Научная статья на тему 'Внешние и внутренние факторы конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий региона'

Внешние и внутренние факторы конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3751
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарев А. А., Векленко В. И.

Конкурентные преимущества предприятия, как важнейшая составляющая современных рыночных отношений, оказывают влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, его финансовые результаты и устойчивость развития. Конкурентные преимущества предприятия непостоянны, они находятся под влиянием множества факторов внешней и внутренней среды (качество производимой продукции, уровень конкуренции, конъюнктура рынка, макроэкономическая стабильность, природные, финансово-экономические и другие риски, степень открытости экономики). Влияние определенного фактора на конкурентные преимущества может принимать разные направления в зависимости от ситуации, обусловленной состоянием национальной экономики, ее внешних связей, природно-климатических условий, рыночной конъюнктуры, результатов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому на основе осуществления систематических исследований, анализа и оценки необходимо выявлять факторы, формирующие и усиливающие конкурентные преимущества предприятий. Важным аспектом является исследование эффективности использования конкурентных преимуществ и факторов, оказывающих влияние на ее изменение. Конкурентные преимущества непостоянны, поэтому предприятиям необходимо их создавать и максимально эффективно использовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние и внутренние факторы конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий региона»

УДК 338.43

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

ЗОЛОТАРЕВ А.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Российского открытого регионального института.

ВЕКЛЕНКО В. И.,

доктор экономических наук профессор кафедры экономики Курского государственного университета; e-mail: [email protected].

Реферат. Конкурентные преимущества предприятия, как важнейшая составляющая современных рыночных отношений, оказывают влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, его финансовые результаты и устойчивость развития. Конкурентные преимущества предприятия непостоянны, они находятся под влиянием множества факторов внешней и внутренней среды (качество производимой продукции, уровень конкуренции, конъюнктура рынка, макроэкономическая стабильность, природные, финансово-экономические и другие риски, степень открытости экономики). Влияние определенного фактора на конкурентные преимущества может принимать разные направления в зависимости от ситуации, обусловленной состоянием национальной экономики, ее внешних связей, природно-климатических условий, рыночной конъюнктуры, результатов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому на основе осуществления систематических исследований, анализа и оценки необходимо выявлять факторы, формирующие и усиливающие конкурентные преимущества предприятий. Важным аспектом является исследование эффективности использования конкурентных преимуществ и факторов, оказывающих влияние на ее изменение. Конкурентные преимущества непостоянны, поэтому предприятиям необходимо их создавать и максимально эффективно использовать.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные позиции, конкурентные преимущества, сельскохозяйственное производство, государственная поддержка.

EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS AFFECTING THE CONDITION COMPETITIVE ADVANTAGES OF AGRICULTURAL COMPANIES IN THE REGION

ZOLOTAREV A.A.,

PhD, Associate Professor, Department of Economics and Management of the Russian Open Regional Institute. VEKLENKO V.I.,

Doctor of Economics, Professor of Economics, Kursk State University; e-mail: [email protected].

Essay. The Competitive advantages of the enterprise, as an essential part of modern-governmental market relations affects the level of competitiveness of the enterprise, its financial results and sustainability. Competitive advantages of the enterprise directly Stanny, they are influenced by many factors external and internal environment (quality of products, level of competition, market conditions, macroeconomic stability, natural, financial, economic and other risks, the degree of openness of the economy). The influencetion of a certain factor on the competitive advantage can take different directions depending on the situation, due to the state of the national economy, its external relations, climatic conditions, market conditions, results of operations of the company. Therefore, based on systematic research, analysis and evaluation necessary to identify the factors shaping and reinforcing the competitive advantages of enterprises. An important aspect is the study of efficient use of competitive advantages and factors influencing its change. Competitive advantages are not permanent, so businesses need to create and effectively use a VAT.

Key words: competitiveness, competitive position, competitive advantages, agricultural production, state support.

Введение. Уровень конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий формируется и поддерживается конкурентными преимуществами. В настоящее время, большинство сельскохозяйственных предприятий не уделяют внимания формированию и эффективному использованию конкурентных преимуществ, что не способствует их устойчивому развитию. Для каждого предприятия целесообразно разрабатывать наиболее эффективные направления создания и повышения устойчивости конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества сельскохозяйственных предприятий обуславливают либо качество и размер используемых ресурсов, либо эффективность производства и реализации продукции, ее качество. Значительна зависимость эффективности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий от природно-географических факторов, государственной поддержки предприятий и государственного

регулирования отрасли, что обуславливает дифференциацию их конкурентных преимуществ.

Результаты и обсуждение. Конкурентное преимущество определяет положение предприятия на рынке, позволяет ему выигрывать в конкурентной борьбе, сбывать продукцию с максимальной выгодой, что обеспечивает более высокую рентабельность по сравнению со средним ее значением в рамках отрасли или в рыночном сегменте.

Понятия сущности конкурентного преимущества различаются в трактовке разных авторов. В общем смысле его определяют как систему, обладающую определенной исключительной ценностью, которая дает возможность получить превосходство по сравнению с конкурентами в экономической, технической или организационной области деятельности, предполагает более эффективное ведение хозяйства, использование ресурсов, имеющихся в распоряжении производителя [1, 2].

Любое конкурентное преимущество позволяет предприятию осуществлять более эффективное производство по сравнению с конкурентами. Конкурент-ные преимущества реально воплощаются в цене продукции, ее качестве, новизне, низких затратах на производство и реализацию. Для их измерения и оценки, как правило, используются показатели, характери-зующие объем реализации, уровень рентабельности, рыночную долю предприятия.

Состав преимуществ определен отраслью. Для сельского хозяйства конкурентные преимущества определяют: массовый спрос, низкие издержки, качество продукции, что во многом определяют природные условия, в частности качество почвы, погодные условия, территориальное размещение предприятия [3].

Конкурентные преимущества рассматривают по отношению к продукции, по отношению к предприятию, либо к отрасли страны, стране в целом [4, 5, 6].

Конкурентное преимущество продукции во многом зависит от условий производства. Продукция, которая имеет преимущества по цене на определенной террито-

рии, может не иметь преимуществ на другой территории.

Конкурентные преимущества предприятия могут быть представлены реальными или потенциальными способностями, параметрами производства, результатами финансовой, маркетинговой деятельности, которые позволяют предприятию в условиях острой конкуренции достигнуть ожидаемых экономических результатов с более высокой эффективностью по сравнению с его конкурентами [5.6].

Конкурентные преимущества предприятий аграрной сферы, позволяющие повышать конкурентоспособность продукции и пополнять продовольственные рынки востребованной продукцией [3] определяют уровень и динамику развития национальной экономики страны в целом и многих ее регионов.

При классификации конкурентных преимуществ выделяют их виды, которые формируют основу для проведения анализа, выявления источников формирования, определения основных характеристик и механизма по созданию и удержанию конкурентных преимуществ предприятия [6].

возможность имитации;

динамика конкурентных преимуществ;

источник формирования

уникальные и имитируемые;

устойчивые и нестабиль-

11

внешние и внутренние

Рисунок 1 - Критерии классификации конкурентных преимуществ

Для этих целей в экономической литературе предлагается ряд критериев классификации конкурентных преимуществ (рисунок 1).

Дифференцируют конкурентные преимущества и по сроку их воздействия на краткосрочные и долгосрочные; по возможности повторения конкурентами: имитируемые и специфические. Наличие наибольшего количества специфических по сравнению с конкурентами преимуществ, обеспечивают предприятию устойчивое развитие в долгосрочном периоде.

Конкурентные преимущества предприятия обуславливают множество факторов, которые определяют источники конкурентных преимуществ. Для предприятий аграрной сферы важнейшими группами факторов, определяющих их преимущества, являются: природно-географические факторы, научно-технический прогресс, рыночная ситуация. Эти факторы обуславливают источники конкурентных преимуществ - уровень затрат на единицу продукции, уровень цен, качество продукции, ассортимент производимой продукции и другие. Среди важных факторов конкурентных преимуществ можно выделить также государственную поддержку отрасли, государственное регулирование импорта продовольствия [7, 8, 9, 10]. Поэтому приоритеты государственной политики и ее направления, связанные с финансированием, кредитованием, инвестиционной деятельностью, налогообложением являются сущест-венным внешним фактором конкурентоспособности аграрной продукции и сельскохозяйственного предприятия [11, 12]. Основными внутренними факторами формирования и углубления конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий можно считать: состояние и обеспеченность земельными, трудовыми и материально-техническими ресурсами, их качество, финансовую устойчивость предприятия; его

активную маркетинговую деятельность; рациональную организацию и высокоэффективное управление производственным процессом с учетом ресурсо-сбережения и инновационного развития [13, 14, 15]. Эффективность производства в сельском хозяйстве, уровень и динамика финансовой устойчивости предприятия во многом обусловлены составом, структурой, качеством производимой продукции, уровнем затрат на ее производство, которые в сельском хозяйстве зависят от региональных природно-экономических особенностей.

В настоящее время зачастую конкурентные преимущества сельскохозяйственного предприятия обуславливают емкость рынка и его границы. Поэтому при выборе конкурентной стратегии предприятие должно выделить факторы, которые ограничивают конкурентоспособность и конкурентные преимущества. К таким факторам относят: виды и перечень продукции предприятия, группы потенциальных покупателей его продукции; основные каналы сбыта продукции; перечень регионов, в которых оно реализует продукцию.

Определенные факторы могут позитивно и негативно влиять на функционирование предприятия, подчеркивая его сильные и слабые стороны относительно конкурентов.

В результате изменения вектора влияния тех или иных факторов, конкурентные преимущества могут измениться, то есть они не являются постоянными и универсальными. В процессе функционирования предприятия конкурентные преимущества могут формироваться, либо развиваться и использоваться для достижения поставленной цели.

Создание конкурентных преимуществ предполагает применение системы мер, которые направлены на улучшение организации и управления процессом производства продукции в рамках предприятия. При использовании

конкурентных преимуществ предприятие учитывает выбор стратегии развития и участия в рынке, что способствует укреплению его рыночных позиций.

При исследовании факторов формирования и использования конкурентных преимуществ предприятия, важным аспектом является количественная оценка степени воздействия определенного фактора на конечный результат. Не все факторы поддаются количественной оценке, поскольку ряд факторов оказывают влияние на производство недолго или непостоянно. Определение степени влияния отдельного фактора осуществляют на основе разных подходов. В частности используют эмпирические зависимости и экономико-математические модели. Наиболее реально установить количественную зависимость, как показала практика, между уровнем рентабельности и размером инвестиций, уровнем затрат на единицу продукции и масштабом ее производства [3].

При оценке факторов, которые влияют на создание конкурентных преимуществ предприятия необходимо учитывать «цепочку ценностей», обуславливающих конкурентные преимущества. Важный аспект для конкурентных преимуществ опыт предприятия на рынке, созданные им навыки и условия производства. При объединении указанных элементов, конкурентные преимущества могут возрасти.

Как отмечает М. Портер, для установления сильных и слабых сторон деятельности предприятия необходимо детализировать факторы, обуславливающие конкурентные преимущества, которые формируются на разных стадиях его деятельности [6 ], выделяя в качестве приоритетов два аспекта:

- основное производство, включая материально-техническое снабжение, производство и реализацию;

- развитие технологий, совершенствование управления персоналом, инфраструктуры управления.

Конкурентное преимущество конкретного сельскохозяйственного предприятия выделить сложно, поэтому целесообразно рассматривать группы предприятий, обладающих характерными общими предпосылками, на основе которых могут формироваться конкурентные преимущества.

Курская область занимает выгодное природно-географическое положение, что позволяет сельскохозяйственным предприятиям производить разнообразную продукцию в отраслях растениеводства и животноводства, а также выгодно ее реализовывать на внутреннем рынке региона, страны и внешнем рынках. Важнейшим ресурсом сельского хозяйства области являются земельные ресурсы, обладающие высоким плодородием почвы, поскольку в их структуре преобладают черноземы. Подавляющая часть земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения находится в распоряжении сельскохозяйственных предприятий. На их долю приходится около 71 % сельскохозяйственных угодий региона 76,5 % пашни. Причем площадь сельскохозяйственных угодий и пашни в 2015 г. по сравнению с 2010 г. на 0,5 % уменьшилась [16].

