Научная статья на тему 'Историко-методологические основы развития креативности младших школьников средствами семейных традиций'

Историко-методологические основы развития креативности младших школьников средствами семейных традиций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
493
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / CREATIVITY / CREATIVE WORK / FAMILY TRADITIONS / SOCIAL AND CULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хабарова Татьяна Юрьевна

В статье раскрываются методологические основы развития креативности младших школьников. Выделяются психолого-педагогические средства формирования данного феномена. Особый акцент делается на роли семейных традиций как наиболе значимых социокультурных образований в формировании креативности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF CREATIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FAMILY TRADITIONS

The article describes the methodological basis for the development of creativity of students. Psycho-pedagogical means of forming this phenomenon are distinguished. The emphasis on the role of family traditions as the most important socio-cultural formations in the formation of creativity of children is made.

Текст научной работы на тему «Историко-методологические основы развития креативности младших школьников средствами семейных традиций»

УДК 159.9:316.356.2

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

© Татьяна Юрьевна Хабарова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной психологии, e-mail: t.xabarova@mail.ru

В статье раскрываются методологические основы развития креативности младших школьников. Выделяются психолого-педагогические средства формирования данного феномена. Особый акцент делается на роли семейных традиций как наиболе значимых социокультурных образований в формировании креативности детей.

Ключевые слова: креативность; творчество; семейные традиции; социокультурная ситуация.

Изучением креативности личности, психологических механизмов стимулирования творчества, описанием феноменологии творческого акта занимались Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, И.Н. Дьяков, Е.С. Ермакова, В.Н. Зинченко, В.В. Кудрявцев,

А.М. Матюшкин, А.П. Нечаев, Н.В. Петровский, Я.А. Пономарев, П.А. Рудик, О.К. Тихомиров, П.М. Якобсон и др. Понятие креативности личности, введенное в научный обиход сравнительно недавно, раскрывалось в работах ученых через понятия «творчество», «творческие способности», «талант», «одаренность». Креативность как психологический феномен относили либо к интеллектуальным способностям, либо к личностным свойствам, не зависящим от уровня развития интеллекта индивида [1, 2].

Особый научный интерес проблема креативности личности вызывала у американских исследователей. В 50-60-е гг. XX в. развернулись серьезные научные исследования данного феномена (Дж. Гилфорд, Н. Коган, Ч. Спирмен, Л. Термен, Е.П. Торренс и др.). Итогом многочисленных исследований за рубежом стало определение креативности в качестве универсальной познавательной творческой способности, которая является продуктом дивергентного мышления, базируется на свойствах общего интеллекта, некоторых личностных характеристиках и способности к продуктивному мышлению.

Отечественные ученые при характеристике креативности указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, связанную с развитием воображения,

фантазии, порождением гипотез (В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров и др.).

Различные аспекты проблемы творческого воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях. Так, Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность воображения состоит в создании нечто нового, содержание творческого воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, т. к. этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии [2-4].

О.К. Тихомиров так характеризовал

креативную деятельность: «С помощью

мышления обеспечивается один из уровней психического отражения, включающий как осознанный, так и неосознанный компоненты, само мышление как деятельность регулируется этими отражениями» [5].

С. Медник рассматривает креативность как процесс переконструирования элементов в новые комбинации согласно поставленной задаче, требованиям ситуации и некоторым специальным требованиям. Суть творчества, по С. Меднику, заключается в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

Фундаментальными работами по изучению креативности являются работы В. Н. Дружинина, который привнес в психологию теорию общих способностей и креативности,

Н.С. Лейтеса, изучавшего возрастную одаренность школьников, А.И. Савенкова, который создал модель развития детской одаренности в образовательной среде, труды Д.Б. Богоявленской, создавшей концепцию одарен-

ности и разработавшей метод «креативного поля», Л.Д. Лебедевой и Н.В. Бибиковой (описали структуру и модель развития креативности детей младшего школьного возраста).

Д.Б. Богоявленская считает, что креативность (творческость) - это способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию. Д.Б. Богоявленская определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Она подчеркивает, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности [6].

Согласно Н.В. Бибиковой и Л.Д. Лебедевой, креативность рассматривается как творческая направленность личности, обладающая творческим мышлением и совокупностью общих и специальных способностей, которые предопределяют творческую деятельность и проявляются в ней [7].

Таким образом, многие авторы подчеркивают деятельностную природу творчества и креативности как способности к творчеству, отмечают направленность на нестандартное, оригинальное решение проблемы в соответствие с поставленной целью. На наш взгляд, креативность можно определить как нестандартный способ организации и осуществления деятельности, включая постановку новых целей, использование ранее не апробированных приемов целедостиже-ния, а также новое распределение ролей.

