Научная статья на тему 'Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт'

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
6044
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСУЛЬТ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Белоусова В. А.

В связи с увеличением числа инсультов, а также понижением физического возраста больных настоящая тема является актуальной. Цель коррекционная психолого-логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт. Метод: Доречевая подготовка. Растормаживание экспрессивной речи. Выработка правильного речевого дыхания. Выработка мелодико-интонационных характеристик речи. Результат: восстановление или частичное восстановление речи и ( или) других утраченных вследствие болезни высших психических функций. Выводы: При одинаковых формах дизартрии клиническая картина нарушений неодинакова, поэтому и коррекционный план в каждом конкретном случае будет индивидуальным. Психолого логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, разнопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений, а также большого количества времени и последовательного применения системы специальных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1

В.А. Белоусова

Руководитель центра «Логодоктор» г. Москва, РФ.

E-mail:vbelousova@list.ru

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ, ПЕРЕНЕСШИМИ ИНСУЛЬТ

Аннотация

Актуальность:

В связи с увеличением числа инсультов, а также понижением физического возраста больных настоящая тема является актуальной. Цель - коррекционная психолого-логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт.

Метод:

Доречевая подготовка.

Растормаживание экспрессивной речи.

Выработка правильного речевого дыхания.

Выработка мелодико-интонационных характеристик речи.

Результат:

восстановление или частичное восстановление речи и ( или) других утраченных вследствие болезни высших психических функций.

Выводы:

При одинаковых формах дизартрии клиническая картина нарушений неодинакова, поэтому и коррекционный план в каждом конкретном случае будет индивидуальным. Психолого - логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, разнопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений, а также большого количества времени и последовательного применения системы специальных упражнений.

Ключевые слова Инсульт, восстановление речи, коррекция, логопедическая работа.

Инсульт - это острое нарушение мозгового кровообращения. Существуют две разновидности этого заболевания - ишемический и геморрагический инсульт. Примерно 80% всех случаев инсульта приходится на ишемическую форму. Механизм развития этой формы инсульта таков: блокируется кровоснабжение, в результате в головной мозг начинает поступать меньшее количество крови. Оставшиеся 20 процентов случаев - это геморрагический инсульт, который происходит иначе: стенка сосуда разрывается, кровь изливается в ткань мозга либо в прилегающие ткани. Инсульты приводят к дефектам в виде мышечной слабости, нарушения координации, афазии или дизартрии.

Формы расстройств речи, их тяжесть и динамика восстановления при афазии или дизартрии сосудистого происхождения зависят не только от характера нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состояния кровоснабжения поврежденной области, локализации и размера очага повреждения, но и от компенсаторных возможностей не затронутых отделов мозга. Чаще всего инсульт затрагивает не все полушарие, а только небольшую область в нем, и хотя очаг поражения может быть совсем невелик, его последствия оказываются зачастую невосполнимыми. Ведь мозг - это не просто огромное число нервных клеток, а совокупность зон, отвечающих за те или иные функции организма, поэтому потери зависят от топографической значимости пораженного участка.

Медицинская, психологическая, логопедическая реабилитация таких больных представляет известные трудности и требует упорной работы как специалистов по восстановлению и коррекции, так и самих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

пациентов. Первоочередной задачей является определение маршрута восстановления нарушенных функций речи у пациентов при острых нарушениях мозгового кровообращения, содержание коррекционной работы определяется локализацией и тяжестью поражения головного мозга. Часто наряду с афазией и дизартрией соседствуют нарушения движений, неспособность ориентировки в пространстве, расстройства памяти, мышления, внимания. Работа логопеда в этом случае требует особой квалификации и подготовки, ведь восстановлению подлежит не только речь, но и другие высшие психические функции. Специалист должен обладать глубокими знаниями в области неврологии, лингвистики и психологии. Восстановление речи взрослого человека отличается от помощи в овладении речью или исправлении её дефектов у ребёнка. Родственникам пациента необходимо ориентироваться на специализированную логопедическую помощь для взрослых пациентов.