В структуре сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий наибольшая доля принадлежит пашне (свыше 86 %). Наименьшую долю в общей площади сельскохозяйственных предприятий (свыше 13 %) занимают сенокосы и пастбища, их площади также незначительно уменьшились к концу анализируемого периода. Следовательно, резервов увеличения пашни нет. Поэтому земельные ресурсы могут воспроизводиться только за счет улучшения их качества путем роста интенсификации, что требует дополнительного вложения денежных средств в плодородие почв. Одним из методов повышения плодородия явля-

ется внесение минеральных и органических удобрений, увеличение их объемов. В исследуемом периоде объемы внесения минеральных удобрений в сельскохозяйственных предприятиях Курской области росли. Объемы внесения органических существенно увеличились в анализируемом периоде (почти в 2 раза), в том числе и в расчете на 1 га. В целом возросла и удобренная площадь сельскохозяйственных предприятий Курской области. Однако, почти на 20 % посевов удобрения не вносятся, что является негативным аспектом обеспечения воспроизводства плодородия почвы. Для улучшения качества почв сельскохозяйственные предприятия проводят мероприятия по известкованию кислых почв. Площади известкованных кислых почв растут в динамике, внесение известковых материалов на 1 га различается по годам, но незначительно.

Важным элементом конкурентных преимуществ в сельском хозяйстве является структура производства, которую в растениеводстве характеризуют использование пашни и соотношения посевных площадей. По сравнению с 2010 г. посевная площадь сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях увеличилась на 160,9 тыс. га или на 15,6 %.

Основные позиции в посевных площадях сельскохозяйственных предприятий занимают зерновые культуры, сахарная свекла, картофель и овощи, кормовые культуры. В динамике площади посевов и их доля колеблются. В 2014 г. по сравнению с 2010 г. почти на 10 % увеличились площади посевов зерновых и зернобобовых культур. На 55,5 % возросли посевы технических культур, но на одну треть уменьшились посевы картофеля, овощей и кормовых культур. Сложившаяся тенденция негативна, поскольку спрос на овощи и картофель на внутреннем рынке высокий и в современных условиях действия санкций растет. Площади кормовых культур уменьшились из-за неблагополучной ситуации в животноводстве, связанной со снижением поголовья крупного рогатого скота.

Не соответствует и ситуация с производством плодов и ягод в сельскохозяйственных предприятиях региона рыночному спросу на эти виды продукции, что снижает их конкурентные преимущества. Доля сельскохозяйственных предприятий в валовом сборе плодов и ягод в регионе не достигает и 15%. Причем в ближайшей перспективе эта ситуация не улучшится, судя по площади многолетних насаждений, которые приходятся на сельскохозяйственные предприятия.

Анализ удельного веса сельскохозяйственных предприятий по производству основных видов продукции по отношению ко всем категориям хозяйств области показал, что наметилась тенденция увеличения доли сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства.

На долю сельскохозяйственных предприятий приходится наибольший удельный вес в объемах производства зерна и сахарной свеклы. Они производят около 85 % зерна, и до 92 % сахарной свеклы.

Удельный вес сельскохозяйственных предприятий в производстве скота и птицы на убой в анализируемом периоде составил около 70 % в общем объеме по всем категориям хозяйств, причем данный показатель имеет тенденцию роста. Доля молока, произведенного в сельскохозяйственных предприятиях также существенна (около 45 %) и растет в динамике. Низкой остается доля производства яиц в сельскохозяйственных предприятиях.

Негативной тенденцией для сельскохозяйственных предприятий Курской области на протяжении ряда лет является значительное снижение численности трудо-

вых ресурсов. На протяжении 2010-2012 гг. эта тенденция продолжала углубляться, но в 2013-2014 гг. изменилась в противоположном направлении. В результате в конце исследуемого периода количество работников занятых в сельскохозяйственном производстве возросло на 4,5 % по сравнению с его началом.

Анализ динамики среднегодовой стоимости основных производственных средств сельскохозяйственных предприятий Курской области показал, что стоимостные показатели, характеризующие объемы основных средств производства, фондоовооруженность и фондообеспеченность растут, хотя их темпы роста неустойчивы по годам.

