе» [4]. Подобная установка способна обеспечивать защиту от реальности, «божественное одобрение» собственного образа жизни, служить щитом для центрированности на себе.
В качестве инструментария для исследования корреляционных связей последовательной внешней религиозности и атрибутивного стиля были использованы опросник Г. Олпорта «Шкала религиозной ориентации» и тест атрибутивных стилей Л.М.Рудиной. Для обработки статистических данных и оценки корреляционных связей использовался статистический критерий - коэффициент корреляции К.Пирсона.
В исследовании приняли участие 112 человек - студенты техникума.
В результате были установлены статистически значимые связи диагностических методик, на основе которых можно сделать следующие выводы:
- последовательная внешняя религиозность положительно коррелирует с «персонализацией хороших событий», что свидетельствует об увеличении атрибуции причин таких событий самому себе в связи с ростом утилитарного чувства религиозности. Корреляций с показателем «персонализация плохих событий» не выявлено, что может говорить об отсутствии влияния данного вида религиозности на формирование объяснительного способа персонализации плохих событий.
- установлена тенденции прямой зависимости прагматического типа религиозности с показателями «постоянство хороших событий», «широта хороших событий», что свидетельствует о возрастании постоянства и широты обобщения позитивного опыта, убежденности человека во временной стабильности событий позитивного качества, позитивной их причинности, а также уверенности в том, что плохие события и их причины являются временными. Универсальность эксплуатируемых сценариев объяснения удач и позитивных событий в различных жизненных сферах способствует уверенности в широком диапазоне ситуаций, формированию объяснительного стереотипа, дающего основу положительного прогнозирования.
- тенденция обратной зависимости последовательной внешней религиозности с показателем «широта
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070
плохих событий» говорит о снижении широты областей неприятностей, отношении к ним как к случайностям и частностям, которые не несут принципиальной значимости для достижения целей. Это стимулирует уверенность в положительном результате и склонность к обобщению благоприятного опыта.
Таким образом, последовательная внешняя религиозность способствует развитию и формированию отдельных качеств личности, в частности: оптимистичности атрибутивного (объяснительного) стиля, связанного со стереотипом персонализации хороших событий (атрибуцией причин удач самому себе), широтой и постоянством обобщения позитивного опыта, снижением широты областей неприятностей и нежелаемых событий.
Список использованной литературы
1. Густова В. Исследование взаимосвязи между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами: Дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2014. 189 с.
2. Лобазова, О.Ф Особенности индивидульной религиозности / О.Ф. Лобазова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №4. - С. 69-71.].
3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Дашков и К, 2002.
4. Маркин, Р.В. Особенности самоотношения и эмпатии в контексте проблемы религиозного комплекса / Р.В. Маркин // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015г. - №1. - С. 376 - 383
5. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.
6. Allport G.W. The individual and his religion. N. Y., 1971]
© Мишин Ю.В., 2017
УДК 159.9
Д.Е. Соломина
студент 4 курса МИ ВлГУ им. А. Г. и Н.Г. Столетовых
г.Муром, РФ Е-тай: [email protected] Научный руководитель: Т.Г.Пронюшкина
канд. пед. наук,
доцент кафедры СГПД, МИ ВлГУ им. А. Г. и Н.Г. Столетовых
г.Муром, РФ Е-тай: [email protected]
НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема значительных изменений в детской "игровой среде", а так же выявляется роль традиционной народной игрушки в становлении личности ребенка младшего школьного возраста. Автор статьи подчеркивает значимость тряпичной народной куклы в деле воспитания и развития подрастающего поколения
Ключевые слова
Социализация, младший школьный возраст, народное творчество, народная игрушка, народная кукла
Детство - время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие детей младшего школьного возраста, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка