Научная статья на тему 'Мотивационный и эмоциональный компоненты обучения вокалу на мастер-классе'

Мотивационный и эмоциональный компоненты обучения вокалу на мастер-классе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1503
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OPERA SINGER / BELL CANTO / PROFESSIONAL VOCAL TRAINING / MASTER-CLASSES / ART-PEDAGOGICAL INTERPRETATION / INTEGRATION OF THE ARTS / TEACHING METHODS AND VOCALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сладкопевец Роман Вадимович

В статье раскрывается методика вокального мастер-класса, которая нацелена на совершенствование профессиональной подготовки оперных вокалистов. Особое внимание уделено приёмам, методам обучения, организации вокального мастер-класса, формам и этапам работы с оперными вокалистами. Автор приходит к выводу, что в процессе мастер-класса необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования исполнительского стиля Bell canto у вокалистов в вузах культуры и искусств. Имея индивидуальную окрашенность, исполнительский стиль Bell canto предполагает необходимость создания такой методики его формирования, которая бы учитывала возрастные и индивидуальные особенности студентов, их интересы и стремления, ценностные ориентации, направленные на глубокое художественно-творческое раскрытие личности. Дальнейшая работа со студентами-вокалистами предусматривает приобретение необходимых знаний для осуществления полноценного процесса художественно-педагогической интерпретации вокального произведения в стиле Bell canto. Конфликт, который возникнет между стремлением к выполнению поставленных задач, с одной стороны, и невозможностью их решения с другой, стимулирует выработку у студентов ориентиров, направленных на самосовершенствование, а также стремление получить соответствующие знания, связанные с художественно-педагогической интерпретацией вокального произведения. Ключевые слова: оперный вокалист, бельканто, профессиональная вокальная подготовка, мастер-класс, художественно-педагогическая интерпретация, интеграция видов искусства, методы и формы обучения вокалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND EMOTIONAL COMPONENTS OF LEARNING VOCAL MASTER-CLASS

In the article the technique of vocal master class, which is aimed at improving the training of Opera singers. Special attention is paid to techniques, teaching methods, organization of vocal master class, forms and stages of work with Opera singers. The author comes to the conclusion that during the master-class you should consider the psychological and pedagogical features of the formation of his style Bell canto the vocalists in the universities of culture and arts. Having a individual coloring, performing style Bell canto suggests the need to establish a method of its formation, which would take into account the age and individual characteristics of students, their interests and desires, values, aimed at deep artistic and creative personal discovery. Further work with students vocalists provides for the acquisition of knowledge required for lull implementation of the process of art-pedagogical interpretation of vocal works in the style of Bell canto. The conflict that arises between the desire to accomplish a task, on the one hand, and the impossibility of their decisions, on the other, stimulates students guidelines aimed at self-improvement, and the desire to obtain relevant knowledge related to pedagogical interpretation of vocal works.

Текст научной работы на тему «Мотивационный и эмоциональный компоненты обучения вокалу на мастер-классе»

4. Бернстайн А. Концерты для молодёжи / перевод с английского и предисловие Е. Ф. Бронфин. Ленинград : Советский композитор, 1991. 232 с.

5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. Москва : Просвещение, 1989. 189 с.

6. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. Москва : МИРОС, 1992. 38 с.

References

1. Abdullin Е. B., Nikolaeva Е. V. Metodika muzykal'nogo obrazovaniya [Methodology of Music Education]. Moscow, Music publ., 2006. 336 p.

2. Apraksina O. A. Iz istorii muzykal'nogo vospitaniya v sovetskoi shkole [From the history of musical education in the Soviet school]. Muzykal'noe vospitanie v shkole, vyp. 9 [Musical education in school. Issue 9]. Moscow, 1974. Pp. 40—45.

3. Asafev B. V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshhenii i obrazovanii [Selected articles about music teaching and education]. Moscow, Music Publ., 1965. 152 p.

