Научная статья на тему 'Внешнеторговые аспекты Доктрины продовольственной безопасности'

Внешнеторговые аспекты Доктрины продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеторговые аспекты Доктрины продовольственной безопасности»

водство этой культуры в нашей стране, увеличивается, однако не достаточно развито. Так, при средней потребности сои в РФ в объеме 2 млн т в год, отечественные предприятия в 2008 г. произвели 744 тыс. т высокобелкового зерна этой культуры. Следовательно, большую долю отечественного рынка занимает импортная соя.

Большая часть производства соевых бобов сосредоточенна в Дальневосточном регионе. В то же время потребление культуры, с высоким содержанием белка в нашей стране, растет. Учитывая потребность отечественного птицеводства в высокобелковой культуре, необходимо наращивать объемы производства сои в будущем. Мировое производство сои растет очень высокими темпами. За последние 30 лет, оно увеличилось более чем на 400%.

В сложившихся условиях дефицита и дороговизны комбикормов, отечественным предприятиям необходимо внедрение новых технологий кормораз-дачи, с точной дозировкой кормов. Приготовление комбикормов непосредственно на предприятии, существенно сократит затраты на их приобретение. Около 60% используемых кормов вырабатывается непосредственно самими хозяйствами, а это означает повышение их качества и снижение себестоимости.

Особую роль на отечественном рынке мяса птицы играет импортируемая продукция. Экономический кризис, однако, сказывается на объемах ввоза мяса в РФ и дает новые перспективы для развития птицеводства (рис. 1).

300

250

200

150

100

50

О

Рисунок 1 - Импорт мяса (по состоянию на 10.04 2009 г.) Источник: МСХ РФ

Импорт мяса птицы в апреле 2009 г. сократился относительно аналогичного показателя 2008 г. на 37,3%. Снижение импорта связано с большими переходящими запасами мяса на начало года, а также сыграл свою роль сезонный фактор. Кроме того, на объем ввоза повлияло ухудшение финансового положения большого числа предприятий мясоперерабатывающей промышленности в связи с продолжающимся финансово- экономическим кризисом.

Государство все больше активизируется в вопросах регулирования ввоза импортного мяса из-за рубежа. Импортозамещение - одно из важнейших условий подъема отечественного птицеводства.

В целях регулирования рынка мясной продукции и поддержки отечественных производителей, Минэкономразвития РФ распределило 100% квот на импорт мяса в Россию на 2009 г. В частности, утвержден перечень участников внешнеэкономической деятельности, осуществлявших ввоз в 2008 г., но не ввозивших в 2005-2007 гг., и расчет квоты на импорт мясной продукции в 2009 г. Так, 100% квоты на импорт говядины мороженой в 2009 г. составляет 5 тыс. т, говядины свежей и охлажденной - 600 т, свинины -9200 т, мяса домашней птицы - 30,72 тыс. т.

Поддержка государства не ограничилась регулированием ввоза импортной продукции. В первом полугодии 2009 г. осуществляются компенсации сельхозпредприятиям части затрат на комбикорма. Самую большую поддержку государства получают предприятия производящие большие объемы востребованного мяса.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса, на мировом и отечественном рынках мяса птицы, никто не застрахован от серьезных потрясений. Сегодня отечественные производители должны осознать, что начинать улучшать отрасль, находить новые возможности и резервы, нужно в первую очередь, на самих предприятиях.

Источник

1. Отчет отдела регулирования аграрных рынков ВИАПИ им. А. А. Никонова за 2008 г. «Разработать информационно аналитическую систему и провести оценку конкурентоспособности мясомолочной продукции РФ на внутреннем и внешнем рынках». Раздел 2.2.2. Состояние и факторы роста Российского рынка мяса птицы: производство, внешняя торговля цены. Д.э.н. К.Г. Бородин.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В.М. Савченко, асп. Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А.Тимирязева

Подготовка Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (Доктрины) является давно назревшим и ожидаемым как сообществом экономистов-аграрников, так широким кругом заинтересованных лиц событием. Возросшее внимание законодателя к проблеме надежного обеспечения населения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием является одним из ключевых факторов обеспечения в перспективе состояние экономики, при котором обеспечиваются физическая и экономическая доступность населению продуктов питания, соответствующих требованиям технических регламентов и физиологическим нормам.

Следует отметить, что Доктрина по своей роли в государственном регулировании агропродо-вольственного рынка является фундаментом, на

основе которого должна будет базироваться система актов органов государственной власти, социально-экономическая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности и механизм ее обеспечения.

Подобный статус документа предъявляет к нему весьма жесткие требования, среди которых одним из главных является его долгосрочная направленность, независимость от текущего, краткосрочного событийного фона и конъюнктуры глобального рынка. Так, в частности, целесообразен отказ от использования в Доктрине понятий «мировой финансовый кризис» и «мировой фондовый кризис».