«Следует учитывать, что разные больные, с одной и той же формой заболевания, могут различаться по степени активности, так как мозг разных больных по - своему реагирует на повреждение.» {3} Именно поэтому, перед началом занятий необходимо ознакомиться с историй болезни, провести диагностику высших психических функций - памяти, мышления и внимания. Для этого могут быть использованы такие методики как: таблицы Шульте (буквенные и цифровые), корректурные пробы, методики обобщения понятий, специальные карточки с предметами для запоминания («Нарисуй, что запомнил») и т.д. Следующим этапом работы будет определение мозговой локализации поражения, формы речевого расстройства и его вида. Не менее важно для дальнейшей работы обследовать эмоционально - интеллектуальную сферу больного, ее особенности, выяснить его отношение к болезни, а также компенсаторные возможности. Следует заметить, что мотивация больного к коррекционной работе является важным фактором для успешной совместной работы специалиста и пациента.

На данный момент универсальной методики речевой реабилитации не существует. Как правило, проблемы с речью после инсульта проявляются в виде афазий или дизартрий.

В этой работе подробно будет рассмотрена непосредственно дизартрия и этапы психолого-логопедической коррекционной работы с больными-дизартриками.

«Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается именно двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звуко-произносительной стороны речи и просодики, нарушения речевого дыхания, артикуляционной моторики и голоса.» {1} Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, разборчивость речи нарушена.

Основными нарушениями при дизартрии являются:

1. «Нарушение тонуса мышц лица, языка, губ, мягкого нёба в виде спастичности, гипотонии или дистонии.» {2} Спастичностъ - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, шеи и лица. При спастичности мышцы напряжены. Гипотония - снижение тонуса мышц речевого аппарата. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, при этом губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот больного часто полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса, в состоянии покоя часто может отмечаться низкий мышечный тонус, а при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает.

2. Нарушения речевого дыхания.

3. Нарушения голоса. Чаще всего отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса.

4. Нарушения просодики речи - мелодичность, прерывистость, ритмика, интонация, громкость.

5. Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.

6. Нарушение акта приема пиши.

7. Наличие непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений.

8. Повышение глоточного рефлекса.

9. Нарушение координации движений.

Таким образом, исходя из структуры дефекта, можно сказать, что основная логопедическая работа

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

будет выстраиваться по следующим основным направлениям:

1. Доречевая подготовка.

2. Растормаживание экспрессивной речи.

3. Выработка правильного речевого дыхания.

4. Выработка мелодико-интонационных характеристик речи.

Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа.

Доречевая подготовка - подготовка, к овладению звуковой стороной родного языка, непосредственно к речи. Сюда относится выкладывание мозаики, составление узоров из кубиков, элементы рисования (штриховка, соединение по точкам, рисование по клеточкам, дорисовывание картинок по шаблону). Упражнения для развития мелкой моторики - лепка из пластилина или марципана, складывание паззлов, плетение из цветной (шенильной) проволоки, массаж ладоней и пальцев рук с помощью специального жесткого коврика или мячика. Широко используются также специальные приспособления - деревянные фигуры, сортеры, шнуровки, работа с деревянными бусинами, сортировка мелких предметов (пуговиц, кофейных зерен, фасоли и т.д.)

В плане коррекционных мероприятий к доречевой подготовке также относятся артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики подбирается индивидуально, исходя из структуры дефекта. Упражнения выполняются пациентом перед зеркалом, так как больному сложно координировать движения губ или языка без визуального контроля. В артикуляционной гимнастике, при возможности, используется упражнение «Зеркало», когда логопед просит пациента повторять за ним движения, то есть побыть его «зеркалом» - нахмуриться, поднять брови, растянуть губы в улыбке или сложить в трубочку и т.д.

