роль птицеводства в обеспечении продовольственной безопасности страны
д. И. жиляков,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга E-mail: zhilyakov@yandex. ru
Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса
В статье рассмотрены проблемы продовольственной безопасности России, отражена роль птицеводства в обеспечении населения страны доступной белковой продукцией. Исследована ситуация на мировом рынке мяса птицы, проведен анализ таможенно-тарифного регулирования импорта мяса в Россию. Определены направления развития птицеводства и определены меры государственной поддержки отрасли в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, птицеводство, импорт, таможенно-тарифное регулирование, мясо, яйцо, государственное регулирование.
«Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо — это сельское хозяйство. Обладай Вы хоть всеми богатствами мира, но, если Вам нечем питаться, — Вы зависите от других. Торговля обеспечивает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу»
Жан Жак Руссо
Обеспечение продовольствием населения становится все более актуальной проблемой как для каждой страны в отдельности, так и для всего мира в целом. Основные причины сложившейся ситуации — рост населения планеты и ограниченность сельскохозяйственных ресурсов. В последние годы ситуация обострилась кризисом на мировом финансовом рынке, сокращением сельскохозяйственного производства в ряде стран из-за неблагоприятных погодных условий, быстрым ростом производства биотоплива, на который переориентированы около 100 млн т зерна. Как следствие, снизились мировые запасы продовольствия.
Не вызывает сомнения, что страны, имеющие развитое сельское хозяйство, в ближайшем будущем будут оказывать все большее влияние на мировую политику и экономику, так как продовольствие становится одним из основных рычагов политического и международного давления в международных отношениях. России в данной ситуации необходимо повышать уровень продовольственной безопасности в целях создания условий для ведения независимой международной политики.
Обеспеченность населения России основными продуктами питания не достигает рекомендуемых в настоящее время Минздравсоцразвития России рациональных норм их потребления. Снижение производства животноводческой продукции и сокращение доходов населения сказались на уровне потребления продуктов питания. Сегодня Россия по сравнению с западными странами потребляет меньше мяса, рыбы, молока и фруктов, но больше картофеля. Обеспеченность продуктами питания с учетом импорта составляет по мясу и молочным продуктам около 80 %, рыбе и рыбопродуктам — 55 %, овощам и фруктам — 75—77 %. При этом доля отечественной продукции в общем объеме потребления составляет по мясу 60 %, молочным продуктам — менее 80 %, сахару — 58 %, овощам — 84 %, фруктам — 40 %. Этот фактор в совокупности с не всегда качественным импортом отрицательно влияет на здоровье граждан.
Низкий уровень продовольственной независимости вызывает ценовую неустойчивость на агропродовольственном рынке. В частности, в 2006 г. в связи сокращением импортных поставок мяса цены выросли в 1,7—1,8 раза. В 2007 г. наблюдалось существенное повышение цен на хлеб,
молоко, растительное масло. При этом скачкообразный рост продовольственной инфляции не наблюдался в странах с достаточно высоким уровнем самообеспечения основными видами продовольствия [8].
Серьезная проблема в продовольственной безопасности возникает в связи с неравномерной структурой потребления продуктов населением. Пищевая и энергетическая ценность приобретаемых продуктов питания в значительной степени зависит от доходов домохозяйства. Если проран-жировать население по уровню денежных доходов, то различия между ними по качеству питания будут очень велики. При этом проблема белкового недоедания актуальна примерно для 60 % населения. Недостаток углеводов был характерен для 30 % населения, а жиров — для 10 %. По своей энергетической ценности недостаточным было питание 40 % россиян. Имущественное расслоение общества продолжает углубляться. Так, в группе населения с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами, по сравнению с группой, обладающей наибольшими ресурсами, в 2008 г. потребление рыбы и рыбопродуктов было в 2,1 раза ниже, мяса и мясопродуктов — в 2,2, молока и молочных продуктов — в 1,9, яиц — в 1,6 раза ниже. Таким образом, проблемой питания населения России является его несбалансированность и недостаточное потребление белков. Проблема усугубляется тем, что недоедают дети. В семьях, имеющих четырех и более детей в возрасте до 16 лет, потребление мяса в 1,6 раза ниже, чем в семьях с одним ребенком, потребление яиц — в 1,3, рыбы — в 1,6 раза ниже.
Оптимальная биологическая норма потребления мяса (под которой понимается не просто поддержание жизни организма, но и его активное развитие и противодействие физическим и умственным нагрузкам) составляет не менее 80 кг на душу населения. Данная норма верна при следующей сегментации потребления (на человека в год):
свинина — около 30 кг, говядина — около 25, мясо птицы — около 25 кг.
Потребление мяса в США составляет около 120 кг на душу населения в год, в Венгрии — 82 кг, Австралии — 106 кг, Дании — 95 кг, Канаде — 98 кг. В странах ЕС в среднем потребляют порядка 87 кг мяса в расчете на душу населения, в странах Восточной Европы (в том числе и в странах, недавно присоединившихся к Евросоюзу) — не более 79 кг, в Бразилии — около 62 кг, в Индии — около 35 кг, в Китае — порядка 38 кг. Уровень потребления яиц наиболее высок в Японии и Чехии — около 320 шт. в году на душу населения.
В Российской Федерации в 2008 г. потребление мяса в целом составило не более 53 кг на душу населения, при том, что в 1990 г. достигало 69 кг. В период 2002—2008 гг. потребление мяса в РФ выросло с 40 кг (уровень 1960 г. в СССР) в год до 53 кг. И, если в период с 2002 по 2004 г. потребление выросло на 5 %, то с 2004 по 2006 г. — уже на 9 %. В 2006—2008 гг. потребление мяса в РФ выросло на 17 %. По потреблению яиц Россия занимает среднее место среди развитых стран — 254 шт. в год.
Далее рассмотрим производство и потребление мяса птицы в России (табл. 1).
На протяжении последнего времени потребление мяса птицы увеличивалось и в 2008 г. составило 24,1 кг и практически достигло научно обоснованного уровня. При этом следует отметить, что в Израиле и Канаде потребление мяса птицы на душу населения составляет 36 кг, в Европе — более 40, в США — более 49 кг.
Положительной тенденцией является уменьшение импорта как в абсолютном выражении — на 105 тыс. т, так и в относительном — доля импорта с 2005 по 2008 г. снизилась с 49,1 до 35,7 %, т. е. на 13,3 %. В результате прирост потребления мяса птицы на 5,9 кг в год на человека полностью обеспечен отечественным производством, а потребление импорта сократилось на 0,6 кг. Тем не менее более трети мяса птицы на российском рынке продолжает
Таблица 1
Производство и потребление мяса птицы в России в 2005—2008 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 Изменение 2008 к 2005, +/-
Ресурсы мяса птицы на рынке, тыс. т 2 709 2 907 3 211,4 3 424 715,0
Отечественное производство, тыс. т 1 380 1 624 1 916,4 2 200 820
Импорт, тыс. т 1 329 1 283 1 295 1 224 — 105
Доля импорта, % 49,1 44,1 40,3 35,7 — 13,3
Население страны, млн чел. 144,2 143,5 142,8 142 — 2,2
Потребление мяса, кг/чел. 18,8 20,3 22,5 24,1 5,3
В том числе: 9,6 11,3 13,4 15,5 5,9
российского производства
импортного производства 9,2 8,9 9,1 8,6 — 0,6
составлять импорт, что, разумеется, не свидетельствует о продовольственной безопасности страны по данному продукту.
Еще один аспект проблемы продовольственной безопасности — качество импортных продуктов питания. Нужно учитывать, что, несмотря на возросшие количественные показатели потребления мяса, значительно снизились качественные. Если в 1990 г. основная доля потребления мяса приходилась на натуральные продукты (непереработан-ное мясо), то к 2008 г. доля чистого мяса в рационе среднего россиянина снизилась до 10—20 % (и то, в основном, за счет мяса птицы). Кроме того, необходимо учитывать, что в США, где осуществляется масштабная пропаганда здорового образа жизни, предпочтительным спросом пользуется белое мясо кур (филе, грудка). Цена его реализации полностью покрывает затраты производства мяса птицы. Куриные окорочка (по торговому описанию — четвертины) в силу высокого содержания жира в основном направляются на экспорт в развивающиеся страны, в том числе и Россию.
Руководство страны, осознавая необходимость решения вышеназванных проблем, предпринимает определенные меры по обеспечению продовольственной безопасности страны. Долгое время не рассматривавшаяся всерьез проблема продовольственной безопасности получила законодательное обеспечение. В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан РФ утверждена Стратегия национальной безопасности страны до 2020 г. [3]. Одним из главных направлений национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность, которая обеспечивается за счет развития биотехнологий и импор-тозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов, сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов.
Разработанная МСХ России и РАСХН доктрина продовольственной безопасности одобрена коллегией министерства и Правительственной комиссией по аграрным вопросам в ноябре 2008 г. Эта доктрина станет основой для разработки нормативных правовых актов и программ развития АПК [8].
Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности в доктрине используется критерий удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции, в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, который по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) должен составлять не менее 85 %.
При этом следует отметить, что в одном из основных документов — государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. предусмотрено снижение зависимости от импорта мяса, то это снижение очень незначительное (табл. 2) [4].
По данной программе планируется рост объемов производства мяса в среднем на 6,2 % в год, общее увеличение составит 27,4 %. При этом им-портозамещение прогнозируется на уровне 1 % в год. Разумеется, такой темп роста продовольственной безопасности страны не может являться удовлетворительным. При таких изменениях Россия достигнет приемлемого 85 %-ного уровня продовольственной безопасности только к 2030 г.
Столь высокая зависимость от импорта недопустима в такой стратегически и системно важной отрасли, как мясное животноводство. Данная отрасль не только обеспечивает наполнение внутреннего рынка ценным пищевым ресурсом, но и является своеобразным стержнем всего АПК. В отсутствие круглогодичного животноводческого производства стремительно деградируют производственная сфера и социальная инфраструктура сельской местности, нарастает невосполнимое сокращение трудовых ресурсов российского села. Недостаточный спрос на корма перепрофилирует зерновой сектор и выводит из оборота пастбища.
Реальной перспективой решения проблемы обеспечения населения мясом весь мир видит в развитии птицеводства, и в мировом производстве мяса к 2020 г мясо птицы выйдет на первое место. Особую актуальность развитие отрасли приобретает в России, когда спад в мясном животноводстве делает птицеводство наиболее выгодным и эффективным способом обеспечения населения продуктами питания.
Несмотря на ряд проблем, птицеводство в настоящее время — динамичная отрасль, имеющая интенсивные методы производства и высокий уровень механизации [9]. Это позволяет достигать наибольшей выработки в расчете на единицу корма, труда и других материально -технических ресурсов, значительно повышая эффективность производства по сравнению с другими отраслями. Это и обеспечивает ее динамичное развитие, что в условиях
Таблица 2
Целевые индикаторы мясной отрасли реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Производство скота и птицы (в живом весе), тыс. т 8 950 9 520 10 100 10 750 11 400
Индексы роста объема производства 100 106,4 112,8 120,1 127,4
Удельный вес импорта в формировании общих ресурсов мяса и мясопродуктов, % 34 34 33 32 30
ограниченных зерновых ресурсов крайне важно. Так, затраты кормов на производство птицеводческой продукции в 2—3 раза ниже, чем в свиноводстве и тем более в скотоводстве (табл. 3).
В короткое время значительно увеличить поголовье и объемы производства продукции говядины, свинины не удастся. К тому же уровень цен на говядину в среднем за 2005—2008 гг. на 60 %, а на свинину — на 75 % выше, чем на мясо птицы, причем эта разница увеличивается (табл. 4).
Если в 2005 г. говядина была дороже мяса птицы на 42,3 %, а свинина — на 61,8 %, то в 2008 г. это превышение достигло 75 и 89,5 % соответственно. При этом за 2005—2008 гг. говядина подорожала на 51 %, свинина — на 43,9, а мясо птицы — всего на 22,9 %. Только за 2008 г. цены на свинину и говядину выросли больше, чем на мясо птицы за четыре года! Куриные яйца дорожали более быстрыми темпами, чем мясо, — на 63,3 %.
В настоящее время в объеме производства животного белка доля продукции птицеводства составляет более 40 % и является наиболее доступным из белковых продуктов животного происхождения
для всех слоев населения России. Использование передовых технологий производства и переработки в едином звене позволяет оптимизировать уровень затрат и, соответственно, в определенной степени сдерживать рост цен на курятину (несмотря на постоянный рост стоимости используемых ресурсов). Соответственно, продукция птицеводства существенно дешевле, чем свинина и говядина, что очень важно для России, когда большая часть населения имеет низкую покупательную способность.
Важной составляющей продовольственной безопасности страны является экономическая доступность продовольствия, представляющая собой уровень покупательной способности населения при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот, который обеспечивает возможность приобретения населением основных видов продовольствия в соответствии с рекомендуемыми нормами питания. Птицеводство в настоящее время является практически единственной отраслью, способной в короткие сроки обеспечить экономическую доступность белковой продукции.
Таблица 3
Сравнительная эффективность производства мяса
Продукция Затраты кормовых единиц на 1 кг продукции по нормативу, кг Расход протеина корма на образование 1 кг белка в продукции, кг
Мясо бройлеров 1,6—2,0 1,9
Свинина 3,2—6,0 4,1
Говядина 13,0 10,6
Таблица 4
Уровень цен на мясо и яйцо в 2005—2008 гг., руб.
Продукция 2005 2006 2007 2008 2008, % к
2005 2007
Яйца куриные, за десяток 24,5 27,06 34,89 40,02 163,3 114,7
Говядина 115,77 131,67 139,49 174,86 151,0 125,4
Свинина 131,64 142 149,02 189,42 143,9 127,1
Мясо птицы 81,35 78,37 88,2 99,94 122,9 113,3
Превышение над ценой на мясо птицы цен на:
говядину, % 142,3 168,0 158,2 175,0
свинину, % 161,8 181,2 169,0 189,5
В структуре потребления мясной продукции доля куриного мяса постоянно увеличивается, в 2006 г. она достигла 40 % (35 % занимает свинина, 23 — говядина, 2 % — прочее мясо). Ожидается, что в 2010 г. эта доля достигнет 45 %. Это подтверждают и данные за 10 мес. 2009 г. — производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 7,3 млн т, что на 7,0 % больше, чем за соответствующий период 2008 г. Прирост производства обеспечен за счет увеличения производства мяса птицы на 13,4 %, свинины — на 10,0 %, овец и коз — на 2,8 %. Производство говядины при этом уменьшилось на 2,5 %. Яиц произведено 33,2 млрд шт., или 104,0 % к уровню 2008 г. Средняя яйценоскость на курицу-несушку в сельхозпредприятиях по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, по оценке, увеличилась на 1 яйцо и составила 254 шт.
Развитие птицеводческой отрасли в последние два десятилетия происходило в сложных условиях. Снижение уровня жизни в 1990-е гг. привело к тому, что доля дешевого куриного мяса в общем объеме потребления мяса удвоилась. Мясо птицы превратилось в стратегический товар. К 1998 г. 55 % всего ввозимого мяса приходилось на птицу, а отечественные производители куриного мяса занимали меньше трети российского рынка. Конкурировать с импортными поставками мяса птицы, которые в рознице стоили в 1,5—2 раза дешевле российского мяса, было невозможно. Предприятия, специализировавшиеся на импорте мяса птицы в Россию, получали значительную прибыль, позволявшую им проводить мощную рекламную политику и лоббировать свои интересы в правительстве. Кризис августа 1998 г. и последовавшая за ним девальвация привели к снижению эффективности импорта и одновременно повысили конкурентоспособность отечественных птицефабрик. Отечественная птицеводческая продукция все больше вытесняет с прилавков магазинов импортную. К 2002 г. доля рынка отечественных птицефабрик достигла 40 % вместо 32 % в 1998 г. На рынке мяса птицы в 2008 г. отечественное производство составило 64,3 %, а импорт — 35,7 % (табл. 2).
