Научная статья на тему 'Педагогические условия и факторы формирования стиля Bell canto у оперного вокалиста'

Педагогические условия и факторы формирования стиля Bell canto у оперного вокалиста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1036
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / BELL CANTO / ОПЕРНАЯ МУЗЫКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / STYLE / OPERA MUSIC / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сладкопевец Роман Вадимович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогическими условиями формирования стиля Bell canto. По мнению автора, обучение стилю Bell canto является основой профессиональной подготовки отечественных оперных вокалистов, определяет состояние и результативность образования в специализированных учебных заведениях, академиях, университетах, консерваториях. Проектируемое на данной основе профессиональное образование оперных певцов обеспечивает не только разрозненное гуманитарно-предметное, но и целостное компетентностное музыкальное образование. Профессиональные компетенции оперных певцов играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в специализированных музыкальных учреждениях, но и в семье, в кругу друзей, в профессиональных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FACTORS OF FORMATION OF STYLE BELL CANTO THE OPERA SINGER

In article the questions connected with pedagogical conditions of formation of Bell canto style are considered. According to the author, training in Bell canto style is a basis of vocational training of domestic opera vocalists, defines a state and productivity of education in specialized educational institutions, academies, universities, conservatories. The professional education of opera singers projected on this basis provides not only separate humanitarian and subject, but also complete competence-based music education. Professional competences of opera singers play the multipurpose metasubject role which is shown not only in specialized musical institutions, but also in a family, with the friends, in the professional relations.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и факторы формирования стиля Bell canto у оперного вокалиста»

XXXIX Международной филологической конференции (15—20 марта 2010 года, Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, 2010. С. 31—35.

2. ЮНЕСКО [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://www.unesco.org/new/en/ communication-and-information/flagship-project-activities/memory-of-the-world/homepage/

3. Das Berliner Phonogramm-Archiv 1900—2000: Sammlungen der traditionellen Musik der Welt = The Berlin Phonogramm-Archive 1900—2000. Artur Simon (Hg). Berlin: VWB, Verl. für Wiss. und Bildung, 2000. 264 p.

4. Encapsulated Voices: Estonian Sound Recordings from the German Prisoner-of-War Camps in 1916—1918. Edited by Jaan Ross. Böhlau Verlag Köln Weimar Wien, 2012. 197 p.

5. Lach R. Gesänge russischer Kriegsgefangener im August bis Oktober 1917. Wien, 1918.

6. Lach R. Gesänge russischer Kriegsgefangener im August und September 1916. Wien, 1917.

7. Ziegler S. Die Wachszylinder des Berliner Phonogramm—Archivs. Berlin : SMB, Ethnologisches Museum, Staatliche Museen zu Berlin, 2006. 512 s.

References

1. Denisov V. N. Yazykovye i fol'klornye zapisi narodov Rossii v zvukovykh khranilishchakh Veny i Berlina [Language and folklore recordings of the peoples of Russia in the audio stores in Vienna and Berlin]. Problemy izucheniya i sohraneniya yazykov i kul'tur narodov Rossii: Materialy sektsii XXXIX Mezhdunarodnoi filologicheskoi konferentsii (15—20 marta 2010 goda, Sankt-Peterburg) [Problems of study and preservation of languages and cultures of the peoples of Russia: Materials of the section XXXIX International philological conference (March, 15—20, St. Petersburg], St. Petersburg, 2010. Pp. 31 35.

2. YUNESKO (UNESCO). URL: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/ flagship-project-activities/memory-of-the-world/homepage/

3. Das Berliner Phonogramm-Archiv 1900—2000: Sammlungen der traditionellen Musik der Welt = The Berlin Phonogramm-Archive 1900—2000. Artur Simon (Hg). Berlin: VWB, Verl. für Wiss. und Bildung, 2000. 264 p.

4. Encapsulated Voices: Estonian Sound Recordings from the German Prisoner-of-War Camps in 1916—1918. Edited by Jaan Ross. Böhlau Verlag Köln Weimar Wien, 2012. 197 p.

