Научная статья на тему 'Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста'

Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркушевская Е.А., Хубаева М.З.

В статье раскрываются педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста»

12

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

время соотнесения слов; логические универсальные действия: учащиеся будут анализировать данные слова, выделять их признаки и свойства, благодаря чему и смогут выполнить задание, также учащиеся будут выбирать определенные основания и критерии для сравнения данных слов, логически мыслить при обосновании выбора.

Таким образом, результаты исследования показали эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством реализации дидактической игры.

Список литературы:

1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.Б. Аникеева -М.: Просвещение, 2005. - 144 с.

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1 - С. 16-17.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Маркушевская Е.А.* *, Хубаева М.З.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье раскрываются педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова: способности, творческие способности, креативность.

В современное время в сфере образования, все большее значение придаётся необходимости развития творческих способностей личности обучаемых.

Проблема исследования не теряет актуальности и на сегодняшний день. В психолого-педагогической науке до сих пор ведутся дискуссии о путях, возможностях и средствах развития творческих способностей учащихся младших классов.

* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

Общая педагогика

13

Поскольку люди, у которых развито творчество, обладают более высоким уровнем, как адаптации, так и социализации, то они являются весьма востребованы в современном обществе. Именно поэтому педагогическая наука и уделяет особое внимание проблеме развития творческого потенциала ребенка.

На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме креативного мышления младших школьников были сделаны следующие выводы.

Под творческими способностями мы понимаем индивидуальные особенности качеств человека, определяющие успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Большинство психологов, такие как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, А.М. Матюшкин, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие выделяют следующие критерии творческих способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение и применение методов организации творческой деятельности. Также, творческие способности некоторые учёные классифицируют на три группы: способности, которые связаны с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональная) и с умственными способностями [3].

Творческое мышление младших школьников характеризуется гибкостью, быстротой, законченностью, оригинальностью, зоркостью, боковым мышлением и сближением понятий [2].

Психологи и педагоги для определения уровня сформированности творческих способностей младших школьников используют различные методики, самые известные среди которых являются опросник Джонсона адаптированный Е. Туник и батареи тестов Е. Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса, которые состоят из семи субтестов [5].

Проведя диагностическое исследование на изучение уровня сформиро-ванности творческих способностей детей младшего школьного возраста, мы выявили, что большинство обучаемых имеют низкие показатели творческих способностей, исходя из этого, нами были разработаны условия, необходимые для успешного развития творческих способностей у учащихся, наибольшее значение из которых имеют:

1) восприятие ребёнка как личности, не зависимо оттого, что и как он делает, то есть безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть;

2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младшего школьника (в учебной и внешкольной деятельности);

3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения;

14

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

4) повышение и укрепление самооценки учащихся;

5) организация системы обучения или создание творческой образовательно-воспитательной среды.

6) использование специальных заданий, направленных на развитие творческих способностей;

7) создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в учебной деятельности;

8) предоставление учащимся возможность активно задавать вопросы;

9) поощрение со стороны учителя высказывания оригинальных идей;

10) использование проблемного метода обучения;

11) использование диалогичных форм обучения, включение дискуссий и проблемных диалогов;

12) систематическое использование дидактических игр на разных этапах урока;

13) использование психологических «творческих» методик и заданий;

14) использование поисковой, исследовательской, практической деятельности на занятиях;

15) вовлечение детей в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

16) выполнение закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность;

17) предоставление учащимся пространственных объектов;

18) сужение поля поиска решения учащихся [4].

Учитывая эти условия, также можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе.

Итак, развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе учебно-воспитательной деятельности способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, активизирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Вследствие этого нами делается вывод о том, что педагогам необходимо проводить регулярные диагностики сформированности творческих способностей младших школьников.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте// Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - С. 807-819.

2. Крутецкий В.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - С. 203.

Общая педагогика

15

3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Ма-тюшкин. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 184 с.

4. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.

5. Туник Е. Диагностика творчества [Текст] / Е. Туник // Школьный психолог. - 2000. - № 47. - С. 14-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.