Этому способствовал, в том числе, ряд мер Министерства сельского хозяйства России, направленных на поддержку отечественного птицеводства. К числу наиболее значимых для внешней торговли мясом постановлений Правительства РФ относятся следующие постановления: «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» от 30.11.2001 № 830; «О мерах
по защите российского птицеводства» от 23.01.2003 № 48; «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006—2009 гг.» от 05.12.2005 № 732.
Постановление № 732 принято в целях обеспечения условий для стабильного развития российского производства говядины, свинины и мяса домашней птицы. Этим постановлением утверждены перечень и объемы ввоза товаров на территорию Российской Федерации в 2006—2009 гг. и предельные уровни ставок ввозных таможенных пошлин на период 2006—2009 гг. (табл. 5). Был установлен также порядок выдачи лицензий на ввоз говядины, свинины, мяса птицы из стран дальнего зарубежья.
В соответствии с требованиями российских аграриев, рассмотренными 30 декабря 2002 г. правительственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, Правительство РФ ввело тарифные квоты на ввоз мяса птицы — разрешалось ввозить 1,05 млн т, более чем на 300 000 т меньше, чем в 2002 г. Поставки курятины сверх предусмотренных квот были запрещены. Импортеры мяса птицы получили серьезный удар.
В структуре импорта мяса в Россию наибольший удельный вес занимает мясо и пищевые субпродукты домашней птицы (табл. 6).
В настоящее время увеличивается себестоимость мяса в основных странах-поставщиках. Это вызывает текущий и перспективный рост цен. К тому же в будущем могут быть отменены субсидии европейским сельскохозяйственным предприятиям. Вопросы отмены субсидий обсуждаются в ходе торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации. Для регулирования внешней торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием Всемирной торговой организации таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли. Необходимо учитывать, что основным принципом этой организации является максимальная либерализация мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин.
В последнее время в мировом птицеводстве прослеживается все более явная тенденция увеличения доли продуктов глубокой переработки мяса птицы. Так, по расчетам американских специалистов, проведенным в рамках программы развития бройлерной промышленности, к 2025 г. процент продукции переработки мяса птицы достигнет 70 %. В Европе замороженное мясо птицы практически
- 69
Таблица 5
Уровень ставок ввозных таможенных пошлин на мясо птицы
Год Минимальная ставка, % Максимальная ставка, %
2006 25, но не менее 0,2 евро за 1 кг 60, но не менее 0,48 евро за 1 кг
2007 25, но не менее 0,2 евро за 1 кг 50, но не менее 0,4 евро за 1 кг
2008 25, но не менее 0,2 евро за 1 кг 50, но не менее 0,4 евро за 1 кг
2009 25, но не менее 0,2 евро за 1 кг 40, но не менее 0,32 евро за 1 кг
Таблица 6
Перечень товаров и объемов их ввоза в РФ в 2006—2009 гг., тыс. т
Наименование товара Год 2009, % к
2006 2007 2008 2009 2006 2008
Свинина свежая, охлажденная или мороженая 476,1 484,8 493,5 502,2 105,5 101,8
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы 1 130,8 1 171,2 1 211,6 1 252 110,7 103,3
Мясо КРС, мороженое 435 440 445 450 103,4 101,1
Мясо КРС, свежее или охлажденное 27,8 28,3 28,9 29,5 106,1 102,1
не реализуется в розничной торговле. В то же время в России большая часть полуфабрикатов производится из замороженных окорочков производства США, например в Калининграде. Поэтому одним из перспективных секторов рынка является организация производства полуфабрикатов и готовых блюд из отечественного охлажденного сырья.
При этом рынок еще абсолютно не готов отказываться от замороженной продукции. Объем потребления охлажденного мяса птицы еще не такой значительный. По данным объемов производства и потребления мяса птицы в табл. 7 отражен экспортный потенциал основных мировых производителей.
Лидерами по экспорту мяса бройлера на мировом рынке в 2007 г. стали Бразилия и США с резуль-
татами 2,92 млн т и 2,62 млн т соответственно. Доли экспорта этих стран в общем объеме составляют 40,4 % и 36,2 % соответственно. Следует отметить, что РФ является лидером по импорту продукции из бройлера, доля импорта России в мировом объеме составляет 17,5 %.
Требования российских партнеров по внешнеэкономической деятельности, особенно стран, занимающих лидирующее положение в международных экономических организациях, обычно сводятся к дальнейшей либерализации таможенного регулирования, т. е. снижению таможенных пошлин, а также ограничению и сокращению административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Но такие требования нередко вступают в противоречие с национальны-
Таблица 7
Динамика показателей лидеров в производстве мяса бройлеров, млн т
Страна Показатель 2004 2005 2006 2007
США Производство 15,29 15,87 15,93 16,21
Потребление 13,08 13,43 13,67 13,62
Импорт 0,01 0,02 0,02 0,03
Экспорт 2,17 2,36 2,36 2,62
Доля рынка 35,9 34,7 36,3 36,2
Китай Производство 10 10,2 10,35 11,5
Потребление 9,93 10,09 10,37 11,62
Импорт 0,17 0,22 0,34 0,48
Экспорт 0,24 0,33 0,32 0,36
Доля рынка 4,0 4,9 4,9 5,0
Бразилия Производство 8,41 9,35 9,36 10,31
Потребление 5,99 6,61 6,85 7,38
Экспорт 2,42 2,74 2,5 2,92
Доля рынка 40,0 40,3 38,5 40,4
ЕС Производство 7,85 8,17 7,74 8,11
Потребление 7,62 8,09 7,66 8,13
Импорт 0,49 0,61 0,61 0,64
Экспорт 0,73 0,69 0,68 0,62
Доля рынка 12,1 10,1 10,5 8,6
ми интересами России, они ослабляют позиции отечественных сельхозтоваропроизводителей на мировом и даже внутреннем рынках. В процессе реализации рекомендаций и требований Международных организаций и союзов должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных производителей, обеспечена надлежащая конкурентоспособность их продукции. Данная задача может быть решена одновременным снижением таможенных пошлин и компенсирующим это снижение повышением ставок НДС, а также государственной поддержкой сельского хозяйства в тех случаях, когда возможности такого повышения не заблокированы соответствующими обязательствами Правительства Российской Федерации.
Согласно статистическим данным 94 % россиян регулярно потребляют мясо птицы, и спрос на этот продукт стабильно увеличивается. В ближайшем будущем потребление мяса птицы будет увеличиваться, что вызвано следующими факторами:
• ограничение импорта говядины и свинины по требованию ветеринарного надзора из-за эпидемий ящура, коровьего бешенства и т. п.;
• рост покупательской способности населения и спроса со стороны производителей полуфабрикатов мяса птицы. Увеличение платежеспособности населения в перспективе определяет приоритетность спроса на качественную продукцию;
• среднее потребление мяса птицы на душу населения составляет 24,1 кг в год (в том числе российского производства — 15,5 кг.). При этом потребление мяса птицы в Европе — более 40 кг в год, в США — более 49 кг.
Для обеспечения необходимых темпов развития птицепродуктового подкомплекса в целях формирования продовольственной безопасности страны необходимо рассмотреть и принять комплекс мер, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей.
Прежде всего, необходимо скорректировать российскую политику в отношении путей развития птицеводческой отрасли и сосредоточить основные меры поддержки на стимулировании конкурентоспособного и высокотехнологичного производства и первичной переработки мяса. Именно оно способно выпускать продукцию с низкой себестоимостью. При этом доля мясного производства в личных подсобных хозяйствах должна постепенно снижаться. К тому же нужно анализировать экономическую обоснованность размещения основных центров производства мяса птицы. Существующее сосре-
доточение производства яйца и мяса птицы создает значительное число проблем [6].