5. Lach R. Gesänge russischer Kriegsgefangener im August bis Oktober 1917. Wien, 1918.

6. Lach R. Gesänge russischer Kriegsgefangener im August und September 1916. Wien, 1917.

7. Ziegler S. Die Wachszylinder des Berliner Phonogramm—Archivs. Berlin : SMB, Ethnologisches Museum, Staatliche Museen zu Berlin, 2006. 512 s.

ЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ BELL CANTO У ОПЕРНОГО ВОКАЛИСТА

УДК 378.978

Р. В. Сладкопевец

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогическими условиями формирования стиля Bell canto. По мнению автора, обучение стилю Bell canto является основой профессиональной подготовки отечественных оперных вокалистов, определяет состояние и результативность образования в специализированных учебных заведениях, академиях, университетах, консерваториях. Проектируемое на данной основе профессиональное образование оперных певцов обеспечивает не только разрозненное гуманитарно-предметное, но и целостное ком-петентностное музыкальное образование. Профессиональные компетенции оперных певцов играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в специализированных музыкальных учреждениях, но и в семье, в кругу друзей, в профессиональных отношениях.

Ключевые слова: стиль, Bell canto, оперная музыка, педагогические условия.

СЛАДКОПЕВЕЦ РОМАН ВАДИМОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры 252 музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института

культуры

SLADKOPEVETS ROMAN VADIMOVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral candidate of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture

e-mail: romansladkopevets@gmail.com © Сладкопевец Р. В., 2015

^ Искусствознание ■Юг i

R. V. Sladkopevets

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FACTORS OF FORMATION OF STYLE BELL CANTO THE OPERA SINGER

In article the questions connected with pedagogical conditions of formation of Bell canto style are considered. According to the author, training in Bell canto style is a basis of vocational training of domestic opera vocalists, defines a state and productivity of education in specialized educational institutions, academies, universities, conservatories. The professional education of opera singers projected on this basis provides not only separate humanitarian and subject, but also complete competence-based music education. Professional competences of opera singers play the multipurpose metasubject role which is shown not only in specialized musical institutions, but also in a family, with the friends, in the professional relations.

Keywords: style, Bell canto, Opera music, pedagogical conditions.

От качества и художественности исполнения оперного певца зависят качество и художественная ценность исполняемой музыки. Поэтому является актуальной и интересной для исследователей задача по формированию у студентов-вокалистов высших учебных заведений высокого художественного вокально-исполнительского стиля Bell canto.

Первая задача, которую необходимо решить педагогу, это определить природные качества певческого голоса (наличие ярко выраженного тембра, диапазона) и выяснить, где голос ученика звучит более естественно и без особых усилий. В процессе дальнейших занятий педагог уточняет данные голоса, определяет положительные и отрицательные моменты в голосообразовании.

Голосовой аппарат имеет два резонатора: грудной и головной. К грудному резонатору относятся подсвязочные полости голосового аппарата; полости лёгочных сумок, бронхов, трахеи и часть гортани. К грудному резонатору относятся также костный и мышечный каркас грудной клетки. Большое значение имеет грудинная кость.

К головному резонатору относятся: над-связочные полости голосового аппарата; над-связочная часть гортани, глотка, полость рта и другие полости, расположенные в черепной коробке. Во время пения звуковые колебания от голосовых связок распространяются вверх, усиливаются в головном и грудном

резонаторах. Непросто добиться полноценной работы резонаторов, этому надо долго и упорно учиться. Полноценного звучания голоса можно добиться, научившись управлять формой аппарата, опорой звука и опорой дыхания. Также необходимо выяснить степень «обучаемости» вокалистов, умение воспринимать и выполнять методические указания педагога. Очень важно для педагога умение воспринимать на слух все особенности его неповторимого звукообразования и соответственно этому создавать соответствующий режим и форму обучения, «вести» его путём естественного развития индивидуальных вокальных данных, а не втискивать оперного певца в рамки стандартной, общепринятой или собственной методики.

Практика показала, что, когда у ученика формируется природное певческое звукообразование (на основе овладения необходимыми вокальными навыками, соответствующими традиционной эстетике Bell canto), у певца возникает приподнятое настроение. Во время исполнения, особенно с подъёмом до высоких звуков, может появиться лёгкое щекотание на губах, приятное тепло на уровне гортани, вибрационные колебания лица, грудной клетки и упругость мускулов живота.

Преподавателю следует обратить внимание начинающих оперных вокалистов на отличие речевого звука от вокального, объяснить

устройство голосового аппарата, основы профессионального владения им. Также необходимо обратить внимание на особенности психики студента, на его организм, который развивается. Как правило, у новичков сила голоса небольшая, индивидуальный тембр почти не проявляется. Необходимо указать на режим, уход за голосовым аппаратом, правильное питание, на значение «высокой» вокальной позиции, ознакомить с различными видами профессиональных умений, навыков, а также ознакомить с историей вокального искусства, основными методами и теориями певческого звукообразования лучших учёных, педагогов, артистов, с работами вокалистов-профессионалов, в которых рассматриваются вопросы, связанные с историей развития итальянской оперы и её исполнения. Прежде всего это исследования П. Луцкера, И. Сусидко, А. Стахевича, Э. Симоновой, Е. Лучиной, О. Емцовой, в которых итальянская опера XVII—XVIII веков становится объектом специального изучения.

Учебный процесс восприятия, изучения и исполнения популярной вокальной музыки должен происходить на основе создания определённых педагогических условий.

Каким бы тонким знатоком и ценителем музыки ни был человек, его музыкальное мироощущение никогда не дойдёт до понимания слушателей, если он не владеет средствами музыкального выражения — в данном случае голосовым аппаратом, способным искусно, ярко и убедительно передать музыкальные образы и ощущения.

Совершенствование техники владения аппаратом (голосом) — вторая, важнейшая задача музыканта-вокалиста. Заслуживает внимания венецианская школа, которая стала определяющей в формировании стиля Bell canto. Главой венецианской школы по праву считается выдающийся композитор, певец и педагог — Клаудио Монтеверди [4]. Другим вариантом служит неаполитанская оперная школа, которая сформировалась во второй половине XVII века и выработала чрезвычайно богатый мелодичным содержанием стиль.

Разные жанры оперной музыки — арии, речитативы, ансамбли, инструментальные симфонии — раскрылись в неаполитанской опере во всей своей красоте. Именно неаполитанской школе удалось развить оперу в значительное явление общеитальянской национальной культуры.

Во время работы над вокальной композицией следует обращать внимание на главную мелодию, её строение, также тщательно анализировать темпоритм, гармонию, фактуру произведения, динамику, нюансировки и тому подобное. Отдельная работа — разбор поэтического текста, его смысла и структуры, установление связи и соответствия его с мелодией и композицией музыкального материала. В процессе работы отмечаем, что национальная школа пения формируется как из вокально-технологических принципов, так и из особенности психологического состава нации, истоков её музыкальной культуры, особенностей исторического развития [13]. Проще говоря, все хорошо поющие певцы пользуются схожими вокальными техниками.

Во все времена школой отечественных певцов была вокальная культура: любовь к пению, привычка самовыражения в пении, музыкальность народа, наличие прекрасных естественных голосов. Заложили основы русской школы пения А. Михайлова, Е. Уранова-Сандунова, Н. Семенова, А. Крутицкий, Н. Воробьев, П. Злов, В. Самойлов, Н. Лавров и другие. С именем М. Глинки связано становление русской оперы как самостоятельного музыкального жанра, не менее значительной была и роль М. Глинки как исполнителя и вокального педагога, создателя своеобразной школы «концентрического развития голоса» [2]. Ученики М. Глинки — О. Петров, А. Воробьева-Петрова, Д. Леонова, А. Лодий, С. Гулак-Артемовский продолжили его деятельность. В дальнейшем на развитие русской вокальной школы и её исполнительские принципы оказали влияние творчество, а также критическая и педагогическая деятельность А. Даргомыжского, А. Серова, М. Балакирева, П. Кюи, Н. Римского-Корсакова,

М. Мусоргского, П. Чайковского и других.

Во время обучения преподавателю необходимо дать ученику элементарные знания по анатомии и гигиене голосового аппарата. Певцу необходимо знать особенности голосового аппарата, общие сведения о строении органов, задействованных в процессе звукообразования: гортани, голосовых связок, лёгких, диафрагмы, гайморовых полостей. На начальном этапе обучения обращать внимание на особенности функционирования голосообразующих органов и их гигиену. Необходимо обязательно обращаться к врачу-фониатру за квалифицированной консультацией по функционированию голосового аппарата, а также по профилактике и гигиене голоса.

Гигиена голоса — это соблюдение правил певческого поведения и голосового режима. Нарушение норм гигиены голоса может вызвать острые или хронические заболевания и даже привести к полной потере певческой перспективы.

Необходимо предупредить нарушения гигиены голоса оперного певца: нельзя громко разговаривать; разговаривать на холодном воздухе; петь слишком сложные и неподходящие для определённого типа голоса произведения; употреблять алкоголем, табаком. Для того чтобы голос всегда выдерживал профессиональные нагрузки, следует следить за питанием; выполнять постоянно и систематически не только вокальные упражнения, но и гимнастические; осуществлять профилактические осмотры, прежде всего у фони-атра-отоларинголога, терапевта и других специалистов.

Значительная часть вокалистов во время обучения пению уже имеют прочные неправильные навыки и различные недостатки голоса — сыпь, гнусавость, тремоляция, перегрузки дыхания или, наоборот, его недостаток, зажим челюсти, скованность и т.д. На это необходимо сразу же обратить внимание. Исправление недостатков голоса — нелёгкий период восстановления, который требует деликатности, терпения и кропотли-

вого труда педагога, ученика и врача-фони-атра. Педагог должен владеть различными методиками для решения этой задачи.

Из всех компонентов звукообразования само дыхание поддаётся нашему визуальному контролю, и мы различаем несколько типов дыхания: 1) ключичное (когда в дыхании участвуют плечи); 2) грудное (произведённое с помощью мускулов верхней части грудной клетки); 3) диафрагмальное (когда в процессе дыхания грудная клетка расширяется в сторону брюшных органов).

Наиболее удобным является так называемое диафрагмальное дыхание, хотя по медицинским исследованиям диафрагма участвует при всех типах дыхания. Невозможно отрицать и другие типы дыхания.

В певческом дыхании главным является не вдох, а выдох, поскольку благодаря ему мы можем создавать звуки.

Тип дыхания зависит от исполняемого произведения. При исполнении лирических произведений используется более спокойное дыхание, быстрые произведения невозможно выполнить на глубоком дыхании.

На глубину дыхания влияет количество и размер пауз, ладотональность и сценическое положение артиста: лежа — более низкое, стоя или двигаясь — более высокое. Использование грудного или брюшного типа дыхания, как правило, избирается автоматически в процессе исполнения.

Важно понять, что главным является не количество вдоха (желательно через нос), но качество выдоха и слуховой контроль — координатор нужного дыхания и звучания.

Необходимо пение упражнений и вокализов. Упражнения подбираются методично, направленно и индивидуально с учётом особенности ученика. Каждое упражнение имеет свою направленность, служит определённой цели: одни способствуют развитию вокальных умений, кантилены, звучности, подвижности голоса, другие — штрихов, точности и выразительности интонационных звукоком-плексов, агогичных и динамических изменений и тому подобное. Значительную часть

упражнений следует выполнять без фортепианного сопровождения, чтобы внимательно следить за тембром, однообразием и чистотой звука, причём ученик должен овладеть умением вокализировать и разнообразить тембры голоса. Сначала следует использовать упражнения на выдержку одного, двух звуков, затем перемежая подвижные или кантиленные. Во время исполнения выдержанных звуков с помощью аккомпанемента, при изменении гармоничных последовательностей необходимо очень внимательно, не меняя качества певческого тона, вслушиваясь, изменять звуковысотную интонацию.

Работа над интонацией является одной из главных проблем в развитии певца-музыканта, для её понимания и решения нужно обращаться и к теории и истории музыки, и к музыкальной акустике и психоакустике, параллельно с этим решая сугубо вокально-технические проблемы. Начинать необходимо с самых широких интервалов, которые входят в так называемую обертональную структуру звука, переходя к малейшим (осознать разницу около 20 центов, большой терции при мелодичном (соло) или гармоничном (ансамбль) исполнении).

Из практического опыта ясно, что лучшее развитие интонационной точности и выразительности достигается при упражнениях или в музыкальных произведениях, которые используют пентатонику. Важно обратить внимание на точное осознание сугубо музыкальных понятий, не путать диатоническую, хроматические, энгармоническую гаммы, знать, что такое порядок, тональность, модуляция, модальность, глас или старинные лады: миксолидийский, дорийский, фригийский и тому подобное.

Артикуляция, дикция связаны с работой над внутренней артикуляцией (мышцы глотки, мягкое нёбо, корень языка), которая связана с формированием вокальных гласных, а также над внешней артикуляцией (активность губных мускулов, нижней челюсти, кончика языка), что, в свою очередь, связано с формированием согласных. Для этого необ-

ходимо применять упражнения для развития дикции (скороговорки, пропевание слогов).

Главной ошибкой при вокальном исполнении является акцентированное внимание на качестве звучания нот, при этом следует настроить ротовую полость на нужную гласную, и качество звука улучшится. Необходимо сочетать выразительное пение с фонетической чистотой и правильностью речи. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы громкая гласная бесконечно тянулась, чтобы «а» или «о» воспринималась как непрерывный поток, и только на определённый момент быстро прерывалась чётко произнесённой согласной для перехода в новую форму. В произношении согласных должно быть чувство меры, следует осторожно подходить к необходимому их удвоению, не злоупотреблять сонорными согласными «р», «м», «л», «н», «ж», «з», особенно в конце слова.

Правильное оформление вокальных гласных способствует нахождению высокой певческой позиции звука, которая, в свою очередь, способствует оформлению круглого академического звучания голоса на всем промежутке диапазона певца. На первом этапе оно (звучание) носит лёгкий, фальцетный характер, что очень благоприятно с точки зрения охраны ещё неокрепшего голосового аппарата. Начинающий оперный вокалист должен выработать и осознанно закрепить главное звучание голоса, но не путать с так называемым фальцетом, который не имеет никакого фонического значения, но иногда может быть использован как художественный элемент.

Однородность голоса на всех гласных и в течение всего диапазона — это важнейшее качество профессионального певца. За однородностью голоса нужно следить с начала обучения. Постепенно расширяя диапазон по одной ноте вверх и вниз, нужно стремиться сохранять ту же окраску звука, одинаковое резонирование: тогда становятся незаметными реестровые переходы. Для этого необходимо прежде всего пра-

вильно строить звук на середине диапазона, использовать очень концентрированное дыхание. Поэтому наиболее полезно, исходя из практического опыта, строить упражнения для выравнивания голоса в направлении сверху вниз и наоборот.

Современное итальянское Bell canto продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и других видов звуковедения [5, с. 46—48]. На нём основано искусство лучших певцов мира, таких как Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Н. Гяуров и другие. Искусство Bell canto является органическим и основным компонентом итальянской певческой школы, но последнюю нельзя отождествлять с Bell canto.

Стиль Bell canto предполагает использование штрихов, различных видов атак, ритмов, техники legato — умения петь, плавно переходя от ноты к ноте. Техника legato строится на освоении переноса звука с одной ноты на другую, с помощью дыхания. Развитие техники legato требует достаточного времени, большого внимания во время пения. Упражнения на скорость исполняются сначала несложные и в умеренном темпе, постепенно усложняясь. Главный принцип их исполнения — точность интонации, отсутствие подъездов, скольжений. Все должно быть чётко, ровно, точно. Владение техникой staccato необходимо для исполнения многих произведений репертуара колоратурного стиля и вариаций не только для сопрано, но и для других голосов. Следует отметить, что такие же требования относятся и к изучению трели, группетто и других видов мелиз-матики. В изучении этой техники следует отталкиваться от короткого, чеканного произнесения в упражнениях. В пении staccato ни грудная клетка, ни живот, ни челюсть не участвуют: их следует держать спокойно. Дыхание необходимо представлять плавно, и только гортань должна прерывать воздушный поток лёгким сплочением связок.

