ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Маркушевская Е.А.* *, Никандрова А.В.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, направленной на формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова: игра, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная задача современной системы начального образования - это формирование универсальных учебных действий, которые способствуют умение учиться школьникам, а также помогают саморазвиваться и самосовершенствоваться. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику.
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает развитие готовности к общению, приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими. Владение этими навыками и умениями обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся в потоке информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Хотелось бы обратить внимание на виды коммуникативных универсальных учебных действий, к ним относят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре-
* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент.
8
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
шения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Успешно формировать коммуникативные универсальные учебные действия возможно в процессе сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра -это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации. В такой форме коммуникативная задача решается участниками путём импровизированного разыгрывания определённой ситуации. Такие игры позволяют ребятам занимать новые привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной действительности, в которую они вводятся.
Важной задачей исследования было разработать виды сюжетно-ролевых игр, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
1. «Магазин». Суть ее заключается в распределении профессиональных ролей между детьми, которые будут реализованные в ходе самой игры. Она может проводиться на уроке Русского языка для начальных классов. Главная роль в этой игре отводится продавцам разных отделов (товары для школы, продукты и т.д.), охранники (следят за соблюдением правил и порядка), администратор, кассиры и многое другое, по желанию.
Цель ее заключается в том, чтобы закрепить знаний о функционировании магазина, формирование навыков культурного поведения в общественных местах. Задачами данной сюжетно-ролевой игры являются: формировать коммуникативное сотрудничество и взаимодействие, закрепить знания детей с понятием «Супермаркет», активизировать диалогическую речь, словарь, совершенствование связной речи, а также развивать интерес у детей к сюжетно-ролевым играм.
2. «Теплоход». Суть ее заключается в распределении ролей между обучающимися по профессиям, которые относятся к работникам теплохода. Данная игра может проводиться на уроке окружающего мира для начальных классов. Главную роль здесь играют капитан парохода, штурман, экскурсовод. В игру можно включить различные ситуации, даваемые капитаном, с которыми нужно справляться командой (возгорание на палубе, с которым можно справится лишь совместными усилиями), задача экскурсовода заинтересовать достопримечательностями родного города и т.д.
Задачами данной игры являются: помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации; формировать дружеские взаимоотношения в игре, взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли (бармена, кассира, капитана, штурмана, пассажиров, экскурсовода). Пе-
Общая педагогика
9
ред началом игры следует провести предварительную работу с учениками: беседы о профессиях с использованием иллюстраций, экскурсия в кафе, конструирование корабликов из разных материалов (бросового, бумаги).
3. «Магазин».
Данная игра может проводиться на уроке Математике для начальных классов. Целями игры является: формирование коммуникативных универсальных действий, а также познавательных. Задача ее заключается в том, чтобы научить правильно вести себя в общественном транспорте, воспитывать вежливость, желание помочь друг другу, запомнить основные цвета, выполнять простые арифметические действия с простыми числами.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что сюжетно-ролевые игры имеют не маловажное значение в учебном образовательном процессе, т.к. они направлены на формирование различных видов коммуникативные универсальные действия.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей младшего школьного возраста. - 2007.
3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.
ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОМ игры В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Маркушевская Е.А.* *, Рутц А.Г.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент.