Научная статья на тему 'Игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников'

Игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркушевская Е. А., Никандрова А. В.

В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, направленной на формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Маркушевская Е.А.* *, Никандрова А.В.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, направленной на формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова: игра, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная задача современной системы начального образования - это формирование универсальных учебных действий, которые способствуют умение учиться школьникам, а также помогают саморазвиваться и самосовершенствоваться. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику.

Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает развитие готовности к общению, приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими. Владение этими навыками и умениями обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся в потоке информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Хотелось бы обратить внимание на виды коммуникативных универсальных учебных действий, к ним относят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре-

* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

8

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

шения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Успешно формировать коммуникативные универсальные учебные действия возможно в процессе сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра -это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации. В такой форме коммуникативная задача решается участниками путём импровизированного разыгрывания определённой ситуации. Такие игры позволяют ребятам занимать новые привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной действительности, в которую они вводятся.

Важной задачей исследования было разработать виды сюжетно-ролевых игр, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

1. «Магазин». Суть ее заключается в распределении профессиональных ролей между детьми, которые будут реализованные в ходе самой игры. Она может проводиться на уроке Русского языка для начальных классов. Главная роль в этой игре отводится продавцам разных отделов (товары для школы, продукты и т.д.), охранники (следят за соблюдением правил и порядка), администратор, кассиры и многое другое, по желанию.

Цель ее заключается в том, чтобы закрепить знаний о функционировании магазина, формирование навыков культурного поведения в общественных местах. Задачами данной сюжетно-ролевой игры являются: формировать коммуникативное сотрудничество и взаимодействие, закрепить знания детей с понятием «Супермаркет», активизировать диалогическую речь, словарь, совершенствование связной речи, а также развивать интерес у детей к сюжетно-ролевым играм.

2. «Теплоход». Суть ее заключается в распределении ролей между обучающимися по профессиям, которые относятся к работникам теплохода. Данная игра может проводиться на уроке окружающего мира для начальных классов. Главную роль здесь играют капитан парохода, штурман, экскурсовод. В игру можно включить различные ситуации, даваемые капитаном, с которыми нужно справляться командой (возгорание на палубе, с которым можно справится лишь совместными усилиями), задача экскурсовода заинтересовать достопримечательностями родного города и т.д.

Задачами данной игры являются: помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации; формировать дружеские взаимоотношения в игре, взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли (бармена, кассира, капитана, штурмана, пассажиров, экскурсовода). Пе-

Общая педагогика

9

ред началом игры следует провести предварительную работу с учениками: беседы о профессиях с использованием иллюстраций, экскурсия в кафе, конструирование корабликов из разных материалов (бросового, бумаги).

3. «Магазин».

Данная игра может проводиться на уроке Математике для начальных классов. Целями игры является: формирование коммуникативных универсальных действий, а также познавательных. Задача ее заключается в том, чтобы научить правильно вести себя в общественном транспорте, воспитывать вежливость, желание помочь друг другу, запомнить основные цвета, выполнять простые арифметические действия с простыми числами.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что сюжетно-ролевые игры имеют не маловажное значение в учебном образовательном процессе, т.к. они направлены на формирование различных видов коммуникативные универсальные действия.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей младшего школьного возраста. - 2007.

3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.

ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОМ игры В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Маркушевская Е.А.* *, Рутц А.Г.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.