Необходимо заострять внимание вокалистов на зависимости фразировки от усиления

дыхания (упражнения на крещендо и диминуэндо), развивать интонационную выразительность голоса (окрашенные фразы: плач, стон, восторг и т.д.). Работу над твёрдой и мягкой атаками проводят в сочетании с дыханием. Не следует забывать о том, что разная вокальная атака требует разного изменения громкости, что после жёсткой делается decrescendo, а после мягкой — crescendo, есть ещё атака с придыханием, но используется она крайне редко — как элемент художественной выразительности в народных песнях или при исполнении колоратурных произведений так называемой эпохи расцвета Bell canto в XVIII веке.

С первых шагов преподаватель должен приучить оперного певца к мысли, что ритм — главная составляющая любого музыкального произведения. Четкий ритм (триоли, квартоль, дуоли, квинтоль, синкопы, переменный ритм и т.д.) усваивается в процессе знакомства с музыкальными произведениями. Необходимо обратить внимание на взаимодействие темпоритма и интонационной выразительности произведения.

Дальнейшее развитие голоса приводит к тому, что проблема смешивания регистров становится всё более актуальной, переходные ноты необходимо выявить и «сгладить», а репертуарный план строить с учётом «призрачных» (наиболее полно и хорошо звучащих) зон. Смешивание регистров (головного и грудного) способствует расширению диапазона, на этом же этапе необходимо учитывать ещё неокрепший голосовой аппарат и не совсем выровненный голос и регистрационную пестроту. Поэтому при выборе упражнений, репертуара не следует использовать произведения с крайними нотами диапазона, даже если они и есть в голосе ученика.

Подвижность голоса необходимо развивать с самого начала обучения, что является одной из самых сложных задач вокальной педагогики. Её решение вытекает из сочетания нескольких факторов: смешивания головного и грудного регистров, сглаживани, выравнивания тембра, правильной работы

дыхания и всего аппарата артикуляции. Результатом пения является яркий тембр и ясно выраженные высокие и низкие певческие форманты [15]. С методической точки зрения здесь реализуются различные подходы в зависимости от способностей и индивидуальных качеств ученика.

Работа над певческой опорой должна продолжаться весь процесс учёбы, тогда как на первом году это скорее знакомство с понятием «певческая опора».

Большое значение имеет динамика звука, ведь динамические оттенки являются неотъемлемым элементом художественной выразительности при исполнении музыкального произведения. Качественное использование динамических оттенков (crescendo, decrescendo, forte, piano, mezzo voce, sotto voce) возможно для вокалиста только благодаря комплексному, целенаправленному развитию музыкального слуха и необходимых мышечных движений и приспособлений, с помощью специальных упражнений, которые предоставляют возможности певцу изменять громкость голоса без относительного изменения тем-бральной окраски и качества звука, который будет слышен в малых и больших помещениях.

Значимым элементом является вокально-художественная выразительность. Оперному вокалисту следует бережно относиться к музыкальному произведению, к авторским ремаркам, избегать не указанных автором нюансов, особенно фермат и неоправданных ускорений. Не следует ставить в качестве цели пение высоких нот, ведь главной целью является не высота нот, а то, как она соотносится с предыдущей фразой, какой характер имеет. Во время работы над произведением студент должен мыслить крупным планом, не разрывая произведение на небольшие фразы.

Работа над художественным составом произведений влечёт за собой и дальнейшее развитие звука по всем направлениям, включая диапазон. И наоборот — более сложные в вокально-техническом плане произведения требуют большей художественной самоотдачи.

Особо надо сказать о вибрато. Вибрато

— это приём, при котором звук пульсирующе отклоняется от основного тона (как правило, вниз). Скорость пульсации вибрато называется частотой вибрации, а глубина отклонения от основного тона — амплитудой. Надо, чтобы вокалисты постоянно совершенствовались в умении импровизировать, это поможет лучше чувствовать музыкальную образность жанра, музыку вообще.

