Научная статья на тему 'Решение проектных задач в начальной школе'

Решение проектных задач в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧА / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркушевская Е. А., Черемина Т. С.

В статье раскрыты педагогические условия реализации проектных задач в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркушевская Е. А., Черемина Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение проектных задач в начальной школе»

96

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

палочек. Эта игра способствует развитию операции анализа классификации, подведения под понятие.

Игра «Расшифруй слова» применяется на уроках русского языка. Учитель заранее готовит на доске запись (возможен электронный слайд) со следующей записью:

СОКПЕ ПОДОРМИ АЦИНЕШП ОБЕДПА ПРЕСНЫЙКРА

Детям предлагается составить слова из данных групп букв. Получаются следующие слова: песок, помидор, пшеница, победа, прекрасный. После составления дети ищут «лишнее слово» и объясняют свой выбор (Слово прекрасный, т.к. это прилагательное). Данная игра способствует развитию умения работать с информацией у учащихся и формирует операцию классификации.

Таким образом результаты исследования подтвердили, что что использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе начальной школы, способствуют более эффективному формированию логических универсальных учебных действий младших школьников.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

2. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.

3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая подготовка будущих учителей начальных классов к личностно ориентированной педагогической деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Волгоград, 2003. - 237 с.

РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Маркушевская Е.А.*, Черемина Т.С.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье раскрыты педагогические условия реализации проектных задач в начальной школе.

Ключевые слова задача, проектная задача, решение задачи.

* Доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

Теория и методика обучения и воспитания

97

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одной из задач является становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости [1]. Её решение особенно актуально для начального образования, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей.

Так в Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы ... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов ... создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий» [2].

Некоторые ученые считают, что проектная деятельность не может быть реализована в начальной школе, так как она не соответствует возрастным и психологическим возможностям младших школьников (А.Б. Воронцов, С.В. Егоркина) [1]. По мнению авторов этого подхода, прототипом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Под проектной задачей понимается задача, «в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит самоизменение группы детей».

Для того чтобы нам расшифровать и понять термин «проектная задача», нужно это понятие разделить на 2 части: задача и проект.

Задачей называют проблемную ситуацию с явно заданной целью, которую надо решить. В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза» [3]. Базой педагогики, как науки является задачный принцип построения учебного содержания. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих поэтапного анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). По правилам, учитель должен сам подвести класс постановке учебной задачи и ее решению. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи - создать в классе такую ситуацию успеха, при которой дети сами бы смогли «решить» задачу, конечно, под контролем учителя.

Задача решена - это значит, что создан какой-то реальный материальный и нематериальный «продукт», который можно презентовать классу и

98

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

педагогам. Поэтому только через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретнопрактических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в личности ребенка. В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи, дети начинают ставить потребности группы на передний план, а свои отодвигает на второй.

В основе решения проектной задачи лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, то есть ребенок начинает себя чувствовать личностью, что требует ФГОС НОО. При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. Важно отметить, что при составлении педагогом проектной задачи, нужно обязательно учитывать возраст детей (класс), психологические и умственные особенности детей. При неправильной формулировке задачи, она может иметь негативный эффект.

Решение проектной задачи требует коллективной деятельности учащихся - работы в малых, больших группах, все зависит от сложности проекта и длительности его выполнения. И решение, и составление проектной задачи очень творческие процессы и, естественно требует немало усилий. В ходе работы над проектными задачами, дети могут увидеть реальное применение своих знаний; дети с интересом могут участвовать в решении проблемы, которую им помог сформулировать учитель; дети начинают овладевать культурными способами действий, начинают их использовать в повседневной жизни. Кроме того, обучающиеся могут увидеть, что жизненные проблемы не имеют только одного варианта решения проектной задачи, и в этом случае появляется возможность реализовать творческие способности ребят.

Проектные задачи можно использовать в качестве закрепления пройденного материала, в качестве проверки знаний учащихся, применять их на разных уроках, также использовать их во внеурочной деятельности. В то же время решение проектных задач не только работает на дальнейшее развитие ребенка, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания [2].

Решение проектных задач не является еще одной педагогической техникой, которая может быть просто дополнена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам. Проектные задачи могут кардинально изменить практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания; отношения между школьниками, школьниками и педагогами; отбор учебного материала и содержания; составление расписания учебных занятий и т.д.

Теория и методика обучения и воспитания

99

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что при решении проектных задач учащиеся переносят общие способы, средства действия в квазиреальную модельную ситуацию, считая это нестандартной ситуацией.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности и универсальные учебные действия: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки) - регулятивные универсальные учебные действия; целепо-лагать (ставить и удерживать цели) - регулятивные универсальные учебные действия; планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи - регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других) -коммуникативные универсальные учебные действия. Также можно говорить о том, что проектные задачи являются фундаментом к проектной деятельности в основной школе, о чем говорилось в статье.

Список литературы:

1. Воронцов А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, О.В. Раскина и др. - Вып. 2. -М.: Просвещение, 2012. - 144 с.

2. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.

3. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности // Народное образование. - 2009. - № 8-9. - С. 151-157.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Мерцалова О.Д.*

МАОУ «Средняя политехническая школа № 33», г. Старый Оскол

В статье дифференцированный подход в обучении рассматривается в качестве приоритета личностной ориентации обучения. Ориентация образования на личность учащихся влияет на принципы и формы педа-

Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.