Следует определить приоритетные регионы для развития птицеводства и именно туда направлять основные ресурсы и меры поддержки данной отрасли. Это должны быть области с развитым зерновым производством, современной кормовой базой, квалифицированными кадрами, надежной транспортной инфраструктурой и мощностями для хранения мяса [1, 2]. Пример тому — Белгородская область, где интенсивными темпами развивается птицеводческая отрасль.
Что касается российского птицеводства, то за последние годы оно достигло существенных темпов развития. Однако инструментов для снижения себестоимости продукции у птицеводов осталось немного, в последнее время многие из них работают с нулевой или отрицательной рентабельностью из-за подорожавших кормов и стагнации цен на рынке мяса птицы. Даже ведущие птицеводческие хозяйства, входящие в сотню наиболее крупных и эффективных предприятий, имеют среднюю рентабельность 18,8 % по производству мяса. Производство яйца более рентабельно — 27,4 %, но это в среднем по 100 лучшим хозяйствам [5]. Все это необходимо учитывать при разработке государственной поддержки отрасли.
Зависимость уровня потребления мяса птицы от импортных квот имеет достаточно сложный характер. Если падение производства, вызванное установленной на долговременную перспективу импортной квотой, достаточно велико, то может наблюдаться парадоксальный эффект роста среднегодового уровня цен и уменьшения потребления, который будет тем больше, чем больше размер квоты. Этот эффект будет все менее выраженным по мере удовлетворения спроса конечного потребителя. Таким образом, с позиций потребителя эффективная стратегия государства выглядит как «импорт без ограничений». Это обеспечивает спрос и устанавливает негативное (с позиций потребителя) влияние отечественного производителя. С позиций государства такая стратегия устраняет конкурентную среду и ликвидирует отрасль, что создает угрозу продовольственной безопасности страны. Поэтому особую актуальность приобретают стратегии импортного регулирования, сохраняющие положительные темпы роста производства мяса птицы.
Средний рост отечественного производства мяса птицы за последние 4 года составляет 17 % в год, но импорт мяса птицы мешает еще более активному развитию производства. Происходит перенасыщение рынка продукцией, что снижает цены
- 71
на нее. В то же время издержки птицеводческих предприятий постоянно увеличиваются. Снижение прибыли не дает отечественным производителям развиваться. Для того чтобы уравновесить спрос и предложение на российском рынке, следует сократить объем квот на ввоз мяса птицы пропорционально росту объемов производства.
Целесообразно утверждать квоты ежегодно и определять их размер как разницу между прогнозом объема потребления и объема отечественного производства по каждому виду мяса, в том числе мяса птицы. Причем прогнозы корректировать каждый год на основе анализа фактических данных по выполнению предыдущего прогноза. Возможен также механизм защиты рынка, основанный на импортных пошлинах. Эта система формирует справедливую цену на рынке, поскольку компенсирует величину дотаций производителям в странах-экспортерах и способна нивелировать различия себестоимости конечной продукции из-за климатических и технологических особенностей ведения птицеводства. При такой системе защиты объем импорта определяется рыночными механизмами, что стимулирует интенсивное развитие отечественного производства и создает конкурентную среду.
В конечном итоге система импортных пошлин может повысить конкурентоспособность отечественного птицепродуктового подкомплекса. Но при таком варианте регулирования импорта государству необходимо позаботится о малообеспеченных слоях населения, так как использование квот повышает цены на продукцию и снижает покупательскую способность населения [7]. С учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании в стране должны быть утверждены основы государственной политики в области здорового питания населения, включая разработку технических регламентов.
Обеспечение продовольственной безопасности требует стимулирования увеличения производства отечественной продукции, что обусловливает необходимость создания условий для развития сельского хозяйства, в т. ч. птицепродуктового подкомплекса. Необходимо совершенствование форм и методов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности АПК в целом и птицеводства в частности, повышение доступности кредитных ресурсов.