Увеличение среднегодовой стоимости основных производственных средств связано в первую очередь с приобретением новых машин и оборудования, племенного скота, в том числе за рубежом, цены на которые, достаточно высоки. Количество энергетических мощностей в целом и в расчете на 100 га пашни в сельскохозяйственных предприятиях области также растет с 2013 г., что свидетельствует об улучшении обеспеченности предприятий техническими средствами.

Материально-техническую базу сельскохозяйственных предприятий представляют, прежде всего, машины и оборудование. Сельскохозяйственные предприятия Курской области располагают достаточно обширным парком сельскохозяйственной техники. Однако, в анализируемом периоде численность большинства ее видов снижалась. Произошло уменьшение количества тракторов, комбайнов, навесных орудий в сочетании с увеличением их энергетических мощностей, что позитивно.

Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях Курской области снижалось в анализируемом периоде, в том числе и поголовье коров. Снижение поголовья крупного рогатого скота и коров, соответственно составило 16,1 и 17,8 %. При этом, произошел резкий рост поголовья свиней (более, чем в 5 раз) и поголовья овец и коз в 1,3 раза, поголовье лошадей падало.

В структуре поголовья скота области свиньи в сельскохозяйственных предприятиях занимают наибольшую долю и их удельный вес растет в динамике. Более половины крупного рогатого скота и в том числе

коров находятся в сельскохозяйственных предприятиях. Менее значительную долю занимают овцы и козы сельскохозяйственных предприятий в общем их поголовье по области.

Динамика объемов производства продукции растениеводства и животноводства в сельскохозяйственных предприятиях в исследуемом периоде имела положительные тенденции по отношению к 2010 г. (рисунок 2). Наибольший прирост объемов производства продукции растениеводства и животноводства наблюдался в 2011 - 2012 гг. Объем производства продукции сельского хозяйства в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличился почти в 2 раза. В 2013-2014 гг. объем производства продукции растениеводства рос относительно медленно, а объем производства продукции животноводства увеличивался высокими темпами. В целом за период с 2010 по 2014 гг. ее объем возрос в 5,3 раза, а объем продукции растениеводства - в 2,2 раза. В общей сумме продукции сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства, ее удельный вес составляет в среднем около 77 %. Увеличение объемов производства продукции животноводства динамично в анализируемом периоде.

Объемы производства большинства видов продукции сельского хозяйства в натуральном измерении росли в динамике достаточно высокими темпами, что свидетельствует о реальном их росте. Исключение составило производство молока, яиц и шерсти в 2014 г. Объемы производства указанных видов продукции снизились по сравнению с 2010 г. и отличались нестабильностью. Рост объемов производства продукции растениеводства и животноводства обусловлен, прежде всего увеличением урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота.

Важнейшим фактором конкурентоспособности производства продукции является ее себестоимость. В сельскохозяйственных предприятиях Курской области в анализируемом периоде себестоимость производства единицы продукции росла по всем видам продукции до 2012 г., в 2013-2014 гг. произошло ее снижение по зерну, сахарной свекле, картофелю, свиней на мясо (рисунок 3). Эти тенденции обусловлены, прежде всего, резким ростом урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота.

35000

30000

„- 25000

О 20000

<2 15000

10000

5000

ю О

□ растениеводство

□ животноводство

2010

2011

2012

2013

2014

Годы

0

Рисунок 2 - Динамика объемов производства продукции растениеводства и животноводства в сельскохозяйственных предприятиях Курской области

8000

7000

6000 /

5000- /

4000- /

3000 /

2000 / =

10000- / -У

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

□ Зерно

□ Сахарная свекла

□ Картофель

□ Овощи

Рисунок 3 - Себестоимость производства продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годы

□ КРС

□ Свиньи

□ Овцы

□ Птица

□ Молоко

□ Яйца куриные

Рисунок 4 - Себестоимость производства продукции животноводства в сельскохозяйственных предприятиях

180 и 160г 1 140 ■ ЗЦ 120 - ¡110°-£ 8 80605 2. 40-С 20- □ зерно □ овощи

п п

- 1" - - □ сахарная свекла □ скот крупный рогатый живой □ свиньи живые □ птица живая □ молоко

0

2010 2011 2012 2013 2014 Годы

По тем видам продукции, которые характеризуются низкими темпами роста урожайности и продуктивности, или даже их снижением, себестоимость росла высокими темпами. Наибольший рост себестоимости произошел по овощам - более чем в 2 раза (рисунок 3), по привесу молодняка и привесу от откорма птицы - в 1,8 раза, молоку - в 1,6 раза (рисунок 4).

Анализ индексов цен на продукцию сельского хозяйства в целом и в разрезе отдельных его отраслей показал, что в целом по продукции сельского хозяйства уровень цен значительно колебался, судя по индексам цен, изменяясь как в сторону роста, так и в сторону снижения. При этом более значительные колебания характерны для продукции растениеводства, по которой цены в целом росли разными темпами, за исключением 2013 г., когда наблюдалось небольшое снижение цен на продукцию животноводства.

На рисунке 5 приведены индексы цен по основным видам продукции растениеводства и животноводства, позволяющие определить влияние динамики цен на определенные виды продукции на общий уровень цен по сельскому хозяйству. Наиболее выражена тенденция снижения уровня цен по сахарной свекле в растениеводстве, по другим видам продукции сельского хозяйства ежегодные изменения цен наблюдаются в разных направлениях.

Рисунок 5 - Индексы цен по видам продукции сельского хозяйства

Уровень прибыли сельскохозяйственных предприятий быстро рос в динамике и в 2014 г. по сравнению с 2010 г. увеличился более чем в 10 раз, а рентабельность по всей хозяйственной деятельности - почти в 4 раза, по сельскому хозяйству в 2,3 раза, по растениеводству в 1,5 раза, по животноводству в 7 раз.

Однако в рассматриваемой динамике заметны колебания уровня рентабельности по всей хозяйственной деятельности, но при этом уровень рентабельности по сельскому хозяйству динамично растет. Уровень рентабельности по растениеводству характеризуется некоторым снижением в 2013 г. и 2014 г. по сравнению с уровнем 2012 г.

Общий уровень рентабельности в сельскохозяйственных предприятиях и его колебания обусловлены динамикой этого показателя в разрезе отдельных видов продукции.

В растениеводстве наиболее стабильно высокий уровень рентабельности продукции характерен для зерна, несколько ниже - по сахарной свекле, но заметно его снижение в последние годы. Значительно колеблется уровень рентабельности по картофелю и овощам (таблица 1).

В животноводстве высокорентабельной является производство свинины, причем ее рентабельность резко растет в 2014 г., рентабельно также производство птицы на мясо, производство крупного рогатого кота, овец и коз на мясо и яиц - убыточно, хотя в отдельные годы убыточность по некоторым видам продукции сменяется рентабельностью.

Большое значение для повышения финансовых результатов сельскохозяйственных предприятий имеет государственная поддержка (рисунок 6). Как показали результаты анализа, доля государственных субсидий в финансовом результате сельскохозяйственных предприятий достаточно высока и имеет тенденцию роста в рассматриваемом периоде.

Рисунок 6 - Соотношение государственных субсидий с финансовым результатом в сельскохозяйственных предприятиях, %

Таблица 1 - Динамика рентабельности продукции сельскохозяйственных пр едприятий, %

Вид продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Зерно 10,5 20,4 53,8 36,5 35,9

Сахарная свекла 43,2 34,7 13,9 22,1 18,7

Картофель 35,5 25,0 -18,6 -37,3 62,6

Овощи 31,7 80,5 -54,5 -55,3 -63,0

Молоко 19,0 12,3 -0,9 6,1 21,1

Живая масса:

крупного рогатого скота -31,7 -30,3 -29,2 -43,9 -49,3

свиней 23,4 26,7 44,0 28,5 80,9

овец и коз -39,8 -23,5 21,9 -43,7 -50,4

птицы 20,3 19,6 26,2 4,5 9,7

Яйца 10,2 2,5 -2,7 -4,6 -22,7

Таблица 2 - Вывоз сельскохозяйственной продукции и продовольствия за пределы Курской области, включая

экспорт, тыс. т

Вид продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Яйца и яйцепродукты 2,6 2,5 2,6 1,6 1,4

Мясо и мясопродукты 44,7 43,4 72,8 173,4 175,0

Молоко и молокопродукты 101,6 98,0 117,6 109,9 110,0

Картофель 81,3 125,0 155,0 128,0 119,0

При этом изменяется как размер, так и структура государственной поддержки. Наиболее высокое соотношение государственных субсидий с финансовым результатом в сельскохозяйственных предприятиях характерно для 2013 г. (свыше 60 %). Более высокое соотношение было в животноводстве: в 2013 г. оно составило 191 %, а в другие годы - от 33,8 до 41 %.

