Научная статья на тему 'Креативные проявления младшего школьника в инновационном образовательном учреждении'

Креативные проявления младшего школьника в инновационном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ ДЕТИ / ПСИХОДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пищулина Л. В.

В статье представлены результаты исследования проявления креативных тенденций личности младшего школьника в инновационном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the study of junior pupils' creativity manifestation in an innovative school are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Креативные проявления младшего школьника в инновационном образовательном учреждении»

Л. В. Пищулина

КРЕАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа представлена кафедрой психологического консультирования Пятигорского государственного лингвистического университета. Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Н. М. Швалева

В статье представлены результаты исследования проявления креативных тенденций личности младшего школьника в инновационном образовательном учреждении.

The results of the study of junior pupils' creativity manifestation in an innovative school are presented in the article.

Проблема создания системы развивающих условий для креативных детей, обучающихся в системе инновационных образовательных учреждений, является чрезвычайно актуальной в настоящее время в связи с распространением вариативного образования в России. Ученик является активным субъектом образовательного процесса, проявляет инициативу в познании и самопознании в контексте оптимальной развивающей среды, при создании благоприятных параметров природного и социокультурного пространства.

Проблема креативности, способностей - это проблема индивидуальных различий, которая достаточно широко анализировалась как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях (Б. Г. Ананьев [1], Л. А. Венгер, А. М. Матюшкин [9; 10; 11], В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн [15], Б. М. Теплов [16], Д. Б. Богоявленская [3; 4], Н. С. Лейтес [13], В. Э. Чуд-новский, В. С. Юркевич [17; 18], Л. С. Выготский [5; 6], М. С. Егорова, В. А. Петровский [12], А. Г. Асмолов [2], В. Н. Дружинин [8], А. Бине, Дж. Гилфорд [7], Э. Кла-паред, Ч. Спирмен, П. Торренс [20], В. Штерн, Дж. Аткинсон, Б. Блум, Дж. Рен-зулли [14], Дж. Фриман, Е. Л Яковлева [19] и др.).

Обзор отечественных и зарубежных исследований по проблемам теории и ме-

тодов психодиагностики способностей и креативности позволяет сделать заключение о значительном вкладе ученых в разработку различных подходов к решению указанных проблем. К числу несомненных достоинств этих подходов следует, по нашему мнению, отнести особое внимание к выявлению качественных содержательных и процессуальных индивидуальных характеристик творческой деятельности учащихся, возрастных аспектов их развития, связи с особенностями процесса обучения, а также к попыткам целостного анализа когнитивных, мотиваци-онных, эмоциональных и других компонентов развивающейся личности. Не менее важным является понимание целей диагностики как средства, содействующего детскому развитию.

Проведенный анализ литературы говорит о необходимости создания благоприятных условий для практической реализации накопленного теоретического материала в работе образовательных учреждений.

Большое значение в развитии креативных проявлений личности играет среда. Роль образовательной системы заключается в том, чтобы создать такую среду, в которой ребенок сможет найти условия для проявления и развития творческой активности и средства для ее реализации.

Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. Итак, среда развития для креативных детей представляет собой учебное пространство, характеризующееся богатством предметной среды как условия проявления возможностей индивидуального развития школьника, процесса самоактуализации личности.

В нашем исследовании проверялись следующие гипотезы:

Общая гипотеза: в инновационном образовании в соответствии с субъект-субъектной парадигмой складывается система условий для развития у младших школьников ценностного самоотношения к своим творческим возможностям, для которых в среде создается зона ближайшего развития и саморазвития.

Частные гипотезы:

1. Развитие креативности может быть успешным при следующих условиях:

• раннее распознавание;

• повышение психологической грамотности родителей, педагогов;

• использование основных компонентов развивающей среды.

2. Комплекс личностных особенностей может выступить как условие развития креативности.

Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено с 2003 по 2006 г. психологическое исследование развития креативности младших школьников в общеобразовательной школе МОУ СОШ № 4 г. Ессентуки и в инновационном образовательном учреждении МОУ лицее № 15 г. Пятигорска.

Всего в исследовании принял участие 361 учащийся 1-4-х классов: 216 младших школьников МОУ лицея № 15 г. Пятигорска и 145 учащихся МОУ СОШ № 4 г. Ессентуки.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

1. Изучение индивидуальных особенностей креативного школьника.

2. Изучение психологических проблем психического развития креативного ребенка.

3. Разработка модели психолого-педагогического сопровождения в развивающей работе с данной категорией детей.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы исследование было спланировано следующим образом:

1-й этап: диагностическое обследование учащихся начальной школы с целью выявления уровня креативности детей в инновационной школе, где была специально организована развивающая среда, и в общеобразовательной школе.