4. Bernstayn L. Kontserty dlia molodezhi [Concerts for Youth]. Leningrad, Soviet Compozitor Publ., 1991. 232 p.

5. Kabalevskii D. B. Kak rasskazyvat detyam o muzyke? [How to tell children about music?]. 3th edition. Moscow, Prosveshhenie Publ. [Education Publ.], 1989. 189 p.

6. Pilichyauskas A. A. Poznanie muzyki kak vospitatel'naya problema. Posobie dlia uchitetelya [Knowledge of music as an educational problem. A Handbook for Teachers]. Moscow, MIROS Publ., 1992. 38 p.

УДК 378.978

Р. В. Сладкопевец

Московский государственный институт культуры

В статье раскрывается методика вокального мастер-класса, которая нацелена на совершенствование профессиональной подготовки оперных вокалистов. Особое внимание уделено приёмам, методам обучения, организации вокального мастер-класса, формам и этапам работы с оперными вокалистами. Автор приходит к выводу, что в процессе мастер-класса необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования исполнительского стиля Bell canto у вокалистов в вузах культуры и искусств. Имея индивидуальную окрашенность, исполнительский стиль Bell canto предполагает необходимость создания такой методики его формирования, которая бы учитывала возрастные и индивидуальные особенности студентов, их интересы и стремления, ценностные ориентации, направленные на глубокое художественно-творческое раскрытие личности. Дальнейшая работа со студентами-вокалистами предусматривает приобретение необходимых знаний для осуществления полноценного процесса художественно-педагогической интерпретации вокального произведения в стиле Bell canto. Конфликт, который возникнет между стремлением к выполнению поставленных задач, с одной стороны, и невозможностью их решения — с другой, стимулирует выработку у студентов ориентиров, направленных на самосовершенствование, а также стремление получить соответствующие знания, связанные с художественно-педагогической интерпретацией вокального произведения. Ключевые слова: оперный вокалист, бельканто, профессиональная вокальная подготовка, мастер-класс, художественно-педагогическая интерпретация, интеграция видов искусства, методы и формы обучения вокалу.

СЛАДКОПЕВЕЦ РОМАН ВАДИМОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры

музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института

культуры 245

SLADKOPEVETS ROMAN VADIMOVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral

candidate of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture

e-mail: romansladkopevets@gmail.com.

© Сладкопевец Р. В., 2015

ЫЙ и ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ НА МАСТЕР-КЛАССЕ

R. V. Sladkopevets

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

MOTIVATIONAL AND EMOTIONAL COMPONENTS OF LEARNING VOCAL MASTER-CLASS

In the article the technique of vocal master class, which is aimed at improving the training of Opera singers. Special attention is paid to techniques, teaching methods, organization of vocal master class, forms and stages of work with Opera singers. The author comes to the conclusion that during the master-class you should consider the psychological and pedagogical features of the formation of his style Bell canto the vocalists in the universities of culture and arts. Having a individual coloring, performing style Bell canto suggests the need to establish a method of its formation, which would take into account the age and individual characteristics of students, their interests and desires, values, aimed at deep artistic and creative personal discovery. Further work with students vocalists provides for the acquisition of knowledge required for full implementation of the process of art-pedagogical interpretation of vocal works in the style of Bell canto. The conflict that arises between the desire to accomplish a task, on the one hand, and the impossibility of their decisions, on the other, stimulates students guidelines aimed at self-improvement, and the desire to obtain relevant knowledge related to pedagogical interpretation of vocal works.

Keywords: opera singer, Bell canto, professional vocal training, master-classes, art-pedagogical interpretation, integration of the arts, teaching methods and vocals.

В условиях модернизации отечественного образования большое значение приобретает подготовка такого специалиста, который характеризовался бы готовностью реализовы-вать разнообразные профессиональные компетенции. В частности, оперный вокалист высокого профессионального уровня — это не только исполнитель-профессионал, но и педагог, и воспитатель. Поэтому возникает необходимость применения дополнительных педагогических приёмов, организации новых форм обучения для формирования такой готовности. В статье мы рассмотрим возможности дополнительной подготовки студентов-вокалистов в ходе организации такой педагогической формы, как мастер-класс, и представим авторскую методику проведения вокального мастер-класса с учётом мотиваци-онного и эмоционального компонентов формирования стиля Bell canto.

Мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) — это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции и проходящая под руководством признанного профессиональным сообществом специалиста.

В рамках мастер-класса осуществляется совместная творческая деятельность педагога и студентов.

Авторские методики работы с вокалистами разработали такие учёные, как А. Алек-сюк, А. Ростовский, А. Щелокова, А. Вербицкий и др.

разработанная автором статьи методика проведения вокального мастер-класса с учётом мотивационного и эмоционального компонентов формирования стиля Bell canto осуществляется в несколько этапов на занятиях вокалом и предполагает интерпретацию вокального музыкального произведения.

Первый этап — информационно-эвристический и мотивационный — способствует формированию интеллектуальной сферы студентов-вокалистов. Он направлен на расширение интереса к разным стилям, жанрам, видам искусств, на приобретение системных знаний из разных видов искусств и на формирование специальных умений, связанных с художественно-педагогической интерпретацией вокального произведения. На этом этапе осуществляется также развитие эмоционально-образной сферы студента — основы эстетического восприятия произведений искусства;

усваивается алгоритм художественно-педагогической интерпретации музыкального произведения.

процесс обучения построен на инновационных вокальных упражнениях, грамотной теории и закреплении практических навыков. Этот этап предполагает использование различных форм организационной работы (как групповых, так и индивидуальных); методов обучения, которые построены на принципах сотворчества, проблемности.

на первом этапе используются такие активные методы обучения, как создание проблемных ситуаций, проведение бесед, дискуссий, диалогов, методы иллюстрации и демонстрации, анализа музыкальных произведений, образцов музыкального творчества. названные методы обеспечивают динамичный характер учебного процесса обучения вокалистов стилю Bell canto, способствуют развитию у студентов-вокалистов эмоциональной чувствительности, эстетического восприятия произведений искусства, накоплению ассоциативного фонда, освоению различных типов вербальной интерпретации (музыковедческой, художественно-образной, визуальной) вокальных произведений.

Следующий этап — эмоциональный — направлен на развитие эмпатии как профессионального качества будущих оперных вокалистов и предполагает индивидуальные твор-ческо-практические занятия или групповые (пение дуэтов, трио). Цель творческой работы педагога-вокалиста с молодым оперным вокалистом на этом этапе связана с обогащением опыта студента процессами восприятия вокального искусства, художественной интерпретации вокального произведения искусства, развитием эмпатийных качеств и формированием общепедагогической умений (специальных и вокальных). Характеризуя музыку как искусство, которое отличается меньшей предметностью, конкретностью, следует отметить возможность музыки напрямую передавать человеческие чувства, переживания, внутреннее эмоциональное состояние. необходимо подчеркнуть, что музыкальное

искусство способно устанавливать тесную связь с другими видами искусства и отражать реальную действительность, что в значительной степени обусловлено слуховым опытом воспринимающего, его способностью к ассоциативному мышлению [1].

очень важно бережно отнестись к прочтению бесценного наследия наших предшественников, поскольку мы имеем дело не с готовым «рецептом» воспитания певца, но с «личностным знанием» (М. Полани), которое невозможно сделать своим за несколько часов чтения [5, с. 57—67].

следующий этап представляет собой презентацию вокального стиля и предполагает реализацию знаний и умений художественно-педагогической интерпретации музыкального произведения. целью этого этапа является ориентация оперного вокалиста на творческое применение знаний и умений в самостоятельной художественно-педагогической и концертной деятельности.

В процессе вокальных мастер-классов приобретается опыт художественно-педагогического общения. Вокалист, владеющий стилем Bell canto, делится с вокалистами-студентами уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути, мастер-класс — это передача действующей вокальной технологии Bell canto [4, с. 233—237].

Вокалист-профессионал в процессе мастер-класса делится некоторыми профессиональными секретами и отмечает ряд недостатков в современной отечественной школе вокального пения. Такой способ взаимодействия мастера, обладающего авторитетом, и начинающего оперного вокалиста обеспечивает передачу опыта, мастерства, традиций исполнения Bell canto путём прямого, комментированного показа приёмов вокального исполнения и воплощает технологический компонент художественно-педагогической интерпретации вокального произведения.

Художественно-педагогическая интерпретация музыкального произведения требует привлечения таких вокалистов, которые оце-

нивают вокальные виды деятельности, с последующим развитием приобретённых обобщённых умений оценивать вокальное мастерство исполнения.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», предполагает процесс прохождения различных форм практики Bell canto (исполнительской, педагогической). Здесь можно использовать методы имитационного моделирования и ситуативно-деловые игры, творческие задания, дискуссии, а также метод оценки, который предусматривает сопоставление, размышление, самооценку. Форма работы мастер-класса в значительной степени зависит от тех особенностей стиля Bell canto, которые присущи вокалисту-профессионалу, которые у него сложились в процессе его профессиональной вокальной деятельности.

Характерной чертой вокального мастер-класса является возможность реализации приобретённых вокальных умений в социокультурной среде консерватории и вузов культуры и искусств, где студентам-вокалистам предоставляется возможность продемонстрировать свой уровень профессиональной подготовки.

В вокальной педагогике теорию певческого голоса определяют три фактора: регистровая природа; акустические возможности голосового аппарата, деятельность органов голосового аппарата в пении. Важной представляется проблема сочетания вокальных установок с вокальной позицией, от решения которой зависит свободное, природное пение.

На каждом этапе работа осуществляется с опорой на индивидуальные занятия по вокалу с использованием музыкальных инструментов. В процессе работы происходит ознакомление и изучение классических оперных вокальных произведений, начиная с итальянской классики, которая является практическим материалом не только для мастер-класса, но и для теоретических искусствоведческих курсов («История вокала», «Постановка голоса»). Необходимо акцентировать внимание вокалистов, что итальянская школа

вокала Bell canto, которая получила значительный расцвет в XVII—XVIII веках, дошла до высочайшей степени виртуозности и имела большое влияние на развитие вокального искусства всей Европы. Староитальянская школа XVII века — это выдающиеся учителя П. Тоге, Дж. Манчини; французская школа — это Ж.-Б. Берар, Ж.-Л. Дюпре, М. Гарсиа (старший) М. Гарсиа (сын) — изобретатель и научный разработчик вокальной методики, автор трудов «Полный трактат об искусстве пения», изобретатель ларингоскопа.

По мнению всех итальянских маэстро того времени, к преподавателю вокала предъявлялись высокие требования. Он должен был прежде всего сам хорошо петь (обязательное условие), иметь музыкальное образование, владеть системой знаний, которые бы разрешили учить вокалу, уметь определить талант ученика, тип его голоса. От учителя требовались доброжелательность, требовательность, умение приобщить к обучению. Высокие требования предъявлялись и к ученикам. Кроме голоса, они должны были владеть способностью мгновенно воспринимать представленный учителем материал, жертвовать собственным досугом, уметь слушать других певцов, тренироваться перед зеркалом, воспитывать в себе волю.

Выбирая ведущую педагогическую идею мастерства исполнителей Bell canto, мастер-вокалист, иллюстрируя её на мастер-классе, раскрывает и развивает возможности вокалиста в стиле Bell canto и профессиональные качества оперных вокалистов. При этом следует обратить внимание на эмоциональность исполнения, на отражение возникших эмоций в художественной и педагогической деятельности, а также на овладение студентами-вокалистами знаниями и умениями, связанными с художественно-педагогической интерпретацией музыкального произведения; накоплением опыта художественно-педагогического общения в условиях исполнительской вокальной практики стиля Bell canto.

