Психологические науки Экспериментальные и теоретические исследования
УДК 159.923
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ОБОГАЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
О.Ю. Барабаш, Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова (Одесса, Украина), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье представлены результаты исследования креативных тенденций личности подросткового возраста в обогащенной образовательной среде. Проводился анализ динамики показателей личностной креативности, характеристик креативных проявлений и самооценки креативности в зависимости от типа образовательной среды. Показано, что субъектный компонент образовательной среды, который реализуется во взаимодействии между субъектами образовательного процесса является наиболее важным фактором в развитии креативности школьника-подростка.
Ключевые слова: творческое мышление, креативность, подросток, образовательная среда.
Исследования влияния образовательной среды на проявления творческих способностей подростков являются важным эмпирическим путем анализа фундаментальной проблемы психологии - проблемы детерминации психического развития.
На современном этапе развития науки и образования исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических исследований. В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Д. Гилфорд, К. Роджерс, П. Торренс, В. Франкл и др.); созданы теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, ее диагностики и развития в школьном возрасте (Д.Б. Богоявленская, И.П. Волков, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Е.Л.
1
Мельникова А.И. Савенков, О.К. Тихомиров, Э.Д. Телегина, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Е.Л. Яковлева и др.) и в дошкольном детстве (Е.С. Белова, О.М. Дъяченко, М.В. Ермолаева, К.В. Тарасова и др.).
В современных исследованиях творческого мышления все большее внимание уделяется условиям формирования креативности. Обзор научной литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на актуальность темы, вопрос формирования и развития креативности личности остается не решенным, наблюдается многозначность дефиниций креативности. Данную категорию принято рассматривать чаще как свойство или черту личности, способность, результат или процесс, реже как интегральную характеристику и потенциал.
В подростковый период показатели креативности возрастают, но, как правило, под воздействием определенных социально-психологических факторов и в результате создания благоприятных условий. Анализ условий креативности в подростковом возрасте в контексте их связи с процессом адаптации к новым или изменяющимся условиям обучения показывает, что система школьного обучения в некоторых случаях может блокировать, а не выявлять креативность учеников. В ряду внешних факторов, мешающих развитию креативности, исследователи называют отсутствие поддержки среди окружения (родителей, учителей, друзей), недостаточное материальное обеспечение и т.п.
Важным условием в развитии креативности подростка является реализация им своей индивидуальности, поскольку раскрытие творческих возможностей школьника зависит от его внутреннего потенциала, понимания им своих способностей, то есть своего «Я» в форме самосознания. Рост всех показателей креативности ребенка происходит именно в период подросткового возраста. Причем больше всего растут показатели скорости, гибкости, оригинальности. Однако, указанный рост возможен только в результате постоянного развития данных показателей и под воздействием благоприятных социальных и психологических условий. При этом на рост показателей креативности могут повлиять: специфичность информации, получаемой ребенком, объем знаний внешнего (предметного) мира, а также взаимоотношения с определенной социальной группой и уровень развития самосознания школьника.
Главным условием, которое существенно определяет развитие креативности подростка, является содержание и характер взаимоотношений подростка со взрослыми, а также позиция взрослого в
этом общении. Особенно ярко это проявляется в период адаптации подростка к новым или изменяющимся условиям обучения, поскольку трудности этого периода могут блокировать проявление у него творческих способностей.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте остается учебная, что ставит вопрос о влиянии образовательной среды на динамику креативности личности. На основе теоретического анализа образовательная среда была определена как совокупность условий, влияющих на развитие личности учащегося как активного субъекта данной среды.
Эффективное развитие креативности в процессе обучения в средней школе возможно при целенаправленном влиянии на творческие процессы в целом, а также обеспечении условий благоприятной обогащенной креативной образовательной среды - внешних и внутренних факторов и исключении действия барьеров и препятствий творчества. При этом организация обогащенной образовательной среды определяется как обеспечение совокупности условий, связанных с материально-техническим и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, а также с созданием условий творческого комфортного взаимодействия школьников между собой, с учителями, родителями; использованием разных методов и средств активизации деятельности, которая обеспечивает творческое развитие личности и т.п. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение относится к предметному, а условия творческого взаимодействия и использование методов стимуляции развития творческого потенциала личности, создаваемые педагогическим коллективом учебного заведения -к субъектному компоненту образовательной среды.
На диагностическом этапе данного исследования была установлена взаимосвязь уровня развития креативности и образовательной среды, однако оставалось не выясненным, какой ее компонент: предметный или субъектный, - способствует позитивной динамике развития креативности.
В рамках данного исследования мы поставили задачу изучить влияние субъектного компонента обогащенной образовательной среды на развитие креативности подростков.
Объектом исследования явились креативные способности учащихся.
Предметом исследования выступил субъектный компонент в
обогащенной среде, влияющий на развитие креативности подростков.
В качестве основного методического инструментария исследования динамики развития креативности у подростков в обогащенной образовательной среде был выбран модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), предназначенный для детей и подростков от 5 до 17 лет и состоящий из трех частей. Для определения уровня развития когнитивных и эмоционально-волевых компонентов креативности у подростков использовалась методика диагностики творческих способностей (креативности) личности. Авторами данной методики являются О. Коломийцева, К. Ермоленко и М. Саврасов. С помощью данной методики изучаются творческие способности личности (креативность).