Достаточно много исследований посвящено изучению структуры креативности, уровней и этапов творческой деятельности. Так, Дж. Гилфорд упоминает шесть составляющих креативности: способность к обнаружению и постановке проблем, способность к генерированию большого числа идей, способность отвечать на раздражители нестандартно, способность усовершенствовать объект, способность к анализу и синтезу. В. Лоу-энфельд описывает восемь схожих составляющих креативности: умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей [2, 4, 5, 8].

Согласно Л.Д. Лебедевой и Н.В. Бибиковой, креативность как целостный феномен

может рассматриваться в трех контекстах: 1) как процесс, 2) как результат творческого процесса, 3) как характеристика креативного типа личности. Структуру креативности авторы представляют следующим образом: творческая направленность личности, продуктивное мышление, специальные способности [2, 7, 9].

На наш взгляд, структура креативности может быть представлена компонентами, выступающими одновременно этапами развития способности к творчеству младших школьников. Так, на основе теоретического анализа научной литературы и современных исследований феномена креативности нами выделены следующие ее компоненты: освоение новых ролей; новое видение цели; преобладание процессуально-эвристического способа выполнения деятельности; нестандартное решение проблемы. Данная структура креативности детей младшего школьного возраста построена с учетом исследований современных отечественных психологов (Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина и др.).

Для развития творческих способностей (креативности) детей необходим новый опыт, который человек и приобретает при освоении новых социальных ролей (первый компонент в структуре креативности). Ролевое перевоплощение в игре способствует развитию воображения ребенка и делает его способным к оперированию образами и комбинированию их в качественно новый продукт деятельности (переход с третьей на четвертую стадию развития творчества детей, по Т. Рибо).

Способность к новому видению цели (второй компонент) ребенок приобретает в результате освоения основных приемов творческого воображения и комбинирования образами восприятия, формирования интереса и мотивации творческой деятельности. В этом плане О.Н. Дьяченко утверждает, что порождение новой идеи, цели и составление плана реализации этой цели являются основными компонентами воображения детей. При этом исследователем замечены различия в целедостижении детей дошкольного и младшего школьного возраста: при построении нового образа дошкольники используют в основном элементы реальности, в отличие от них младшие школьники строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.

Связь креативного мышления с интуитивно-эвристическим мышлением (третий компонент в представленной структуре креативности) описывали в своих работах

В.Ф. Асмус, З.И. Калмыкова, Б.М. Кедров,

O.K. Тихомиров и др. Обзор работ по психологическим проблемам творчества [1, 3-10] приводит нас к выводу, что творческую деятельность нельзя свести только к логике или только к интуиции. Это сложный процесс скачков и взаимопереходов интуитивных и формализованных компонентов мышления. Интуиция обозначает способность индивида отражать в ходе информационного взаимодействия с окружающей средой, наряду с прямым (осознанным), побочный (неосознанный) продукт [8].

В ряде работ мы находим, что креативность предполагает нестандартное решение проблемы, нахождение оригинального решения (четвертый компонент). Дж. Гилфорд и Е.П. Торренс отмечали способность продуцировать необычные, нестандартные идеи, оригинальность решения проблемы в качестве важнейшего компонента креативности личности. Согласно Я.И. Пономареву, расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное [8]. Д.Б. Богоявленская, З.И. Калмыкова, A.M. Матюшкин и другие ученые в широком контексте также определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, нахождение нового решения, создание нового продукта [1, 2, 6]. Таким образом, представленная нами структура креативности в младшем школьном возрасте находит свое подтверждение в ряде психолого-педагогических исследований.

Перейдем к вопросу о влиянии семейных традиций на развитие креативности в младшем школьном возрасте.

Исключительную роль в формировании и проявлении креативности личности играет социальная среда. В младшем школьном возрасте огромное влияние на развитие познавательной сферы ребенка оказывает семейная среда и сложившиеся в семье традиции воспитания. Так, еще Л.С. Выготский указывал на зависимость развития воображения в младшем школьном возрасте не только от интересов, технических умений, комбинаторных способностей, но и от традиций, в которых заложены образцы творческой деятельности народа.

Семейные традиции с позиции психологии и педагогики - это совокупность обычаев и норм поведения, принятых в семье и передаваемых от старшего поколения младшему [11].

Проблема приобщения личности к традициям семьи рассматривалась в работах многих современных исследователей, в которых даны различные трактовки освоения детьми семейных традиций как части общенародной национальной культуры (Е.Г. Бла-гушкин, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич и др.). Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, И.С. Хомякова, Н.А. Стародубова и др. изучали специфику приобщения к домашнему хозяйству; В.М. Иванова, Л.А. Таланова, О.Л. Зверева, Т.А. Репина и другие - особую роль родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка; Л.Д. Вавилова, Д.О. Дзин-тере и другие - применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства, традиций.