Одним из основных направлений работы вокалиста является работа над стилем. Изложение материала начинается с работы над стилем, так как он является частью музыкально-образной сферы.

Говоря о стилистике, нельзя не сказать о мелизматике, принятой в пении. В современной певческой манере мелизмы используются как мини-импровизации, они подчёркивают ту или иную особенность исполнительской манеры и стиля. Нужно помнить, что мелизмы

— средство музыкального выражения, их исполнение должно быть свободным и лёгким.

Обучение стилю Bell canto является основой профессиональной подготовки отечественных оперных вокалистов. Проектируемое на данной основе профессиональное образование оперных певцов обеспечивает не только разрозненное гуманитарно-предметное, но и целостное компетентностное музыкальное образование. Профессиональные компетенции оперных певцов играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в специализированных музыкальных учреждениях, но и в семье, в кругу друзей, коллег.

Всесторонний анализ и практическое применение сложных технических приёмов подняли Bell canto на небывалый уровень художественного синтеза. Природная способность итальянцев «слишком высоко ценить чистый момент звучания», но при этом сочетать его с «художественным моментом высокой выразительности» [1, с. 9] привела к формированию уникальной культуры певческого голоса, которая постепенно приобрела статус мета-национальной певческой традиции.

Примечания

1. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. Москва : Музсектор Госиздата, 1929. Ч. 1.

2. Глинка М. Литературное наследие : в 2 томах / под ред. [и со вступит. статьей] В. Богданова-Березовского ; Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки. Ленинград ; Москва : Государственное музыкальное издательство, 1952—1953. Т. 1. : Автобиографические и творческие материалы.

3. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства : [методическое пособие]. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. 156 с., ил., ноты, портр.

4. Куклев А. В. Оперное творчество Клаудио Монтеверди в контексте культуры Belcanto : автореф. дис. на соиск. учён. степ. кандидата искусствоведения : 17.00.02 — музыкальное искусство / Куклев Андрей Владимирович ; Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки. Нижний Новгород, 2012. 27 с.

5. Мартынова-Хоффман А. Итальянская опера первой половины XIX века — взаимосвязь вокальной теории и композиторской практики // Музыка и время. 2006. № 12. С. 46—48.

6. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению : учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва : Просвещение, 1987. 95 с.

7. Ржепянская И. В. О профессиональной подготовке педагога-музыканта в вузе культуры и искусств: к постановке проблемы // Культура и образование. № 1 (16). С. 38—43.

8. Сладкопевец Р. В. Единство слова и звука в формировании и воспитании певца // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 190—193.

9. Сладкопевец Р. В. Методы вокального обучения и практика бельканто в классе сольного пения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 221—226.

10. Сладкопевец Р. В. Мотивационный и эмоциональный компоненты обучения вокалу на мастер-классе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 245—252.

11. Сладкопевец Р. В. Научные подходы к обучению певцов-профессионалов: методология, содержание и структура // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 161—166.

12. Сладкопевец Р. В. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения bell canto // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 187—193.

13. Стахевич А. Искусство bel canto в итальянской опере XVII—XVIII веков : монография. Харьков, 2000. 305 с.

14. Юшманов В. Вокальная техника и её парадоксы. Изд. 3-е. Санкт-Петербург : ДЕАН, 2007. 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Яковлева А. Русская вокальная школа : исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия : учебное пособие по курсу «История вокального искусства». 3-е изд., доп. Москва : ИнформБюро, 2011. 129 с.

References

1. Bagadurov V. A. Ocherki po istorii vokal'noi metodologii. Chast' 1 [Sketches on stories of vocal methodology. Part 1]. Moscow, 1929.

2. Glinka M. Literaturnoe nasledie, v 2 tomakh. Tom 1: Avtobiograficheskie i tvorcheskie materialy [Literary Heritage, in 2 vol. Vol. 1: Autobiographical and creative materials]. Leningrad, Moscow, State Publishing House of Music, 1952—1953.

3. Gontarenko N. B. Sol'noe penie: sekrety vokal'nogo masterstva [Solo singing: secrets of vocal skill]. 2nd edition. Rostov on Don, Publishing house "Phoenix", 2007. 156 p.

