Научная статья на тему 'ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Д. А., Маркушевская Е. А.

В статье раскрываются возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках внеклассной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

9. Латыпова М.Г. Совершенствование учебно-методического обеспечения профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел: учебно-методическое пособие / М.Г. Латыпова, И.М. Ситдиков, и др. - Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2016. -37 с.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1 2 © Ломакина Д.А. , Маркушевская Е.А.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье раскрываются возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках внеклассной работы.

Ключевые слова универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают «развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий» [4]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.

Иными словами, универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,

1 Студент.

2 Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.

Целью внеклассной работы является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Факультативное занятие - это форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая направлена на расширение и углубление знаний студентов по учебным дисциплинам в соответствии с их требованиями, возможностями и влечениями, повышение активности их познавательной деятельности.

Факультативные занятия способствуют расширению кругозора учащихся, развитию креативного мышления, формированию активного познава-

тельного интереса к предмету, подготовке одаренных школьников к олимпиадам, формированию профориентационной компетентности учащихся, приобщению учащихся к исследовательской деятельности, коррекции пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

Тренинги, практикумы, творческие мастерские, лабораторные работы, исследования, экскурсии, занятия-игры, путешествия и другие формы работы, которые используются на факультативных занятиях, дают возможность сформировать у младших школьников способность свободно мыслить, решать нестандартные задачи, творчески подходить к выполнению заданий. Учитель в совместной деятельности формирует у учащихся опыт работы с информацией, опыт практического использования знаний. Расширяется опыт познавательной деятельности и развития познавательного интереса и др.

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.

Работа в парах используется с давних пор. Однако в отличие от других форм учебного взаимодействия (например, групповой и индивидуальной), она меньше всего изучена; в литературе можно встретить лишь редкие эмпирические описания, не говоря уже об обобщенных технологических рекомендациях.

Благодаря сочетанию этих форм организации обучения реально происходит индивидуализация обучения.

Если в учебной группе всего два ученика, то в этом случае парное обучение редуцируется до индивидуального обучения, при котором нет возможности смены партнёров в парах.

При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая - учусь» и «не отсроченное использование знаний».

Оптимальная посадка при работе в парах. Возможны разные варианты посадки обучающихся при их работе в парах. Но не желательно им садиться за

«круглый» стол, иначе они будут мешать друг другу, особенно при перекрестном общении при смене партнёров (но оставаясь не предыдущих местах).

Когда партнёрам необходимо писать свои объяснения в тетрадях друг друга, то целесообразно сидеть за одним столом, не меняя традиционной расстановки столов в один или несколько рядов.

Для школьников работа в парах необходима, потому что в них развивается понимание возможных различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

Покажем возможности использовать работу в парах для формирования коммуникативных умений при проведении классных часов.

Тема «Доброе слово»

Цель - научить детей употреблять различные формы приветствия в зависимости от ситуации; прививать практические навыки в выполнении правил повседневного общения.

Оборудование - карточки со словами: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, до свидания, пока, до встречи.

Учитель объясняет смысл пословиц. Дети сидят в парах и в каждой пару нужно найти объяснение смысла пословицы. При выполнении рисунка дети делятся в пары. Детям необходимо договорится о том, как им изобразить человека в хорошем настроении.

Во всех перечисленных видах деятельности возможны различные формы взаимодействия. Нас заинтересовала работа в парах. Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы познакомились с понятиями, как «коммуникативные универсальные учебные действия», «внеклассная работа», «работа в парах». Социальным педагогам очень важно знать особенности общения детей разного возраста, так как организуемые учебные и внеучебные дела будут направлены на формирование коммуникативных умений школьников.

В нашей работе мы связали эту работу с формированием коммуникативных универсальных учебных действий. Для их формирования мы рассмотрели возможности работы в парах и выяснили, что она может быть использована для этой работы, так как понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважения к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; взаимоконтроль и

взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Таким образом, мы установили, что работы в парах обеспечивает формировании коммуникативных умений. При выполнение выпускной классификации работы мы проверим это утверждения на практике.

Список литературы:

1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса - СПб.: Экслюзив, 1995.

2. Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: 1989.

3. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

12 © Маркушевская Е.А. , Рутц А.Г.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, игра, игровая деятельность, структура игры, дидактическая игра.

В нашем обществе, которое прогрессирует с каждым годом, развитие личности будущего поколения занимает одну из ведущих ролей в образова-

1 Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

2 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.