Учитывая, что птицепродуктовый подкомплекс является высокоэффективным производством, способным в короткий период времени обеспечить продовольственную безопасность страны в сфере
72 -
производства мяса, необходим федеральный закон о государственном регулировании птицеводства, который должен стать правовой основой возрождения отрасли. При условии государственной поддержки российский птицепродуктовый подкомплекс имеет все возможности для увеличения производства до полного обеспечения потребностей внутреннего рынка яйцом и мясом птицы, а также обеспечения экспорта продукции.
За период кризиса потребление мяса в РФ сократилась, по итогам 2009 г. ожидается 11 %-ное падение потребления мяса, фактически за один год население возвращается к трехлетнему минимуму в потреблении. Восстановление спроса до уровня 2008 г., по оптимистичному прогнозу, произойдет, в лучшем случае, к 2012 г. К тому же снижение доходов населения будет усугубляться общемировой тенденцией удорожания продуктов питания. Усиление платежеспособности населения Китая вызовет рост потребления мяса в этой стране с нынешних 39 до 50 кг уже к 2015 г. (что, безусловно, повлияет на приграничных с Китаем производителей мяса и может мотивировать их отдавать предпочтение китайскому рынку). Все это вместе не позволит многим нашим гражданам питаться так, как того требуют нормы потребления.
Особое внимание должно быть уделено мерам государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, товаропроводящей сети. Необходимо отметить, что государство предпринимает определенные действия по регулированию мясного рынка. В частности, государственной программой предусмотрены определенные действия в целях повышения конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке. Механизм реализации мероприятий программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 г.
Объем тарифных квот на период после 2009 г., механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации. Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандарта-
ми Европейской экономической комиссии ООН.
Чтобы стимулировать развитие и повысить эффективность финансирования отрасли, особенно на фоне кризиса, необходимо в государственной поддержке использовать дифференцированный подход. Сегодня государство в равной степени обеспечивает финансирование подотраслей птицеводства, свиноводства и скотоводства. Использование такого метода к 2015 г. может создать ситуацию, когда в стране будет наблюдаться дефицит мяса птицы и свинины на фоне избыточного количества говядины. И эти излишки говядины будут оказывать угнетающее давление на рынок, создавая конфликтную ситуацию. Более целесообразно финансировать подотрасли не равномерно, а в определенной пропорции, которая бы учитывала прогноз изменения потребления мяса, капиталоемкость подотраслей и необходимость развития собственного производства. В частности, Мясным союзом России предлагается финансирование птицеводства, свиноводства и мясного скотоводства в пропорции 1,65:1,81:1.
Поддержка птицепродуктового комплекса обеспечит высокий уровень его развития, и в ближайшем будущем отечественные птицеводческие предприятия смогут полностью обеспечить население страны мясом птицы и ориентироваться на развивающиеся рынки стран Азии и Африки, например Арабские Эмираты, Ливан — те страны, которые сейчас приобретают французское и бразильское мясо птицы.
Список литературы
1. ЖиляковД. И. Использование трендовых моделей в оценке и прогнозировании производства
яйца в Центральном федеральном округе // Региональная экономика: теория и практика, 2009. № 12 (105). С. 67—71.
2. Жиляков Д. И. Использование трендовых моделей в оценке и прогнозировании производства мяса в ЦФО // Региональная экономика: теория и практика, 2009. № 38 (131). С. 56—65.
3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
4. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг.: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.
5. Рейтинг наиболее крупных и эффективных предприятий по производству яиц и мяса птицы в России (Клуб «Мясо птицы — 100» и «Клуб яйцо птицы — 100» за 2005—2007 гг.) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2009. № 5. С. 42—45.
6. Соловьева Т. Н, Жиляков Д. И. Стратегический анализ состояния птицеводства яичного направления // АПК: экономика и управление, 2009. № 5. С. 62—68.
7. Труба А. С. Проблемы применения механизма квотирования импорта мясного сырья в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2008. № 6. С. 75—76.
8. Ушачев И. Основные положения доктрины продовольственной безопасности РФ // АПК: экономика, управление, 2008. № 12. С. 2—8.
9. Черняев А, Шмелев А. Государственная поддержка птицеводства необходима // АПК: экономика, управление, 2008. № 10. С. 23—25.