В данном исследовании принимали участие учащиеся средних школ г. Одессы, в частности средней школы № 50 и средней школы № 37, которая имеет театральные и хоровые классы, т.е. целенаправленно обучает детей с творческими способностями. Работа проводилась со школьниками 7-9 классов. Специфика выборки заключалась в том, что часть учащихся перешла учиться в школу со специальными творческими классами, а часть учащихся продолжила обучение в обычной школе. Группа учащихся, обучающаяся в неспециализированных школах, была отнесена к контрольной группе, тогда как дети, изменившие образовательную среду, составили экспериментальную группу.
Для проведения исследования был выбран лонгитюдный план с тестированием нескольких переменных двух рандомизированных групп.
Таблица 1
Различия в динамике характеристик личностной креативности у подростков в нормативной образовательной среде
Методика Показатели X 1-кри- X ^кри-
К7 К8 терий К8 К9 терий
X 11 О Общий показатель 53,51 54,81 -0,62 54,81 55,77 -0,46
0) т Т £ й- ^ Любознательность 14,96 15,15 -0,35 15,15 15,4 -0,45
О * е 1 Воображение 12,36 12,87 -0,81 12,87 13,19 -0,52
X о. и О £ Сложность 13,15 13,42 -0,47 13,42 13,7 -0,5
та О ^ та X Рискованность 13,04 13,38 -0,66 13,38 13,49 -0,22
Примечание: X - среднегрупповой показатель; К - контрольная группа; Э экспериментальная группа; 7 - данные в 7-ом классе; 8 - данные в 8-ом классе; 9 - данные в 9-ом классе;
Анализ проводился для выявления динамики показателей личностной креативности, характеристик креативных проявлений и самооценки креативности в зависимости от типа образовательной среды.
Как видно из таблицы, у подростков, обучающихся в нормативной образовательной среде, незначительное возрастание общего показателя личностной креативности происходит в основном за счет развития любознательности и воображения, что соответствует нормативной возрастной динамике.
Таблица 2
Различия в динамике характеристик личностной креативности у подростков в обогащенной образовательной среде
Методика Показатели X t-кри- X t-кри-
Э7 Э8 терий Э8 Э9 терий
s i О Общий показатель 55,7 61 -2,51* 61 73,28 -6 47***
и I CJ X X и й- 4 о х е г Любознательность 15,34 16,62 -2,23* 16,62 20,02 -7,02***
Воображение 13,08 14,49 -2,09* 14,49 17,11 -4,21***
X Q-О Ф g. * Сложность 14,19 15,38 -2,03* 15,38 18,45 21***
Е" <® О £ X Рискованность 13,09 14,51 -2,71* 14,51 17,7 -6,72*"
Примечание: X - среднегрупповой показатель; К - контрольная группа; Э экспериментальная группа; 7 - данные в 7-ом классе; 8 - данные в 8-ом классе; 9 - данные в 9-ом классе; * - р<0,05; *** - р<0,001.
У подростков из обогащенной образовательной среды можно отметить значительное увеличение всех показателей личностной креативности. При этом наиболее значительные изменения в уровне развития личностной креативности и ее характеристик отмечается к концу 2-го года обучения в обогащенной образовательной среде.
Таким образом, в условиях обогащенной образовательной среды, у подростков возрастает любознательность, стремление узнать что-то новое, развивается воображение, склонность к выбору сложных задач, не имеющих однозначного решения или имеющих несколько путей решения, отрабатываются навыки отстаивания своего мнения, его аргументации, а
также учета и уважения к мнению одноклассников и взрослых.
Далее перейдем к сравнительному анализу качественной динамики характеристик креативных проявлений у подростков, обучающихся в различных образовательных средах. Данные, полученные в ходе исследования за период обучения детей-испытуемых подросткового возраста в нормативной и обогащенной образовательных средах представлены в табл.3-4.
Таблица 3
Различия в динамике характеристик креативных проявлений у подростков в нормативной образовательной среде
Методика Показатели X 1>кри-терий X 1-кри-терий
К7 К8 К8 К9
Шкала Вильямса Общий показатель креативных проявлений 34,71 34,82 -0,05 34,82 34,83 -0,01
Оценка родителей 42,92 43,36 -0,19 43,36 43,57 -0,09
Оценка педагогов 26,49 26,28 0,1 26,28 26,1 0,08
Как видно из представленных таблиц, из нормативной образовательной среды практически отсутствует динамика креативных проявлений у подростков-испытуемых. Незначительно возрастает оценка родителей, в то время как педагоги со временем склонны более низко оценивать креативность детей.