В данном контексте, становится еще более актуальным рассмотрение основных положений Доктрины продовольственной безопасности с точки

зрения государственного регулирования внешнеторговой деятельности и участия России в системе международного разделения труда.

Как отмечается в Доктрине, «обязательным требованием обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является продовольственная независимость». Данное положение, будучи сформулированным, в таком виде фактически является декларацией стремления к установлению «продовольственной автаркии». При этом данное состояние даже в приближении не достигалось ни в один из периодов истории отечественной экономики. Продовольственная независимость и в эпоху глобализации и интернационализации производств несет с собой и ряд негативных последствий:

- сокращение в структуре импорта доли продовольствия может негативно отразиться на экспорте других групп товаров (или других видов сельскохозяйственного сырья);

- уменьшается степень удовлетворенности (особенно ассортиментной) конечных потребителей продовольствия;

- становится неизбежным рост цен на продовольствие на внутреннем рынке, в кратко- и среднесрочной перспективе;

- провоцируются торговые конфликты с другими государствами и введение ими ответных мер (например, в отношении традиционных товаров российского экспорта);

- страдает защищенность продовольственных интересов в случае катаклизмов национального масштаба (неурожаи, стихийные бедствия) и ужесточаются требования к размеру государственного стратегического запаса и системе его распределения;

- снижается эффективность использования факторов производства внутри страны, за счет их перераспределения внутри национальной экономики и большего вовлечения в сельскохозяйственное производство.

Более того, можно утверждать, что состояние продовольственной независимости в силу ее последствий, приведенных выше, не должно быть желаемым и не может быть достижимым. В связи с этим можно говорить о том, что имеется значительный потенциал совершенствования в определении обязательных требований обеспечения продовольственной безопасности.

В Доктрине постулируется приоритетность внутренних источников продовольствия и сырьевых ресурсов как гарантии обеспечения продовольст-

венной безопасности. С другой стороны упоминание общего аграрного рынка стран СНГ и ЕврАзЭС требует дополнений и уточнений, так как с точки зрения действующего законодательства продукция, происходящая с таможенной территории государств-членов данных интеграционных объединений, не перестает быть импортным продовольствием. Кроме того, существующие механизмы определения страны происхождения и критериев достаточной переработки явно нуждаются в отдельном упоминании в Доктрине, т.к. очевидной представляется необходимость разделения импорта продовольствия на категории с учетом требований международных договоров Российской Федерации с конкретными странами-экспортерами сельхозпродукции и участниками Таможенного союза.

С точки зрения государственного регулирования внешней торговли представляется весьма непростой задачей и определение пороговых значений продовольственной безопасности. Так, например, «удельный вес отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия в общем объеме продаж на рынке» по «мясу и мясопродуктам» соотносится со значением в 85%. При этом, с точки зрения внешней торговли, весьма вероятна ситуация, когда доля отечественной продукции может и превышать данное значение, однако сама продукция при этом будет произведена из импортного сырья. Кроме того, существуют чисто технические препятствия при выходе на пороговые значения, связанные вопросами классификации конкретных товаров, применения ТНВЭД России, контроля таможенной стоимости (веса) и недостоверного декларирования. Таким образом, вопрос практической достижимости и определения конкретных пороговых значений является, возможно, предметом специального исследования.

Таким образом, анализируя положения Доктрины с точки зрения государственного регулирования внешнеторговой деятельности, следует отметить наличие факторов не в полной мере учтенных при подготовке ее текущей редакции. Наиболее мощным ресурсом , позволяющим реализовать имеющиеся возможности по улучшению Доктрины, могли бы стать, с одной стороны - углубление межведомственного взаимодействия органов власти, к компетенции которых относится данная проблематика (прежде всего, Минсельхоза России, Минпром-торга России и ФТС России), а с другой - продолжение общественной дискуссии по соответствующей проблематике.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

И.В. Щетинина, д.э.н., зав. отд., Г.М. Кузьмина, к.х.н., науч. сотр. Сибирского НИИ экономики

сельского хозяйства

В условиях глобального экономического кризиса решение проблем обеспечения продовольственной безопасности страны и развития сельских территорий имеет особое значение и требует внимания со стороны всех уровней и ветвей власти - от федеральных структур до сельских поселений.

Указанные проблемы усугубляются для регионов, находящихся в менее благоприятных природно-экономических условиях. Это регионы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненные к ним территории, др. Как правило, в таких

регионах большая часть территории и поселений относится к сельской местности, где основную роль в экономике играет сельское хозяйство и малый бизнес. Так, в Новосибирской области экономика 73% районов имеет аграрную направленность (табл. 1), а с учетом пищевой и перерабатывающей промышленности АПК таких районов более 83% от общей численности. Среди муниципальных образований 88% от их общего количества по статусу относятся к сельским [4, 5, 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.