В мастер-классах сольного пения важно не только применять вышеперечисленные мето-

ды, но и знакомить с творчеством мастеров Bell canto (Ф. Шаляпин и М. Каллас, Э. Кару-зо и А. Нежданова, Б. Христов и Р. Тебальди, П. Лисициан и И. Архипова и др.).

В тематику вокального мастер-класса необходимо также включать вопросы, посвящён-ные певческому дыханию, артикуляции, качеству звука, дикции и т.п. Характеризуя понятия «ритм», «тембр», «цвет», «динамика», необходимо отмечать их прямое и опосредованное выражение в различных видах искусства. На основе этого можно сделать важные выводы о том, что прямое и опосредованное отражение действительности в произведениях создаёт условия для объединения различных видов искусства по общности их жанро-во-стилевых особенностей. Категории художественного стиля и жанра осознаются студентами-вокалистами на основе их знаний о музыкальном стиле, его исторических модификациях.

Концентрический метод можно считать универсальным, так как он становится основой методических систем разных авторов и может быть использован для вокального обучения и взрослых, и детских голосов. Этот метод основан на следующих положениях [3]:

• медленное пение и без придыхания, чтобы обеспечить достаточно плотное смыкание голосовых складок; непринуждённость и свобода голосообразования; умеренное открытие рта во время пения с целью создания оптимальных акустических условий для работы источника звука; не делать никаких гримас и усилий, петь естественно, в художественном исполнительстве певец должен быть музыкантом-исполнителем вообще, обладать специфическим качеством вокалиста, декламатора, в оперном жанре — драматического актёра. Правильное голосообразование предполагает определённое активное звучание;

• петь не громко и не тихо, так как использование forte или piano соответственно настраивают голосовой аппарат на грудное или фальцетное пение;

• уметь долго тянуть ноту одинаковым по силе голосом;

• петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком, например можно пользоваться вокальными упражнениями с одной, двумя, тремя, четырьмя и пятью нотами;

• без portamento и некрасивых «подъездов» точно попадать в ноту, используя мягкую любую атаку звука;

• соблюдать последовательность задач в построении вокальных упражнений. В результате внимательно петь в стиле Bell canto четверть часа значительно эффективнее, чем четыре часа без него. Таким образом, необходима направленная работа голосовых складок в разных регистрах.

Фонетический метод используется в вокальной работе как один из способов влияния на тот или иной тип регистрового звучания голоса. Известно, что каждая фонема, слог или слово целостно организуют работу всего голосового аппарата в определённом направлении. Малейшие изменения артикуляционного состава одной и той же фонемы создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосовых складок, что сказывается на тембре голоса.

Поскольку первая и главная задача в вокальной работе в стиле Bell canto — это научить тянуть звук, важно — нараспев, первые упражнения следует вокализировать с помощью чистых гласных, а для исправления любых недостатков певческого голоса использовать различные соединения слогов.

проблемы более совершенной профессиональной подготовки вокалистов в вузе всё больше привлекают учёных, педагогов. Не случайно сегодня выходит обширная педагогическая литература, раскрывающая различные грани становления вокалистов. нельзя не отметить фундаментальный труд в этой области В. Морозова «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» [2].

Резонансная теория искусства пения, РТИП — как её условно называет автор, есть результат обобщения более чем 40-летнего опыта педагогической деятельности по исследованию певческого голоса разных профессио-

нальных и возрастных категорий вокалистов, включая анализ деятельности крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, С. Лемешева, И. Козловского, И. Архиповой, В. Атлантова, Г. Вишневской, П. Доминго, з. Долухановой, М. Кал-лас, М. Рейзена, В. Левко, П. Лисициана, Т. Милашкиной, Е. Нестеренко, Е. Образцовой, Л. Паваротти, Б. Руденко, П. Скусничен-ко, Б. Штоколова, Д. Хворостовского. Также в работе рассматриваются спектры голосов известных эстрадных певцов, среди которых Л. утесов, К. Шульженко, Г. Великанова, В. Высоцкий, А. Герман, И. Кобзон, В. Леонтьев, А. Пугачева.

Сегодня одной из актуальнейших является проблема «музыкальной грамотности» в современной профессиональной подготовке певцов.

Музыкальная грамотность вокалиста — это глубокие знания о произведении, его авторе, особенностях восприятия и исполнения; это умение анализировать, понимать сущность произведения, определять тот или иной жанр, характер, создавать и воплощать в исполнении художественный образ, ощущать стиль произведения, оценивать его содержание; это исполнительские (художественные и технические) умения и навыки, синтез которых позволяет добиться профессионального воспроизведения, раскрывая художественно-творческий потенциал певца. Для этого необходима активизация процесса профессиональной подготовки вокалистов. Большую помощь здесь оказывает индивидуальная форма обучения, позволяющая строить учебный процесс, опираясь на индивидуальность конкретного певца, его художественно-творческие возможности, и корректировать учебный материал в зависимости от возникших трудностей, от учебных ситуаций, сложившихся в процессе обучения.

Таким образом, работа на мастер-классе предполагает последовательность, которую можно представить схематично: проблемная лекция-беседа «Сущность и содержание Bell canto»; тематические лекционно-практи-

ческие занятия «Осмысление понятий и приёмов Bell canto в оперном искусстве Европы, алгоритма художественно-педагогической интерпретации вокального произведения».

Использование творческих практических упражнений, которые являются элементами формирования практических умений, связано с художественно-педагогической интерпретацией вокального произведения оперным певцом. Например, кантиленное пение итальянцев близко и понятно русским, так как у этих школ одинаковая основа, русские певцы всегда стремились соединить прекрасный вокал и искреннюю игру драматического актёра. Поэтому важнейшей задачей преподавателей-вокалистов является кропотливая индивидуальная работа с теми, кто начинает курс обучения вокальному искусству.

Выдающиеся преподаватели всегда ставили перед собой задачу — помочь ученику проявить разные драматические состояния человека во время исполнения музыкального произведения, выделить определённые ощущения, «пережить» поэтический и музыкальный материал. Но умение ставить перед собой большую творческую задачу — это только повод для начала работы. Далее художественно-педагогическая интерпретация вокального произведения требует умения ощутить музыку, сформировать разнообразное представление музыки, проанализировать её, уметь понимать творческий замысел композитора, передавать своё понимание образа, свои мысли и чувства.

Итак, в процессе мастер-класса необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования исполнительского стиля Bell canto у вокалистов в вузах культуры и искусств. Дальнейшая работа со студентами-вокалистами предусматривает приобретение необходимых знаний для осуществления полноценного процесса художественно-педагогической интерпретации вокального произведения в стиле Bell canto. Конфликт, который возникнет между стремлением к выполнению поставленных задач, с одной стороны, и невозможностью их решения — с другой, сти-

мулирует выработку у студентов ориентиров, направленных на самосовершенствование, а также стремление получить соответствующие знания, связанные с художественно-педагогической интерпретацией вокального произведения.

Для классического Bell canto характерны нежность, воздушность, гибкость кантилены, рядом со страстью и возвышенностью чувств, с выразительной мелодией, эффектными ариями, яркой театральностью.

Развитие исполнительского стиля Bell canto вокалиста осуществляется в процессе активной педагогической деятельности, опирается на художественно-творческие способности, степень одарённости, индивидуально-психологические особенности, интеллектуально-эмоциональный, исполнительский опыт.

Исполнительский стиль Bell canto развивается в процессе различных видов музыкально-познавательной деятельности, предполагающей восприятие музыки, её исполнение и сочинение. Имея индивидуальную окрашенность, исполнительский стиль Bell canto предполагает необходимость создания такой методики его формирования, которая бы учи-

тывала возрастные и индивидуальные особенности студентов, их интересы и стремления, ценностные ориентации, направленные на глубокое художественно-творческое раскрытие личности.

Качество профессионального образования оперных певцов, обучение стилю Bell canto является основой профессиональной подготовки отечественных оперных вокалистов, определяет состояние и результативность образования в специализированных учебных заведениях, академиях, университетах, консерваториях. Проектируемое на данной основе профессиональное образование оперных певцов обеспечивает не только разрозненное гуманитарно-предметное, но и целостное ком-петентностное музыкальное образование. Компетентностный поход подтверждает необходимость включения в практические занятия (индивидуальные или групповые) моти-вационного и эмоционального компонентов, а также элементов актёрского мастерства как условия совершенствования профессиональной подготовки оперных вокалистов, способствующего успешной презентации оперного вокалиста, овладению техникой Bell canto.

Примечания

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва : Высшая школа, 1991. 207 с.

2. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники : монография. Москва : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2002. 494 с.

3. Павлищева О. П. Методика постановки голоса. Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей пения. Москва ; Ленинград : Музыка, [Ленингр. отд-ние], 1964. 124 с.

4. Сладкопевец Р. В. О новаторских творческих подходах к вокальной технике Ф. И. Шаляпина // Сборник научных трудов Первого международного междисциплинарного конгресса «ГОЛОС» (Москва, 29—30 ноября 2007 г.). Москва, 2007. С. 233—237.

5. Фомина В. П. Музыкально-выразительные средства в контексте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности : материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летнему юбилею создания кафедры музыкального образования в МГУКИ / под научной редакции В. А. Есакова, Л. С. Майковской. Москва : Граф-Пресс, 2012. С. 57—67.

References

1. Verbitskii A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podhod [Active learning in higher education: a contextual approach]. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 1991. 207 p.

2. Morozov V. P. Art of resonance singing. Basis of resonance theory and technique. Moscow, Publishing house of Moscow State Conservatory (University) Tchaikovsky, 2002. 494 p. (in Russian)

3. Pavlishcheva O. P. Metodika postanovki golosa. Kratkoe posobie dlia khormeisterov i prepodavatelei peniya [Voice training technique. A short guide for chorus masters and teachers of singing]. Moscow, Leningrad, Music Publ., 1964. 124 p.

4. Sladkopevets R. V. O novatorskikh tvorcheskikh podkhodakh k vokal'noi tekhnike F. I. Shalyapina [About innovative creative approaches to vocal equipment of F. I. Shalyapin]. Sbornik nauchnykh trudov Pervogo mezhdunarodnogo mezhdistsiplinarnogo kongressa "GOLOS" (Moskva, 29—30 noyabrya 2007 g.) [Collection of scientific works of the First international interdisciplinary congress "VOICE" (Moscow, on November 29—30, 2007)]. Moscow, 2007. Pp. 233—237.

5. Fomina V. P. Muzykal'no-vyrazitel'nye sredstva v kontekste problem sovremennoi vokal'noi interpretatsii ital'ianskoi opery pervoi poloviny XVII veka [Musical means of expression in the context of problems of modern vocal interpretation of the Italian opera of the first half of the XVII century]. Muzykal'noe obrazovanie v sotsiokul'turnom razvitii lichnosti: materialy X Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letnemu yubileyu sozdaniya kafedry muzykal'nogo obrazovaniya v MGUKI [Music education in sociocultural development of the personality: materials X of the International scientific and practical conference devoted to 20-year anniversary of creation of chair of music education in MGUKI]. Moscow, Graf-Press, 2012. Pp. 57—67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.