Таблица 4
Различия в динамике характеристик креативных проявлений
у подростков в обогащенной образовательной среде
Методика Показатели X 1>кри-терий X ^критерий
К7 К8 К8 К9
Шкала Вильямса Общий показатель креативных проявлений 38,94 40,71 -0,91 40,71 42,2 -0,79
Оценка родителей 43,81 45,66 -0,9 45,66 47,06 -0,7
Оценка педагогов 34,07 35,75 -0,88 35,75 37,34 -0,85
У подростков из обогащенной среды виден явный рост самооценки творческих проявлений в основном благодаря родительской и педагогической поддержке (значимый рост оценки творческих проявлений детей родителями и учителями).
Таким образом, наиболее важным фактором обеспечивающим рост творческих проявлений у детей подросткового возраста является субъектный компонент обогащенной образовательной среды. Именно
поддержка креативности подростков педагогами, их собственный пример, использование приемов, развивающих креативность в ходе обучения, обуславливают повышение креативности у детей подросткового возраста.
Это подтверждается данными, полученными при сравнительном анализе самооценки креативности подростками (табл. 5-6). Согласно данным, полученным в ходе исследования и представленным в таблице, в ходе обучения в нормативной образовательной среде у испытуемых подростков отмечается незначительный рост самооценки когнитивного компонента креативности, но при этом снижаются показатели эмоционально-волевого компонента, а также общая самооценка креативности.
Таблица 5
Различия в динамике самооценки характеристик личностной креативности у подростков в нормативной образовательной среде
Методика Показатели X t-кри-терий X t-кри-терий
К7 К8 К8 К9
Методика диагностики креативности личности Когнитивный аспект 5,55 5,91 -1,11 5,91 6,3 -1,21
Эмоционально-волевой аспект 22,09 22,38 -0,27 22,38 20,87 1,48
Общий показатель самооценки креативности 27,64 28,28 -0,52 28,28 27,17 0,94
Следует отметить, что снижение показателей происходит в 9-ом (выпускном) классе. Подобный эффект можно объяснить тем, что организация подготовки к выпускным экзаменам предполагает поощрение нестандартных способов решения задач, тогда как личностная креативность и инициатива подростка педагогами не приветствуется, так как может «мешать» образовательному процессу, направленному на весь класс.
Таблица 6
Различия в динамике самооценки характеристик личностной креативности у подростков в обогащенной образовательной среде
Методика Показатели X 1-кри-терий X 1-кри-терий
37 Э8 Э8 Э9
Методика диагностики креативности личности Когнитивный аспект 5,94 7,23 -6,10* 7,23 11,98 -17 4***
Эмоционально-волевой аспект 22,81 23,58 -0,8 23,58 26,38 б***
Общий показатель самооценки креативности 28,75 30,81 -2,1*** 30,81 38,36 .9,6***
По полученным данным видно, что у испытуемых-подростков, обучавшихся в обогащенной образовательной среде, с течением времени наблюдается последовательный рост самооценки креативности и всех ее компонентов. Отметим, что наибольший прирост показателей наблюдается за период обучения в 9-ом классе, в отличие от контрольной группы, что также связано с оцениванием креативности подростков педагогами и ее поощрением, а, следовательно, с субъектным компонентом образовательной среды.
Таким образом, полученные данные подтверждают значимую роль именно субъектного компонента образовательной среды, как нормативной, так и обогащенной.
Именно субъектный компонент образовательной среды, который реализуется в ряде приемов и методов организации взаимодействия между субъектами образовательного процесса является наиболее важным фактором в развитии креативности и раскрытии творческого потенциала личности.
Литература:
1. Ашанин, В.С. Структурная, функциональная и онтологическая роль креативности в мыслительной деятельности человека / В.С. Ашанин, Е.В. Басенко, Я.И. Пугач, С.С. Пятисоцкая // Слобожанський науково-спортивний вюник. - 2010. - № 2. - С. 155-162.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д.Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
3. Гнатко, М.М. Психолопчн передумови роботи з обдарованими дтьми: Методичн рекомендаци / М. М. Гнатко - Луцьк, 1996. - 26 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 2005. - № 10. - С. 101 - 109.
5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Серия «Мастера психологии» / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 448 с.
6. Морозов, А.В. Теоретико-методологические проблемы определения и диагностирования креативной одаренности [Электронный ресурс] / А.В. Морозов. - Режим доступа к статье: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nivoo/2011_6/08.pdf
7. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
8. Роменець, В.А. Психолопя творчостк навч. поабник / В.А. Роменець - 2-е вид., доп. - К.: Либщь, 2001. - 288 с.
9. Солдатова, Е.Л. Креативность в структуре личности (На примере развития креативности в подростковом возрасте): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.Л. Солдатова. - СПб., 1996. - 173 с.
10. Татьянчиков А.О. Вплив со^ально-психолопчних фающв на розвиток креативност в процес адаптаци пщлтав до навчання в середнм данц школи / А.О. Татьянчиков // Вюник ЛНУ iменi Тараса Шевченка. -2011. - № 14 (225). - Ч. II. - С. 62-67.
Barabash, O.Ju. Osobennosti projavlenija tvorcheskih sposobnostej podrostkov v obogashhenoj obrazovatel'noj srede / O.Ju. Barabash //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - 2013. - №4. - S. 19-27.
© ОЮ. Барабаш, 2013.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. — • —
Подписано в печать 30.12.2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013.
Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.