Общая педагогика
9
ред началом игры следует провести предварительную работу с учениками: беседы о профессиях с использованием иллюстраций, экскурсия в кафе, конструирование корабликов из разных материалов (бросового, бумаги).
3. «Магазин».
Данная игра может проводиться на уроке Математике для начальных классов. Целями игры является: формирование коммуникативных универсальных действий, а также познавательных. Задача ее заключается в том, чтобы научить правильно вести себя в общественном транспорте, воспитывать вежливость, желание помочь друг другу, запомнить основные цвета, выполнять простые арифметические действия с простыми числами.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что сюжетно-ролевые игры имеют не маловажное значение в учебном образовательном процессе, т.к. они направлены на формирование различных видов коммуникативные универсальные действия.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей младшего школьного возраста. - 2007.
3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.
ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОМ игры В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Маркушевская Е.А.*, Рутц А.Г.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент.
10
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, дидактическая игра.
Благодаря техническому прогрессу общество и наука развиваются стремительно и прогрессивно, вследствие чего очень важно развитие будущего поколения как компетентных специалистов, у которых будет развито формирование умения учиться и саморазвиваться, что в свою очередь будет возможно при формировании у учащихся универсальных учебных действий. В связи с этим, такие средства, способы и методы обучения, как игровые формы обучения, которые способны сделать обучение ребенка интересным, развивающим и познавательным, пользуются все большей популярностью, в частности - дидактические игры.
В ходе исследования нами было установлено, что познавательные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия включают в себя самостоятельное выделение учащимися и формулирование ими познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение своего речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от условий, самостоятельное моделирование объекта и др. Логические универсальные действия включают в себя анализ данных объектов для выделения каких-либо его признаков, синтез данных объектов, выбора признаков и свойств для сравнения объектов, построение логической цепи рассуждений и др. Постановка и решение проблемы включают в себя формулирование проблемы и самостоятельное создание способов ее решения благодаря творческому и поисковому методам.
Наиболее эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий выступает дидактическая игра, под которой мы понимает вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.
Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры. «Двойственная природа» игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.
Таким образом, нами были отобраны дидактические игры, применение которых способствует более эффективному развития познавательных уни-
Общая педагогика
11
версальных учебных действий на уроках русского языка, математики и окружающего мира.
Например, дидактическая игра по окружающему миру «По порядку».
Цель: закрепить знания детей о днях недели.
Учитель раздает детям карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку, как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
Благодаря данной игре у ребенка формируются логические универсальные действия: учащийся анализирует объекты (когда выбирает какой день ему поставить на определенное место дня недели), синтезирует - составляет целый ряд из частей (дни недели расставляет в правильной последовательности, чтобы получить неделю как целостный объект), строит логическую цепь рассуждений при расстановке дней недели.
На уроке математике мы использовали дидактическую игру «Математическая рыбалка»
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Описание: на магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Во время данной игры у учащихся будут формироваться общеучебные универсальные действия: при обозначении ответа знаково-символическим способом учащиеся будут использовать моделирование, дети самостоятельно создадут алгоритм способов решения примеров, выберут наиболее эффективный способ решения задачи; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений во время решения примеров.
На уроке русского языка применяли игру «Найди пару».
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова - действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Описание: ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Благодаря данной игре у учащихся формируются такие познавательные универсальные учебные действия, как общеучебные универсальные действия: дети будут использовать методы поиска и выделения информации во