В своей работе в качестве важных для формирования креативности младшего школьника мы отмечаем такие семейные традиции, как распределение ролей и обязанностей в семье, традицию к труду (выполнение трудовой деятельности в семье), организацию досуговой деятельности в семье, эстетическое обустройство быта семьи, организацию познавательного развития детей, обеспечение физического развития ребенка, сохранение культурно-исторических традиций семьи, новую форму взаимоотношений между членами семьи, связанную непосредственно с творческой деятельностью ребенка. Так, к примеру, к важным семейным традициям относятся традиции семейных праздников и подготовки к ним, традиции семейного отдыха, правила поведения в семье, распределение обязанностей между членами семьи, трудовые традиции, традиции сохранения памяти об истории семьи, традиции в сфере обучения и профессионального выбора и т. д. Влияние перечисленных выше семейных традиций в младшем школьном возрасте осуществляется посредством таких психологических механизмов, как: подражание, пример, научение, подкрепление, сопереживание, заражение, стимулирование (рис. 1).

распределение ролей в оемье

тСЭДИЛИЯ <труду Б=Ш0ЛНе-Н*1е трудовой дея-

тельнос-ти в :емье)

эстети--г :• м обустройство

5ытэ

семьи

НЭВЭЯ

обеспе- форма

чение взаимо-

фи$и- отнэше-

чесюго ииямежду

развития членами

ребе не семьи

Сем.

распределение обязанностей в семье

организация досутовой деятельности в ва ии

органи-

зация

познава-

тельного

развития

детей

сохранение *гуль— турно-истори-чесжих традиций семьи

Механизм г влияния оемейньк традиций: подражание, пример науче«ие подкрепле*ие сопереянва-ие заражен»« симулирование

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ •расширение социального опыта через освоение социальных ролей

НОВОЕ ВИДЕНИЕ ЦЕЛИ •творческое воображение • мотивация творческом деятельности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЭВРИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ •интуиция •инсзйт

СТИМУЛИРОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ • развитие творческого мышления • аналитикосинтетическая деятельности

СТРУКТУРА ЫРЕ АП БНОСП I МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Условия семейной среды., способствующие развитию креативной личности • достат>чное внимание

эмоцио-агь^э? и псмслоп*есая

Рис. 1. Влияние семейных традиций на развитие креативности детей младшего школьного возраста

Для усвоения семейных ценностей и для создания интереса ребенка к традициям семьи необходим позитивный психологический климат в семье. В числе условий семейной среды, способствующих развитию креативности младшего школьника, отметим условия, выделенные Н.В. Бибиковой: достаточное внимание, формирование мотивации как доминанты творческой деятельности, положительное подкрепление нестереотипного поведения, различных проявлений творчества, эмоциональная и психологическая поддержка креативной активности, креативность самих родителей [7].

Таким образом, креативность представляет собой нестандартный способ организации и осуществления деятельности, включая постановку новых целей, использование ранее не апробированных приемов целедости-жения, а также новое распределение ролей. Креативность в младшем школьном возрасте можно представить в виде структуры, включая новое видение цели, освоение новых социальных ролей, процессуально-эврис-

тический способ выполнения деятельности, нестандартное решение проблемы. Формирование креативности младшего школьника средствами семейных традиций осуществля-

ется через подражание и личный пример креативной деятельности взрослого, научение и подкрепление, стимулирование творчества, сопереживание и заражение. Развитие креативной личности ребенка в младшем школьном возрасте будет проходить более успешно, если создаются условия для проявления и реализации креативности, такие как: положительное подкрепление нестереотипного поведения, пример креативного поведения со стороны взрослых, психологическая поддержка креативной активности, доверительные отношения и внимание к ребенку, формирование мотивации творческой деятельности.

1. Баранова Л.В. Психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте: монография. Тамбов, 2009.

2. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст «развитие». Ульяновск, 2004.

3. Вишневая Н.Э. Развитие креативности младших школьников в процессе обучения // Еже-

годник Российского психологического общества: в 8 т. СПб., 2003. Т. 2. С. 125-128.

4. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. Новосибирск, 2001.

5. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

6. Богоявленская Д. Б. К вопросу о понятии одаренности и методам ее идентификации // Ежегодник Российского психологического общества: в 8 т. СПб., 2003. Т. 1. С. 516-520.

7. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Модель развития креативности личности в педагогическом процессе // Акмеология: личностное и профессиональное развитие. М., 2004. С. 257-260.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

9. Бибикова Н.В. Педагогические условия развития креативности личности // Акмеология: личностное и профессиональное развитие. М., 2004. С. 232-234.

10. Турчак С.К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д,

2007.

11. Баринова Т.М. Семейные традиции: содержание и формирование: монография. Магадан,

2008.

Поступила в редакцию 22.06.2010 г.

UDC 159.9:316.356.2

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF CREATIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FAMILY TRADITIONS

Tatyana Yuryevna Khabarova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social Psychology Department, e-mail: t.xabarova@mail.ru

The article describes the methodological basis for the development of creativity of students. Psycho-pedagogical means of forming this phenomenon are distinguished. The emphasis on the role of family traditions as the most important sociocultural formations in the formation of creativity of children is made.

Key words: creativity; creative work; family traditions; social and cultural situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.