2-й этап: диагностическое обследование креативных школьников с целью:

• выявления личностных особенностей;

• определения их самооценочного отношения к собственным креативным проявлениям;

• исследования отношения креативных школьников к содержанию, методам и формам обучения;

• выявления отношения к креативным проявлениям испытуемых значимых взрослых: учителей и родителей.

3-й этап: диагностическое обследование учителей, преподающих в начальных классах, с целью выявления их уровня креативности и отношения к творчеству.

4-й этап: комплектование на основе полученных диагностических данных основных экспериментальных групп и вспомогательной (фоновой) группы.

5-й этап: организованное целенаправленное воздействие на испытуемых с

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

целью изменения внутренних и внешних условий, обеспечивающих проявления креативности личности; проведение программы, охватывающей всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и учителей, проведение тренинго-вых занятий по личностному саморазвитию и развитию творческих способностей младших школьников (формирующий этап исследования).

6-й этап: повторное диагностическое обследование испытуемых экспериментальных и фоновой групп, оценка достигнутых результатов.

7-й этап: анализ, обработка, интерпретация данных исследования.

В тренинговых занятиях основным контингентом участников были испытуемые экспериментальных групп, однако в тренинговые группы принимались и другие учащиеся по собственному желанию.

Результаты нашего исследования показывают:

• Теоретико-методологический анализ проблемы креативности способствует формулированию актуальности задач исследования, вскрытию основных противоречий в существующих подходах к креативности различных авторов, выделению сензитивных периодов в развитии творческого потенциала ребенка, выделению показателей изучения креативности: беглости, гибкости, разработанности, оригинальности, способности к анализу и синтезу.

• Учителя и родители без предварительной подготовки не в силах оценить уровень креативных проявлений ребенка.

• Младшим школьникам необходим образец для подражания, которым является креативный педагог, способствующий организации пространства таким образом, чтобы у учащихся возникала потребность в инициативе, творчестве, активности, самостоятельности и ответственности. При уважительном отношении педагога к креативным проявлениям личности ученика, т. е. при организации

субъект-субъектных отношений, развитие креативности школьников может быть успешным.

• Создание развивающей среды средствами практической психологии благотворно влияет на развитие творческих проявлений младших школьников, а именно использование основных компонентов развивающей среды:

а) создания атмосферы активности, самостоятельности и творчества;

б) использование принципа психологичности в содержании образования, опоры на ведущий тип деятельности;

в) упор на личностно-ориентирован-ную дидактику, методику преподавания;

г) освоение психологического знания учащимися, педагогами и родителями;

д) формирование нового типа взаимоотношений - субъект-субъектных;

е) комплексность воздействия, охват различных уровней психической организации, начиная с психофизиологического и заканчивая смыслообразующим, личностным.

• Следует различать три круга проблем, испытываемых креативными школьниками: 1) низкая самооценка и самоотношение к своим творческим личностным характеристикам; 2) высокий уровень тревожности при необходимости раскрыться, предъявить себя другим; в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей; в общении со сверстниками и учителями; 3) комплекс неблагоприятных личностных характеристик (ранимость, чувствительность, неуверенность в себе, повышенная впечатлительность, излишнее беспокойство, волнение).

• Сочетание специальных тренинго-вых занятий для школьников, целенаправленной работы с родителями и учителями и использование компонентов учебной развивающей среды позволяет достигнуть оптимального результата по обеспечению системы развивающих условий для креативных проявлений школьников.

• Разработанная «Карта-профиль креативного ребенка» позволяет целостно анализировать показатели креативности личности школьника. Раннее выявление спо-

собностей и специализированные программы обучения способствуют развитию в ребенке плодотворного отношения к учебе и к самому себе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Формирование одаренности //Склонности и одаренность. М.: Педагогика, 1962. 174 с.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Психолог. Психопедагог. Психоисторик. М.: Ин-тут практической психологии; Воронеж: НПО, 1996. 768 с.

3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1983. 172 с.

4. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуаль-но-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 328-348.

5. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 1996. С. 26-32.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Ма-тюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.

8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. 359 с.

9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

10. Матюшкин А. М. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. Т. 5. С. 9-17.

11. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 192 с.

12. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учеб. пос. для студ. вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с.

13. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М: Академия, 2000. 336 с.

14. Рензулли Дж., Рис С. М. Модель обогащающего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С.214-242.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 485 с.

16. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.

17. Юркевич B. C. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. 136 с.

18. Юркевич В. С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С.127-142.

19. Яковлева Е. Л. Психологическое развитие творческого потенциала личности. М.: МПСИ, 1997. 224 с.

20. Torrance E. P. Torrance tests of creative thinking. Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.