Сельскохозяйственные предприятия Курской области способствуют обеспечению потребностей внутреннего рынка продуктами питания, а также вывозят ее в другие регионы и за пределы страны (таблица 2).

Конкурентные преимущества сельскохозяйственные предприятия используют достаточно эффективно, о чем свидетельствуют значения показателей уровня рентабельности в разрезе отдельных видов продукции и отраслей сельскохозяйственных предприятий, уровень их участия в обеспечении внутреннего и внешних рынков сельскохозяйственным сырьем и продовольствием. При этом, в разрезе отраслей и в динамике указанные показатели неустойчивы.

Выводы. Конкурентные преимущества обуславливают превосходство над конкурентами в качестве, размерах используемых ресурсов, качестве и эффек-тивности производственной деятельности.

Конкурентные преимущества под влиянием внешних и внутренних факторов постоянно изменяются. Создание конкурентных преимуществ предполагает применение

системы мер, которые направлены на улучшение организации и управления процессом производства продукции в рамках предприятия.

Конкурентные преимущества сельскохозяйственной продукции и предприятий аграрной сферы обуславливают природно-географические особенности региона, научно-технический прогресс, рыночная конъюнктура, государственная поддержка и регулирование отрасли, степень открытости экономики, обеспеченность производственными ресурсами, уровень организации и управления производством, уровень и динамика рентабельности хозяйственной деятельности.

Сельскохозяйственные предприятия Курской области по ресурсообеспеченности имеют конкурентные преимущества, которые складываются из их высокой доли в земельных ресурсах, трудовых ресурсах, материально-технических ресурсах по сравнению с другими категориями хозяйств региона. Однако при формировании структуры производства большинство из них используют свои возможности по созданию конкурентных преимуществ, поскольку в их посевных площадях снижаются доли производства продукции растениеводства и животноводства, востребованной на рынке. Конкурентные преимущества за счет улучшения качества основного фактора производства - земли сельскохозяйственные предприятия Курской области формируют недостаточно активно.

Используются конкурентные преимущества сельскохозяйственными предприятиями в целом, эффективно, однако, по отраслям и по годам показатели эффективности нестабильны.

Основными факторами создания конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий в анализируемом периоде выступали урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота и птицы, которые обусловили повышение объемов производства продукции по многим видам продукции. Значительный вклад в создание и поддержание конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий вносит государство, которое формирует финансовый результат сельскохозяйственных предприятий. Основной формой государственной поддержки уровня рентабельности являются государственные субсидии, особенно в отношении развития животноводства в Курской области.

Отрицательным аспектом в области формирования конкурентных преимуществ является неустойчивость размеров производства и эффективности производства по ряду видов продукции сельскохозяйственных предприятий.

Ключевыми направлениями создания и повышения эффективности использования конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий Курской области, должны стать: рост экономической эффективности использования земельных, трудовых, материально-технических ресурсов, совершенствование производственной структуры и соотношения отраслей; увеличение объемов производства и реализации продукции, совершенствование государственной поддержки и государственного регулирования рынков аграрной продукции.

Список использованных источников

1. Юркова Е. Концептуальные подходы к проблеме конкуренции в системе агробизнеса в современных условиях // Предпринимательство. - 2008. - № 2. - С. 171-176.

2. Энциклопедия экономиста: http://www.grandars.ru/

3. Кендюх Е.И. Формы конкуренции в аграрном секторе экономики // Экономика и управление. - 2007. - № 4. - С. 75.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 501 с.

5. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: «ГНОМ и Д», 2014. - 142 с.

6. Портер М., Щетинина Е.Д. Международная конкуренция - пер. с англ. - М.: Международные отношения, 2009. - 451 с. „

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2013. - 455 с.