Артикуляционная гимнастика выполняется пациентом самостоятельно, длительность гимнастики около 15 минут, по возможности 2-3 раза в день. Произнесение звуков речи обеспечивается скоординированной работой губ, языка, нижней челюсти, гортани, глотки и легких. Все эти органы находятся под контролем моторных зон речи в коре головного мозга. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, такие как повышение тонуса речевой мускулатуры, недостаточная или неправильная ее иннервация, являются причинами неправильного формирования звукопроизношения. При дизартрии особенно страдает звук, темп, выразительность речи, ее модуляция. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, голосовую и дыхательную гимнастику. Правильный подбор комплекса массажных упражнений способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует восстановлению произносительной стороны речи. Приемы логопедического массажа варьируются в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях. Возможно использование дополнительных средств массажа- логопедических зондов, шпателей и т.д. Целью логопедического массажа является устранение или уменьшение патологической симптоматики речевого аппарата. Выделяют основные задачи логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии:

• нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- или гипертонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре;

• устранение или уменьшение патологической симптоматики;

• улучшение качеств точности, объёма, переключаемости артикуляционных движений;

• увеличение силы мышечных сокращений;

• активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции или восстановления звукопроизношения.

Массаж оказывает непосредственное и рефлекторное воздействие на различные системы организма. Значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи, позволяет применение логопедического массажа. В том случае, если пациент имеет выраженную неврологическую симптоматику, использование только логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить устойчивый положительный эффект.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

Растормаживание экспрессивной речи: пение знакомых песен, договаривание пословиц («готовь сани летом, а телегу?», «куй железо, пока?»), продолжение фраз - «Зимой холодно, а летом...?, Небо голубое, а трава...?), называние предметов по картинкам и т.д.

Выработка правильного дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта (или носа) наружу. Речевое дыхание является произвольным, в отличие от неречевого, которое осуществляется человеком автоматически. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, соблюдения речевых пауз, интонационной выразительности и сохранения плавности речи . Люди, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать, не умеют рационально распределить выдох, не полностью возобновляют запас воздуха в легких и т. д. Контролю над правильным дыханием способствуют такие упражнения, как: направлять поток воздуха на ватку, на полоски бумаги и т. д. Можно использовать следующие игровые упражнения: предлагаем пациенту «погреть ручки» - вдыхать воздух через нос и с удлиненным выдохом беззвучного звука «а» «греть» руки.

«Ветер в трубе». Пациенту предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У. Вдох осуществляется через нос.

«Футбол» - пациенту предлагается с помощью воздушной струи попасть небольшим кусочком смятой бумаги в «ворота», сделанные из проволоки или картона.

Выработка мелодико-интонационных характеристик речи.

Характерной чертой дизартрии является нарушение голосового звукообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый с нарушением модуляции. При слабости мышц голосового аппарата нарушается вибрация голосовых связок, поэтому сила голоса становится минимальной. В этом случае подходят упражнения такие как рассказывание историй от лица персонажей -мышки и медведя, маленького щенка и большой собаки, с повышением и понижением голоса. Произнесение слов шепотом и в полный голос, напевание знакомых мелодий.

Таким образом, даже при одинаковых формах дизартрии клиническая картина нарушений неодинакова, поэтому и коррекционный план в каждом конкретном случае будет индивидуальным. Психолого - логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, разнопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений, а также большого количества времени и последовательного применения системы специальных упражнений.

Список использованной литературы

1. Т.Г. Визель «Как вернуть речь» М.: В. Секачев, 1998.

2. М.А.Поваляева «Справочник логопеда» М.: Феникс, 2002

3. В.В. Ткачева «Технологии психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии» М.: Аст, 2007.

© Белоусова В.А., 2017

УДК 159.9

Ю.В. Мишин

аспирант, 3 курс факультет психологии Таврической академии ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

ВНЕШНЯЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ И АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь последовательной внешней религиозности и соответствующего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.