4. Kuklev A. V. Opernoe tvorchestvo Klaudio Monteverdi v kontekste kul'tury Belcanto. Avtoreferat diss. kand. iskusstv. [Opera creativity of Claudio Monteverdi in the context of culture of Belcanto. Synopsis Cand. history of arts sci. diss.]. Nizhy novgorod, 2012. 27 p.

5. Martynova-Khoffman A. Italyanskaya opera pervoi poloviny XIX veka — vzaimosvyaz' vokal'noi teorii i kom-pozitorskoi praktiki [The Italian opera of the first half of the XIX century — interrelation of the vocal theory and composer practice]. Muzyka i vremya [Music and time]. 2006, No. 12, pp. 46—48.

6. Menabeni A. G. Metodika obucheniya sol'nomu peniyu [Technique of training in solo singing]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 95 p.

7. Pzhepyanskaya I. V. O professional'noi podgotovke pedagoga-muzykanta v vuze kul'tury i iskusstv: k postanovke problemy [About vocational training of the teacher-musician in higher education institution of culture and arts: to statement of a problem]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 1 (16), pp. 38—43.

8. Sladkopevets R. V. The problem of educating a student in particular singer vocalist, its specific peculiarities of speech and sound in voice training. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 5 (55), pp. 190—193. (In Russian)

9. Sladkopevets R. V. Some methods of vocal training and practice bel canto in the class of solo singing. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 1 (57), pp. 221—226. (In Russian)

10. Sladkopevets R. V. Motivational and emotional components of learning vocal master-class. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 245—252. (In Russian)

11. Sladkopevets R. V. Scientific approaches to teaching singers-professionals: methodology, contents and structure. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 161—166. (In Russian)

12. Sladkopevets R. V. Principles and methods of professional training of students vocalists in the process of learning Bell canto. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 187—193. (In Russian)

13. Stakhevich A. Iskusstvo bel canto v italyanskoi opere XVII—XVIII vekov [Art of bel canto in the Italian opera of the XVII—XVIII centuries], Kharkov, 2000. 305 p.

14. Yushmanov V. Vokal'naya tekhnika i ee paradoksy [Vocal equipment and its paradoxes]. 3nd edition. St. Petersburg, DEAN Publ., 2007. 128 p.

15. Yakovleva A. Russkaya vokal'naya shkola: istoricheskii ocherk razvitiya ot istokov do nachala XX stoletiya [Russian vocal school: a historical sketch of development from sources before the beginning of the XX century]. 3nd edition. Moscow, 2001. 129 p.

Ц

ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ УДК 7.01

М. Р. Фаносян

Московский государственный институт культуры

В настоящей статье автор пересматривает этапы возникновения и становления понятия цвета в рамках исторического и общекультурного развития экранного искусства; изучает закономерности его проявлений в таких областях науки, как физика, физиология и психология. Автор прослеживает первые попытки изобретения светочувствительной плёнки и её последующее внедрение в кино.

Ключевые слова: киноискусство, цветокоррекция, цифровое кино, цветная киноплёнка, коло-ристика, художественная цветокоррекция, экранное искусство.

M. R. Fanosyan

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

COLOR CORRECTION IN THE MODERN CINEMATOGRAPH

In this article the author examines the definition of the color in historical and cultural frameworks; describes and studies patterns of its manifestations in physics, physiology and psychology. The author traces the first attempts of the invention of a light-sensitive film and its subsequent introduction in film production.

Keywords: motion picture art, color correction, digital cinema, color film, coloring, art color correction, screen art.

ФАНОСЯН МАРТИРОС РЕТЕВОСОВИЧ — профессор кафедры киноискусства факультета медиакоммуни-каций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры, кинорежиссёр, член Союза кинематографистов Российской Федерации

FANOSYAN MARTIROS RETEVOSOVICH — Professor of Department of cinematography, Faculty of Mass media and Audiovisual Arts, Moscow State Institute of Culture, film director, member of the Union of Cinematographers of Russia e-mail: martirosf@mail.ru

© Фаносян М. Р., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.