8. Золотарева Е.Л., Золотарев А.А. Роль государства в обеспечении воспроизводственного процесса сельскохозяйственных предприятий // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016.- № 6. - С. 15-19.

9. Золотарева Е.Л., Судженко И.А., Форопонов А.А. Финансовая устойчивость сельскохозяйственных предприятий, как условие развития воспроизводственных процессов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 5. - С. 11-14.

10. Условия и факторы развития воспроизводственных процессов / Е.Л. Золотарева, И.Я. Пигорев, Р.В. Ба-бенко, К.В. Архипов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 5. - С. 14-16.

11. Совершенствование направлений аграрной политики в регионе / В.И. Векленко, А.А. Золотарев, В.М. Со-лошенко, Е.И. Черников // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 7. -С.18-22.

12. Векленко В.И., Золотарев А.А., Сумина И.А. Направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014 - № 4. - С. 12-14.

13. Золотарев А.А., Векленко Е.В., Ковынева О.А. Конкурентные позиции сельскохозяйственных товаропроизводителей Курской области на рынке и предпосылки их улучшения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 7. - С. 39- 43.

14. Векленко В.И., Золотарев А.А. Факторы, направления, эффекты повышения конкурентоспособности производства продукции сельскохозяйственных организаций в условиях межгосударственных санкций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 7. - С. 7-10.

15. Прогнозирование параметров производственных затрат и объемов производства продукции сельского хозяйства / Е.Л. Золотарева, И.Я. Пигорев, А.А. Золотарев и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 6. - С. 25-27.

16. Сельское хозяйство Курской области (2010-2014): статистический сборник / Федеральная служба гос. статистики Курской области. - Курск: Курскстат, 2011. - 214 с.

List of sources used

1. Jurkova E. Conceptual approaches to the problem of competition in the agribusiness system in modern conditions // Entrepreneurship. - 2008. - № 2. - S. 171-176.

2. Encyclopedia economist: http://www.grandars.ru/

3. Kendyuh E.I. Forms of competition in the agricultural sector of the economy // Economy and Management. - 2007. -№ 4. - S. 75.

4. Gerchikova I.N. Management: A Textbook. - M .: Banks and exchange, UNITY, 2009. - 501 p.

5. Yudanov A.Y. Competition: Theory and Practice. - M .: "GNOM i D", 2014. - 142 p.

6. M. Porter, Shchetinina E.D. International competition - lane. from English. - M .: Between-people relations, 2009. -451 p.

7. J. Schumpeter. The Theory of Economic Development. - M .: Progress, 2013. - 455 p.

8. Zolotarevа E.L. Zolotarev A.A. The state's role in ensuring the reproduction process of agricultural enterprises // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - № 6. - S. 15-19.

9. Zolotareva E..L, Sudzhenko I.A., Foroponov A.A. Financial stability of the agricultural enterprises, as a condition of reproduction processes // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2011. - № 5. - S. 11-14.

10. Conditions and factors of development of reproduction processes / E.L. Zolotareva, I.J. Pigorev, R.V. Babenko, K.V. Arkhipov // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2011. - № 5. - S. 14-16.

11. Improving the areas of agricultural policy in the region / V.I. Veklenko, A.A. Zolotarev, V.M. Soloshenko, .E. Chernikov // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - № 7. - S.18-22.

12. Veklenko V.I., Zolotarev A.A., I.A. Sumin Directions of increase of competitiveness of agricultural enterprises // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014 - № 4. - S. 12-14.

13. Zolotarev A.A., Veklenko E.V., Kovynevo O.A. Competitive position of Farmhouse-governmental producers Kursk Region in the market and improve their conditions // Herald of the Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - № 7.

- pp 39- 43.

14. Veklenko V.I., Zolotarev A.A. Factors that direction, the effects of increase of competitiveness of production of agricultural organizations in the conditions of interstate sanctions // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015.

- № 7. - S. 7-10.

15. Prediction of the parameters of production costs and the volume of agricultural production / E.L. Zolotarev, I.J. Pigorev, A.A. Zolotarev et al. // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2011. - № 6. - S. 25-27.

16. Agriculture Kursk Region (2010-2014): statistical yearbook / Federal Service of State. Kursk region statistics. -Kursk: Kurskstat, 2011. - 214 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.